Визель татьяна григорьевна развитие ребенка
Много лет назад я взяла интервью у доктора психологических наук, профессора Татьяны Григорьевны Визель. Основная сфера ее профессиональных интересов – нейропсихология.
Тот разговор «перепахал» меня. Я была молодой мамой, мало себе представляла тонкости воспитания детей. Прежде всего мы с Визель говорили о воспитании, а затем плавно перешли на тему «Мужчина и женщина». Сколько нового и полезного я узнала от красавицы-профессора!
Пару дней назад я нашла в архиве то интервью и решила поделиться им с вами.
Я. Татьяна Григорьевна! Давайте поговорим о взаимоотношениях мужчины и женщины. Про то, как они сходятся, любят друг друга, взаимодействуют…
Визель . Я могу осветить эту тему через призму психики, мозга. Моя область – специфика мужского и женского начал, исходящих из мозговой организации… Ни для кого не секрет, что у человека существует два полушария мозга. Мужское полушарие – это левое, женское – правое. Они недаром так называются, потому что у мужского полушария больше связи с мужскими гормонами, у женского – с женскими гормонами.
Я. В чем заключается сущность женского и мужского начал в человеке?
Визель. В каждом человеке есть два человека – и женщина, и мужчина, никто не избежал этой участи. Но у мужчин – по средним статистическим данным – доминирует левое полушарие, а у женщины соответственно правое.
Рассмотрим следующий пример. Перед нами мужчина с сильным левым полушарием и очень слабым правым. Он – сильная личность, тот, кого называют «настоящий мужик». Этот человек, принимающий любое решение, все он может, все берет в свои руки, женщин завоевывает сразу, именно тех, кто падок на мужское начало. Этакий Бельмондо, мужской тип. У него мало женского, и он… неинтересен, не ярок. То есть он интересен, но своим мужским началом.
К сожалению, такой «настоящий мужик» никогда не может стать артистом, политическим деятелем, никогда из него не получится такого лидера, который «зажигает». Им «правит» левое полушарие, сугубо рациональное.
Левое полушарие все осмысляет, создает формулы, законы, правила, уставы. То есть то, чем пользуется человечество. Вектор левого полушария направлен вширь. Любой ученый работал или работает для всех, и не просто, а на века.
Женщины очень редко придумывают всемирные законы. Назовите мне хотя бы одну женщину, которая бы изобрела всемирный закон!
Я. Не назову.
Визель. Вот. Но изобретатели были, есть и будут не очень яркими личностями. Яркость человеческой личности дает женское, правое полушарие. И у мужчины подобной яркости может быть очень много, если есть большая женская добавка.
Я . За что «отвечает» правое полушарие?
Визель . За чувственность, интуицию. Чувственность во всех ее проявлениях. Это и телесный контакт, и интуитивное предвидение, индивидуальная тонкость. Даже у сильных мужчин вектор правого полушария направлен вовнутрь, в себя, вглубь. И творчество, которое мы понимаем не как научное, а как остальное творчество, – обнаружение чего-то индивидуального, это работа правого полушария.
Я . С какого возраста человека надо обращать внимание на работу полушарий его мозга?
Визель . На гармонизацию полушарий мозга надо смотреть, начиная с детства. Если ребенок – будь то мальчик, или девочка – развивается, давая слишком большой крен в доминированнии одного из полушарий, это нехорошо.
Если мальчик интересуется только машинками, цифрами, роботами, знаками, если он совсем не приобщен к чувственному началу, к эстетическому началу жизни – цветам, природе, к красоте в любом ее проявлении, если он не понимает красивую картину, если у него нет никакой тяги к эстетике, – это плохо.
Известный американский психолог Герберт Спенсер сказал: «У мозга есть две руки». Нельзя допускать, чтобы ребенок развивался однобоко.
А у нас сейчас тенденция – особенно это касается одаренных мальчиков – с двух лет их учат грамоте, счету, письму. Да как родители этим гордятся! Да как дошкольные учреждения поощряют это все, а частные лицеи за это, извините, деньги дерут! Вот мы вашего ребенка в два года научили писать… А зачем научили?
Если ребенок развивается в этом направлении, значит, он это делает за счет правополушарной энергии. Ведь энергетический потенциал один!
И получается, ребенок вырастает сухарем. Без чувственной подпитки правого полушария ничего путного не выходит, гениальной личности не выкристаллизовывается.
Я . А у девочек как обстоит дело, Татьяна Григорьевна?
Визель . Девочек тоже не нужно «насиловать» скорым развитием. Господи, как родители между собой соревнуются! «Наша уже в 3 года умеет читать, а ваша в 6 лет нет». Это абсолютно ничего не значит! До 6 с половиной, до 7 лет ребенок имеет право не уметь читать и писать. Он должен учиться этому в школе, а у нас в детских садах делают мини-школы. Это очень плохо.
Я. Но как быть современным детям в дошкольном периоде? Ведь считается, раз время стремительное, значит, и развитие должно быть более стремительным, чем у дедушек и бабушек?
Визель . Что делать современным малышам? То же, что и всегда, во все времена – играть! А дают ли педагоги детям игру в полном объеме? Водят ли их в музеи? Рассматривают ли с ребятишками репродукции шедевров живописи? Предлагают ли красивую музыку послушать? Развивают ли в мальчиках и девочках чувство эстетического восприятия в рисунке?
Нет! Дети наши рисуют по клеточкам, по точкам, что запрещается до 5 лет, потому что это левополушарное рисование. Получается не рисунок, а схема, чертеж. Рисунок – это образ. А где фантазия?
Чувственное начало можно «набрать» только в раннем детстве, а научиться грамоте можно потом.
Я. Что означает «набрать чувственное начало»?
Визель . Понимать природу, чувствовать природу, ощущать красивое, сопереживать другому человеку, фантазировать.
Сегодня забота о развитии фантазии ребенка выпала из забот психологов и педагогов! А ведь фантазия раньше стояла на первом месте. Возьмите учебники восемнадцатого-девятнадцатого веков, там фантазия царствовала, ее будили всеми способами. Развить фантазию было одной из главных забот старших. Что это значит? Фантазируя, ребенок строит образы, придумывает ситуации, живет в них.
А наш ребенок в каких ситуациях живет? В одних и тех клише, в одних и тех же стандартах, шаблонах, по ТV идут одни и те же сюжеты…
Я. Неужели эти шаблоны, стандарты и клише детства серьезно «аукаются» во взрослом возрасте?
Визель . Еще как серьезно! Когда упущено золотое, детское время, когда в детстве ребенку мало рассказывают волшебных сказок или мало читают волшебных сказок, – плохо. Ведь те же сказки ложатся в основу всего, они как бы дно психики «выстилают». Упустишь этот момент в детстве – потом его практически не наверстаешь.
Есть пороги развития нервной структуры: правое полушарие созревает раньше левого. Почему девочки взрослеют раньше? Потому что у них более развито чувственное начало.
Правое полушарие гораздо древнее по филогенетическому возрасту, по андрогенетическому возрасту… Клетки правого полушария начали работать у человека раньше. В левом, как говорится, чуть забрезжил свет, а правое уже вовсю работало.
Я . Как это понять?
Визель . Человек чувственно соприкасался с природой, он понимал, откуда опасность, он понимал, на кого охотится. Он сначала чувствовал – ему это надо, а уж потом стал осмыслять, почему ему это надо. Если отсюда ветер подул – будет так, а если оттуда – по-другому.
Древний человек даже не сознавал понятия «много»-«мало». Не мог сосчитать воинов в своем войске – настолько чувственным было его восприятие мира.
И ребенок также развивается. У него первым развивается правое полушарие, левое тоже зреет, но доминирует правое. И если не дать правому полушарию вовремя пищи, то клетки мозга, которые отвечают за чувственное начало, так и останутся незадействованными. Они не будут работать.
И дальше, когда вы захотите подростка или уже взрослого человека приобщать к культуре, у вас ничего не получится.
В дошкольном возрасте мы воспитываем женское полушарие, оно первородно. Женщина вообще первородна, она первична. Хоть в Библии сказано, что женщина возникла из ребра Адама, но матриархат был первым строем на земле.
Я. Получается, женщины сильнее мужчин?
Визель . Не сильнее, а более адаптированнее. Тут не сила, а адаптация… В женщине от животного больше, чем в мужчине. Поэтому женщине разрешается капризничать, мимика ей разрешается более свободная, чем у мужчины. Настоящая женщина, как зверек, все мгновенно чувствует. Одна моя подруга говорит: «Когда мой муж приходит от другой женщины, я сразу это знаю, чувствую, потому что я – собака Павлова. У меня рефлекс вырабатывается мгновенно».
Продолжение следует
Источник
27
Визель Татьяна Григорьевна
Кафедра специального дефектологического образования
Факультет психолого-педагогического и специального образования
Профессор кафедры специального дефектологического образования
Доктор психологических наук, старший научный сотрудник
25 лет
Нейропсихология.
Нейродефектология.
Афазиология.
Патология речи у детей.
Заикание.
Нейрореабилитация.
1961 г. окончила дефектологический факультет Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина
1976 г. защитила диссертацию на соискание степени кандидата психологических наук на тему: “Некоторые особенности аграмматизма у больных с афазией”
2002 г. защитила диссертацию на соискание степени доктора психологических наук на тему: “Атипичные формы афазии”
2018 г. профессиональная переподготовка “Психолого-педагогические основы преподавания в высшей школе”
2018 г. повышение квалификации “Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ и инвалидностью в процессе обучения в вузе”
2018 г. повышение квалификации “Применение информационных технологий при преподавании в сфере высшего и дополнительного профессионального образования”
2019 г. повышение квалификации “Методология и технологии онлайн-обучения (современные информационно-коммуникационные технологии и электронная информационно-образовательная среда в вузе)”
2020 г. повышение квалификации “Навыки оказания первой помощи”
2020 г. повышение квалификации “Методики преподавания дисциплин в области психологии и педагогики”
2020 г. повышение квалификации “Охрана труда для руководителей и специалистов”
Главным предметом исследовательской деятельности являются мозговые механизмы приобретения и распада речи.
Одним из направлений научной работы является разработка методов восстановления высших психических функций у больных с локальными поражениями головного мозга в результате инсульта, черепно-мозговой травмы, нейроинфекции.
Особое место уделяется вопросам дифференциальной диагностики и коррекции таких нарушений у детей как агнозия, алалия, заикание, аутизм.
2005 г. «Лучшим врачам Росси» за вклад представителей немедицинских профессий в медицину.
2018 г. «Будем жить!» за вклад в борьбу против рака и неоценимую помощь пациентам с онкологическими заболеваниями.
Визель Т.Г. Восстановление Речевой Функции у больных с разными формами Афазии. М.: «Ассоциация дефектологов», В Секачев, 2000. 96 с.
Визель Т.Г. Как вернуть речь. Пособие по восстановлению речи у больных с афазией. В. Секачев., М.: 2005. 222 с.
Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. Учебник для студентов вузов. Аст. Астрель. М.: 2005. 383 с.
Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Аст. Астрель. М.: 2005. 125 с.
Визель Т.Г. Нейропсихологическое блиц-обследование. В. Секачев. М.: 2005. 24 с.
Визель Т.Г. Коррекция заикания у детей. М.: Аст. Астрель, ВКТ, 2009. 224 с.
Визель Т.Г. Аномалии речевого развития детей. М., «Секачев», 2010. 154 с.
Визель Т.Г. Ребенок и его развитие. М.: Секачев, 2016, 140 с.
Визель Т.Г. Беседы со специалистами. М.: ЛОГОМАГ, 2016. 270 с.
Визель Т.Г. Приобретение и распад речи. Барнаул: АлтГПУ, 2016. 289 с.
Визель Т.Г. Проблемы речевого развития детей. В поисках решений. М.: Московский институт психоанализа; Когито-Центр, 2019. 189 с.
Источник