Влияние болезни на рост и развитие ребенка

Влияние болезни на рост и развитие ребенка thumbnail

Нарушения роста у детей – группа заболеваний различной этиологии, сопровождающихся отклонением показателей физического развития ребенка от возрастных норм. Чаще проявляется задержкой роста, намного реже встречаются заболевания, приводящие к ускоренному росту. Нарушения роста у детей почти всегда сопровождаются симптоматикой со стороны сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта (в зависимости от этиологии). Проводится оценка физического развития на основании специально разработанных таблиц, а также комплексная лабораторная диагностика. Лечение этиотропное, применяется заместительная гормональная терапия, нейрохирургические и другие операции.

Общие сведения

Нарушения роста у детей сопутствуют огромному числу различных эндокринных и соматических заболеваний. Трудности своевременной диагностики и дорогостоящая гормональная терапия ставят проблему физического развития ребенка на одно из первых мест в педиатрии. Кроме того, заболевания данной группы оказывают непосредственное влияние на демографическую ситуацию в будущем. Особую опасность представляют задержка внутриутробного развития и врожденные эндокринные патологии, при которых своевременная коррекция практически невозможна, и по этой причине ребенок остается низкорослым. Нарушения роста у детей способны в определенной степени снижать качество жизни уже взрослого человека, а также часто отражаются на фертильности в будущем.

Нарушения роста у детей

Нарушения роста у детей

Причины и классификация нарушений роста у детей

Часть заболеваний связана с эндокринными нарушениями. Это могут быть патологии метаболизма соматотропина, его недостаточное или избыточное образование либо изменение чувствительности периферических рецепторов к данному гормону. Расстройства обмена гормона роста могут быть вызваны опухолями гипоталамо-гипофизарной области, генетическими дефектами каких-либо ферментов, участвующих в образовании соматотропина и т. д. Кроме того, нарушения роста у детей встречается при патологиях обмена других гормонов, в частности, гормонов щитовидной железы, надпочечников, половых гормонов и некоторых центральных гормонов, таких как АКТГ и рилизинг-факторы.

Некоторые соматические патологии тоже могут являться причиной нарушений роста у детей. Прежде всего, это группа скелетных дисплазий и хромосомных заболеваний, сопровождающихся низкорослостью. Патологии почек, печени и желудочно-кишечного тракта также иногда сопровождаются задержкой роста. Обычно это связано с недостаточностью питания (нерациональная диета, голодание) или усвоения пищи. Вместе с тем, печень опосредованно участвует в процессе роста ребенка, поскольку именно здесь под влиянием соматотропного гормона образуются инсулиноподобные факторы роста, которые напрямую воздействуют на клетки-мишени, запуская анаболические реакции.

Существует два основных принципа, на основе которых все нозологии делятся на подгруппы. Первый принцип количественный, в этом случае говорят либо о задержке роста, либо о преждевременном и ускоренном росте. Второй принцип связан с причинами патологий. В соответствии с ним различают нарушения роста эндокринного и соматического генеза. В структуре общей заболеваемости существенно превалирует последняя подгруппа. Кроме того, к нарушениям роста у детей относятся некоторые наследственные формы патологии, например, семейная низкорослость.

Симптомы нарушений роста у детей

Стоит отметить, что задержка роста встречается гораздо чаще, нежели ускоренный рост и развитие. В случае задержки внутриутробного развития сразу после рождения ребенка можно заметить, что параметры его физического развития в той или иной степени отстают от нормы. Однако чаще заподозрить нарушения роста у детей можно примерно с 3-4 лет, когда есть возможность проследить динамику роста. Как правило, с этого времени отставание определяется не только педиатром, но и родителями малыша. Это может быть пропорциональная задержка роста (туловище и конечности равномерно отстают в размерах от возрастной нормы) и диспропорциональная форма (конечности либо короткие, либо длинные по отношению к туловищу).

Хромосомные синдромы, в клинике которых присутствуют нарушения роста у детей, также проявляются специфическими изменениями внешности (например, синдром Дауна или синдром Шерешевского-Тернера). Дополнительная симптоматика характерна для всех соматических заболеваний, отражающихся на физическом развитии ребенка. При пороках развития сердечно-сосудистой системы выявляется цианотичность кожных покровов и другие признаки, нарушения подтверждаются по данным ЭКГ. Патологии желудочно-кишечного тракта сопровождаются диспепсическими явлениями, изменением стула, вздутием живота и другими симптомами.

Что касается эндокринных заболеваний, то нарушения роста у детей также не являются единственным их проявлением. Если изменения связаны с вырабатываемым гипофизом соматотропным гормоном, показатели роста будут заметно отклоняться от возрастных норм, в отличие от других заболеваний, при которых это может быть не так очевидно. Недостаточность гормональной функции щитовидной железы, помимо низкорослости, проявляется характерной вялостью ребенка, низким артериальным давлением и брадикардией, при гиперфункции железы симптомы противоположны, рост ускорен.

Половые гормоны в некоторой степени потенцируют физическое развитие ребенка. Они участвуют в образовании ядер окостенения и закрытии зон роста в эпифизах костей по окончании пубертатного периода. Таким образом, врожденные и приобретенные заболевания надпочечников, а также дефекты метаболизма половых гормонов неизбежно ведут к нарушениям роста у детей. В некоторых случаях задержка роста может быть связана с сильным психоэмоциональным стрессом. Кроме того, конституциональные особенности также играют роль в физическом развитии. У таких детей в семейном анамнезе обычно есть указание на задержку роста, чаще по отцовской линии.

Диагностика нарушений роста у детей

Существуют определенные нормативы, на которые педиатр ориентируется при оценке физического развития ребенка, в частности – центильные таблицы, содержащие количественные границы роста, веса и других показателей для детей разных возрастов. Если показатели пациента на протяжении одного-двух лет выходят за рамки, указанные для конкретного возраста, можно говорить об ускорении или задержке физического развития. Соответствие определенной колонке центильных таблиц в целях диагностики нарушений роста у детей всегда оценивается на протяжении нескольких лет.

Разработаны алгоритмы, на основании которых проводится дифференциальная диагностика причин нарушений роста у детей. Необходимость в них возникает в связи с тем, что исследование функции гипофиза является дорогостоящим и представляет серьезную нагрузку на организм ребенка, поэтому выполняется только по строгим показаниям. На начальном этапе исключают любые соматические патологии, способные вызывать нарушения роста у детей.

Проводят ЭКГ и ЭхоКГ-диагностику для оценки состояния сердечно-сосудистой системы. Патологии желудочно-кишечного тракта диагностируют на основании результатов биохимического анализа крови, абдоминального УЗИ и рентгенологического исследования (по показаниям).

Далее выполняют лабораторное исследование функции щитовидной и других периферических желез, поскольку технически периферические железы исследовать проще, чем центральные. Определяют уровень тироксина, глюкокортикоидов, половых гормонов. Это позволяет обнаружить возможное снижение или повышение функции какой-либо из этих желез внутренней секреции и начать соответствующую терапию. Если у ребенка не выявлено отклонений от нормы, осуществляют скрининг дефицита или избытка соматотропного гормона и инсулиноподобных факторов роста. Помимо лабораторной диагностики, на данном этапе проводят определение костного возраста (R-грамма кисти и лучезапястного сустава), МРТ головного мозга ребенку и исследование кариотипа.

При подозрении на нарушения роста у детей, связанные с метаболизмом соматотропина, выполняют однократное измерение уровня его базальной секреции, а также несколько стимуляционных тестов. Дефицит соматотропного гормона подтверждается при уровне стимулированной секреции ниже 7 нг/мл. Концентрация 7-10 нг/мл свидетельствует о частичном дефиците соматотропина. Такой результат обычно говорит в пользу точечной мутации гена гормона роста. Наряду с этим проводится определение концентраций пролактина и тиреотропного гормона, поскольку при некоторых опухолях и генетических мутациях имеет место множественная недостаточность гипофизарных гормонов. Тесты высокоинформативны и позволяют врачу определиться с тактикой лечения.

Лечение и прогноз нарушений роста у детей

Проводится этиотропная терапия заболеваний. Если нарушения роста у детей связаны с гормональными причинами, назначается заместительная гормональная терапия, либо используются антагонисты гормонов, которые синтезируются в избыточном количестве. Для лечения соматотропной недостаточности применяется синтетический соматотропин. Большинство гормонопродуцирующих опухолей можно удалить хирургическим путем. Как правило, рецидивы подобных новообразований встречаются редко. Нарушения роста у детей с соматическими заболеваниями корригируются по показаниям, однако в большинстве случаев лечение основного заболевания приводит к нормализации физического развития. Всем детям обязательно назначается полноценная диета и витаминотерапия.

Прогноз чаще благоприятный. В большинстве случаев удается компенсировать недостаточность соматотропного и других гормонов. Одним из важнейших факторов успешного лечения является своевременная диагностика нарушений роста у детей, а она очень часто невозможна ввиду слабой выраженности отклонений от нормы либо присутствия других, более опасных симптомов. Малейшая задержка в терапевтической коррекции физического развития может привести к резкому снижению чувствительности организма к лечению. Кроме того, некоторые причины нарушений роста у детей, например, хромосомные заболевания, устранить невозможно.

Источник

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней.

Влияние различных факторов на рост

А. генетический (свыше 100 генов отвечают за конечный рост человека, поэтому наследственные или конституционные факторы очень важны. То есть, если оба родителей низкого роста, то не стоит надеяться, что малыш вырастет высоким и, наоборот, у высоких родителей – высокие дети).

Б. гормональный (рост в значительной мере предопределен определенной концентрацией многих гормонов, главным из которых является соматотропин, который так и называют гормоном роста, гормоны щитообразной и надпочечников. Поэтому любые эндокринные нарушения обычно сопровождаются патологией роста.

В. деятельность эндокринных желез регулируется соответствующими центрами мозга. Поэтому любые нарушения головного мозга, в том числе во время родов, травм, инфекционных заболеваний мозга и тому подобное, тоже могут непосредственно влиять на нарушение роста.

Г. хронические заболевания влияют на рост ребенка, если сопровождаются тяжелыми нарушениями функций почек, сердца, легких, пищеварительного тракта. Такие заболевания, как хронический тонзиллит, холецистит, обычно не влияют на рост ребенка. Но, с другой стороны, они могут стать причиной ухудшения аппетита, который тоже негативно влияет на рост, особенно в раннем возрасте.

Д. неполноценное и нерациональное питание ребенка.

Е. психосоциальный фактор (отсутствие любви к ребенку и беспокойства о нем снижает выработка гормона роста, и малыш будет расти медленно). (Например, в детских домах, особенно где находятся дети в возрасте до 3 лет, наблюдается около 20% детей с задержкой роста).

Влияние различных факторов на развитие детского организма

А. медико-биологические факторы риска периода беременности и родов матери: возраст родителей на момент рождения ребенка, хронические заболевания у родителей, острые заболевания у матери во время беременности, прием в течение беременности различных препаратов, психотравмы во время беременности, осложнения беременности (особенно гестозы второй половины беременности) и родов и пр.

Б. факторы риска раннего детства: масса тела при рождении, характер вскармливания, отклонения в состоянии здоровья на первом году жизни и пр.

В. факторы риска, характеризующие условия и образ жизни ребенка: жилищные условия, доход и уровень образования родителей (в первую очередь матерей), курение родителей, состав семьи, психологический климат в семье, отношение родителей к реализации профилактических и лечебных мероприятий и пр.

Комплексная оценка состояния здоровья. Группы здоровья: критерии, лежащие в основе разделения детей на группы здоровья.

Комплексная оценка состояния здоровья

Комплексную оценку состояния здоровья ребенка проводят при первичном посещении ребенка после выписки ее из роддома, чтобы получить представление об исходном уровне состояния здоровья. В дальнейшем оценку состояния здоровья детей 1-го и 2-го годов жизни проводят ежеквартально, детей 3-го года – в конце каждого полугодия. При нескольких диагнозах группу здоровья устанавливают с основным заболеванием. В процессе наблюдения за ребенком группа здоровья может меняться в зависимости от динамики уровня состояния здоровья.

Группы здоровья: критерии, лежащие в основе разделения детей на группы здоровья

А. ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ. К данной группе относятся дети, не имеющие хронических заболеваний с соответствующим возрастом, редко болеющие

Б. ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ С МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ. У детей отсутствуют хронические заболевания, но имеются отклонения морфологического и функционального характера (близорукость, плоскостопие), часто болеющие

В. ДЕТИ, БОЛЕЮЩИЕ ХРОНИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ В СТАДИИ КОМПЕНСАЦИИ. Дети, которые, несмотря на наличие хронических заболеваний, редко болеют острыми заболеваниями, хорошо себя чувствуют

Г. ДЕТИ, БОЛЕЮЩИЕ ХРОНИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ В СТАДИИ СУБКОМПЕНСАЦИИ. Дети с хроническими заболеваниями, часто болеющие

Д. ДЕТИ, БОЛЕЮЩИЕ ХРОНИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ В СТАДИИ ДЕКОМПЕНСАЦИИ. Дети с хроническими заболеваниями, организм которых не может собственными силами исправить повреждения

Физическое развитие как важный показатель состояния здоровья детей.

Физическое развитие – это важный показатель состояния здоровья детей. Для определения физического развития используются наиболее стабильные показатели, которые можно определить самыми простыми методами с наибольшей точностью (рост служит суммарным показателем процессов, происходящих в организме; масса тела отражает развитие костно-мышечного аппарата, внутренних органов; окружность грудной клетки характеризует состояние грудных с спинных мышц и состояние грудной полости).

Существует несколько групп методов определения физического развития:

А. антропометрические (рост, масса тела, окружность головы и грудной клетки)

Б. физиологические (частота сердечных сокращений, артериальное давление)

В. динамометрические (мышечная сила рук или туловища, быстрота реакций, выносливость, ловкость)

Г. соматоскопические (степень жироотложения, осанка, форма стопы и ног, пропорции тела, уровень полового созревания)

Уровень физического развития тесно связано с психическим развитием.

Понятие о школьной зрелости и методах её оценки. Индивидуальный подход к детям в зависимости от уровня школьной зрелости. Подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе (задачи воспитателя).

Школьная зрелость – это такой уровень развития способностей и здоровья ребенка, при котором требования систематического обучения, нагрузки, школьный режим жизни не будут чрезмерно обременительными для ребенка и не окажут отрицательного воздействия на его соматическое и психическое здоровье. Определение школьной зрелости необходимо для установления оптимального возраста начала школьного обучения, разработки индивидуального подхода в обучении, своевременного выявления возможных отклонений в развитии ребенка.

Методы оценки школьной зрелости

А. методы определения уровня морфологического развития ребенка

Б. методы оценки психофизического развития

В. методы оценки психических функций и мотивационной, личностной сферы ребенка

Индивидуальный подход к детям в зависимости от уровня школьной зрелости

Проявляя чуткость и внимание к каждому ребенку, воспитатель должен учитывать его индивидуальные особенности, от которых зависит реакция на то или иное педагогическое воздействие. Он стремится своевременно скорректировать поведение ребенка, помогает преодолеть отдельные негативные черты, которые могут осложнить привыкание к новым условиям школьного обучения.

С позиции предстоящего школьного обучения очень важно, чтобы найденная воспитателем эффектная тактика индивидуального подхода к детям получила свое дальнейшее развитие в семье и в соответствующем подходе к ним учителя.

В зависимости от темперамента ребенка необходим индивидуальный подход к нему. Требования должны соответствовать его возможностям.

Чаще всего у ребенка какие-то качества, значимые для обучения в начальной школе, сформированы лучше, какие-то хуже, что во многом как раз и определяется тем, кто же ребенок — мальчик или девочка. Иными словами мальчики и девочки 6-7 лет готовы школе весьма неодинаково, поэтом и проблемы обучения в начальных классах у них тоже разные.

Подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе (задачи воспитателя)

А. выработать у детей представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления у ребёнка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя)

Б. развить настойчивость, ответственность, самостоятельность, старательность. Их сформированность проявляется в стремлении ребёнка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия

В. воспитать у дошкольника опыт деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоить способы активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (уметь оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки)

Г. сформировать у детей навыки организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребёнка, делает дошкольника более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам



Источник