Влияние лепки на развитие речи ребенка

Влияние лепки на развитие речи ребенка thumbnail

Надежда Кузнецова
Развиваем речь через лепку

Консультация для родителей и педагогов.

Как вы думаете, почему в последнее время уровень речевого развития детей заметно снизился? Да потому, что с детьми все меньше и меньше говорят родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики.

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность маленького ребенка, тем лучше развита его речь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учить соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Кроме того, известно, что у человека существует не только слуховая и зрительная, но и тактильно-двигательная память. Эта память включается в работу, когда мы что-то показываем или каким-то образом действуем.

Педиаторы и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка, так же как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка – один из самых эмоциональных из продуктивных видов изобразительной деятельности.

Лепка – это не только забавные игрушки и радость совместного общения,это и:

координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики;

разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, веса) ;

возможность создания объемных поделок;

умение планировать работу и доводить ее до конца;

богатое воображение.

Техника лепки – самая безыскусная, но при этом самая развивающая. В лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух полушарий.

Есть несколько способов лепки.

1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных частей.

2. Пластический – детали предмета вытягиваются из целого куска.

3. Комбинированный – сочетании в одном изделии разных способов лепки.

4. Рельефная скульптура – объемное изображение, выступающее над плоскостью, образующей его фон.

Виды рельефов:

-барельеф – низкий рельеф (изображение выступает над плоскостью менее чем наполовину (монеты, медали) ;

-горельеф – высокий рельеф (отдельные части могут полностью выступать над плоскостью (стены архитектурных сооружений) ;

-контррельеф – вдавленный рельеф (изображение углублено в плоскость) .

Перечислим приемы лепки:

• скатывание шариков (с использования этого приема начинается любая работа): кусок пластилина помещают между ладоней и совершают круговые движения ладонями;

• раскатывание столбиков движениями ладоней вперед-назад на дощечке;

• сплющивание или расплющивание между пальцами или ладонями шариков и столбиков;

•прищипывание или вытягивание: защипнуть пластилин между двух или трех пальцев и слегка потянуть;

•вытягивание отдельных частей из целого куска: большим и указательным пальцами постепенно нажимая на пластилин со всех сторон (можно раскатать столбик только с одной стороны и получить зауженную конусообразную форму) ;

• вдавливание большим пальцем углубления на поверхности формы;

• соединение деталей в единое целое и сглаживание мест соединения;

• рисование на пластилине способом контррельефа при помощи стека, заостренной палочки;

• украшение поделки различным дополнительным и природным материалом;

• оформление предмета мелкими деталями, вылепленными из пластилина;

• смешивание в одном куске пластилина нескольких цветов;

В последнее время в магазинах можно найти различный материал для лепки. Глину, пластилин разного вида, воск и т. д. Можно и самим приготовить мягкий, пластичный материал на скорую руку – соленое тесто. Приготовить его можно двумя способами.

1способ. Смешать 0, 5 стакана муки, 0, 5 стакана соли, 0, 5 стакана воды и 1 чайную ложку растительного масла. Тесто готово к работе.

2способ. Смешать 1 стакан муки, 0, 5 стакана соли, 1 стакан воды и 1 столовую ложку растительного масла и 2 столовые ложки лимонной кислоты. Варить, помешивая 2-3 минуты.

Тестопластика достаточно новый вид прикладного искусства. Ваша фантазия не будет знать здесь границ. Придумывайте свои картины, панно, лепите с детьми сюжеты из сказок, появление нового всегда поддерживает детский интерес. Дерзайте! Творите!

Источник

Приветствую на канале «Мама в бигуди»! Меня зовут Дарья. И у меня трое детей: 2 сына и дочка, поэтому я не понаслышке знаю, с какими проблемами сталкиваются мамы при формировании речи своих детей. То долго не говорит, то нет связанной речи, то на «птичьем» разговаривает, то не все звуки правильно произносит, то элементарно не может сформулировать свою мысль.

Со старшим сыном нам пришлось очень много и долго заниматься у логопедов. И все специалисты в один голос советовали больше лепить.

Почему именно лепка

Наверное ни для кого не секрет, что упражнения для развития мелкой моторики рук нужно прежде всего из-за близкого расположения центров в головном мозге человека, которые обеспечивают речь и движения пальцев. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны развития речи.

Речевые центры в коре головного мозга напрямую связаны с импульсами, исходящими от пальцев рук. Первоначальные слоги появляются при освоении тонких движений рук, а в дальнейшем развитие речи зависит от тренированности пальчиков.

Намучившись со старшим сыном с походами к #логопедам, я теперь настойчиво предлагаю своим младшим детям пластилин. Вы мне скажете, что можно и фасоль с гречкой перебирать. Это так. Но ведь делая #поделки из пластилина, мы развиваем и эстетические взгляды наших детей.

Читайте также:  Загадки игры для развития логики у ребенка

Ниже вы сможете посмотреть видео, как слепить простого яркого пришельца из воздушного (легкого) пластилина.

Когда начинать

Начинать заниматься развитием #мелкой моторики необходимо как можно раньше. А в 3-5 лет – продолжать для подготовки к школе. И даже школьнику не стоит бросать, потому что уровень его интеллекта напрямую будет зависеть от умения делать точные движения руками и пальцами.

Какие материалы выбрать для лепки

Чаще всего мы лепим из пластилина. Причем не простого, а воздушного (легкого).

В прошлом году в сети «Перекресток» проходила акция с подарками в виде пластилина «Hey-Clay Залипаки». Мне тогда очень понравился этот пластилин. Акция пользовалась большой популярностью, и подарки быстро разобрали.

Я все искала, где можно купить такой #пластилин. Ура! Теперь пластилин «Hey-Clay Залипаки» снова в России, и его можно приобрести на Озон.

Пластилин «Hey-Clay Залипаки» – очень классный. Сейчас на Озоне на него скидка как раз. Фото автора канала “Мама в бигуди” https://zen.yandex.ru/rastimdetej

Какие действия совершать с пластилином

На этапе обучения лепке лучше использовать простые формы – колечки колбаски, шарики. Уже из них можно изготовить множество других поделок.

Какие действия я делаю с детьми для развития мелкой моторики:

· мнем и отщипываем;

· надавливаем и размазываем;

· скатываем шарики;

· раскатываем колбаски;

· делаем отпечатки.

В этих простых упражнениях нам очень помогает пластилин Hey-Clay Залипаки”, потому что он позволяет раскатывать колбаски и лепить детали толщиной менее 1 мм. Это, конечно, очень здорово тренирует пальчики.

А домашний котик, которого раньше было не отмыть от пластилина, с интересом сидит рядом – запах-то приятный.

Какой пластилин выбрать

По совету специалистов мы берем для занятий импортный пластилин, отличающийся исключительной мягкостью и яркостью. Он не пачкает руки и одежду, легко очищается.

Тут бесспорным лидером является пластилин “Hey-Clay Залипаки”, потому что цвета очень яркие, насыщенные, при этом он не опасен, потому что изготовлен по стандартам ЕС и США. Такой пластилин гораздо мягче обычного на ощупь. А также избавляет маму с папой от известных проблем, так как не прилипает к одежде и мебели. А вот детали фигурок прилепить друг ко другу не составит труда.

А через 24 часа пластилин “Hey-Clay Залипак”и застывает и становится игрушкой. При этом не растрескивается и хранит форму, а цвет остается ярким и насыщенным.

Такая игрушка может быть подарена на день рождения или как сувенир. Фото автора канала “Мама в бигуди” https://zen.yandex.ru/rastimdetej

Даже маленький ребенок сможет что-то самостоятельно сделать бабушке или другу в детский сад. И каждый, кто возьмет в руки такой #подарок, может не мыть руки – они остаются чистыми и без маслянистости. Усилиями воображения и пальцев герои из любимого мультика могут появиться в доме, а инопланетяне сыграют в увлекательную игру.

На видео ниже вы сможете посмотреть, как легко и быстро слепить пришельца в наушниках из пластилина “Hey-Clay Залипаки”.

Лайфхак для родителей, которые хотят отдохнуть

Я помню, как я уставала, когда приходила с работы домой, и мне приходилось еще выполнять «домашние задания» логопеда по лепке. Сейчас есть выход для уставших родителей – приложение “Hey-Clay Залипаки”.

Ребенок, даже довольно маленький, сможет сам по приложению слепить фигурку, которая изображена на коробке. Будьте уверены, ему хватит и нужных цветов, и пластилина. А пошаговая видео инструкция с веселым и приятным интерфейсом позволит получить красивую фигурку, именно такую, как нарисовано на упаковке пластилина “Hey-Clay Залипаки”.

Приложение доступно и для Андроид, и для iPhone. Чтобы скачать приложение, достаточно отсканировать QR-код на упаковке.

В приложении легко разобраться ребенку самому. Оно с русской озвучкой. Дети могут просто «залипать» в приложении. Девушка-диктор говорит: «Возьми синий пластилин, раскатай его в руках, должно получиться 4 лапки». Ребенок смотрит в приложение и считает: «Один, два, три, четыре – все правильно, четыре лапки». Для бесплатной активации инструкций, необходимо ввести код, находящийся внутри коробки.

Таким образом, полет фантазии будет подстегнут, и тишина в доме установится на некоторое время. Очень яркие цвета принесут радость, а необычные формы создаваемых монстриков развеселят надолго.

После лепки остатки материалов можно положить обратно в коробку. Они не засохнут, и ими можно будет воспользоваться позже.

Переходите по ссылке и выбирайте наборы (18 баночек для большого количества фигурок) или одиночные модели (5 баночек 5 цветов) потрясающего пластилина “Hey-Clay Залипаки”. Я уверена, вам и вашим детям он понравится также, как и нам.

Далее в видео мой сын покажет, как лепить яркого и необычного пришельца Музона, используя приложение “Hey-Clay Залипаки”.

Сейчас есть все для развития наших детей. Особое внимание, на мой взгляд, стоит обратить развитию речи, потому что первоначальные проблемы с формированием речи у малышей выливаются в невозможность хорошо учиться в школе.

А лепка как нельзя лучше решает множество проблем, и с речью в том числе. Лепка воздушным пластилином – потрясающее занятие, и не только для детей, но и для взрослых, ведь мы лепили уже давно и совсем другим пластилином. Важно приобретать только качественные и безопасные материалы для творчества и занятий. Выбирайте лучшее для ваших детей!

Читайте также:  Отклонения и нарушения в развитии ребенка

Источник

Лепка из глины ребенком

Одним из сложных процессов для каждого ребенка является развитие речи. У одних детей первые слова появляются достаточно рано, у других намного позже. Чтобы речевая активность у ребенка была в норме, с ним обязательно необходимо заниматься, побуждать к разговору, стараться учить его новым словам и фразам, но не перегружать чрезмерно его психику.

Речь ребенка по своему формированию схожа с этапами развития человечества в целом: появлением жестов, возгласов, определенных слов и в последствие словесной речи. И так как речь человечества формировалась благодаря труду, речевая активность ребенка тоже зависит от его деятельности и увлечений. Если его окружают множество предметов, круг понятий малыша соответственно расширяется. А, если в игре ребенка есть определенные ограничения, словарный запас заметно беднеет.

Немаловажным фактором в процессе формирования речи играет контакт со взрослыми. Многими учеными уже доказано, что речевые центры, расположенные в коре головного мозга напрямую связаны с импульсами, исходящими от пальцев рук. В связи с этим лепка из глины будет только способствовать совершенствованию мелкой моторики рук, а в последующем и речи. Начальные слоги появляются благодаря освоению ребенком тонких движений рук, а от дальнейшей тренированности пальчиков будет зависеть уже последующее развитие речи.

Тренировать моторику рук необходимо продолжать и в возрасте трех-пяти лет, чтобы подготовить малыша к школе. А здесь занятия лепкой будут как раз заменять пальчиковые игры. Благодаря освоению этого искусства, уровень интеллекта ребенка будет зависеть не от хорошего владения ножницами или карандашом, а от умения выполнять точные движения руками.

Глина помогает развить всевозможные стороны личности ребенка:

  • Маневренность и силу пальцев;
  • Координацию движения рук;
  • Развитие речи;
  • Моторику рук.

Ребенок лепит из глины

При изготовлении собственной поделки ребенок получит схожий эффект, что и на массаже. А если у него присутствуют дефекты речи, можно изготавливать отдельные части скульптуры, а потом соединять их в единое целое, при этом делать акцент на объяснении происходящего. Объяснив свои действия, попросите малыша, чтоб и он прокомментировал свои. Перед началом лепки можно поинтересоваться у него, что он хочет слепить, какого размера, конфигурации и как это желает украсить. С удовольствием малыш познает новые области искусства. Кроме того, стимулирование речи ребенка отлично скажется на словарном запасе школьника.

После завершения лепки, необходимо попросить ребенка, чтобы он проанализировал свой труд, дал оценку изделиям своих друзей, рассказал о полученных впечатлениях.

Необходимо сказать, что кроме развития речи, лепка оказывает психотерапевтическое воздействие. Когда малыш изготавливает фигурки животных, дает им забавные клички, разыгрывает сюжет из сказок или мультфильмов, он учится строить взаимоотношения. А тем более, когда эта игрушка создана своими руками, ребенок к ней бережно относится. Группе деток можно предложить слепить разных персонажей, а после занятий лепки разыграть спектакль. Таким образом, ребятишки будут взаимодействовать друг с другом, грамотно формировать и излагать свои мысли и идеи. Групповая коллективная работа благотворно повлияет на развитие речи, восприятие ребенка, поскольку умение решать общие задачи в коллективе – важнейший элемент для будущего ученика.

Источник

Светлана Сергань
«Пластилинография как способ развития речи ребёнка»

Психолого-педагогический портрет группы воспитанников.

Дети посещают логопедическую группу МАДОУДСКВ №15 станицы Старо-минской и имеют III уровень речевого развития. Дошкольники III уровня речевого развития могут более свободно общаться с окружающими. Их речь развернутая, фразовая с остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Важно заметить, что у некоторых речь понятна только близким взрослым. Самостоятельное общение остается затрудненным. Словарь детей продолжает отставать от возрастной нормы. В своих самостоятельных рассказах дети нередко лишь перечисляют изображенные предметы и действия, останавливаются на второстепенных деталях, упуская главное в содержании. При пересказе возникают затруднения в воспроизведении логической последовательности действий. Нарушено звукопроизношение.Наиболее типичным является: замена звуков более простыми по артикуляции, смешение, недифференцированное произнесение звуков, смазанное произношение некоторых звуков. Слоговая структура сложных слов и слов со стечение согласных – нарушена. Страдает и речевая активность – дети неохотно пользуются речью для достижения своих целей, общения. Неполноценная речевая деятельность в ряде случаев накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Важно отметить, что у всех детей группы отмечается пониженный уровень развитияосновных свойств внимания: недостаточная его устойчивость, трудности включения, распределения и переключения внимания. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей заметно снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Имеются специфические особенности их мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом выполняют операции сравнения, обобщения. Эти дети, неловки, движения их плохо координированы недостаточно развита моторика рук. «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев», – писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет, и стремиться делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка.

Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например,такими: игры с мелкими предметами – пазлы, мозаика, бусины; пальчиковые игры; массаж кистей и пальцев; лепка. Необходимо подчеркнуть, что развитие мелкой моторики ребенка, стимулирует активную работу головного мозга и совершенствует координацию движений.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Читайте также:  Врач по развитию ребенка

Необходимо отметить, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большее влияние на развитие активной речи ребёнка, чем тренировка общей моторики. Давно было известно, что при травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека не только утрачивается речь, но и тонкие движения пальцев правой руки, хотя сама область двигательной проекции пальцев оставалась не затронутой.

Исследования ученых доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев, в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстаёт – отстаёт и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Таким образом, развитие функции рук и речевой функции дошкольника шло параллельно и взаимосвязано. По мере совершенствования функции рук, выполнявших все более и более тонкую и дифференцированную работу, увеличивалась и площадь их представительства (особенно представительства кисти руки) в коре головного мозга. Необходимо обратить внимание, что этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи; нужно стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

В процессе своей работе привлекала родителей к активному участию в процессе по развитию мелкой моторики и развития речи ребёнка.

«Пластилинография как способ развития речи ребёнка»

Актуальность опыта «Пластилинография, как способ развития речи ребёнка» определяется, прежде всего, ведущей ролью развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Данная проблема особенно сейчас актуальна. Количество детей, имеющих речевые трудности, очень сильно растет.

Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Фактически руки в данный период жизни являются для ребёнка дополнительным речевым органом. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае если развитие двигательной активности рук отстаёт от нормального течения, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому рисование пластилином благотворно скажется и на развивающемся вербальном аппарате ребёнка. Эта техника кропотливая, интересная, необычная и очень приятная. Она способствует развитию тактильных ощущений, развивает мелкую ручную моторику, расширяет представления детей о окружающем мире, развивает внимание, любознательность детей, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координацию движений их точность, ориентировку в пространстве, счетные операции, подвижность артикуляционного аппарата, просодические компоненты речи.

Тактильная активность, особенно ярко проявляемая дошкольниками именно при рисовании пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у ребёнка фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка.

Изобразительное искусство прекрасно и многогранно. Путь в этот мир начинается в душе человека. Художественное творчество – это во многом работа, исходящая от сердца. Настоящим художником может стать только тот, кто всей душой проникается искусством и приложит максимум усилий для совершенствования своего мастерства. Художественное творчество, пронизанное душевным теплом, создает прекраснейшие произведения.

В прямом смысле это касается работ с пластилином, потому что каждая частичка этого материала, прежде чем стать мазком картины, согревается теплом рук мастера. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов из пластилина вызывает повышенный интерес к творческому процессу и приносит удовлетворения результатами, побуждая к последующей деятельности.

Каждое новое творческое для ребёнка – это не просто умение, навыки, опыт; это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи «рука – мозг».

В воспитании ребёнка нет, и не может быть мелочей, и такая забавная и не серьёзная, на первый взгляд, вещь, как пластилин, может при грамотном подходе сыграть немалую роль в том, чтобы малыши выросли всесторонне развитыми.

Влияние лепки на развитие речи ребенка

Новизна представляемого педагогического опыта.

Проводимая мною работа показывает, что системность и поэтапность деятельности с использованием нетрадиционной техники «Пластилинографии», способствуют формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраст способствует:совершенствованию качества развития моторных умений детей с нарушением речи; развитию тактильных ощущений;расширению представлений детей об окружающем мире;

у детей хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки;дети свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами;в работах детей преобладают новизна и оригинальность;у детей появился повышенный интерес, творческая активность;

Влияние лепки на развитие речи ребенка

алое количество детей даёт возможность для индивидуального контакта.

Новизна моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста нетрадиционным методом «пластилинографии», оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, развивает навыки ручной умелости, формирует механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Считаю, что работа в данном направлении будет продолжена, ведь она является частью моего педагогического мастерства.

Влияние лепки на развитие речи ребенка

Источник