Влияние игры на умственное и речевое развитие ребенка раннего возраста

Консультация для родителей.

Влияние игры на развитие речи ребенка раннего возраста.

Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребенка. Он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы.

Словарный запас увеличивается в 3 – 4 раза. Ребёнок знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды, то есть тех предметов, которые находятся в ближайшем окружении. Ребёнок начинает пользоваться глаголами, прилагательными.

Дети воспринимают простые по содержанию и небольшие по объёму сказки, могут отвечать на вопросы о прочитанном. Запоминают маленькие стихи, песенки, потешки.

На раннем этапе нам необходимо научить ребенка понимать речь взрослого. Речь ребенка напрямую зависит от того, как мы часто и долго разговариваем с малышом, от правильного произношения звуков и слов, от грамматически правильной речи.

Каждый день ребёнок получает множество информации и чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру.

От игры в раннем возрасте зависит очень многое, в том числе и развитие речи ребенка. В нашу группу приходят дети в возрасте 1,6 – 2 года. Основная часть детей не умеют говорить. С учётом возрастных особенностей детей, вся познавательная и обучающая деятельность проходит в игровой форме.

Во время проведения той или иной игры, кроме поставленных целей, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, настроение, желание и возможности. Нужно помнить – каждый ребенок маленькая личность, и то, что нравится одному – неприемлемо для другого. То, что интересно одному малышу, у другого может вызвать негатив.

Любую игру можно разбить на этапность:

1. Сначала взрослый проговаривает текст, сопровождая его действием.

2. Ребенок пытается воспроизвести движения взрослого.

3. Ребенок пытается повторить сам текст.

Все задания выполняются в медленном темпе, что бы ребенок смог запомнить. Обязательно надо следить за правильностью выполнения детьми движений. Необходимо помнить главное это, что бы эта игра – деятельность приносила ребенку положительные эмоции, в противном случае он откажется выполнять те или иные указания. Игры и упражнения, проводимые систематически с раннего возраста, помогают детям раньше заговорить.

Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени формирования тонких движений пальцев рук (мелкой моторики рук). Развитие мелкой моторики – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в норме, если развитие пальцев отстаёт, то задерживается речевое развитие.

Так же важную роль в развитии речи детей играют и пальчиковые игры.

Пальчиковые игры – небольшие стихи, сопровождаемые движением пальцев рук, такие игры хорошие помощники для того, чтобы развивать координацию, точные движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.

Существует множество пальчиковых игр, предлагаем некоторые из них (мы играем в группе) для повторения.

Кулачки.

Кулачки сложили,

Кулачками били.

Тук-тук!

Тук-тук!

Тук-тук!

Сложить кулачки обоих рук,

Бьют кулачками.

Мышка.

Раз, два, три, четыре, пять.

Перебираем пальчики.

Вышла мышка погулять .

Постукивание пальчиками по бедрам.

Мышка лапками скребет.

Пальчиками скрести по коленкам.

Сыра корочку найдет.

Съела мышка корку.

Пальчиками пошевелить около рта.

Убежала в норку.

Спрятали ручки за спину.

Семья.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.

В гости.

В гости к пальчику большому.

Большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак.

Приходили прямо к дому:

Указательный и средний.

С текстом разгибать поочередно пальцы.

Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики – друзья

Сжать пальцы в кулак и разжать их.

Друг без друга им нельзя.

Капуста.

Мы капусту рубим, рубим! (2 раза).

Изображаем рубящие движения топора, двигая прямыми ладошками рук вверх и вниз по столу.

Мы капусту режем, режем! (2 раза).

Водим ребром ладошки по столу вперед и назад.

Мы морковку трем, трем! (2 раза).

Правая ручка сжимается в кулачок и двигается вверх-вниз вдоль левой прямой ладошки, имитируя терку.

Мы капусту солим, солим! (2 раза).

Пальчики собираются в щепотку и «солят» капусту.

Мы капусту жмем, жмем! (2 раза).

Кулачки энергично сжимаются и разжимаются.

И в рот кладём!

Печем пироги.

Тесто мнем, мнем, мнем.

Нужно поочередно «давить» кулачками воображаемое тесто.

Тесто жмем, жмем, жмем.

Нужно резко сжимать пальчики в кулаки и разжимать их, вначале одновременно, а после поочередно.

Пироги мы испечем.

Нужно руками «лепить» пироги, «перекладывая» их из одной ладошки руки в другую.

Курочка.

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать

Хлопаем ручками по коленкам.

А за ней ребятки – жёлтые цыплятки

Идём пальчиками.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко!

Грозим пальчиком.

Лапками гребите

Загребаем ручками.

Зёрнышки ищите

Клюём пальчиками зёрнышки.

Съели толстого жука, дождевого червяка.

Показываем ручками, какой толстый жук.

Выпили водицы полное корытце.

Показываем, как черпаем воду и пьём.

Рыбка.

Рыбка в озере живёт.

Рыбка в озере плывёт.

Ладошки соединены и делают плавные движения.

Хвостиком ударит вдруг

Ладошки разъединить и ударить по коленкам.

И услышим мы – плюх, плюх!

Ладошки соединить у основания и так похлопать.

Источник

ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Pоль игры сложно переоценить в развитии детей дошкольного возраста.

Игра является основным видом деятельности дошкольника, необходимым условием всестороннего развития личности и интеллекта.

Наряду с общим влиянием игры на весь ход психического развития ребенка она оказывает специфическое воздействие на становление речи. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков использования инициативной речи, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и т.д. Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, так называемые игры-драматизации. Они способствуют формированию связной речи. А детям дошкольного возраста характерно нарушение связности изложения, смысловые пропуски, трудности в передаче содержания знакомой сказки. В сюжетно-ролевой игре формируются навыки общения от момента распределения ролей, выполнения ролевых действий, разрешения конфликтной ситуации до выхода ребенка из игры. В ходе игры неизбежны конфликты. Выход из создавшейся ситуации не возможен без объяснения точки зрения сторон, причины конфликта – «ты делаешь не так, а надо так…». Это построение сложных, сложноподчиненных предложений. Поиск путей выхода из конфликта – «ты должен сделать так…»

Читайте также:  Плацентарный период развития ребенка

Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями.

Используемые в подвижных играх зазывалки формируют четкость, ритмичность произношения.

Неизменный спутник всех действий ребенка; слово должно закреплять каждый действенный навык, усваиваемый ребенком. Проявления речи ребенка наиболее ярко выступают в игре и через игру. Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи. Уже в раннем возрасте у ребенка с появлением новых слов возникает потребность называть предметы, делиться своими переживаниями и постепенно речь начинает сопровождать игру, дополнять действия ребенка. У малышей появляются игры с воображаемыми предметами, которые сопровождаются речью, что, помогает созданию образа. В более старшем дошкольном возрасте иногда целые игровые эпизоды создаются с помощью слова.

Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать товарищей по игре, он будет в тягость им.

Опыт накапливается ребенком именно в игре. Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самодеятельности в области языка, они должны быть, в первую очередь, использованы в интересах развития речи детей.

С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол.

Важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка, продуманно организовывать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность и развивать их язык. Участие воспитателя в играх детей не должно ограничиваться организацией обстановки, подбором игрового материала.

Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору. Большое влияние на развитие игры и речи в игре оказывают специальные занятия с игрушками. Во время игр создается возможность совместных действий и сопереживаний по поводу происходящего. Это способствует установлению соответствующего контакта между детьми и воспитателями. Дети и вне занятий легко обращаются к взрослым по разным поводам. Центральными обращениями, способствующими развитию речи, являются те, которые касаются способов действий с игрушками и самого игрового процесса.

Есть игрушки, значение которых как стимулов для проявления речи детей велико. Это игрушки, изображающие одушевленные предметы: животные, людей. Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. Игра в куклы, обслуживая их, дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной бытовой, трудовой жизнью, для них наиболее близкой и понятной, навыков, которые они закрепляют в игре и каждый из которых требует речевого сотрудничества.

Дидактическая игра – эффективное средство в ознакомлении с окружающим, обучению родному языку. По характеру используемого материала, дидактические игры делятся на игры с предметами и игрушками, настольно-печатные и словесные. Рассмотрим некоторые из них.

Игрушка выдвигает возможности для закрепления как тех представлений, которые дети опытным путем добыли в жизни, так и обусловленных ими словесных форм. Среди разнообразных видов организованных занятий по развитию речи детей особое значение придается играм с мелкими, дидактически подобранными игрушками. Игрушки эти подбираются по категории: люди, жилища людей, средства передвижения, животные, птицы, овощи, фрукты, орудия труда.

В процессе настольно-печатных игр дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с изображением на картинках. К таким играм относятся: лото, домино, парные картинки, рассматривание картинок на кубе. Занятия с кубом полезны для тренировки движений пальцев, что оказывает влияние на развитие активной речи. Особую роль в речевом развитии детей отводят словесным и дидактическим играм. В словесной дидактической игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах.

В словесных играх ребенок учится описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, самому придумывать рассказы с включением “небылиц” и так далее.

Игровые действия в словесных играх формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам; побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и слов. Дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами. Игры и занятия с детьми, которые мало говорят, содействуют последовательному накоплению их пассивного запаса слов. Пополнение пассивного запаса слов опережает рост активного даже и тогда, когда дети овладели механизмом речи. Совершается это за счет речи, которую ребенок слышит. Поэтому педагог не должен произносить лишних не нужных слов, но он не должен ударяться и в противоположную крайность: необоснованно скупиться на слова, лишать детей восприятия содержательного, развивающего слова, обуславливающего развитие их собственной активной речи.

Источник

Использование игр в развитии речи детей раннего возраста.

Я работаю на ясельной группе около 10 лет, за это время я достаточно изучила этот возраст. Заниматься, общаться с малышами в этот возрастной период очень интересно. Но мне кажется, что дети раннего возраста усваивают новые знания в игре значительно успешнее, чем на успешных занятиях.

На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием себя как самостоятельного существа. Я заметила, что в этом возрасте дети пытаются действовать как взрослые. Но в тоже время они нуждаются в оценках, которые старшие дают их деятельности, поступкам. Мне очень нравится наблюдать за детьми: они внимательно слушают объяснение и сами начинают часто обращаться к взрослым с вопросами ( Что это? Как? Зачем? Где? ). Ребенок получает новые впечатления, что является необходимым условием его психического развития. Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Они начинают активно общаться со сверстниками и взрослыми. Очень интересно слушать рассказы детей: они рассказывают о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи, простые распространенные предложения. Речь детей под направляющим руководством взрослых быстро совершенствуется. Поэтому я всегда рекомендую родителям больше общаться со своими детьми. Подробно отвечать на их вопросы.

Читайте также:  Программ для развития ребенка 6 лет

Дети пытаются найти сходства между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи. Ребенок начинает делать самостоятельные выводы, но так как опыт детей еще очень ограничен, а знания недостаточны, то делая обобщения, они нередко ориентируются на случайные признаки. Например, когда я показывала детям картинку с изображением черепахи Женя (2.5 года) – сказал мне, что «Это паркет». Однако способность к различению и обобщению в этот возрастной период постоянно совершенствуется. Ребенок узнает знакомые предметы в разнообразной жизненной обстановке, узнает независимо от цвета, формы, величины, что часто вызывает затруднения у детей второго года жизни. Рассматривая игрушки, картины, иллюстрации, он безошибочно называет знакомые объекты. У детей третьего года жизни формируется способность объединять предметы, ориентируясь на функциональный признак, указанный воспитателями. («Чашка – это посуда. Из чашки пьют», «Это растет на грядке. Морковочка это»). Ребенок способен слушать и воспринимать несложные рассказы без показа и выполнять просты словесные поручения. Двухлетние дети овладевают умением понимать несложный рассказ взрослого событиях, не имевших места в их личном опыте. Они легко запоминают и повторяют за взрослыми не только отдельные слова, но целые фразы, рифмовки. Хочу отметить, что речь ребенка формируется в разнообразной деятельности. Играя, общаясь со сверстниками он активно пользуется речью. Но если в эти моменты взрослый не будет целенаправленно влиять на развитие речи ребенка, усвоение языка будет затруднено. Инициативная речь ребенка, частота и содержательность обращений его ко взрослым обусловлена тем, как часто и по каким поводам обращается к малышу взрослый. Всегда советую родителям учить детей обращаться ко взрослым и сверстникам с просьбой, благодарить за услугу, предлагать помощь, приглашать товарищей что-то вместе сделать, смотреть.

Каждый день маленьких детей наполнен приобретением новых знаний, умений и навыков. Становясь все старше, ребенок требует к себе повышенного внимания со стороны родителей, ему хочется чаще с ними играть в игрушки, вместе гулять по улице и подрожать их различными действиями. Со временем у ребенка появляется потребность выражать свои чувства и знания с помощью слов. Развитие речи происходит постепенно, начиная с года и заканчивая школьным возрастом. Развитие речи в раннем возрасте происходит в несколько этапов. С каждым этапом, ребенок все больше и больше усовершенствует свой словарный запас. Общение с родителями постепенно переходит на более зрелый уровень. Если проследить развитие речи у малолетних детей, то можно наблюдать следующее:

Возраст 1-1,3 года.

Ребенок учится активно подражать взрослым, старается повторять за ними различные слова. В этот период развитие речи приобретает черты осмысленности: например, ребенок может назвать игрушку машиной, или предмет из которого он пьет – кружкой.

Возраст 1,5 года.

Развитие речи в этот период предоставляет собой достаточно сформированный запас слов, состоящий уже не только из существительных, но и из некоторых глаголов. Ребенок может называть не только конкретные предметы, но и предметы одного вида.

Возраст 2-2,5 лет.

В этом возрасте наблюдается разное расширение словарного запаса детей. При помощи слов он может выражать свои мысли, активно разговаривает с родителями, может задавать много вопросов. Раннее развитие детей в этом возрасте связано с употреблением не только отдельных слов, но и коротких простых предложений. Этот возраст малышей называют возрастом «почемучек».

Возраст 3 года.

Развитие речи в этот возрастной период представляет собой завершение формирование начальных знаний и навыков, из которых впоследствии начинается новый этап в развитии ребенка. В этом возрасте многие дети с помощью слов может рассказать могут рассказать обо всем, сто происходит вокруг него. Ребенок интересуется всем что происходит, и задает много вопросов взрослым.

Так поэтапно развивается речь детей в возрасте от 1до 3 лет.

Организуя работу с маленькими детьми необходимо учитывать следующее:

– занятие с малышами должны быть основаны на подражании взрослому (его движениям, словам), а не на объяснении;

– необходимо наличие эмоционального контакта между взрослым и ребенком;

– в совместной деятельности ребенка и взрослого должны одновременно присутствовать элементы игры и обучения;

– нужно многократно повторять материал, чтобы закрепить знания, умения и навыки;

– уровень сложности материала должен соответствовать возрасту, задания следует усложнять постепенно;

– длительность занятия должна составлять от 5-10 до 15-20 минут;

– необходимо закреплять усвоенные знания, постоянно используя их в разных ситуациях.

Ребенок может продуктивно заниматься только тогда, когда ему по-настоящему интересно. Кроме того, активизация речи детей требует наглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией. Всего этого можно добиться в игре.

Хочу привести пример некоторых игр, которые имеют интересный игровой сюжет, основанный на практическом опыте детей и имеющемся у них багаже знаний об окружающем мире. Эти игры способствуют развитию слуха и дыхания, пассивной и активной речи. Они могут «разговорить ребенка», учат активно пользоваться речью в разных ситуациях.

«Что звучит?»

Цель. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков природы, голосов животных и птиц.

Ход игры.

Игра проводится на прогулке. Гуляя на детской площадке или в парке, обращайте внимание малышей на звуки природы (шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды, раскаты грома во время грозы и др.), голоса животных и птиц.

Когда дети научаться хорошо различать эти звуки с опорой на зрение (слышат звук и одновременно видят источник звука), предложите им определить их источник с закрытыми глазами. Например, когда на улице идет дождь или шумит ветер, скажите: «Закрой глаза. Сейчас я открою окошко, а вы постарайтесь определить на слух, какая погода на улице» или во время прогулки попросите ребенка : «Закрой глазки и постарайся угадать какие птички прилетели к нашей кормушке».

Подобным образом можно определять звуки и дома – тиканье часов, скрип двери, шум воды в трубах и др.

«Пошуршим, постучим»

Цель. Развивать слуховое восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.

Материалы. Различные предметы и материалы (бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки и др.).

Ход игры.

Игра проводится в помещении. Познакомьте детей с разными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами: постучите деревянным молоточком, помните или порвите лист бумаги, пошуршите пакетом, ударьте деревянными или металлическими ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, уроните карандаш на пол, позвените связкой ключей.

Читайте также:  Шестимесячный ребенок физическое развитие

Когда дети научатся внимательно слушать звуки предметов, предложите им закрыть глаза (можно производить звук за ширмой или за спиной у детей) и угадать, какой предмет издает тот или иной звук. Затем пусть дети назовут или покажут источник звука.

Сначала нужно договариваться с детьми какие предметы будут использоваться в игре. В дальнейшем можно использовать любые предметы, имеющиеся в комнате. Когда дети научатся играть в эту игру, роль ведущего можно предложить кому-нибудь из них.

«Коробочки со звуками».

Цель. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные сыпучие материалы.

Материалы. Непрозрачные коробочки или баночки с различными крупами.

Ход занятия.

Насыпьте в небольшие одинаковые коробочки разные крупы: горох, гречневую крупу, рисовую или манную. Для игры можно также использовать соль, макароны, бусинки, камушки и другие материалы, главное чтобы издаваемый ими звук отличался от остальных. Сначала познакомьте детей с коробочками и со звуками, которые они издают. Обратите внимание малышей на то, что одни звуки похожи, а другие резко различаются. Потрясите одной из коробочек, привлекая внимание ребенка к издаваемым звукам. Затем предложите найти среди коробочек ту, которая издает такой же звук.

В игре можно использовать не только сыпучие материалы. Одну пару баночек можно наполнить водой, а другую пару – ватой. Откройте баночки и покажите малышу, что находится внутри. В другую пару баночек опустите по одному шарику- деревянному, пластмассовому, стеклянному или железному. В следующую – по орешку или абрикосовой косточке и т.п.

«Лети, бабочка».

Цель. Формировать длительный непрерывный ротовой выдох; развивать мышцы губ.

Материалы. Яркие бумажные бабочки(2,3 штуки).

Ход игры.

Перед началом игры к каждой бабочке привяжите нитку длинной 20-40 см. Нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица, стоящего ребенка.

Покажите детям бабочек и предложите поиграть с ними: «смотрите, какие красивые бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать».

Подуй на бабочек: «Смотрите, полетели! Как живые! Теперь попробуйте подуть. Какая бабочка улетит дальше?»

Дети встают возле бабочек и дуют на них – можно дуть всем вместе или по очереди. Во время игры необходимо следить за тем, чтобы дети стояли прямо, при выдохе не поднимали плечи, дули на одном выдохе, недобирая воздух, не надували щеки, а губы слегка выдвигали вперед.

«Воздушный шар».

Цель. Формировать сильный плавный ротовой выдох; развивать мышцы губ.

Материалы. Воздушный шар на ниточке; шар, наполненный газом.

Ход игры. Повесьте воздушный шар так, чтобы он висел на уровне лица ребенка. Подуйте на шар. Затем предложите ребенку подуть на шарик – чем выше взлетит шарик, тем лучше.

Можно поиграть с воздушным шаром, наполненным газом. В этом случае ниточку шара нужно прочно прикрепить скотчем к полу так, чтобы он улетел вперед как можно дальше. Затем предложите детям выполнить это упражнение. Для того, чтобы малышам было интереснее, можно использовать шары, изображающие зверей или птиц.

«Веселая песенка».

Цель. Развивать правильное речевое дыхание.

Материалы. Кукла или матрешка.

Ход игры. Предложите малышу спеть вместе с куклой веселую песенку: «Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Кукла танцует и поет песенку: «Ля-ля-ля!» Давайте споем вместе с Катей!»

И герои и песенки в этой игре могут разные: «Па-па-па, на-на-на, та-та-та».

Во время пения следите, чтобы дети на одном выдохе произносили подряд три слога. Постепенно можно научить малышей петь на одном выдохе более длинные песенки, состоящие из 6-9 слогов. Вовремя игры следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.

«Собираемся на прогулку».

Цель. Развивать понимание речи.

Материалы. Предметы одежды и обуви.

Ход игры. Все необходимые вещи заранее разложены на стульчике.

Во время одевания комментируйте свои действия, называя предметы одежды и обуви: «Сейчас мы с тобой пойдем гулять. Найди, где у нас лежат штанишки. Вот они. Давай наденем штаны – вот так. Сначала на одну ногу, потом на другую. Теперь застегнем пуговицу. Покажи, где пуговичка. Неси кофту. Ой, какая красивая теплая кофточка. А что это на кофте? Карман. Найди, где на кофте спрятался мишка. А где цветочек? Давай наденем кофточку…»

«Семейный альбом».

Цель. Обогащать пассивный словарь детей (слова – название членов семьи)

Материалы. Семейные фотографии с изображениями близких ребенка.

Ход игры. Вместе с ребенком рассмотрите семейные фотографии и попросите его найти, собственное изображение, показать маму, папу, бабушку, дедушку и др. родственников; дачу, цветы, дерево, другие знакомые предметы. Говорите простыми фразами: «Покажи, где на фотографии мама, найди и покажи папу. А где цветочки, которые ты летом рвал на даче?».

«Самолеты».

Цель. Развивать подражание движениям и речи взрослого(повторение звука «у»).

Ход игры. Прочитайте детям стихотворение:

По земле разбежался,

В небо поднялся!

Летит самолет

Прямо вперед.

Предложите детям поиграть: «Давайте поиграем в самолетики! Полетели в небо самолеты, загудели : «У-у-у!»».

Расставив прямые руки в стороны, передвигайтесь по комнате, произнося звук «у», побуждайте детей повторять движение. Следите за тем, чтобы малыши не сталкивались друг с другом.

«Петушок».

Цель. Развивать активную речь детей.

Материалы. Игрушечный петушок.

Ходи игры. Покажите ребенку петушка и скажите: «Посмотри, к нам в гости пришел петушок. Вот какой у него яркий хвост. А это красивый гребешок. Где живет петушок – в деревне или в городе? Конечно, в деревне. Утром он встает раньше всех и начинает кукарекать: « Ку-ка-ре-ку!» Поднимайтесь! Просыпайтесь! А теперь послушайте потешку про петушка:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка.

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Детям спать не даешь?

Через несколько дней, когда дети запомнят потешку, начинайте делать паузы в конце строки, побуждая их договаривать последнее слово.

Постепенно игру можно усложнить, предлагая детям договаривать не отдельные слова, а целые строки.

Хочу дать совет всем родителям: больше общайтесь со своими детьми. Не отталкивайте их, если ребенок подошел к вам с вопросом. Подробно отвечайте на вопросы детей. Ведь для раннего возраста характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками, взрослыми, выступает как важнейшая задача педагогики раннего возраста.

Используемая литература:

Е.А.Янушко «Развитие речи у детей раннего возраста».

З.М.Богуславская, Е.О. Смирнова «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста».

Источник