Влияние детской литературы на развитие ребенка
В статье проанализирована роль детской художественной литературы в формирование личности ребенка. Представлены положительные и отрицательные стороны развития речи у детей в зависимости от семейного воспитания. Предпринята попытка разработки рекомендаций для родителей и воспитателей, воспитывающих детей дошкольного возраста по привлечению ребенка к книгам и способствующие развитию речи детей.
Ключевые слова: художественная литература, личность, ребенок, становление речи.
Огромный вклад в развитие личности ребенка вносит художественная литература. Именно в этом ее участие сложно переоценить. В наше время тяжело представить себе детство без книги. С малых лет книга сопровождает нас, художественная литература в свою очередь развивает и обогащает речь ребенка: у ребенка развивается воображение, формируются красивые образцы литературного языка. Слушая любимую, поучительную сказку он вместе с героями переживает всю их жизнь, волнуется вместе с ними. Вследствие чего ребенок начинает понимать смысл художественных произведений и при этом происходит формирование его как личности. В современном обществе возникает проблема снижения интереса к чтению художественной литературы, в том числе и детской. Эта проблема становится актуальной во всем мире. Не случайно 2015 год назван «Годом литературы», а средства массовой информации все чаще привлекают известных людей к чтению отрывков из художественных произведений. Всё это говорит об актуальности проблемы и необходимости повышения интереса к книге, а особенно в детском возрасте, когда идет формирование личности ребенка.
Многие известные литераторы и психологи уделяли большое внимание изучению влияния детской художественной литературы на формирование личности ребенка. Этой проблемой занимались К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, В.А. Сухомлинский и мн. др. Все они призывали к важности с самого детства приобщать детей к литературе, развивать ребенка на примерах героев художественных произведений. В.А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».
Самые первые книги читает ребенку мама. Например, маленькому Пушкину читала сказки его няня Арина Родионовна, которая рассказывала ему истории о добрых волшебниках и злых колдунах, королях и королевах, богатырях и разбойниках. Это повлияло на Пушкина в будущем, он вырос и сам стал сочинять волшебные сказки, основой которых послужили рассказы его няни.
Такие всеми любимые и простые в запоминании стихи Агнии Барто «Зайку бросила хозяйка», «Уронили мишку на пол», «Идет бычок качается», помогают с раннего детства пробудить у детей светлые, добрые чувства, утвердить в их сердцах доброжелательность и заботливое отношение к живому. Всё это подтверждает известное высказывание А.М. Горького: «Всем хорошим во мне я обязан книгам».
Художественные произведения обращаются непосредственно к данному читателю, зрителю, слушателю, к его личному опыту, к его чувствам и мыслям и незаметно, через соучастие в изображаемых событиях, через сочувствие героям, на основе собственных раздумий об этих событиях и о поступках героев, подводят к той оценке изображенных явлений, которую стремился выразить художник. При этом оценка и идея изображенного художником становятся как бы личным достоянием воспринимающего. Сила воздействия искусства в том, что оно не навязывает выводы, а заставляет самого читателя, зрителя, слушателя подойти к этому выводу, сформулировать его. [5, с. 22]
Воздействие этих произведений длительно. Ярко воспринятые и пережитые нами картины и образы проходят вместе с нами через всю жизнь. Мы не перечитываем каждый месяц Пушкина или Толстого, Маяковского или Горького. Не ходим каждую неделю в «Третьяковку», чтобы насладиться живописью Репина или Сурикова, Пластова или Грекова. Не часто посещаем консерваторию, чтобы услышать творения Бородина или Мусоргского, Шостаковича или Прокофьева. Но образы их произведений живут в нас и оказывают влияние на наш духовный мир. Они сами — частица этого мира.
Писатели раскрывают в детстве истоки становления населения земли, попадают во внутренний мир малыша, постигая сложность и глубину нрава молодого жителя нашей планеты, раскрывают, как складывается персона в противоборстве ясных и темных начал, как она улавливает удовлетворенность и горечь мира, его гармонию и противоречия. Главное, что характеризует творчество лучших писателей, — доверие к детству, уважение к подрастающему человеку, умение видеть в нем потенциальные возможности и задатки, перспективы развития. [2, с. 47]
Детская художественная литература несет в себе большой воспитательный и развивающий потенциал. Главной целью ознакомления с художественной литературой в детском возрасте считается формирование личности ребенка. Именно становление ребенка как личности считается наиболее важной задачей воспитания в дошкольном возрасте. Очень большая роль в этом принадлежит детской художественной литературе. Поэтому знакомство ребенка с детской книгой социально значимо и играет большую роль в формировании личности малыша. В этом реализуется основная функция детской художественной литературы — воспитательная.
В дошкольном возрасте эта задача возлагается на воспитателей в детском саду. Он должен научить ребенка правильно обращаться с книгой, развить у него интерес к чтению. Знакомство в детском саду с любимым всеми детьми дядей Степой из произведения С.В. Михалкова воплощает их мечты о таком герое, с которым они рады повстречаться и подружиться. Их привлекает в нем отзывчивость и решительность, готовность прийти на помощь, попавшим в беду. Очень важно в детском саду иметь красивый и интересный книжный уголок — он будет вызывать у ребенка наибольшую любознательность в виде информационного центра. Для ребенка это такое место, где он сам может выбрать понравившуюся ему книгу, посмотреть ее и «перечитать». Создание книжного уголка приобщает ребенка к художественному чтению и помогает ему привить любовь к детской художественной литературе. [3, с. 84]
Восприимчивость литературной речи разных жанров для ребенка очень сложный момент. Выразительность языка раскрывается для детей в народных сказках; точность слова и последовательность отражается в рассказах; в стихах улавливается музыкальность речи. Лучше всего литературное произведение будет пониматься ребенком лишь в том случае, если он будет к нему соответствующе подготовлен. Следует учитывать, что интерес ребенка к литературе можно привить лишь в том случае, если произведение будет соответствовать интересам малыша, запросам и т. д.
По мере взросления детей продолжают знакомить с образной литературой. Это знакомство будет опираться на ранее заложенный материал в дошкольном возрасте. В это время дети учатся анализировать прочитанные произведения, передавать содержание. Роман Вениамина Каверина «Два капитана» — книга от которой нельзя оторваться. Мальчишеская клятва главного героя романа Сани Григорьева: «Бороться и искать, найти и не сдаваться», — для многих детей стала примером в жизни. В процессе чтения, как это уже давно установлено отечественными психологами, у детей возникает первое и самое сильное впечатление от прочитанной книги. Выразительное чтение прививает любовь к книге, развивает устную и письменную речь, расширяет эстетический кругозор, воспитывает художественный вкус. Недооценивать чтение — значит лишать ребенка радости познания и наслаждения прекрасным, обеднять его нравственно-эстетическое развитие! [2, с. 63].
К сожалению в настоящее время бесстрастная статистика показывает, что интерес к книгам пошел на убыль, уменьшилось посещение библиотек. Современные дети больше увлечены телевизором или компьютером, нежели чтением книг. Чтобы привлечь любовь к книге нужно: во-первых, понять значимость художественной литературы в формировании персоны ребенка. С самого раннего детства родители должны приучать ребенка к книге, рассказывать ему сказки, читать стишки, показывать яркие иллюстрации. Во-вторых, показать личный пример. Очень часто дети хотят быть похожими на родителей. Тем самым происходит мотивация. В-третьих, следует учитывать интересы ребенка и выбирать художественную литературу вместе с ним. И самое главное — обязательное обсуждение прочитанного. Благодаря этому у ребенка развивается умение грамотно и связно формулировать свои мысли.
Для того, чтобы ребенок развивался духовно и физически огромная роль принадлежит его семье. Часто, на вид абсолютно благоприятные семьи аналогично имеют все шансы оказаться неблагоприятными в отношении к собственным детям, если в них процветает потребительство и бездуховность, что препятствует развитию нравственных эмоций. Такие дети, обделенные вниманием родителей, не в силах самостоятельно сформироваться как личность, а книги и совсем уходят на задний план. С ними не с кем заниматься, выслушать их, ребенок замыкается в себе, с опаской смотрит на мир. Такая проблема тоже очень часто встречается в наше время. [4, с. 67]
Роль родителей в этом процессе немаловажна. С детства дети окружены любовью и заботой родителей. На кого как не на них им ровняться. Именно родители должны привить любовь ребенка к книгам. Читая и разбирая все прочитанное вместе с ним у ребенка формируется память, чувства в отношении героев из книг. В будущем такие дети вырастут духовно и интеллектуально развитыми, а следовательно сформированными как личность».
Литература и искусство — важнейшая часть духовной культуры народа. И уже в силу этого они входят составным элементом в содержание нравственного воспитания. Изучение художественной литературы в школе, помимо других очень важных образовательных и воспитательных задач, имеет целью личностное воспитание ребенка. Пробуждение любви, уважения, гордости к русской прогрессивной литературе и искусству прошлого, к выдающимся памятникам литературы, к достижениям художественной культуры. [5, с. 188]
Знакомя учащихся на протяжении ряда лет с лучшими произведениями литературы, в которых описан человеческий подвиг на войне, мы даем им уроки мужества и героизма. Уроки героизма во имя человека, во имя гуманности, во имя самых прекрасных человеческих идеалов. Художественная литература и искусство делают эмоциональный опыт героев произведения — в большей или меньшей степени — частью читательского эмоционального опыта. Обогащение духовного мира личности происходит через постижение идеалов и через сопереживание героям, через соучастие и сочувствие. [5, с. 190]
Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что детская художественная литература формирует у детей такие чувства, как отзывчивость, эмпатия, взаимопомощь, любовь к своей Родине, благородство и доброта. Сегодняшняя детская литература необычайна разнообразна жанрово и тематически. Лучшие писатели мира отдают свой талант детям, ибо понимают, что будущее в руках подрастающего поколения. Поэтому, единственной реальной преградой деградации общественных ценностей остаются книги, проверенные временем, наполненные возвышенным смыслом и добросердечностью.
Литература:
- М.М. Рубинштейн, Воспитание читательских интересов у школьников, Учпедгиз, М., 1950, с. 89
- А.М. Докусова, Эстетическое воспитание, Учпедгиз, М., 1963, с. 58
- Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания/под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. — М.:Педагогика, 1979. — с. 192
- С.В. Ковалев, Психология современной семьи, М.: Просвещение, 1988, с.67
- В.В. Неверов, Подвиг, героика, время: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, художественная литература, детская художественная литература, книга, дошкольный возраст, формирование личности ребенка, детский сад, произведение, детский возраст, интерес ребенка.
Источник
«Влияние детской художественной литературы на речевое развитие детей дошкольного возраста»
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи дошкольников. На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, Л.С.Выготский, C. А. Рубинштейн, Ф. А.Сохин, А.В.Запорожец, А. М. Шах, Л. И. Айдаров и другие). Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обобщает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Знакомство с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. Необходимо не только учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, обращать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторые особенности литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).
После рассказывания сказок, необходимо учить детей дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме произведения. Ежедневное чтение детской литературы в детском саду, специальные занятия по художественной литературе оказывают большое влияние на развитие словаря детей. На литературном материале дети начинают усваивать сложные понятия (жанр, рифма, писатель, эпитет и др.). Дети не только упражняются в умении выделять сравнения в художественных произведениях, но и участвовать в построении словосочетаний и предложений со сравнениями. При этом они учатся употреблять характерные для сравнения союзы как, словно, будто.
С помощью художественной литературы у детей должна развиваться способность замечать красоту и богатство русского языка. Наукой и практикой установлено, что, если определённый уровень овладения языком не достигнут в дошкольном возрасте, то этот путь, как правило, не может быть пройден на более поздних этапах.
В сложившихся современных условиях книга почти лишилась прежнего значения у родителей, а телевидение активно вытесняет её из детской жизни.
Преподаватели начальных классов школы отмечают, что ученики не очень любят стихи, слабо интересуются художественной литературой. Объяснения этому, они считают, надо искать в детском саду.
Ознакомление детей дошкольного возраста с детской художественной литературой будет способствовать развитию разных сторон речи детей при следующих условиях:
• правильного подбора художественной литературы в соответствии с возрастом и интересами ребёнка.
• – целенаправленного использования художественной литературы в разных видах деятельности.
• при правильной организации совместной работы с родителями.
Принципы отбора литературных произведений для
чтения и рассказывания детям.
Проблема отбора литературных произведений для детского чтения ─ одна из самых важных и сложных проблем педагогики. Издавна велись и до сих пор не прекращаются споры о том, что предпочтительнее читать детям и как определять круг детского чтения: какие темы и жанры должны занимать главенствующее положение, какова специфика влияния детской книги на личность ребёнка; допустим ли психологизм в детской книге; какое количество литературных произведений должен узнать ребёнок на протяжении дошкольного возраста; что представляет собой детская « начитанность», что должно войти в круг обязательного чтения ребёнка ─ дошкольника и др.
Продуманный отбор книг для детского чтения определяется тем,─ что неизбежно влияет на литературное развитие ребёнка, формирование литера- турного опыта на этапе дошкольного детства, на воспитание отношения к книге. Интерес к книге, возникший в ранние годы, помогает ребёнку в
дальнейшем, когда он осваивает самостоятельное чтение, преодолевает все трудности ради того, чтобы испытать радость открытия нового.
Хорошо известна побудительная сила детской книги. Ребёнок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к их духовному и нравственному опыту. Это лишний раз подтверждает, что путём правильного отбора книг можно оказывать благотворное влияние на нравственное становление личности ребёнка, на формирование его духовных ценностей.
Хорошая детская книга вводит малыша в мир художественных образов, даёт первые и потому наиболее сильные впечатления и потому наиболее сильные впечатления о прекрасном. Специфика литературы состоит в том, что средством выражения художественного содержания является неповторимый языковой образ, к которому малыш тянется бессознательно, привлечённый его красотой , необычайностью. Это побуждает ребёнка к многократному повторению яркого живого слова, к игре словом, в результате чего последнее становиться достоянием. Книга совершенствует содержание речи ребёнка, обогащает и шлифует её форму.
Детская литература сегодня богата по составу и содержанию. В нашей стране для детей издаются произведения устного творчества народов разных стран; произведения русской и зарубежной классики; детские книги совре-менных отечественных и иностранных авторов. Полностью охватить всё это богатство невозможно. Путеводными нитями являются разработанные в
педагогической науке принципы, которые помогают избежать субъективности, позволяют дать объективную оценку книгам с точки зрения их содержания и художественных достоинств.
Каковы эти принципы?
Условно их можно разделить на две группы. К первой группе относятся принципы, дающие возможность правильно оценить достоинства детских книг, ввести в круг чтения дошкольников произведения разных видов,
жанров, тематики. Вторую группу составляют педагогические принципы, позволяющие устанавливать соответствие между конкретными литературными произведениями и возрастными возможностями детей и отбирать книги таким образом, чтобы ребёнок, читая их, как бы поднимался по ступеням литературного развития.
Детская литература ─ это искусство. Как искусству ей свойственно выражение обобщенных идей в яркой, художественной форме ─ в конкретных образах. Поэтому важнейшее значение имеет художественный уровень литературного произведения.
Мерилом художественности является органическое слияние содержания, идей произведения с такой формой их выражения, которая наиболее точно совпадает с идеей, выражает её наилучшим образом. Носителем идей в детской книге всегда является герой. Конкретность, яркость, психологическая достоверность героев, событий, деталей, отношений, переживаний делает идеи, заложенные в литературном произведении, доступными, жизненно важными ,личностно переживаемыми. Они принимаются или отвергаются ребёнком в зависимости то того, как малыш относиться своему к герою-выразителю идейного замысла.
Поэтому при отборе литературных произведений необходимо прежде всего видеть, какую позитивную концепцию выдвигает автор. Идейная направленность детской книги должна отвечать задачам нравственного воспитания. Книга призвана в конкретных образах раскрывать перед ребёнком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания; формировать правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, к труду, к природе и др. Лучшие литературные произведения, созданные для детей, без излишнего дидактизма формируют у ребёнка нравственное отношение к действительности, несут целую программу позитивных форм поведения, в которых это отношение проявляется и выражается.
Адресуясь к детям, писатели дают им систему нравственных ориенти- ров в сложном, многообразном мире ( Л.Н.Толстой. « Котёнок », « Филиппок»; К.Чуковский « Мойдодыр »; С.Маршак « Рассказ о неизвестном герое »; А.Барто « Игрушки » и др.).
Носителем духовной культуры народа является также классическая литература. Чтение ребёнку произведений А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, М.М.Пришвина и других русских писателей─ обязательное условие для его духовного становления.
К. Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребёнок, должна вводить его « в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа ». Такой литературой, приобщающей ребёнка духовной жизни своего народа, прежде всего являются произведения устного народного творчества во всем его многообразии: потешки, пестушки, загадки, cчиталки, перевёртыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и др. Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка, приспособлены к детским потребностям. Они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту.
Фольклор формирует у ребёнка чувство принадлежности к своему народу, его культуре, чувство родного языка. Произведения русского фольклора, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая сказками, пословицами, дают детям уроки на всю жизнь: уроки физической и нравст- венной чистоплотности( потешка «Водичка, водичка…», cказки «Царевна─ лягушка » ),трудолюбия, доброты (« Хаврошечка », « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка » и др. ), дружбы, теплоты в отношениях, взаимопомощи («Репка>>, «Лиса и заяц», «Кот , петух и лиса » и др ). Душевной тепло- той и любовью пронизаны все колыбельные песенки, пестушки, потешки.
В круг детского чтения входят также фольклор народов мира и произ- ведения зарубежных писателей для детей. Они несут в себе большой потенциал национальных, народных культур, делает ребёнка обладателем общечеловеческих духовных ценностей.
Таким образом, в своём литературном развитии ребёнок должен идти от литературы своего народа к классике мировой детской литературы. При этом в круг детского чтения следует включать книги, разнообразные по темам и жанрам . Это позволит, с одной стороны, формировать у дошкольников широту читательских интересов, а с другой ─ избирательность, индивидуальность литературных пристрастий.
Современная детская литература удовлетворяет разнообразные интере- сы и потребности ребёнка: потребность в фантастическом и героическом, приключенческом, познавательном и юмористическом и т.п.
Пристрастие к поэзии ─ отличительная особенность читателя- дошкольника. К.И.Чуковский считал каждого человека от 2 до 5 поэтом: никогда в другие годы ребёнок так не привязан к поэзии, так не требует стихов и не предпочитает их прозе. К.И.Чуковский отмечал свойственную этому возрасту готовность малыша пропрыгать, проскакать, легко запомнить и прокричать понравившиеся ему стихи. Поэтому именно стихами предпочитали писать для детей и сам К.И. Чуковский, и С. Я. Маршак, А.Л.Барто, и многие другие мастера художественного слова.
К литературным пристрастиям детей дошкольного возраста относятся также народные и авторские сказки отечественных и зарубежных писателей А.М.Горького, А.Н. Толстого, Ю. К. Олеши, К.И.Чуковского, Э.Н.Успенского, Б.В.Заходера, И.П. Токмаковой, Дж. Родари, А.Линдгрен, Т.Янсон, А.Милна и др. Сказка вызывает у всех дошкольников любовь и стойкий интерес своей динамичностью, яркостью образов, необычайностью, загадочностью, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазирования, выдумки, игры ума.
Принцип жанрового и тематического многообразия книг, позволяет раскрывать детям многогранность мира, в котором они живут, формировать интерес к делам разных людей. Так, в детскую литературу вошли, стали ее неотъемлемой частью познавательные книги о труде, о вещах, о технике, о природе. Они интересны современному ребенку, потому что в образной форме показывают ему сущность явлений, формируют его мышление, учат беречь вещи, созданные человеческим трудом, любить и охранять окружающую природу.
Неотъемлемой частью внутреннего мира современного человека является юмор, помогающий строить свои отношения, жить в гармонии с самим собой и окружающими людьми. Детская литература создала особый вид книги ─ веселую книгу для детей веселая книга отвечает потребностям ребенка в радости, душевном оптимизме, уверенности в том, что мир вокруг него гармоничен. Она открывает детям смешное в жизни, воспитывает ценные качества ─ умение шутить и смеяться, c чувством юмора принимать жизнь со всеми ее хорошими и плохими сторонами. Неизменным расположением детей пользуются произведения К.И.Чуковского, Н.Н.Носова, В.Г.Сутеева, В.Ю.Драгунского, Э.Н.Успенского и др.
Кроме того, жанрового и тематическое многообразие детской литерат ры дает возможность формировать у детей индивидуальные читательские интересы и склонности. Одни дети любят книги о животных, другим нравится слушать про приключения, третьи отдают предпочтение историям о жизни своих сверстников. Знать о возникающих литературных склонностях ребёнка необходимо для того, чтобы развить их.
Принципы отбора книг для детского чтения сыграют свою положите- льную роль в том случае, если намеченные к прочтению художественные произведения будут доступны пониманию ребёнка. В связи с этим особое значение приобретает принцип доступности.
Литературное произведение можно считать доступным лишь тогда, когда автор, учитывая жизненный опыт ребёнка ─ читателя, одновременно ставит задачи, требующие от него душевных усилий и тем самым подни- мающие малыша на новую ступень эмоционального, психического развития.
Отбирать лучшее – задача педагога.
Список литературы
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения
родному языку дошкольников. Учебное пособие для студентов средних
педагогических заведений. М.: Академия,1997
2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. Учебное пособие для
студентов ВУЗов. М.: Просвещение,1981
3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского
сада. Пособие для воспитателя. М.: Просвеение,1983
4. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 4-5 лет. Методическое
пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
М.: Просвещение 2004
5. Гурович М.М. Ребенок и книга. Пособие для воспитателей.
СПб.: Акцидент
Источник