Влияние культурной среды на развитие ребенка

Влияние культурной среды на развитие ребенка thumbnail

«Социокультурная среда» и ее влияние на развитие ребенка

Необходимыми элементами структуры социокультурной среды является система отношений, культура, пространство деятельности и временная организация жизни, или пространственно-временной хронотип, где каждое учреждение, входящее Ассоциацию социокульт.учр.поселка занимает свое место.

Социокультурная среда, обеспечивающая эффективное развитие личности ребенка, должна характеризоваться:

– относительной стабильностью и устойчивостью-форма Ассоциативных отношений наших учреждений способствуют этому)

– связью, взаимодействием, непротиворечивостью различных дополняющих и взаимнокомпенсирующих друг друга пространств, в которых протекает жизнь ребенка;(важным условием нашего взаимодействия-совместное планирование работы ,организация совместных проектов («поющий Силикатный)

– как следствие взаиомодействия – побудительный, а не запрещающий характер регламентации творческой жизни ребенка; (родитель и кл.руководитель заинтересован в возможности выбора творческой деятельности, а главное в умелом согласовании, выделении приоритетов на различных этапах взаимодействия), т.е.ребенок не поставлен в рамки жесткого выбора что важнее, есть возможность успеть, а значит выпоняется след характеристики среды

1. «творимостью» среды ребенком как условием его самореализации, воплощения себя во внешнем мире;

2. достаточным богатством, разнообразием различных элементов среды, побуждающих делать выбор и дающих возможность найти свою социокультурную нишу;

В условиях взаимодействия работа учреждений характеризуется направленностью на общекультурные нормы и ценности, воспринимаемые ребенком как нечто само собой разумеющееся, являющееся необходимым условием.

Исследователями доказано и позитивное, и негативное воздействие среды на человеческую личность: социокультурная среда может и формировать, и деформировать человека, обогащать или опустошать, в зависимости от того, что человек отбирает из нее и чему он противостоит. Ребенок – это формирующаяся личность, воздействие социокультурной среды является определяющим фактором его личностного развития.

Социальное развитие ребенка связано с основными этапами его творческого роста в культурно-досуговой деятельности. Первоначально заложенные в ней возможности изменяются в соответствии с личностным смыслом школьника. Развитая личность, как отмечал С.Л. Рубинштейн, есть развитая сущность исходной сущности человека. Определяющие детерминанты этого процесса, очевидно, заложены не в каких-то одних потенциалах, а в их совокупности, включающей деятельность, культуру, индивидуальность и духовный мир личности. Ярким примером являются ученица, буде представлять школу на конкурсе «Ученик года».Емельянова Екатерина – ребенок с хорошими, но не выдающимися природными данными и творческими способностями – Эти исходные положения помогут нам выявить совокупность социально-педагогических факторов, которые определяют творческого развития.

Оптимальное совершенствование творческих способностей происходило в той среде, которая наиболее благоприятна для школьника.

Екатерина посещала хореографическое отделение ДШИ.(входила в состав Ансамбля «Сонет», жесткого отбора по физическим данных в Ансамбль нет, основной характеристикой для успешных занятий является работоспособность ребенка. Но известно, что Ансамбль является ведущими хореографическим коллективом региона). В условиях анализа и грамотного взаимодействия педагогов, работающих с данным конкретным ребенком – возникла необходимость дополнительного развития коммуникативных умений – выразительной речи,умения декламации.Работа учителя литература,библиотекаря.

Взаимодействие стало успешным судя по результатам Всероссийского конкурса, в котором она участвовала. Успешность ребенка стало возможным благодаря следующим элементам благоприятной социокультурный среды

субъектов социотворческого процесса – ребенок – педагог средней школы – педагоги дополнительного образования. творческой общности (школа дши библиотека), самого процесса творческой деятельности на всех ее этапах, а также объективных условий для осуществления творчества.

Личность может менять свое место в социокультурной среде, постоянно переходя из одной микросреды в другую, тем самым, конструируя свою социокультурную среду. Мобильность в среде, инвариантность различных проявлений создает особые условия для инициативы и самостоятельности, творчества и самоутверждения, свободы социальной и творческой ориентации, оценок и предпочтений.

В пространстве социокультурной среды нашего поселка действует множество инициативно-творческих образований.

– группа «Степ ту дэнс», которая была создана в результате молодежного инициативного проекта

– редакция школьной газеты «ДЕЛЬФin»

– творческий клуб участников конкурса «Живая классика», которые являются участниками мероприятий различного уровня

– инициативная группа проекта «Танцующий Силикатный», которое представит свое твочество на концерте к Юбилею поселка

направленность на социализацию, врастание в мир человеческой культуры и в тоже время “индивидуализация, открытие и утверждение своего уникального и неповторимого “Я”. В этот период возрастает ценность общества сверстников.

Различные отношения, детерминированные социокультурной средой влияют на творческие способности школьников через психолого-педагогические механизмы, обеспечивающие эффективность познания и освоения опыта творческой деятельности, актуализацию и развитие потенциальных возможностей, творческих черт характера личности, мотивационно-потребностной сферы.

Для перехода от репродуктивного освоения социально-художественного опыта к конструированию собственных отношений и продуктивно-творческой деятельности необходима творческая полноценность среды, обогащение ее располагающими к творчеству элементами, коррекция межличностных и деловых отношений, что целиком и полностью зависит от соответствующих социально-педагогических условий. Это положение разделяется многим учеными. Например, А.Г. Ковалев отмечает, что признание творческих проявлений имеет тем большую основу, чем “раньше и отчетливее выступают оригинальные творческие элементы”. Таким образом, для творческого роста младшего школьника имеет значение цивилизованность, креативность среды, насыщенность материальными условиями, разнообразие качественных линий развития.

В процессе репродуктивной деятельности преобладает действие культурно-досуговой среды, складывающейся из взаимодействия ближайшего социального окружения и клубных микросред общения и деятельности..

Клубная микросреда, доминирующая в процессе осуществления репродуктивной деятельности, ведет за собой развитие. В этом особенно ярко проявляется диалектика творческой деятельности, которая концентрирует все интеллектуальные, эмоционально-чувственные и творческие возможности. Таким образом, культурный хронотип определяет и ведущий тип деятельности на данном этапе (учение, труд), который, по мнению А.Н. Леонтьева, подготавливает переход к “новой высшей ступени развития”. Значимость ведущей деятельности проявляется в том, что элементы учебной деятельности постепенно начинают сочетаться с творческой и приобретать более важный смысл.

Усвоение социально-художественного познания, интенсивно происходящее в рассматриваемый момент развития, ставит перед необходимостью подчинения творческих задач и потребностей, возникающих в ближайшем окружении, единой стратегии, задаваемой досуговой деятельностью. Студийная среда приближает творческую личность к реальному выполнению различных видов творчества. Все это позволяет говорить о появлении у младших школьников микросоциальных отношений, в которых начинает формироваться личность через актуализацию заложенных в ней свойств.

Все выше сказанное позволяет выделить группу социокультурных факторов, определяющих эстетическое развитие в среде:

· сочетание управляемых и спонтанных проявлений, способствующих взаимодействию между средами,

· круги общения и сотворческой деятельности в различных средах,

· сочетание индивидуализации и межсредовых контактов в процессе творческой деятельности,

· интегрирование форм педагогической деятельности в микро- и макросреде.

Учитывая влияние данных факторов, можно целенаправленно строить методику формирования основ эстетического воспитания младших

Таким образом, эффективность социокультурной, внеучебной деятельности школы пропорционально зависит от обогащения ее продуктивными формами сотрудничества школы и социально-культурными учреждениями поселка и района.

Источник

    1. Понятие «социокультурная среда» и ее влияние на развитие ребенка

Необходимыми элементами структуры социокультурной среды является система отношений, культура, пространство деятельности и временная организация жизни, или пространственно-временной хронотип, где образовательное учреждение занимает свое место.

Социокультурная среда, таким образом, понимается как многомерное иерархически построенное системное образование, включающее в себя следующие элементы: физический мир, систему существующих отношений между людьми и общественными институтами; культуру, традиции и обычаи; «пространство» или «набор общедоступных деятельностей», условия непосредственной жизнедеятельности и хронотип.

Современный педагог должен учитывать влияние среды на развитие личности. Социокультурная среда, обеспечивающая эффективное развитие личности ребенка, должна характеризоваться:

– относительной стабильностью и устойчивостью,

– связью, взаимодействием, непротиворечивостью различных дополняющих и взаимнокомпенсирующих друг друга пространств, в которых протекает жизнь ребенка;

– побудительным, а не запрещающим характером регламентации жизни; присвоенностью, осмысленностью всех видов деятельности, в которые включается ребенок;

– «творимостью» среды ребенком как условием его самореализации, воплощения себя во внешнем мире;

– достаточным богатством, разнообразием различных элементов среды, побуждающих делать выбор и дающих возможность найти свою социокультурную нишу;

– направленностью на общекультурные нормы и ценности, воспринимаемые ребенком как нечто само собой разумеющееся, являющееся необходимым условием.

На младшего школьника социокультурная среда влияет как совокупность социальных и природных условий. Исследователями доказано и позитивное, и негативное воздействие среды на человеческую личность: социокультурная среда может и формировать, и деформировать человека, обогащать или опустошать, в зависимости от того, что человек отбирает из нее и чему он противостоит. Поскольку младший школьник – это формирующаяся личность, воздействие социокультурной среды является определяющим фактором его личностного развития. В философии социокультурная среда определяется как совокупность трех составляющих:

1) мегасреда – современный социальный мир, окружающий человека и определяющий духовную и социально-психологическую атмосферу эпохи. К факторам, формирующим личность младшего школьника, относятся условия существования и культура всего человечества, культура, хранящая программы деятельности и общения в виде различных знаковых систем, «распредмечивая» которые человек становится культурным.

2) макросреда – общество, страна, к которым принадлежит индивидуум. Влияние макросреды обеспечивают общественные условия и культура данного общества через такие факторы, как средства массовой информации и социальные институты (детский сад, школа, учреждения культуры).

3) микросреда – социальное окружение младшего школьника в лице трех основных групп: семьи, учебно-трудового коллектива, друзей. Специфику каждой из этих групп определяют возрастные и когортные (культурные, по уровню образования и т.д.) различия.

Кроме этих факторов, можно выделить влияние биологических и психологических особенностей человека, обстоятельств его личной жизни.

Социальное развитие ребенка связано с основными этапами его творческого роста в культурно-досуговой деятельности. Первоначально заложенные в ней возможности изменяются в соответствии с личностным смыслом младшего школьника. Развитая личность, как отмечал С.Л. Рубинштейн, есть развитая сущность исходной сущности человека. Определяющие детерминанты этого процесса, очевидно, заложены не в каких-то одних потенциалах, а в их совокупности, включающей деятельность, культуру, индивидуальность и духовный мир личности. Эти исходные положения помогут нам выявить совокупность социально-педагогических факторов, которые определяются механизмами творческого развития.

Оптимальное совершенствование творческих способностей происходит в той среде, которая наиболее благоприятна для младшего школьника. Социокультурная среда предполагает наличие трех обязательных элементов: субъектов социотворческого процесса, творческой общности (студии, клуба, группы), самого процесса творческой деятельности на всех ее этапах, а также объективных условий для осуществления творчества.

Исходной идеей мы будем считать положение о том, что личность может менять свое место в социокультурной среде, постоянно переходя из одной микросреды в другую, тем самым, конструируя свою социокультурную среду. Мобильность в среде, инвариантность различных проявлений создает особые условия для инициативы и самостоятельности, творчества и самоутверждения, свободы социальной и творческой ориентации, оценок и предпочтений.

В пространстве социокультурной среды действует множество инициативно-творческих образований. В них немалую роль играют субкультуры, непрерывно взаимодействующие с макросредой и создающие самостоятельную канву для вхождения в нее. В связи с этим активизируется творческий потенциал каждой отдельной личности. Не случайно многие авторы считают, что молодое поколение само формирует свой социум.

Субкультура обладает свойствами развивать и формировать ребенка. Для нее свойственны направленность на социализацию, врастание в мир человеческой культуры и в тоже время “индивидуализация, открытие и утверждение своего уникального и неповторимого “Я”. В этот период возрастает ценность общества сверстников.

Различные отношения, детерминированные социокультурной средой, включают в себя широкий спектр контактов с социальным миром, природой, сферой искусств, отношения в пространстве ближайшего социального окружения. Эта совокупность отношений (познавательных, эстетических, духовно-нравственных, творческих) влияет на творческие способности школьников через психолого-педагогические механизмы, обеспечивающие эффективность познания и освоения опыта творческой деятельности, актуализацию и развитие потенциальных возможностей, творческих черт характера личности, мотивационно-потребностной сферы.

Как нам представляется, личностные факторы в процессе творчества приобретают характер стимулов к продвижению вперед и становятся детерминирующими. В этом видится “саморазвитие сил, заложенных в каждом человеке”. Каждая способность, наличествующая в человеке, стремится “выйти из состояния безжизненности и стать развитой силой”.

Источник

Марина Барсукова
«Дети и современная социокультурная среда». Консультация для родителей

Основные проблемы современной социокультурной среды развития ребенка.

• Семейные ценности – заметно снизилась ценность детско-родительского общения, совместного времяпрепровождения, домашних традиций и обычаев, семейного единения.

• Стремительный рост новых (информационных) технологий – привел к замене живого общения, культурно-развлекательных походов в кино, театр, музеи.

• В детской культуре все меньше места остается традиционным для нашей страны играм и игрушкам, книгам и фильмам, национальным героям и персонажам.

• Экономическая глобализация влечет за собой глобализацию культурную, ведущую к формированию у детей вненациональных стандартов.

• Многие знания современных детей об окружающем мире являются умозрительными, не подкрепленными личным практическим опытом, что становится серьезным препятствием для последующего усвоения материала школьных учебников.

• Современное телевидение оказывает агрессивное и негативное воздействие на сознание ребенка, разлагая систему традиционных культурных ценностей.

• Доминирование компьютерных развивающих и обучающих программ в образовании современных дошкольников приводит к деформации опыта социального взаимодействия ребенка со взрослыми.

• Снижается уровень освоения ребенком доступных ему социальных норм, правил поведения в обществе, способов взаимодействия с окружающими людьми – детьми и взрослыми.

• Снижается значение в детской жизни сюжетно-ролевой игры. Современные дети мало играют вместе, не умеют договариваться, принимать во внимание интересы других, им неинтересно общаться друг с другом.

• Снизился уровень нравственного развития дошкольников.

• Приоритет личных интересов в сознании современного ребенка находит свое отражение в таком явлении, как незнание имен некоторых детей в группе, а иногда и воспитателей.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

В последнее время наметилась достаточно безрадостная тенденция – родители, родив детей, торопятся как можно скорее снова выйти на работу, вновь заняться делами, зарабатыванием денег. Возможно, это и правильно, возможно, сейчас темп жизни именно таков, что главное в жизни – ущипнуть щедрый кусок из пирога прогресса. При этом страдают больше всего дети, которые, оставшись без родительской опеки, или начинают больше смотреть телевизор, или, что более типично для нашего времени, попадают под влияние интернета.

Дети и компьютер

Современный ребенок рано знакомится с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки домашней техники. Став старше, ребенок проводит за компьютером столько времени, что родители начинают переживать за него и ругать со-временный мир. Педагоги обвиняют компьютер в том, что у детей падает уровень текстового мышления, т. е. дети не могут адекватно пересказывать тексты. Врачи также ругают компьютер за то, что он портит здоровье ребенка.

Многим родителям нравится, что дети не балуются, не носятся по улице, а мирно сидят дома за компьютером. В результате родители даже не подозревают, какую информацию черпает их ребенок из компьютера. Они не догадываются, что машина становится для ребенка не только источником знаний, но постепенно эмоционально заменяет ему родителей.

Что же делать? Не пускать компьютер в дом? Остановить технический прогресс? Конечно, нет. Компьютер станет помощником, учебным пособием и прекрасно разовьет творческие способности детей. Но при одном условии — если родители освоят компьютер вместе с ребенком; помогут ему найти сайты о животных, природе, технике, обо всем, что ребенку интересно. Вместе с детьми родители могут создать свой сайт и принимать участие в разных конкурсах. Родителям нужно познакомиться с компьютер-ными играми и не допускать в дом игры из серии «Стреляй и убивай». Необходимо также научить детей соблюдать элементарные правила безопасности при работе за компьютером, чтобы не портилось зрение, и не искривлялся позвоночник.

Если родители своим примером покажут, что компьютер — умный помощник человека, он таким и будет для наших детей. В противном случае компьютер может заменить ребенку желание жить реальной жизнью. Последствия этого опасны и необратимы.

Дети и мультфильмы

Мультфильмы любимы всеми за счёт яркости образов, доступности для восприятия сказочных жанров, благодаря игровым сюжетам, общению героев, содержательно детям понятного. Мультяшные персонажи формируют первичные представления ребёнка о добре и зле, социальном поведении. Ребёнок сквозь призму отношений мультипликационных героев учится воспринимать себя и окружающих, преодолевать трудности. Мультфильмы очень сильно воздействуют на фантазию детей, их герои становятся примером для подражания.

Мультпродукция способна оказывать как позитивное, так и негативное влияние. Родители не должны считать мультфильмы универсальной палочкой-выручалочкой, когда можно посадить малыша к экрану телевизора или монитора и забыть про него, думая, что он смотрит что-то хорошее и развивающее.

Следует учитывать, что регулярный просмотр даже хороших зарубежных мультфильмов отстраняет ребёнка от истории и культуры своей страны, своего народа. Во многих иностранных мультипликационных картинах пропагандируются существенно иные ценности, культура, жизненные позиции, нравственные принципы.

Сюжеты многих мультфильмов фактически пропагандируют насилие, приоритет силы, лёгкие пути достижения социальных благ (посредством волшебства, сверхъестественной силы, ловкости, правонарушений). Особенно много претензий в связи со сказанным возникает к американским и японским мультфильмам.

Как правильно выбирать мультфильмы для просмотра?

Критерии выбора мультфильмов очень просты по своей сути. Если в мультфильме отсутствуют агрессивные, аморальные модели поведения, а ещё лучше, если в сюжете чётко прорисовываются качества доброты, милосердия, целомудрия, то такой мультик может расцениваться как полезный, имеющий воспитательный потенциал.

Может ли просмотр мультфильмов навредить ребёнку?

Если просмотр мультфильмов занимает у детей длительное время, то это грозит нарушением внимания, возможны проявления импульсивного поведения, неусидчивости, частые переключения с одного рода занятий на другие, забывчивость, гиперактивность. Со временем совокупность всех этих факторов может спровоцировать синдром дефицита внимания. Но если родители контролируют ситуацию, то просмотр добрых, хороших, поучительных и развивающих мультфильмов пойдёт только на пользу детям.

Хороший мультфильм должен быть подарком, праздником для ребёнка. Полезно использовать мультфильмы как инструмент поощрения и наказания. Следует иметь в виду, что нормально развивающийся ребёнок всегда предпочитает телевизору «живое» общение, окружающий его социум.

К сведению:

После просмотра «Тома и Джери», мультика, которому безоговорочно доверяют своих детей родители, общий уровень агрессии в группе детей значительно возрастает – они видят, как Том бегает с ножом за Джерри, как Джерри бьет Тома сковородкой по голове, ставит подножки, пинает, толкает, подставляет и все время выходит сухим из воды, да и нигде в мультфильме не показывается, что кому-то из них по-настоящему больно, или, тем более, что они погибли от потери крови или болевого шока (нет, такой вариант развития событий был бы неприемлем для детей, но все же он был бы куда как более логичен, и, возможно, научил бы хоть чему-то).

Телевизор – не единственное средство развлечения. Дети становятся зависимыми от телевизора из-за недостатка общения. Поэтому хорошо свободное время проводить со своими младшими членами семьи и стараться развивать у них интерес к другим занятиям. Держите детей подальше от телевизора и поближе к активной жизни. Родительская любовь – ключевой момент в воспитании!

Учите детей жизни.

Часто ли вы беседуете с детьми о вашей жизни? Знаете ли вы, как ваш ребенок общается с другими людьми: взрослыми и детьми? Многие могут возразить, что с ребенком хорошо беседовать, если нет более важных забот. Родители часто заняты и начинают волноваться только тогда, когда у ребенка возникают проблемы с учебой или с поведением. Но дело в том, что многие проблемы и возникают из-за дефицита общения. Если родители общаются с ребенком, обсуждают с ним все его действия, понимают мотивы его поступков и умеют вовремя найти убедительные слова, многие проблемы по-ведения не появляются.

Как бы родители ни оправдывали себя занятостью, все мы прекрасно знаем, мы всегда находим время на то, что считаем важным. Обсуждать с детьми все, что происходит, учить их анализировать события и находить достойный выход в разных ситуациях можно в любое время: за ужином, за общими делами, перед сном. Нужно только быть внимательнее к интересам растущего рядом с вами человека, чтобы он тоже учился этому вниманию. Нужно уметь слушать его, и он тоже будет слушать вас. Нужно стараться понять его, и он тоже будет стараться понимать других. Нужно делиться с детьми своими проблемами, спрашивать у них совета, рассказывать им о своих переживаниях. Если у ребенка не будет такого общения, он будет равнодушен к жизни других людей.

Мы знаем, чтобы чему-то научиться, надо увидеть пример, а потом его повторить. Дети научатся жизни, если они будут полноправными участниками жизни семьи, в которой одинаково важны проблемы и интересы каждого человека.

Дружите с детьми

Не жалейте время на детей,

Разглядите взрослых в них людей,

Перестаньте ссориться и злиться,

Попытайтесь с ними подружиться.

Постарайтесь их не упрекать,

Научитесь слушать, понимать.

Обогрейте их своим теплом,

Крепостью для них пусть станет дом.

Вместе с ними пробуйте, ищите,

Обо всем на свете говорите,

Их всегда незримо направляйте

И во всех делах им помогайте.

Научитесь детям доверять —

Каждый шаг не нужно проверять,

Мненье и совет их уважайте,

Дети — мудрецы, не забывайте.

Взрослые, надейтесь на детей

И любите их душою всей

Так, как невозможно описать.

Вам тогда детей не потерять!

ДЕТИ – ЭТО ВСЕГДА РАДОСТЬ, НО ВМЕСТЕ С ТЕМ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ!

Источник