Влияние группы на развитие ребенка
Значимость коллективной деятельности была признана задолго до К. Д. Ушинского и А.С Макаренко. Педагоги прошлого старались привить воспитанникам дух товарищества, взаимопомощи. На уровне детского коллектива дети осознают собственное «я», совместная деятельность группы детей становится источником новых взаимоотношений, влияет на развитие и воспитание самого коллектива и личности.
Главными направлениями воспитателя детского коллектива становятся:
- Забота о личностном самоутверждении воспитанников в процессе их коллективной деятельности.
- Формирование у детей взрослых моделей общения и деятельности.
- Помощь в осознании себя самостоятельным индивидуумом.
Значение коллектива в воспитательном процессе
Среди современных теоретиков педагогики, психологии встречаются специалисты, критикующие роль коллектива в развитии и воспитании цельной личности. Якобы, под давлением коллектива ребенок утрачивает свою индивидуальность, своеобразие. Такой тезис подкрепляется примерами негативного воздействия политизированного тоталитарного общества на человека в недавнем прошлом, когда жизнь социума для любого «винтика» становилась намного более значимой, чем личные интересы.
Нельзя отрицать тот факт, что человечество с самого начала своего существования основывалось на коллективных формах взаимодействия и организации, таких как род, племя, семья. Изоляция от общества становилось причиной уродливого развития субъекта, была, скорее, наказанием, чем благом.
Воспитание личности с раннего возраста происходит в коллективе, это основная база, где дети приобретают позитивный социальный опыт. Становясь школьником, ребенок одновременно выступает членом нескольких коллективов, некоторые из которых (кружок или секцию) он выбирает единолично. Желая стать членом той или иной группы, школьник вынужден подчиняться тем правилам, которые ей свойственны. Но это вовсе не означает пассивного следования местным установкам.
Основным принципом воспитания полноценной личности в коллективе является принятие активной жизненной позиции, умение отстаивать свою точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства. Коллектив дает возможность ученику приобрести навыки общественного поведения, находясь в позиции подчинения, противопоставления и руководства. Такое взаимодействия с товарищами и воспитателями приводит к формированию гражданственности, гуманизма и инициативности. Диалектика коллективного и индивидуального взаимообусловлены в педагогическом процессе воспитания личности.
Человек существует и растет в системе отношений с природой, другими людьми. Богатство связей определяет его духовное богатство, степень значимости.
Воспитательные задачи педагога
Каждый этап развития молодого человека среди членов коллектива имеет важные последствия для дальнейшего становления, способностей к самореализации. Невозможность адаптироваться в небольшой группе приводит к неуверенности, сомнениям в своих силах, обидчивости, конфликтности. Неспособность реализовать индивидуальность становится причиной негативизма, озлобленности, других личностных деформаций.
Основная задача воспитателя детского коллектива – создание благоприятных условий для адаптации личности, одновременного проявления индивидуальности и интеграции в общество.
Самоутверждение и коллективная деятельность
Один из мотивов поведения подростков – завоевание признания товарищей. Когда для ребенка общение со сверстниками не приносит понимания, положительной оценки, это приводит к комплексу проблем.
Педагог помогает каждому воспитаннику отыскать свое место в коллективе, завоевать его уважение. Нередко положение школьника в группе напрямую связано с тем, как организована система взаимоотношений учитель-воспитанник. Статус ученика, особенно младших классов, зависит от того, какую значимость придает ему учитель. Он может привлечь внимание других к «отверженному», доверив ему ответственное поручение, включая его в мероприятия. Педагогическая задача учителя в:
- демонстрации сокрытых от других положительных качеств каждого члена детского коллектива;
- эмоциональной поддержке, внушении ребенку веры в себя;
- вовлечении «непринятых» ребят в общие мероприятия с теми, кто имеет более высокий общественный статус.
Нередко формальные лидеры приобретают такое положение не за счет высоких моральных качеств, а благодаря высокой активности, стремлению подавлять, командовать. Воспитателю важно выявить истинные мотивы поступков неформального лидера, препятствовать утверждению за чужой счет, дать проявить скрытые таланты остальным воспитанникам.
Формирование взрослых моделей общения и деятельности
Любая сфера человеческой деятельности на всех исторических этапах требовала умения работать командой, готовности к сотрудничеству. От таких качеств зависят не только спортивные, производственные успехи, но порой сама жизнь. Важно научить детей находить баланс между личными нуждами и интересами общества, не потерять в отстаивании своего «я» связей с другими людьми, способности чем-то поступиться, прийти на выручку.
Взрослые часто не одобряют узкие компании из 2-3 человек, которые разобщают большой коллектив. Но именно в такой небольшой группе друзей подросток испытывает эмоциональный комфорт, защищенность, общность интересов, собственную значимость. Подобные отношения между детьми зачастую возникают стихийно или даже вопреки рекомендациям родителей. В школьные годы для ребят наиболее важны не оценки по предметам, а наличие друзей.
Будущим участникам корпоративных отношений пригодятся воспитанные детской дружбой качества: стремление к совместному успеху, умение самоорганизовываться, взаимная ответственность. Условия школьных взаимоотношений, определенные роли в играх потом воспроизводятся во взаимодействии между партнерами в профессиональной деятельности.
Осознание себя самостоятельным индивидуумом
Один из принципов воспитания личности – развитие субъекта в коллективе и через коллектив. Знакомство с самим собой у подростка происходит в реальных ситуациях, которые возникают при совместной деятельности. Взрослеющий человек сможет оценить многообразие окружающих предметов и субъектов только в процессе общения и сравнения.
Взаимодействуя с товарищами, учителями ребенок определяет правильные и неправильные модели общения, учится контролировать реакции, преодолевать страх, зависть, приобретает навыки здоровой конкуренции.
Индивидуальные особенности характера, способности личности неповторимы. Но психологические, творческие черты каждого оцениваются в зависимости от полезности для коллектива. Воспитатель заботится о реализации себя каждым из воспитанников в коллективной жизни. Для этого необходимо:
- изучение личности каждого, привлечение внимания к его достоинствам и достижениям;
- помощь в установлении между детьми доверительных, доброжелательных отношений;
- организация коллективных мероприятий, способствующих раскрытию лучших черт воспитанников;
- перевод личностных конфликтов в «мирное русло»: творческие конкурсы, дискуссии, работу над инновационными проектами;
- содействие в преодолении негативных привычек, стремлении к самосовершенствованию, положительным изменениям;
- поддержка у ребят желания сохранить достоинство и самобытность, быть самими собой.
Заключение
Влияние развитого детского коллектива на ребенка реализуется посредством активного участия каждого в самоуправлении, разноплановой общественной жизни. Педагоги призваны создавать подходящие возможности для формирования общественно значимой личности, максимального проявления ее индивидуальных особенностей.
Источник
Светлана Сорокина
Влияние коллектива на гармоничное развитие личности дошкольника
В современном обществе понятие «коллектив» все больше стало выходить на первый план, хотя несколько лет назад оно было не столь популярно.
Часто упор делался на формирование и поддержание индивидуальности ребенка, что несомненно важно, но при этом гораздо меньше говорилось о том, как научить эту индивидуальность сосуществовать с себе подобными, и не менее уникальными, личностями. А нужно ли это? И будет ли детский коллектив способствовать развитию индивидуальности ребенка, или наоборот, будет ограничивать ее?
Педагоги прошлого, которые уже внесли свой значимый вклад в мировую педагогику, подчеркивали значение коллектива для ребенка. В частности, великий советский педагог А. С. Макаренко, который, согласно позиции ЮНЕСКО,отнесен к четырем педагогам (наряду с Д. Дьюи, Г. Кергенштейнером и М. Монтессори), определившим способ педагогического мышления в XX веке) подчеркивал роль коллектива в формировании личности ребенка и его взаимоотношений с другими участниками коллектива.
Главное, считал А. С. Макаренко,в коллективе то, что каждый его субъект яляется активной единицей (то есть не теряет своей индивидуальности, и все участники осуществляют совместную деятельность, ставят перед собой новые цели, которые их объединяют, в процессе этого происходит их рост,как личностей, поскольку новые задачи требуют нового уровня общения, развития себя, повышается общий настрой.
В настоящее время много говорится о необходимости воспитания «нового» гражданина – инициативного, успешного, коммуникабельного. Так противоречат ли запросы современного общества практике прошлого века?
Дело в том, что,к сожалению, в современном мире утрачено понятие «детское игровое сообщество». Во двор ребенка родители пускать боятся, вот и общается и играет такой малыш только в саду, и, если у папы и мамы хватает свободного времени, в кружках и секциях. И для того, чтобы ребенку такое общение пошло на пользу,конечно, необходимо руководство педагога, который сможет, при необходимости, исподволь моделировать ситуации, в которых ребенок сможет проявить себя. Ведь коммуникабельность и инициативность, как и другие качества, можно и нужно развивать. И именно детский коллектив будет служить ребенку стартовой экпериментальной площадкой, где он попробует свои силы и проявит себя.
Из опыта своей работы я могу рассказать о ситуации, когда в подготовительной группе были собраны дети, некоторые из которых росли вместе,еще с младшей группы,но было много и новичков, которые прежде посещали другие сады, кроме того, группу пришли и «домашние» дети, никогда детского сада не посещавшие. И поначалу вместе им было трудно.
Некоторые из пришедших ребят уже позиционировали себя, как лидеры, и пытались самоутвердится засчет тех детей, которые в чем-то на тот момент были слабее. Сразу же появилась проблема «предпочитаемых» детей, все хотели дружить со «звездами». Выявилась ситуация, при которой одни дети общались, а других общения лишали из-за «непризнанности». И здесь нужно было,чтобы «непризнанные» дети смогли раскрыться не только для других, но и для себя, и именно через это включиться в процесс коммуникации с другими детьми. В этом и заключается уникальность детского коллектива для ребенка, ведь вне его процесс познания себя как личности ребенком был бы невозможен. Но конечно здесь необходима правильная работа педагога.
Надо сказать, что при условии правильной работы педагога в коллективе происходит формирование и расширение внутреннего мира ребенка засчет взаимообмена новыми впечатлениями, знаниями и умениями. Кроме того, в коллективе ребенок познает и принимает общественные нормы – правила, по которым ему предстоит жить по мере его взросления.
Возвращаясь к теме, мне хотелось бы отметить, что с самого начала зарождения детского коллектива мы стали широко использовать коммуникативные игры и театральные этюды, где все дети смогли раскрыться, и выяснилось, что многие из детей «не предпочитаемых» могут передать свои чувства лучше, чем «звезды». Конечно, я старалась максимально этим воспользоваться, чтобы «поднять» ребенка в глазах коллектива и включить его в процесс коммуникации.
Современная личностно-ориентированнаямодель дает преимущества современному педагогу перед педегогами прошлого: она дает возможность быть не «над» детским коллективом, а частью его, что позволяет добиться больших результатов, организовывая детей в разные виды деятельности, предлагая новые формы взаимодействия, объединяя их в проекте по предложенной ими же проблеме.
То есть задача воспитателя заключатся в том, чтобы незаметно направлять жизнь детского коллектива в развивающее его русло с помощью создания ситуаций, которые помогут детям самостоятельно находить новые цели и достигать их вместе, это же также помогает сплочению детского коллектива. Кроме всего прочего педагог решает проблему детей «изгоев», поскольку,как я отмечала выше, он является частью детского коллектива и может создавать ситуации, в которых дети «изгои» имеют возможность проявить себя и взаимодействовать с другими детьми.
Большое значение в своей работе я уделяю фольклору. Дети с удовольствием играют в народные игры в группе и на улице. Эти игры в большинстве случаев сопровождаются пением, и когда ребята поют вместе,это очень сближает и веселит, улучшает эмоциональный фон в коллективе, происходит формирование коммуникативно-эмоциональных отношений.
Для того, чтоб ребенок раскрылся, очень важен стиль общения который предлагает детскому коллективу педагог. Если стиль демократический, то и дети стремятся к взаимопомощи, решению вопросов сообща. Если стиль авторитарный, то желание одних детей доминировать над другими будет преобладать, и именно это будет мешать детям осуществлять взаиморазвитие в общении.
В нашей группе нам удалось взять верный тон и, кроме всего прочего, сделать акцент на взаимопомощи. Дети имеют возможность проявлять свои лучшие качества – доброту,сопереживание, сочувствие, помочь другому и ощутить от этого положительные эмоции.
В детском коллективе у ребенка появляется целая сеть взаимоотношений, дети, с которыми он легко общается, и даже те, кто,возможно, не примет его сразу, но тем не менее, и с теми и другими ему нужно научиться взаимодействовать. Ребенок настойчиво ищет и находит свое место в коллективе, свой статус, пусть и детский, но не менее от этого важный, реализует себя, и,конечно, растет,как личность.
Воспитатель должен понимать, что детский коллектив нуждается в постоянной работе для сплочения, формирования детской дружбы и от него, и от родителей, необходимо уделять внимание работе с семьей в этом отношении. К сожалению часто родители, руководствуясь не всегда позитивным собственным опытом в этой области, настраивают своих детей по принципу «Каждый сам за себя».Эта позиция глубоко ошибочна. Ребенок, не умеющий сопереживать, сочувствовать, зацикленный на себе, впоследствии будет испытывать трудности в общении и, на что нельзя не обратить внимание, не сможет быть ни успешным, ни,самое главное,счастливым.
И конечно,если мы вновь зададим себе вопрос: «Будет ли детский коллектив способствовать развитию личности ребенка?», ответ будет напрашиваться сам собой. Вне детского коллектива гармоничное всестороннее развитие ребенка невозможно, и при умелом руководстве со стороны воспитателя, коллектив не только не ограничивает рост личности, но, напротив, помогает ему.
Источник
Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками. У детей формируются относительно устойчивые симпатии, складывается совместная деятельность. Общение со сверстником – это общение с равным себе, оно дает возможность ребенку познавать самого себя.
Но в практике дошкольного воспитания всегда существовали разновозрастные группы. Такие группы появляются в силу разных причин: из-за трудностей комплектации групп детского сада, для решения определенных коррекционно-педагогических или методических задач, как группы с особыми условиями организации и т.д. Отношение родителей и воспитателей к таким группам весьма противоречиво. Одни считают, что разновозрастные группы обеспечивают лучшие условия для общего психического и морального развития: «старшие дети учатся помогать младшим», «младшие, подражая старшим, быстрее развиваются». По мнению других, в разновозрастных группах возникает больше проблем: «старшие обижают малышей», «малыши мешают занятиям старших», «трудно организовать детей» и пр. В последнее время всё чаще наблюдаются случаи физического и морального насилия (так называемой дедовщины) не только в армии, но уже и в школе. Очевидно, что возможности предупреждения этого опасного явления могут лежать в сфере дошкольного воспитания. Адекватная организация детских отношений в разновозрастной группе может выступить в качестве мощного ресурса личностного и социального развития ребёнка. Хотелось бы заметить, что у детей 4-7 лет, посещающих ДОУ, в разновозрастной группе уровень творческой инициативы выше, чем в одновозрастной.
Применительно к взаимодействию старшего и младшего ребенка в разновозрастной группе можно отметить, что объектные качества младшего (его способности, умения и навыки) будут значительно уступать качествам старшего, по сравнению с соответствующими качествами ровесников. Это обстоятельство открывает два возможных варианта развития отношений детей в зависимости от преобладания того или иного начала. С одной стороны, снижается конкурентная позиция старших дошкольников (поскольку соревнование с младшим, заведомо более слабым, не имеет смысла), что может вызвать проявление сочувствия, усиление поддержки и помощи со стороны старшего. В этом случае начинает доминировать личностная составляющая межличностных отношений.
С другой стороны, присутствие младших детей создает для старших очевидные и разнообразные возможности для утверждения своего превосходства и повышения своей значимости. Эта тенденция отражает усиление предметной составляющей межличностных отношений у старших детей. Таким образом, совместная жизнь старших и младших детей становится некоторым катализатором, усиливающим проявление того или иного начала в межличностных отношениях. Они могут быть основаны либо на помощи, поддержке, сочувствии к младшим (преобладание личностного начало), либо на их подавлении, пренебрежении или игнорировании (преобладание предметного начала).
В результате различных исследований были выделены следующие типы отношений между детьми:
• Отстраненное отношение характеризовалось низким интересом к другим детям и выраженной ориентацией на взрослого. И у старших, и у младших детей это выражалось в предпочтении индивидуальных форм активности и высокой нормативности в высказываниях и в поведении. Главным для них были взаимоотношения с взрослым при полном равнодушии к другим детям. Правильное выполнение инструкций и заданий воспитателя выступало как способ получения его поощрений. Следуя указаниям взрослого не обижать малышей и уступать им, старшие помогали младшим, но делали это формально и равнодушно, без эмоциональной включенности.
Младшие также стремились заслужить поощрение воспитателя, выполняя его указания и подражая старшим детям.
• Эгоцентрическое отношение характеризовалось ярко выраженным прагматизмом. Главным мотивом поведения было стремление реализовать свои интересы и получить свою выгоду. Другой ребенок воспринимался как препятствие. У старших детей это выражалось в подчеркивании своих преимуществ по отношению к младшим и стремлении управлять ими и поучать их. Такое поведение проявлялось в демонстрации своих преимуществ и в менторском тоне высказываний: «Я старше и лучше тебя знаю, как надо делать. Делай, как я говорю». Младшие при этом игнорировали старших и отстаивали свои интересы. Они вмешивались в действия других, мешали друг другу, нарушали правила. Каждый стремился забрать себе лучшее и действовать в свою пользу.
• Отношение обесценивания выражалось в стремлении старших самоутвердиться за счет младших. Оно проявлялось в негативных оценках действий и поведения других детей. Такое отношение могло распространяться на личность другого ребенка, и тогда оно становилось оскорблением, унижением. В отличие от случаев эгоцентрического отношения, старший ребенок утверждал свое Я не просто за счет своих преимуществ в игре, но через унижение и обесценивание личности младшего. Младшие при этом либо протестовали (жалобы, слезы, обиды), либо терпели и подчинялись воле старших.
Возникает естественный вопрос: от чего зависит характер отношений детей в разновозрастной группе? Отвечая на него, можно выдвинуть следующие предположения.
1. Межличностные отношения детей зависят от образовательной программы, которая реализуется в группе.
2. Отношения в группе определяются индивидуальными особенностями отдельных детей, составляющих группу.
3. Характер общения и межличностных отношений детей определяется главным образом стилем воспитания и характером взаимодействия воспитателя с детьми.
Особенно хочется отметить такой показатель, как взаимодействие взрослого с детьми, потому, как именно воспитатель организует игры и занятия, в которых может участвовать вся группа.
Очень важным считается также воспитание доброжелательных качеств у воспитанников. Опыт показывает, что в разновозрастных группах внимание воспитателей и младшего воспитателя обращается в первую очередь на малышей: их приучают раздеваться сидя на стульчиках, в определенной последовательности, без лишней суеты, торопливости и шалостей. Помогать малышам (в воспитательных целях) воспитатель приглашает старших детей. Также старших детей привлекают к помощи младшим в остальной жизнедеятельности в детском саду. Обязательно и постоянно воспитатель должен воспитывать культуру общения в отношениях детей между собой и взрослыми. Напоминать о словах «пожалуйста», «спасибо», «извините». Это всегда способствует становлению благоприятной, доброжелательной обстановке в группе.
Из этого следует, что организация питания, умывания, одевания и раздевания детей в условиях разновозрастной группы требует большого мастерства воспитателя, четкости и слаженности работы всего обслуживающего персонала, создание спокойной и доброжелательной обстановки, внимательного отношения взрослых ко всем детям, особенно к младшим.
Таким образом, можно утверждать, что отношения между детьми в разновозрастной группе определяются прежде всего позицией воспитателя и стилем его педагогического общения. Очевидно, что позиция воспитателя и его отношение к детям существенно влияют на становление личности детей во всех группах, но в случае разновозрастной группы это влияние оказывается решающим.
Источник