Влияние личности воспитателя на развитие личности ребенка

Влияние личности воспитателя на развитие личности ребенка thumbnail

Татьяна Лукьянова
Влияние роли воспитателя на формирование личности дошкольника

Очень важную роль в формировании психики ребенка играет воспитатель. Образцами для подражания в поведении дошкольника служат родители и конечно воспитатель.

Дети видят неподдельную радость воспитателя, когда в чем-либо они добиваются успеха, огорчение, когда у них неудача, беспокойство, когда малыш ошибается.

Воспитатель способствует знакомству детей с жизнью людей, которые могли бы служить достойными образцами поведения (сказочные герои, герои рассказов).

Все правила, которым обучают детей в детском саду, постепенно усложняются. В младшем дошкольном возрасте, детей учат соблюдать режим, обращаться с игрушками. Формируют культурно-гигиенические навыки.Также детей этого возраста учат тому что : 1. нельзя драться;

2. нельзя кричать;

3. нельзя отнимать у товарища;

Чем взрослее становится дошкольник, тем больше и сложнее правила взаимоотношений. Усвоение их происходит с большим трудом.

Быстрее других воспринимают педагогические требования и усваивают их как правило поведения дети, перешедшие из ясельных групп в группы детского сада, пришедшие из семей, где их воспитывали правильно. Очень большую роль в освоении правил поведения дошкольником имеет педагогическая оценка. Когда воспитатель поощрает все успехи ребенка в выполнении правил, дети осваивают их быстрее.

Разумными являются формы самоутверждения дошкольника.

Воспитателю необходимо дать ему возможность для удовлетворения потребности в признании взрослыми его поступков, самоутверждения.

Если ребенок не находит понимания у воспитателя, то он находит другие формы самоутверждения, не лучшим образом влияющие на его психическое развитие (разрушает созданные другими постройки, нарушает дисциплину). Важно верно понять истинные мотивы такого поведения ребенка и скорректировать собственную педагогическую деятельность.

Стремясь к самоутверждению, дошкольники получают мотив соревновательности выиграть, победить, быть лучше других. Особенно заметно это стремление у старших дошкольников.

Они любят сравнивать свои успехи с успехами других, могут прихвастнуть, очень переживают свои неудачи.

Интерес к чему- то новому у дошкольника может и не проявляться, если он всего лишь пассивно наблюдает за окружающим. Воспитатель должен помочь ребенку включиться в процесс активного познания действительности. Необходимо использовать в работе с дошкольниками элементы проблемного обучения, дающие возможность ребенку самостоятельно обнаружить новые качества предметов и явлений окружающего мира. С целью развития познавательных интересов у дошкольников (5 – 7 лет) используют насыщенный труд. Дети самостоятельно проращивают семена. Выращивают овощи, наблюдают за ростом растений. Важное значение в формировании поведения личности дошкольника имеют нравственные мотивы. К концу дошкольного возраста среди этих мотивов преобладают общественные желания сделать приятное, нужное людям. Принести пользу.

Уже в дошкольном возрасте в поведении одних детей проявляются формы созидательного типа личности, у других- разрушительного.

Воспитателю важно по незначительным на первый взгляд признакам заметить проявление определенной тенденции и умело скорректировать развитие ребенка, как личности, обеспечить каждому ребенку полноценные пути самовыражения и самоутверждения.

Ребенок с высокой самооценкой чувствует себя более уверенно, смелее, активнее проявляет свои интересы, способности, ставит перед собой более высокие цели.

Влияние взрослых на формирование самооценки дошкольника велико. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы его поведение было примером для его воспитанников.

Источник

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области  средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооружённых сил СССР

п.г.т.  Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Влияние личности педагога на развитие личности

ребенка дошкольника.

Нет более гуманной, творческой, серьёзной, нужной профессии, как профессия – педагог. Именно она является фундаментом всех профессий в мире. Эта профессия по состоянию души, по зову сердца!

Воспитатель – это не только носитель различного рода служебных (ролевых)обязанностей, призванный исправлять, учить, приучать ребенка. В этой связи вспоминается высказывание К. Д. Ушинского(1948) о том, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что «воспитательная сила изливается только от живого источника человеческой личности.» Способность воспитателя «быть личностью» во многом определяет процесс воспитания. Природа воздействия воспитателя на личность дошкольника сложна, глубока и многогранна.

Только педагог «ведёт ребёнка по жизни»: обучает, воспитывает, направляет, развивает ребёнка, как личность.

Роль педагога в развитии ребенка – это повседневная работа с детьми, знание их способностей, интересов, умение доставить радость от новых творческих открытий. Ролью педагога еще является надежная защита от негатива окружающего мира, умение привить ребенку положительные качества, определить способности ребенка. Педагогу нужно уметь постоянно находиться в мире детства, фантазии и сказки.

Быстрее других воспринимают педагогические требования и усваивают их как правило поведения дети, перешедшие из ясельных групп в группы детского сада, пришедшие из семей, где их воспитывали правильно. Очень большую роль в освоении правил поведения дошкольником имеет педагогическая оценка. Когда воспитатель поощрает все успехи ребенка в выполнении правил, дети осваивают их быстрее.

Разумными являются формы самоутверждения дошкольника.

Воспитателю необходимо дать ему возможность для удовлетворения потребности в признании взрослыми его поступков, самоутверждения.

Если ребенок не находит понимания у воспитателя, то он находит другие формы самоутверждения, не лучшим образом влияющие на его психическое развитие (разрушает созданные другими постройки, нарушает дисциплину). Важно верно понять истинные мотивы такого поведения ребенка и скорректировать собственную педагогическую деятельность.

Стремясь к самоутверждению, дошкольники получают мотив соревновательности выиграть, победить, быть лучше других. Особенно заметно это стремление у старших дошкольников.

Они любят сравнивать свои успехи с успехами других, могут прихвастнуть, очень переживают свои неудачи.

Интерес к чему- то новому у дошкольника может и не проявляться, если он всего лишь пассивно наблюдает за окружающим. Воспитатель должен помочь ребенку включиться в процесс активного познания действительности. Необходимо использовать в работе с дошкольниками элементы проблемного обучения, дающие возможность ребенку самостоятельно обнаружить новые качества предметов и явлений окружающего мира. С целью развития познавательных интересов у дошкольников (5 – 7 лет) используют насыщенный труд. Дети самостоятельно проращивают семена. Выращивают овощи, наблюдают за ростом растений. Важное значение в формировании поведения личности дошкольника имеют нравственные мотивы. К концу дошкольного возраста среди этих мотивов преобладают общественные желания сделать приятное, нужное людям. Принести пользу.

Уже в дошкольном возрасте в поведении одних детей проявляются формысозидательного типа личности, у других- разрушительного.

Воспитателю важно по незначительным на первый взгляд признакам заметить проявление определенной тенденции и умело скорректировать развитие ребенка, как личности, обеспечить каждому ребенку полноценные пути самовыражения и самоутверждения.

Ребенок с высокой самооценкой чувствует себя более уверенно, смелее, активнее проявляет свои интересы, способности, ставит перед собой более высокие цели.

Влияние взрослых на формирование самооценки дошкольника велико. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы его поведение было примером для его воспитанников.

Источник

Екатерина Сергеевна Дубикова
Влияние личности педагога в дошкольном возрасте

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дубикова Екатерина Сергеевна

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 33»

dubikova84@mail.ru

Период дошкольного детства – важный период в развитии ребенка. В настоящее время проблема дошкольного воспитания и развития все больше привлекает к себе внимание. На первый план выходит интерес к личностному развитию ребенка, особенностям его социализации, сохранению и формированию психических и физических качеств ребенка.

Все это говорит о необходимости обратить внимание на деятельность дошкольных образовательных организаций с точки зрения развития у детей общечеловеческих ценностей, а также коммуникативных умений и навыков в процессе контактирования с другими людьми.

Главная роль в процессе развития ребенка играет личность педагога. От того, как ведет себя воспитатель, от его личностных качеств, от характера и манеры общения с детьми зависят особенности развития ребенка в дошкольном детстве.

В настоящее время помимо государственных (бюджетных) организаций существуют и другие варианты детских садов. Поэтому привычные муниципальные учреждения дошкольного образования тоже становятся на путь изменения. Современные условия требуют от дошкольной организации в целом и от педагога в частности пересматривать весть образовательно-воспитательный процесс, ориентируя его на гуманистическую направленность.

Большинство воспитанников дошкольных образовательных учреждений находится длительное время в течение дня в группе детского сада, а значит, под наблюдением и в непосредственном контакте с педагогом (воспитателем). Воспитательно-образовательная деятельность педагога – это процесс непрерывного общения с детьми. Его эффективность напрямую влияет на результаты деятельности педагога.

Постоянная включенность в общение с детьми в течение рабочего дня требует от воспитателя больших нервно-психических затрат, эмоциональной устойчивости, терпения, контроля за внешними формами поведения. Процесс воспитания осуществляется постоянно в прямом контакте с детьми как беспрерывный выбор и обоснование воспитателем своей шкалы ценностей, своих убеждений, взглядов, настроений.

Конечно, на формирование личности ребенка влияет не только общение с воспитателем. Несомненно, важную роль в формировании играет общение с семьей и со сверстниками. Но все же общение с педагогом в дошкольной организации оказывает несомненное влияние.

Взаимодействие с педагогом, родителями, сверстниками создает чувство эмоционального благополучия в новом для ребенка мире. У ребенка существует потребность в эмоциональной поддержке, он стремиться к взаимопониманию и сопереживанию, все это определяет необходимость личностного общения.

В силу того, что ребенок в детском саду находится в группе ровесников, а группа эта управляется воспитателем, последний становится практически наравне с родителями наиболее референтным лицом. В силу возраста ребенок еще не может без общения со взрослыми устанавливать контакты, поэтому взаимодействие с педагогом помогает ему познавать себя и других и оказывает непосредственное влияние на особенности развития ребенка, а также на особенности его общения со сверстниками.

Влияние педагога на развитие личности ребенка несомненно. Поэтому так важна гуманизация деятельности воспитателя. Именно отношение к ребенку как полноценной индивидуальности способствует улучшению эмоционально-психологического состояние воспитанника детского сада.

В дошкольном детстве закладываются основы нравственного поведения, а так как ребенок познает мир, копируя поведение взрослых, то от поведения воспитателя зависит дальнейшее развитие ребенка. Именно своим примером педагог демонстрирует воспитанникам примеры социального поведения.

В возрастании необходимости гуманизации влияния воспитателей на развитие личности дошкольников, на формирование социально приемлемых навыков, приобретаемых детьми в среде сверстников под руководством педагога. Процесс общения с окружающими, установление доброжелательных отношений зависит от многих факторов, одним из которых является нервно-психическое состояние личности в процессе жизнедеятельности и в момент взаимодействия с окружающими. Учитывая особенные отношения воспитателей с детьми дошкольного возраста, а именно подражание поведению взрослых, желание демонстрировать одобряемые педагогом поступки, мы обращаем внимание на личностные особенности воспитателей, их психологическое здоровье.

При этом несомненно важным мы считаем сохранение психического здоровья детей посредством уменьшения конфликтного напряжения в группе детей и оптимизации стиля руководства детским коллективом со стороны педагога.

Обращаясь к системе дошкольного воспитания, можно отметить, что многие дети с нежеланием посещают детский сад, объясняя это трудностями взаимоотношений со сверстниками, отрицательными сторонами отношения воспитателя и формальным, не учитывающим их индивидуальных особенностей режимом детского сада. В совокупности эти значимые факторы приводят к низкой личностной и социально-психологической адаптации детей, что не способствует их полноценному психическому развитию, а в ряде случаев, является источником тревожности детей и во всех случаях неблагоприятно отражается на последующей адаптации к школе.

Все это говорит о влияние личности педагога на развитие воспитанников детского сада. Если педагог формально подходит к своей деятельности, не включается эмоционально в процесс взаимодействия и общения с детьми, то дети получают негативный опыт коммуникативных процессов, сами часто боятся вступать в новый контакт. Под влиянием такого педагога дети не смогут получить нужные навыки общения.

В группах же, где педагог открыто идет на контакт с детьми, доброжелателен в общении, дети и сами стремятся к общению со сверстниками, к установлению контактов и вне дошкольной организации в том числе.

Личность педагога безусловно влияет на успешное всестороннее и гармоничное развитие дошкольников. Именно воспитатель является созидателем личности, доверенным лицом общества, которому оно доверяет самое дорогое, самое ценное – детей.

Именно педагог, воспитатель, как никто другой, оказывают влияние на становление личности ребенка. Именно характер воспитателя, его убеждения и мировоззрение, его личностные качества оказывают воздействие на развитие ребенка дошкольного возраста. Ведь вместе с передачей детям знаний, умений и навыков воспитатель формирует у них зародыши мировоззрения, отношение к окружающему миру, воспитывает высоконравственные качества личности, чувство долга и ответственности, эстетические вкусы и поведение в соответствии с требованиями современности.

Оптимизировать педагогический процесс в дошкольном учреждении с целью обеспечения готовности детей к школе невозможно без постоянного роста мастерства воспитателей, повышения ответственности, четкости в работе всех, кто причастен к воспитанию детей.

Ребенка дошкольного возраста воспитывать нелегко, ведь работа с детьми этого возраста требует от педагога сочетание материнской любви к своим воспитанникам, постоянной заботы об их здоровье, самочувствии с четкой организацией учебно-воспитательного процесса. Воспитатель должен обеспечить общее психическое развитие ребенка наряду с физическим и духовным. Именно поэтому, такие высокие требования предъявляются к личности воспитателя, его идейной и профессиональной подготовке. Жизнь доказывает, что формировать всесторонне и гармонично развитую личность необходимо с самого раннего возраста, и делать это должны высокообразованные, эрудированные, преданные педагогическому делу люди.

Своим собственным поведением, культурой проявления чувств воспитатель формирует личность ребенка. Дошкольники во всем пытаются подражать своему наставнику, он для них является представителем и образцом рода человеческого. Силой воспитательного воздействия на детей является сочетание внешней и внутренней культуры педагога.

Решающее значение в воспитании детей имеют личностные качества воспитателя – его скромность, честность, справедливость, умение понимать ребенка, делить с ним радость и печаль. Сочетание этих качеств, а также педагогическое мастерство является движущей силой воздействия педагога на детей. Таким образом, педагогическое мастерство представляет собой синтез личностных качеств воспитателя, его знаний, умений и навыков.

В любой деятельности есть обычные работники и настоящие мастера своего дела. Мастер достигает высокого профессионального уровня и совершенства. Он не останавливается на достигнутом, творчески работает над собой, стремится воплотить в практику новое, оригинальное. Чтобы стать специалистом – мастером, недостаточно одних знаний, необходимо еще и умение творчески применять эти знания.

Таким образом, группа детского сада – это первый организованный коллектив, в который попадает ребенок и под влиянием которого происходит развитие личности. Взаимоотношения в детском коллективе складываются по большей части по образцу поведения взрослых. Поэтому взаимосвязь личности педагога и благоприятного психологического климата в группе детей неоспорима.

Источник

Значение личности педагога в развитии и самореализации личности ребенка

Психотерапия – терапия душой. Этимология этого слова помогает понять его суть. В слове «психотерапия» два корня: «психо» (в переводе «душа») и «терапия» (в переводе «уход, забота, лечение»). По аналогии с арт-терпией – терапией искусством и трудотерапией – терапией трудом, можно сказать, что психотерапия – это не терапия души, а терапия душой. Таким образом, следует отметить, что психолог работает прежде всего собой, а уже потом можно говорить о методиках и формах работы. Полагаю, что то же самое можно сказать о педагоге дополнительного образования. Дети – самые тонкие психологи, они эмпатичны, восприимчивы, безошибочно определяют настроение и состояние того, кто находится рядом. Педагог занимает чрезвычайно важное место в жизни своего воспитанника, является образцом для подражания. Дети копируют модели поведения, способы контактирования с окружающим миром. Поэтому педагогу так необходимо непрерывно работать над собой, самосовершенствоваться, развиваться; соответствовать современному социуму, быть мобильным, творческим, умеющим видеть и решать проблемы, находить и применять нужную информацию.

Из-за информатизации общества, разросшейся сети Интернет, образовательной средой для современного учащегося является не только школа и учреждения дополнительного образования, но и весь мир. Ребенку трудно ориентироваться в таком обширном потоке информации самостоятельно. Он, зачастую, не имеет нужного ориентира развития. Для этого ему на помощь должен прийти мудрый, знающий, справедливый педагог. В основе учебной деятельности дополнительного образования, бесспорно, лежит сотрудничество педагога и учащегося, ведь только благодаря субъект-субъектному взаимодействию возможно установление прочного дружеского контакта. Главное, к чему стремиться педагог – развить способность к самообучению, сформировать те базовые ценности, которые станут вектором самостоятельного развития ученика.

Человек – животное социальное (по Аристотелю), без общества он существовать не может. Поэтому в процессе становления личности так важно полноценное разностороннее общение со сверстниками и взрослыми. К сожалению, в современном мире с обилием социальных сетей многие больше общаются виртуально, а реального общения не хватает. Кроме этого многие дети и подростки испытывают некоторые трудности в общении: не знают, как вести себя в конфликтной ситуации, как понимать и выражать свои чувства, как слышать и реагировать на чувство другого.

Полагаю, что помощником и учителем конструктивного общения должен стать именно педагог в учреждении дополнительного образования, потому что именно здесь учащиеся проводят свое свободное время и получают те знания, которые не успевают освоить в стенах общеобразовательной школы.

Казалось бы, мы с самого детства непрерывно общаемся. Каждый человек в той или иной мере обладает коммуникативными навыками. Поэтому возникает справедливый вопрос: какова необходимость в отдельном курсе «Азбука общения», который нацелен на развитие компетенции социального взаимодействия. Под компетентностью социального взаимодействия понимают умение взаимодействовать с обществом, общностью, коллективом, семьёй, друзьями; умение вести себя в конфликтных ситуациях, погашение конфликтов; сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого человека (раса, национальность, религия), а также опыт и готовность взаимодействовать с другими людьми, сотрудничать в группе, находить адекватные разным ситуациям решения.

Курс «Азбука общения» помогает получить ответы на многие интересующие вопросы, поговорить с товарищами о себе и о них. Но, полагаю, это не главное, что происходит на занятиях, главное – это искренний интерес педагога ко всем  участникам группы, который распространяется на детей, со временем они начинают охотнее говорить о себе, потому что остальные с вниманием слушают, искренне задают вопросы.

Работая с детьми, я проявляю неподдельный интерес, инициирую разговор о каждом, о чувствах, впечатлениях, которые возникают в процессе работы, внимательно слежу за реакцией всех членов группы в ответ на слова одного из них. Иногда иду за энергией группы, меняя запланированный ход занятий, чтобы удовлетворить актуальные потребности подростков. На занятиях каждый имеет время и пространство для проявления себя, для обозначения собственных потребностей, социально одобряемого выражения своих чувств.

Одной из отличительных особенностей учреждений дополнительного образования является то, что ребята посещают занятия только если хотят их посещать. Осознание этого факта накладывает большую ответственность на педагога: он должен быть всегда интересен учащимся. Этого можно достичь только постоянно развиваясь и самосовершенствуясь. В современном мире у подрастающего поколения нет пиетета к старшим. Они чаще всего общаются с взрослыми на равных, а именно поэтому так важно вызывать интерес к общению и желание учиться. Трудно не согласиться с тем, что в настоящее время дети превосходят взрослых во многих навыках. Например, они быстрее ориентируются в бесконечно меняющейся жизни. Поэтому процесс обучения протекает в обе стороны, не только дети учатся у педагога. Если старшие поколения воспитаны на авторитете взрослых, то современные дети не боятся своей правоты. И на слова педагога «нельзя» они без зазрения совести спрашивают: «почему нельзя?». Они не боятся спорить, задавать вопросы, поэтому так важно быть подкованным и осведомленным, ведь ответ: «потому что так нужно»,- явно не является удовлетворительным для них.

Современным детям сложно без общения. Им важно всегда быть на связи, они ценят тех, с кем легко и приятно быть в одной компании, хотят развивать в себе компетенции социального взаимодействия. Задача педагога – быть мудрым наставником, верным другом, интересным собеседником. Нельзя не согласиться с английской пословицей: «не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас, воспитывайте себя».

Литература:

  1. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Пригожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2005. – 368 с.
  2. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата современного образования Электронный ресурс. / И.А. Зимняя // Интернет-журнал “Эйдос”. 2006. – 24 с.
  3. Калинина, Н.В. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде: психолого-педагогическое сопровождение / Н.В.Калинина. Ульяновск: УИПК ПРО, 2004. – 228 с.
  4. Кэррел, С. Групповая психотерапия подростков / С. Кэррел. – СПб.: Питер, 2002. – 224 с.
  5. Шишковец, Т.А. Осложненное поведение подростков: причины, психолого-педагогическое сопровождение, коррекция: Справочные материалы / Т.А. Шишковец. – М.: 5 за знания, 2006. – 192 с.

Источник