Влияние конструктивной деятельности на развитие ребенка презентация

Влияние конструктивной деятельности на развитие ребенка презентация thumbnail

1 Разностороннее развитие ребенка в конструктивной деятельности Чигиринова Е.В. – старший преподаватель кафедры теории и методики дошкольного образования

2 Что такое «детское творчество»? Творчество это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Основной показатель творчества – новизна создаваемого продукта художественного произведения, картины, механического прибора. Результатом творчества может явиться и научная идея, которая высказывается впервые и получает статус научного открытия. Методическое сопровождение муниципальных команд тьюторов по вопросам введения ФГОС ДО, 2014 г.

3 Детское конструирование Термин «конструирование» произошел от латинского слова construere, что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов. Детское конструирование – создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т.п.) и бросового материала (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т.п.). Методическое сопровождение муниципальных команд тьюторов по вопросам введения ФГОС ДО, 2014 г.

4 Типы конструирования: Техническое Художественное Методическое сопровождение муниципальных команд тьюторов по вопросам введения ФГОС ДО, 2014 г.

5 Особенности детского конструирования 1. Тесная связь с игрой. 2. В конструировании выделяется 2 взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. 3. Эмоциональная окрашенность детской деятельности 3. Недостатки детского свободного конструирования (без специального обучения): – нечеткость замысла, объясняемая нечеткостью структуры образа; – неустойчивость замысла (начинают создавать один объект, а получают совсем другой и довольствуются этим); – поспешность исполнительской деятельности и излишняя увлеченность ею (замыслу уделяется крайне мало внимания); – нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать; – неумение предварительно анализировать задачу. Методическое сопровождение муниципальных команд тьюторов по вопросам введения ФГОС ДО, 2014 г.

6 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ КОНСТРУИРОВАНИЮ по образцу – дети узнают свойства деталей, овладевают техникой, обобщенным способом анализа – определять основные части, их пространственное расположение, отдельные детали ; по модели – в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных элементов скрыто; освоение различных конструкций одного и того же объекта, выраженного в модели; по условиям – не давая образца и способов изготовления постройки, определяют лишь условия, которым должна соответствовать постройка, и которые подчеркивают ее практическое назначение; по чертежам и схемам – применение внешних моделей (чертежей) в качестве средства самостоятельного познания новых объектов; по замыслу – дети должны иметь обобщенные представления о конструируемом объекте, владеть обобщенными способами конструирования и уметь искать новые способы; по теме – предлагают общую тематику конструкций («Птицы», «Город» и т.п.), замыслы конкретных построек, поделок они создают сами, выбирают материал и способы их выполнения; каркасное конструирование – составление разных каркасов (основы будущих конструкций), достраивание до целостных объектов. Методическое сопровождение муниципальных команд тьюторов по вопросам введения ФГОС ДО, 2014 г.

7 Формирование творческого конструирования строится на основе 3-х взаимосвязанных составляющих: развитие самостоятельного детского экспериментирования с новым материалом; развитие образного мышления и воображения; формирование обобщенных способов деятельности. Методическое сопровождение муниципальных команд тьюторов по вопросам введения ФГОС ДО, 2014 г.

8 Приемы обучения конструированию Показ приемов изготовления всей конструкции Объяснение задачи Показ воспитателем образца, картинки или чертежа Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции Методическое сопровождение муниципальных команд тьюторов по вопросам введения ФГОС ДО, 2014 г.

9 Значение конструирования в формировании личности ребенка Развитие технических способностей Развитие наблюдательности Развитие внимания Развитие пространственного воображения Развитие гибкости мышления Развитие эмоционально-волевых качеств личности Способствует развитию речи Способствует формированию: обобщенных представлений о предмете; самоконтроля Формирует способность слушать и слышать Методическое сопровождение муниципальных команд тьюторов по вопросам введения ФГОС ДО, 2014 г.

10 Виды конструирования Конструирование из строительного материала Конструирование из деталей конструкторов конструирование из бумаги конструирование из природного материала Методическое сопровождение муниципальных команд тьюторов по вопросам введения ФГОС ДО, 2014 г.

11 Общие закономерности творческого овладения детьми конструктивной деятельностью 1. Основу развития самостоятельного творческого конструирования составляют: а) формирование обобщенных способов конструирования; б) развитие воображения; в) ориентировка детей в конструктивном материале; г) обогащение детского опыта. 2. Соблюдение последовательности (этапности) обучения. 3. Применение целостного дидактического комплекса: – использование форм обучения (к-е по образцу – каркасное – по условиям – теме – сюжету – замыслу); – применение методов обучения (анализ и сравнительный анализ образцов – показ способов к-я – организация детского экспериментирования – постановка проблемных задач). Методическое сопровождение муниципальных команд тьюторов по вопросам введения ФГОС ДО, 2014 г.

Источник

1. Разностороннее развитие ребенка в конструктивной деятельности

Колованова А.А.

2015г.

2. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО НА ДАННОМ ЭТАПЕ

Актуальность

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО НА ДАННОМ ЭТАПЕ

РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА, КОНСТРУИРОВАНИЮ УДЕЛЯЕТСЯ НЕДОСТАТОЧНО

ВНИМАНИЯ И ВРЕМЕНИ.

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К КОНСТРУИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЗАНИМАЕТ ЗНАЧИМОЕ МЕСТО В ДОШКОЛЬНОЙ

ПЕДАГОГИКЕ. ТАК КАК, РАЗНООБРАЗНОЕ КОНСТРУКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО ДАЕТ

ВОЗМОЖНОСТЬ ДЕТЯМ НЕ ТОЛЬКО ПОЗНАВАТЬ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, НО И

ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИВАТЬ СВОИ СПОСОБНОСТИ.

3. ПЛАН РАБОТЫ

1. Проанализировать психолого-педагогическую

литературу, дабы иметь представление об основах

конструктивной деятельности дошкольников.

2. Определить содержание работы и роль воспитателя

по развитию конструктивной деятельности детей

дошкольного возраста, в соответствии с программными

требованиями.

3. Проанализировать влияние конструктивного

творчества на всестороннее развитие дошкольников (в

частности на умственное, сенсорное, нравственное,

трудовое, творческое и эстетическое воспитание).

4.

понятия

Детское

творчество

творчество

конструкторы

конструирова

ние

Детское

конструирова

ние

5. Анализ проблемы и обсуждение ожидаемого результата

6. КОНСТРУКТИВНАЯ деятельность способствует:

-Конструирование обладает чрезвычайно

широкими возможностями для

умственного, нравственного,

эстетического, трудового воспитания;

-развивается планирующая мыслительная

деятельность, что является важным

фактором при формировании учебной

деятельности;

-способствует практическому познанию

свойств геометрических тел и

пространственных отношений;

-деятельность является также средством

нравственного воспитания

дошкольников;

-играет большую роль в воспитании

первоначальных навыков работы в

коллективе;

-деятельность имеет большое значение и

для воспитания эстетических чувств

7.

ВЫСКАЗЫВАНИЯ

Название конструктивной деятельности происходит от

латинского слова constructio – построение

Конструирование – вид продуктивной деятельности

дошкольника, направленной на получение определённого,

заранее задуманного реального продукта, соответствующего

его функциональному назначению. По своему характеру оно

более всего сходно с игрой и изобразительной

деятельностью; в нём также отражается окружающая

действительность.

А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушкамиматериалами, из которых он конструирует, «ближе всего

стоят к нормальной человеческой деятельности: из

материалов человек создает ценности и культуру».

8. Цель конструктивной деятельности

Развитие конструкторских и

художественных способностей детей

Сафонова О.А. – «развитие самостоятельной творческой

деятельности и личности ребенка в ней «

9. Задачи конструктивной деятельности

1. Воспитать у детей необходимые умения и навыки конструирования.

2. Сформировать знания о предметах, отображаемых в конструктивной

деятельности, об их внешнем виде, структуре, об основных частях, их

форме, пространственном расположении, относительной величине, о

материалах, с которыми они работают.

Дети должны уметь группировать предметы по их общим признакам,

понимать зависимость между особенностями их формы и теми функциями,

которые они выполняют.

3. Развивать умение работать целенаправленно, предварительно

планировать свою деятельность, что является необходимым условием для

успешного выполнения конструктивных задач.

4. Воспитывать у детей самостоятельность в работе, творческую

инициативу.

5. Воспитывать умение контролировать свою деятельность, направлять ее

на более рациональный путь решения задачи, предложенной воспитателем.

Не прибегать к механическому подражанию приемам работы товарищей или

ранее усвоенному способу, который в данном случае не может быть

применен.

10. ФГОС ДО к конструктивной деятельности

Образовательные

области

Речевое развитие

Познавательное

развитие

Физическое

развитие

Социальнокоммуника-тивное

Художнственноэстетическое

Задачи в соответствии с ФГОС,

Владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие диалогической и

монологической речи;

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных

действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных

представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале,

звучании, количестве, числе, части и целом, пространстве, движении и покое, причинах и следствиях.

Координация движений, развитие крупной и мелкой моторики обеих рук.

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности,

целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости,

сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование

уважительного отношения к результатам труда сверстников; формирование позитивных установок к

различным видам труда и творчества; формирование основ безопасности.

Реализация самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности детей

11. Этапы становления детского творческого конструирования

I этап – этап первичного освоения знаний и умений (по образцам )

II этап – этап творческого применения знаний и умений в

специально организованных взрослым условиях (по условиям)

III этап – этап самостоятельного творческого применения

усвоенных знаний и умений (по замыслу)

12. Виды конструктивного материала

в зависимости от материала три вида

конструирования:

(Косминская В.Б., Халезова Н.Б.)::

конструирование из

строительных

материалов

;

;

конструирование из

природного

материала.

конструирование из

бумаги, картона,

коробок, катушек и

других материалов

Типы конструирования:

Техническое – конструирование из разного строительного

материала, и художественное – из природного и бросового

материала (Л.А. Парамонова)

13. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ КОНСТРУИРОВАНИЮ

по образцу

по модели

по условиям

по чертежам и схемам

по замыслу

по теме

каркасное конструирование

14. Методы конструктивной деятельности

Объяснительно-иллюстративный, или

информационно-рецептивный

Репродуктивный метод

Частично-поисковый (эвристический) метод

Исследовательский метод

М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер

15. приемы в конструктивной деятельности

Основными приемами обучения являются

следующие:

1. Показ воспитателем приемов изготовления конструкции или

игрушки. Пояснения помогают детям усвоить не только действия,

необходимые для выполнения конструкции, но и построение

занятия, общий порядок работы.

2. Объяснение задачи с определением условий, которые дети

должны выполнить без показа приемов работы.

3. Показ отдельных приемов конструирования или технических

приемов работы, которыми дети овладевают для последующего

использования их при создании построек, конструкций, поделок.

4. Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции

также являются приемами обучения конструированию, при этом

выясняется, какие способы действий они усвоили, какими нужно

еще овладеть.

16. Содержание по возрастам

Первая и вторая младшие

группы

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная

группа

17. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ

-ребенок овладевает основными культурными способами

деятельности,

проявляет

инициативу

и

самостоятельность

в

познавательноисследовательской деятельности, конструировании;

-ребенок

обладает

установкой

положительного

отношения к миру, к разным видам труда, другим

людям и самому себе. Способен

договариваться,

учитывать интересы других ;

-ребенок обладает развитым воображением;

-ребенок достаточно хорошо владеет устной речью;

-у ребенка развита крупная и мелкая моторика;

-ребенок способен к волевым усилиям;

-ребенок проявляет любознательность.

18. Цели педагога

Подведение итогов

Источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Оптимизация педагогических условий для развития конструктивных умений у детей раннего возраста Выполнила воспитатель: МБДОУ Д/С «Ягодка» №25, г. Бор Анисимова Юлия Михайловна

2 слайд

Описание слайда:

Конструктивная деятельность детей раннего возраста Дети разного возраста с удовольствием играют с конструкторами. При сооружении разных построек из специальных строительных наборов, конструкторов ребенок ищет способы, как поставить и соединить детали, подбирает лучшие варианты. Здесь необходима наблюдательность, трудолюбие, терпение. Работа над постройками побуждает детей к общению со сверстниками, что очень важно для дальнейшего развития ребенка, для его эмоционального благополучия в детском коллективе. Специальные строительные наборы для детей раннего возраста могут включать самые разнообразные объемные формы: кубики, кирпичики, цилиндры, бруски и т.д. Интересны и доступны детям третьего года жизни деревянные и пластмассовые конструкторы из разных строительных деталей. Различают несколько видов конструктивного материала: – крупный строительный материал, состоящий из разнообразных форм: куб, параллелепипед, цилиндр и другие, он используется для построек на полу. – настольный строительный материал примерно тех же форм, но меньшего размера, предназначен для игр на столе. – конструкторы, представляющие собой усложненный строительный материал, отдельные части которого скрепляются.

3 слайд

Описание слайда:

Выделяют такие виды конструирования: Конструирование по образцу (готовая постройка, схема, чертеж, план, рисунок) Конструирование по условиям ( надо построить домик для матрешки, а она имеет определенный размер) Конструирование по замыслу

4 слайд

Описание слайда:

Значение для ребенка игры со строительным материалом Малыш знакомиться с разными деталями и запоминает их название Узнает, что различные формы имеют свои особенности Детали могут по-разному располагаться на плоскости Кубики можно поставить один на другой, положить один за другим, выше или ниже, рядом. Ребенок учиться соотносить форму детали с ее конструктивными свойствами

5 слайд

Описание слайда:

Игры со строительным материалом развивают: Воображение Конструктивные способности Мышление Приучают к сосредоточенной, упорной деятельности Самостоятельность Активность Ориентировку в пространстве Строительный материал знакомит с геометрическими фигурами, величиной Знакомит с основными цветами Обогащается словарь ребенка Развиваются кисти рук и пальцы

6 слайд

Описание слайда:

Педагогические условия для развития конструктивных умений у детей раннего возраста Маленькому ребенку надо помочь задумать постройку и подобрать детали для задуманного. Взрослый может сам построить что-то и предложить ребенку рассмотреть: что это такое, из каких деталей построено, какой они формы, как расположены по отношению друг к другу. Обыгрывание постройки с мелкими игрушками, что бы вызвать у ребенка желание строить. Наблюдения за работой строителей на прогулке, рассматривание различных видов транспорта. Чтение различных книжек про строителей, разные виды автомобилей с крупными и понятными картинками, с забавными и интересными стихотворениями. Хвалить ребенка, радоваться вместе с ним, восхищаться его постройками.

7 слайд

Описание слайда:

Методы: Показ способов действия Объяснение Выполнение задания по образцу Предоставления детям выбора материалов и содержания во время работы Работа со схемами Формы организации детей: Фронтальная (групповая) Подгрупповая Индивидуальная

8 слайд

Описание слайда:

КАКИЕ ПОСТРОЙКИ МОЖНО СТРОИТЬ ИЗ КОНСТРУКТОРА С МАЛЫШОМ В ВОЗРАСТЕ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ В основе всех построек малыша – сюжеты из повседневной жизни ребенка и знакомых ему простых сказок. Например: домик с заборчиком, качели, песочница во дворе, дорожка в парке со скамеечками, комната для матрешки (диванчик, кроватка, стол, стульчик), дорога для машин и ворота, паровоз с вагонами, мостик через речку. В этих постройках используются детали 3- 4 форм. Например, мостик можно сделать из пластины, которая положена на кубики. А сверху мы украшаем наш мост двумя призмами – «крышами». Малыш с удовольствием построит и дом для трех медведей из известной ему сказки по их просьбе, сделает из кирпичиков и кубиков большой стул для Михаила Потапович

9 слайд

Описание слайда:

Пример игры «Гости» Цель: раскрыть разные свойства строительного материала – цвет, форму, возможности, развивать речь. Материал: набор строительного материала, матрёшки, игрушечная посуда. Занятие. Перед началом поупражняйтесь в повторении пройденного материала. Попросите ребёнка показать кубики разных цветов, кирпичики и призму. Затем вспомните, где живёт петушок, собачка Дружок и какие звуки они издают. Всё получилось? Отлично! + По сюжету к Маше в гости пришли её подруги – матрёшки, яркие платочки, розовые щёчки. Маша, как радушная хозяйка, хочет напоить их чаем, но мебели нет: ни стола, ни стульев. Нужно помочь Маше построить мебель. Строим стол: на кубик кладём кирпичик, а затем и стулья: кирпичик на спинку, а кубик для сиденья. Рассадите матрёшек на стулья, накройте столы игрушечной посудой, называя каждый предмет. Пока гости заняты чаепитием, постройте для них диван, применяя кирпичики и кубики. В процессе игры задавайте ребёнку вопросы: « Для чего необходим стол, стулья, диван и посуда?» После отдыха гости поблагодарили Машу, произнеся: «Спасибо».

10 слайд

Описание слайда:

Развивающая среда для конструктивной деятельности

11 слайд

Описание слайда:

Продуктивная деятельность детей Игрушка побуждает ребенка строить, служит стимулом к игре.

12 слайд

13 слайд

14 слайд

Описание слайда:

Гараж для машин Заборчик для зверят

15 слайд

Описание слайда:

Строим замки из фигур

16 слайд

Описание слайда:

Дидактические игры

17 слайд

Описание слайда:

Поделки из природного материала «Краски осени» (домашнее задание)

18 слайд

Описание слайда:

Стихотворения Куколка – матрешка Строим дом хороший Вот какой широкий! В дом вошла матрешка Наша кукла – крошка Весело так пляшет Всем платочком машет. Кубики Занят я постройкой важной, Строю дом многоэтажный. Дом построю, а потом Буду занят гаражом! (Т. Коваль) Строители Саша строит дивный дом: жить машины будут в нём! Он высок, до неба аж! Называется гараж! Кубики Кубик на кубик кладу осторожно. Башню построить высокую сложно! Кубики в ряд друг за другом кладу, И получается поезд! ДУ-ДУ! (Т.Коваль) Машина, машина Ты нас покатай! Машина, машина, Скорей поезжай! би-би-би-би!

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Найдите материал к любому уроку,

указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-1195338

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник