Влияние английского языка на развитие ребенка

Влияние английского языка на развитие ребенка thumbnail

В современном
мире в связи с глобальными, геополитическими, экономическими и
социокультурными изменениями к человеку предъявляются более жесткие
требования. Возрастает потребность свободно общаться на иностранном
языке, а иногда даже на нескольких. Изменился способ и объем
восприятия информации, поэтому необходимо изменить и подходы к
обучению. Существует мнение, что раннее
обучение иностранным языкам усложняет содержание дошкольного
образования, и вредно, так как лишает ребенка детства. Однако
исследования показали, что изучение иностранных языков, при
правильной организации занятий, развивает детей, повышает их
образовательный и культурный уровень.

Уже доказано, что
раннее изучение иностранных языков не только ускоряет процесс
формирования иноязычной коммуникативной компетенции, но также
положительно влияет на общее развитие ребенка. Следует отметить, что
под ранним обучением иностранного языка понимается обучение,
осуществляемое на основе интуитивно-практического подхода в период с
момента рождения ребенка до его обучения в школе.

Обладая высокой
пластичностью функций мозга и психики, дети имеют большие
потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от
воспитания и обучения окружающих взрослых. Поэтому, их необходимо
начинать развивать в самых разных направлениях с первых дней жизни.

В институте в Филадельфии (США) под
руководством известного в Штатах врача Гленна Домана доказали, что
самое эффективное обучение происходит в период роста мозга. Поэтому
научить чему-либо маленьких детей, намного легче. A способность
овладения речью наследуется ребенком с момента рождения и проявляется
уже с первых лет жизни. Ребенок мог бы заговорить сразу на нескольких
языках, если бы воспитывающие его люди, образовали для него
(искусственно или естественно) разные языковые среды. Потом детям
постарше становится труднее овладеть иностранными языками. Дело в
том, что к шести годам ребенок свободно владеет речью на родном
языке, беспрепятственно общается с окружающими его людьми, а
уникальные свойства, присущие механизму способности заговорить,
застывают, так как они уже обеспечили жизнеспособность организма в
среде и их назначение для организма исчерпано. И усвоение
иностранного языка происходит в процессе целеустремлённого обучения
больше на основе действия таких функций как память, мышление, воля.

Кроме того, замечено что, ребенок,
который рано научился какой-либо деятельности (в том числе и рано
начал изучать иностранный язык), если продолжает эти занятия, любит
учиться, легко занимается сам и никогда не мучается от безделья и
скуки. Так у ребенка формируется положительная учебная мотивация.

Следует упомянуть полемику на тему:
«способствует ли изучение иностранных языков улучшению
произносительных навыков на родном языке». Некоторые логопеды,
психологи, считают, что для развития речевой функции, а именно для
разработки артикуляционного речевого аппарата ребенка, ему необходимо
заниматься иностранным языком. Важно избежать смешения в языке
ребенка иностранного и русского произношения, поэтому в случае
нарушении речи следует отложить изучение другого языка.

Доказано, что лучше всего дети
запоминают слова, называющие то, что им интересно и имеет для них
эмоциональную значимость. Эмоциональный фактор вообще имеет большое
значение в процессе обучения иностранному языку.

Эмоциональность легко соединяется с художественностью.
На уроках иностранного языка в детском саду так же часто и успешно
создается художественная среда. Театральная, музыкальная,
литературная или другая деятельность детей при обучении иностранному
языку не только вызывает их неподдельный интерес и желание к
обучению, но также оказывает положительное воздействие на развитие их
личностных особенностей [4].

По мнению психологов, таких как Л.C. Выгодский, Л.В.
Щерба, изучение иностранного языка благоприятно влияет на развитие
родной речи. Длительное экспериментальное обучение иностранному
языку, проводившееся коллективом лаборатории обучения иностранным
языкам НИИ общего и среднего образования РФ, подтвердило
положительное влияние предмета на общее психическое развитие детей,
на выработку у них способов адекватного поведения в различных
жизненных ситуациях, на лучшее владение родным языком. Наиболее
благоприятным периодом для начала обучения иностранным языкам
психологи определяют возраст с 2 до 8 лет.

Это далеко не полный список
положительных результатов раннего изучения иностранного языка.
Необходимо всегда помнить, что главным принципом в любом обучении
является его гуманистическая направленность.

Существует
множество мнений по поводу того, какой именно следует выбрать способ
обучения малышей иностранному языку. Одним из наиболее актуальных и
действенных является преподавание ино­ст­ранного языка в
игровой форме.

Крупнейший теоретик игровой
деятельности Д.Б. Эльконин выделяет в иг­ре четыре важнейшие для
ребенка функции: средство развития моти­ва­ци­онно-потребностной
сферы; средство познания; средство развития умствен­ных действий;
средство развития произвольного поведения. Игровая деятельность
оказывает влияние на развитие внимания, памяти, мышления,
во­ображения [7].

Итак, игра
является инструментом преподавания, активизирующим мыслительную
деятельность детей. Учебный процесс посредством игры становится
привлекательнее и интереснее, заставляет волноваться и переживать,
что формирует мощный стимул к овладению языками.

Вопросами методики преподавания
иностранного языка с использованием иг­ровой деятельности на
начальном этапе занимались Г.В. Ро­гова и И.Н. Верещагина, Е.И.
Пассов, Д.Б. Эльконин, Е.И. Негневицкая и другие ученые, методисты и
психологи.

Проблема поиска организации обучения на среднем и
старшем этапах на­шли отражение в работах Н.А. Салановича, В.В.
Андриевской и других авторов.

Однако еще недостаточно изучена
проблема специфики организации учебного процесса с включением игровой
деятельности на раз­лич­ных этапах обучения –
начальном, среднем и старшем. Важнейшим условием эффективности
учебных игр является строгий учет возрастных психолого-педагогических
особенностей учащихся.

Например, при обучении
иностранному языку маленьких де­тей необходимо принимать во
внимание такие особенности, как пытливость и любознательность. Также,
важно пом­нить, что им трудно в течение длительного времени
удерживать внимание на одном виде деятельности. Поэтому их
деятельность на занятиях должна быть разнообразной, эмоционально
насыщенной. Многие методисты полагают, что в дошкольном возрасте цель
обучения успешнее достигается при иг­ро­вой мотивации и при
оценке поведения со стороны сверстников.

Ролевой игрой дети овладевают к
третьему году жизни, знакомятся с че­ловеческими отношениями,
открывают у себя наличие переживаний. У детей формируется воображение
и символическая функция сознания, которые поз­во­ляют им
переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в
собственных чувствах, формируются навыки их культурного выражения. И
это позволяет им включаться в коллективную деятельность и общение. В
результате освоения игровой деятельности в дошкольном воз­рас­те
формируется готовность к учению.

Читайте также:  Роль мяча в развитии ребенка

Игры можно использовать при
введении и закреплении лексики, для формирования умений и навыков
устной речи. Именно в процессе игровой деятельности создаются условия
для естественного общения детей.

Итак, следует выделить следующее:

– игру можно включать в том или
ином виде в занятия по иностранному языку;

– проведение игр на уроках
иностранного языка позволяет реализовать воспитательные цели
обучения. Задача преподавателя – научить культуре игры и
культуре поведения вообще;

– разработка и внедрение игр в
процессе обучения способствует более успешному решению основных задач
обучения устной речи на разных этапах обучения иностранному языку.

Так же очень часто на уроках
иностранного языка с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
используют проектные методики. В европейских
языках слово “проект” заимствовано из латыни: причастие
projectus означает “выброшенный вперед”, “выступающий”,
“бросающийся в глаза”. Применительно к уроку иностранного
языка, проект – это специально организованный учителем и
самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий с созданием
творческого продукта. Таким образом, метод проектов – это
совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решать
ту или иную проблему в результате самостоятельных действий детей с
обязательной презентацией результатов. Ниже
приведены
несколько
примеров проектной методики, с
помощью которых в процессе обучения иностранному языку можно достичь
сразу нескольких целей – расширить словарный запас учащихся,
закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке
праздничную атмосферу, украсив кабинет иностранного языка красочными
работами детей.

№1. My
Favourites. Дети могут подготовить дома материал (вырезки из
журналов, рисунки) иллюстрирующие их интересы, увлечения и т. п. В
течение урока на цветной бумаге они оформляют странички альбома и
рассказывают о том, что любят (о любимом цвете, спорте, городе, и т.
д.)

№2. Picture poem. Детям можно предложить нарисовать
картину-стихотворение, так чтобы форма была созвучна со смыслом.

№3. Washing
Line. Дети рисуют одежду, пишут на своих рисунках названия и затем
развешивают одежду на веревку с помощью прищепок.

Работу
над проектами можно строить как в группах, так и индивидуально.
Следует отметить, что метод проектов формирует у детей готовность
работать в коллективе, принимать ответственность за выбор и разделять
ее с членами коллектива, анализировать результаты деятельности.

Таким образом, использование
разнообразных педагогических приемов и знаний особенностей
направленности личности детей позволяют преподавателю сделать процесс
обучения иностранному языку более эффективным.

Конечно, исследования по влиянию изучения иностранного
языка на общее развитие детей нельзя считать завершенными, но с
полной уверенностью можно утверждать, что изучение иностранного языка
не оказывает отрицательного влияния на формирование личности ребенка.
Скорее, опираясь на результаты экспериментальных исследований, можно
говорить о положительном влиянии иностранного языка на развитие
детей.

И цель педагога в данной ситуации
сделать процесс более приемлемым для детей. Доводов в пользу раннего
обучения иностранным языкам вполне достаточно, дело только за
инициативными, компетентными и увлеченными своей работой учителями,
родителями, осознающими значение образования и развития своих детей.
И, конечно, государству необходимо осуществлять политику в пользу
своих юных граждан, а значит своего будущего.

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Психологические
особенности усвоения второго языка младшими школьниками //
Иностранные языки в школе.- 1986.-№ 2.-С.24-27.

2. Баранников А.В. O введении
иностранного языка во 2 клaccaх начальной школы в условиях
эксперимента по обновлению структуры и содержания общего образования
в 2002/2003 учебном году // Иностранные языки в школе.- 2002.- №
2.-С.4-10.

3. Витоль A.Б. Нужен ли
дошкольникам иностранный язык? // Иностранный язык в школе, 2000, №
6.-С.24-25.

4. Комарова Э.П., Трегубова Е.Н.
Эмоциональный фактор: понятие, роль и формы интеграции в целостном
обучении иностранному языку // Иностранный язык в школе.- 2000.- №
6.-С.11-15.

5. Лазарева Е.В.
Раннее обучение английскому языку средствами искусства: воспитание
человеческой природы // Иностранные языки в школе.- 1996.-№
2.-С.42-50.

6. Уланова О.Б. Английский для
дошкольников: играем и учим, М., издательский центр «Академия»,
1998.

7. Эльконин Д.Б. Психология игры.
М.: Владос, 1999 г. – 360 с.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, ребенок, игровая деятельность, процесс обучения, язык, обучение, раннее обучение, родной язык, раннее изучение, устная речь.

Источник

Павловская Елена Владимировна,

Лапо Анна Анатольевна,

Ефимова Валерия Геннадиевна

МАДОУ детский сад №73 «Мишутка»

Белгородская область, г. Старый Оскол

Влияние раннего обучения английскому языку на психическое развитие ребенка дошкольного возраста

В настоящее время в связи с укреплением международных связей повысился интерес к раннему обучению детей иностранным языкам. Среди иностранных языков мира главное место занимает английский язык – а все потому, что он стал признанным международным языком.

        Не редко родители задаются вопросом, о том стоит ли обучать ребенка английскому языку, а особенно с раннего возраста. Бытует мнение, что раннее обучение английскому языку усложняет содержание дошкольного образования, а также негативно сказывается на развитии родного языка. Однако еще Л.С. Выготский доказал что изучение второго языка оказывает благоприятное влияние на развитие родной речи. Многолетнее экспериментальное обучение иностранному языку, подтвердило «благотворное влияние предмета на детей: на их общее психическое развитие (память, внимание, воображение, мышление), на выработку у детей способов адекватного поведения в различных жизненных ситуациях, на лучшее владение родным языком, на речевое развитие детей в целом».

Обучение иностранному языку предполагает развитие у дошкольников творческой самостоятельности, умения трудиться в коллективе, формирование навыков межличностного общения, навыков самоконтроля, воспитание положительного отношения к выполняемой деятельности.

Какой возраст наиболее благоприятен для начала занятий? Есть данные о том, что ребенок овладевает иностранным языком легче, чем взрослый. Длительность сенситивного периода характеризуется разными авторами неодинаково: Пенфильд и Робертс определяют его с 4 до 8 лет, Элиот – с 1,5 до 7 лет. Физиологи считают, что «существуют биологические часы мозга». Ребенок до девяти лет – это специалист в овладении речью. После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. Самый благоприятный возраст 5 – 8 лет, когда система родного языка ребенком уже достаточно хорошо усвоена, а к новому языку он относится сознательно. Если методическая система построена достаточно грамотно с лингводидактической и психолингвистической точки зрения, то успех в овладении предлагаемым ограниченным языковым материалом и создание необходимых предпосылок для дальнейшего усвоения любого иностранного языка обеспечен практически всем детям.

Читайте также:  Развитие сигнальной системы у ребенка

При организации занятий по английскому языку формы обучения должны быть направлены на воспитание интереса к предмету, развитие коммуникативных навыков ребенка, умение выразить себя, а не на усвоение как можно большего количества английской лексики. Для того чтобы дошкольник мог использовать лексику осмысленно, необходимо уделять особое внимание качеству владения материалом.

Создание доброжелательной атмосферы в группе детей, умение их бережно относиться к своим сверстникам, проявлять доброту и внимание – необходимое условие успешного выполнения любого задания в процессе обучения. Доброе, внимательное отношение взрослого избавит его от многих огорчений и ненужных переживаний, избежать стрессов.

Подводя итоги вышесказанного, можно утверждать, что изучение иностранного языка не оказывает отрицательного влияния на формирование личности ребенка, а наоборот способствует его психическому и речевому развитию.

Если стараться организовывать детям эмоциональное восприятие явлений, помогать осознавать полученные впечатления, то процесс обучения английскому языку принесет им радость, будет способствовать формированию любви к обучению, своему дому, краю, всему живому.

Источник

УДК 37.032

ОСОБЕННОСТИ РАННЕГО ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Соленова Регина Ильинична

к. п. н., доцент

Тавасиева Эмма Артуровна

Магистрант

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»

Аннотация: В данной статье рассматривается взаимосвязь развития коммуникативно-речевых способностей со степенью усвоения иностранного языка детьми дошкольного возраста. Особое внимание уделено важности раннего обучения, а так же особенностям работы с детьми. Представлены рекомендации по методике обучения детей в условиях дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: иностранный язык, раннее обучение, дошкольный возраст, психологические процессы, коммуникация.

FEATURES OF EARLY FOREIGN LANGUAGE LEARNING AND ITS INFLUENCE ON THE DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS

Solenova Regina Ilinichna

Tavasieva Emma Arturovna

Abstract: the article considers the relation between the development of communication and speech abilities in preschool children and teaching them foreign languages. A considerable attention is paid to the importance of early learning, as well as the features of working with children. Moreover some recommendations are given on the children´s education.

Key words: foreign language, early education, preschool age, psychological processes, communication.

Язык – основа нашей коммуникации. Овладевая им с раннего возраста, человек получает возможность удовлетворять свою потребность в выражении мыслей, эмоций, накоплении и передаче информации в устной форме [1].

Иностранный язык в дошкольном возрасте оказывает благоприятное влияние на развитие речевой культуры ребенка, его кругозора, улучшает общее психическое развитие ребенка. Именно поэтому значительная роль отводится обучению иностранным языкам, которое стало одним из приоритетных направлений в области иноязычного образования детей дошкольного возраста [2, c. 21].

Родной язык к 4 годам уже усвоен, отношение к новому языку в этом возрасте осознанное. Дошкольный возраст характеризуется малым количеством штампов речевого поведения, благодаря чему не составляет сложности иначе «кодировать» свои мысли, отсутствуют особые трудности при коммуникации на иностранном языке.

Работа с детьми дошкольного возраста – это довольно непростой процесс, требующий особого подхода, не похожего на обучение школьников и взрослых. Иностранный язык дошкольниками воспринимается как нечто новое, неизведанное, интересное открытие. Их познание окружающей действительности только начинается. Дети 3-7 лет наиболее чувствительны к лингвистическим явлениям, они заинтересованы в понимании своего речевого опыта, секретов, таящихся в языке. Дошкольникам интересны различные способы выражения мысли, им интересен язык как способ общения, также их интересуют слова, характерные для данного языка.

Неприязнь и отвращение к иностранному языку могут спровоцировать методически ошибочно построенные формы обучения. Правильное знакомство с иностранным языком позволит достичь удивительных результатов: иностранный язык будет восприниматься наравне с родным языком, органично входя в выстроенную сознании ребенка систему знаний о мире. При условии грамотного структурирования методической системы практически все дети смогут овладеть предлагаемым языковым материалом, а также будут созданы необходимые предпосылки для усвоения и других иностранных языков в дальнейшем [2, c. 30].

Но обучение детей дошкольного возраста имеет свои особенности.

Джордж Штокер дает следующие советы для преподавания английского языка детям:

– привлекайте детей к практическим занятиям. Умы детей невероятно открыты, и они учатся, поглощая идеи и концепции напрямую. Дети должны активно участвовать. Поднимайте детей с их стульев и передвигайтесь. Пойте песни и играйте в игры;

– избегайте говорения в течение длительного времени, иначе уровень энергии в группе будет становиться все ниже и ниже. Объясните действие быстро, а затем перейдите к нему. Сохраняйте активность в детском коллективе. Если запланированная деятельность не удалась, продолжайте двигаться дальше. Для этого подготовьте заранее несколько дополнительных зданий. Детей постоянно нужно чем-то стимулировать;

– дети учатся, взаимодействуя друг с другом и с педагогом. Попытайтесь поговорить с каждым ребенком по отдельности в группе. Нужно также организовывать парную и групповую деятельность;

– повторение. Новая информация воспринимается и имеет смысл, когда она связана с информацией, которую уже изучили усвоенный материал в начале каждого учебного года;

– используйте то, что изучено в разных контекстах. Чем больше контекстов используется, тем лучше, чем более конкретная и «реальная жизнь» в контексте, тем лучше. Сделайте это реальным для детей, говоря о них и их жизни;

– хвала. Поощряйте и подбадривайте детей естественным образом. Обучение происходит, когда обучаемые мотивированы и уверены в себе [2, c. 20].

Читайте также:  Современные методы развития речи ребенка

А.А. Красюкова дополняет методику по обучению иностранному языку детей дошкольного возраста следующими рекомендациями:

– cложные конструкции должны избегаться, использовать простые структуры;

– не нужно заставлять детей заучивать длинные предложения на английском;

– нужно использовать наглядные средства для презентации слова;

– не стоит забывать, что стихотворения и песенки помогают запомнить слова лучше;

– детям нужна постоянная мотивация, поэтому каждое занятие должно быть путешествием в сказку, во что-то новое и интересное;

– нужно менять вид деятельности каждые 3-5 минут и включать игры с физической активностью [3, c.15].

Согласно собственным исследованиям, проводимым на базе МБДОУ «Детский сад №126» МО г. Краснодар, одной из главных практических целей обучения иностранным языкам является овладение детьми основ непосредственного общения.

В период обучения иностранному языку необходимо заложить основы для всестороннего развития коммуникативной компетенции, которая формируется во всех видах речевой деятельности.

Коммуникативная обстановка, необходимая для формирования навыков общения на иностранном языке, должна характеризоваться умственной и эмоциональной активностью общающихся, атмосферой дружелюбия, доверия и взаимопонимания. Этого можно достичь специальными играми, учетом социально-личностных факторов и факторов ситуативной ориентировки общения, а также коммуникативным поведением участников общения. Ситуативные факторы ориентировки предполагают пространственные и временные условия общения. 

Важно помнить, что уровень развития детей все еще недостаточен для самостоятельного решения многих проблем, возникающих в ходе их деятельности. Самостоятельность у них проявляется постепенно. Изучение новой информации детьми до 5 лет проходит во взаимодействии с другими людьми, особенно со взрослыми. Из этого следует, что самостоятельное обучение ребенка путем просмотра видео и прослушиванием иностранных слов, менее эффективны, чем обучение посредством реального общения и игры со взрослыми. Без помощи взрослых, способных поделиться своим опытом, направить в нужное русло ход обучения, способных помочь корректно поставить произношение слов, запомнить их смысл, никакие программы для самостоятельного изучения языка не дадут нужного результата.

Речемыслительные процессы занимают значимое место при обучении иностранному языку дошкольников, благодаря чему особую роль играет развивающий аспект обучения.

К одному из важных особенностей детей относится развитое непроизвольное запоминание того, что заинтересовало и вызвало эмоциональный отклик [4, c. 545]. Дети с легкостью запоминают короткие слова, кроме того, в первую очередь, в памяти сохраняются выполненные движения, а после пережитые чувства и эмоции, все это позже преобразуется в слова.

Механическая память развита лучше смысловой. Память дошкольников носит непроизвольный характер: легче усваивается то, что доступно, близко, эмоционально окрашено и зачастую смешно. Принимая во внимание особенности памяти детей, необходимо изучать стихи, песни, рифмы, загадки в непринужденной обстановке, позволяя им ходить, прыгать и играть.

Восприятие дошкольников ориентировано на сенсорные эталоны, к которым относят форму, цвет и величину. Это послужило развитию мультисенсорного подхода в обучении иностранному языку. Подобно тому, как дети усваивают свой родной язык через трехканальную систему восприятия: «слышу, вижу, делаю», на занятиях иностранного языка подключаются разные каналы, благодаря чему легче запоминается языковой материал. Так, при представлении новых слов, дети видят значение на картинке (либо видят реальный объект), слышат новое слово и включают его в ассоциативную память, изображая значение действием и жестом. Для успешного преодоления трудностей необходимо тщательное продумывание средств визуализации для дальнейшего их использования.

Дошкольный возраст, характеризуется подвижностью и неустойчивостью внимания. Дети не способны долго концентрироваться на одном предмете или задании, необходима постоянная смена деятельности, так как малыши внимательны только к тому, что интересно и ново. Его внимание непроизвольно. Для организации внимания детей используется частая смена действий.

Важным моментом в работе с детьми является разработка определенного стиля или традиции общения с детьми на иностранном языке, необходимо соблюдение определенной последовательности: приветственная песня, прощание, короткая зарядка, использование форм этикета на иностранном языке. Подобные «ритуалы» помогают детям настроиться на разговор на иностранном языке, дисциплинируют их, и переход на иноязычные реплики дается гораздо проще. Во время организованной образовательной деятельности лучше посадить детей на стулья вокруг себя или усадить их за стол, для них это может восприниматься как игра «В школу». Игра является не только любимым времяпрепровождением, но и ведущей деятельностью дошкольника [5, c.153]. Игра помогает включить воспитанников в образовательный процесс. В каждой игре есть правила, которые ребенок должен соблюдать, подчинять свою волю игровым задачам. Дети с энтузиазмом играют в ролевые игры. При распределении ролей им необходимо предоставлять свободу выбора, а при спорах и битвах за одну и ту же роль могут помочь английские считалочки. Ролевые игры способствуют адаптации детей к коллективу, к жизни взрослых.

Таким образом, обучение английскому языку дошкольников имеет свои особенности, которые основываются на психофизиологическом развитии детей данного возраста, поэтому оно должно существенно отличаться от обучения в начальной школе. На протяжении всего обучения необходимо сохранять единство форм и видов работ, при этом доминировать должна наглядность, образность и игровая направленность деятельности детей дошкольного возраста.

Список литературы

  1. Сацук А. П. Научные подходы к активизации речемыслительной деятельности – URL:https://www.brsu.by/sites/default/files/deutschlang/ Seminare /YiZ_2015/sacuk.

  2. Stocker G. Learning English with Laughter. – Ltd. publication , 2013.p.98.

  3. Красюкова А. А. Некоторые аспекты обучения иностранному языку детей дошкольного возраста – URL: https://www.prodlenka.org/doshkolnoe-obrazovanie/nekotorye-aspekty-obucheniia-inostrannomu-iazyku-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

  4. Рослякова Н.И. Разработка информационной образовательной среды как ресурс для индивидуализации образования / Н.И. Рослякова, А. Белогуров, О. Воленко, Л. Овчинникова, Ю. Поспелова – Development of Information Educational Environment as a Resource for Education Individualization // 2W0200-LSJ (Life Science Journal), 4 Life-VIP. – 2017. -11(12) – С. 542 – 546.

5. Соленова Р.И. Подвижные игры как средство формирования наглядно-образного мышления у детей 4-5 лет / Р.И. Соленова, А.М. Ревенко. – Материалы VII всерос. науч. -практ. конф. с междунар. участием «Теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста» (Краснодар 26.10.2017).-Краснодар, 2017.- С. 152 – 154.

© Р.И. Соленова, Э.А. Тавасиева, 2019

Источник