Влияние друзей на физическое развития ребенка

Влияние друзей на физическое развития ребенка thumbnail
Как оградить ребенка от плохого влияния друзей

Рейтинг
31

Что делать, если дружба с некоторыми детьми плохо сказывается на поведении вашего ребенка

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Многим родителям не нравятся друзья их ребенка. Часто можно услышать такую фразу: «Мой ребенок не такой. На него плохо влияют друзья». Это действительно может быть так, но ребенок обычно заводит дружбу с детьми, чем-то похожими на него. Поэтому, когда вы говорите, что проблема заключается в друзьях вашего ребенка, помните, что родители этих друзей могут придерживаться обратного мнения.

Старая пословица гласит: «Рыбак рыбака видит издалека». И она очень точно передает то, как дети находят себе друзей. В юности одной из главных потребностей ребенка является принадлежность к группе и принятие. Поэтому подростки так часто обеспокоены по поводу своего внешнего вида и поступков. Когда подросток находит свой стиль одежды, музыки и компанию сверстников, которые его принимают, родителям становится трудно влиять на него.

Прежде всего, следует понять, что вы не можете выбирать друзей для своего ребенка. Если вы критикуете его друзей, это может привести к конфликтам. В этом возрасте человек склонен отстаивать интересы группы, к которой он принадлежит.

В юности друзья для ребенка важнее, чем кто-либо другой. Вы часто можете услышать от него фразу: «Ты ничего не понимаешь». Иными словами, он утверждает, что его никто не понимает, кроме друзей. И если вы критикуете круг его общения, вы только упрочняете его связь с друзьями. И какими бы плохими вы их не считали, с помощью открытой критики вы не сможете переубедить своего ребенка. Некоторым детям даже нравится, когда родители не любят его друзей: это придает их взаимоотношениям особый колорит. Ваша цель – обеспечить ребенку безопасность, но его цель – быть с людьми, которые его принимают.

Что делать, если друзья оказывают на ребенка плохое влияние?

  • Старайтесь воздержаться от постоянной критики. Критиковать друзей ребенка или указывать на то, что они делают плохо – неэффективно. В юности дети склонны защищать своих друзей. Поэтому, если вы говорите: «Твой друг плохой», не рассчитывайте на конструктивный диалог. Даже если ребенок сам это знает, он все равно будет защищать своего друга. Поймите, что, когда вы критикуете окружение ребенка, в какой-то мере вы критикуете его самого. И это только ухудшит ситуацию.
  • Четко объясните, какие черты поведения вам не нравятся. Расскажите ребенку, что именно в поведении его друзей вы не одобряете. Скажите: «Мне не нравится, что ты дружишь с людьми, с которыми постоянно происходят неприятности. Ты можешь тоже попасть в неприятную ситуацию вместе с ними». Не обязательно говорить это ребенку постоянно, но иногда можно напоминать об этом. Не осуждайте, а говорите только о фактах. Чтобы добиться расположения ребенка, говорите о его друзьях как можно мягче, например: «У тебя хорошие друзья, но они употребляют алкоголь и часто попадают в неприятные ситуации. Если ты будешь с ними дружить, то же самое может произойти и с тобой».
  • Говорите с ребенком об очевидных фактах, например: «Мне не нравится, что твоего друга задержали за употребление алкоголя в общественном месте. Я не хочу, чтобы подобное случилось с тобой» или «Мне не нравится, что твои друзья употребляют наркотики. Я не хочу, чтобы ты начал их употреблять». Наблюдайте за ребенком, интересуйтесь его жизнью – так вы сможете контролировать влияние друзей на него.
  • Установите правила. Это эффективный способ, который поможет справиться с негативным влиянием друзей. Контролируйте, чем занимается и где бывает ваш ребенок. Если он сказал, что идет на тренировку, но вы встретили его в магазине с друзьями – это его выбор. Но он не сообщил, куда идет, и должен нести ответственность за этот поступок.
  • Установите ограничения. Если ребенок проявляет в своей компании поведение, противоречащее вашим семейным ценностям, следует ограничить время, которое он проводит в этой компании. Когда его друзья нарушают закон или делают что-то, что вредит здоровью, вы можете сказать: «Может, они и твои друзья, но я не разрешаю тебе общаться с ними». Дети, особенно в подростковом или юношеском возрасте, часто выражают неповиновение: если вы запретите им гулять на улице, они могут просто сбегать. Но ваша задача – дать понять ребенку, какого поведения вы от него ожидаете. Даже при непослушании он знает, что поступает неправильно, и что его ждут последствия за его поведение.
  • Право гулять допоздна и ходить на вечеринки ребенок должен заслужить. Достигая определенного возраста, он начинает думать, что теперь может гулять допоздна. Но сначала он должен заслужить это право. Скажите ребенку: «Я разрешу тебе гулять допоздна, если ты докажешь, что тебе можно доверять». Ответственное поведение означает, что ребенок не будет общаться с детьми, употребляющими алкоголь и наркотики. Прогулки в пятницу вечером не должны быть чем-то, что само собой разумеется: каждый раз он должен спрашивать разрешение. Интересуйтесь у ребенка, каковы его планы на выходные. Так он поймет необходимость планировать свое время и вести себя ответственно, чтобы получить разрешение пойти на прогулку.
  • Поговорите с ребенком о его сомнительных друзьях. Что делать, если ребенок общается с детьми, которые к нему плохо относятся? Попытайтесь выяснить причину этого. Возможно, он боится их, и поэтому пытается стать одним из них. Когда дети боятся хулиганов, они часто присоединяются к их компании и подражают им. Так они получают чувство безопасности, хотя новые друзья с таким поведением – сомнительная компания. Образно говоря, они заключают сделку: «Я позволю дразнить меня и плохо ко мне относиться, но ты не будешь бить меня или обижать другим способом». Но, если друзья ребенка относятся к нему неуважительно, стоит подумать, чего ребенок пытается достичь, позволяя так к себе относиться? Что он получает взамен? Постарайтесь поговорить с ребенком, как со взрослым. Скажите ему: «У тебя есть выбор: общаться с этими друзьями или нет. Тебе не обязательно это терпеть. Я могу тебе помочь».
Читайте также:  Правила ведения истории развития ребенка

Что делать, если друзья ребенка употребляют наркотики

Как уже было сказано, ребенок выбирает себе компанию по разным причинам. Если у него есть какие-либо проблемы с поведением, вероятно, он будет общаться со сверстниками с такими же проблемами. Например, если он плохо учится в школе, он будет общаться с детьми, которые не будут его за это осуждать, а примут или даже будут уважать.

Чтобы влиться в компанию, ребенок должен поступать так же, как и остальные. Это могут быть и вредные или незаконные занятия, такие как кражи, порча имущества, употребление алкоголя или наркотиков.

Если друзья вашего ребенка употребляют наркотики, скорее всего, ваш ребенок делает так же. Иначе ему незачем общаться с такой компанией. Он может возразить: «Да, они употребляют наркотики, но не при мне». К сожалению, чаще всего это оказывается неправдой.

В разговоре с ребенком о наркотиках будьте бескомпромиссны: «Неважно, что делают твои друзья. Употреблять наркотики нельзя. Я ожидаю от тебя того, что ты никогда не будешь этого делать». Ребенок еще недостаточно взрослый, чтобы делать выбор: употреблять наркотики или отказаться от них. Наркотики помогают снять стресс и расслабиться. Подростки часто подвержены стрессу, поэтому у них легко может развиться зависимость. Поэтому, если у вас есть подозрения, что ваш ребенок пробует наркотики, не относитесь к этому легкомысленно и немедленно принимайте меры.

Чтобы быть готовым к взрослой жизни, подросток должен научиться решать определенные задачи, делать здоровый выбор и обеспечивать свою безопасность. Алкоголь и наркотики не дают ему развить эти навыки. Поэтому родители не должны оправдывать или закрывать глаза на то, что их ребенок употребляет алкоголь или наркотики. Но так часто бывает из-за того, что родители боятся признаться в своем бессилии. Вместо этого следует занять четкую позицию: алкоголь и наркотики недопустимы.

Когда поведение ребенка меняется

Если поведение вашего ребенка сильно меняется под влиянием его компании, устанавливайте для него ограничения и уменьшайте время, которое он проводит на улице. Следует также понимать, что в подростковом возрасте дети сильно меняются. Они ищут компании по интересам и всячески выражают протест против ограничений со стороны взрослых. Ребенок может хорошо учиться в школе и быть ответственным, но при этом выражать свой протест через стиль одежды или музыки, которую он слушает.

Родители должны понимать, что такой протест важен для развития ребенка. Он взрослеет, становится самостоятельнее и отдаляется от родителей. Иногда родителям бывает сложно это принять.

Дети иногда совершают ошибки и делают неправильный выбор. Лучшее, что мы можем для них сделать – это объяснить им, что правильно, а что – нет, и в случае необходимости уберечь от неправильных решений.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
4.43 из 5 на основе
7 оценок.

Развитие ребенка
10.11.2017

Источник

Значимость коллективной деятельности была признана задолго до К. Д. Ушинского и А.С Макаренко. Педагоги прошлого старались привить воспитанникам дух товарищества, взаимопомощи. На уровне детского коллектива дети осознают собственное «я», совместная деятельность группы детей становится источником новых взаимоотношений, влияет на развитие и воспитание самого коллектива и личности.

Главными направлениями воспитателя детского коллектива становятся:

  • Забота о личностном самоутверждении воспитанников в процессе их коллективной деятельности.
  • Формирование у детей взрослых моделей общения и деятельности.
  • Помощь в осознании себя самостоятельным индивидуумом.

Значение коллектива в воспитательном процессе

Среди современных теоретиков педагогики, психологии встречаются специалисты, критикующие роль коллектива в развитии и воспитании цельной личности. Якобы, под давлением коллектива ребенок утрачивает свою индивидуальность, своеобразие. Такой тезис подкрепляется примерами негативного воздействия политизированного тоталитарного общества на человека в недавнем прошлом, когда жизнь социума для любого «винтика» становилась намного более значимой, чем личные интересы.

Нельзя отрицать тот факт, что человечество с самого начала своего существования основывалось на коллективных формах взаимодействия и организации, таких как род, племя, семья. Изоляция от общества становилось причиной уродливого развития субъекта, была, скорее, наказанием, чем благом.

Воспитание личности с раннего возраста происходит в коллективе, это основная база, где дети приобретают позитивный социальный опыт. Становясь школьником, ребенок одновременно выступает членом нескольких коллективов, некоторые из которых (кружок или секцию) он выбирает единолично. Желая стать членом той или иной группы, школьник вынужден подчиняться тем правилам, которые ей свойственны. Но это вовсе не означает пассивного следования местным установкам.

Основным принципом воспитания полноценной личности в коллективе является принятие активной жизненной позиции, умение отстаивать свою точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства. Коллектив дает возможность ученику приобрести навыки общественного поведения, находясь в позиции подчинения, противопоставления и руководства. Такое взаимодействия с товарищами и воспитателями приводит к формированию гражданственности, гуманизма и инициативности. Диалектика коллективного и индивидуального взаимообусловлены в педагогическом процессе воспитания личности.

Человек существует и растет в системе отношений с природой, другими людьми. Богатство связей определяет его духовное богатство, степень значимости.

Воспитательные задачи педагога

Каждый этап развития молодого человека среди членов коллектива имеет важные последствия для дальнейшего становления, способностей к самореализации. Невозможность адаптироваться в небольшой группе приводит к неуверенности, сомнениям в своих силах, обидчивости, конфликтности. Неспособность реализовать индивидуальность становится причиной негативизма, озлобленности, других личностных деформаций.

Читайте также:  Кружок по развитию речи у ребенка

Основная задача воспитателя детского коллектива – создание благоприятных условий для адаптации личности, одновременного проявления индивидуальности и интеграции в общество.

Самоутверждение и коллективная деятельность

Один из мотивов поведения подростков – завоевание признания товарищей. Когда для ребенка общение со сверстниками не приносит понимания, положительной оценки, это приводит к комплексу проблем.

Педагог помогает каждому воспитаннику отыскать свое место в коллективе, завоевать его уважение. Нередко положение школьника в группе напрямую связано с тем, как организована система взаимоотношений учитель-воспитанник. Статус ученика, особенно младших классов, зависит от того, какую значимость придает ему учитель. Он может привлечь внимание других к «отверженному», доверив ему ответственное поручение, включая его в мероприятия. Педагогическая задача учителя в:

  • демонстрации сокрытых от других положительных качеств каждого члена детского коллектива;
  • эмоциональной поддержке, внушении ребенку веры в себя;
  • вовлечении «непринятых» ребят в общие мероприятия с теми, кто имеет более высокий общественный статус.

Нередко формальные лидеры приобретают такое положение не за счет высоких моральных качеств, а благодаря высокой активности, стремлению подавлять, командовать. Воспитателю важно выявить истинные мотивы поступков неформального лидера, препятствовать утверждению за чужой счет, дать проявить скрытые таланты остальным воспитанникам.

Формирование взрослых моделей общения и деятельности

Любая сфера человеческой деятельности на всех исторических этапах требовала умения работать командой, готовности к сотрудничеству. От таких качеств зависят не только спортивные, производственные успехи, но порой сама жизнь. Важно научить детей находить баланс между личными нуждами и интересами общества, не потерять в отстаивании своего «я» связей с другими людьми, способности чем-то поступиться, прийти на выручку.

Взрослые часто не одобряют узкие компании из 2-3 человек, которые разобщают большой коллектив. Но именно в такой небольшой группе друзей подросток испытывает эмоциональный комфорт, защищенность, общность интересов, собственную значимость. Подобные отношения между детьми зачастую возникают стихийно или даже вопреки рекомендациям родителей. В школьные годы для ребят наиболее важны не оценки по предметам, а наличие друзей.

Будущим участникам корпоративных отношений пригодятся воспитанные детской дружбой качества: стремление к совместному успеху, умение самоорганизовываться, взаимная ответственность. Условия школьных взаимоотношений, определенные роли в играх потом воспроизводятся во взаимодействии между партнерами в профессиональной деятельности.

Осознание себя самостоятельным индивидуумом

Один из принципов воспитания личности – развитие субъекта в коллективе и через коллектив. Знакомство с самим собой у подростка происходит в реальных ситуациях, которые возникают при совместной деятельности. Взрослеющий человек сможет оценить многообразие окружающих предметов и субъектов только в процессе общения и сравнения.

Взаимодействуя с товарищами, учителями ребенок определяет правильные и неправильные модели общения, учится контролировать реакции, преодолевать страх, зависть, приобретает навыки здоровой конкуренции.

Индивидуальные особенности характера, способности личности неповторимы. Но психологические, творческие черты каждого оцениваются в зависимости от полезности для коллектива. Воспитатель заботится о реализации себя каждым из воспитанников в коллективной жизни. Для этого необходимо:

  • изучение личности каждого, привлечение внимания к его достоинствам и достижениям;
  • помощь в установлении между детьми доверительных, доброжелательных отношений;
  • организация коллективных мероприятий, способствующих раскрытию лучших черт воспитанников;
  • перевод личностных конфликтов в «мирное русло»: творческие конкурсы, дискуссии, работу над инновационными проектами;
  • содействие в преодолении негативных привычек, стремлении к самосовершенствованию, положительным изменениям;
  • поддержка у ребят желания сохранить достоинство и самобытность, быть самими собой.

Заключение

Влияние развитого детского коллектива на ребенка реализуется посредством активного участия каждого в самоуправлении, разноплановой общественной жизни. Педагоги призваны создавать подходящие возможности для формирования общественно значимой личности, максимального проявления ее индивидуальных особенностей.

Источник

Екатерина Ушахина

Основное время роста нашего физического мозга — до четырех лет. Легкость, с которой мы учимся в детстве, и траектория всей жизни в значительной степени предопределены тем, что происходит в эти первые годы.

От рождения примерно до трех лет каждую секунду образуется от семисот до тысячи дополнительных нейронных связей. Невероятная, многосложная нейронная сеть и есть та архитектура мозга, которая влияет на все его функции, включая память, эмоции, поведение, моторику и, конечно, речь.

Профессор Дана Саскинд много лет изучала этот феномен и написала книгу «Тридцать миллионов слов», в которой рассказала о факторах, которые влияют на мозг ребенка, в том числе родительская речь, стрессы, похвала и другие.

Поговорим о них.

Своевременное развитие речи

Язык оказывается главным стимулятором развивающегося мозга. Обработка словесной информации у ребенка, чье раннее языковое окружение оставляет желать лучшего, идет медленнее и менее эффективно.

Невозможно бегать, не научившись ходить. Невозможно произнести первое слово, не услышав и не поняв его. В первые три года жизни родительская речь способствует накоплению словарного запаса и навыков общения, а также обеспечивает основу для социального, эмоционального и когнитивного развития.

Когда мама или папа говорят о запахе подгузника, окраске цветка или форме треугольника, они с первых дней жизни малыша создают питательную языковую среду, необходимую для формирования юного мозга.

Читайте также:  Описание развития ребенка в утробе

Постоянная беседа с ребенком очень важна, но важно и ее качество.

Представьте мозг в виде копилки. Если в нее бросать только копейки, эта копилка, даже набитая доверху, не поможет оплатить обучение в колледже, не говоря уже об институте. Точно так же, если детский мозг заполняется лишь «трехгрошовыми» словами, он не потянет обучение в колледже.

Напротив, если вы день за днем будете заполнять его самым разнообразным словарным запасом, мозг «разбогатеет» и сможет самостоятельно «оплачивать» собственное обучение. Интенсивное общение идет в тесной связке с настройкой: родители должны больше разговаривать с ребенком, особенно о том, на что направлено его внимание.

Источник

Стресс

Второе необходимое условие нормального развития мозга, — стабильность. Растущий мозг обладает повышенной чувствительностью ко всем внешним раздражителям.

Как было доказано, «токсичное» окружение, постоянно наполненное высоким уровнем стресса, порождает у младенцев внутренние раздражители. Они действуют как первые угнетающие факторы для развития детского мозга, требуя столько внимания, что он отвлекается от обучения.

Стресс, конечно, присутствует в жизни всех, даже младенцев, например, когда их кормят с опозданием или когда они плачут перед сном. Но когда уровень стресса неизменно высокий, кортизол и другие гормоны стресса промывают мозг маленького ребенка, навсегда меняя его архитектуру.

Источник

Последствия изменения мозга из-за стресса — хронические проблемы с поведением, проблемы со здоровьем и трудности в учебе. Ирония в том, что дети, выросшие в среде без хронического стресса, способны лучше справляться с жизненной турбулентностью, прибегая к более конструктивным и менее разрушительным методам восстановления.

Когда дома создается постоянная стрессовая обстановка, когда вербальное общение носит грубый, ругательный и угрожающий характер, спасением для детского мозга становится сверхбдительность, то есть режим постоянной защиты от неизбежного нападения.

«Бей или беги» — это всегда готовая система обороны, просто попытка мозга организовать самозащиту. Проблема в следующем: она настолько здорово охраняет, что мозг в итоге теряет способность отличать неминуемую угрозу от отсутствия угрозы в принципе. Вся его энергия тратится на то, чтобы быть начеку перед лицом неизвестности, и это серьезно влияет на его развитие.

Безучастное лицо или влияние эмоций на развитие мозга

Определить внешний катализатор для развития зрения просто — это дневной свет. Искра, которая способствует развитию сознания, гораздо более неуловима и многосложна. Это взгляд мамы на малыша; это папа, который поднимает кроху в ответ на протянутые к нему ручонки; это игра в прятки с улыбками и смехом.

На таком позитивном, отзывчивом общении и ответных реакциях формируется фундамент будущего обучения, поведения и здоровья. По сути, развитие мозга целиком зависит от взаимоотношений малыша с заботливым чутким взрослым.

Невозможно кратковременными объятиями устранить целую жизнь с неизменным «безучастным лицом» рядом или, что еще хуже, со злобой и враждебностью.

Телевизор и развитие ребенка

Исследование психолога Патриции Кул подтверждает тот факт, что телевизор не помогает развитию малышей.

Девятимесячные американские младенцы слушали китайскую речь. Половине малышей мама произносила слова с теплой материнской интонацией, а другие дети слышали те же китайские слова, с такой же материнской интонацией, но записанные на аудио- или видеопленку.

После двенадцати лабораторных сеансов младенцы, слышавшие речь непосредственно от живого человека, могли распознавать звуки китайского языка. А как же те, кто слушал запись? Вы уже догадались. Ничего не могли.

Источник

Правильная похвала

Психологи из Чикагского университета Сьюзан Левин и Сьюзан Голдин-Мидоу изучали последствия похвалы, полученной в раннем детстве. Они анализировали разновидности словесного поощрения, которое слышат от родителей малыши в возрасте от года до трех.

Пять лет спустя ученые проверили, соотносится ли тип мышления ребенка, например пытливость или инертность, с похвалой, полученной в детстве. Связь оказалась поразительной.

Первый этап исследования показал, что уже к четырнадцати месяцам родители привыкают хвалить ребенка в одном стиле, то есть за ум или старание.

Через пять лет выяснилось, что дети, которых в первые три года больше хвалили за процесс, то есть за усердие и усилия, в семь-восемь лет с более высокой вероятностью были склонны к расширению кругозора. Еще более удивительным оказалось, что пытливый ум предопределяет отличную успеваемость по математике и чтению во втором-четвертом классах.

Как было доказано, такие дети обычно уверены, что их успехи обусловлены упорным трудом и преодолением препятствий, а способности можно улучшить благодаря старанию.

Вывод: даже годовалых малышей следует хвалить за старания, а не за врожденные способности.

Источник

Влияние плача

Все больше исследований подтверждают, что новорожденные, плач которых остается без внимания, страдают от «токсичного» стресса. Если он сохраняется в течение некоторого времени, то негативно и постоянно влияет на нейронные связи мозга малыша.

В результате ребенок вырастает обремененный проблемами с учебой, контролем эмоций и поведением, не доверяющий людям. Такие дети также более склонны к ожирению, диабету, сердечно-сосудистым заболеваниям и аутоиммунным расстройствам.

Прямой противоположностью будут дети, чьи родители были внимательны к ним в первые годы жизни, реагировали на плач оперативно и доброжелательно. Помимо развития детского мозга такие родители помогают заложить основу для привязанности, которую ребенок пронесет через всю жизнь.

По материалам книги «Тридцать миллионов слов».

Обложка поста The Pled.

Источник