Влияние игры на развитие ребенка из опыта работы

Александра Плеханова
Влияние игры на интеллектуальное развитие детей. Из опыта работы

В. А.Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Всестороннее развитие дошкольников можно осуществить только на основе игровой деятельности, в процессе которой у детей формируются воображение и символическая функция сознания, приобретается опыт общения со сверстниками, постигаются нравственные ценности и правила поведения в обществе. Благодаря использованию игр, процесс обучения дошкольников происходит в доступной и привлекательной форме.

Преимуществом интеллектуального развития детей в игре является то, что в их основе лежат не предметные знания, а «компетенции», т. е. то, что определяет способность человека свои знания и умения применять в конкретных ситуациях.

Игры развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность, а также способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности. Игра есть средство познания действительности и одно из самых привлекательных для детей занятий.

Существует множество развивающих и дидактических игр, которые используют педагоги для развития интеллекта у детей.

Игры способствуют развитию мелкой моторики рук, логического мышления, воображения, закрепления знания цветового спектра.

Игра Воскобовича – это игры нового типа, моделирующие творческий процесс, создающие свой микроклимат для развития творческой стороны интеллекта.

С помощью палочек Кюизенера ребенок учится декодировать игру красок, числовые соотношения. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.

Блоки Дьеныша способствуют развитию умения классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, развивать внимание, логическое мышление.

Игры тренажеры превращают процесс обучения в развлечение и способствуют детям поверить в себя и свои способности. Играя в игрушки тренажеры, дети становятся умнее и рассудительней, тренируют зрительную память, произвольное внимание, мелкую моторику пальцев рук, знакомятся с цветами, геометрическими фигурами.

Конструирование из счетных палочек – способствует развитию мышления, внимания, мелкой моторики и пространственной ориентировки.

Игры Никитина развивают любознательность, творческий склад ума.

Развивают способности создавать новое, решать незнакомые задачи. При этом каждая игра не только развивает разные стороны интеллекта, но и воспитывает самостоятельность, целеустремленность, аккуратность, умение концентрироваться.

Игры – головоломки развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач.

Игры с использованием интерактивной доски позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование интерактивной доски в совместной и самостоятельной деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

Игра «Зоркие глазки» – это тренировка зрительных анализаторов, развитие целостного восприятия, внимания, памяти.

Настольно – печатные игры развивают восприятие, внимание, память, логическое и пространственное мышление. Настольные игры вызывают интерес у детей необычностью и занимательностью, требуют умственного и волевого напряжения, способствуют развитию пространственных представлений, творческой инициативы, смекалки, сообразительности.

Развивающие игры «Найди пару», «Подбери по силуэту», «Чей силуэт?» помогают малышам в развитии логического мышления, внимания, зрительной памяти, речи. Закрепляют знания об окружающем мире и отработали навык группировки предметов по форме.

Игры логического содержания помогают воспитать у детей познавательный интерес, способствуют к исследовательскому и творческому поиску, желанию и умению учиться.

Ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста является игровая деятельность.

Все предложенные игры представляют собой систему, в процессе которой дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, учатся выполнять различные действия, получают знания, делают открытия, развивают память, мышление, творческие способности.

В ходе игр осуществляется личностно – ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение – они перемещаются по группе, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности. И это способствует интеллектуальному развитию детей в игре.

Источник

Татьяна Грачева
Влияние игр на развитие детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.Исследования отечественных психологов: Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, Л. С. Выготского и других показывают значимую роль игровой активности в деятельности дошкольника. Игра оказывает значительное влияние на развитие ребёнка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники ещё не умеют по-настоящему общаться со сверстниками и, по выражению Д. Б. Эльконина, младшие дошкольники «играют рядом, а не вместе».

Ребенок в игре развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Так в игре формируется такое качество личности ребенка, как саморегуляция действий с учетом задач коллективной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. В коллективной игре происходит взаимодействие различных замыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели.

В младших группах дети играют чаще всего рядом. Поэтому воспитателю нужно учить детей не мешать друг другу, формировать доброжелательные взаимоотношения и на этой основе постепенно приучать их играть небольшими группами, согласовывать свои действия и радоваться совместным результатам.

Воспитателю необходимо проявлять интерес к игре, эмоционально выражать свое отношение к детям и к совершаемым действиям. Стараться не настаивать, чтобы дети сразу же проявляли самостоятельность и активность.

Организация игровой деятельности оказывает большое значение в дошкольном возрасте. Руководство игровой деятельностью требует большого мастерства и педагогического такта. Эффективным способом руководства является участие самого воспитателя в игре, Также немаловажным является оформление предметно развивающей среды в группе и подбор игрушек. Руководство игрой детей должно быть направлено на обогащение игровых действий, развитие сюжета и постепенное подведение детей к выполнению в игре определенной роли.

Читайте также:  Дива центр развития ребенка

Когда ребенок играет ту или иную роль в игре, он не просто фиктивно переносится в чужую личность. Ребенок, принимая на себя роль и входя в нее, расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. На этом отношении личности ребенка к его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и личности ребенка в целом.

Личность и её роль в жизни теснейшим образом взаимосвязаны. В игре через роли, которые ребенок на себя принимает, формируется и развивается его личность, он сам.

В дошкольном возрасте игра теснейшим образом связана с развитием личности. В ранние годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании её свойств и обогащении её внутреннего содержания, морально-волевых качеств.

Игра является особенно спонтанным качеством ребенка, и вместе с тем вся она строится на взаимоотношениях ребенка со взрослыми.

Общаясь со взрослыми ребенок черпает и мотивы своих игр. При этом особенно сначала, существенная роль в развитии игр принадлежит подражанию действиям взрослых, окружающих ребенка.

В игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей. Игра как никакая другая деятельность позволяет детям уже на самых ранних стадиях развития создавать самодеятельным путем те или иные формы общения. В игре как в ведущем виде деятельности активно формируется или перестраиваются психические процессы, начиная от самых простых и кончая самыми сложными.

В дошкольном возрасте игровая деятельность развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребенка. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, которые влияют на его развитие.

В игре формируются все стороны психики ребенка. Игра оказывает постоянное влияние на умственное развитие ребенка. Действуя с предметами-заместителями, ребенок наделяет его новым названием и действует с ним в соответствии с названием, а не по прямому назначению. Предмет-заместитель является опорой для мыслительной деятельности. Действия с заместителями служат основой для познания реальных предметов.

Также в игре продолжают развиваться продуктивные виды деятельности, появляются элементы учебной и трудовой деятельности.

Таким образом, игра имеет большое значение в развитии ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Ролевая игра – это самостоятельная деятельность детей, которая моделирует жизнь взрослых. Это – деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Игра важна и для приобретения ребенком социальных навыков общения, взаимодействия со сверстниками в процессе игровой деятельности происходит проникновение ребенка в мир взрослых людей. Наиболее актуальным для дошкольников являются сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры.

Источник

Файруза Ахметзянова
Сообщение из опыта работы «Игра как средство развития младших дошкольников»

Сообщение из опыта работы на тему: «Игра, как средство развития младших дошкольников».

Игра – основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ – дети создают игру. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети – творцы настоящего и будущего. Но окружающий мир воспринимается ребенком по – другому, чем взрослыми, ребенок в игре делает «открытия того, что давно известно взрослому.

Дети не ставят в игре каких – либо целей, чем цель – играть. В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, воспитатель имеет возможность направить внимание детей на те, явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, и в процессе игры формируют умение распоряжаться знаниями в различных условиях.

У детей младшего дошкольного возраста усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Ведь обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы, не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятиях ребенок выполняет задания взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу. А для того чтобы игра действительно увлекла детей, я лично затронула каждого из них, чтобы ребенок стал непосредственным ее участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми вовлекала их в собственную деятельность, делала ее важной и значимой для них. Это очень важно на первых этапах знакомства с игрой. Организуя игру – помогаю детям преодолеть затруднения, одобряю их хорошие поступки и достижения, поощряю соблюдение правил, отмечаю некоторые ошибки детей. И это совмещение двух разных ролей (участника и организатора) – важная отличительная особенность развивающей игры. Развивающей игра становится лишь в том случае, если она интересна. А интересной ее может сделать только воспитатель.

Изучив уровень развития большинства детей, на начальном этапе своей работы применила совместные игры, помогающие сблизить детей друг с другом и с воспитателем, объединить их общей интересной для всех деятельностью. Это игры – забавы, хороводы. Эти игры удовлетворяют потребность малышей в движении, в общении и в образном поэтическом слове. Это такие игры как «Солнышко и дождик», «Ножки», «Раздувайся пузырь», «Карусель». Общность движений и игровых интересов помогли мне усилить радостные переживания и эмоциональный подъем у детей, кроме того, дети учились согласовывать свои действия друг с другом, ориентироваться на пространственные условия движений. Затем постепенно стала применять игры, в которых нужно было действовать по очереди. («Зайка беленький сидит», «Подарки» и т. д, т. е более сложные. Не все малыши сразу включаются в игру, они только наблюдают за игрой, но постепенно, без принуждения и они втянулись в игру.

Читайте также:  Карта развития ребенка средняя группа по фгос

В работе с малышами также широко использовала игры, способствующие развитию целенаправленного слухового восприятия. Цель этих игр – открыть для малышей особый мир звуков, сделать их привлекательными, значимыми, говорящими о чем – то важном. Для формирования целенаправленного восприятия цвета применяла такие игры, как «Бегите ко мне!», «Ищи свой дом», «Найди такой же» и др. Немаловажную роль в развитии детей отводила играм, развивающим восприятие формы.Это такие игры как: «Отгадай, что в мешочке?», «Есть у тебя или нет?», «Где твой дом?», «Принеси и покажи», «Геометрическое лото» и др. Для того чтобы своевременно развивать у детей целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность и умение управлять ими, применяла специальные игры, как «Раз, два, три говори», «Прятки с игрушками», «Отзовись не зевай». Характерным для этих игр является наличие текста, который направляет внимание детей, напоминает правила игры и те условия выполнения, которые связаны с управлением внимания, так в игре «Поехали коробочки наши»читала стихотворение: На донышке в коробке

Огонек горит

Какие брать игрушки,

Он нам говорит

Смотри не перепутай,

Внимательно следи,

И что такого цвета

В коробочку клади.

Развитие речи ребенка идет по нескольким направлениям. Это и отработка артикуляции и расширение связной речи, т. е умение выразить свою мысль словами, и формирование речевого мышления. На отработкуартикуляции и уточнение произношения проводила игру: «Где спрятался зайка?» дети усваивали значение основных предлогов и наречий, обозначающих пространственные отношения предметов (близко, далеко, впереди, позади, напротив, рядом, над, под, за и т. д.). Это обогащало словарь детей и развивало пространственные представления. В игре «Где мы побывали, что мы повидали?», связь речи и движения являлась основой развития мышления детей: словесное выражение своих действий способствует их осознанию и пониманию, а движения и воображаемые действия наполняют те слова конкретным содержанием.

Для развития мышления ребенка очень важно не только выделение существенных признаков предмета, но и синтезирование их в едином представлении. Развитию этой способности отводила такой игре, как «Отгадай – ка!».В этой игре пример синтезирования дала я сама: перечислила характерные особенности предмета, т. е загадывала загадку, а дети отгадывали.

Для развития памяти (а без участия памяти ребенок не может ни играть, ни разговаривать, ни обращаться с предметами) применяла игры, содержащие необходимые условия, способствующие развитию целенаправленной памяти. В игре «Переполох» я помогала связывать между запоминаемым и припоминаемыми объектами, руководила умственной активностью детей, направляла ее и дала необходимые опоры. Сюжетный конфликт игры делал умственные усилия детей осмысленными и целенаправленными. А в игре «Кто здесь прячется?» дети учились уже самостоятельно устанавливать смысловые связи между объектами. Этот прием облегчает процесс запоминания и припоминания. В своей работе на занятиях по ознакомлению с окружающим, развитию речи, математики широко использую дидактические игры, этот способствует повышению интереса детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. При этом стараюсь,чтобы в игре присутствовали элементы занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания. В играх – занятиях я целенаправленно воздействую на мышление малышей, продумываю содержание игр, методические приемы их проведения, добиваюсь, чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми. Ведь особенность дидактических игр – занятий состоит в том, что усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии непроизвольного внимания и запоминания, что обеспечивает лучшее усвоение материала. Содержание игр постепенно, по мере усвоения расширяю. Постепенно детей знакомлю с новыми дидактическими играми, в которых дети учатся выполнять роль ведущего.Очень нравятся детям настольно печатные игры: «Найди свой цвет», «Парочки» и т. д. В этом возрасте уже повышены требования к умению детей выделять и обобщать те или иные признаки предметов, сравнивать их, классифицировать.

Таким образом, правильно организованная игра воспитывает активное стремление детей что – то узнать, искать, проявлять усилие и находить; обогащает духовный мир детей.

Источник

Игра имеет то же значение для ребенка, что для взрослого – профессиональная и трудовая деятельность. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу (А.С.Макаренко)[2].

Огромное влияние игра оказывает на умственное развитие дошкольника. Предметы, которые ребенок использует в вымышленном пространстве игры, поначалу замещают ему реальные объекты взрослой жизни, именно они становятся опорой для мышления. Постепенно ребенок перестает опираться на предметы-заместители и начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра стимулирует развитие образного мышления. Благодаря тому, что в игре ребенок берет себе разные социальные роли, у него развивается важнейшая мыслительная способность – видеть игровой предмет с разных сторон, становиться на разные точки зрения, представлять другой взгляд, отличный от своего личного.

Игра развивает речь. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать словесные инструкции своих товарищей по игре, он будет в тягость сверстникам. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.

Читайте также:  Средства по развитию ребенка с умственной отсталостью

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов (от элементарных до самых сложных). В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше всего и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

Эмоциональная насыщенность игры настолько сильна и очевидна, что именно этот момент часто выдвигается на первый план при рассмотрении игры как инстинктивного источника наслаждения. Интересно, что именно в этой максимально свободной от всякого принуждения деятельности, казалось бы, целиком находящейся во власти эмоций, ребенок раньше всего научается управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами.

Ученые, изучавшие игровую деятельность детей, заметили, что ребенок в игре может взять и исполнить роль другого человека только в том случае, если у данного персонажа можно выделить характерные признаки, правила и способы поведения,  присущие только ему. Беря на себя роль взрослого, ребенок следует определенному, понятному для него способу поведения, присущему этому взрослому. При этом он добровольно принимает жесткую необходимость выполнять определенные действия в определенной последовательности, по собственной воле подчиняется некому очень важному закону, нарушение которого вызывает у ребенка бурный протест и может даже разрушить игру. Ребенок протестует, например, если  в игру ввести элемент условности и сделать так, чтобы учитель лечил людей, а врач учил людей. Подчиняясь правилу в игре, ребенок отказывается от того, что ему сиюминутно хочется, но именно это обстоятельство доставляет ребенку максимальное удовольствие. Дети 6-7 лет чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил. Исполняя ту или иную роль, они внимательно следят, насколько соответствуют их действия и действия их партнеров общепринятым правилам поведения – бывает так или не бывает: “Мамы так не делают”, “ Суп после второго не подают”.

Игра непрерывно создает такие ситуации, которые требуют действий не по непосредственному импульсу, а по линии наибольшего сопротивления. Специфическое удовольствие от игры связано как раз с преодолением непосредственных побуждений, с подчинением правилу, заключенному в роли. Именно поэтому Л.С. Выготский[3] полагал, что игра дает ребенку “новую форму желания”. В игре он начинает соотносить свои желания с “идеей”, с образом идеального взрослого. Ребенок может плакать как пациент в игре  и радоваться как играющий.

Сюжетно-ролевая игра – наиболее сложный вид деятельности, который ребенок осваивает на протяжении всего дошкольного возраста. В сюжетно-ролевой игре дети выполняют различные функции взрослых людей, моделируют их деятельность и отношения между ними. Поэтому именно игровая роль удовлетворяет потребность ребенка быть как взрослый и воплощает в себе его связь с обществом. В игре ребенка больше всего привлекает возможность изображать другого человека (особенно взрослого). Поэтому, когда ребенку, например, предлагают играть самого себя, он отказывается: это для него не игра.

Кроме того, ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации, реальные предметы используются в качестве других, воображаемых, ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

На сегодняшний день педагоги и психологи отмечают снижение уровня ролевых игр у дошкольников. Дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, и брать на себя не производственные или профессиональные роли взрослых (врача, учителя, шофера, повара), а роли телевизионных героев. Эти наблюдения свидетельствуют о том, что наши дошкольники все больше отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают трудовой и профессиональной деятельности взрослых людей, не имеют хороших образцов для подражания личных отношений между взрослыми людьми, чрезмерно много времени проводят у телевизора и мало общаются со сверстниками. В результате, несмотря на обилие прекрасных игрушек, у них отсутствует материал для игр.

Психологи считают, что игра может выступать как естественное терапевтическое средство против возможных неврозов. В понимании ребенка игра принадлежит миру неисчерпаемых возможностей. Повторяя в игре свои травматические переживания, ребенок овладевает ими и изживает их.

В последние годы, в связи с увлечением ранним обучением дошкольников, появились попытки интеллектуализироватъ игру, превратить все игры ребенка в дидактические занятия и упражнения, в которых отрабатываются различные мыслительные навыки. Само по себе любое занятие с ребенком полезно, однако нельзя, чтобы из детства исчезала игра. Необходимо предоставить дошкольнику все возможности для развития сюжетно-ролевых индивидуальных и коллективных игр.

[1] Смирнова Е.О. Детская психология. М., ВЛАДОС, 2006.

[2] Немов Р.С. Психология. М., ВЛАДОС, кн.1,2003.

[3] Смирнова Е.О. Детская психология. М., ВЛАДОС, 2006

Источник