Влияние детского фольклора на гармоничное развитие ребенка

Влияние детского фольклора на гармоничное развитие ребенка thumbnail

Вера Спиридонова

Влияние фольклора на развитие и воспитание детей дошкольного возраста.

Влияние фольклора на развитие и воспитание детей

младшего дошкольного возраста.

Спиридонова В. И. воспитатель

первой квалификационной

категории

МБДОУ «Атемарский д/сад №1

Теремок»

Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком.

В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения оскудения русского языка, исчезают его красота и образность. Мал и примитивен словарный запас большинства родителей и детей. Некогда «великий могучий» русский язык терпит изменения, упрощения.

Поэтому одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, закличках, колядках, играх-забавах, сказках, загадках, пословицах и поговорках; формирование у детей интереса к детскому фольклору; обогащению словарного запаса детей.

Песни, стихи, прибаутки, поговорки, пословицы, загадки – называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум,но и на чувства ребенка: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются, оказывают огромное влияние на развитие и воспитание детей.

Народная культура и жизненный опыт передаются изустно из поколения в поколения. Долгое шлифование их содержания позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Время – показатель их педагогической значимости.

С помощью фольклора можно увлечь детей, довести до их сознания этические постулаты, привить любовь к русскому языку.

Не боевики, не страшные картины телевизионных программ, не компьютерные игры – «стрелялки» должны оказывать воздействие на детей, а встречи с добрыми прекрасными радостными образцами устного народного творчества.

Использование фольклора – это увлекательный и важный труд. И должен начинаться с рождения ребенка, как образно говорят в народе «С молоком матери». С древнейших времен матери внушали, утешали, ласкали, убаюкивали детей колыбельными песнями, попевками, пестушками.

Исследование современных ученых показывают, что колыбельные песни, попевки вызывают у ребенка чувство психологической защищенности, оказывая на него тем самым терапевтическое воздействие, что очень важно учитывать, говоря о громаднейшем воздействии произведений устного народного творчества.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни пребывания малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации в новой обстановке он скучает по дому, с недоверием относится к незнакомым взрослым и детям.

Поэтому я ставлю перед собой следующие задачи:

1. С помощью фольклора реализовывать формы общения воспитателя с детьми, помочь адаптироваться ребенку.

2. Обеспечить своевременное и полноценное психическое развитие детей.

3. Воспитывать и формировать личность ребенка.

4. Развивать разговорную речь детей, обогащать словарь, прививать любовь к фольклору

В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста я широко использую народное творчество.

В адаптационный период потешка является незаменимым помощником педагога, она помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к воспитателю. Так как многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя его содержания.Например:

«Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Димочка хороший!

Ванечка пригожий!»

Во время режимных моментов, например, во время умывания потешки и попевки учат детей не бояться воды, прививают детям культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

«Ай лады, лады, лады

Не боимся мы воды…»

«Кран, откройся

Нос умойся…»

«Чистая водичка моет Саше личико,

Анечке – ладошки,

А пальчики – Алешке»

Помогает потешка и в процессе кормления:

«Умница Катенька

Ешь кашку сладеньку…»

«Ай ту-ту-ту-ту

Не вари кашу круту…»

Не всегда дети любят причесываться, заплетать косички,веселее эта процедура проходит с потешкой: «Расти коса до пояса…»

Эта же потешка призывает детей к послушанию. Использую огромное количество потешек и попевок при укладывании детей спать: «Вот и звери спят…», «Спи, усни детя Ванюшенька…»

Попевка: «Баю-баю, баю-бай ты собачка не лай…» Имеет назидательный оттенок, учит заботиться о других.

Фольклор способен корректировать поведение детей, создать у них хорошее настроение, воспитывает уважение и любовь к «земле – матушке».

«Топ – топ по земле –

Ведь земля – то наша,

И для нас на ней растут

Пироги и каша.»

С использованием фольклора развиваю двигательную активность детей: «Большие ноги шли по дороге…», «Скачет зайка маленький около завалинки…»

В потешке «Пальчик – мальчик где ты был…» дети воспринимают мальчика – пальчика как существо трудолюбивое, доброжелательное, заботящееся о своих младших братьях.

Фольклор вызывает у детей уважение к старшим, дружелюбие, чувство сопереживания сверстникам.Так успокаивая плачущего друга ребенок приговаривает: «Не плачь, не плачь, куплю калач, а будешь плакать куплю худой лапоть…»

Широко использую на практике игры-забавы: «Солнышко-солнышко, загляни в окошечко…», «Дождик – дождик, полно лить, малых детушек мочить.» и др.

Среди богатства народного эпоса особую фольклорную форму являют собой сказки. Выразительно, с притягательной силой, в доступной для ребенка форме сказки раскрывают исторически сложившиеся национальные и общечеловеческие ценности. Сказки бытовые, волшебные, сказки о животных – учат детей ориентироваться среди предметов окружающего мира, знакомят с человеком и его видом деятельности. Создаются предпосылки для вербализации (речевого общения, познавательной деятельности.

Ребенок приобретает через народные произведения действенный опыт социального поведения, чисто человеческое видение и отношение к тем или иным сторонам общественной жизни. Так народный фольклор оказывает воспитывающее влияние на малыша.

Источник

«Влияние фольклора на развитие детей дошкольного возраста»

Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Взрослые обращают внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении.

Вспомним известное высказывание М.И.Калинина о народном творчестве: “Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное творчество , то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через столетия… В народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности”.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.

Интерес и внимание к народному искусству, в последнее время в нашей стране ещё более возрос. Истинно художественной и естественной почвой для воспитания ребёнка является фольклор того народа, к которому он принадлежит, как среда, в которой искусство органично слито с жизнью и мировоззрением людей. Народное творчество дарит детям встречи с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком.

Русский фольклор – душа русского народа, русской культуры. Произведения народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны , чисты и непосредственны. Знакомство с фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Такой же органичной, естественной и необходимой должна стать русская культура для ребёнка сегодня.

Ребёнку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно. Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребёнок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети младшего возраста очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Потому наша задача состоит в том, чтобы привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброта , чувство товарищества и благородство.

Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.

Детский фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических жанров фольклора.

Детский фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком (детьми) эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Первое знакомство ребёнка с фольклором начинается с малых фольклорных форм: пестушек , потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песенок – небылиц, которые веками создавались народом в процессе труда на природе, в быту – это пение колыбельных, игр с пестованием. Народный фольклор входит в быт ребёнка с раннего детства. Первой музыкой, которую слышит малыш, является песня матери – колыбельная. Именно они составляют его самые важные музыкальные впечатления. Как часто мама пела их нам. Интонация полна теплоты и нежности, умиротворения и спокойствия. Существует множество различных колыбельных.

Колыбельная – первая для детей музыкальная и поэтическая информация. А так как слышат они песни перед сном, во время засыпания, то память наиболее ценно охватывает и заполняет интонационные обороты, мотивы, слова, звучащие в песнях. Поэтому пение колыбельных песен ребёнку имеет большое значение в его музыкальном воспитании, в развитии творческого мышления, памяти, становление уравновешенной психики. В народных колыбельных песнях к ребёнку часто обращаются по имени, и это очень важно для общения с ним. На музыкальных занятиях малыши ласково и нежно поют простейшие колыбельные, пытаясь убаюкивать зайчиков, мишек и кукол. Эти эстетические впечатления, полученные ими с самого раннего детства останутся незабываемыми на всю их жизнь. А вот для того, чтобы вызвать у ребёнка радость, двигательное возбуждение, весёлый лепет, используются пестушки, – значит, нянчить, растить, носить на руках. Пестушки поются естественно и просто, сохраняя натуральный тембр голоса, его теплоту.

Пестушки, колыбельные песни играют огромную роль в духовном развитии человека, в его нравственно-эстетическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей земле и своему народу. Маленьким детям ещё не доступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что слышит и видит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребёнка со своим народом, я в своей работе использую народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки. Всё это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.

Детский фольклор отражает различные виды народного творчества ребёнка:

  • Заучивание потешек;

  • Заучивание стихов;

  • Народные игры, хороводы;

  • Чтение сказок;

  • Пение колыбельных.

  • С русскими народными потешками , песенками , стихами, сказками я начинаю знакомить детей уже с 1 младшей группы. Это такие стихи и потешки , как: «Катя маленька » , «Идёт коза рогатая», “Петушок”, “Ладушки”, “Зайка”, “Солнышко”, “Сорока – сорока”, «Ваня -простота», «Огуречик-огуречик», «Из-за леса из-за гор» и др

  • С песенками и пестушками знакомлю с этого же возраста, это : «Баю-баюшки,баю», «Гули,гули,гуленьки», «Кисонька-мурысенька», «Наши уточки с утра», «Пошёл котик на Торжок» и др.

  • С этого же возраста знакомлю детей со сказками : «Козлятки и волк»,

  • «Теремок», «Маша и медведь», «Колобок».

  • С детьми младшей группы начинаем водить хороводы, играть в народные игры, такие как : «Зайка», «Ходит Ваня», «Танец с платочками», «Весёлые ножки» и др.

  • Они для детей в возрасте от двух до трёх лет просты и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту очень лаконичны, построены на повторе, не требуют быстрого темпа, исполняются неторопливо, с хорошей дикцией. Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребёнка. Народные естественны и потому легки для восприятия и запоминания, а возможность собственного исполнения доставляют малышам настоящую радость. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения. Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры.

Основываясь на своём опыте, могу сказать, что знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус.

Источник

Винокурова Надежда

Детский фольклор и его влияние на развитие и воспитание детей

Детский фольклор и его влияние на развитие, и воспитание детей

.

Жизнь наших детей тесно связана с нашей жизнью, жизнью взрослых. Но у каждого ребенка есть обязательно свое видение мира, в зависимости от возраста и психического развития. Можно сказать, что рассуждения детей носят практически-чувственный характер. В первую очередь – это первая связь, которая соединяет его с миром. Дети, в младшем возрасте все многообразие мира воспринимают не так как мы. Мы взрослые мыслим словами, а дети предметами, которые окружают их. Их мысли связаны с определенными, конкретными образами. Особенности детской психики определяет выбор поэтических образов, то есть полный состав фольклора для детей. Произведения, которые мы приобретаем из поколения в поколение, приобретают форму, содержание, они более соответствуют детской эстетике.

Благодаря детскому фольклору мы можем определить возрастную психологию, разные вкусы детей в художественных произведениях, их творческие возможности.

В специфики детского фольклора есть ряд аспектов, их нельзя не учитывать в полном объеме, изучить всю функциональность и его содержание. К детскому фольклору относят не только быт детской среды, но поэзию повествования взрослых, которая предназначается для детей. А это в корне меняет объем и специфику всего понятия «детский фольклор». Нет границ видимых отличий фольклора взрослых от детского фольклора. Поэтому многие художественные произведения можно отнести как к одним, так и к другим. В детских сказках и для взрослых, сюжеты во многом схожи, но в таких случаях меняется художественный стиль.

Детский фольклор представляет такую специфическую область творчества народа,которая объединяет два мира: мир детей и мир взрослых. То есть это целая система различных фольклорных жанров: от музыкальных до поэтических.

В разных детских песнях, играх мы можем различить события, которые давно забыты нашей памятью. Именно благодаря детскому фольклорумы можем лучше представить: жизнь, быт, культуру наших предков. Детские забавы являются подражанием наших дел. А это говорит о том, что наши дети готовятся к жизни, в которую входят хозяйственно-бытовая деятельность, а также социальная жизнь народа.

Пословицы, песни, сказки, различные обряды дают эстетическое наслаждение и детям и взрослым. В них собран полный объем необходимой жизненной информации. Так в сказках показана жизнь людей, мораль, любовь. А в воспитании детей мы используем в своих выражениях пословицы и поговорки. Глубокое знание психологии разного детского возраста дает возможность для создания различных жанров фольклора: колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки детские сказки и так далее.

Мы хорошо понимаем, что в первые годы жизни организм ребенка занят собственным созиданием. В этот период происходит только удивительное. Через год после рождения ребенок начинает радоваться колыбельным песням, а потом и сам начинает лепетать свои первые слова. Детское психическое и физическое развитие развивается с очень высокой скоростью. Мы понимаем, что для наших детей важны именно песни: светлые, умиротворяющие, монотонные. Проанализировав колыбельные песни можно сказать, что круг лиц-поэтов, явлений и предметов очень узки. В песни входило только то, что дети воспринимали органами чувств. Через колыбельные песни дети осваивали первый свой словарный запас, без которого познание окружающего и развитий детского мышления невозможно. Колыбельная песня является элементом повседневного быта. Наряду с колыбельными песнями, забавы детей и взрослых являются потешки. Специфика потешек заключается в том, что в них можно использовать различные части тела, как ребенка, так и взрослого человека. Многие потешки по своему составу очень схожи с колыбельными песнопениями, но по характеру, форме исполнения совершенно разные. Монотонная песня действует на ребенка успокаивающе, а потешка в свою очередь веселит, приносит радость. Слова в потешках обязательно сопровождаются игрой, они не только поются, но и сказываются. Потешки выполняют ту роль, которая готовит ребенка к познанию окружающего мира в процессе игры, благотворно воздействующая на умственную и физическую подготовку, эстетическо-нравственное воспитание. Круг явлений и предметов в потешках шире, чем в каких либо других жанрах детского фольклора. Так как дети через смех, юмор, побуждают интерес к окружающему миру.

Но жанр потешек сменяется прибаутками. Дети очень любят небольшие смешные рассказы и выражения, стишки-песенки. Специфика прибаутки заключается в том, что она преображает маленький мир ребенка в бесконечно-разнообразный мир. Мир социальных проблем, классовых отношений и многое другое, которые в будущем ребенка будут жизненно необходимыми. Прибаутка – это прежде всего эстетическое произведение, которое удовлетворяет всем требованиям для детской радости. Также воображение наших детей настолько богато, что способствует хорошему умственному развитию. В прибаутках кошка может шить ширинку, таракан дрова рубить, ворон играть во трубу и много другое. Художественная структура прибауток позволяет ребенку дать знания и обеспечить их запоминание, их сложности, а также способствует усвоению ритма в художественных произведениях.

Сказки в свою очередь можно разделить на три группы: 1) сказки взрослых для детей; 2) сказочные импровизации детей; 3) сказки взрослых ассимилированные детьми. Именно сказки созданные специально для детей являются основным фондом жанра детской сказки. Сказки хорошо развивают фантазию детей. Объем информации в сказках увеличивается с возрастом наших детей. Сказками мы можем преподать основные формы нравственности, обычаи, законы, взаимоотношения в окружающем нас мире. Сказки для детей мы преподносим в занимательной форме. Дети, так же как и взрослые при чтении художественных произведений увлекаются сюжетом, его стремительным развитием. Мир сказок очень богат, разнообразен и благотворно влияет на воспитание детей.

Таким образом, каждый из жанров детского фольклора имеет свою систему, форму воздействия на развитие детей. Фольклор помогает формировать у детей нравственно-эстетическое воспитание, воспитывает чувство юмора, красоты, слова. Детский фольклор затрагивает интересы, потребности каждого детского возраста, он занимателен тем, что связывает детский быт и их повседневной жизненной деятельностью. Наблюдая за детьми дошкольного возраста можно с уверенностью сказать, что интерес к детскому фольклору не исчезает, не смотря на современные детские произведения и так далее. Детский фольклор является ценным средством в воспитании детей, именно он содержит в себе чистоту морали, физическое совершенство, духовное богатство.

Источник