Виды сфер развития ребенка

Виды сфер развития ребенка thumbnail

Взросление ребёнка как психолого-физиологический процесс обусловлено изменениями разных аспектов развития. Именно поэтому, начиная работу с детьми, педагог должен, прежде всего, изучить особенности развития разных сфер личности ребят конкретной возрастной группы, а также психолого-педагогические нюансы организации занятий. Попробуем систематизировать эти направления методической деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Сферы развития дошкольников

Определяющим фактором в работе с дошкольниками является этап психолого-физиологического развития. Эти ступени совпадают с делением детей по группам: первая младшая (1,5-3 года), вторая младшая (3-4 года), средняя (4-5 лет), старшая (5-6 лет) и подготовительная (6-7 лет). Каждый из этапов определяется особенностями пяти сфер развития малышей:

  • физического;
  • познавательного (в некоторых источниках – интеллектуального, когнитивного);
  • эмоционального;
  • социального;
  • адаптивного, то есть умения приспосабливаться к миру вокруг, например, воспитание культурно-гигиенических навыков (в методической литературе эту сферу объединяют с физическим развитием).

Рассмотрим нюансы этих сфер в разных возрастных группах, чтобы понять, что подразумевается под каждой из областей развития.

Трое детей читают

Под развитием подразумевается становление пяти сфер, по которым идёт формирование личности

Таблица: особенности физического развития дошкольников разного возраста

Таблица: особенности познавательного развития дошкольников разного возраста

Таблица: особенности развития эмоциональной сферы у дошкольников

Таблица: особенности социального развития дошкольников

Основные аспекты развития дошкольников

Для формирования каждой из обозначенных сфер развития педагог в процессе образовательной деятельности расширяет спектр аспектов, её составляющих. При этом воспитатель или специалист узкого профиля (инструктор по физическому воспитанию, например), опирается на возраст детей, развивая именно тот аспект, который формирует целостность всей системы.

Дети раскладывают геометрические фигуры на шаблоны

Разработка аспектов развития опирается на возрастные особенности детей конкретной группы детского сада

Таблица: аспекты развития дошколят по сферам формирования личности

Методы и средства развития дошкольников

Исходя из содержания каждой из сфер развития ребёнка, приходим к выводу о том, что аспекты формирования личности в том или ином виде включаются в цели и задачи организации любого вида образовательной деятельности. А их реализация возможна благодаря методам, то есть совокупности способов (средств) достижения поставленных учебно-воспитательных целей. В педагогической практике детского сада используется четыре основных метода работы с дошколятами.

Педагог играет детям на электронном пианино

Для гармоничного развития малышей педагог в процессе образовательной деятельности пользуется целым набором методов и средств

Речевой метод

Среди способов использования слова для развития малышей особо стоит остановиться на нескольких.

Фольклор

Этот способ включает загадки, пословицы и поговорки по разным темам и обычно используется в качестве мотивации в начале занятия (пословицы и поговорки могут также вводиться и в конце урока для подведения итогов). Для младшего дошкольного возраста загадки лучше использовать с договорками по рифме, так как, исходя из особенностей познавательного развития, у малышей ещё слишком мало жизненного опыта, чтобы додумываться об ответе без подсказки:

  • Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор … Айболит. На сметане мешен, На окошке стужен, Круглый бок, румяный бок, Покатился… Колобок. (на занятии по развитию речи при изучении сказок);
  • Он твердит одно – га-га, Кто обидел? Где? Когда? Никого я не боюсь, Ну, конечно, это… гусь. Он зимой в берлоге спит, Потихонечку храпит, А проснётся, ну реветь, Как зовут его … медведь. (при рассмотрении тем, связанных с изучением домашних и диких животных.

Пословицы и поговорки обычно используются в средней и старших группах. В работе с детьми 6-7 лет эти фольклорные элементы часто предназначаются для чтения самими малышами. Так, в качестве иллюстративного материала к трудовой деятельности малышей можно предложить такой набор пословиц, поговорок:

  • «Глаза боятся, а руки делают»;
  • «Готовь сани летом, а телегу зимой»;
  • «Семь дел в одни руки не берут»;
  • «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

Это интересно. Для мотивации ребят также используются стихотворения и песни по темам. Заучивание рифмовок традиционно считаются самым эффективным способом развития памяти малышей.

Педагог читает детям, сидящим напротив

Загадки помогают объединить малышей одной деятельностью

Сказки

Для развития фантазии, образного мышления этот жанр фольклора является самым эффективным способом взаимодействия с малышами. Тексты могут быть как классические («Золушка», «Три поросёнка», «Репка», «Теремок» и пр.), так и терапевтические, то есть направленные на коррекцию того или иного нарушения в развитии ребёнка (гиперактивность, агрессивность и пр.).

Читайте также:  Положительное влияние физкультуры на развитие ребенка

Объяснение и беседа

Эти элементы словесного метода сопровождают любой вид деятельности ребят. С методикой подготовки и проведения бесед с ребятами разного возраста можно ознакомиться здесь.

Объяснения составляются максимально лаконично и на доступном для понимания малышей языке. Так, при рассмотрении темы «Бытовые приборы» в средней группе своим воспитанникам я раскрываю суть этого понятия так: «Эти специальные приспособления облегчают нашу жизнь и ускоряют выполнение домашних дел».

Дети играют с педагогом в паровозик

Объяснение и беседа могут сопровождать любой вид деятельности

Наглядные средства

Без использования зрительного канала восприятия всестороннее развитие ребёнка невозможно, поэтому педагог, организуя деятельность малышей, обязательно подключает:

  • картинки по теме;
  • видеоматериалы для показа (например, занятия, построенные на просмотре мультфильмов на изучаемую тему с последующим обсуждением их содержания);
  • игрушки, а также материалы для игр;
  • спортинвентарь.

Видео: материалы для просмотра и обсуждения – Аркадий Паровозов о безопасности в доме

Развивающая среда в группе

Все эти материалы в соответствии с актуальностью для детей того или иного возраста распределяются по зонам предметно-развивающей среды, которая является принципиальным требованием оформления группы. Подробнее о её организации, например, для старшей группы можно узнать здесь.

Обязательными элементами (зонами, областями, центрами, уголками) развивающей среды в группе являются:

  • зона физического развития;
  • область познавательного развития, куда входят игровой центр, музыкальный уголок, книжный уголок, математическая зона, экспериментальный центр, зона конструирования, уголок природы;
  • центр речевого развития;
  • зона для театрализованной деятельности;
  • уголок труда.

Воспитатель стоит в возле развивающих зон группы

В предметно-развивающей среде систематизируются все методические материалы для работы с детьми

Как оформить развивающую среду своими руками

Наполнение центров развития в группе напрямую зависит от материально-технической базы дошкольного образовательного учреждения. Но даже если должного обеспечения нет, сделать оригинальную развивающую среду в группе могут сам педагог при участии родителей.

Для создания положительного эмоционального микроклимата на дверях группы можно разместить улыбающееся солнышко, на лучиках которого написано, что в группе можно делать всё. Далее уточняется, что подразумевается под этим «всё»: смеяться, дружить, играть, отдыхать и т. д. Кроме того, самодельными могут быть:

  • сенсорные тренажёры (картинки для игр с прищепками, мешочки или коробочки, мисочки с крупой и пр.);
  • календарь природы, дневник поведения группы;
  • игрушки в игровом центре (например, куклы из капрона для драматизаций или картонные куклы с отверстиями под пальцы);
  • дидактические игры по ФЭМП, развитию речи, ФЦКМ (игры с пуговицами, шнуровками и пр.), ознакомиться с порядком изготовления которых можно здесь.

Фотогалерея: эскизы материалов предметно-развивающей среды, выполненных своими руками

Практический метод

Одним из самых эффективных способов развития всех сфер личности дошкольника является практическая деятельность:

  • творческая (создание рисунков, поделок, аппликаций);
  • экспериментальная (проведение опытов).

О методике организации и проведения экспериментов можно узнать здесь.

Это интересно. В старшей и подготовительной группах к творческим способам добавляется совместное с педагогом или родителями изготовление лэпбуков – буклетов или папок с материалами (играми, справочными материалами и пр.) для детального рассмотрения какого-либо аспекта изучаемой темы. Например, лэпбук по ФЭМП на тему «Геометрия в природе», в котором природные образы сравниваются с геометрическими фигурами (ёлки – пирамиды, травинки – отрезки, лужи – овалы, круги, прямоугольники и т. п.).

Трое детей рисуют за столом

Важным средством практического метода являются занятия изобразительным искусством, развивающие творческие способности ребёнка

Игровой метод

Это базовый метод работы с детьми. Можно сказать, что остальные методы являются сопроводительными для игрового. Традиционно игры по направлениям образовательной деятельности делятся на:

  • обучающие, в основном, опирающиеся на познавательное развитие детей;
  • подвижные, нацеленные на физическое развитие;
  • театрализованные, совмещающие и развитие познания, физических качеств, и эмоций;
  • пальчиковые для развития мелкой моторики и стимуляции работы речевых центров.

Ознакомиться с примерами игр по разным аспектам психолого-педагогического развития дошкольников, а также по другим способам классификации этого вида деятельности можно здесь.

Отдельно стоит остановиться на таком виде игр, как игры на эмоциональное развитие детей. Они способствуют эмоционально-волевому развитию личности, совмещая все другие виды игровой деятельности.

Дети присели с лентами вместе с педагогом

Игровая активность для дошкольников является ведущей

Методика организации занятий по развитию

Как отмечалось выше, сферы и аспекты развития включены в занятия разной образовательной направленности (например, познавательное развитие в уроки ФЭМП, ознакомления с окружающей средой, физическое развитие в занятия физической культурой, развитием речи и т. д.). Поэтому обобщить представления о целях, задачах и методах развития в конкретной возрастной группе поможет комплексно-тематический план по образовательным областям.

Это интересно. В старшей и подготовительной группах практикуется проведение комплексных («развивающих») занятий, включающих аспекты развития всех сфер развития.

Педагог помогает детям выкладывать аппликацию из кусочков

Комплексные занятия являются основной формой огранизации

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам до года мальчика недоношенного

Таблица: комплексно-тематический план в средней группе (фрагмент на конец августа-начало сентября)

Автор – Муллер Л.А., воспитатель МБДОУ №8 «Сказка», г.Сергач, Нижегородская область.

Подготовка занятия по развитию

Следующим этапом методической работы является подготовка занятия по теме в рамках того или иного образовательного направления. Прежде всего, педагогу следует принять во внимание обозначенные Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) временные рамки проведения уроков.

Педагог и дети рассматривают настольный театр с домашними и дикими животными

Успех развития малышей зависит от качества и целесообразности используемых методов и средств обучения

Таблица: временной план занятий в группах разного возраста

Разработка конспекта занятия

Исходя из темы, педагог:

  • формулирует цели, задачи урока;
  • расписывает каждый из этапов, чётко их хронометрируя.

Таблица: Калашникова О.А., конспект развивающего занятия «А мы многое умеем!» для старшей группы

Видео: занятие по развитию речи на тему «Курочка с цыплятами» в первой младшей группе

Видео: фрагмент занятия по физическому развитию на тему «Домашний зоопарк» во второй младшей группе

Видео: занятие по социально-эмоциональному развитию в средней группе

Видео: занятие на развитие познавательной сферы (ФЭМП) на тему «Письма Королевы Математики» в старшей группе

Видео: занятие по развитию речи на тему «Весенняя капель» в подготовительной группе

Анализ и диагностика умственного развития дошкольников

Все сферы развития малышей тщательно анализируются с целью выявления соответствия реального уровня принятым нормам. Для проведения исследования используются диагностические карты, где фиксируются результаты по каждому из критериев развития на начало года и на конец. Для проведения анализа по сферам развития педагог проводит диагностику в виде тестов по отдельным аспектам. Задания этого рода определяются образовательной программой, по которой работает детский сад, и конкретизируются методическим советом ДОУ. Приведём пример варианта исследования уровня интеллектуального развития малышей 4-5 лет, то есть воспитанников средней группы, занимающихся по образовательной программе «Радуга».

Девочка что-то шепчет на ухо другой девочке

Диагностика позволяет определить те аспекты развития сферы личности, которые требуют пристального внимания на занятиях и в процессе образовательной деятельности в целом

Таблица: план обследования интеллектуального развития детей 4-5 лет по программе «Радуга»

Образовательный процесс в ДОУ строится на основании психолого-педагогических особенностей развития детей разного возраста. Уровень сформированности каждой из сфер развития личности малыша определяет целесообразность использования того или иного набора способов взаимодействия с ребятами. Оценить эффективность этой работы помогает анализ развития ребёнка, который проводится дважды: в начале и в конце учебного года.

  • Автор: Наталья Василишин
  • Распечатать

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность – ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

Оцените статью:

(0 голосов, среднее: 0 из 5)

Источник

Виды развития ребенка

Физическое – такой вид развития направлен на повышение выносливости ребенка, развитие ловкости и координации движений. Занятия, затрагивающие физическое развитие, должны быть у трехлетнего ребенка ежедневными и могут включать такие действия:

-Зарядка под музыку.

-Перешагивания через препятствия (разложите на полу бруски).

-Ходьба по наклонной доске.

-Перепрыгивание через нарисованную на полу линию.

-Ходьба по разложенной на полу веревке.

-Прыжки на двух ногах с места вперед.

-Спрыгивание с небольших возвышенностей.

-Игры с мячом – бросать друг другу, бросать вверх, а затем ловить, ударять ногой, попадать в коробку, бегать наперегонки с катящимся мячом, прокатить между ножками стула.

-Подвижные игры с несложными правилами.

-Преодоление полосы препятствий.

-Танцы.

-Фитнес с мамой.

-Плавание.

-Упражнения на спортивной стенке (канат, кольца, лесенка, перекладина).

-Езда на велосипеде.

Познавательное – данный вид развития помогает изучить ребенку окружающий мир и разные свойства предметов. Занятия с познавательной целью будут развивать у карапуза внимание, логику, память. В игровой форме ребенок изучает первые математические понятия, узнает больше о мире, в котором живет.

Занятия в трехлетнем возрасте могут быть такими:

Читайте также:  Ослабленный ребенок развитие и оздоровление

-Ищем цвета по названию и по образцу.

-Последовательно собираем матрешки и формочки разного размера.

-Подбираем плоские геометрические фигуры по образцу.

-Подбираем объемные геометрические фигуры к отверстиям и изучаем их названия.

-Собираем пирамидку из 8-10 колечек разного цвета и размера, руководствуясь рисунком или образцом.

-Изучаем отличия между понятиями маленький-средний-большой.

-Складываем картинку из 2 частей.

-Играем с мозаикой и лото.

-Запоминаем место, в котором находилась игрушка, которую убрал взрослый.

-Ищем целую картинку по ее детали.

-Изучаем понятие правый-левый.

-Обобщаем предметы по какому-либо свойству, например, плавающие, летающие.

-Изучаем с ребенком явления природы, растительный и животный мир, трудовые действия.

-Изучаем цифры.

-Ищем тень картинки.

-Подбираем заплатки.

-Добавляем недостающие предметы.

Сенсорное – такое развитие задействует органы чувств ребенка – осязание, вкус, обоняние, зрение, слух. Во время занятий сенсорикой ребенок улучшает тактильную чувствительность, учится распознавать предметы по запаху и вкусу.

Такие занятия в трехлетнем возрасте могут включать:

-Определение фактуры предметов.

-Определение геометрических фигур на ощупь.

-Угадывание животных по звукам, которые они произносят.

-Игры с сенсорными мешочками и коробками.

-Угадывание предметов по запаху.

-Угадывание продуктов питания по вкусу.

Музыкальное – данный вид развития трехлетнего малыша не просто воздействует на слух ребенка, но и прививаем ему чувство ритма и музыкальный вкус.

Развивать малыша можно с помощью таких занятий:

-Пение.

-Игра на музыкальном инструменте.

-Прослушивание музыки с разным ритмом.

-Угадывание звуков бытовых предметов.

-Угадывание песен.

-Танцы.

-Музыка фоном.

Речевое – для ребенка 3 лет очень важно постоянно расширять словарный запас, поэтому следует больше общаться с дошкольником. Также на речевое развитие влияют занятия по артикуляции.

С малышом этого возраста речевым развитием можно заниматься так:

-Разучивать песенки и стихи.

-Обсуждать сюжетные картинки.

-Рассказывать по картинкам сказку.

-Обсуждать прочитанное.

-Слушать сказку, которую читает взрослый, а также в аудио-записи.

-Загадывать малышу загадку, в которой отгадкой является последнее слово четверостишия.

-Разговаривать с малышом о том, как прошел день.

-Обсуждать разные ситуации на тему «а что, если?».

-Выполнять артикуляционную гимнастику.

-Изучать гласные.

Мелкая моторика – развивать моторику крайне важно для стимуляции речевого развития ребенка, поскольку зоны мозга, ответственные за речь и движение рук, находятся очень близко. Если во время занятий кроха будет больше задействовать пальчики, вы будете одновременно стимулировать речевую зону.

Подходящими занятиями на мелкую моторику для 3-летнего малыша являются такие:

-Пальчиковая гимнастика.

-Игры с песком и крупами.

-Застегивание кнопок, петелек, разных застежек, пуговиц.

-Нанизывание на шнур разноцветных бусин, в том числе с чередованием цвета и формы бусинок.

-Игры с матрешками, шнуровками, мозаикой, вкладышами, прищепками.

-Выкладывание узоров из макарон, ракушек или камешков.

-Игры с водой.

Творческое – к занятиям, которые будут стимулировать творчество ребенка, относят разные виды рисования и аппликаций, игры с конструкторами, лепку и подобные.

С малышом трехлетнего возраста можно заниматься так:

-Дорисовывать детали к рисункам, например, листья к ветке или стебли к цветам.

-Рисовать линии, прямоугольники, овалы и кружочки.

-Закрашивать рисунок.

-Рисовать по своему замыслу и рассказывать, что рисует.

-Раскатывать пластилин или тесто в ладонях и лепить несложные фигуры (колбаски, шарики, бублики).

-Делать несложные аппликации, используя бумагу, природные материалы, кусочки тканей.

-Строить из кубиков мосты, заборы, дома, используя речевую инструкцию, свою фантазию, образец или рисунок.

-Вырезать детскими ножницами.

-Украшать торты или бутерброды вместе с мамой.

-Инсценировать сказку.

-Играть с кукольным театром.

Социальное – трехлетний ребенок тянется к сверстникам и много общается с другими детьми. Многие малыши этого возраста уже посещают детский сад, поэтому их социальное развитие идет своим темпом во время общения с детками в группе. Если же трехлетка пока не ходит в сад, родителям важно дополнительно уделять внимание социальному развитию чада. Кроме того, к этому виду развития относят и приобретение навыков, которые детям понадобятся в быту.

Занятия, направленные на социальное развитие ребенка, будут такими:

-Игры с другими детками с использованием предметов-заместителей.

-Изучение слов вежливости.

-Складывание одежды перед сном.

-Обучение завязыванию шнурков и застегиванию пуговиц.

-Изучение правил поведения за столом.

-Посильная помощь по дому.

Источник