Влияние кино на развитие ребенка
Современный мир совсем непохож на тот, что был лет 20 назад. И сегодня трудно представить ребёнка, который не умеет пользоваться гаджетами. Дети готовы часы проводить перед телевизором или компьютером, обычно – с попустительства родителей, которые не осознают, насколько опасны такие развлечения.
Чем современный кинематограф отличается от того, что выходило на экраны лет 20 назад
А вы заметили, что старые добрые советские фильмы можно пересматривать бесконечно? И сюжет знаком, и реплики актёров знаешь наизусть, а всё-равно каждый раз смотришь, словно впервые. Добрые фильмы несли в себе глубочайший смысл. Не было спецэффектов, были лишь великолепная работа режиссёра и команды актёров.
Эти фильмы помнишь, но смотришь. Современное кино кишит бесконечной стрельбой, отсутствием искренних эмоций и переживаний. Добрые чувства и человеческие качества в фильмах завуалированы. Убивать – круто, любовь унижена до банального секса. И на этом вырастают наши дети.
Что объединяет большинство современных кинолент?
Современное отечественное и зарубежное кино характеризуется зрелищностью. Яркие спецэффекты и компьютерная графика «прикрывают» однотипные сюжеты и часто – посредственную игру актёров. Пользуются популярностью фильмы, которые ничего не имеют общего с реальной жизнью – боевики (да, стреляют у нас, но не каждый же день и не на каждой улице), фантастика (пришельцы и кибер-человеки заполонили экраны кинотеатров).
Насилие – практически в каждом отечественном телесериале. День за днём, года за годом они не сходят с экранов телевизоров, причём ограничений по времени показа нет – боевики показывают и днём, и вечером. И на это вырастают наши дети.
Есть, конечно, исключения…
Разумные родители ограничивают просмотр телесериалов и кинофильмов для своих детей. Но на популярных центральных телеканалах редко увидишь хорошие добрые мультфильмы. Как правило, они демонстрируются на специальных детских каналах, а возраст зрителей – не старше 3–5 лет.
Ребенку-дошкольнику уже неинтересны приключения Смешариков или трёх забавных котят – Коржика, Компота и Карамельки, Лунтика и его друзей. Большинство же мультфильмов для детей старшего возраста – зарубежного производства и крайне редко демонстрируются на наших телеэкранах.
Чем это опасно для психики ребёнка
Давно научно установлено, что все внешние раздражители воздействуют на сознание человека. Видеоматериалы активно используются при обучении малыша и в воспитательных целях. Комбинация видео- и звукового материала максимально воздействует на органы чувств ребёнка.
Слишком сильные эмоции, которые испытывает детский организм, оказывает большое влияние на несформировавшуюся психику. Фильмы для детей – это своего рода модель поведения, поэтому отсутствие ограничений при просмотре телевизора приводит к агрессии, отсутствию нравственных норм у детей. Особенно опасно это в подростковом возрасте.
Лёгкий доступ к фильмам, не предназначенным для детского и подросткового возраста, приводит к тому, что дети ведут себя, как взрослые: они рано начинают пробовать алкоголь и наркотики, вступают в беспорядочные половые связи. При таком образе жизни происходит постепенная деградация человека, а это уже проблема мирового масштаба. Согласны с данным утверждением?
Источник
Currently, the movie is the most popular art form among young people. They find themselves in the heroes of movies, using their image of themselves, I copy their behavior and character traits that are not always positive.
Под нравственностью нужно понимать внутреннюю потребность каждого человека следовать моральным принципам и этическим нормам, принятым в обществе, на протяжении всей своей жизни и касательно всех своих поступков. Нравственность — это система моральных убеждений, принятых в обществе, и усвоенная каждым человеком. Л. А. Григорович определил нравственность как: «Нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм» [4 с.104].
В кинопроизводстве любой страны создание фильма преследует не только развлекательные, но и воспитательные цели, так как кино является самым массовым видом искусства. Подростки, пришедшие в кинотеатр или просматривая фильмы в интернете, получают не только удовольствие от просмотра сюжета фильма, но и пример для подражания. Например, если в театре, спектакль могут просматривать около двух тысяч зрителей, то фильмы могут смотреть миллионы людей одновременно, по всему миру. Именно поэтому кино оказывает очень большое влияние на воспитание людей, в частности и подростков.
В.Крылов в своей статье «Кино и его влияние на человека» пишет: «В узком смысле слова кино это фильмы — всякие ужастики, боевики, приключения, мелодрамы и т. д. Жанры кино можно перечислять очень и очень долго. Иногда они смешиваются, изменяются, некоторые исчезают навсегда, а на их место «встают» новые. Так что, в «узком» понимании кино — это искусство создавать фильмы разнообразных жанров. В широком же смысле — это нечто большее, чем просто фильмы. Думаю, никто не будет спорить, что в кино отражаются какие-либо жизненные события, действия или моменты, запечатленные на пленку» [3].
В настоящее время главной проблемой подрастающего поколения является формирования у них нравственного воспитания, так как именно в этот период жизни у человека формируется мировоззрение. Нравственное воспитание подростка формируется под влиянием различных факторов, таких как школа, семья, общение со сверстниками, и конечно же средства массовой информации.
Киноискусство, оказывает большое влияние на подростков. Именно поэтому, в процессе формирования мировоззрения, им необходима определенная ориентация, которая должна решать две задачи: 1 — направлять на подлинные произведения киноискусства, 2 — уберечь от низких, безнравственных фильмов. Так, в своей статье, Кравченко А. А. пишет: «Кинообразование принципиально отличается от других форм просвещения подростков тем, что ничего им не диктует, не навязывает, а лишь формирует эстетический запрос — потребность в хорошем, серьезном кино. А, в свою очередь, общение с выдающимися произведениями киноискусства создает предпосылки для противостояния личности социальному, психологическому, моральному кризису общества» [2].
Действие кино на восприятие человека очень разнообразно. Например, при просмотре комедии, мы получаем положительные эмоции, у нас улучшается настроение. Если же мы смотрим фильмы ужасов, у нас возникают такие чувства как страх, негатив, и отвращение. Но стоит отметить, что на детей фильмы влияют гораздо сильнее, чем на взрослых. Когда ребенок смотрит какой-либо фильм, он выбирает из него положительных и отрицательных героев для себя, девочки представляют себя балеринами, принцессами, и другими положительными героями, мальчики представляют, что они отважные герои, которые спасают людей, и таких примеров достаточно много. Но в настоящее время проблема стоит в том, что современные фильмы могут влиять как положительно, так и отрицательно на воспитание подростков [1].
Например, в фильме «Хорошие дети не плачут», который был снят Денниисом Ботсом в 2012 году, рассказывается история, главными героями которой являются Экки и Джоэп. Экки обычная девочка, которая училась в 6 классе, играла в футбол, а Джоэп мальчик задира, которого она считала своим врагом. После окончания 6 класса, Экки и ее друзьям нужно было разойтись по разным школам, и она считала, что это не проблема, и они все равно останутся друзьями. Но в один момент ее жизнь очень сильно меняется. После драки с Джоэпом у нее начинается сильное кровотечение из носа, и родители везут ее в больницу, где ей ставят диагноз лейкемия. В период долгого лечения ее посещают ее друзья, но Джоэп не согласен идти к ней. Через какое-то время Джоэп понимает, что должен посетить Экки, и становится для нее лучшим другом, который помогает скрасить последние месяцы ее лечения.
После просмотра данного фильма задумываешься, что иногда нужно отбросить гордость и гнев к человеку, с которым ты не ладил, и если ему нужна моральная поддержка, просто протянуть ему руку помощи. Этот фильм учит ценить жизнь, показывает, что она может измениться в любой момент. Он учит настоящей дружбе, любви, и тому, как, несмотря на разногласия, помогать человеку, который попал в беду.
Еще один фильм, которому хотелось бы уделить внимание, это русский фильм, снятый Андреем Зайцевым в 2015 году, «14+ история первой любви». Главными героями становятся Вика и Леша, 14-летние подростки. Леша неуверенный в себе парень, который влюбляется в Вику, но из-за своей неуверенности не может к ней подойти и постоянно просматривает ее фотографии в интернете. После он узнает, что Вика учится в соседней школе, в ней же учится главный хулиган района, который тоже положил глаз на Вику. Периодически между их школами происходят драки, и это еще больше влияет на решение Леши заговорить с Викой. На одной из дискотек, он решается подойти к ней, после чего у них возникают взаимные чувства любви. Однажды после прогулки Леша провожал Вику домой, но около подъезда их ждал тот самый хулиган, и ей пришлось предложить парню пройти к ней домой. Когда Леша уходил, она решила проводить его до лифта, где произошел первый поцелуй. После этого, когда Леша остался дома один, он приглашает Вику к себе, где все начинается с разговора, после Леша достает из шкафа вишневый ликер, и предлагает Вике выпить. Она соглашается, и, в конце концов, все заканчивается постельной сценой.
После просмотра этого фильма, стало интересно почитать о нем отзывы людей разного возраста. Как ни странно, одним фильм понравился, и они видят в нем нечто трогательное, милое, и хорошее, не задумываясь над тем, как данный фильм может повлиять на самих подростков. Другие же пишут, что этот фильм аморален, так как к нем дети употребляют алкоголь, и в 14 лет делают большие глупости, не думая о дальнейших последствиях.
К сожалению, в наше время мы можем видеть очень много случаев ранней беременности в подростковом возрасте и беспорядочных половых связей, что нередко происходит из-за алкогольного опьянения. Из-за отсутствия должного внимания родителей подростки начинают искать ответы на все свои вопросы в интернете, в окружении друзей и подруг. Нередко подростки совершают необдуманные поступки именно из-за совета своих сверстников. Например, подруги могут посоветовать вступить с половые связи только для того, чтобы сохранить отношения с мальчиком, мальчики могут посоветовать предложить девочке алкоголь, чтобы она вступила с ними в половые отношения. К сожалению, родители не могут уберечь своих детей от этих необдуманных поступков, но могут предотвратить их, если будут больше уделять время своим детям, а не только работе и своей личной жизни. В большинстве случаев ранние половые связи происходят в тех семьях, где царит неблагоприятная обстановка для созревания подростковой психики (неблагополучные семьи).
Современным детям очень просто включить телевизор, зайти в интернет, где можно посмотреть любые фильмы, и самое страшное, что они хотят смотреть фильмы, содержащие пошлость и разврат. Их давно не интересуют добрые, хорошие фильмы, где показывают, как нужно дружить, помогать друг другу, уважать старших. Как же можно уберечь детей от безнравственных фильмов, которые не предназначены для их детской психики? В наше время это сделать будет нелегко. Когда все покупается и продается, телеканалы, не задумываясь, выпускают фильмы, которые могут неблагоприятно влиять на психику подростка. Это связанно с тем, что в настоящее время кино является самым распространенным видом искусства среди подрастающего поколения, и именно в фильмах дети ищут себе кумиров, и от них берут различные маски, и формы поведения.
Среди подростков был проведен опрос, включающий в себя следующие вопросы:
1) Сколько тебе лет? 2) Пол? 3) Какие фильмы предпочитаешь смотреть: а) 14+ б) 16+ в) 18+? 4) Какой жанр фильма ты предпочитаешь смотреть: а) Комедия, б) фантастика, в) мелодрама, г) свой вариант? 5) Смотрел ли ты фильмы «хорошие дети не плачут» и «14+ история первой любви»: а) Да б) нет? 6) Если смотрел, что ты о нем думаешь? 7) Какой твой любимый фильм? 8) Кто твой любимый герой? Почему? 9) Разговаривали с тобой родители на тему употребления алкоголя? 10) Разговаривали ли с тобой родители на тему полового созревания?
После обработки результатов, выяснилось: на вопросы отвечали подростки от 14 до 16 лет. В опросе принимало участие 20 респондентов, из которых 70 % были мужского пола, 30 % женского. На вопрос, какие фильмы предпочитаешь смотреть, из всех отпрошенных подростков лишь (53 %) смотрят фильмы 16+, остальные предпочитают фильмы 18+. Большинство мальчиков (68 %) предпочитают смотреть фильмы ужасов и боевики. Из всех отпрошенных подростков 10 % смотрели фильм «хорошие дети не плачут» и 16 % смотрели фильм «14+ история первой любви». На вопросы «разговаривали с тобой родители на тему употребления алкоголя» и «на тему полового созревания» подростки ответили так: (57 %) разговаривали на обе темы, (32 %) разговаривали только на тему употребления алкоголя, и (11 %) не разговаривали на эти темы.
Из этого можно сделать вывод, что в настоящее время, у подростков есть легкий доступ к фильмам, даже к тем, которые предназначены для возраста 18+. К сожалению, дети давно стали вести себя, как взрослые: они начинают употреблять алкоголь, вступают в беспорядочные половые связи, рожают детей. Где же они этому научились? Ответ простой: не последнюю роль в этом сыграли фильмы (18+), которые показывают по телевидению, это социальные сети, в который дети с легкостью заходят, сидят на различных форумах и просматриваю фильмы не для их возраста. К сожалению, причиной такого поведения детей, выступают и родители. Немногие разговаривают со своими детьми на тему употребления алкоголя и полового созревания, в ходе чего дети ищут всю информацию в сети. По-видимому, это связано с тем, что в наше время родители слишком много времени проводят на работе, и у них нет возможности поговорить со своими детьми. Но к сожалению, бывают случаи, когда дети воспитываются в неблагополучной семье, где родителей кроме алкоголя ничего не интересует, и дети предоставлены сами себе.
Как бы нам ни хотелось, фильмы всегда будут показывать подросткам разные модели поведения. К счастью, или к сожалению, прогресс не стоит на месте, и мы не сможем уберечь детей от безнравственных, низких фильмов, мы можем лишь общаться со своим ребенком, объясняя ему, что хорошо, а что плохо, прививать ему только морально-нравственные манеры поведения, быть в курсе того, что с ним происходит и с кем он общается.
Литература:
- Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2000. — 416 с.
- Кравченко А. А. Научная статья: Киноискусство в системе нравственно-эстетического воспитания подростков. — 2013. — 298–304 с.
- Крылов В. А. Кино и его влияние на человека. // https://xquite.ru/life/rub/lkinview.php?id=1.
- Трошин П. Л. Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи // Молодой ученый. — 2016. — № 8. — 884–887 с.
Основные термины (генерируются автоматически): фильм, ребенок, подросток, Вика, время, половое созревание, родитель, употребление алкоголя, подрастающее поколение, фильм ужасов.
Источник
Ученые много говорят о том, что детям нужна сенсорная стимуляция – подвижные игры, игры для развития все органов чувств – именно они способствуют здоровому развитию мозга ребенка.
Но существует такое понятие, как сенсорная перестимуляция – она несет большую угрозу для развития ребенка, особенно в раннем возрасте до 3 лет.
Эту так называемую сенсорную перестимуляцию дает просмотр телевизора и гаджетов (компьютера, планшета, телефона).
В книге «Педагогика, изменяющая мозг» (не могу дать ссылку на источник, так как материал не полностью мой) я встретила множество здравых объяснений того, почему так вредны гаджеты. Мы привыкли слышать об этом поверхностно, так легче игнорировать рекомендации врачей, и все-таки соглашаться на просмотр мультфильмов.
Кто-то может возразить – уже несколько поколений выросло с телевизором – и ничего плохого с ними не произошло. Но так ли это? Учителя и у нас, и в США, и в Европе заметили, что дети «тупеют» на глазах. За последние десятилетия дети стали хуже мыслить, у них больше речевых проблем, и уменьшилось время, в течение которого они способны сохранять активное внимание. Возможно, это происходит из-за того, что количество стимуляций нервной системы с помощью телевизора и компьютера стало критическим. То, что способен вынести взрослый мозг, может быть очень вредным для растущего.
Авторы книги приводят для примера свои наблюдения -буквально 10 лет назад в развивающем детском центре было два неговорящих ребенка среди всех двухлетних, а теперь – больше половины. Сейчас, если у родителей первый ребенок, они даже не удивляются, что ребенок в 2 года не говорит – все вокруг такие.
Когда ребенок смотрит телевизор, работают только два канала восприятия сенсорной информации – слух и зрение. Можно предположить, что телевизор хотя бы стимулирует развитие зрения и слуха, но, оказывается, это не так.
Бинокулярное зрение и острота зрения еще не развиты окончательно у ребенка где-то до 4 лет. Созревание зрительной системы предполагает умение искать объекты, фокусировать на них зрение, «сканировать» их. Для развития этих умений необходимо постепенное увеличение поля зрения и рассматривание трехмерных изображений. Экран телевизора позволяет нам смотреть только на двухмерные объекты и уменьшает поле зрения.
Дети, которые много смотрят телевизор, не могут в достаточной степени расширять зрачки. Изменяется и объем движений глаз, так дети пристально смотрят на экран. Эти проблемы особенно заметны, когда ребенок учится читать. Для нормального чтения важны так называемые саккадические движения глаз – это быстрые непроизвольные движения. Соответственно, длительный просмотр телевизора может способствовать тому, что ребенок во время чтения может пропускать строки, ему будет сложно улавливать смысл длинных слов.
Для чтения еще нужно, чтобы глаза постоянно двигались слева направо по странице. Слабость глазных мышц, возникающая от недостатка их использования, нарушает эту способность. Для чтения требуется больше усилий, чем для просмотра телевизора, поэтому глаза быстро устают.
Внимание тоже тесно связано работой зрительной системы. В мозге есть особая система, которая определяет, на чем нужно сосредоточить внимание и когда нужно сконцентрироваться. Так вот, частый просмотр телевизора нарушает работу этой системы.
Кроме того, яркие мельтешащие изображения на экране, которые меняются каждые 5-6 секунд во многих программах и каждые 2-3 секунды в рекламных роликах, не дают возможность высшему «думающему» мозгу даже обработать этот образ. Коре требуется от 5 до 10 секунд для обработки нового стимула.
В этом плане, современные мультфильмы «вреднее» тех же советских, где картинка меняется реже. Но любом случае, просмотр любых мультфильмов и передач затрудняет развитие ребенка.
Нет ни одного исследования, доказывающего что младенцы и дети раннего возраста получают хоть какую-то пользу от просмотра телевизора. Поэтому развивающих телевизионных программ для малышей (до 3 лет) в принципе быть не может.
Вот результаты американских исследований: дети в возрасте от 7 месяцев до 1,5 лет, которые регулярно смотрят телевизор, знают меньше слов, чем их ровесники. Если ребенок в возрасте до года проводит 2 часа в день перед телевизором, то это в 6 раз увеличивает риск возникновения речевых нарушений. Видимо, это происходит потому, что мозг настроен на изучение языка в процессе общения, а не пассивного восприятия.
Я прекрасно понимаю, что есть дети, которые и с просмотром телевизора начали говорить в 1, 5 года фразами, и не имеют общих проблем в развитии. Но, во-первых, это в наше время редкость, во-вторых, основные проблемы возникают при подготовке к школе и в первом классе.
Конечно, телевизор удобен родителям – именно это является причиной частого просмотра детьми мультфильмов. Поэтому я и решила опубликовать аргументы против использования гаджетов, чтобы родители делали более осознанный выбор. Сама часто устаю, но есть более полезные для здоровья способы отвлечения детей. Та же коробка с разнообразными игрушками (желательно, спрятанная до этого на пару недель), игры с водой в ванной, сенсорные коробки с крупой и прочее, на что хватит фантазии.
Источник