Влияние кукольного театра на развитие ребенка

Влияние кукольного театра на развитие ребенка thumbnail

Оксана Гуляева
Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребенка

Тема: «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка»

Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду. Кукла сама по себе очень близка детскому восприятию, ведь с этой игрушкой они знакомы с самого раннего детства, поэтому и воспринимают её как близкого друга.

Кукольный театр! Дети ждут кукол, чтобы пообщаться с ними. Погрустить, посмеяться, пожить кукольной жизнью.

Хочется сказать о значимости кукольного театра в развитие всех сторон речи детей, способствует ускорению образовательного процесса, повышает качество творческих проявлений детей, робким помогает быть уверенным в себе. Через театрализацию дети постоянно обогащаются, они становятся задушевными собеседниками, советниками, между ними происходит диалог, проявляется активный познавательный интерес к окружающему миру, совершенствуется творчество.

Настольный театр самый доступный вид театра для младших дошкольников. У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссёрской театрализованной игры- настольного театра игрушек.

Пальчиковый театр – это театр актёров, которые всегда с нами. Достаточно надеть героя на палец. Ребёнок сам действует за персонажа, изображённого на руке.

Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем её яркими впечатлениями и радостью творчества. Театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Мы педагоги используем ее в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще всего как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно эпизодически, по своему усмотрению, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению школьного типа. Именно игра и должна преимущественно использоваться нами педагогами. Театрализованная деятельность является разновидностью игры.

Театрализованная деятельность – самый распространённый вид детского творчества.

Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к подражанию позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Именно театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ,я могу решать комплекс взаимосвязанных задач:

Познавательного развития:

Социального развития:

Речевого развития:

Эстетического развития:

Развития движений:

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, в умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связана и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Понимая значение театрализованных игр в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста, я использую это в своей работе. Задачи, которые я ставила перед собой, состояли в том, что создать условия для развития творческой активности; приобщить к театральной культуре; обеспечить её взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе. Для организации театрализованной деятельности можно использовать игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью (настольные театры, бибабо). Но наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовленные самими детьми, что развивает изобразительные навыки, ручные умения, творческие способности. Игрушки для настольного театра могут быть выполнены из бумаги, картона поролона, коробок, проволоки, природного материала и др. В своей группе в первую очередь я создала определённые условия для развития театральных способностей детей: театрализованную зону,подбор соответствующей литературы, изготовление различных кукол. В группе для игр я изготовила различные виды театра. Используя подчастую бросовый материал. Куколделала из стаканчиков : из под лапши и йогурта,дисков СД, майонезных бутылочек, сама сшила пальчиковый театр и варежковый театр. Подставок для кукол не хватило,я взяла банку из под кофе и надела кукол на них. Куклы стоят в речевом центре. Дети сами по необходимости и желанию берут и обыгрывают с ними в режиссерские игры. У них развивается эмоциональная отзывчивость на кукольное представление, учатся внимательно следить за сюжетом сказки дослушивать её до конца. Нужно стремиться создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Кукольная игра – средство развития речевой культуры, фантазии. При помощи кукол создаётся та атмосфера, которая оказывает влияние на формирование личности ребёнка. Играйте с детьми! Вызывайте у детей эмоциональную отзывчивость, развивайте творческую инициативу!

Читайте также:  Развитие ребенка уроки для малышей

Использованная литература:

1. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду, ТЦ Сфера, 2009 год.

2. Щёткин А. В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008 год.

3. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008 год.

4. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности Мозаика –

Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребенкаВлияние кукольного театра на развитие ребенкаВлияние кукольного театра на развитие ребенкаВлияние кукольного театра на развитие ребенкаВлияние кукольного театра на развитие ребенкаВлияние кукольного театра на развитие ребенкаВлияние кукольного театра на развитие ребенкаВлияние кукольного театра на развитие ребенкаВлияние кукольного театра на развитие ребенкаВлияние кукольного театра на развитие ребенкаВлияние кукольного театра на развитие ребенкаВлияние кукольного театра на развитие ребенкаВлияние кукольного театра на развитие ребенкаВлияние кукольного театра на развитие ребенкаВлияние кукольного театра на развитие ребенкаВлияние кукольного театра на развитие ребенкаВлияние кукольного театра на развитие ребенкаВлияние кукольного театра на развитие ребенкаВлияние кукольного театра на развитие ребенка

Источник

В период от одного до трёх лет ребёнком усваивается определённый способ восприятия действительности. Психолог Д.Б. Эльконин опирался в своих исследованиях на подражательский характер ребёнка. Он копирует поведение взрослого, моделирует это поведение и изображает самого взрослого. Другими словами, малыш делает “как мама” или “как папа”.

На третьем году жизни условное, мнимое действие ребенка становится началом любого творчества. Взрослый побуждает малыша изображать, как мишка косолапый ходит, как киска мяукает, как зайчик прыгает. Очевидно то, что развитие детской изобразительности средствами театрализованной деятельности с игрушками будет способствовать и освоению предметно-орудийной деятельности, и формированию таких познавательных функций, как речь, предметное восприятие, память, воображение [17, c.132].

Детский театр родился во 2-ой половине 18 века. Ребёнок может заниматься и обучаться театральному мастерству в театральных кружках, театральных объединениях, театрах-студиях, муниципальных и школьных детских театрах. Станиславский писал, что зритель – третий творец представления, потому что он содействует вместе с героями, сценаристами, постановщиками. Ребёнок – самый благодарный зритель, он остро чувствует фальшь, поэтому с ним нужно быть максимально честным.

Дети могут инсценировать ту или иную пьесу самостоятельно, а могут с помощи куклы. В первом случае ребёнок должен следовать чёткому плану сценария, но здесь необходимо мастерство актёрское. В кукольном театре он говорит через игрушку, ребёнок может импровизировать, не выходя за рамки литературного текста. По А.Г. Гогоберидзе и С.Г. Машевской, в театральном представлении дети выступают и в роли:

режиссёра. Здесь ценятся организаторские способности;

актёра. Здесь важны коммуникативные способности, владение выразительными средствами;

зрителя. Здесь характерны рефлексивные способности. Ребёнок лучше участвует в игре со стороны;

декоратора. Ребёнок способен к образной интерпретации.

Первое упоминание о кукольном театре можно встретить в Древнем Египте, где женщины ходили по улицам с маленькими статуэтками и приводили их в движение с помощью ниточек. На Руси театр кукол появился только в 17 веке.

Очень часто первым театром ребёнка становится театр кукол – искусство понятное и близкое детской психологии. Театр, где игрушки и рисунки оживают, превращаясь в сказки, оказывает большое эмоциональное воздействие на детей. Кукольный театр олицетворяет доброту, волшебство, к которым так стремится детское сердце, даёт ребёнку реальное представление о том, что есть хорошо, а что – плохо. В жизни младшего школьника кукольный спектакль является значительным событием, т.к. детям этого возраста свойственны эмоциональность, впечатлительность, острота восприятия, стремление к самовыражению.

Сегодня, как и много лет назад, очень актуальна мысль Н.К. Крупской о том, что детей надо не только развлекать, но и говорить с ними серьёзно, уважать их, понимать. Именно такую задачу ставит перед собой театр кукол: играя – воспитывать, развить эстетический вкус, общественную активность, формировать характер зрителя.

По силе эмоционального воздействия театр кукол занимает особое место в ряду других искусств. На представлении дети наблюдают момент творчества актёров, что создаёт условия для активнейшего зрительского сопереживания и сотворчества. В силу синтетического характера своего искусства театр обладает возможностью разносторонне воздействовать на младшего школьника. Ребёнок и не подозревает, какую сложную работу души ему приходится совершать в театре. Порой, гораздо более сложную, чем в школе. В классе учитель объясняет, что правильно, а что неверно. В театре же маленькому зрителю доверяют учиться жизни самостоятельно. Даже малыши-дошкольники должны сами сделать выбор: за кого из героев порадоваться, за кого огорчиться… Разумеется, самостоятельность здесь далеко не полная, и мысли, и чувства зрителя, и возможность нравственного выбора направляет театр. И всё же ответную реакцию ребёнок создаёт сам. А уж насколько она будет глубокой, зависит от многих обстоятельств. Деятельность школьных учителей и педагогов театра должны быть направлены на то, чтобы подготовить школьников к полному и правильному восприятию спектакля, а затем помочь им осмыслить полученные впечатления.

Каждый ребёнок мечтает, чтобы его любимая игрушка ожила, чтобы она перестала быть статичной, чтобы рассказала что-нибудь о себе и стала настоящим другом. Стоит только надеть мягкую игрушку себе на руку, как чудное воскрешение происходит. Кукла начинает здороваться с тобой, качать головой, выражать различные эмоции. И ребёнок тут же начинает исследовать неограниченные возможности куклы. Когда ребёнок одевает куклу на руку, он отождествляет себя с этим героем, выражает в эмоциональном плане все тревоги и волнения. Между прочим, именно перчаточными куклами пользуются детские психологи в работе по психокоррекции. На уроке психолог предоставляет возможность ребёнку сыграть в спектакле (сценарий которого разработан специально для него). Через куклу ребёнок начинает проговаривать свою проблему, делится переживаниями и выпускает агрессию наружу. К тому же, кукла-перчатка, сама по себе несет некоторый эмоциональный образ. Как правило, кукла – веселая или грустная – изображает положительного или отрицательного героя какой-либо сказки, мульт- или телефильма. Играя с куклой, ребенок психологически переживает роль. А значит, приобретает столь необходимый ему эмоциональный опыт прохождения полярных состояний. Несколько разнохарактерных кукол-перчаток помогут малышу ответить на вопрос, каково это – быть злым или добрым, лживым или правдивым, умным или глупым, доверчивым или подозрительным, смелым или трусливым, открытым или замкнутым, раздражительным или спокойным… И наконец, главное, каково это – быть взрослым? В игре он больше не малыш, он – взрослый: решает взрослые проблемы, сам справляется с жизненными ситуациями, самостоятельно делает выбор [18, c.113].

Читайте также:  Коррекционная карта развития ребенка

Малыш понимает и распознаёт куклы к полутора годам. Театральные представления начинает, конечно же, показывать взрослый. А вот уже к трём ребёнок сам может выступить в роли актёра, выстраивает фабульную цепочку (не более четырёх действий). С помощью воображения он способен заменить один предмет на другой. В четыре года речь ребёнка хорошо развита, и теперь он может организовать целое театральное представление самостоятельно. Самое главное здесь – настроить диалог с другими куклами. Помощником в таком деле послужат специальные кукольные наборы.

Итак, сказка благотворно влияет на психику как взрослого, так и ребёнка. С помощью сказки малыш учиться размышлять, анализировать, оценивать, развивать память. Устойчивые обороты и повторы придают певучесть и ритмичность языку (“жили-были”, “зайчик-побегайчик”, “лисичка-сестричка”, “бил-бил, да не разбил”). После того как ребёнок выберет себе куклу (положительную или отрицательную), начинается само представление. Он озвучивает героя с подобающей интонацией “Я – зайка серенький”, “Я – лисичка-сестричка”. Очень важно создать волшебную обстановку (кулисы, полумрак).

Дети должны не просто пересказывать сюжет на сцене, но включить игровой момент. Правильно сыгранная роль – это хорошо, но творческий процесс обязан проявиться, ведь это и есть способность в нужной ситуации перестать работать по шаблону, без подсказки. В таком творческом искании формируется мир фантазии.

Ещё один немаловажный фактор: когда ребёнок играет с куклами, он это делает самостоятельно. В кукольном представлении участвуют и родители. А уже об эмоциональной удовлетворённости и говорить не приходится.

Играя, ребёнок, во-первых, на правах свободы выбора отбирает себе куклу, в роли которой он хочет побывать. Другими словами, он учится примерять на себе чужие характеры, прочувствовать себя мужественным и хитрым, остроумным и глупым, растяпой и добропорядочным. Благодаря кукле, ребёнок раскрывается в общении. Театр кукол развивает ум и творчество, а ещё и обучает нравственности.

Сегодня психологи озабочены “кризисом игры”. Отмечая ненаблюдательность, отсутствие творческой выдумки у некоторых первоклассников, учёные ставят диагноз: ребёнок “не доиграл”, “не натренировал” вовремя свою фантазию и воображение в процессе “создания игры”. Умение играть имеет решающее значение для формирования воображения.

Без игры, внимания, воображения не может существовать детский театр. Чтобы он действительно стал помощником учителя в идейно-эстетическом воспитании школьников, нужна система в сообщении учащимся знаний о театре. Примерное содержание бесед поможет учителю сориентироваться в период подготовки учеников к коллективному просмотру спектакля, однако не менее важно воспитать в юном зрителе так называемую зрительскую компетентность.

Учёные называют два основных типа неполноценного восприятия спектакля как художественного произведения.

Первый – “наивный реализм”, когда не различают условный мир художественного произведения и реальную жизнь. Ребёнок смотрит спектакль, не воспринимая своеобразие его художественного мира, а видит в нём всего лишь один случай из жизни.

Второй – “знаточество”, исключительное внимание на форме и безразличие к жизненному содержанию произведения. Зритель не понимает, что волнует актёра, героя, куклу, а интересует, как это сделано.

Ещё одним немаловажным компонентом в воспитании зрительского восприятия младших школьников становится художественная грамотность. Театр – это не только школа художественного воображения, но прежде всего школа чувств. Поэтому следующей ступенькой, нацеливающей ребёнка на воспитание чувств, является работа по восприятию конкретного спектакля. Первое, с чем встречается маленький зритель в театре кукол, это сказка. Она зовёт его в прекрасный мир, где добро борется со злом, где всё так красочно, волшебно и заманчиво, где всё будит фантазию. Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине её содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, передают могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка неотделима от красоты. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, откликается на события и явления окружающей действительности, выражает своё отношение к добру и злу.

Читайте также:  Развитие лексикона у ребенка

Младшим школьникам ещё трудно понять особенности приёмов кукольного спектакля. В этом случае на помощь пришёл сам театр, найдя простые, доступные для детского восприятия выразительные средства. Актёры здесь не скрывают своей игры с куклой, они работают и за ширмой, и открыто, живым планом. Учитель объясняет, что образ в кукольном театре создаёт актёр вместе с куклой. “Куклой” может быть любой предмет, её можно снабдить каким угодно механизмом, но суть останется та же: единство актёра и куклы.

Пред походом в театр дети рисуют кукол, декорации, афишу к спектаклю, а после просмотра сравнивают свои рисунки с увиденным.

Можно предложить им обратить внимание на работу актёров с куклой, на музыку, звучащую в спектакле, а после просмотра выяснить: чем отличается спектакль от сказки? Какие предметы декорации запомнились? Каков характер музыки в спектакле?

Взрослые, по роду своих занятий, постепенно наблюдающие детские игры, знают: в игре проявляется характер ребёнка, в игре дети познают мири себя в это мире. Но ведь игре тоже можно учить – и, следовательно, преобразовывать ещё податливую детскую натуру. Умение играть, как уже говорилось, имеет решающее значение и для формирования воображения. Так становятся в один ряд детская игра и воспитание детей через искусство. Соединение того и другого даёт театр.

Психологи и педагоги утверждают, что иметь домашний кукольный театр – очень важный момент в развитии и воспитании ребёнка. Существуют разные виды кукол: перчаточные, марионетки, пальчиковые. В домашних условиях можно соорудить кулисы, ширму из подручных средств (скатерть, стол, стулья). Но необходимости в этом лично для ребёнка нет, потому что он не смущается от того, что у куклы его голос, что сам кукловод виден. Для ребёнка это самостоятельное живое существо.

Можно попросить родителей включать магнитофон в нужных местах, т.е. отвечать за музыкальное сопровождение пьесы. Свет на героев тоже можно направлять от обычной настольной лампы. Для более яркого актёрского мастерства рекомендуется чаще меняться ролями. Тогда и роли будут запоминаться хорошо, и речь будет развиваться, а это немаловажный аргумент в поддержку всесторонне развитой личности.

Если в семье зародится традиция, например, по выходным устраивать представление для близких и родных с чаепитием, то многие вопросы по поводу межличностных отношений с ребёнком будут решены.

Что же касается школьного воспитания театром кукол, то можно выделить следующие аспекты, рассматриваемые во внеурочное время. Так, на уроках русского языка и литературы для закрепления навыков по правописанию, развитию речи можно использовать игру в “театр”. Например, учитель пишет на доске слова для запоминания: театр, фойе, партнёр, балкон, занавес, прожектор, режиссёр, актриса и т.д. Объясняются значения этих слов. Затем ребята составляют устный рассказ на тему “Мы идём в театр”. Вначале рассказ следует составлять коллективно. В ходе беседы учитель использует конкретный материал, т.е. говорит о предстоящем посещении кукольного театра.

На занятиях по развитию речи можно предложить следующую работу. Учитель, а потом и ученики называют пословицы и поговорки о сказке, о доброте, о счастье и др. (“Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”, “Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается”, “Ласковое слово, что весенний день”). Дальше сказку можно сочинять самостоятельно.

Готовить детей к восприятию театрального спектакля можно по-разному, всё зависит от творчества самого учителя. Главное, чтобы работа была интересной и действенной. Лучше, чтобы педагоги приглашали в театр не только учеников, но и их родителей. Семейные походы в кукольный театр должны быть традицией, превратиться в праздник.

Т.о., детский театр кукол – не просто развлекательное действие, а замечательная методика, направленная на интенсивную выработку речи, на пополнение словарного запаса, развивая его логическое мышление, творческие способности и воображение.

Источник