Влияние игры на развитие речи ребенка раннего возраста

Елена Старкова
Влияние игры на развитие речи ребёнка раннего возраста

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем менее активнее осуществляется его психическое развитие.

Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи ребёнка, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополуч- ными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

Все знают о возможности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. ” Пальцы человека – это выдвинувшийся вперёд мозг ” И. Кант

Мне кажется, что начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки. И плюс к этому, разви – ватьмелкую моторику.

Для реализации поставленной цели я выделила ряд основных задач : Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей. Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры. Повысить компитентность родителей в значимости пальчиковых игр детей раннего возраста.

– Это индивидуальные беседы. На которых я обьясняю, что надо учить ребёнка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как пирамидки, строительный материал, у мальчиков машинки, конструкторы, у девочек- куклы.

Ещё я решила, что детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях,сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.

В работе с детьми я использую следующие виды фольклора :

Потешки – игры взрослого с ребёнком (с его пальчиками, ручками)

Заклички – обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру,дождю, снегу, радуге)

Следующий вид игр, в которых я использую детский фольклор – игры на развитие мелкой моторики.В таких играх выполняем такие движения :

– Самомассаж

– Шевеление пальчиков.

– Поочерёдное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем и без помощи другой руки.

разведение пальцев и их сведение.

-Хлопки

– Сжимание пальцев в кулак и разжимание.

Ежедневное чтение художественной литературы в детском саду, оказывают большое влияние на развитие словаря детей.

Для развития речи полезны игры. Например, взрослый вынимает их мешочка разные предметы и игрушки,произнося : Что это? Собачка, как она лает?

Очень полезно воспроизводить звуки, ими издаваемые, чтобы ребёнок запоминал и впоследствии сам произносил эти звукоподражания. В дальнейшем, в течение второго года жизни малыша, надо чаще применять речевые игры, инсценировать сказки, используя звукоподражание.

После двух лет можно усложнять игры, пополняя словарь малыша новыми словами. Уже следует отучать ребёнка пользоваться ” детскими ” лепетными словами. В этом возрасте уже нужно учить детей правильному, чёткому произношению звуков, слогов и слов. Хорошо для этого подходят игры с движением.Например :

1) ” Машина ” (руками крутит руль)

2) ” Барабанщик ” (марширует, ударяет в барабан)

Так же сущеществует и дидактическая игра – как средство воспитания звуковой речи детей.

Дидактическая игра -это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Она, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности,которой занимаются дети : она может быть индивидуальной или коллективной.

В речевом воспитании маленьких детей большую роль играют потешки, песенки. Они создают ту речевую среду, которая благопрятствуют своей динамичностью, содержанием, их легко иллюстрировать игрушками. Я добиваюсь, чтобы дети внимательно слушали, точно и правильно называли предметы, учу их по громкости определять, например, кому принадлежит голос- взрослому животному или его детёнышу.

В детском коллективе ребёнок наиболее полно может раскрыть все свои качества, здесь формируется его индивидуальность, закладывается самостоятельность. В групповых играх он учится доброжелательности и сотрудничеству с другими детьми.

Источник

Консультация для родителей.

Влияние игры на развитие речи ребенка раннего возраста.

Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребенка. Он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы.

Словарный запас увеличивается в 3 – 4 раза. Ребёнок знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды, то есть тех предметов, которые находятся в ближайшем окружении. Ребёнок начинает пользоваться глаголами, прилагательными.

 Дети воспринимают простые по содержанию и небольшие по объёму сказки, могут отвечать на  вопросы о прочитанном. Запоминают маленькие стихи, песенки, потешки.

На раннем этапе нам необходимо научить ребенка понимать речь взрослого. Речь ребенка напрямую зависит от того, как мы часто и долго разговариваем с малышом, от правильного произношения звуков и слов, от грамматически правильной речи.      

Каждый день ребёнок получает множество  информации и чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру.  

От игры в раннем возрасте зависит очень многое, в том числе и развитие речи ребенка. В нашу группу приходят дети в возрасте 1,6 – 2 года. Основная часть детей не умеют говорить. С учётом возрастных особенностей детей, вся познавательная и обучающая деятельность проходит в игровой форме.

Во время проведения той или иной игры, кроме поставленных целей, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка,  настроение, желание и возможности. Нужно помнить – каждый ребенок маленькая личность, и то, что нравится одному – неприемлемо для другого. То, что интересно одному малышу, у другого может вызвать негатив.

Любую игру можно разбить на этапность:

1. Сначала взрослый проговаривает текст, сопровождая его действием.

2. Ребенок пытается воспроизвести движения взрослого.

3. Ребенок пытается повторить сам текст.

Все задания выполняются в медленном темпе, что бы ребенок смог запомнить. Обязательно надо следить за правильностью выполнения детьми движений. Необходимо помнить главное это, что бы эта игра – деятельность приносила ребенку положительные эмоции, в противном случае он откажется выполнять те или иные указания. Игры и упражнения, проводимые систематически с раннего возраста, помогают детям раньше заговорить.

Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени формирования тонких движений пальцев рук (мелкой моторики рук). Развитие мелкой моторики – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в норме, если развитие пальцев отстаёт, то задерживается речевое развитие.

Так же важную роль в развитии речи детей играют и пальчиковые игры.

Пальчиковые игры – небольшие стихи, сопровождаемые движением пальцев рук, такие игры хорошие помощники для того, чтобы развивать координацию, точные движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.  

Существует множество пальчиковых игр, предлагаем некоторые из них (мы играем  в группе) для повторения.

Кулачки.
Кулачки сложили,
Кулачками били.
Тук-тук!
Тук-тук!
Тук-тук!

Сложить кулачки обоих рук,
Бьют кулачками.

Мышка.

Раз, два, три, четыре, пять.

 Перебираем пальчики.

Вышла мышка погулять .

Постукивание пальчиками по бедрам.

Мышка лапками скребет.

Пальчиками скрести по коленкам.

Сыра корочку найдет.

Съела мышка корку.

 Пальчиками пошевелить около рта.

Убежала в норку.

Спрятали ручки за спину.

Семья.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.

В гости.

В гости к пальчику большому.

Большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак.

Приходили прямо к дому:

Указательный и средний.

С текстом разгибать поочередно пальцы.

Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики — друзья

Сжать пальцы в кулак и разжать их.

Друг без друга им нельзя.

 Капуста.
Мы капусту рубим, рубим! (2 раза).
Изображаем рубящие движения топора, двигая прямыми ладошками рук вверх и вниз по столу.
Мы капусту режем, режем! (2 раза).
Водим ребром ладошки по столу вперед и назад.

Мы морковку трем, трем! (2 раза).
Правая ручка сжимается в кулачок и двигается вверх-вниз вдоль левой прямой ладошки, имитируя терку.
Мы капусту солим, солим! (2 раза).
Пальчики собираются в щепотку и «солят» капусту.
Мы капусту жмем, жмем! (2 раза).
Кулачки энергично сжимаются и разжимаются.

И в рот кладём!

Печем пироги.
Тесто мнем, мнем, мнем.
Нужно поочередно «давить» кулачками воображаемое тесто.
Тесто жмем, жмем, жмем.
Нужно резко сжимать пальчики в кулаки и разжимать их, вначале одновременно, а после поочередно.
Пироги мы испечем.
Нужно руками «лепить» пироги, «перекладывая» их из одной ладошки руки в другую.

Курочка.
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать
Хлопаем ручками по коленкам.
А за ней ребятки – жёлтые цыплятки

 Идём пальчиками.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! 

Грозим пальчиком.
Лапками гребите

 Загребаем ручками.
Зёрнышки ищите 

Клюём пальчиками зёрнышки.
Съели толстого жука, дождевого червяка.
Показываем ручками, какой толстый жук.
Выпили водицы полное корытце.
Показываем, как черпаем воду и пьём.

Рыбка.
Рыбка в озере живёт.
Рыбка в озере плывёт.
Ладошки соединены и делают плавные движения.
Хвостиком ударит вдруг
Ладошки разъединить и ударить по коленкам.
И услышим мы – плюх, плюх!
Ладошки соединить у основания и так похлопать.

Источник

Галина Максименко
«Влияние игры на развитие речи ребенка раннего возраста». Сообщение из опыта работы

От игры в раннем возрасте зависит очень многое, в том числе и развитие речи ребенка. В наш детский сад приходят детки в возрасте 1,5- 2 года. Основная часть детей не умеют говорить У детей наблюдается мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Дети скованы, медлительны в выполнении движений.Для них оказываются трудными многие упражнения: пальцы непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых лёгких упражнений замедленный. Наблюдения показывают, что у детей преобладает пассивная речь, а над развитием активной речи необходима серьёзная работа.

Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в норме, если развитие пальцев отстаёт, то задерживается речевое развитие.

Для решения этой проблемы стоят определенные цели:

– способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга;

развивать творческие способности, фантазию;

– стимулировать развитие речи;

– расслаблять мышцы рук и всего тела;

– улучшить произношение звуков;

– создать эмоционально положительный настрой.

-донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики.

Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

На раннем этапе нам необходимо научить ребенка понимать речь взрослого. Речь ребенка напрямую зависит от того, как мы часто и долго разговариваем с малышом, от правильного произношения звуков и слов, от грамматически правильной речи.В этом нам помогает использование малых фольклорных форм: потешек, прибауток, закличек, хороводных и подвижных игр, песенок. Использование народного фольклора в повседневной жизни( «Водичка, водичка», «Расти коса до пояса», «Кастрюля- хитра», «У собачки боли» и т. д.) способствуют развитию не только КГН, но и развитию речи малыша. Необходимо преподнести это как игру. Во время проведения той или иной игры, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Нужно помнить – ребенок личность неповторимая, и то, что нравится одному- неприемлемо для другого. То что интересно одному малышу и вызывает у него бурю положительных эмоций, у другого может вызвать негатив.

Любую игру можно разбить на этапность:

1. Сначала взрослый проговаривает текст, сопровождая его действием.

2. Ребенок пытается воспроизвести движения взрослого.

3. Ребенок пытается повторить сам текст.

Все задания выполняются в медленном темпе, что бы ребенок смог запомнить. Обязательно надо следить за правильностью выполнения детьми движений. Необходимо помнить главное это,что бы эта игра- деятельность приносила ребенку положительные эмоции, в противном случае он откажется выполнять те или иные указания. Игры и упражнения, проводимые систематически с раннего возраста, помогают детям раньше заговорить. Так же важную роль в развитии речи детей играют и пальчиковые игры. Развитие мелкой моторики -это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг (его высшие корковые функции, руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью. Развивая пальчики ребенка – мы развиваем и его речь. Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дети выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала. Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей такие упражнения.

Очень хорошо вводить эти игры в физ. минутки в образовательной деятельности или между ними, так как простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, всего речевого аппарата, снимают умственную усталость и заторможенность. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребёнка.

Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребенок. Форма работыможет быть разнообразная: это и занятия, как со всей группой, так и с подгруппой, и индивидуально с каждым ребенком. Можно привести ряд игр, способствующих развитию мелкой моторики.

Массаж пальчиков: катание массажных мячиков, орехов, шишек, карандашей, круглых щеток между ладошками, пуговичный массаж.

Игры – шнуровки.

Воздушно- пузырчатая пленка.

Игры с предметами домашнего обихода (прищепки, пуговицы, бусины, крупы и т. д.)

Крупы: рисование- «Я рисую горы, лес дремучий, а потом солнышко

Нарисую выше тучи

Дом. В котором мы живем!»

Ниткотерапия: замывание и разматывания клубочков (паучок, бабочка, выкладывание из ниток разных фигурок.

Развивающие игры :с вкладыванием, с конструктором, мозаикой, пазлы.

Игры с платочком: «Лез медведь в свою берлогу, все бока свои помял,

(медленно засовываем платочек одним пальцем в кулачок)

Эй, скорее. На подмогу, мишка, кажется. Застрял!

(с силой вытянуть платочек)»

Можно предложить разнообразное нанизывание. Можно нанизывать пуговицы, бусы, макароны, рожки и т. д.

Игры с палочками: выкладывание из палочек различных фигурок.

Занятия продуктивной деятельностью: рисование ладошками, пальчиками.

Лепка.

Игры с водой, песком.

Что же происходит, когда ребенок занимается тем или иным видом деятельности?

-Выполнение упражнений с ритмическими движениями пальчиками приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, но в конечном итоге стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками создают эмоциональное благоприятное общение, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка (попытки повторить некоторые слова, звуки, фразы).

– Малыши учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

– Если ребёнок будет сопровождать упражнения короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой и усилится контроль над выполняемыми движениями.

Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать положение рук и последовательность движения.

Развивается сенсорное восприятие мира.

Развивается воображение и фантазия.

– Мышцы кистей рук и пальцев приобретают силу, подвижность и гибкость, что в дальнейшем очень поможет в овладении навыками письма.

Конечно, очень важно все сопровождать движениями- действиями. Так ребенку легче запомнить текст. И еще важно, задания с использованием мелких предметов необходимо выполнять под наблюдением воспитателей.

Также немаловажную роль в развитии речи малышей играют игры- театрализации. Чтобы заинтересовать ребёнка предлагаемой развивающей игрой, лучше всего предать ей сказочности. Используя в игровой деятельности сказочного сюжета или персонажа, мы концентрируем его внимание и, не заметно для ребенка, подталкиваем его к активной разговорной речи.

К трем годам речь становится не потребностью (дай пить, мама дай куклу, а средством познания окружающего мира, обогащается её смысловое содержание. Ребенок уже хорошо понимает всё, о чем говорит с ним взрослый. Заметно увеличивается словарный запас. Дыхательный и артикулярный аппарат только развивается, к трем годам остаются некоторые несовершенства в произнесении звуков, многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных, отчего речь детей ещё недостаточно чистая и внятная. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Например, можно использовать такое упражнение «Сдуй снежинку» ребенок должен сделать длинный выдох, чтобы сдуть снежинку с варежки. «Плывет, плывет кораблик!» для того, чтобы кораблик плыл, надо на него дуть не торопясь, сложив губы трубочкой, не надувая щек. Таким образом, нужно пригнать кораблик к другому краю таза.

Очень важно в этом возрасте развивать словарь ребенка. Вот несколько рекомендаций по накоплению и расширению словаря.

– когда гуляете с ребенком, старайтесь не только наблюдать за объектами и называть их, но и способствуйте различению предметов по их внешнему виду (это дуб, а это береза)

-старайтесь не только называть, но и обозначать составные части разных предметов (у дома есть крыша, дверь, окна)

-малыши очень любят игры, связанные с поисками спрятанной игрушки. Задача не только найти, но и сказать, что где было.

-старайтесь как можно чаще употреблять одно и то же слово в разных контекстах.

Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь слышать себя и окружающих. Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее.

Главное условие эффективности этой работы – положительный эмоциональный фон занятий, интрига игры. Наибольший отклик у детей раннего возраста находят упражнения-пантомимы («Покажите, как лягушки улыбаются», упражнения в комбинации с движениями («Фонетическая ритмика», упражнения с опорой на картинный материал.

Развивают речь ребенка можно и нужно через подвижную игру.

Подвижные игры занимают особое место в развитии, оздоровлении и реабилитации детей дошкольного возраста. Игра – это естественное состояние ребенка, его основное занятие. Ее применение способствует совершенствованию двигательных умений и навыков закреплению достигнутых результатов коррекционной работы, получению детьми удовольствия от процесса и результата игры. Дети раннего возраста еще очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Малыши с удовольствием повторяют слова, интонацию и движения за взрослым, предвкушая знакомый финал.

Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.

И как результат нашей работы: в нашем детском саду у основной части детей уже к концу первого году пребывания – речь заметно развита,детки могут отвечать на такие сложные вопросы воспитателя как: Где? Почему? Что делает? Зачем? Наши малыши знают много стишков, песенок.

Источник