Влияют ли стрессы матери на ребенка в пренатальном периоде развития

Влияют ли стрессы матери на ребенка в пренатальном периоде развития thumbnail

Пренатальный стресс – выраженные психоэмоциональные переживания беременной, негативно влияющие на актуальное состояние плода и будущее здоровье ребенка. У матери проявляется аффективной напряженностью, неустойчивостью, плаксивостью, беспокойством, у плода – повышенной двигательной активностью. К последствиям относятся детские неврозы, гиперактивность, психосоматические заболевания, поведенческие расстройства, РДА. Диагностика проводится методом беседы, психологического тестирования. Лечение включает когнитивно-поведенческую терапию, релаксацию, групповые занятия беременных.

Общие сведения

Исследования пренатального стресса, его влияния на психику плода ведутся с начала 70-х годов прошлого века. В настоящее время доказано негативное влияние отрицательных эмоций беременной на развитие плода, а также на течение родов. Последствия пренатального стресса изучаются специалистами различных направлений: психиатрами, психологами, сексологами, эндокринологами, иммунологами. Данные о распространенности расстройства отсутствуют. Установлено, что девочки легче адаптируются к антенатальным и перинатальным отрицательным факторам, последствия стресса матери у них часто слабовыраженные, но разнообразные. У мальчиков преобладают легкие и умеренные отклонения в развитии, психосоматические расстройства.

Пренатальный стресс

Пренатальный стресс

Причины пренатального стресса

Беременные более подвержены стрессам – происходит физиологическая перестройка организма, изменяется гормональный фон, снижается сопротивляемость внешним негативным факторам. Эмоциональное напряжение провоцируется неопределенностью будущего. Женщина переживает о протекании беременности и родов, изменении привычного жизненного уклада после появления на свет малыша. К причинам стресса будущих мам относятся:

  • Нежеланная беременность. Вынашивание в первом триместре сопровождается выраженным внутренним конфликтом женщины между побуждениями сделать аборт и родить ребенка. Во втором и третьем триместре возникают сомнения в правильности выбора, беспокойство о будущих взаимоотношениях с ребенком, изменении образа жизни.
  • Психологические особенности. Развитию эмоционального стресса способствует мнительность, тревожность, впечатлительность, эгоцентризм, истерические черты беременной. Ближе к третьему триместру часто формируются страхи, переживания по поводу боли, возможных осложнений родов.
  • Семейные проблемы. Конфликты с мужем, его непринятие беременности, алкоголизм, недостаточное внимание к беременной, уход из семьи являются мощными стрессовыми факторами. Переживаниям также подвержены женщины, вынашивающие ребенка без супруга (партнера), имеющие серьезные финансовые проблемы, вынужденно проживающие с родителями.
  • Состояние здоровья. Беспокойство, тревожность нередко являются следствием осложнений беременности, обострения хронических и развития острых заболеваний. Многие соматические патологии даже без эмоционального компонента вызывают изменения организма аналогичные тем, что провоцируются психологическим стрессом.

Патогенез

В период беременности происходит физиологическое усиление производства гормонов коры надпочечников. Повышенный уровень глюкокортикоидов (ГКК) стимулирует метаболические процессы, обеспечивает правильную закладку и дифференцировку тканей и органов плода, участвует в запуске родовой деятельности в оптимальное время. В норме поступление этих гормонов в кровь будущего ребенка контролируется рядом соединений (ферментами, специальными протеинами). При переживании стресса матерью концентрация глюкокортикоидов в кровотоке резко увеличивается, нейтрализующих факторов оказывается недостаточно, гормоны поступают в организм плода. Развиваются нейрогормональные нарушения, квалифицируемые как стресс. ГКК проникают в головной мозг, вызывая различные дисфункции, которые проявляются сразу после рождения или по мере развития ребенка (к концу первого года, в 7-9 лет). Циркулируя в экстрагипоталамических структурах, они провоцируют состояние тревоги, беспокойства, страха, способствуют развитию невротических расстройств.

Симптомы пренатального стресса

Центральными симптомами стресса беременной являются эмоциональная неустойчивость и напряженность. Женщина становится плаксивой, беспокойной, гневливой, раздражительной. Аффективные реакции быстро возникают и угасают. Тревога сопровождается формированием навязчивых мыслей о возможных осложнениях, болезнях. Ночью развивается бессонница, днем – сонливость. Аппетит сниженный или повышенный, с тягой к сладким и жирным продуктам. Вегетативная симптоматика представлена головными болями, головокружениями, перепадами кровяного давления, приступами учащенного сердцебиения. Длительное нервное перенапряжение приводит к усталости, быстрой утомляемости, подавленности. Беременная становится апатичной, ничем не интересуется, предпочитает проводить время дома, в постели.

Симптом стресса плода – повышенная двигательная активность. Беременные отмечают учащение шевелений, «толчков» непосредственно после интенсивного переживания и на протяжении последующих нескольких суток. Новорожденные, перенесшие пренатальный стресс, часто имеют низкую оценку по шкале Апгар, больше плачут, долго остаются безутешными. Вегетативные дисфункции проявляются частыми пробуждениями, длительным формированием биоритмов дня и ночи, обильными срыгиваниями, нарушениями пищеварения. В ходе развития малыша обнаруживаются психофизиологические особенности – низкие адаптационные способности организма, повышенная впечатлительность, ранимость, эмоциональная лабильность, трудности в установлении социальных контактов.

Осложнения

Стресс, переживаемый будущей матерью, может привести к гипоксии, аномалиям формирования нервной системы плода, преждевременным родам. У детей последствиями становятся гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность, невротические расстройства, психопатии, ранний детский аутизм, психосоматические болезни. Нарушения проявляются в раннем детстве и продолжаются в течение всей жизни. Нередко наблюдаются обсессивно-компульсивное расстройство, страхи, фобии, энурез, аллергия, бронхиальная астма, нейродермит, речевые нарушения, отклонения сексуального развития. Дети испытывают трудности социализации, отличаются зависимостью, неустойчивой самооценкой, обидчивостью, повышенной потребностью в признании, любви.

Диагностика

Диагностика пренатального стресса проводится во время беременности, последствия выявляются в любой период жизни ребенка. Результаты позволяют определить тактику лечения и составить прогноз. В исследовательских целях используются физикальные и лабораторные методы, на практике наиболее распространено клиническое обследование и психодиагностика:

  • Опрос. В беседе с будущей мамой выясняются стрессовые обстоятельства: готовность к беременности, особенности отношений с супругом (партнером), наличие осложнений, соматических заболеваний, условия труда и проживания. При диагностике последствий стресса у ребенка врач-психиатр расспрашивает об особенностях пренатального периода, осложнениях в родах, отношениях родителей, их желании или нежелании иметь детей, ожиданиях в отношении пола ребенка.
  • Психодиагностическое обследование беременной. Используются опросники, определяющие наличие и выраженность стресса: методика экспресс-диагностики уровня психоэмоционального напряжения (ПЭН), тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона, шкала ситуативной тревожности Ч. Д. Спилбергера и другие. Проводится комплексное исследование эмоционально-личностной сферы, позволяющее установить степень дезадаптации, черты, способствующие развитию эмоциональных нарушений.
  • Психологическое обследование ребенка. Методики подбираются в зависимости от клинической картины. Они ориентированы на выявление неврозов, характерологических нарушений, патологий развития, психосоматических заболеваний. Особое внимание уделяется исследованию детско-родительских отношений. Применяются опросники (Патохарактерологический диагностический опросник А. Е. Личко, Опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина), проективные методики, особенно рисуночные тесты (Рисунок человека, человека под дождем, семьи).

Лечение пренатального стресса

Стресс, полученный в пренатальном периоде, у взрослых лечится методами глубинной психотерапии, позволяющей выявить бессознательные переживания. Применяется гипноз, психоанализ, телесноориентированная терапия. В детском возрасте используются методы, ориентированные на устранение последствий – неврозов, психосоматических болезней, поведенческих отклонений. Наибольшее распространение получила когнитивно-бихевиоральная и семейная психотерапия, групповые тренинги.

Помощь беременным, переживающим стресс, ведется в двух направлениях: первое нацелено на снижение интенсивности или устранение этиологических факторов, второе – на овладение способами управления собственным эмоциональным состоянием. Причинами переживаний могут быть ситуации, не поддающиеся коррекции – отсутствие будущего отца, хроническое заболевание. Поэтому усилия психотерапевтов сконцентрированы на изменении личностных и эмоциональных реакций женщины. Применяются:

  • Когнитивно-поведенческая психотерапия. На консультации выявляются, обсуждаются негативные установки, мысли, страхи беременной. Методами убеждения, логической переработки они заменяются на более адаптивные, сообразные ситуации. На поведенческом этапе женщина учится распознавать и анализировать стрессовые факторы, переживать их воздействие с минимальным эмоциональным напряжением.
  • Релаксационные методы. Техники расслабления, эмоционального успокоения позволяют снизить негативное воздействие актуально переживаемого стресса на физиологическом уровне – снять мышечное напряжение, восстановить баланс гормонов и поступление кислорода. Психотерапевт обучает пациентку дыхательным и двигательным расслабляющим упражнениям, экспресс-приемам самомассажа, аутотренингу.
  • Групповая терапия. На совместных встречах психотерапевт проводит занятия, способствующие принятию беременности, роли матери, устранению страхов, связанных с возможными осложнениями, болью и риском смерти при родах. Применяются техники арт-терапии, сказкотерапии, музыкотерапии. Отдельное занятие может быть посвящено ситуации родов – освоению специального дыхания, способам переживания физической боли.

Прогноз и профилактика

Прогноз пренатального стресса и его последствий определяется продолжительностью и интенсивностью переживаний беременной. При своевременной психотерапевтической помощи исход благоприятный, ребенок рождается здоровым, развивается без отклонений. Профилактические меры направлены на поддержание эмоциональной стабильности будущей мамы. Необходимо придерживаться правильного режима дня: выделять достаточно времени для сна, активного отдыха на свежем воздухе, не перегружать организм на работе, при ухудшении самочувствия обращаться к врачам. Важно найти источник положительных эмоций – хобби, встречи с друзьями, прогулки.

Источник

Как стресс, испытываемый матерью во время беременности, скажется на здоровье ребенка? В каких случаях ситуацию еще можно изменить? Врач-эндокринолог и многодетная мама Наталья Навроцкая рассказала о том, что значит позитивный и негативный стресс, каковы их причины и признаки, как с этим бороться.

Наталья Навроцкая,

врач-эндокринолог,

руководитель проекта «МамЭксперт»,

директор «МамСтарт»,

многодетная мама

Позитивный стресс плохо влияет на здоровье беременной и плода

– Стресс – совокупность реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов (физических или психологических), а также соответствующее состояние нервной системы организма. Различают позитивный (или эустресс) и токсический (негативный) типы стресса.

При стрессе происходит активация симпатической нервной системы, выброс адреналина, норадреналина и глюкокортикоидных гомонов. Организм мобилизуется, возрастает частота сердечных сокращений, дыхания, максимум энергии уходит в конечности. Все для того, чтобы драться или бежать…

– Такая реакция досталась нам эволюционным путем от далеких предков, вынужденных, условно, убегать от саблезубого тигра на охоте. Современные люди чаще всего ни от кого не бегут, они зачастую подвержены не только краткосрочным, но и хроническим стрессам. Это отличительная черта человека как вида. Например, мы испытываем стресс, сталкиваясь с социальными проблемами или испытывая продолжительное психологическое давление. При длительных неконтролируемых нагрузках нарушается работа стрессовой системы, может произойти даже угнетение репродуктивной системы человека.

Если говорить о беременных, то даже эустресс не желателен. Он может присутствовать, но только в легкой форме, например, во время участия в свадьбе близкого родственника. В обычном состоянии силы организма под воздействием положительного стресса мобилизуются, а во время беременности природой заложено, чтобы ресурсы шли на развитие плода. Организм настроен так, чтобы как можно меньше волноваться, и способы защиты от волнения есть в каждом триместре.

О способах защиты от стресса у беременных женщин

1 триместр или «царство прогестерона»

– В первые три месяца ожидания ребенка в организме женщины вырабатывается большое количество прогестерона. Одна из его функций создать комфортные условия для прикрепления и развития плодного яйца. Но у прогестерона есть еще и воздействие на нервную систему: женщина становится более спокойной, несколько апатичной и сонливой. Она меньше отвлекается на внешние воздействия, больше смотрит «вглубь» себя.

Хронические стрессы в этот период могут привести к самопроизвольному выкидышу или неправильному развитию плода.

2 триместр

– В это время плацента вырабатывает фермент 11β-Гидроксилазу. Он блокирует переход материнских глюкортикоидов через плаценту к плоду. Т.е. защищает будущего малыша от гормонов стресса, которые вырабатываются в организме будущей матери.

Но, к сожалению, блокируют не на 100%. Если переживания длительные или хронические, то гормоны стресса матери переходят к плоду. Причем негативные процессы скажутся не только на метаболических процессах будущего малыша, но и на развитии его мозга.

3 триместр

– В 3 триместре также работает фермент 11β-Гидроксилаза, который защищает будущего малыша. Кроме того, в это время происходит активация подкорковых структур головного мозга будущей матери. Женщина сосредотачивается на внутреннем состоянии, а не на внешних (часто стрессовых) факторах. У нее начинает хорошо работать интуиция.

Повышенный уровень стресса у матери может способствовать изменению созревания мозга у плода, а также привести к преждевременным родам или рождению ребенка с низкой массой тела.

Стресс будущей матери и неправильное питание связаны с программированием здоровья ребенка

Неправильное питание беременной женщины может привести не только к стрессу организма будущей мамы, но и к серьезным долгосрочным последствиям для здоровья ребенка.

– Находясь в утробе матери, уже программируется работа организма будущего человека. Это касается метаболических процессов и правильного функционирования мозга. Миграция нейронов в мозгу плода наблюдается еще в начале беременности. С 20 недели нейроны начинают соединяться, образуя связи. К концу вынашивания малыша и после родов происходит процесс миелинизации нервных волокон, в результате чего импульсы по ним передаются быстрее. На правильно настроенной работе импульсов и нейронных сетей мозга строится появление навыков у малыша (речь, письмо, двигательная активность). Формируется зрение и слух.

– При стрессе у матери формирование нейронных сетей у плода замедляется, формирование навыков ребенка происходит с трудом. Это может повлиять на реализацию потенциала малыша в будущем.

Кроме того, после рождения ребенок окажется более тревожным и гипермнительным. А при взрослении – более расположенным к депрессиям и тревожным расстройствам.

Стрессы у матери влияют и на метаболические процессы малыша еще в утробе. Работает это следующим образом: гены ребенок наследует от матери и отца. Однако то, что «включится», а что нет, зависит от внутренних и внешних факторов. Например, недостаточное питание будущей матери – стресс для ее организма и организма будущего ребенка.

Если беременная женщина получает недостаточное и несбалансированное питание, это может влиять на фенотип будущего малыша (на его внешность). В частности, формируется экономный фенотип, т.е. включаются гены, которые заставляют плод максимально экономно использовать любой источник энергии, поступающий с пищей.

После рождения и во взрослом возрасте у таких людей существуют повышенные риски ожирения, сахарного диабета II типа, артериальной гипертензии.

Ситуацию можно исправить

– Сделать это реально в первые 3 года жизни малыша. Это доказал исследователь Майкл Мини, который провел эксперимент на крысах. Позже данные подтвердились и в случаях с людьми.

– Все дело в том, что тревожная, но чуткая мать, которая с любовью ухаживает за малышом, способна нормализовать и даже снизить тревожность ребенка. Если малышу попадается невнимательная, безразличная или плохо заботящаяся о нем мать, то тревожность ребенка только возрастает.

Во время эксперимента Майкл Мини менял крысенышей: ребенка «холодной» матери он отдавал ласковой и нежной. В итоге тот становился спокойным и не испытывал стресс. Таким образом было доказано, что ласка матери (или другого члена семьи) способна снизить уровень стресса даже не у своего/кровного ребенка.

Причины стресса разные, главное собственные защитные механизмы

– Для начала перечислим причины, которые ведут к стрессам с максимальным уровнем переживаний (согласно Шкале стрессогенности Холмса и Рэя, баллы начисляются в случае, если данное событие произошло в течение 12 месяцев):

  • утрата близкого родственника (63)
  • телесное повреждение или болезнь (53)
  • развод (73)
  • увольнение с работы (47)

Далее следуют менее стрессовые (но часто встречающиеся) причины:

  • изменения в финансовом статусе (38)
  • неприятности с начальством (23)
  • разлад с родственниками мужа (29)

– Этих стрессов нужно избегать (по возможности) в период беременности. Важно также, как женщина сама относится к факторам стресса, каковы ее психологические механизмы защиты. Плюс, как реагирует на ту или иную ситуацию организм (как вырабатываются гормоны).

Вот несколько признаков хронического стресса будущей матери:

  1. Беспокоящие мысли, от которых невозможно избавиться (о том, что все плохо и ничего нельзя изменить)
  2. Повышенная тревожность и непреодолимый страх
  3. Постоянная усталость, нарушения сна и аппетита, в тяжелых состояниях – потеря интереса к жизни: агедония, когда будущая мама разучивается получать радость от жизни
  4. Нервозность, суетливость, желание все контролировать, невозможность расслабиться
  5. Присоединение вегетативных симптомов: сердцебиение, перепады давления, головные боли

Любопытно, что часто опытные будущие матери (повторно беременные) переживают больше, чем «новички».

Будущая мать сама решает, что будет для нее стрессом, а что – нет

Факторов, влияющих на стресс большое множество. Для кого-то черная кошка, перебегающая дорогу, будет фактором стресса. А для кого-то – нет.

Переполненный транспорт или грубый водитель на дороге у кого-то могут вызвать волнение и тревогу, а у кого-то – лишь улыбку. Вот почему так важно научиться контролировать стресс.

– Вы сами решаете, будет ли злой водитель или нервная женщина в автобусе фактором стресса для вас. К слову, тяжелее всего во время беременности женщинам с синдромом «отличниц», т.е. тем, кто привык все делать безукоризненно. Во время ожидания малыша это практически невозможно. С организмом происходят совершенно новые вещи и нет возможности контролировать каждый момент.

Способы борьбы со стрессом у беременных:

  • Большинство людей (беременные женщины не исключение) боятся чего-то неизвестного. Выход – получать информацию из проверенных источников. Не нужно читать форумы, лучше задайте интересующие вопросы о своем состоянии врачу. Найдите информацию от экспертов на качественных сайтах о беременности, родах и развитии ребенка.
  • Получайте положительные эмоции и фокусируйтесь на приятных моментах в течение дня. Например, займитесь творчеством, чаще гуляйте на свежем воздухе, любуйтесь прекрасным (в театре, ботаническом саду, парке). А вечером перед сном не прокручивайте неприятности и тревожные мысли, а вспомните то приятное, что случилось с вами в течение дня. Это позволит перенастроить общий эмоциональный фон.
  • Желательно брать ситуацию под возможный контроль. В случае, когда мы «прячемся» от проблемы, уровень стресса растет. К примеру, перед родами можно сходить на курсы для беременных. Там вам расскажут о нескольких сценариях родов. И когда придет ваше время, вы будете знать, как себя вести.
  • Найдите социальную поддержку. Супруг, мама, сестра, друзья. Нужны люди, которые будут с вами «на одной волне», смогут поддержать в сложный момент, ободрить. Могут помочь и другие будущие мамы, которые лучше всего поймут те изменения, которые происходят с вами сейчас, подбодрят и поддержат, пусть даже это будет виртуальное общение в чатах. Технологии сейчас это позволяют.
  • Активизируйте парасимпатическую нервную систему. Например, освойте дыхательные практики и технику релаксации. Научитесь дышать медленно, глубоко, животом. Выдох должен быть длиннее вдоха. Освоить технику можно у преподавателей йоги. Также хорошо работает техника расслабления: напряжение, а потом расслабление мышц по порядку от стоп до макушки головы)
  • Научитесь правильно относиться к любому неблагоприятному внешнему фактору. Держите фокус внимания на том, что сейчас важнее. Для будущей матери в приоритете здоровая беременность. Соответственно, не пропускайте через себя эмоции неадекватной женщины в автобусе, злого босса, нервного водителя на дороге. Правильной фокусировке также можно обучиться.
  • Уделяйте внимание правильному питанию: продуктам, богатым витамином B (крупы, орехи), пище с селеном, кальцием, магнием (молочные продукты, яйца, крольчатина).

Фото: Катерина Куликович

Источник