Влияние этнической культуры на развитие ребенка
Развитие детей происходит в определенном этнокультурном контексте, особенности которого, безусловно, накладывают свой отпечаток на специфику развития, сознания и самосознания детей. При обсуждении особенностей развития детей в контексте этнических культур, формирования у них представлений о своем месте в мире и социуме значимы такие категории, как образ мира, этническое самосознание, менталитет, этнический стереотип. “В основе мировидения и мировосприятия каждого народа лежит своя система предметных значений, социальных стереотипов, когнитивных схем. Поэтому сознание человека всегда этнически обусловлено, видение мира одним народом нельзя простым “перекодированием” перевести на язык культуры других народов”[1].
В различных исследованиях выявляются особенности социокультурной детерминации интеллектуального развития младших школьников, зависимые как от этнического компонента, так и от типа поселения (город, деревня). Так, в исследовании Ю. В. Соловьевой и Н. Ф. Талызиной выявлено, что социокультурные условия развития влияют на следующие характеристики интеллектуального развития младших школьников, значимые в учебной деятельности: новизна и доступность приема; план выполнения приема; соотношение плана выполнения приема с возрастом; уровень помощи, достаточный на этапе составления схемы ориентировочной основы действия; совпадение планов выполнения плана[2].
Применительно к изучению мировосприятия различных этносов наиболее целесообразно использовать феномен “этническое самосознание”, так как этническое самосознание – это своего рода “последний рубеж” сохранения этничности, ибо в ходе исторического развития могут быть утеряны и язык, и общая территория, и даже культурные традиции, но пока сохраняется этническое самосознание, не тускнеет и образ этнического “мы”[3]. Особенности самосознания во многом зависят от практики межэтнического взаимодействия и характеристики этнической среды.
Этническое самосознание – наиболее устойчивая сторона самосознания личности, которая формируется в процессе социального общения личности через отталкивание от этнического другого и представляет собой осознание личностью своих связей с данным этносом, утверждение своего “Я” в этих связях.
В контексте обсуждения регулятивной роли для личности младшего школьника этнической идентичности или этнического самосознания необходимо отметить скудность теоретических и эмпирических исследований.
Предлагаемые этапы становления идентичности в работах Ж. Пиаже сегодня нуждаются в пересмотре. Так, в соответствии с периодами психического развития ребенка Ж. Пиаже предлагает следующие этапы становления этнической идентичности:
- 1) в 6–7 лет ребенок приобретает первые фрагментарные несистематичные знания о своей этнической принадлежности; эти знания он получает от семьи и непосредственного социального окружения, а не страны и этнической группы;
- 2) в 8–9 лет ребенок уже идентифицирует себя со своей этнической группой; основанием для такой идентификации являются национальность родителей, место проживания, родной язык; в этот возрастной период у него просыпаются национальные чувства;
- 3) в 10–11 лет этническая идентичность формируется в полном объеме; в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.
Современная ситуация и последние исследования позволяют нам утверждать, что этническая идентичность начинает формироваться с трех лет, а в полном объеме она может и не сформироваться даже к 25 годам.
Как отмечает А. С. Обухов, на особенности формирования этнического компонента социальной идентичности во многом влияет социокультурный контекст развития – по параметру этничности: моноэтнический, биэтнический, полиэтнический. В моноэтническом контексте скорее развиваются другие типы социальной идентичности, нежели этнический (региональный, локальный и др.). В биэтническом контексте в зависимости от сложившихся традиций межэтнических отношений этничность начинает пониматься довольно рано через четкое осознание принадлежности к определенному “мы” в соотнесении с определенным “они”. В полиэтническом контексте развитие этничности может происходить по очень разным сценариям и стратегиям в зависимости от конкретики семьи, этноса, микросоциума, общих социально-экономических условий и др.
Анализ психологических исследований позволяет отметить, что в своем становлении этническая идентичность младшего школьника проходит следующие стадии:
- • самоопределение, т.е. выделение себя как члена этнической группы;
- • включение в свою “Я-концепцию” общих характеристик этнической группы и усвоение характерных для этнической группы ценностей и норм;
- • усвоенные ценности и нормы этнической группы становятся внутренними регуляторами социального поведения личности младшего школьника.
Первой социальной группой, принадлежность к которой осознает младший школьник, является семья. Несистематические знания, получаемые детьми на начальных стадиях формирования их представлений о себе от ближайшего социального окружения и включенные ими в свою “Я-концепцию”, пока еще никак не соотносятся с ценностями, нормами, традициями и культурой конкретного этноса.
На второй стадии через социальный контекст происходит освоение ценностей и норм этнической общности, которые в дальнейшем определяют его линию поведения.
Формирование этнической идентичности младшего школьника завершается в том случае, когда знания, убеждения и взгляды младшего школьника находят воплощение в соответствующих его поступках и поведении, отвечающих этнокультурным нормам, т.е. традициям, обычаям своего народа. Усвоенные детьми младшего школьного возраста ценности и нормы этнической группы становятся внутренними регуляторами их социального поведения.
Таким образом, младший школьный возраст – важнейший период в психосоциальном развитии человека. Дети этого возраста активно включаются во взрослую жизнь, формируют идентичность своей этнической группы, осваивают различные социальные роли и наиболее активно проходят этап становления этнического самосознания. Но этнический статус чаще всего остается неизменным на протяжении всей жизни человека. А этническая идентичность – не статичное, а динамичное образование. Внешние обстоятельства могут толкать человека любого возраста на переосмысление роли этнической принадлежности в его жизни, приводить к трансформации этнической идентичности. У детей формирование этнической идентичности, его временные границы не являются универсальными для всех народов и социальных ситуаций. В зависимости от социального контекста они могут ускоряться или замедляться. Этническая идентичность более четко осознается, а знания о различиях между группами раньше приобретаются, если социализация ребенка проходит в полиэтнической среде. На трансформацию идентичности влияет и то, какой группе человек принадлежит – группе большинства или меньшинства. Исследования подчеркивают, что более осведомленными об этнических группах являются представители меньшинств. При этом замечено, что представители этнических меньшинств отдают предпочтение доминантной культуре[4].
Регулятивная роль культуры. В отношении регулятивной роли культуры и ее влияния на личность младшего школьника необходимо заметить, что “для общества существуют совсем не все поступки индивида, а лишь те, которым в данной системе культуры приписывается некоторое общественное значение”[5]. Через соблюдение обычаев, ценностей, норм, идеалов, убеждений культуры младший школьник соответствует “социотипическому поведению личности”. Это то поведение, которое, по А. Г. Асмолову, “выражая типовые программы данной культуры и регулируя поведение в стандартных для данной общности ситуациях, освобождает человека от принятия индивидуальных решений”[6]. Или это действия, которые соответствуют социальным представлениям. Исходя из этого положения отметим, что младший школьник, попадая в другую культурную среду, может растеряться, так как он ориентирован на свою культуру и на соответствующую модель поведения.
Социально-нормативные особенности этнической культуры и младший школьник. Культурные нормы, во многом единые для общества и, в известной степени, отличные для представителей разных этносов, определяют сознание и реальное поведение личности младшего школьника.
В процессе взаимодействия с социальной средой дети младшего школьного возраста присваивают социальный опыт, культуру, ценности общества. В сложной системе отношений, в которые включен младший школьник и которые связывают его с различными группами, этническая общность выделяется специальными условиями выработки нормативных систем, регулирующих поведение.
Народные традиции, выступая частью этнической культуры, аккумулируют такие нравственные категории, как долг, честь, совесть, достоинство, которые являются необходимым условием самоутверждения ребенка в обществе. Т. Г. Стефаненко отмечает, что “традиция каждой культуры имеет целостный характер и представляет собой сложную систему взаимосвязанных между собой элементов – обычаев, ценностей, норм, идеалов, убеждений, являющихся регуляторами поведения человека”[7].
Народные традиции обеспечивают особую психологическую среду, выступая важнейшим средством социализации личности младшего школьника.
Содержанием социализации личности младшего школьника служат и нормы человеческих взаимоотношений. Эти нормы, четко зафиксированные в народных традициях, выступают как образцы нравственной культуры, где в концентрированном виде сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны, принятые в этносе.
Старшее поколение через традиции передает младшим нравственные убеждения и чувства, способы и приемы деятельности, опыт социально-этического поведения. “Традиция – динамический, саморазвивающийся процесс передачи духовных ценностей и нормативов от поколения к поколению, на котором основано существование культуры. Традиция выступает организующим фактором во взаимодействии человека с миром, с другими, с самим собой. Традиция во многом определяет формирование мировоззрения, организует жизнь человека в предметной, природной, социальной и знаковой реалиях. <…> Традиция, существуя в социуме и задавая существование социума через трансляцию культуры, как и сама культура не может быть “мертвой”, поскольку может существовать только до тех пор, пока выполняет свои функции сохранения и трансляции, которые могут видоизменяться, но не отмирать. <.„> Традиция является реализацией различных вариаций па воспринятую от предыдущих поколений тему. Традиция не является чем-то самопродуцирующимся и самовырабатывающимся. Только живущее, познающее, обладающее желаниями человеческое существо может воспринять ее и модифицировать. Традиция развивается потому, что тот, кто является ее носителем, стремиться создать что-то лучшее, более подходящее.
Традиция может быть как тяготеющей к стабильности, так и более динамичной и изменчивой. На современном этапе развития культуры, разводя по полюсам стабильности и изменчивости, можно выделить деревенскую (часто называемую традиционной) и городскую (книжную и массовую) культуры. Основополагающим различием между ними является преобладание того или иного способа трансляции культуры от поколения к поколению”[8].
В традициях фиксируются исторически сложившиеся нормы и принципы связей, взаимоотношений, идеалы, утвердившиеся в этнической группе, обеспечившие ее выживание и активное функционирование. Выступая как коллективная память, традиции являются неотъемлемым элементом этнического самосознания. Они содействуют возникновению этнического “притяжения”, укрепляют чувство патриотизма и национальной гордости.
Необходимо отметить, что но своей природе будучи обращены к человеку народные традиции гуманистичны. В них отражаются потребность в труде, в человеческом общении, совесть, достоинство, чувство милосердия, взаимопомощь, забота о сохранении общественных благ, снисхождение к слабому, терпимость, отвращение к насилию и другие общечеловеческие нравственные ценности. Так как отход от соблюдения народных традиций осуждается общественным мнением, вследствие этого они оказывают нормативнорегулятивное воздействие, способствуют закреплению ценностных ориентиров младшего школьника, выступают важным средством социализации ребенка.
Таким образом, ценности, идеалы, нормы и образцы поведения, сконцентрированные в традициях народа, в процессе социализации младшего школьника становятся частью его самосознания.
Психология межэтнических отношений и поликультурное образование в младшей школе. Психология межэтнических отношений занимает особое место в этнопсихологии, по при этом отметим, что не существует каких-то особых психологических явлений и процессов, свойственных только межэтническим отношениям. Все они являются универсальными для межгрупповых отношений. Для понимания этих процессов и выстраивания гармоничных отношений между представителями различных этносов важно знать, как срабатывают механизмы межэтнического восприятия в межгрупповых отношениях. В социальной психологии выделяют следующие механизмы межэтнического восприятия: этноцентризм, стереотипизация, социальная каузальная атрибуция.
Этноцентризм – это предпочтение своей группы. Данное понятие ввел в 1906 г. У. Самнер, который понимает под этноцентризмом такое видение вещей, при котором своя группа оказывается в центре всего, а все другие соизмеряются с ней или оцениваются со ссылкой на нее. Данный механизм, с одной стороны, помогает человеку сохранить свою идентичность, а с другой – при сильной выраженности является препятствием для межэтнических отношений, взаимодействий. В ситуации, когда мы отдаем предпочтение своей этнической группе, нет ничего плохого; предпочтение своей группы может сочетаться с терпимым отношением к другим этническим общностям. Проблемы возникают, когда не просто отдается предпочтение своей группе, а начинают навязывать свои ценности другим. Такой вид этноцентризма называется воинственным.
Выделяют еще один вид этноцентризма – делегитимизацию, когда не только отдают предпочтение своей группе, навязывают свои ценности, но и рассматривают представителей других этносов как нелюдей, максимизируют межгрупповые различия.
Многочисленные дискуссии по поводу, что влияет на степень выраженности этноцентризма, говорят о том, что более значительное влияние оказывают не особенности культуры, а социальная структура и объективный характер межэтнических отношений.
Следующий механизм – стереотипизация: психологический процесс, рациональная форма познания, частный случай категоризации. При данном механизме характеристика человеку дается, отталкиваясь от его этнической принадлежности. Стереотипизация также направлена на сохранение этнической идентичности, однако лишает человека права быть воспринятым и понятым как индивидуальность со своими особыми чертами, положительными и отрицательными. Кроме того, в стабильной и мирной ситуации стереотипы не особенно о себе заявляют, но в ситуации межэтнических напряжений и конкуренции на групповом и личностном уровнях данный механизм срабатывает – человека как такового уже не видим, а видим представителя определенного этноса и награждаем соответствующей характеристикой: “Да все они такие…”.
Последний механизм межгруппового восприятия – социальная каузальная атрибуция – это интерпретация поведения и результатов деятельности индивидов на основании их группового членства. Так, встречаются этноцентристские атрибуции – позитивному поведению членов своей группы и негативному поведению чужой группы приписываются внутренние причины, а негативному поведению “своих” и позитивному поведению “чужих” – внешние причины.
Таким образом, заметим, что выше обозначенные механизмы межгруппового восприятия в межэтнических отношениях (этноцентризм, стереотипизация и социальная каузальная атрибуция) срабатывают на бессознательном уровне, но их знание поможет понять себя и другого в ситуации межэтнического взаимодействия и облегчить выстраивание нормальных человеческих отношений между представителями различных этносов. А что касается младшего школьника, “…из всей совокупности сложных взаимодействий внутри социального пространства, которое предстоит осваивать ребенку, самыми ясными для него являются правила взаимодействия с другими людьми… В регионах совместного проживания представителей разных этносов ребенок очень рано присваивает стиль межэтнических отношений: у него формируется глубинно присущая ему эмоциональная позиция по отношению к своему и другому этносу, проживающему в едином геоисторическом пространстве”[9].
Поликультурное образование в младшей школе требует пристального внимания, так как именно здесь складываются взгляды на мир, ценностные установки и ориентации, накапливается личный опыт общения в больших и малых группах сверстников. Нам представляется важным формировать этнокультурную компетентность, под которой понимаем свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию.
Этнокультурная компетентность предполагает введение младшего школьника изначально в родную для него, а затем в иные культуры. При этом вначале у ребенка должна быть сформирована готовность признавать этнокультурные разлиния как что-то позитивное, которая затем должна развиться в способность к межэтническому пониманию и диалогу.
Источник
Автономная некоммерческая организация
высшего профессионального образования
«ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНСТИТУТ СВ. ИОАННА БОГОСЛОВА»
Кафедра Общей и прикладной психологии
ЭТНОПСИХОЛОГИЯ
Учебно-методический комплекс
для студентов заочной формы обучения
(специальность 030301 Психология)
код и наименование специальности
Москва
2011
Автор: , преподаватель
Рецензенты: , кандидат психологических наук,
Доцент кафедры Общей и прикладной психологии АНО ВПО
«Православный Институт Св. Иоанна Богослова»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности__030301_Психология.
Одобрен на заседании кафедры Общей и прикладной психологии Православного института св. Иоанна Богослова (протокол №____от_____________20___г.).
Православный институт св. Иоанна Богослова, 2011.
, 2011.
СОДЕРЖАНИЕ
Государственные требования к минимуму содержания дисциплины………………4
Введение………………………………………………………………………………4
Объем дисциплины и виды учебной работы………………………………………..6 Тематический план……………………………………………………………………7
Программа…………………………………………………………………………….8
Литература…………………………………………………………………………..13
Вопросы для подготовки к зачету и/или экзамену….…………………………….14
1. Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины.
Этнопсихология относится к дисциплинам Национально-регионального (вузовского) компонента (ОПД. Р.03) и не имеет требований к обязательному минимуму содержания дисциплины в соответствии с ГОС ВПО для дисциплин федерального компонента. Как отдельная дисциплина, Этнопсихология выделилась из Социальной психологии и призвана разрабатывать такие темы как психология группы, психологические особенности больших социальных общностей и др.
2. Введение.
В нынешнее неспокойное в плане национальных конфликтов время проблемы этнопсихологии приобретают приоритетное значение. Этническое самосознание является предметом исследования многих наук. К нему проявляли интерес философы, этнографы, социальные психологи, социологи. В процессе взаимодействия этих наук в вопросах касающихся этнической принадлежности и национального самосознания и выросла наука этнопсихология, одним из основных направлений которой является исследование этнического самосознания. Нуждаются в объяснении и осмыслении многие «знакомые» термины (такие как «национальный менталитет», «этнические русские», «русскоязычные» и др.), а также сравнительно новые феномены социальной мысли (такие как «этнократия» и др.)
Этнопсихология оперирует не только феноменологическими данными, (как большинство этнографических описаний), но и пытается вывести некоторые общие закономерности, показать достоверные отличия одного этноса от другого. Здесь ощущается большое влияние социальной психологии, составной частью которой этнопсихология, по сути, и является.
Учитывая молодость этнопсихологии как самостоятельной науки, данная программа ставит своей целью показать студентам отличие этнопсихологии от других наук, изучающих народы и народности, помочь разграничить предмет и объект этнопсихологии, проанализировать уже сложившуюся методологию науки, сформировать научно обоснованное представление об основных закономерностях развития этнической идентификации и этнического самосознания.
Отсюда вытекают задачи курса:
· Показать студентам спектр проблем, изучаемых этнопсихологией.
· Познакомить с историей возникновения этнопсихологии как науки.
· Дать представление о различных подходах к изучению этнической идентификации и этнического самосознания.
· Обеспечить студентов знаниями о типичных чертах «своей» общности, имеющихся у представителей различных наций.
· Научить отличать психологические проблемы, возникающие на этнической почве, от других проблем.
· Избавить студентов от предубеждений и негативных стереотипов относительно представителей других культур и народов.
Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:
1. Иметь представление: о становлении и современном состоянии и основных проблемах Этнопсихологии как самостоятельной науки
2. Знать:
· основные компоненты этнической идентичности,
· этнодифференцирующие признаки,
· этапы становления этнической идентичности,
· этнические стереотипы и процесс стереотипизации,
· культурную специфику моделей конфликта,
· типы этнических конфликтов и пути их урегулирования.
3. Уметь:
· изучать ценности иной культуры для понимания представителей данной культуры,
· оценивать этнокультурную вариативность социализации,
· работать с теоретическим содержанием курса: анализировать, обобщать, делать выводы в рамках теоретических конструкций,
· вступать в диалог, понимать и объяснять различные формы детского поведения с учетом этнической принадлежности ребенка, сотрудничать с коллегами и родителями,
· анализировать явления, факты и соответствующие педагогические ситуации, относящиеся к подростковому и юношескому возрасту, с точки зрения становления этнической идентичности у подростков,
· программировать и организовывать общение со взрослыми людьми с учетом культурной вариативности регуляторов социального поведения.
В соединении с духовно-ориентированными дисциплинами, преподаваемыми на факультете, данный курс закладывает хорошую основу для дальнейшей научной и практической деятельности студентов и выпускников.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы (по учебному плану) | Количество часов по формам обучения | ||
очная | очно-заочная | заочная | |
Общая трудоемкость | 82 | 82 | 82 |
Аудиторные занятия | 40 | 20 | 12 |
Лекции | 18 | 14 | 8 |
Семинарские (практические) занятия | 22 | 6 | 4 |
Самостоятельная работа | 42 | 62 | 70 |
НИРС | |||
Форма итогового контроля | Бакалавриат : зачет Специалитет: экзамен |
4. Тематический план
лекций и семинарских занятий
для студентов заочной формы обучения
Наименование разделов (тем) | Кол-во часов по учебному плану | |
Лекции | Семинарские занятия | |
1. Этнический парадокс современности. | 1 | – |
2. Этнопсихология как междисципли-нарная область знания. | 1 | – |
3. История развития этнопсихоло-гических идей в Европе и России. | 0,5 | – |
4. Психологическое направление в американской культурантропологии. | 0,5 | – |
5. Кросс-культурные исследования. | 1 | – |
6. Основные теоретические ориентации: релятивизм, абсолютизм, универсализм. | 0,5 | – |
7. Влияние культуры на развитие ребенка. | 0,5 | – |
8. Исследование личности в этно-психологии. Национальный характер. Национальная ментальность. | 0,5 | 1 |
9. Общение и его культурный контекст. | – | 1 |
10. Культура как регулятор социального поведения. | 0,5 | – |
11. Психология межэтнических отношений. Основные компоненты этнической идентичности. Этапы ее становления. | 0,5 | 0,5 |
12. Механизмы межгруппового восприятия в межэтнических отношениях. Этноцентризм. Этнические стереотипы. | 0,5 | 0,5 |
13. Этнические конфликты, причины их возникновыения и способы урегулирования. | 0,5 | 1 |
14. Адаптация к новой культурной среде. | 0,5 | – |
ИТОГО: | 8 | 4 |
5. Программа курса.
Тема№1. Этнический парадокс современности.
Этнос как психологическая общность. Определение понятий “этнос”, “общество” и “культура” и их место в этнопсихологии. Этническое возрождение как характерная черта развития человечества во второй половине ХХ столетия. Психологические причины роста этнической идентичности в современном мире: поиск ориентиров в перенасыщенном информацией и нестабильном мире; интенсификация межэтнических контактов. Трансформация этнической идентичности в ситуации социальной нестабильности современного российского общества.
Тема№2. Этнопсихология как междисциплинарная область знания.
Три ветви (или три корня) этнопсихологии: Психологическая антропология, Кросс-культурная психология и Психология межэтнических отношений. Emic – и Etic – подходы. Различие в предмете исследования в зависимости от выбранного подхода. Методы исследования. Этнос и культура как психологические понятия. о предмете этнической психологии.
Тема№3. История развития этнопсихологических идей в Европе и в России.
Зарождение этнопсихологии в истории и философии древнего мира (Геродот, Тацит, Плиний Старший). Географический детерминизм в представлениях о «духе народа» у Шарля Монтескье. «Душа народа» у Иоганна Готфрида Гердера. «Народный дух» у Морица Лацаруса и Хеймана Штейнталя и их «психология народов». Психология народов Вильгельма Вундта как первая форма социально-психологического знания. Психическая этнография Русского географического общества. Развитие идеи психологии народов в трудах и . Густав Густавович Шпет о типических коллективных переживаниях (как прообразе ментальности). Культурно-историческая концепция развития высших психических функций и этнопсихология.
Тема№4. Психологическое направление в американской культурантропологии.
Этапы развития этнопсихологии как субдисциплины культурантропологии. Школа Франца Боаса и теория «Культура и личность». Влияние психоанализа на этнологические исследования. Этнологическая концепция А. Кардинера. Рут Бенедикт и ее «Конфигурации культур». Маргарет Мид и создание эталона полевого исследования.
Тема№5. Кросс-культурные исследования.
Изучение перцептивных процессов Уильямом Риверсом и сравнительно-культурная (кросс-культурная) психология. Межкультурные различия в подверженности зрительным иллюзиям: гипотезы «мира плотников» и «перспективной живописи». Изучение восприятия цвета для проверки гипотезы лингвистической относительности Сепира-Уорфа. Концепция фокусных цветов Б. Берлина и П. Кэя.
Тема№6. Основные теоретические ориентации: релятивизм, абсолютизм, универсализм.
Релятивизм как подчеркивание различий между культурами в сфере психического: идеи Люсьена Леви-Брюля о ментальности первобытного и современного человека. Абсолютизм как провозглашение инвариантности психики в разных культурах: измерение умственных способностей представителей разных народов и рас с помощью тестов интеллекта. Универсализм как стремление за несходством психических процессов увидеть универсальные механизмы: концепция Клода Леви-Строса об универсальности функций и структуры мышления людей из разных обществ.
Тема№7. Влияние культуры на развитие ребенка.
Социализация, инкультурация, культурная трансмиссия. Вертикальная, горизонтальная и «непрямая» трансмиссии. Агенты социализации. Влияние культуры на физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие ребенка. Этнография детства. Проверка теории Жана Пиаже в различных культурах. Проблема агрессивности. Отношение к родительскому контролю. Отрочество и «переход в мир взрослых».
Тема№8. Исследование личности в этнопсихологии. Национальный характер. Национальная ментальность.
Исследования универсальных (локус контроля, фемининность/ маскулинность и др.) и культурно-специфичных (филотимос и др.) личностных черт. Личностные тесты в этнопсихологии. Межкультурные исследования лексики личностных черт («Большая пятерка» глобальных измерений). Индигенные концепции личности: африканская личность, индийская личность и др. Национальный характер. Ментальность как система взаимосвязанных представлений, регулирующих поведение членов группы. . Концепция центральной зоны ментальности . Русский национальный характер и русская ментальность. Проблема нормы и патологии личности в этнопсихологии. Анализ норм психического здоровья, этнокультурной специфики психических заболеваний и измененных состояний сознания. Культурно-специфичные психотерапии.
Тема№9. Общение и его культурный контекст.
Этнокультурная специфика вербальной и невербальной коммуникации: высококонтекстные и низкоконтекстные культуры. Экспрессивное поведение и культура. Пространственно-временная организация общения в разных культурах. Межкультурные различия в каузальной атрибуции.
Тема№10. Культура как регулятор социального поведения.
Измерения культур: индивидуализм/коллективизм, маскулинность/ фемининность, избегание неопределенности, дистанция между индивидом и властью (Г. Хофстед). Культурные синдромы (Г. Триандис). Особенности индивидуалистических и коллективистских культур. Панкультурная иерархия ценностей (Ш. Шварц). Вина и стыд как механизмы социального контроля. Конформность как регулятор поведения индивида в группе.
Тема№11. Психология межэтнических отношений.
Отношения межличностные и межэтнические. Социальная категоризация, этническая идентификация и межэтническая дифференциация. Две формы межэтнической дифференциации: сопоставление и противопоставление. Когнитивный и аффективный компоненты этнической идентичности. Этапы становления этнической идентичности. Язык как фактор этнической идентификации. Стратегии поддержания позитивной этнической идентичности при неблагоприятном межгрупповом сравнении. Формирование биэтнической идентичности в мультикультурном обществе. Проблемы культурной маргинальности.
Тема№12. Механизмы межгруппового восприятия в межэтнических отношениях. Этноцентризм. Этнические стереотипы.
Этноцентризм (предпочтение своей группы) как социально-психологическое явление. Этнические стереотипы: функции и наиболее существенные свойства. Стереотип как социальное явление, и стереотипизация как психологический процесс.
Тема№13. Этнические конфликты, причины их возникновыения и способы урегулирования.
Интерпретации причин этнических конфликтов в социальной психологии и смежных науках. Определение этнических конфликтов. Динамика конфликта с позиции психологии. Влияние когнитивных процессов (категоризации, деиндивидуализации, иллюзорной корреляции, социальной каузальной атрибуции) на этнические конфликты. Пути урегулирования этнических конфликтов на макроуровне: применение закона, информация, переговоры. Национальные стили ведения переговоров. Психологические модели урегулирования этнических конфликтов: информационная модель, модель контакта, переориентация человеческой агрессии, введение надгрупповых целей, достижение надгрупповых и пересекающихся идентичностей.
Тема№14. Адаптация к новой культурной среде.
Понятие межкультурной адаптации, психологической аккультурации, приспособления к новой культурной среде. Культурный шок и этапы межкультурной адаптации. Последствия межкультурных контактов для групп и индивидов.
6. Список литературы по этнопсихологии
Основная литература.
1. Стефаненко . Учебник. М., 2009.
2. Основы этнопсихологии. Учебник. Питер, 2004
3. Крысько психология. — М.: Издательский центр “Академия”, 2002
Дополнительная литература.
1. Андреева психология. М.: Аспект Пресс, 2004.
2. Гумилев : История людей и история природы. М.: Астрель, 2010.
3. Коул. М. Культурно-историческая психология. М.: Когито-центр, 1997.
4. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988.
5. Пименов : предметная область, социальные функции, понятийный аппарат // Этнология / Под ред. , . М.: Наука, 1994.
6. Сухарев парадигма в психологии. М.:Институт психологии РАН, 2008
7. , Соловьева . Альбом схем. М.: 2009
8. Шпет в этническую психологию. – СПб., 1996.
9. Этнопсихологический словарь / под ред. . – М., 1999.
7. Примерный перечень вопросов к зачету/экзамену по этнопсихологии.
1. Этнопсихология и ее междисциплинарный статус.
2. Основные теоретические тенденции этнопсихологических исследований: абсолютизм, релятивизм, универсализм.
3. Основные направления этнопсихологических исследований: психологическая антропология, кросс-культурные исследования, психология межэтнических отношений
4. Определение этноса по .
5. Особенности emic- и etic – подходов в науке.
6. Этническое возрождение и функции этноса.
7. Психология народов В. Вундта.
8. Исторические аспекты становления и развития этнопсихологии в России.
9. Основные идеи Ф. Боаса
10. Основные этапы развития психологической антропологии за рубежом
11. Рут Бенедикт: Конфигурации культур.
12. М. Мид: создание эталона полевого исследования
13. Методы сравнительно-культурных исследований.
14. Иллюзия Мюллера-Лайера и горизонтально-вертикальная иллюзия.
15. Гипотеза “мира плотников” и ее содержание.
16. Концепция первобытного мышления Леви-Брюля
17. Леви-Стросс об универсальности структуры мышления представителей разных культур.
18. Русский национальный характер и русская ментальность
19. Социализация и инкультурация: сущность и отличие.
20. Этнос: виды и признаки.
21. Культурная трансмиссия: сущность и виды.
22. Агенты социализации.
23. Иссле