Влияние изобразительного искусства на развитие личности ребенка

Влияние изобразительного искусства на развитие личности ребенка thumbnail

Искусство играет огромную роль в развитии человека и жизни общества. Являясь художественным отображением действительности, оно оказывает сильное воздействие на развитие личности, формирует чувства, мысли, нравственность и жизненные принципы. Приобщение человека к искусству просто необходимо, особенно актуально это в наше время.

За последние 20 лет произошла настоящая социальная катастрофа, деградация населения, и ситуация с каждым днем все хуже. Значительно вырос процент курильщиков и алкоголиков среди молодежи. Этому способствуют не только такие факторы как распространение алкоголя, сигарет, наркотиков, но и пропаганда аморального образа жизни, который является сюжетом многих современных «произведений искусства». Главные герои современного искусства – это буржуазные дельцы, убийцы, воры, диверсанты, параноики, человеконенавистники, люди, лишенные совести и чести. Современная музыка, кино и книги зачастую пропагандируют жестокость, ненависть, расчетливость. Дети с малых лет уже видят фильмы, наполненные убийствами, преступлениями, насилием, противозаконием; в книгах такие сюжеты встречаются тоже довольно часто. А все потому что сейчас деятели искусства работают за деньги; осталось мало тех кто преследует идею.

В наше время нет героев… точнее есть, но о них мало кто знает. Подрастающему поколению не на кого равняться. Это связано с тем, что средства массовой информации в настоящее время не направлены на пропаганду людей, совершивших подвиг. Раньше дети, подрастая, уже знали, кем они хотят стать – космонавтом, пожарным, милиционером – им было на кого равняться: Ю. А. Гагарин, Г. Жуков, милиционер Анискин, дядя Степа и т. д. Современное же поколение, выбирая профессию, думает в первую очередь о материальной выгоде, забывая о морали, нравственности, доброте, любви, заботе о ближнем.

Классическое искусство, формировалось по принципам отображения лучших черт окружающего нас мира. Основываясь на изображениях прекрасного оно является антагонизмом современному и воспитывает зрителя, читателя и слушателя в духе гуманизма, патриотизма и других высоких принципов. Классическое искусство не содержит в себе агрессию, а напротив, успокаивает мысли человека, побуждая его чувствовать и передавать любовь, совершать добрые поступки [1].

«Красота спасет мир» – фраза из великого произведения Ф. М. Достоевского «Идиот». Автор имел ввиду не внешнюю красоту, а внутреннюю – красоту духовную. В своих черновиках писатель называет главного героя «князь Христос», тем самым себе напоминая, что он должен быть максимально схож с Христом – добротой, человеколюбием, кротостью, отсутствием эгоизма, способностью сострадать людским бедам и несчастьям. Поэтому «красота», о которой говорит герой произведения (и сам Ф. М. Достоевский), – это есть сумма нравственных качеств «положительно прекрасного человека». Эти же принципы прослеживаются в классической музыке и изобразительном искусстве [2].

Изобразительное искусство – один из видов художественного творчества человека. Оно возникло 20 тыс. лет назад, в эпоху палеолита и сохранилось в виде наскальных рисунков – абстрактные и линейные изображения. Учеными доказано, что древние художники воспроизводили образы, пришедшие к ним в состоянии транса – свои иллюзии. Мир искусства – это мир иллюзий. Но человек не может нарисовать то, чего никогда не видел, а значит, он изображает то, что действительно существует, но со своей точки зрения. В каждом изображении есть мысль, чувства автора, которые он вкладывает в него; соответственно эти мысли и чувства передаются зрителю, который созерцает это произведение. Если оно несет в себе любовь и доброту – человек наполняется этими эмоциями и излучает их, передавая окружающим людям. То же самое происходит и с негативными, агрессивными мыслями. Поэтому в нашей жизни так важно обладать хорошими, добрыми мыслями, испытывать любовь к окружающему нас миру. Нашей задачей сейчас, как никогда, является научить этому будущее поколение, дабы избежать войны и вымирание человечества.

Приобщать детей к искусству можно и даже нужно с самого рождения. В дошкольном возрасте они наиболее восприимчивы к различным видам искусства. Именно на этой стадии развития важно начинать формировать любовь ребенка к классическому искусству. Во время обучения в начальной школе, учащиеся часто сталкиваются в процессе урока с великими художественными произведениями, творческими заданиями, походами в театры, музеи, на выставки. Однако с переходом детей в средние классы значение творческого и духовного развития уходят на второй план. Здесь то и возникает необходимость дополнительного образования. Одним из видов учреждений дополнительного образования является художественная школа.

В процессе обучения детей в художественной школе решаются важнейшие задачи образования – формирование предметных и универсальных способов действий, воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции. Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играют предметы художественной направленности, так как они нацелены на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру [5].

Одной из важнейших задач образования является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в младшем возрасте, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре: обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а также умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной). Эти навыки и умения, безусловно, обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир.

В последнее время все процессы в обществе ускорились. Культура общения молодого поколения стала максимально прагматичной, и этому способствуют тенденции развития цифрового мира. В этом присутствуют как и положительные, так и отрицательные моменты. Современное поколение привыкло к динамическим образам (телевидение, интернет), при которых не развивается воображение и притупляется сознание.

Для того чтобы осуществлять эстетическое воспитание исходя из современных тенденций, необходимо вызвать интерес учащихся к предмету и удержать его. Через освоение изобразительного искусства происходит передача духовного опыта человечества, сохранение культурных традиций, уважение к историческому и культурному наследию народов мира.

Цель преподавания художественных предметов: донести до ребёнка и вложить в него истинные ценности нашей жизни, обратить его внимание на вечные духовные ценности, на то, что близко каждому человеку, что помогает любить и созидать, воспитать человека-творца с развитой индивидуальностью, богатого духовными интересами и запросами, способного к творческому труду в любом виде деятельности.

В программе предметов художественного цикла сочетаются два подхода: исторический и тематический. Обучающимся даются знания о художественной культуре различных эпох, начиная с Древнего искусства и заканчивая сегодняшним днем, где на конкретных примерах дети видят многообразие эстетических принципов и форм творческого выражения, которые во многом связаны с особенностями природы, культуры и цивилизации, с одной стороны, и исторического развития, с другой.

На уроках используется личностно-ориентированный подход, так как зачастую творческие задания требуют индивидуального решения, и необходимо работать с каждым учеником лично. При построении уроков учитываются три вида мотиваций:

1. Во-первых, социальная. Не надо жалеть похвалы для ребенка за успешно выполненную задачу, чтобы поднять авторитет ребенка среди товарищей.

2. Во-вторых, прагматическая мотивация. Проявляется в усилении внимания к предмету, т. к. некоторые из ребят намерены поступать в учебные заведения, в которых основное направление – искусство (в последнее время усилился интерес учеников к специальности дизайн).

3. В-третьих, при работе с сильными и одаренными учащимися необходимо направлять основной акцент на содержательную мотивацию. На занятиях вводятся познавательные споры, например, на уроке о художественных стилях можно разбить учеников на группы, в которых они готовят материал для доказательства наиболее важного художественного стиля в мировом искусстве. В споре, как известно, рождается истина. Также учащиеся вводятся в проблемные ситуации или устраиваются парадоксальные демонстрации, например, выставка истинных шедевров живописи или изделий декоративного искусства и вместе с ними «кичевые» работы. Одним из важнейших направлений можно считать стимулирование любознательности и познавательного интереса к саморазвитию. Например, через домашние задания: подбор материала для беседы, создание своей «малой художественной галереи» (репродукции, открытки, марки). И, конечно же, надо пытаться способствовать развитию как сильных, так и слабых учеников. Хотя и считается, что все дети талантливы, но лишь небольшое их количество по-настоящему способны к рисованию. Особенно у детей старших классов при возрастании самокритичности появляется некий страх перед созданием композиции. Поэтому цель в мотивационном обеспечении урока еще и сохранение эмоционального благополучия детей, веры в свои силы [4].

Умелая, неравнодушная подача материала учителем, индивидуальный подход позволяют уделить внимание каждому учащемуся, выяснить наклонности, обсудить тему проекта, композицию (через эскиз), цветовую гамму, направить работу в более успешное русло для получения интересного творческого продукта. При получении хорошего или высокого результата, при подробном совместном оценивании, создается ситуация успеха. Мотивация к занятию предметом растёт. Возрастает уровень знаний, умений, навыков юного художника, а с ними и качество детских творений.

Литература:

1. Винкельман И. И. История искусства древности. Малые сочинения / Изд. подготовил И. Е. Бабанов. – СПб.: Алетейя, Государственный эрмитаж, 2000 -800 с.

2. Достоевский Ф. М. Идиот. – М.: Эксмо, 2009-640 с.

3. Ильин И. А. История искусства и эстетика: Избр. Статьи / Предисл. Сост. и общ. ред. Мих. Лифшица. – М.: Искусство, 1983-288 с.

4. Каменская Е. Н. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций / Е. Н. Каменская. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 224с.

5. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998-640 с.

6. https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/proektnaya-deyatelnost-v-rabote-pedagoga-psikhologa [Доступ 24.03.2014г.]

Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, искусство, дополнительное образование, задача образования, мысль, последнее время, ребенок, умение, художественная культура, художественная школа.

Источник

Влияние изобразительной деятельности на развитие ребенка

Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

В.А.Сухомлинский

Содержание педагогического процесса во многом определяется социальным заказом. Общество, развиваясь, диктует насущную потребность в подготовке специалистов, которые могут быть востребованы в новых социально-экономических условиях. Это влияет и на формулировку задач обучения и воспитания, и на определение содержания педагогического процесса, и на выбор адекватных методов и средств. На современном этапе развития общества достаточно четко выражена потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем развития творческого потенциала, умением системно ставить и решать различные задачи.

Следовательно, творческое системное мышление, как важнейшая характеристика творческой личности, – необходимое качество человека новой эпохи, человека XXI века. Успешность формирования творческого системного мышления в процессе профессионального образования во многом определяется уровнем сформированности основных компонентов творческого мышления на более ранних этапах формирования личности.

В число таких компонентов входят: способность к анализу, синтезу, сравнению и установлению причинно-следственных связей; критичность мышления (обнаружение разного рода рассогласований, ошибок) и способность выявлять противоречия; прогнозирование возможного хода развития; способность многоэкранно видеть любую систему или объект в аспекте прошлого, настоящего будущего; выстраивать алгоритм действия, генерировать новые идеи и предъявлять решения в образно-графической форме.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинать её развитие с дошкольного возраста. От того, как воспитывается ребенок в первые годы жизни, во многом предопределяется успех его дальнейшего полноценного развития.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребенок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил. Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.

Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: я, прежде всего, стараюсь обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения. Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.

Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.

Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

При организации восприятия предметов и явлений обращаю внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.); детали конструкций также могут быть расположены по-разному.

Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией дети знакомятся с материалами (бумага, краски, глина, мел и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. Обучение изобразительной деятельности не возможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение. На основе сходства предметов по форме возникает общность способов изображения в рисунке, лепке. Например, чтобы слепить ягоду, орешек, неваляшку, яблоко или цыпленка (предметы, имеющие круглую форму или части круглой формы), необходимо раскатать кусочки пластилина или глины кругообразными движениями. Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.

На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования.

Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия. Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления.

Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали. Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в своей работе дети передают явления общественной жизни. Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается так же в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.

Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенное изображение.

Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными. Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участию ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест.

Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма. Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Как показывает опыт практической работы, для успешной организации занятий по художественной деятельности необходимо создание продуманной системы педагогических условий. В русле различных концептуальных подходов они определяются по-разному. Я придерживаюсь следующей системы условий, непосредственно влияющих на развитие художественного творчества дошкольников:

  1. развитие интереса к изучению изобразительного искусства;
  1. сочетание систематического контроля над изобразительной деятельностью дошкольников с педагогически целесообразной помощью им;
  1. воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;
  1. последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспечение перспектив развития художественного творчества детей;
  1. целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих рассказов или бесед, активизирующих внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;
  1. отбор произведений изобразительного искусства для изучения;
  1. использование на занятиях изобразительным искусством технических средств обучения, особенно видео – и аудиоаппаратуры, и специальных наглядных пособий;
  1. активное изучение детьми под руководством педагога натуры (наблюдения, наброски и зарисовки по теме, рисование по памяти), предметов декоративно – прикладного искусства, культуры и быта, исторических архитектурных деталей;
  1. введение в урок творческих и импровизационных задач;
  1. применение разнообразных художественных материалов и техник работы ими;
  1. смена видов изобразительной деятельности в течение учебного года (графика, живопись, лепка, конструирование, декоративная работа и др.);
  1. сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с детьми;
  1. введение в структуру занятия игровых элементов и художественно-дидактических игр; использование элементов соревнования;
  1. систематическое развитие педагогически целесообразных взаимосвязей между разделами учебного предмета “Изобразительное искусство”, между этой и другими дошкольными дисциплинами, интегрированное обучение искусству в школе
  1. Важным условием развития художественного творчества дошкольников на занятиях изобразительного искусства является использование педагогами технических средств обучения, особенно видео – и аудиоаппаратуры, и специальных наглядных пособий. Роль наглядности в обучении была теоретически обоснована еще в XVII в. Я. А. Каменским, позднее идеи ее использования как важнейшего дидактического средства были развиты в трудах многих выдающихся педагогов – И. Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др. Значение наглядности в обучении подчеркивали великий Леонардо да Винчи, художники А.П. Сапожников, П.П. Чистяков и др.

На все этапы занятия, по возможности, следует вводить творческие и импровизированные задачи. Одно из главных требований при этом – предоставление детям возможно большей педагогически целесообразной самостоятельности, что не исключает оказания им, по мере необходимости, педагогической помощи. Так, например, предлагая тот или иной сюжет, во многих случаях можно обратить внимание дошкольников на главное, что обязательно и в первую очередь нужно изобразить, можно показать на листе примерное расположение объектов композиции. Эта помощь естественна и необходима и не приводит к пассивности малышей в изобразительном творчестве. От ограничений в выборе темы и сюжета ребенок постепенно подводится к их самостоятельному выбору.

Основной задачей занятий изобразительным искусством с детьми является обогащение и уточнение детских представлений о предметах и явлениях природы, об окружающей действительности, жизни людей. Занятия искусством имеют ярко выраженный познавательный характер. Главное здесь – накопление и художественное обобщение фактов, познание в образной форме закономерностей окружающего мира.

Источник