Влияние игр с мячом на развитие ребенка

Сабина Мирзоева
Влияние игр с мячом на психофизическое развитие детей дошкольного возраста

«ВЛИЯНИЕ ИГР С МЯЧОМ НА ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Мирзоева С. М.

ГБДОУ детский сад №80

Московского района

Санкт-Петербурга

«Движение – это жизнь, – писал Аристотель. – Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие». Дошкольный возраст – важный период в жизни человека. В этот период формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического, психического, нравственного и духовного здоровья детей, происходит функциональное совершенствование всех органов и систем организма.

Актуальность темы определяется тем, что развитие психофизических качеств, одна из важнейших сторон физического воспитания дошкольников.

Ни одно, из основных физических качеств, не могут быть реализованы без участия нервной системы человека. Они все — есть результат проявления тех или иных двигательных функций организма, деятельность которых контролируется его центральной нервной системой.

Несмотря на то, что в дошкольном детстве мяч является самым популярным и спортивным инвентарём на занятиях и в повседневной жизни, на практике, на мой взгяд, мячу уделяется недостаточное внимание.

В своей статье я не буду описывать все множество игр с мячом, а лишь попробую раскрыть его огромную роль в психофизическом развитии детей дошкольного возраста.

Так же не стоит забывать, что психофизические качества имеют определенную физиологическую, даже генетическую обусловленность и зависят не столько от воздействия семьи, среды и системы образования, сколько от морфофункционального состояния определенных физиологических систем, генетического кода и конституциональных особенностей организма конкретного человека, а потому не могут воспитываться, а только развиваться. Ребенок, пришедший в учреждение дошкольного образования, уже имеет определенный уровень развития общей выносливости, гибкости, ловкости и других психофизических качеств. Следовательно, их развитие не начинается и не заканчивается в детском саду. Мы лишь профессионально обеспечиваем в этот период динамику темпов развития психофизических качеств ребенка, создавая для этого оптимальные организационно-педагогические и психологические условия.

Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Игра позволяет соединить физическое и психическое развитие ребёнка, создаёт условия для гуманизации педагогического процесса, становится катализатором в процессе формирования творческой личности дошкольника.

Чаще всего мы видим мячи в качестве спортивного снаряда для игры в футбол, волейбол, баскетбол, теннис и пр. И все реже – в руках детей в качестве игрушки. А между тем возможности игры с мячом распространяются далеко за пределы физического развития. Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Можно только удивляться, замечая какое разнообразие впечатлений и действий может давать ребенку этот обычный мяч. Ведь, зачастую, малыш самостоятельно подмечает и отыскивает многообразные тайны и сюрпризы. А это как раз и есть самостоятельность и волевая активность.

Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствует разгрузке нервной системы, масса радостных эмоций и переживаний. На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального развития маленького ребенка. Собственный практический опыт и экспериментирование становятся для ребенка основой важных самостоятельных физических наблюдений. Постепенно из самодостаточной игрушки мяч становится средством общения.

Игры с мячом важны и для развития руки ребенка. Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а следовательно и интеллектуальное развитие ребенка.

Логопеды в своей практике активно используют игры с мячом, считая его отличным коррекционным инструментом. Так как игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению, помогают разнообразить виды деятельности при коррекции речи, развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность движений. Движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное, ведь мяч может быть брошен любому ребенку. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей. Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

В играх с мячом у ребенка повышается умственная активность, ориентировка, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность; обогащается его сенсомоторный опыт, развивается творчество. Совместное выполнение движений – прекрасная школа приобщения ребенка к коллективу, к деятельности «вместе». Если ребенок замкнут, плохо вступает в контакт, не умеет дружить с другими детьми – ему очень полезно играть с мячом. Игры-эстафеты, подвижные игры с элементами спорта дают возможность каждому ребенку почувствовать важность участия в совместных действиях, помощи друг другу для достижения результата и успеха, т. е. приобщают детейк универсальным ценностям человеческой жизни: доброте, коллективизму, взаимопомощи. Непременное выполнение правил спортивных игр способствует воспитанию выдержки, честности, справедливости, ответственности перед командой, умения считаться с другими детьми. Дети приучаются самостоятельно находить выход из создавшейся игровой ситуации, добиваются высоких личных результатов, заботятся об общекомандном результате и стремятся к творчеству в игре, которые развивают чувство ответственности, умение достойно проигрывать. Ведь не только положительные эмоции, но и отрицательные побуждают к выполнению точных, слаженных действий. Игры с мячом активизируют не только двигательную, психическую деятельность детей, но и умственную. Игры должны подбираться с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов ребенка. В них необходимо использовать лишь те элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста.

Таким образом, игры и игровые упражнения с мячом играют большую роль во всестороннем физическом и интеллектуальном, психическом развитии детей дошкольного возраста. Не стоит рассматривать мяч только как средство для развития физических качеств – лoвкости, меткости, силы, координации. Возможности этой игрушки далеко не исчерпываются этим. Мяч может способствовать развитию не только физических, но и многих психических способностей.

Источник

Мяч – это рука ребёнка, развитие её напрямую 
связано с развитием интеллекта.
Мяч – круглый, как Земля, и в этом его сила!
                                        С.А.Шмаков

     Родителей и педагогов всегда волновали вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка? как подготовить его к школе? Один из «практических» ответов на оба эти вопроса – развитие у детей мелкой моторики, улучшение координации движений и пространственных представлений.  

      Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Потому что,                                                                мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые  отвечают за формирование многих сложнейших психических функций таких как: возможность понимания произнесённых слов, долговременная память,  возможность обучаться, прослушивая информацию, соединение потоков слуховой и зрительной информации,  осознание того, что человек увидел, совместно с тем, что он услышал, понимание того, что видимые предметы могут звучать, ответственность за синтез чувств: осязательных, слуховых и зрительных образов, гармонизация эмоционального фона.

      Василий Александрович Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».     Многие игры и упражнения, направленные на развитие у детей ручной умелости, дошли к нам из глубины веков. И это не простая случайность. В те далекие времена, когда еще не существовало письменности, люди хорошо понимали большое значение «ловкости рук». Всем нам хорошо известны такие выражения, как «мастер золотые руки», или, наоборот, «руки крюки». Развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.                                                                                                                                

          Нарушения  моторики могут создать трудности и  в овладении письменной речью, привести к возникновению негативного отношения к учебе, к осложнениям в адаптационный период к школьным условиям.
Важным средством развития тонкой моторики рук служат  игры  и  упражнения с предметами, поскольку именно предметно-манипулятивная деятельность лежит, в основе развития двигательных функций рук.
Ведущее место среди разнообразных и многочисленных заданий на развитие предметно-манипулятивной деятельности детей занимают упражнения с мячом.

        Почему с мячом?    Мяч имеет форму шара. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, это соприкосновение дает полноту ощущения формы. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Во время действий с мячом создаются условия для включения в работу левой руки, что важно для полноценного моторного развития детей.  

         Каждый ребенок с раннего детства знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются у всех народов мира и не случайно считаются самыми распространенными. Дети очень любят играть с мячами, особенно с яркими, прыгучими и ловкими. Однако, многие родители уделяют мало времени играм с мячами, и даже летом, на отдыхе, мяч остается незаслуженно забытым.
       Игры, игры-упражнения с мячом развивают координацию движений, укрепляют мышцы плачевого пояса, развивают и укрепляют мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткости.
В играх с мячом развиваются физические качества: быстрота, прыгучесть, сила, ловкость. Такие игры благотворно влияют на работоспособность ребенка. Игры с мячами различного веса и объема увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей рук; при ловле и бросании мяча, ребенок действует обеими руками – это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы.
       А систематические игры и упражнения с мячом активно влияют на совершенствование основных свойств нервной системы: силы, подвижности, уравновешенности.
     Особенно большое значение придается возникновению радостных эмоций. Положительные эмоции самые действенные!
Совместное выполнение движений (трое, четверо, в парах…) – прекрасная школа приобщения ребенка к коллективу, к деятельности «вместе». Если ваш ребенок замкнут, плохо вступает в контакт, не умеет дружить с другими детьми – ему очень полезно играть с мячом. В играх, которые проводятся в парах, команде, ребенок учится работать с партнером или партнерами.
Особое место занимают игры – соревнования, эстафеты с мячом, которые развивают чувство ответственности, умение достойно проигрывать.  Ведь не только положительные эмоции, но и отрицательные эмоции побуждают к выполнению точных, слаженных действий.
Игры с мячом активизируют не только двигательную, психическую деятельность детей, но и умственную. Упражнения с мячом способствуют развитию сенсорики, движений кистей, пальцев рук, что активизирует кору головного мозга в целом, и речевые центры в частности. Игры с мячом способствуют быстрому восстановлению умственной работоспособности.
Мяч по популярности занимает первое место в царстве детской игры. Он, как магнит, притягивает к себе детей, надо как можно раньше дать ребенку мяч в руки, а не откладывать это до самой школы, надо научить ребенка общаться  и играть с мячом.
      К сожалению, многие родители не знают игр с мячом, соответственно не могут научить этому своих детей.
Если ваш ребенок совсем не владеет мячом, сделайте с ребенком несколько начальных упражнений:

Покатать мяч по полу ладонью вправо – влево. Затем перекатывать мяч по полу из одной руки в другую.

Мяч обычный дали нам, нам он очень нравится.
Посмотрите, как легко мячик наш катается.

Покрутить мяч вокруг своей оси по часовой и против часовой стрелки.

Учим новую игру – мяч раскрутим на полу.
Он кружится, как, волчок, если ощутит толчок.

Толкнуть мяч по полу к стене и посмотреть, какова будет отдача от неё.

Мяч покатим мы к стене – посмотри-ка сам.
Оттолкнувшись, мяч спешит возвратится к вам.

Толкнуть мяч так, чтобы он прокатился под столом или между ножками стула.

Мяч наш ловок – посмотри, он уже в воротцах.
Чтоб мячом туда попасть, надо побороться.

Толкнуть мяч вперед и сбить им какой-либо предмет (кеглю, мяч, кубик).

Мы должны мячом сейчас сбить предмет тяжелый.
Постараться должен мяч – этот друг веселый.

Подкинуть мяч вверх и поймать его. Затем, прежде чем поймать, надо успеть сделать хлопок в ладоши.

Мяч влетает высоко, осторожно брось его.
Ловкость мы приобретаем – ловим мяч и вновь бросаем.

Ударить мячом об пол и поймать. Затем отбивать мяч от пола.

Мяч надутый, мяч пузатый, любят все его ребята.
Бьют его, а он не плачет, веселее только скачет.

Перебрасывать мяч в парах с ударом об пол.

Мяч о землю стукнем ловко, чтоб он к другу улетел.
Друг поймал мяч со сноровкой и назад лететь велел.

Метание малого мяча в вертикальную мишень.

На стене у нас мишень, мяч кидать в неё не лень.
Тот, кто метко попадает, зоркость глаз приобретает.

Забрасывание мяча в горизонтальную цель (коробка, корзина)

Вот корзина перед нами, а зачем – скажите сами.
Будем мячик так бросать, чтоб в корзину попадать.

Когда упражнения с мячом сопровождаются стихами, ребенок вовлекается в нужную игру или движение ненавязчиво, без опасений, но в заданной форме и порядке.

Вспомните игры своего детства, научите своих детей играть в «Вышибалы», «Лапту», «Съедобное – несъедобное», да просто погоняйте мяч на лужайке в футбол или в хоккей на траве с друзьями, соседями, родственниками, устройте веселые соревнования с теннисными мячиками, воздушными шарами. Стоит только захотеть и у вас все получится. А в подарок вы получите море удовольствия и позитива!

Игры с мячом – это любимое  занятие детей.
Игра воспитывает ребенка пытливым, находчивым и здоровым.

Источник

Ушакова Татьяна Васильевна
Значение игр и упражнений с мячом во всестороннем развитии ребенка

Мяч – это рука ребёнка, развитие её напрямую

связано с развитием интеллекта.

Мяч – круглый, как Земля, и в этом его сила!

С. А. Шмаков

Каждый ребенок с раннего детства знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются у всех народов мира и не случайно считаются самыми распространенными.

Дети очень любят играть с мячами, особенно с яркими, прыгучими и ловкими. Однако, многие родители уделяют мало времени играм с мячами, и даже летом, на отдыхе, мяч остается незаслуженно забытым.

Игры, игры-упражнения с мячом развивают координацию движений, укрепляют мышцы плачевого пояса, развивают и укрепляют мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткости.

В играх с мячом развиваются физические качества: быстрота, прыгучесть, сила, ловкость. Такие игры благотворно влияют на работоспособность ребенка. Игры с мячами различного веса и объема увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей рук; при ловле и бросании мяча, ребенок действует обеими руками – это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы.

А систематические игры и упражнения с мячомактивно влияют на совершенствование основных свойств нервной системы: силы, подвижности, уравновешенности.

Особенно большое значение придается возникновению радостных эмоций. Положительные эмоции самые действенные!

Совместное выполнение движений (трое, четверо, в парах) – прекрасная школа приобщения ребенка к коллективу, к деятельности «вместе». Если ваш ребенок замкнут, плохо вступает в контакт, не умеет дружить с другими детьми – ему очень полезно играть с мячом. В играх, которые проводятся в парах, команде, ребенок учится работать с партнером или партнерами.

Особое место занимают игры – соревнования, эстафеты с мячом, которые развивают чувство ответственности, умение достойно проигрывать. Ведь не только положительные эмоции, но и отрицательные эмоции побуждают к выполнению точных, слаженных действий.

Игры с мячом активизируют не только двигательную, психическую деятельность детей, но и умственную. Упражнения с мячом способствуют развитию сенсорики, движений кистей, пальцев рук, что активизирует кору головного мозга в целом, и речевые центры в частности. Игры с мячом способствуют быстрому восстановлению умственной работоспособности.

Мяч по популярности занимает первое место в царстве детской игры. Он, как магнит, притягивает к себе детей, надо как можно раньше дать ребенку мяч в руки, а не откладывать это до самой школы, надо научить ребенка общаться и играть с мячом.

К сожалению, многие родители не знают игр с мячом, соответственно не могут научить этому своих детей.

Если ваш ребенок совсем не владеет мячом, сделайте с ребенком несколько начальных упражнений:

• Покатать мяч по полу ладонью вправо – влево. Затем перекатывать мяч по полу из одной руки в другую.

Мяч обычный дали нам, нам он очень нравится.

Посмотрите, как легко мячик наш катается.

• Покрутить мяч вокруг своей оси по часовой и против часовой стрелки.

Учим новую игру – мяч раскрутим на полу.

Он кружится, как, волчок, если ощутит толчок.

• Толкнуть мяч по полу к стене и посмотреть, какова будет отдача от неё.

Мяч покатим мы к стене – посмотри-ка сам.

Оттолкнувшись, мяч спешит возвратится к вам.

• Толкнуть мяч так, чтобы он прокатился под столом или между ножками стула.

Мяч наш ловок – посмотри, он уже в воротцах.

Чтоб мячом туда попасть, надо побороться.

• Толкнуть мяч вперед и сбить им какой-либо предмет (кеглю, мяч, кубик).

Мы должны мячом сейчас сбить предмет тяжелый.

Постараться должен мяч – этот друг веселый.

• Подкинуть мяч вверх и поймать его. Затем, прежде чем поймать, надо успеть сделать хлопок в ладоши.

Мяч влетает высоко, осторожно брось его.

Ловкость мы приобретаем – ловим мяч и вновь бросаем.

• Ударить мячом об пол и поймать. Затем отбивать мяч от пола.

Мяч надутый, мяч пузатый, любят все его ребята.

Бьют его, а он не плачет, веселее только скачет.

• Перебрасывать мяч в парах с ударом об пол.

Мяч о землю стукнем ловко, чтоб он к другу улетел.

Друг поймал мяч со сноровкой и назад лететь велел.

• Метание малого мяча в вертикальную мишень.

На стене у нас мишень, мяч кидать в неё не лень.

Тот, кто метко попадает, зоркость глаз приобретает.

• Забрасывание мяча в горизонтальную цель (коробка, корзина)

Вот корзина перед нами, а зачем – скажите сами.

Будем мячик так бросать, чтоб в корзину попадать.

Когда упражнения с мячом сопровождаются стихами, ребенок вовлекается в нужную игру или движение ненавязчиво, без опасений, но в заданной форме и порядке.

Вспомните игры своего детства, научите своих детей играть в «Вышибалы», «Лапту», «Съедобное – несъедобное», да просто погоняйте мяч на лужайке в футбол или в хоккей на траве с друзьями, соседями, родственниками, устройте веселые соревнования с теннисными мячиками, воздушными шарами. Стоит только захотеть и у вас все получится. А в подарок вы получите море удовольствия и позитива!

Игры с мячом – это любимое занятие детей.

Игра воспитывает ребенка пытливым, находчивым и здоровым.

Источник