Влияние кружков на развитие личности ребенка

Фото: открытый источник Яндекс-картинки

В статье«Зачем ребёнку кружки и секции?»мы уже говорили о пользе дополнительных занятий для ребёнка. Сегодня рассмотрим этот вопрос глубже и подробнее разберём, как и на что влияет дополнительное образование.

Дополнительное образование оказывает большое влияние на ребёнка: даёт возможность удовлетворить свои интересы, самореализоваться, выбрать жизненные ценности и ориентиры развития.

Многие родители не осознают истинной ценности дополнительного образования и рассматривают его лишь как досуг и способ уберечь ребёнка от пагубного влияния общества или лени. На что ещё могут повлиять занятия в кружках и секциях?

Итак, дополнительные занятия

  • Снижают уровень подростковой агрессии

Исследовательское тестирование, проведённое среди рязанских семиклассников показало, что подростки, не занимающиеся в кружках или секциях, в целом, более подвергнуты различным видам агрессии, чем подростки, получающие дополнительное образование. Однако степень агрессивности подростков колеблется в зависимости от направления секции или кружка.

Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Так, например, подростки, занимающиеся самбо, более склонны к проявлению физической агрессии (что характерно для единоборств); ребята, которые занимаются бальными танцами или в музыкальной школе, чаще других прибегают к косвенной агрессии, а вербальная агрессия чаще встречается у подростков, которые нигде не занимаются.

Также подростки, посещающие объединения дополнительного образования детей, менее обидчивы и подозрительны, а также менее враждебны к окружающим, поэтому занятия в различных секциях положительно влияют на формирование характера ребёнка.

  • Помогают определиться с будущей профессией и стать лучше

Детское увлечение вполне может стать путём всей жизни. Примеров масса: олимпийские чемпионы – лучшие выходцы из спортивных школ, или же журналисты, которые начинали с участия в творческих объединениях. Кроме того, обучающиеся занимают призовые места во всевозможных конкурсах и олимпиадах, участие в которых предоставляют учреждения дополнительного образования.

  • Позволяют отдохнуть и получить удовольствие

Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Результаты тестирования, проведённого совместно с учениками 7-11 классов Ленинградской области показали, что главная мотивация более половины подростков, занимающихся в кружках и секциях – это получение удовольствия и релаксация. Вне школы это помогает снять стресс, отвлечься от школьных и домашних занятий, а также развить свои способности.

Но это не значит, что дети, получающие дополнительное образование не интересуются основным школьным образованием. Наоборот, доля тех, у кого выражена познавательная мотивация учебной деятельности выше среди детей, занимающихся в кружках и секциях (52% против 44%).

Дети, получающие дополнительное образование, в два раза реже испытывают отсутствие мотивации к учёбе (их доля всего 5% против 10% тех, кто не получает допобразование).

  • Повышают успеваемость в школе

Исследователи из НИУ ВШЭ выяснили, что если ребёнок ходит хотя бы в один кружок или секцию, то его средний полугодовой балл существенно выше (4,07 против 3,93) ребёнка, не посещающего дополнительные занятия. Также прослеживается связь между количеством дополнительных занятий и средним баллом: у школьников, которые ходят на два вида занятий, средний балл уже 4,14.

Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Важно и то, что школьники, которые занимаются в кружках и секциях, имеют более широкий кругозор и жизненный опыт, что позитивно сказывается на успеваемости в школе, ведь учиться становится интереснее.

Кроме того, дети, получающие дополнительное образование, более собраны. Их досуг структурирован, что позволяет им ответственнее относиться к домашним заданиям и учёбе в школе. Ведь если не сделать «домашку» вовремя, перед тренировкой или дополнительным занятием, то потом свободного времени почти не будет. В таком случае ребёнок будет стараться делать всё быстро и качественно, что опять же положительно скажется на его успеваемости.

Главное – правильно подойти к выбору направления образования и не слишком перегружать ребёнка, чтобы не мешать полноценному становлению его личности.

Распознать, перегружен ребёнок или нет, можно по следующим признакам: изменения в поведении (повышенная раздражённость, нарушенные контакты с людьми); нарушения сна (проблемы с засыпанием, или наоборот – чрезмерно глубокий сон); учащённые жалобы (часто необоснованные) на различные боли, фразы «мне всё надоело» и подобные. Чрезмерные нагрузки ведут к ухудшению здоровья ребёнка, особенно в младшем возрасте.

Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Таким образом, грамотно подобранное дополнительное образование – это не только досуг, но и прекрасная инвестиция в будущее ребёнка.

Если вам понравилась наша статья, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал!

Хотите научить ребёнка грамотно обращаться с деньгами? Вам сюда!

Источник

Педагогический совет

«Развитие личности ребенка средствами кружковой деятельности»

Цель: анализ проблемы развития личности ребенка средствами кружковой деятельности; систематизация теоретических знаний педагогов и практической деятельности в организации кружковой работы.

Задачи педсовета:

  • рассмотреть основные функции и задачи кружковой работы;

  • изучить потребности педагогов и учащихся в кружковой работе;

  • повысить мотивацию педагогов на применение современных технологий во внеурочной деятельности;

  • способствовать повышению эффективности взаимодействия учителя и учащихся во время кружковой деятельности.

Форма проведения: ярмарка идей.

План проведения педсовета:

  • сообщение заместителя директора по УВР «Развитие личности ребенка средствами кружковой деятельности»;

  • работа в творческих группах;

  • выступления педагогов школы.  

Оборудование: мультимедийная презентация, видеофрагменты из мультфильмов (антиреклама: м/ф «Тай сойдет»; «Ну, погоди» – выпуск 4, выпуск 15, выпуск 6; «Пиф – паф, ой-ой-ой»)

Слайд 1. Социально – экономические преобразования в нашем обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов. Поэтому тема сегодняшнего педсовета выбрана не случайно.

Формирование творчески активной личности ребенка является одной из важнейших задач современной педагогической науки и практики. Успешное решение этой задачи имеет большое значение как для самой личности, так и для общества, которое в настоящее время нуждается в инициативных людях, имеющих активную социальную позицию, обладающих творческим мышлением, самостоятельным, гибким и нестереотипным.

Слайд 2. (цель педсовета) Основной задачей школы является социализация воспитанников, их интеграция в современное общество. Для успешной социализации воспитанников школы необходимо решать следующие задачи:

– решать его личность и межличностное общение,

– подготовить его к самостоятельной жизни,

– осуществлять профессиональную подготовку.

Слайд 3. Кружковая работа обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребёнка: способствует гармоничному всестороннему развитию индивидуальных способностей воспитанника; формирует положительную «Я» – концепцию; обогащает личный опыт ребёнка, его знания о разнообразии человеческой жизни, позволяет приобрести необходимые практические умения и навыки; способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, воспитывает лидерские качества и положительную мотивацию к обучению; способствует социальной адаптации, развивает умение к сотрудничеству и работе в коллективе; позволяет не только развить определенные навыки, творческие способности, а также помогает в профессиональном самоопределении. Развитие познавательной активности детей в кружковой работе, развитие их желания экспериментировать, изменение вектора мышления ребенка являются главным положительным результатом и превышают плюсы, достигаемые приростом пресловутых знаний, умений и навыков у школьника.

Государственный образовательный стандарт (ГОС) нацелен на продуктивный процесс интеграции различных уровней и типов образования, т.е. обеспечивают непрерывность образования по горизонтали. Инновации, которые предлагают ГОС, могут быть обеспечены только в процессе интеграции общего, дополнительного и профессионального образования, соединения обязательного (стандарта) и социального заказа. Принцип вариативности образования, который лежит в основе ГОС, предполагает создание «особых личных пространств» на основе выбора, что в полной мере реализуется в кружковой работе различной направленности.

Слайд 4. (задачи) Сегодня мы рассмотрим основные функции и задачи кружковой работы; ознакомимся с потребностями педагогов и учащихся в кружковой работе; проведем ярмарку идей, что поможет повысить мотивацию педагогов на применение современных технологий во внеурочной деятельности, будет способствовать повышению эффективности взаимодействия учителя и учащихся во время кружковой деятельности.

Слайд 5. Урок, даже самый удачный, имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда класс остро интересуется каким-либо вопросом, так как есть установленный план.  Другое дело  – внеклассные занятия, в которых учитель не связан жесткими временными и плановыми рамками.

Кружковая работа ценна еще и тем, что создает условия для эмоционально-психологической нагрузки, влияет на развитие ума, на воспитание характера, воли, пробуждает интерес у самовыражению, благотворно влияет на психику. Занятия в кружках, как известно, наиболее плодотворны для раскрытия, формирования и развития индивидуальных способностей человека. В процессе таких занятий школьники получают удовлетворение своих духовных потребностей. В то же время кружок – одна из педагогических целесообразных форм организации свободного времени учащихся. Задача кружка – углублять и расширять кругозор учащихся, удовлетворять их интересы и запросы, развивать творческие способности, прививать практические умения и навыки и приобщать к общественно полезному, производительному труду.

Слайд 6. Как и любой вид деятельности, кружковая работа имеет свои преимущества и недостатки.

Работа в группах

Группа № 1. Укажите плюсы и минусы кружковой деятельности с точки зрения ученика.

Группа № 2. Укажите плюсы и минусы кружковой деятельности с точки зрения родителя.

Группа № 3. Укажите плюсы и минусы кружковой деятельности с точки зрения учителя.

Итак, преимуществ значительно больше!

Слайд 7. В этом учебном году изучались потребности учащихся города в кружковой работе. Было опрошено 178 учащихся 5-11 классов, из которых 154 ребенка посещает тот или иной кружок. Из них:

ДК имени Горького посещает – 20 человек;

Различные спортивные секции или школы – 12 человек;

ЦДЮТ – 9 человек;

Школы искусств – 7 человек;

Кружки на базе школы – 109 человек.

Подростки приходят в кружки по разным причинам. На вопрос, почему они выбрали кружок, следует далеко не одинаковые ответы. На вопрос: Что привело вас в кружок, дети отвечали: Слайд 8

Мотивы, которые привели учащихся в кружок, пока ещё временные, неустойчивые. Для того чтобы судить о соответствии интересов способностям учащихся, нужно время для осознания: удовлетворяются ли духовные потребности в выбранном виде деятельности, нужен опыт конкретной деятельности. Если говорить о направлениях кружковой работы, детей больше всего интересуют такие: Слайд 9

Слайд 10. Обратите внимание, какие кружки и секции хотели бы учащиеся посещать: лепка из глины, велосипедный спорт, английский театр, юные садоводы, военно-патриотические, спортивное ориентирование, хоккей, теннис, скульптура, скалолазание, спортивный туризм.

Примерно аналогичный опрос был проведен и среди педагогов нашего УВК, на вопрос, кружок какой направленности Вы могли бы организовать, были получены следующие ответы: Слайд 11

  • Художественно-эстетический – 14

  • Спортивно-оздоровительный, хореографические – 3

  • Военно-патриотический – 2

  • Декоративно-прикладной – 2

  • Туристско-краеведческий – 2

  • Эколого-биологический – 1

  • Предметный, научно-исследовательский – 12

  • Социально-педагогический – 0

  • Интеллектуальный – 1

  • Пожелали не организовывать кружок – 2

Хочется обратить внимание, что социально-педагогическая направленность остается на нулевом показателе как среди учащихся, так и среди педагогов.

Всего в этом учебном году в школе функционирует 15 кружков, ведут которые 11 педагогов, это примерно 30% от количественного педагогического состава. По направлениям выделяются следующие кружки: Слайд 12

  • Предметные – 3 (ФИО.)

  • Декоративно-прикладные – 3 (ФИО.)

  • Художественно-эстетические – 3 (ФИО.)

  • Спортивно-оздоровительные, хореографические – 5 (ФИО.)Интеллектуальный – 1 (ФИО.)

Как видно, далеко не все направления кружковой деятельности задействованы, что, в свою очередь, позволяет продумать этот вопрос при планировании кружковой работы в следующем учебном году.

Одним из главных моментов в жизни кружка является постановка целей. Цель может быть отдалённая: для одних это подготовка к будущей профессии, для других – приобретение знаний, умений в данной области, приобщение к культуре. Такая цель постоянно присутствует в сознании кружковцев, но руководят ими в действительности другие целевые установки. Как правило, это стремление к ближней, конкретной цели деятельности: т.е. получить конкретный результат.

Слайд 13. Система кружковой работы строится на основе определенных принципов:

  • Принцип преемственности предполагает создание и развитие традиций, помогает сформировать сплоченный коллектив, обеспечивает стабильность и возможность совершенствования различных видов деятельности, связь текущей работы с предшествующей и последующей.

  • Принцип массовости предусматривает вовлечение всех и каждого ребенка во внеурочную воспитательную работу.

  • Принципа последовательности обеспечивает единую логику в организации работы, ее плановость, исключает появление случайных мероприятий, предусматривает усложнение содержания, форм и методов работы с учетом возрастных особенностей детей.

  • Принцип непрерывности предполагает правильное чередование напряжений и спадов в работе, равномерность ее во времени, ее насыщенность в течение не только учебного года, но и календарного года.

     В подростковом возрасте  развитие обеспечивается ситуацией встречи замысла с его результатом. Ребенок должен иметь возможность практиковать авторское действие – замысел, анализ условий реализаций, получение продукта.

Развитие умения применять свои творческие способности на практике, в реальной жизни – это умение, которого, к сожалению, часто не хватает нашей молодежи и не только молодежи. По приводимой в СМИ статистике если сравнить подготовку выпускников нашей школы и западной – то наш выпускник больше знает, лучше подготовлен академически. Западный – лучше знает, как использовать свои знания в реальной жизни.

Слайд 14. О том, как развить у ребенка умение творчески подходить к решению конкретных реальных задач (а не творить вообще), умение использовать свои знания на практике расскажет ФИО

Видеофрагмент из мультфильма

В.Сухомлинский говорил: «Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребенка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть, прежде всего, человеком, с многогранными интересами, запросами, стремлениями».

В концепции современного образования акцент падает на личностную составляющую обучения и воспитания. Личностно-ориентированный подход позволяет создать условия для обеспечения равного доступа детей к полноценному качественному образованию в соответствии с интересами и склонностями на уровне возможностей.

Человек наделён от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать своё отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.

Слайд 15. О работе вокального кружка расскажет ФИО

Видеофрагмент из мультфильма

Часто в семьях, где имеется школьник, не один раз сталкивались с ситуацией, когда ребенок просит разрешения не ходить на уроки физкультуры в школе. И это в лучшем случае. На практике же, школьники даже не спрашивают разрешения, а просто прогуливают этот урок (такое поведение характерно особенно для старшеклассников). Особого беспокойства этот факт у родителей, в большинстве своем, не вызывает, поскольку физкультура не относится к тем предметам, которые считаются важными.

И в самом деле, разве можно сравнить физкультуру с математикой или химией? Ведь экзамен по этому предмету сдавать не нужно, да и в будущем от умения прыгать через «козла» ребенок не получит никакой выгоды. К большому сожалению, примерно так рассуждают родители, которые «идут на поводу» у своих детей и тем или иным способом освобождают их от занятий физкультурой и спортом. При этом они забывают, что занятия спортом, здоровое питание – это, прежде всего, здоровье, от состояния которого зависит не только будущее школьника, но и его жизнь. Поэтому недооценивать значение спорта в жизни школьников недальновидно и опасно.

Люди, занимающиеся спортом «всерьез и основательно» убеждены, что только благодаря нему они смогли поверить в свои силы, и добиться успехов в жизни. Ведь через спорт реализуется основной принцип современной жизни – «рассчитывай только на свои силы». Это означает, что добиться успеха можно, опираясь исключительно на свои личные, индивидуальные качества: трудолюбие, честолюбие, терпение, инициативу и волевые качества. Благодаря спорту у людей развиваются такие полезные навыки, как выносливость, хорошая реакция, скорость и терпение, а также вырабатывается выносливость и устойчивость ко многим негативным факторам внешней среды.

Именно поэтому специалисты призывают родителей активно заниматься не только духовным, психологическим и интеллектуальным развитием своих детей, но и физическим. Физические упражнения для школьников важны не меньше, чем умственные нагрузки. Мало того, именно благодаря спорту дети легче справляются с умственными нагрузками, а их организм развивается без каких-либо отклонений. Конечно же, для полноценного физического развития одних занятий физкультуры в школе мало. И лучше всего, если ребенок дополнительно будет посещать какую-нибудь спортивную секцию или кружок. При этом совершенно неважно, какой вид спорта выберет ребенок, главное, чтобы он двигался. Двигался навстречу своему здоровью и жизненным успехам.

Слайд 16. О том, насколько важен спорт для развития ребенка расскажет ФИО

Видеофрагмент из мультфильма

Укреплять здоровье детей помогают не только спортивные кружки. Еще с древности движения, выполняемые под музыку, применялись и почитались как занятия, приносящие физическое и духовное здоровье. Хореография – искусство, любимое детьми, оно обладает редкой возможностью разносторонне воздействовать на ребенка.

Слайд 17. Подробнее об этом расскажет ФИО, благодаря которой в школе появилась мастерская хореографии.

Видеофрагмент из мультфильма

«Послушайте! Ведь если звезды зажигаются – Значит, это кому-нибудь нужно?» Но не только в этом дело, а еще и в том, Что по небу ходит кто-то, эти звезды зажигая, Чтоб до самого рассвета им гореть, едва мигая. Кто – не знаю, но предполагаю, Что бродит маленький фонарщик от звезды к звезде.

(Владимир Ланцберг).

Создать именно такую атмосферу в коллективе – задача каждого педагога, осуществляющего кружковую деятельность на базе целого коллектива. Здесь кружок позволяет удовлетворить самые разнообразные, массовые потребности детей, развить их и соединить со способностью к дальнейшему самосовершенствованию в коллективе  или перевести «стихийное» желание в осознанное увлечение. Успех и точность в решении этих задач зависят от степени активного участия в работе кружка детей, но в большей степени – от личных качеств педагога – руководителя.

Специфика организации такой деятельности состоит в сочетании традиционных и инновационных форм учебных занятий и активном включении всего детского объединения в практическую деятельность.

Важным элементом кружка, его особенностью является и форма выражения итога, результата. Он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях. творческих вечерах и тому подобное.

Слайд 18. Подробнее об этом расскажет ФИО

Видеофрагмент из мультфильма

Как видим, все виды деятельности учащихся в процессе кружковой работы в школе активно используются для воспитания положительных личностных качеств детей, они также способны решить проблемы воспитания по всем основным направлениям. Деятельность учащихся на кружках обладает существенным преимуществом перед учебной деятельностью на уроке: она вариативна, не загоняет ребенка в угол необходимостью выбирать единственные задуманные учителем правильные ответы на трудные вопросы, а позволяет самим выбирать как ситуации для решения, так и варианты их решений. По сути, кружковая работа представляет детям больше возможностей выбора и, что очень важно, создает для них ситуацию успеха, которой так часто не хватает в классе. Именно в рамках этих взаимодействий возникает возможность построения индивидуальной образовательной траектории ребенка, что так же предусмотрено государственным стандартом. Таким образом, кружковую работу можно в полной мере рассматривать как средство, инструмент необходимый для реализации требований Государственного образовательного стандарта.

В заключение вернемся к необходимости становления и развития кружковой работы в школе: мы обязаны сохранить богатейший опыт внеурочной работы с учащимися, строить новые образовательные пространства, где бы ребенок мог передвигаться свободно, развиваясь и воспитывая в себе эстетическое восприятие окружающего мира, одновременно развивая творческие способности, уверенность в своих силах, что обязательно для учащихся современной школы.

Проект решения педсовета:

  1. Руководителям кружков при организации учебно-воспитательного процесса прежде всего учитывать приоритет личности ребенка.

Срок: постоянно

  1. При планировании работы УВК на …. учебный год учесть потребности в кружковой работе учащихся и педагогов.

Срок: июнь … г.

  1. Реализовывать системно-деятельностный и компетентностный подходы при внедрении в практику кружковой работы.

Срок: постоянно

Отв.: руководители кружков

  1. Для создания эффективной работы в данном направлении развивать обмен опытом учителей школы путём проведения открытых мероприятий, выступлений на методобъединениях, педсоветах.

Срок: постоянно

Отв.: руководители МО

  1. При планировании кружковой деятельности учитывать принцип вариативности образования, который лежит в основе ГОС.

Срок: постоянно

Отв.: руководители кружков

Слайд Британский педагог и философ 17 века Джон Локк говорил: «Учите ребенка  главным образом тому, что может быть ему полезно в жизни, сообразно карьере, которая ему предстоит».
                               

Слайд. Желаем всем успехов в работе! Новых, интересных идей, творческих проектов и, конечно, терпения!!!

Источник