Влияние игры на умственное развитие ребенка

Влияние игры на умственное развитие ребенка thumbnail

Влияние развивающих игр на умственное развитие дошкольников

Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Умственное развитие – это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. Умственные способности – это те психологические качества, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач.

Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы рисунков, конструкций.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. кроме того, игра – своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

Н. К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. Ту же мысль высказывает А. М. Горький: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призвали изменить».

В дошкольном возрасте у ребенка активно развивается восприятие. Этот процесс идет под влиянием продуктивной, конструктивной и художественной деятельности.

Восприятие ребенка тесно связано с выполняемыми предметными действиями. Ребенок может определить форму, величину, цвет предметов, их положение в пространстве тогда, когда это необходимо для выполнения то или другого доступного действия.

Развития восприятия происходит в процессе обучения. Вначале ребенок просто играет, производит какие-то действия с незнакомыми предметами, получает представление о них, затем знакомятся со свойствами предметов. Когда ребенок становится старше, процесс восприятия, оставаясь по-прежнему активным, начинает протекать внутренне, в основном только в сознании ребенка, в результате превращаясь в умственное действие. Для развития восприятия в дошкольном возрасте используются такие игры как: «Узнай по звуку» слуховое восприятие, «Снег» зрительное восприятие и т.д.

Наряду с развитием восприятия в дошкольном возрасте активно идет процесс совершенствования внимания. К концу дошкольного возраста внимание становится более устойчивым. Заинтересовать ребенка старшего возраста можно уже на более длительное время. В этом очень помогают настольно-печатные игры, такие как «Сложи картинку», «Составь узор». У детей появляется цель увидеть оконченную работу, узнать что получится в результате.

Огромное влияние на развитие умственных способностей дошкольников оказывают игры-занятия с сюжетными картинками. Такие игры помогают ребенку познавать окружающий мир, приучают к целенаправленной осмысленной деятельности, развивают любознательность, наблюдательность, побуждают к творчеству. Рассматривая картинки ребенок постепенно учится выстраивать определенный сюжет, группировать те или иные предметы, обобщать те или иные признаки предметов. Очень помогает воспитателю такая игра как: «Что сначала, что потом». При помощи такой игры ребенок учится логически мыслить и определять что происходило раньше и что было или будет потом.

Большое значение придается также играм с игрушками. В таких играх ребенок учится различать части тела, цвет, форму отдельных частей тела. В более старшем возрасте деть легко составляют разнообразные описательные рассказы по игрушкам или серии игрушек. Это такие игры как: «Гуси с гусятами», «Отгадай и назови» и др.

В играх, развивающих память, дошкольники учатся устанавливать связь между предметами. Эта связь является правилами игры и игровыми действиями. Например, чтобы где живут персонажи игры, ребенок должен запомнить метки на одинаковых домиках.

В играх на развития мышления специально созданная ситуация и предлагаемые действия помогают ребенку учится передавать свою мысль движением или связной речью.

В популярном пособии для родителей и педагогов «Развивающие игры для дошкольников» подобраны специально разработанные игры на развитие умственных способностей. Данные игры направленны на развитие таких умений и навыков, как подбор предметов по форме, цвету, величине и т.д. Имеются игры, которые учат детей группировать предметы по некоторым признакам.

Также подобраны игры, которые помогают знакомится с явлениями окружающего мира наряду с мыслительной деятельностью. Такие игры хорошо развивают логическое мышление. Это такие игры как: «Листопад», «Овощи», «Кому что» и т.д.

В развивающих играх формируются многие виды деятельности. Наиболее ярко они проявляются в рисовании и в сочинениях ребенком сказок и стихов. Здесь также, как и в игре, дети вначале опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их рукой штрихи на бумаге. Это могут быть впечатления, полученные ребенком при рассматривании картинок, чтении рассказов и сказок, просмотра мультфильмов и кинофильмов, т.е у ребенка активно развивается воображение.

Ребенок может вообразить гораздо меньше, чем взрослый человек, т.к. у детей более ограниченный жизненный опыт, а следовательно, меньший материал для воображения. Наша задача развить воображение ребенка, насколько это возможно. Развитию воображения также способствуют развивающие игры. Это, например, такие игры, в которых детям предлагается дорисовать начатый рисунок, или же изобразить предмет, соединить точки по номерам и др.

Читайте также:  Окружающая среда и физическое развитие ребенка

Неустанная работа воображения – это один из путей, ведущий к познанию и усвоению детьми окружающего мира, выходу за пределы узкого личного опыта. Но эта работа требует постоянного контроля со стороны взрослых, под руководством которых ребенок овладеет умением отличать воображаемое от действительного.

В игре дошкольник видит один и тот же предмет с разных позиций, сам принимает разные роли. Играя, дети совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление, двигательные способности.

Детские игры имеют различные темы, с которыми ребенок хорошо знаком по собственному жизненному опыту. Роли, которые воспроизводятся детьми в игре могу быть семейными (мама папа бабушка и т.д.) профессиональными (врач, продавец, повар) или сказочные (козлик, волк, заяц). Исполнителями ролей могут быть люди или дети, ли же заменяющие их игрушки, например, куклы.

Особые игры – соревновательные, в которых ребенок учится достигать определенной цели.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что развивающие игры оказывают на детей большое влияние в умственном развитии. Они все направлены на то чтобы ребенок постоянно мыслил, учился решать некоторые задачи, находить верные решения. Помимо этого у детей развиваются такие качества, как целеустремлённость, старание и т.д. формируются навыки активной самостоятельной деятельности.

Источник

var div_970x90 = [[970, 90],[728, 90]];
var div_336x280 = [[250,250],[300,250],[320,170],[320,200],[320,250],[336,280]];
var div_300x600 = [[240,400],[240,600],[250,250],[300,250],[300,300],[300,320],[300,400],[300,500],[300,600]];
var div_650x333 = [[336,280],[580,332],[580,333],[650,333]];

googletag.cmd.push(function() {

var map650x333 = googletag.sizeMapping().addSize([992, 0], div_650x333).addSize([0, 0], [[336,280]]).build();

googletag.defineSlot(‘/21931593928/vuzlit_336x280_top’, div_336x280, ‘div-336x280_top’).addService(googletag.pubads());
googletag.defineSlot(‘/21931593928/vuzlit_336x280_1’, div_650x333, ‘div-336x280_1’).defineSizeMapping(map650x333).addService(googletag.pubads());
googletag.defineSlot(‘/21931593928/vuzlit_336x280_2’, div_336x280, ‘div-336x280_2’).addService(googletag.pubads());
googletag.defineSlot(‘/21931593928/vuzlit_336x280_3’, div_336x280, ‘div-336x280_3’).addService(googletag.pubads());
googletag.defineSlot(‘/21931593928/vuzlit_336x280_btm’, div_650x333, ‘div-336x280_btm’).defineSizeMapping(map650x333).addService(googletag.pubads());
googletag.pubads().enableSingleRequest();
googletag.pubads().collapseEmptyDivs();
googletag.enableServices();
});

googletag.cmd.push(function() {
// not render hided ads according grid css
var map300x600 = googletag.sizeMapping().addSize([768, 0], div_300x600).addSize([0, 0], []).build();
var map970x90 = googletag.sizeMapping().addSize([992, 0], div_970x90).addSize([768, 0], [[728, 90]]).addSize([0, 0], []).build();

googletag.defineSlot(‘/21931593928/vuzlit_970x90’, div_970x90, ‘div-970×90’).defineSizeMapping(map970x90).addService(googletag.pubads());
googletag.defineSlot(‘/21931593928/vuzlit_970x90_btm’, div_970x90, ‘div-970x90_btm’).defineSizeMapping(map970x90).addService(googletag.pubads());
googletag.defineSlot(‘/21931593928/vuzlit_300x600’, div_300x600, ‘div-300×600’).defineSizeMapping(map300x600).addService(googletag.pubads());
googletag.defineSlot(‘/21931593928/vuzlit_300x600_sticky’, div_300x600, ‘div-300x600_sticky’).defineSizeMapping(map300x600).addService(googletag.pubads());
googletag.defineSlot(‘/21931593928/vuzlit_rich’, [1, 1], ‘div-rich’).addService(googletag.pubads());
googletag.pubads().enableSingleRequest();
googletag.enableServices();
});

< Пред

 

СОДЕРЖАНИЕ

  Загрузить 

След >

В раннем детстве через повторяющиеся игровые действия с игрушками у детей возникает наглядно-действенное мышление. Затем в связи с замещением отдельных предметов и действий, дети начинают оперировать представлениями, образами, словами. Так игра переходит во внутренний план (речевой, воображаемый). В основе развития умственных способностей лежит овладение детьми действиями замещения и моделирования.

Замещение – это использование при решении умственных задач условных заместителей реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов (в игре кубик может означать для ребенка все, что угодно). Сам ребенок может отождествлять себя с любым объектом окружающего мира, т.е. принять на себя воображаемую роль, обозначив ее словесным символом (я – космонавт, тигр или самолет). Поэтому в игре у детей складывается символическая (знаковая) форма сознания, состоящая в использовании заместителей вместо реальных предметов. И это – начало большого пути, ведущего к постоянному использованию различных знаков и всевозможных символов, систем (цифры, буквы, нотные знаки, устная, письменная речь и т.д.)

Моделирование – отражает связь явлений, их отношения. Это может выражаться в словесной форме, либо с помощью наглядной модели, где сами предметы обозначены при помощи заместителей, а их отношения – при помощи расположения этих заместителей в пространстве (в объеме или на плоскости). Таким образом, наглядные модели являются формой определения и обозначения отношений.

Исследования А.В. Запорожца, Н.Н. Поддьякова, Л.А. Венгера и др. показали, что дошкольники и младшие школьники успешно работают с тремя видами моделей:

  • а) отражающими структуру отдельного объекта;
  • б) отражающими структуру класса объектов;
  • в) условно-символическими, отображающими их наглядные отношения.

Обучение моделированию следует начинать с умения отображать пространственные отношения, позже – к отображению временных отношений. И уже потом – все другие типы отношений (механических, звуковысотных, математических, логических и др.). Если в начале детям даются готовые модели, то затем постепенно учащиеся обучаются построению разного рода моделей, т.е. овладевают деятельностью моделирования. Овладение внешними формами замещения и наглядного моделирования, выступающими в виде использования условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т.д., ведет к появлению возможности употреблять заместители и наглядные модели в уме, представлять себе с их помощью то, о чем рассказывают взрослые, заранее видеть возможные результаты собственных действий.

 

Источник

Автор: Барышева Маргарита Михайловнв

«Влияние развивающих игр на интеллектуальное развитие дошкольников»

«Игра – это огромное светлое окно, 
через которое в духовный мир ребенка 
вливается живительный поток представлений, 
понятий об окружающем мире».
В.А. Сухомлинский

Игра – основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается.                                                                                                                                                              В современной педагогике существует огромное количество игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребенка. Понятие «развитие интеллекта»  включает в себя развитие памяти, восприятия, мышления, т. е. всех умственных способностей. С помощью игры можно привлечь интерес к учебе, познавательной и творческой деятельности, раскрыть артистические способности дошкольников.

Что же нужно делать, чтобы развить интеллект у детей?

Это, прежде всего, познавать мир вместе с детьми. Неоспоримый факт, что интеллектуальные способности ребенка во многом зависят не от «наследственности», а от пытливости ума. Как он получает информацию? Прежде всего, в общении с взрослыми. Эти вечные беседы на тему: «А почему… снег белый? Почему днём светит солнце? А как рыбы дышат под водой?» желательно всегда поддерживать. Нужно стараться всячески поощрять эту любознательность, расширяя кругозор ребенка и давая ему некую систему знаний о мире. И не спешить отвечать на все вопросы. Чаще спрашивать у вашего «почемучки»: «А как ты сам думаешь?» Пусть ребенок «покопается» в непонятной для него информации. Пусть выдвигает свои идеи, гипотезы, варианты. Известно, что запоминается лучше то, чему ребенок искренне удивляется и к чему он приходит путем самостоятельного исследования.

С одной стороны хорошо, когда дети играют самостоятельно, а с другой стороны далеко не всегда могут создать интересную и содержательную игру. Взрослый организует и направляет игру – он помогает детям преодолевать затруднения, поощряет соблюдение игровых правил и отмечает ошибки некоторых детей. Совмещение ролей организатора и участника- особенность развивающей игры.

 Развивающая игра – эффективное средство формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль и т.д. Выбор игры для воспитателя – дело серьёзное. Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике то , что ему знакомо, и побуждать к усвоению нового.

Однако игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не подозревая об этом.

Все игры можно разделить на группы. Это игры, развивающие восприятие, внимание, память, мышление и творческие способности .

Игры, направленные на развитие восприятия, формируют у ребёнка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма, величина. К концу дошкольного возраста дети могут ориентироваться в 7 цветах спектра, различать их оттенки по насыщенности и цветовому тону. Они должны знать основные геометрические формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник и треугольник), уметь подбирать по образцу или по названию предметы определённой формы.

Следующая группа игр направлена на развитие внимания. Предлагаемые игры формируют у ребёнка умение сосредотачиваться на определённых сторонах и явлениях действительности. (Без сосредоточения невозможно выполнить любую, даже самую простую работу). Основные свойства внимания, которые формируются уже в дошкольном возрасте, – это его устойчивость, переключение и распределение. Устойчивость внимания означает способность длительно сосредотачиваться на чём-нибудь. Переключение внимания представляет собой способность переходить от одной деятельности к другой, от одного занятия к другому. О распределении внимания мы говорим тогда, когда ребёнку приходится действовать сразу с двумя или несколькими предметами.

Следующая группа игр направлена на развитие памяти, которая так же,  как и внимание, постепенно становится произвольной. Ребёнок старшего дошкольного возраста уже может ставить себе цель – запомнить что-либо и с большим или меньшим успехом подбирать средства, для выполнения этой цели, т. е. средства, облегчающие процесс запоминания. В этом помогут игры по развитию памяти.

Развитие мышления происходит при условии овладения им тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Наглядно-действенное мышление – это мышление в действии. Оно развивается у младших дошкольников в процессе действий с различными предметами, игрушками. Основная форма мышления дошкольника – наглядно-образное мышление, т. е. такая организация образов, которая позволяет выделять самое существенное в предметах, а также видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Ребёнок должен научиться пользоваться различными планами, схемами. К концу дошкольного возраста у детей начинают складываться элементы логического мышления, т. е. формируются умения рассуждать.

Развитие творческих способностей ребёнка подразумевает развитие воображения и  нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.

Организуя игры с ребёнком, я стараюсь   оценить  его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с заданиями,  я предлагаю  ему более сложные и наоборот, в случае затруднений  подольше задерживаюсь на простых. Ни в коем случае не упрекаю  малыша в том, что он что-либо не умеет, даже если это с лёгкостью делают его сверстники.

 Я стараюсь  не только научить ребёнка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые обычно имеют несколько решений и которые не предполагают жёсткой оценки: «верно – неверно».  Стараюсь научить ребёнка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи.

            Играю всегда  вместе с детьми. Используя для этого занимательный математический материал: головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование и др. Они интересны по содержанию, занимательны по форме. Отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Это те упражнения , которые для детей, с одной стороны, интересны, а с другой, — приводят в тупиковую ситуацию и заставляют их искать решения. Во-первых, как можно чаще обращайтесь к загадкам — кладезю народной фантазии. Ведь часто они строятся на противоречии, «ловушках» для ума.

Играем  в игры типа «Небылица», «Верю-не-верю», где придумываются какая-то история, явление, факт. Например, «В нашем лесу живут верблюды». Ребенок должен это опровергнуть или подтвердить, обосновывая свой ответ. Затем он придумывает свою небылицу, а вы соглашаетесь или нет.

            Интеллектуальное развитие неотрывно связано с процессом формирования речи ребенка. Для того чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать интеллектуальные задачи без использования образов, ребёнок должен усвоить выработанные человеком понятия, т.е. знания об общих и существенных признаков предметов и явлений окружающей действительности, закреплённые в словах.

В этом мне  помогут словесные игры: «Скажи наоборот», «Назови одним словом», «Логические концовки», «Часть-целое», «Объясни, называя только слова – действия», «Расскажи – что ты будешь делать, если…» Они не только позволяют увеличить и уточнить словарь детей, но и тренируют детей сообразительность, находчивость, умственную активность. Словесные игры не требуют предварительной подготовки воспитателя, не нужно готовить сложный наглядный материал, поэтому их можно легко использовать не только в непосредственно-организованной образовательной деятельности, но и в образовательной деятельности в режимные моменты.

Экспериментирую  вместе с детьми. Знания, добытые самостоятельно, путём экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Детское экспериментирование – метод практического целенаправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка. Проявляется интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных .От использования простых ситуаций, предусматривающих обсуждение обследовательских действий («Узнаем с помощью зрения, осязания, вкуса, слуха, обоняния», «Как определить какой?», «Чудесный мешочек»),  стараюсь перейти к ситуациям, в которых совместно со взрослыми дети намечают этапы проектной деятельности.

Таким образом, игровой и занимательный характер процесса интеллектуального развития способствует активному включению детей в интеллектуальную деятельность, проявлению своих познавательных способностей, творчества, получению удовольствия от интеллектуального напряжения и достигнутых результатов. Разнообразная деятельность позволяет сформировать у детей опыт интеллектуальной деятельности, заложить базу для дальнейшего развития всех познавательных процессов 

И опять-таки здесь важны индивидуальные черты ребёнка. Если он смел и уверен в себе, начинаю учить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив, нерешителен, стараюсь  подбодрить  его и поддержать любую инициативу.

Каждая игра – это общение ребёнка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносит свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии – только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребёнка.

В каждую игру можно играть с одним малышом, а можно и с несколькими. А ещё лучше играть всей семьёй, хоть на несколько минут откладывая свои дела. Радость, которую вы доставите ребёнку, станет и вашей радостью, а проведённые вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь. Так давайте поиграем!

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.

Игра оказывает большое влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в образах и представлениях. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон, Это способствует развитию важнейшей, мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли отсутствующих персонажей. Такая практика действия в придуманном пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

 Воспитатель МБДОУ детский сад №10 «Мишутка» г. Карачев

Барышева Маргарита Михайловна

comments powered by HyperComments

Источник