Влияние фольклора на эстетическое развитие ребенка
Художественно-эстетическое воспитание детей̆ дошкольного возраста средствами народного фольклора
«Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами народного фольклора».
Нельзя быть равнодушным к истокам – Национальной культуре, особенно к русской культуре, пребывающей в некоторой степени в кризисе.
Мы забыли свою культуру. И что обидно, ведь любой другой народ нашей страны знает и бережно хранит свои национальные песни, танцы, а такая как русская, – нет. А мы знаем, что через культуру воспитывается эстетическое восприятие. Через музыку, песни, художественное слово ребёнок в возрасте от 2 до 7 лет жадно познаёт всё многообразие окружающего мира, учится любить его, обогащается радостными, яркими впечатлениями.
Праздники и развлечения радуют малышей, создают у них приподнятое настроение. Музыка, песни, художественное слово (потешки, сказки, стихи) – самые доступные и эффективные средства эстетического развития маленьких детей. Кроме того, они воспитывают у малышей чувство товарищества, любовь к природе и родной земле. Различные виды художественной деятельности, основа которых – народное творчество, – одно из главных условий полноценного эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей. Знакомясь с народным искусством, они учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Так, слушая фольклорную сказку, получают представления о добре и зле, слушая музыкальное произведение, учатся понимать и эмоционально реагировать на содержание.
Детский фольклор – это ценное средство в воспитании ребёнка. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и эмоциональную отзывчивость. Часто используйте народный фольклор как на занятиях, так и в повседневной работе с детьми: в играх, когда обыгрываю игрушку, например, берем игрушку кошечки и читаем малышам потешку:
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глаза смелые,
Зубы белые.
Выйдет котя в огород –
Всполошится весь народ,
И петух и курица
С деревенской улицы
Станут котю в гости звать,
Станут котю угощать.
Используйте потешки и на прогулках, при определённых явлениях погоды (когда идёт дождь или светит солнце, дует ветер или наблюдаем радугу).
«Радуга-дуга не давай дождя,
Давай солнышко-колоколнышко.»
Используйте скороговорки при закреплении определённых звуков:
От топыта копыт пыль по полю летит.
«Мышонок да мышь: Ты всё шуршишь – не спишь».
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
Шапка да шубка – вот и весь мишутка.
Баран – буян залез в бурьян.
У осы не усы, а усики.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Соломы воз возница вёз.
На возу коза. Под возом лоза.
Дети с удовольствием слушают прибаутки, потешки, заклички. Обыгрывайте действия с куклой (укладываем спать, моем перед едой руки и т.д.), пойте колыбельные песенки, читайте потешку «Водичка, водичка…». Использую мирилки:
«Мирись – мирись
И больше не дерись,
– А если будешь драться,
– Я буду кусаться,
– А кусаться ни почём,
– Буду драться – кирпичом,
– А кирпич сломается,
– Скоро дружба – начинается»!
В наше время, время хитов, невольно задумываешься о том, чему учатся наши дети, какую они слышат речь, современный сленг и хочется научить их слушать и слышать нашу народную речь через потешки, русские народные сказки, слушать русские песенки, знакомить их с русскими праздниками. Детский фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребёнка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.
Источник
Консультации для родителей
«Влияние фольклора на развитие художественно-творческих способностей детей»
Народное поэтическое слово, как родник, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой может духовно обогатить среду, окружающую ребенка.
И звучат из поколения в поколение материнские колыбельные, сказы, потешки, небылички, басенки.
В последние годы возрастает интерес к фольклористике. Слово «фольклор», будучи английского происхождения, переводится буквально как «народная мудрость».
Что же относится к детскому фольклору?
– Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
– Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
– Заклички – обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
– Приговорки – обращения к насекомым, птицам, животным.
– Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
– Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и быстрой речи.
– Дразнилки – веселые, шутливые, метко называющие какие – то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
– Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
– Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.
– Народные игры, в основе которых часто бывают народные попевочки. Игры дают возможность родителям сделать процесс воспитания детей более интересным и радостным.
Фольклор для детей – разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для самых маленьких. Особенность его – он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы, танец.
Пользу малых поэтических жанров народного слова доказывать не приходится, это очевидно – фольклор оказывает активирующее воздействие на ребенка – и первых месяцев жизни, и начинающего ходить, и перешагнувшего
рубеж раннего периода детства.
Знакомство с фольклорными произведениями приобщает детей к художественному наследию национальной культуры. Произведения народного поэтического творчества оказывают разностороннее воздействие на воспитание ребенка. В связи с этим, исследование народного фольклора как источника художественно – творческого воспитания детей является актуальным.
Известные музыканты Б.Асафьев, Л.Стоковский убежденно говорили о возможности проявления песенного творчества детьми раннего возраста, о необходимости его развития с помощью народной песни. В исследованиях их интересуют первоначальные истоки зарождения творческих способностей.
Народ – единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Великие художники, поэты, композиторы черпали вдохновение в народе, из народного творчества. У народа главным мерилом духовности всегда оставался труд.
Эстетическое и художественное воспитание осуществлялось в тесной связи с трудовым.
Пряли – пели, рассказывали сказки; работали в поле, на лугу – пели…
Украшение орудий труда носили характер массового всенародного художественного творчества. Этот художественный вкус воспитывался веками.
Кроме того, фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком.
Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние и на общение с ребенком в разные режимные моменты: когда его укладывают спать (колыбельные песни), когда купают (ласковые поговорки), когда эмоционально общаются в моменты бодрствования (прибаутки, потешки).
Обратимся, например, к загадкам, пословицам, песням, потешкам, сказкам, играм, праздникам как средствам воздействия на личность ребенка. Основная цель загадок – умственное воспитание, пословиц и песен – нравственное и эстетическое воспитание. Сказки же призваны содействовать решению задач умственного, нравственного и эстетического воспитания, сказка – синтетическое средство.
Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из самых различных областей окружающей действительности, сопоставлять их свойства и качества; причем наличие большого количества загадок об одном и том же предмете (явлении) позволяло давать этому предмету всестороннюю характеристику. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом образе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности. В то же время загадки о доброй славе, лжи, сплетне, горе, о жизни и смерти, молодости и старости непременно содержат материал, так или иначе призывающий к совершенствованию нравственных качеств. Высокопоэтическая форма загадок содействует эстетическому воспитанию. Таким образом, загадки представляют собой комбинированные средства воздействия на сознание, имеющие своей целью осуществление умственное воспитание в единстве с другими сторонами формирования совершенной личности.
В детском саду загадки используются для проверки знаний, наблюдательности и сообразительности. Загадка – мудрый вопрос в форме замысловатого описания чего – либо. Подбираются загадки, которые позволяют детям увидеть разнообразие мира, приоткрыть, поднять завесу над его тайнами.
Пословица (поговорка) создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Удачный афоризм, созданный индивидуальным умом, не становится народной пословицей, если он не выражает мнение большинства.
Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как этнопедагогических средств. Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. В данном случае поэзия выступает как форма сохранения и распространения мудрости, опыта познавательной деятельности, моделирующей воспитание и его результат – поведение.
Конечной целью пословицы всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих
представлениям народа.
Здоровье – хворь
Здоровье всего дороже.
Здоровья не купишь.
Родителям пословицу можно использовать в любых ситуациях. Собираясь на улицу, можно напомнить: «Поспешишь, людей насмешишь», во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять природные явления. Из собственных наблюдений, дети заключают: «Весна красна цветами», «Осень красна плодами»…
Потешка помогает ребенку «открыть» себя. В потешке звучит, что ребенок для взрослого – высшая ценность. Разыгрывание потешки, в которой, слышится имя ребенка, побуждает к большему осмыслению содержания:
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть
Или Андрюшеньке
(Сашеньке, Олечке) снесть?
И я сам укушу,
Да и Андрюшеньке снесу.
Народное поэтическое слово, предназначенное маленьким, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить детям свою любовь, нежность и заботу («Коленька хороший, Коленька пригожий», «Маша черноброва»). Святое отношение к детству звучит в подтексте этих маленьких произведений; они пронизаны светом любви к ребенку.
В потешках, песенках отражена сущность раннего детства: видеть мир таким, каким он предстает перед взором малютки – без лукавства и фальши. Малые фольклорные произведения – это удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, ожидание добра. Простота малых фольклорных форм ничего общего не имеет с упрощенностью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи.
Сказки же, как было сказано выше, призваны привести в систему педагогические роли загадок, пословиц и песен, которых в сказках немало.
Сказки – сокровищница народной педагогики.
Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок.
Дети и сказка неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.
Волшебные сказки не пользуются популярностью среди взрослых, но их очень любят дети.
Многообразие поэтических форм и содержания песен, сказок, загадок и пословиц свидетельствует о том, что народная педагогика, определяя черты совершенной личности, параллельно проявляла заботу и о реализации идеала совершенного человека.
Роль музыкального фольклора в жизни ребенка
Песни являются средством воздействия на чувства и сознание, но в них встречаются загадки и пословицы; кроме этого, есть и самостоятельные загадки-песни.
Песни – наиболее сложная форма народного поэтического творчества, чем загадки и пословицы. Главное назначение песен – привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Понимание прекрасного в слове и мелодии, по народному представлению, предполагает творческое отношение к нему: в процессе исполнения песни допускались улучшение текста и мелодии.
Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и добру. Песней сопровождались все события народной жизни – труд, праздники, игры и т.д. Песни поют младенцу в колыбели, ненаучившемуся еще понимать. Колыбельные песни не только усыпляют малыша, но и ласкают его, успокаивают, доставляют радость. Песни поют и слушают все. Ни об одном другом жанре, кроме песни, нельзя этого сказать. Народная песня оказалась необычайно устойчивой формой художественного творчества. Поэтому призываем родителей, не бойтесь своих детей, пойте им песни. И они вам будут благодарны.
Народный танец
Народный танец своеобразно раскрывает многовековые традиции последующим поколениям. Характер народа, особое его мышление нашли отражение в языке танца. Русские народные танцы имеют ряд характерных особенностей. Манера их исполнения отличается широтой, простотой, доступностью.
Из явлений, прямо и непосредственно связанных с воспитанием, ближе всего к природе стоит игра.
Игра – величайшее чудо из чудес, изобретенных человеком сообразно природе. Велико значение игр в художественном воспитании детей. В них тесно связано слово, мелодия и действие.
Музыкальные игры – явление художественно-драматическое. Посредством игр ребенку прививаются уважение к народным обычаям. Дети начинают играть очень рано, задолго до того, как придет в их жизнь Слово: с солнечным лучиком, с собственными пальчиками. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Игра связана с песней, танцами, загадками, пляской, сказкой, скороговорками и другими видами народного творчества.
Итак, игра – не пустое занятие. Это первая школа для ребенка.
Игры и праздники – уникальные формы жизнедеятельности детей, в них особенным образом проявляется национальный характер, находят отражение религиозные верования народа.
Одной из основных целью игр является художественное воспитание детей, поскольку именно здесь ребенок может полностью раскрыть свои творческие способности.
Фольклор является своеобразной формой художественного и эстетического воспитания, средством проверки уровня и результатов этого воспитания.
Источник
Елена Кибирева
Детский фольклор как средство эстетического воспитания
У каждого народа своя национальная культура. В фольклоре люди с древнейших времён выражали свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме. Люди стремились воспитывать молодёжь, развивая чувство прекрасного, прививая юному поколению такие качества как честность, любовь к труду, гуманное отношение к человеку, преданность человеческим идеалам.
Долгое время народное искусство не преподавалось; не воспитывалось отношение к нему как к национальному достоянию.Поэтому у педагогов часто возникает вопрос: нужно ли ребенку, родившемуся в двадцать первом столетии, возвращаться назад, в «преданья старины глубокой»?
Проведя анализ своей работы по использованию детского фольклора, я решила, что детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры
На материалах народного творчества решаются задачи развития умения чувствовать художественный образ, развивать способность улавливать звучность, музыкальность, поэтичность речи, а так же способность различать красоту и богатство русского языка — его точность, меткость.
Фольклорный материал доступен детям, он быстро разучивается, запоминается своей яркостью. Например,любимые игры детей: «Гори, гори ясно», «Плетень», «Жмурки», «Золотые ворота».Русские народные песни легко инсценируются: «Где был Иванушка» инсценировали с показом кукольных персонажей, осваивая ведение куклы за ширмой.
На досугах с фольклорным материалом знакомим детей с бытом народа, костюмами. Переодевание детей в костюмы преображает их, рядом со взрослыми они чувствуют себя артистами, поднимая своё настроение. Дети знакомятся с предметами быта русского народа. В детском саду сделана печь, горшки, прялка, передники, сарафаны, кокошники и многое другое.
Через фольклор мы передаём детям знания о нашей Родине, её истоках, традициях народа, его культуры, тем самым, прививая любовь к Родине. Никакая техника, телевидение не заменит живого русского языка, который должен знать большой и маленький житель России
Работа моя ведётся следующим образом:
ОСЕНЬ – использую вечера досуга,посиделки: «Что нам осень принесла», «Жатва». «Как хлебушек родится». Во взаимосвязи с этими темами идёт работа и по театрализованной деятельности, которая помогает детям познакомиться с народным творчеством действенным образом. Дети старших и подготовительных групп готовят для показа малышам народные сказки «Теремок», «Репка», «Колосок», «Как коза избушку построила», «Пых», «Три медведя», «Лекарство для бабушки». В постановках сказок используются хороводы, народные песни и костюмы.
ЗИМА — Работа тесно переплетается с явлениями общественной жизни человека.Досуги: «Зимушка — зима», «Зимние забавы», «Русские богатыри», «Русская изба», «Русская песня». Большое внимание уделяю знакомству детей с русским бытом, с образом жизни городских и деревенских жителей. Помогает сориентироваться в прошлом и настоящем.Провожу сказочные представления на зимнюю тематику: «Рукавичка», «Морозко», «Солнце, мороз и ветер», «Зимовье зверей», «Красная ягодка».
ВЕСНА – провожу досуги «Весна — красна», «Как природа расцвела», «Масленица», «Ярмарка в мамин день». И опять подключается работа по театрализованной деятельности. Идёт постановка сказок: «Заюшкина избушка», «Снегурочка», «Кот, петух и лиса», «Как снеговики солнце искали»», «Из жизни насекомых», «Как ослик счастье искал».
ЛЕТО – Время проведения народных, хороводных, подвижных игр на улице, рассматривание окружающего с использованием пословиц, поговорок, потешек.
В своей работе детский фольклоря использую в разных видах деятельности:
— в обучении правильному произношению;
— в приобщении детей к русской национальной культуре;
— в непосредственно образовательной деятельности;
— в беседах;
— в наблюдениях
— в народных подвижных играх;
— в играх на развитие мелкой моторики;
— в театрализованной деятельности;
— в инсценировках.
Также я хотела бы остановиться на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.
Самые любимые игры для детей – это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки – это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность. Так, например, в игре «Стадо»мы используем закличку:
Пастушок, пастушок,
Заиграй во рожок!
Травка мягкая, роса гладкая,
Гони стадо в поле,
Погулять на воле!
Очень нравятся детям игры, требующие творчества, фантазии, выдержки (например, игра «Молчанка» в которой дети, проговорив последнее слово, должны замолчать, а ведущий старается развеселить играющих движениями, смешными словами и потешками).В игре мы используем попевочку:
Первенчики, червенчики,
Летели голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок –
Молчок!
Дети любят играть в такие игры, так как в них они самореализовываются, показывают себя. А для меня такие игры ценны еще и тем, что позволяют развивать речь детей.
Следующий вид игр, в которых я использую детский фольклор — игры на развитие мелкой моторики.В таких играх выполняем такие движения:
Самомассаж.
Шевеление пальчиков.
Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем – и без помощи другой руки.
Разведение пальцев и их сведение.
Хлопки.
Сжимание пальцев в кулак и разжимание.
Помахивание кистями – сверху вниз.
Помахивание кистями к себе и от себя.
Вращение кистей – «фонарики».
Вместе с движениями произносим слова:
У бабы Фроси пяток внучат,
У бабы Фроси пяток внучат,
(Показывают сначала одну руку с растопыренными пальцами, потом – другую).
Все каши просят,
Все криком кричат:
(Вспеснуть руками, а затем, схватившись за голову, покачать ею).
Акулька – в люльке,
Аленка – в пеленке,
Аринка – на перинке,
Степан – на печке,
Иван – на крылечке.
(Пригибают пальчики к ладони, начиная с мизинца. Можно поочередно шевелить пальчиками, начиная с мизинца, что будет потруднее).
Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку детей, я учу их на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки
Я рыжая лисица
Я бегать мастерица,
я по лесу бежала,
я зайку догоняла.
И в ямку – бух!
дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.
Большое место в работе отвожу шутке, веселью. Для этого применяю докучные сказочки, дразнилки, шутливые диалоги. Например,такой диалог:
— Где ты, брат Иван?
— В горнице.
— А что делаешь?
— Помогаю Петру.
— А Петр что делает?
— Да на печи лежит.
Планируя игры, детский фольклор подбираю разнообразный не только по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы).
Детский фольклор использую и для развития навыков выразительной речи детей.Тут-то в помощь мне приходят скороговорки:
Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей;
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.
Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности, где используем с детьми инсценировки разных видов. Например, дети в игре проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка – это целая живая картина
Сидит кот у ворот,
К себе кошечку ждет,
На балалаечке поигрывает,
Мышкам глупеньким подмигивает.
В процессе работы я выяснила, что детям фольклор близок и интересен. А мы, педагоги, должны им помочь, приобщаясь к фольклору, играть и играть, набираться ума-разума, становиться добрее, понимать шутку, юмор, радоваться, а заодно, с помощью детского фольклора приобщать детей к русской национальной культуре, что так важно на сегодняшний день.
Источник