Влияние дидактической игры на развитие ребенка
КОНСУЛЬТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА АРАБЧИК ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА, ВОСПИТАТЕЛЬ ГРУППЫ “РАДУГА”
«Влияние дидактических игр на интеллектуальный опыт детей»
В дошкольном возрасте игра имеет важное значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети – творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.
В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят каких-либо иных целей, чем играть.
«Игра – есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка: тверже рука, гибче тело, вернее глаз; развивается сообразительность, находчивость, инициатива» – так писала выдающийся советский педагог Н.К.Крупская. Она так же указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью.
Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для детей – способ познания окружающего мира.
Потребность в игре и желание играть у детей необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и поведение в целом.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Работая с детьми дошкольного возраста, всегда ставлю перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, т.к. без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.
Одними из видов игр в детском саду являются дидактические игры. Сущность которых заключается в том, что детям предлагается решить умственные задачи, составленные взрослыми в занимательной и игровой форме. Их цель – содействовать формированию познавательной активности ребенка. Дидактическую игру используют не только как средство закрепления знаний, но и как одну из форм обучения и воспитания.
Дидактическая игра включает в себя несколько компонентов: содержание, игровые действия, правила, дидактическую задачу. Последняя и является основным элементом дидактической игры. Задачи, ставящиеся в таких играх разнообразны, они зависят от уровня подготовленности детей, от того, какие знания, представления должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции должны развиваться в связи с этим, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры. Велико и значение правил, определяющих, что и как должен делать каждый участник игры, чтобы решить задачу. В таких играх немаловажная роль отводится и игровым действиям. Так как в дидактических играх существуют правила, их используют в работе с детьми старшего дошкольного возраста для формирования предпосылок учебной деятельности. Ведь именно в таких играх ребенок начинает обращать внимание на способы, средства достижения результата, а не только на собственно результат; учится осознанно подчиняться правилам, что так важно для овладения учебной деятельностью.
В зависимости от того, какой материал использован в играх, выделяют игры с предметами, настольно-печатные и словесные. Наиболее сложны словесные игры, однако и они доступны старшим дошкольникам.
Все математические дидактические игры делятся на несколько групп:
- игры с числами и цифрами;
- игры на ориентировку в пространстве;
- игры с геометрическими фигурами;
- игры на формирование представлений о времени;
- игры на логическое мышление.
Обучая детей счету в прямом и обратном порядке, добиваюсь от детей правильного использования количественных и порядковых числительных. Знакомлю с образованием чисел путем сравнения равных и неравных групп предметов. Играя в такие дидактические игры, как «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница», «Исправь ошибку», «Назови соседей», дети научились оперировать числами и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры «Задумай число», «Число, как тебя зовут?», «Составь цифру», «Угадай, сколько в какой руке» и мн.другие я использую на занятиях и в свободное время с целью развития у детей внимания, памяти, мышления. Игра «Считай, не ошибись» помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете.
Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко; ориентируются на листе бумаги по 9 точкам (углы, стороны, середина). При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Можно использовать такие дидактические игры, как «Отгадай, кто где стоит», «Расскажи про свой узор», «Художники», «Найди игрушку» и другие.
Формируя представления детей о времени, а именно о порах года, годе, месяце, неделе, об отношениях между ними, с младшей группы мы используем в работе «Календарь природы», который дает возможность приобщить ребенка к наблюдениям за окружающим миром в интересной для детей дошкольного возраста форме. Календарь может читать и четырехлетний ребенок, догадываясь на основе рисунков о смысле знаков, и пятилетний, посвященный уже в процесс моделирования, и шестилетний, начинающий расшифровывать смысл графических знаков, букв и надписей. Календарь для каждого возраста доступен, интересен и полезен, учит работать с информацией, заключенной в графиках и моделях, схемах.
Полученные знания дети закрепляют в дидактических играх: «Что сначала, что потом», «Живая неделя», «Когда это бывает» и других.
В дошкольном возрасте у детей начинает формироваться элементы логического мышления, т.е. развивается умение рассуждать, делать умозаключения. Существует много дидактических игр, которые направлены на развитие внимания, памяти, восприятия, мышления и воображения. В развитии мышления старшего дошкольного возраста все большую роль начинает играть речь. Поэтому очень важно использовать в работе с детьми словесные игры. Поскольку в развитии ребенка участвуют две стороны: семья и детский сад, очень важно донести до родителей, что любознательность, развитое мышление и речь – это те качества, которые не менее важны, чем умение читать и писать. Вот некоторые игры, которые я использую в работе: «Выложи сам», «Коврик для куклы», «Магазин ковров» (выкладывание из геометрических фигур); словесные игры «Угадай, что спрятано», «Что лежит в коробке?», Какое слово задумала?», игры на развитие творческого мышления и воображения «Чудесные превращения», «Волшебный лес»; настольная игра с картинками «Логический поезд».
В старшей группе мы познакомили детей с играми со счетными палочками Х. Кюизенера и блоками Дьенеша. С математической точки зрения палочки – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения соответствия (такое же число обозначает каждая палочка одинакового цвета и длины) и порядка следования чисел: 1,2,3… в этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и размер, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка естественно, как результат его самостоятельной практической деятельности, таких как число, отношение, порядок следования, счет, измерение и др.
Логические блоки Дьенеша представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: формой, цветом, размером, толщиной. Основная цель использования дидактического материала: научить детей решать логические задачи на разбиение по свойствам. Использование логических блоков в играх способствуют ускорению процесса развития у детей простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики. Примерные игры: «Домино», «Раздели фигуры», «Кто быстрее соберет блоки» и другие.
Используя различные дидактические игры в работе с детьми, убеждаешься в том, что играя дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют свои задания. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывают огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей во время игры стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
Источник
Влияние дидактических игр на развитие интеллектуальных способностей и творческого мышления ребенка
/Сообщение к педагогическому совещанию/
Воспитатель высшей категории
МАДОУ – детский сад
комбинированного вида №4
Рогозникова Е.В.
Виды дидактических игр
В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр:
- игры по сенсорному воспитанию;
- игры по ознакомлению с природой;
- по формированию математических представлений (условно делятся на следующие группы):
1. игры с цифрами и числами.
2. игры-путешествия во времени.
3. игры на ориентирование в пространстве.
4. игры с геометрическими фигурами.
5. игры на логическое мышление.
- игры по обучению грамоте:
1. фонетические игры.
2. графические игры.
3. грамматические игры.
4. игры, развивающие связную устную речь.
Иногда игры соотносятся с материалом:
- игры с дидактическими игрушками;
- настольно-печатные игры;
- словесные игры;
- псевдосюжетные игры.
Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры, особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя. Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности.
- Игры-путешествия.
- Игры-поручения.
- Игры-предположения.
- Игры-загадки.
- Игры-беседы (игры-диалоги).
Организация и проведение дидактических игр.
Таким образом, мы видим, что в основе любой игровой методики, должны лежать следующие принципы.
Актуальность дидактического материала. Это помогает детям воспри-нимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений. Коллективность позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку и зачастую – более сложные.
Соревновательность создает у ребенка или группы детей стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой. Классическим примером указанных выше принципов могут служить практически любые командные игры «ЧтоГдеКог-да?» (одна половина задает вопросы, а другая отвечает на них).
На основе указанных принципов можно сформулировать требования к проводимым на занятиях дидактическим играм. Дидактические игры должны базироваться на знакомых детям играх. С этой целью важно наблюдать за детьми, выявлять их любимые игры, анализировать, какие игры детям нравятся больше, а какие меньше. Каждая игра должна содержать элемент новизны. Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра – дело добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и выбрать другую игру. Игра не урок. Игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое, это не только методическое богатство педагога, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на занятии. Эмоциональное состояние воспитателя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто ее проводит. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми. Игра – средство диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах. Ни в коем случае нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения, а еще лучше, когда, собравшись вместе, дети анализируют, разбирают, кто как проявил себя в игре и как надо было бы избежать конфликта.
В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста, и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальные условия жизнедея-тельности.
В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями (А.П. Усовой, Е.И. Радиной, Ф.Н. Блехер, Б.И. Качапуридзе, 3.М. Богуславской, Е.Ф. Ива-ницкой, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.Н. Аванесовой, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгером.).
Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.
Источник
Значение дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление:
- – она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста;
- – и формой обучения;
- – и самостоятельной игровой деятельностью;
- – и средством всестороннего воспитания личности
Основная особенность дидактической игры – это игры обучающие, создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Дидактические игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих основу обучения.
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах:
- 1. игры-занятия;
- 2. дидактические или авто дидактические игры.
В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. С помощью игр-занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы за тем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры, уделанный вес которых должен быть в жизни ребенка неизмеримо больше, чем обучение игре. Игры – занятия, поэтому относятся к прямому обучению детей с использованием разнообразных приемов. Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Дидактическая игра, к сожалению, реже используется при обучении детей старшего дошкольного возраста. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены.
Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры как на занятиях, так и вне их. На занятиях используются те дидактические игры, которые можно проводить фронтально со всеми детьми. Но более широкий простор для воспитания самостоятельности в дидактической игре представляется детям в отведенные часы игр. Здесь дети самостоятельны не только в выполнении правил и действий, но и в выборе игры, партнера, в создании новых игровых вариантов, в выборе водящего.
Дидактическая игра является эффективным средством всестороннего воспитания личности ребенка. Содержание дидактической игры формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, активизирует и углубляет знания о Родине, Армии, людях разных профессий и национальностей. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях, находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре.
Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой. К их числу относятся народные игры «Фанты», «Краски», «Что летает» и другие.
Сущность дидактических игр заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения. Дидактические игры – это игры обучающие. Их основное назначение – способствовать усвоению и закреплению у детей знаний, умений и навыков, развитию умственных способностей. Дидактические игры в педагогическом процессе играют двоякую роль: они являются методом и формой обучения и самостоятельной игровой деятельностью.
Велика роль дидактических игр во всестороннем воспитании и обучении детей. Дидактические игры, используемые в дошкольном учреждении требуют сложной умственной деятельности, поэтому и способствуют решению задач умственного воспитания. Например: игры, способствующие сенсорному воспитанию, игры на развитие и усвоение родного языка, игры отражающие явления природы и т. д.
Большое значение дидактических игр отмечается и в решении нравственных задач, где особая роль принадлежит правилам игры. Как справедливо отметил А.Н. Леонтьев, «овладеть правилом – это значит овладеть своим поведением, научиться подчинять его определенной задаче». Они способствуют формированию правильных взаимоотношений между детьми: умению вместе играть, согласовывать свои интересы с интересами коллектива Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. [4; 6].
Дидактические игры в ДОУ развивают главным образом умственные способности детей. Они основаны на какой-нибудь умственной задаче, в решении которой и заключается смысл игры.
В дидактических играх развиваются органы чувств ребенка, заостряется и развивается его внимание, память и логическое мышление. Содержание и правила дидактических игр составляются с дидактической или учебно-воспитательной целью. Но дидактическая игра, хотя и является эффективным методом закрепления знаний, не должна превращаться в занятие. Это означает, что в ней должен присутствовать игровой момент. Дидактическая игра в ДОУ увлечет ребенка только тогда, когда она интересна, когда она принесет детям радость и удовольствие.
Содержание дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.) Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения. Они воспитывают у детей умения сдерживаться, управлять своим поведением. Для детей среднего и старшего возраста игровое действие должно устанавливать более сложные взаимоотношения между участниками игры. В игровое действие, как правило, входит выполнение той или другой роли в определенной ситуации игры. Ребенок действует так, как в его детском воображении должен действовать изображаемой образ, переживает удачи и неудачи, связанные с этим образом.
Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию – совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.
В процессе дидактических игр многие сложные явления расчленяются на простые и, наоборот, единичные обобщаются, следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность. Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежа, обувь, продукты).
Дидактические игры – незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.
Таким образом, дидактическая игра является средством всестороннего воспитания личности. Она представляет очень удачно найденную форму обучения, когда ребенок обучается играя. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло. В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, на базе игровых приемов создаются интеллектуальные способности. В дидактической игре ребенок учится самостоятельно мыслить, использовать полученные знания, сравнивать, классифицировать, делать выводы. В формировании интеллектуальной готовности дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью. Увеличение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.
Подготовила А.В. Герасимова
Источник