Влияние фольклора на развитие речи ребенка

Наталия Архипова

Консультация «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»

ВЛИЯНИЕ ФОЛЬКЛОРА НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Язык и речь оказывают огромное влияние на психическое развитие: мышление, воображение, память и эмоции. Речь начинает активно формироваться уже в раннем возрасте. Основными задачами развития речи являются: воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи.

Ребенок многое усваивает путем подражания окружающим его людям, соприкосновения с разными предметами, но наиболее благоприятно развитие речи протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, которое осуществляется с учетом возрастных особенностей.

В младшем возрасте необходимо ускорить появление в речи ребёнка первых сознательных слов. Расширить словарный запас помогут произведения устного народного творчества – фольклора. Именно фольклорные формы характеризуются богатством, яркостью и образностью речи. Малышей привлекает звучность, напевность, ритмичность и занимательность фольклора, вызывая желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию речи.

Как показывают исследования лингвистов, психологов, педагогов младший дошкольный возраст является периодом особой восприимчивости к звуковой стороне речи, к языку, к образным выражениям, к характеристикам персонажей и главных героев художественной литературы, в том числе фольклора.

Дети этого возраста способны наблюдать образы, например, сказок и подражать героям и персонажам художественных произведений.

В народных произведениях нет никаких прописных назиданий и нравоучений, однако, что хорошо, а что плохо легко читается между строк. Таким образом, фольклор можно без преувеличения назвать средством народной дидактики, приобщающей детей к поэтическому слову, обогащающей их духовно, развивающей физически и нравственно. Применение устного народного творчества возможно лишь при широком включении в жизнь детей младшего дошкольного возраста произведений словесного фольклорного творчества русского народа различных жанров и разностороннем использовании их в педагогическом процессе. Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использовании их в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа. Определено влияние произведений устного народного творчества на образность и выразительность речи детей. Для развития речи ребенка следует шире использовать фольклор во всех его формах. Для младших дошкольников – это, прежде всего, сказки, заклички, потешки, песенки, прибаутки, пестушки, загадки.

Колыбельные песни

Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т. п., наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.

Много песен создано народом:

* пестушки и потешки,

* колыбельные,

* заклички,

* прибаутки,

* небылицы.

Обратимся к колыбельным песенкам,которые каждый из нас знает: с незапамятных времен. Напевность, особый ритм учат детей плавному произношению фраз, предложений. Значительно обогащается и словарный запас. В произведениях устного народного творчества изобилие слов-признаков предметов, образных сравнений, используется множество синонимов, антонимов и т. п. Сначала ребенок копирует то, как взрослый выполняет те или иные движения и интонации, с которыми поется песня. Многие слова песен переходят в активный словарь детей и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками. Важную роль в развитии речи ребенка играет развитие фонематического восприятия, чему способствуют колыбельные песни. По мнению народа, они «спутник детства». Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а “котенька”, “коток”, “котик”, “котя”. К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным. Колыбельная песня, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании особой интонационной организации речи ребенка.

* напевное выделение голосом гласных звуков,

* медленный темп,

* наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний.

Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи.

Потешки, заклички, прибаутки,

пестушки, считалки

* Потешки, прибаутки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками, т. п.). Фольклор влияет на оздоровление организма ребенка в целом, например, потешки «Сорока-ворона», «Куй, куй, молоток, подкуй чеботок», доставляют радость и помогают детям самостоятельно делать массаж кистей рук и ступней, а также воздействовать на биологически активные точки, расположенные на кистях рук и стопах ног. Ряд потешек можно использовать для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук (например, «Пальчик-мальчик»).

Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей:

* обогащая словарь,

* развивая артикуляционный аппарат,

* фонематический слух,

* давая образцы для составления описательных рассказов и др.

Некоторые из них можно инсценировать; при этом передавать содержание только движениями, если дети пока не владеют активной речью (например, «Две тетери», «Киска»). Благодаря ритмичности, музыкальности, эмоциональной и двигательной насыщенности, некоторые потешки превратились в игры со словом, игровые упражнения, которые помогают работать над согласованием движения со словом.

* Заклички – обращение к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям). Фольклор для детей не исключение из общего правила – это очень веселый, порой поучительный жанр народного творчества. В шуточной форме можно похвалить и пожурить ребенка.

Потешки, заклички, прибаутки украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение, развивают чувство ритма и рифмы, формируют интонационную выразительность. Фольклорные произведения интересны детям, они быстро запоминаются ребенком.

Сказка

В народном творчестве сказка, вероятно, самое большое чудо. Сказка зовет на борьбу со злом, с врагами, призывает отстаивать добро, справедливость. Сказка помогает верить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностей и борьбы со злом. В сказке народ высмеивает безделье, желание легко получить жизненные блага, жадность и другие человеческие недостатки. И наоборот воспевает удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружбу. Получается, что сказка – правда и вымысел одновременно.

Читайте также:  Маршрут развития ребенка раннего возраста

«Сказка – ложь,да в ней намек: добру молодцу – урок».

Сказка имеет специфический языковой стиль,которому характерны: напевность, повторы различных словосочетаний.

Язык сказок очень красив:

* певуч и поэтичен,

* содержит много метафор, образных сравнений,

* метких и поучительных пословиц и поговорок.

Все эти особенности делают сказку незаменимым средством речевого развития и воспитания детей разных возрастов. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Когда мы говорим о рассказывании и даже о разыгрывании сказки детьми, то имеем в виду только народные произведения, которые изначально создавались для и в процессе устного исполнения, то есть «сказывались». Рассказывание сказки напрямую связано с задачами развития речи детей. Свободный пересказ сказки не исключает хорошего знания наизусть типично сказочных фраз, постоянных эпитетов, зачинов,припевов типа: «Жили-были…», «Мало ли,много ли тому времени прошло: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается…» и т. д. Всё это способствует воссозданию колорита произведения, воспитывает у детей стилистическую чуткость, настраивает слушателей на определенный эмоциональный лад. Сказка должна соответствовать возрасту ребенка, быть небольшой по объему, интересной по содержанию, динамичной и яркой.

Загадка

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей “поэтический взгляд на действительность”.

В воспитательной работе с детьми можно использовать и другие малые формы фольклора, имеющие конкретные развивающие и обучающие функции: скороговорки, чистоговорки (используемые для выработки правильной, фонетической чистой речи).

Русские народные, хороводные игры привлекают внимание не только, как огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием играют в подвижные игры. Народные песни, хороводы, игры с пением также широко используются, поскольку позволяют включать детей в самостоятельную музыкальную, речевую и игровую деятельность.

Детский фольклор используется: в период адаптации; в режимных моментах; на прогулке;в непосредственно образовательной деятельности: в игре; в свободной деятельности.

Отмечено, что в процессе ознакомления детей с подвижными и пальчиковыми играми не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное – уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.

Фольклор эффективно развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие. Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию литературных произведений, обогащается и расширяется словарный запас. Необходимо активно использовать все виды и формы детского фольклора, русские народные игры, чтение и рассказывание. Речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Речевое развитие ребенка на раннем этапе жизни оказывает неоспоримое влияние на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка.

Источник

Елена Васильевна Кононенко

Педагогический опыт на тему «Влияние детского фольклора на развитие речи детей раннего возраста»

Тема: «Влияние детского фольклора на развитие речи детей раннего возраста»

1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно – воспитательного процесса.

В наше время мы наблюдаем процесс упрощения русского языка, его оскудения, пропадает его красота и образность. Причем, это можно наблюдать у целых поколений. У школьников, подростков, большинства родителей, которые приводят детей в наш детский сад, мы наблюдаем бедный и примитивный словарный запас. Это происходит по разным причинам. Во- первых, резко сократилось число людей, которые сегодня читают книги. Как правило, сегодняшнее поколение предпочитает проводить время в интернете, телефонах и за просмотром телевизора. Во-вторых, бешеный ритм жизни создает предпосылки к тому, что общение дома с детьми сводится к минимуму. Родители приходят домой усталые, включают телевизор или тот же интернет, редко поют колыбельные песни детям на ночь.

Большинство детей дошкольного возраста основную часть своей жизни проводят в детском саду. Здесь они учатся разговаривать, общаться с воспитателем, сверстниками. И в наших силах показать детям красоту и богатство русского языка, пополнить словарный запас, научить правильно выговаривать звуки. Во всем этом может помочь детский фольклор, выраженный в песнях, потешках, играх – забавах, сказках, пословицах, поговорках.

Детский фольклор – особая часть народной культуры, которая выполняет важнейшую роль в жизни каждого народа. Самых маленьких детей в первую очередь знакомили с пестушками, песнями, потешками. Произведения детского фольклора помогают становлению и развитию личности каждого вновь появившегося на свет человека, освоению им культурных богатств предшествующих поколениях. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням эмоционального и нравственного развития.

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления.

Работая с детьми раннего возраста, я заметила, что часто малыши приходят в детский сад, еще не разговаривая. Ситуация усугубляется еще и тем, что ребенок не идет на общение с взрослыми, переживая разлуку с мамой. Преодолеть трудности адаптации, установить контакт с ребенком в первые дни, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к еще мало знакомому человеку – воспитателю поможет детский фольклор.

Читайте также:  Значимость развития речи ребенка

Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, её выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности.

Ведущая педагогическая идея моего педагогического опыта заключается в создании условий для повышения эффективности процессов развития речи детей дошкольного возраста через ознакомление их с устным народным творчеством.

3. Теоретическая база

В исследованиях отечественных педагогов Жуковской Р. И., Сакулиной Н. П., Тихеевой Е. И., Ушинского К. Д., Флериной Е. А. и других подчеркивается, что дошкольный возраст – период активного творческого развития личности ребенка, как в целом, так и совершенствования связной речи.

Важнейшим источником развития детской речи и ее выразительности являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).

Русское народное творчество не перестает удивлять и восхищать своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Еще великий русский педагог К. Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа. Он подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии.

Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка, приспособлены к детским проблемам. Исподволь, незаметно они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту, являются образцом речи. Но еще К. Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. «Народные сказки, способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании» – писал К. Д. Ушинский.

А. М. Горький писал о том, что в фольклоре, как и в языке, сказывается «коллективное творчество всего народа, а не личное мышление одного человека», что «гигантской силой коллектива, возможно, объяснить непревзойденную и по сей день глубокую красоту мифа и эпоса, основанную на совершенной гармонии идеи с формой».

Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Он отражает и те народные черты, которые сформировались под влиянием трудового образа жизни, и те, которые сопутствовали условиям подневольного труда в классовом обществе.

Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач речевого развития детей. (Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Л. В. Щерба, А. А. Пешковский, В. В. Виноградов, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Ф. АСохин.)

Работы представителей разных направлений наука отчетливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации.

Е. Н. Тихеева, Е. А. Флерина также считали, что фольклор дает прекрасные образцы русского языка, подражая которым, ребенок успешно учится родному языку. Они писали: «Загадки, пословицы, поговорки – образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, метафорами, в них много определений, олицетворений. Поэтический язык малых фольклорных форм прост, точен, выразителен, содержит синонимы и антонимы, сравнения и гиперболу. В основе многих пословиц лежит метафора. Она служит средством достижения наибольшей экспрессии и живописности. Не менее богат и язык загадок. Широкий спектр изобразительно-выразительных средств используется здесь для кодирования образов предметов и явлений». Эти особенности привлекают детей к малым фольклорным жанрам.

Таким образом, можно сделать вывод, что разные виды устного народного творчества являются важным средством развития речи и всех сторон личности ребенка. Но эффективность их использования будет зависеть не только от того – понимает ли воспитатель, какова роль фольклора, а и от того, насколько хорошо он знает о средствах народной педагогики, о методах и приемах их использования. Поэтому полагаю, что процесс развития речи детей дошкольного возраста будет эффективным, если в процессе НОД и совместной деятельности педагога и детей большое внимание будет уделяться использованию устного народного творчества. Взрослые должны предусмотреть значительное увеличение и обогащение возможностей участия в речевом общении каждого ребенка, при этом первостепенно важным должно быть полноценное овладение родным языком в максимально сенситивный для этого период.

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения

Знакомство с устным народным творчеством осуществляется через:

– специально-организованное обучение на занятиях по развитию речи, познавательному развитию, лепке, рисованию, музыкальному развитию, физкультурному развитию;

– совместную деятельность с детьми, режимные моменты, наблюдение, игру, индивидуальную работу.

В своей работе детей раннего возраста я начинаю знакомить прежде всего потешками. Знакомство с каждой новой потешкой доставляет малышам радость. Они с удовольствием вслушиваются в звучание народной речи, улавливают стихотворный ритм, богатство оттенков слов: травка-муравка, птичка-синичка и т. п. Уже само чтение создает благоприятные условия для эмоционального контакта с детьми. Они затихают, улыбаются, просят читать еще. Это чрезвычайно важный момент зарождения у ребенка интереса и любви к художественному слову.

Детские потешки отличаются богатством форм и размеров. Содержание одних потешек не нуждается в пояснениях («Водичка, водичка…» и др., для правильного восприятия других требуется показ соответствующих предметов, действий, разъяснения («Вот и люди спят.», «Наши уточки с утра…»). Ознакомление с последними требует предварительной работы. Так, например, при знакомстве с потешкой «Ай, качи, качи, качи…» за 1-2 дня дети разглядывают и сравнивают калачи и баранки (натуральные, рассматривают картинку, на которой изображена печь.

Перед чтением потешки «Наши уточки с утра…» можно организовать подвижную игру «Не будите индюка». Малыши тихонько, на цыпочках, ходят возле спящего индюка (его роль играет ребенок). Затем индюк просыпается, сердится на детей: «Бал-бал-бал», и те разбегаются по комнате (по участку).

Читайте также:  Ребенок с патологией в развитии

Некоторая предварительная подготовка необходима и непосредственно на занятии. Она может осуществляться в разных формах:

1. Детям показывают иллюстрацию (предмет, игрушку, например, кота. Они рассматривают игрушку (предмет, высказывают свои впечатления (отмечают, какие у котика усы, глаза, зубки, и т. д.) Затем педагог читает потешку «Как у нашего кота…»

2. Воспитатель, используя фланелеграф, демонстрирует картинки (предметные, сюжетные). Например, к потешке «Вот и люди спят…»- изображения спящих детей и зверей («лисы спят на горочках, зайки спят на травушке, утки на муравушке, детки все по люлечкам…»). По просьбе педагога малыши показывают на картинках лис, зайчиков, деточек. Запоминают, кто где спит, после чего с удовольствием слушают потешку.

3. Перед чтением потешки проводится дидактическая игра, связанная с ней по содержанию. Например, прежде чем познакомить малышей с потешкой «Травка-муравка со сна поднялась…», воспитатель организует игру «Кто что ест?». Малыши рассматривают зерно, капусту, корочку хлеба и определяют, кому они приготовлены – синичке, зайчику, мышке (игрушки, картинки).

Как правило, после первого чтения педагог повторяет потешку еще 3-4 раза. При этом можно использовать следующие методические приемы:

• Воспитатель видоизменяет прежний вариант, варьирует игровые ситуации. Например, к детям «приходит» еще один игрушечный кот с просьбой и про него прочесть потешку «Как у нашего кота…». Или же потешку «Заинька, походи…» воспитатель в первый раз читает, манипулируя зайцем-игрушкой. При втором чтении дети водят хоровод. В центре хоровода – ребенок в шапочке зайчика. Воспитатель читает потешку, а заинька «ходит», «топает ножкой» и т. д.

• По предложению педагога дети показывают то, о чем говорится в тексте (как бабка пекла оладушки и поливала их маслом – «Ладушки»; как вперевалочку ходят гуси – «Наши уточки с утра…»). Этот методический прием способствует развитию у детей фантазии, творческого начала.

• Педагог адресует потешку определенному ребенку, т. е. там, где это возможно по тексту, называется имя ребенка, присутствующего на занятии: «Умой Коле (Оле, Ане) личико», «Самому ли съесть или Бореньке снесть»; «Кате два, Коле два».

Задачи по ознакомлению детей с потешками решаются не столько на занятиях, сколько в повседневной жизни в детском саду через совместную деятельность с детьми, режимные моменты, наблюдение, игру, индивидуальную работу.

Слова воспитателя должны быть включены в контекст реальных действий, иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами и движениями. Потешки помогают научить детей эмоционально реагировать на явления природы, доступные их пониманию. Например, выглянуло солнышко, засветило в окошко, можно сакцентировать на этом внимание детей и пропеть следующую потешку:

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату,

Мы захлопаем в ладоши,

Очень рады солнышку.

И наоборот, если пошел дождь, прочитать детям такую потешку:

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще.

Можно использовать потешки при наблюдениях на прогулке, например, наблюдение за божьей коровкой:

Божья коровка,

Улети на небо,

Дам тебе хлеба

Черного и белого

Только не горелого.

Потешками можно сопровождать многие гигиенические процедуры., например, умывание. («Ай, лады, лады, лады…», «Водичка, водичка…»)Когда ребенок познает азы, потешка вовлекает его в мир нового, интересного. Положительные эмоции дети испытывают при неоднократном повторении потешек. Сначала потешки повторяет воспитатель, а потом уже кто-то из разговаривающих детей рассказывает знакомые строки.

Для успешного введения детей в мир фольклора в нашей группе создана соответствующая развивающая предметно- пространственная среда. Это и мягкие игрушки из ткани, и маски для обыгрывания потешек, различные виды театра: пальчиковый, настольный, театр кукол. Создана картотека потешек.

5. Анализ результативности

Проделанная работа не могла отразиться на успехах детей. Результаты, полученные в ходе мониторинга, дают полное основание говорить, что использование в обучающем процессе устного народного творчества сказывается на расширении словаря детей. В результате проведенной работы произошли позитивные изменения в словарном запасе детей.

Таким образом, использование фольклора действительно является одним из ведущих методов обучения детей дошкольного возраста.

Перспективой дальнейшей работы считаю продолжение использования наработанного материала для всестороннего развития детей дошкольного возраста.

6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Быстротечность и значимость первых лет жизни ребенка предъявляют особые требования педагогу, работающему с детьми раннего возраста, а именно: он должен хорошо знать возрастные особенности детей, видеть индивидуальность каждого малыша, прогнозируя «зону ближайшего развития», знать уровень развития своих воспитанников, обеспечивать понимание детьми смыслового содержания народного произведения, благодаря эмоциональной окраски речи, изменению тембра голоса, др. В чем же трудности?

В народных произведениях звучат весьма часто слова (да и название предметов, не употребляемые в современной разговорной речи («люлечка», «торжок»,«меленка»-мельница, «лапотки», «плошечка», «голичок» – веничек, «печурочка» и т. п.) Объяснения и пояснения в процессе чтения, если и вводится в занятие, разбивают текст и при этом нарушается ценность художественного восприятия произведения.

Можно привести достаточно примеров, которые позволяют выделить фольклорные занятия в разряд особенных. Это, к примеру, необходимость владение педагога художественными средствами (умением петь, танцевать, играть на народных инструментах). Несомненно, одно: многозначность и многогранность фольклорной тематики требует от педагога не только умения владеть некоторыми художественными навыками исполнение, но и душевной щедрости, полноты чувства и личной сопричастности.

Особое значение в приобщении детей к фольклору играет работа с родителями. Сейчас мало семей в современном обществе, которые бы максимально использовали фольклор в воспитании детей.

7. Адресные рекомендации по использованию опыта

Опыт по использованию малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста может быть распространен среди дошкольных учреждений. Мною разработаны проекты «Мои потешки», «Волшебный сундучок сказок»

Источник