Влияние друзей на развитие ребенка

«Нехорошие слова», вредные привычки, плохое поведение… И где он этого нахватался?

Каждый человек, вне зависимости от возраста, сам выбирает себе товарищей, поэтому вы не можете заставить своего сына или дочь дружить исключительно с «хорошими» детьми. Но как быть, если любимый ребенок на глазах отбивается от рук, а причина всех перемен – плохая компания? Как повлиять на сложившуюся ситуацию и не испортить отношения с чадом?

https://etcetera.media/wp-content/uploads/2017/12/deti_pravila_4.jpg

Причина

Чаще всего причины трудностей общения ребенка с окружающими – это семья и особенности родительского воспитания. Задумайтесь, возможно, сын тянется к хулиганам, так как сам не прочь сделать что-нибудь эдакое, а вместе с другими – веселей и попадет поменьше. Или у ребенка совершенно нет силы воли, и поэтому он вынужденно подчиняется сверстникам? Совсем непросто признать, что он не идеальный. … Но лишь осознав это, можно ему помочь!

Детский сад

Если малыш ходит в детский сад, самый простой вариант ваших действий – забирать его пораньше и предлагать интересное времяпровождение. Пусть самая интересная жизнь ребенка проходит вне стен этого заведения. Если этот вариант не подходит, проводите по вечерам дома воспитательную работу. Но только ни в чем чадо не упрекайте! Разбирайте вместе все конфликты в саду на примере книжных героев или разыгрывайте сценки с помощью игрушек. Спрашивайте ребенка, как он считает, почему другие дети поступают так или иначе. Давайте понять, что вы всегда готовы поддержать его. Если есть вина вашего ребенка, то не стыдите, а вместе ищите выход из сложившейся ситуации. Лишь при поддержке родителей он может осознать свою ошибку и искренне извиниться перед детьми или воспитателем.

Важно, чтобы сын или дочь поняли, что несут ответственность за совершенное действие и усвоили правило: натворил что-нибудь – расскажи и исправь. Нельзя исправить? Проси прощения и будь готов понести наказание.

Школа

Влиять на ребенка постарше будет намного труднее. Он может просто не воспринимать вас как собеседника и друга. Тут нужен тонкий подход.

Познакомьтесь со всеми его друзьями. Самая надежная профилактика общения с нехорошей компанией – открытый и гостеприимный дом. Если ребенок рассказывает о новых друзьях-товарищах – предлагайте позвать их в гости! Повод придумайте любой: поиграть в компьютерную игрушку, посмотреть фильм, собирать модель парусника и т. д. Редкий школьник 7-11 лет захочет гулять по улицам, если родители рады ему и его друзьям дома.

Обеспечьте интересный досуг. Любой из нас, а ребенок в особенности, всегда нуждается в похвале. Причем признание сверстников значит для него намного больше, чем взрослых. Зачастую наибольшим уважением пользуются хулиганы. Примкнуть к ним – значит распространить их влияние и власть на себя. Подумайте вместе: в чем ваш ребенок может быть успешен сам по себе. Если он хорошо рисует – увлекайте его искусством, имеет достижения в спорте – отдавайте в престижную спортивную школу.

Внимание. Очень важно быть чуткими, понимающими родителями. Не говорите:

Думай сам! Твои проблемы. Вот я в твоем возрасте…

Если вы сумеете стать своему сыну или дочери другом – это будет лучшей защитой от любых неприятностей.

Источник

https://pixabay.com/ru/photos/%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%8C-%D1%81%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B-%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B9-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BA%D0%B8-710283/

По мере взросления вашего подростка, друзья приобретают все большее значение. Дружба, дающая позитивные эмоции, поддержку и принятие себя как личности является важным шагом к взрослению вашего ребенка.

Почему дружеские отношения имеют важное значение

Для подростков хорошие друзья могут быть как личная группа поддержки. Дружба дает подросткам:

• чувство принадлежности, ощущение, что тебя ценят и помогают развить уверенность в себе
• ощущение безопасности и комфорта, которое приходит от общения с другими людьми с похожим жизненным опытом
• информацию об изменениях в период полового созревания, о физических и психологических трансформациях
• возможность оценивать различные ценности, роли, схожести и идеи
• опыт общения с людьми противоположного пола
• шанс начать ранние романтические и сексуальные отношения
• знакомство с группой людей, чтобы пробовать новые вещи, отличные от того, что делают семьи

Дружба помогает подросткам приобрести важные социальные и эмоциональные навыки, такие как чуткость к восприятию мыслей, чувств и состояния других людей.

Как помочь своему ребенку обрести друзей

Подростки стремятся к друзьям, но им все еще нужна ваша помощь и поддержка для создания и поддержания позитивных и поддерживающих дружеских отношений.

Хорошие отношения между родителями и детьми, как правило, помогают детям построить позитивные отношения со сверстниками.

Поэтому теплота и поддержка, общение и активное слушание вашего ребенка могут помочь ему развить навыки дружбы. Вы также сможете лучше поддержать своего ребенка, если возникнут проблемы с друзьями.

Быть хорошим примером для подражания не менее важно. У родителей, ценящих дружбу, чаще вырастают дети с большим числом здоровых друзей. Также важно, чтобы ваш ребенок видел, как вы заботитесь о своих друзьях и своим примером показывали, что дружба это равенство и требует одинаковой работы с двух сторон.

Читайте также:  Развитие ребенка недоношенного не держит голову

Хвалите подростков за справедливое, доверительное и поддерживающее поведение. Это будет поощрять их и дальше развивать позитивные социальные навыки.

Знакомство с друзьями вашего ребенка покажут ваше понимание важности и ценности их дружеских взаимоотношений. Вы можете продемонстрировать ему свое отношение, разрешив пригласить домой его друзей, или подвезти друзей вашего ребенка домой после различных мероприятий с вашим ребенком.

Помощь подросткам, которым трудно заводить друзей.
Все дети разные. Не все общительные и готовы общаться с большим кругом друзей. Если ваш ребенок именно такой, но не страдает от этого, то ничего делать не нужно.

Но если вашему ребенку трудно заводить друзей и он беспокоится об этом, есть несколько вещей, которые вы можете сделать вместе:

• Подумайте об интересах и сильных сторонах вашего ребенка. Исходя из этого, вы можете искать новые внеурочные занятия для вашего ребенка или поддержать его вступление в клуб или спортивную команду.Общение с людьми, разделяющими общие интересы, является отличным способом завязать дружеские отношения и укрепить доверие.
• Проведите время с друзьями семьи и близкими. Организуйте пикник или прогулку, где ваш ребенок сможет провести время со знакомыми ему людьми.
• Помогите своему ребенку организовать мероприятие с друзьями. Это может быть просмотр фильма дома, вечеринка с ночевкой или совместное приготовление пирога, или спортивная игра в местном парке/дворе.
• Убедитесь, что ваш ребенок чувствует себя комфортно, приглашая друзей домой, и предоставьте им необходимую свободу.
• Придумайте работу на неполный рабочий день или волонтерство. Работа, особенно с другими молодыми коллегами или волонтерами, может дать вашему ребенку возможность попрактиковаться в социальных навыках, а также приобрести профессиональные навыки на будущее.
• Постарайтесь узнать, что ему мешает знакомиться с новыми людьми. Может быть ему чего-то не хватает, возможно, социальных навыков или же уверенности в себе. Если вы узнали в чем проблема, подумайте как можно над этим поработать. Может нужно обратиться за профессиональной консультацией по каким-то сложным вопросам.
• Поощряйте и хвалите своего ребенка, чтобы повысить его самооценку. Постарайтесь не давить на своего ребенка из-за друзей или постоянно обсуждать определенную неприятную ситуацию.
Не все дружеские отношения позитивны и полезны для детей. Среди подростков негативные отношения иногда называют “токсичной дружбой”, а людей в них называют псевдодрузьями. Вашему ребенку может понадобиться помощь, чтобы избежать токсичной дружбы или справляться с ней.

Понимание важности сохранения баланса между друзьями и родителями

Подростки проводят меньше времени со своими родителями и гораздо больше времени с друзьями. Некоторые родители опасаются, что эти дружеские отношения и друзья станут более важными, чем семья.

Но ваш ребенок все еще нуждается в вас и в ощущении безопасности, которую вы даете. Постоянно проявляя интерес к переживаниям своего ребенка и оставаясь всегда открытыми к разговору или помощи, вы даете уверенность своему подростку в том, что он всегда может при необходимости обратиться к вам. Становясь взрослее, ваш подросток начнет помогать и поддерживать и вас.

Подростки имеют много общего со своими друзьями, а иногда и просто их копируют. Например, подростки могут начать менять свое поведение, внешность или интересы, чтобы показать, что они принадлежат к определенной группе друзей. Эти изменения обычно носят экспериментальный характер. Если ребенок не делает ничего разрушительного или опасного, такое поведение может быть положительным признаком того, что он чувствует поддержку и уверенность в себе, чтобы попробовать что-то новое.

Родители и друзья играют разные роли в жизни подростка. Вы влияете на долгосрочные решения вашего ребенка, связанные с ценностями и нравственностью. Друзья вашего ребенка с большей вероятностью будут влиять на краткосрочные решения, такие как внешний вид и интересы. Тесные отношения с родителями и друзьями помогают подросткам вырасти в цельных взрослых, обладающими сильными социальными навыками.

Как выглядят подростковые дружеские отношения

В раннем подростковом возрасте дружба становится более активной. Количество дружеских контактов у подростков заметно увеличивается.

Подростковая дружба, как правило, основана на сходстве характеров, принятии и общих занятиях. Дружба между однополыми сверстниками является нормой в первые годы обучения в средней школе. Однако по мере взросления многие подростки начинают дружить и с противоположным полом.

Девочки, как правило, сближаются через общие темы для разговоров, тогда как мальчики предпочитают общие занятия. Но многие мальчики любят общаться на серьезные темы, а большинство девочек просто беседуют на поверхностные темы за каким-либо занятием.

Читайте также:  Условий для развития индивидуализации и социализации ребенка

Интернет позволяет подросткам заводить и поддерживать дружеские отношения через социальные сети. Это естественное продолжение их общению вне сети и через личные контакты.

Источник

Можно выделить три основных аспекта влияния сверстников на развитие ребенка.

Во-первых, дети являются моделью для подражания, они обогащают поведение друг друга, способствуя, таким образом, формированию некоторого общественно принятого поведенческого репертуара. Часто дети начинают подражать какому-то герою фильма или известному музыканту, вскоре делая эту форму поведения популярной среди сверстников.

Нередко этот репертуар может резко отличаться от принятого «взрослого» поведения, образуя особую «детскую» или «подростковую» субкультуру.

Во-вторых, дети создают систему эмоциональных взаимоотношений, которая либо поощряет, либо мешает осваивать просоциальные формы поведения, культурные ценности общества. Эмоциональные взаимоотношения тесно связаны с социальным статусом ребенка, степенью его популярности среди сверстников. Эмоциональные отношения со сверстниками во многом определяют эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе и к выполняемой им деятельности.

В-третьих, на ребенка оказывают влияние идеи и мысли сверстников. По мнению А.-Н. Перре-Клермон [3] разные точки зрения на способы решения одной задачи способствуют умственному развитию индивида. Разрешение «социально-когнитивного» конфликта и координация разных точек зрения позволяют структурировать приобретаемый ментальный опыт и приводят к развитию интеллекта.

Как показывают исследования, эффективность общения ребенка со сверстниками во многом зависит от отношения к ним взрослых. Так, маленькие дети, с которыми жестоко обращались воспитывающие их взрослые, чаще других оказывались отвергнутыми своими сверстниками. С возрастом их социальная изоляция обычно только увеличивается. Кроме того, взрослые могут создать ребенку благоприятные условия для общения со сверстниками: удобное пространство для игры и игрушки.

Более популярные в социальной среде дети-дошкольники обладают рядом социальных навыков:

  • — владеют разнообразными социальными навыками;
  • — постепенно подключаются к групповым занятиям, делая уместные замечания, делясь информацией, и только потом переходят к активным действиям;
  • — чувствительны к потребностям и действиям других;
  • — не навязывают свою волю другим детям;
  • — соглашаются играть рядом с другими детьми;
  • — умеют поддержать дружеские отношения;
  • — при необходимости приходят на помощь;
  • — способны поддержать разговор;
  • — делятся интересной информацией;
  • — откликаются на предложения других детей;
  • — умеют разрешать конфликты;
  • — в конфликтных ситуациях не склонны к агрессии или применению физической силы (см.: [1. С. 427]).

В подростковом возрасте центральным качеством, от которого зависит способность сохранять старых друзей и приобретать новых, является социальная компетентность. В процессе общения подростков возникает социальное сравнение себя с другими, оно позволяет оценить свои способности, формы поведения, свойства личности, внешность. На основе социального сравнения формируется чувство идентичности, уверенности в себе.

Познание самого себя и других у подростков происходит как в ситуациях поверхностного, так и в ситуациях интимного общения. Интенсивность интимного общения с возрастом обычно усиливается. Если в раннем подростковом возрасте интимное общение происходит только с представителями своего пола, то к 15—16 годам появляются дружеские отношения с представителями противоположного пола.

Формирование «Я» в подростковом возрасте включает создание и переоценку системы ценностей, являющихся основой нравственных качеств личности.

По мнению Хоффмана (1980), освоение ценностей идет тремя путями. Первый основан на страхе перед наказанием. Страх наказания вызывает тревогу, которая сдерживает осуждаемое окружающими поведение. Второй путь основан на эмпатии и заботе о других людях. Дети способны чувствовать других людей и начать прогнозировать, как их собственное поведение отразиться на внутреннем состоянии других людей. Третий путь возникает благодаря развитию мышления на уровне формальных логических операций. Формальное мышление позволяет подростку сформулировать для себя общие принципы и понятия о наиболее важных ценностях (добре и зле, справедливости и несправедливости и т.п.). Все три пути могут сосуществовать у всех взрослых, хотя в зависимости от характера внешней социальной среды обычно преобладает тот или иной путь.

Задания для самопроверки

  • 1. Приведите примеры из художественной литературы или фильмов трех аспектов влияния сверстников на ребенка.
  • 2. Назовите основные социальные навыки, являющиеся причиной популярности детей и подростков среди сверстников. Объясните характер влияния каждого из навыков на авторитет и популярность ребенка.

Основная литература

  • 1. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. — СПб., 2001.
  • 2. Смирнова, А. А. Взаимоотношения в детских группах / А. А. Смирнова. — Ярославль, 1993.

Дополнительная литература

  • 3. Перре-Клермон, А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей / А.-Н. Перре-Клермон. — М., 1991.
  • 4. Фридман, Л. М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов / Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович. — М., 1988.

Источник

Сильная сеть социальной поддержки является лучшим фактором устойчивости вашего ребенка, с преимуществами в школе, дома и в своей личной жизни, как сейчас, так и в будущем. Дружеские отношения приносят много преимуществ. Эти и другие выводы указывают на то, что дружба важна по этим причинам, и многое другое:

  • Самопознание . Именно через дружбу ваш ребенок обнаруживает свои интересы, личностные характеристики и способности.
  • Уверенность . Независимо от того, сколько вы говорите о сильных сторонах вашего ребенка, когда друг показывает им, что они хорошо бегают, рисуют или поют, они знают, что это правда.
  • Совладание, устойчивость и управление стрессом . Дружба может помочь вашему ребенку пережить трудный период, будь то мгновенный, как неудачное испытание, или важный, как потеря члена семьи.
  • Овладение социальными навыками. Дружеские отношения стимулируют обучение разделению, уважению, доброте , альтруизму и эмпатии .
  • Рост и компетентность . Наличие друга со схожими интересами стимулирует рост и развитие вашего ребенка в областях, представляющих общий интерес.
  • Мотивация . Наличие друзей мотивирует вашего ребенка достигать и преуспевать в ряде различных областей.
  • Этика и ценности. Дети узнают об этическом поведении и о своих ценностях во взаимодействии с другими людьми.
  • Разрешение конфликтов . Именно через дружбу ваш ребенок учится решать и разрешать разногласия.
  • Школьные настройки и достижения. Дети, которые испытывают большее признание со стороны сверстников, получают больше удовольствия от школы и лучше успевают в учебе.
  • Здоровье и благополучие. Когда у вашего ребенка есть друзья, они хотят играть с ними и быть активными вместе. Они чувствуют себя лучше, и менее вероятно, что будут иметь проблемы с их физическим и психическим здоровьем, как они становятся старше.
Читайте также:  Специфика развития личности ребенка дошкольного возраста

Поддержка дружеских отношений вашего ребенка

Детские дружеские отношения бурны и глубоко прочувствованы. Ваш ребенок должен научиться управлять своими дружескими отношениями самостоятельно, но есть некоторые способы, которые вы можете изменить.

  • – Слушай . Дружба очень важна для счастья , здоровья и успеха вашего ребенка, поэтому очень важно серьезно относиться к этому, когда ваш ребенок говорит о проблемах с другом. Выключите телефон и прекратите все остальное, что вы делаете. Уделите ребенку все свое внимание, чтобы вы могли услышать, как он себя чувствует и о чем думает. Избегайте осуждения; просто скажите, что вы слушаете, и что вы знаете, как это больно. Если ваш ребенок просит совета, вы можете помочь ему больше всего, задавая вопросы, которые заставляют их сформулировать разумное решение.
  • Модель, как проявлять уважение и ценить чувства . Проявляйте теплоту, уважение и сочувствие к своему ребенку и другим людям. Говорите о других с добротой и уважением, даже когда вы думаете, что ваш ребенок не слушает.
  • Укажите на чувства других людей . – Я думаю, что Итану грустно, потому что он потерял свой термос.- Серджио выглядел счастливым, когда увидел тебя.”Помогите своему ребенку увидеть общую человечность, которую мы все разделяем, независимо от различий. Сделайте это с вымышленными персонажами, а также с людьми в вашей жизни.
  • Создайте доброжелательную атмосферу в вашем доме. Модель дружески приветствует и заботится друг о друге члена семьи. Это означает отсутствие насмешек, издевательств или пренебрежения.
  • В конце каждого дня спрашивайте своего ребенка о проявлениях доброты . В дополнение к вопросу о других достижениях и опыте, включите вопрос о добрых поступках, которые они могли бы наблюдать или участвовать.
  • Помогите своему ребенку найти других людей с похожими интересами. Как и у взрослых, детям легче всего заводить друзей, когда у них есть общие интересы и увлечения. Ищите социальную деятельность, которой ваш ребенок будет наслаждаться и хорошо справляться. Это может быть хор, спортивная команда, танцевальный класс или робототехника-все, что угодно, где ваш ребенок может развить уверенность, которая исходит из компетентности, и взаимодействовать с другими, которые разделяют их интерес к этой деятельности.
  • Расширьте свой круг забот . Устанавливайте контакт с различными другими участниками, включая представителей различных культур, рас, полов, религий и политических убеждений. По возможности включайте своего ребенка в эти занятия. Поговорите с сочувствием о событиях в новостях и способах, которыми вы могли бы помочь. Расширение круга взаимоотношений вашего ребенка связано с его текущим и конечным счастьем, а также академическим и карьерным успехом.
  • – Зови на помощь . Если у вашего ребенка есть постоянные проблемы с дружбой, им может потребоваться помощь в социальных навыках. Хорошо ли они умеют принимать во внимание чувства других людей? При прослушивании? Может быть, вы или ваш ребенок выиграете от консультирования, которое фокусируется на построении отношений? С этим, как и с другими проблемами, которые вы можете столкнуться со своим ребенком, отступите назад и посмотрите на свое собственное поведение, свою собственную жизнь. Большинство проблем, с которыми я сталкивался в общении с детьми, можно увидеть в жизни их родителей. Когда родители решают свои собственные проблемы, дети выигрывают.

Источник