Виды нормы развития ребенка
Понятие «норма» (от латинского – правило, образец, руководящее начало) используется, как правило, для обозначения противоположности патологии (от греч. – страдание), нарушения, расстройства, болезненного, изменённого состояния.
Понятие нормы динамично и складывается в обществе в результате экспертной оценки предметов, явлений, событий, исходя из знаний и потребностей, которые в этом обществе доминируют. Норма устанавливается на основе критериев (единичных или множественных) или показателей, нормативов. Основным критерием нормы является эффективное функционирование организма.
Анализ и обобщение работ А.Ф. Ануфриева, Б.С. Братусь, В.П. Захарова, Б.Д. Карвосарского, И.В. Сыромятникова и др. позволяют выделить ряд аспектов в понимании психической нормы:
1. Норма как оптимальное состояние объекта (наиболее устойчивое, более всего соответствующее определённым условиям и задачам функционирование).
2. Норма как исходное начало для сравнения (оценки) данных диагностического обследования.
3. Норма как отсутствие отклонений (отрицательный логический критерий).
4. Норма как описательная характеристика (положительный логический критерий). Представляет собой набор положительных признаков, которым должен соответствовать человек (группа людей).
Принято различать следующие виды норм:
1. Статистическая норма развития – уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественным и количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д.
Ориентация на статистическую норму развитияособенно важна на этапе первичной диагностики ребёнка, в момент выявления недостатков в развитии и определения меры их патологичности. Статистическая норма определяет место индивида в популяции по отношению к статистическому среднему. Статистическая норма представляет собой определённый диапазон значений развития какого- либо качества или свойства расположенных около среднего арифметического, как правило, в пределах стандартного отклонения.
2. Функциональная или физиологическая норма – характеризует процессы и состояния здорового организма. Основным критерием для её определения служит выполнение или невыполнение функций какой-либо системой организма.
В основе концепции функциональной нормы лежат следующие представления:
а) о неповторимости пути развития каждого человека;
б) о том, что любое отклонение можно считать таковым только в сопоставлении с индивидуальной тенденцией развития человека.
3. Индивидуальная норма – мера отклонения индивидуального развития от статистической и функциональной нормы.
4. Идеальная или нормативная норма – оптимальное развитие личности в оптимальных для неё социальных условиях. Этовысший уровень функциональной нормы. Её следует рассматривать как систему требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов.
5. Психическое здоровье – комплексное многоуровневое качество жизнедеятельности, выражающее соответствие психофизического состояния и самочувствия, ориентирования и поведения уровню развития, психофизиологическим условиям и затратам организма, потребностям и целям личностного развития, а также наличным адаптивно-компенсаторным возможностям психики человека.
Общие критерии, характеризующие норму психического здоровья:
– соответствие субъективных образов отражённым объектам действительности;
– соответствие характера реакций внешним раздражителям, значению жизненных событий;
– соответствующий возрасту уровень зрелости познавательной и эмоционально-волевой сфер личности;
– возможность адаптации в микросоциальных отношениях;
– возможность контролировать собственное поведение и изменять его в зависимости от смены обстоятельств;
– разумное планирование жизненных целей и поддержание активности в их достижении;
– критичность при оценке жизненных обстоятельств; ответственность.
Исследования нейропсихологов Т.В. Ахутина, М.М. Семаго, А.В. Семенович и других, ввели понятие «отклоняющееся развитие». Авторы допускают, что любая психическая функция на каждом этапе онтогенеза может иметь определенный разброс по уровню развития относительно некоторой статистически (усредненной) нормы. Это легко объясняется присущей норме неравномерностью развития высших психических функций, которая обусловлена индивидуальной программой развития и факторами социальной среды.
При этом под неравномерностью развития психических функций следует понимать то обстоятельство, что у ребенка одни функции развиты лучше, чем в среднем у сверстников, а другие хуже. В таком случае становится понятным, почему дети, у которых отдельная функция или система психических функций отклоняются в допустимых пределах от «идеальной программы развития», тем не менее, являют собой вариант нормы в психическом развитии. Следует отметить также, что ведущей отличительной особенностью ребенка с «нормальным» ходом психического развития является его способность, несмотря на имеющиеся функциональные слабости, адаптироваться в социуме самостоятельно (Т.В. Ахутина).
Однако психическая функция, которая имеет те или иные отклонения, является слабой стороной в психическом статусе ребенка и при неблагоприятных условиях может выйти за пределы «нормативного коридора». Нарушенная функция, при отсутствии своевременной и эффективной коррекционно-развивающей помощи, может запустить цепную реакцию патологического развития и спровоцировать социально-психологическую дезадаптацию ребенка.
Таким образом, дети с минимальными и парциальными нарушениями психического развития составляют самостоятельную категорию, занимающую промежуточное, переходное положение между «нормальным» и «нарушенным» развитием. Поскольку имеющиеся у таких детей функциональные нарушения создают риск их социальной дезадаптации, целесообразно данную категорию детей обозначить как «группу риска».
О.Н. Усанова предлагает обратить особое внимание на следующие социальные обстоятельства, способные стать кризисными и способствовать проявлению психологических проблем ребенка:
– поступление ребёнка в детский сад или школу;
– смена воспитателей или учителей;
– переход ребёнка к многопредметному обучению;
– интенсификация программ обучения и воспитания и некоторые другие.
Перечисленные условия, с одной стороны, способны усугубить имеющиеся у ребенка функциональные нарушения, с другой – «проявить» скрытые проблемы. Например, определенные качества, свойства личности, особенности психических процессов могут не проявлять свои негативные стороны, потому что не востребованы на данном онтогенетическом этапе, в данных социальных условиях.
Но как только происходит смена ведущей деятельности ребенка и эти качества становятся востребованными, незамедлительно вскрываются их недостатки. Например, недостатки фонематического слуха у ребенка-дошкольника при правильном звукопроизношении проявляются в виде специфических дисграфических ошибок на письме только в период школьного обучения.
В контекстобсуждаемой нами проблемы следует включить понятие культурный релятивизм – различия в восприятии и санкционировании поведения в разных культурах. Поведение, которое может считаться нормальным в одной культуре или социальной группе, в другой может представляться анормальным. Вместе с тем, отдельные виды анормального поведения представляются транскультурными: они считаются таковыми независимо от культуры и эпохи.
Основными показателями отклонений от нормы являются:
1) социальная дезадаптация;
2) не восприимчивость к воспитывающим и обучающим воздействиям;
3) замедление темпов развития или регресс психики.
Отклонения от психической нормы могут иметь временный или постоянный характер, а также различную степень выраженности: от акцентуаций характера до деформации личности.
Дефект – физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития. Степень выраженности дефекта существенно зависит от тяжести вредного воздействия, времени его начала, его преимущественной локализации. Структуру дефекта составляют первичный и вторичный дефекты. Понятия детально разработаны в трудах Л.С. Выготского.
Первичный дефект – повреждение биологических систем (анализаторов, отделов ЦНС), которое вызывается биологическими факторами.
К первичным дефектам относятся частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония развития, явления ретардации, регресса, акселерации), нарушения межфункциональных связей.
Возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга) вследствие воздействия патогенных факторов.
Вторичный дефект возникает в ходе развития ребёнка с нарушениями психического развития в том случае, если социальное окружение не компенсирует этих нарушений, а напротив, детерминирует отклонения в личностном развитии.
– недоразвитие высших психических функций (речи и мышления у глухих, восприятия и пространственной ориентации у слепых, опосредованной памяти и логического мышления у дебилов и пр.). Он непосредственно не связан с первичным дефектом, но обусловлен им (возникает под его влиянием). Понятие введено Л.С. Выготским.
Сложный дефект – сочетание двух или более первичных дефектов, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности в обучении и воспитании ребёнка. Это не сумма дефектов. Сложный дефект отличается качественным своеобразием.
Нарушения психического развития могут иметь частный и общий характер. Частные нарушения связаны с недостаточностью процессов восприятия, праксиса, речи и т.д. Общие нарушения связаны с нарушением регуляторных систем.
Частные нарушения – это прежде всего нарушения в деятельности анализаторов: зрения, слуха, проприоцептивной чувствительности.
Общие нарушения – функций головного мозга связаны с деятельностью регуляторных систем.
Регресс (временный или стойкий) – возврат функций на более ранний возрастной уровень. Обусловлен недостаточной устойчивостью психических функций. Чаще регрессу подвергаются менее зрелые, недавно возникшие функции. Например, более вероятна утрата навыка чтения, чем навыка ходьбы.
Временный регресс – временная утрата сформированных ранее навыков под влиянием различного рода событий, вызывающих стресс и мобилизацию организма на борьбу за выживание.
Стойкий регресс – устойчивый возврат на более ранний возрастной уровень, связанный с существенным повреждением функций. Например, при ранней детской шизофрении.
Распад психических функций – грубая дезорганизация и выпадение психических функций.
Рекомендуемая литература по теме:
Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. -М., 1976.
Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. -М., 1979.
Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. Ташкент, 1976.
Валлон А. Психическое развитие ребёнка. -М., 1967.
Государев Н.А. Специальная психология. Учебное пособие. -М., 2008.
Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии (учебное пособие) Ростов-на-Дону, 2000.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития детей. -М., 1985.
Романова Р.С., Потёмкина О.Ф., Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии. М., 1989.
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. -М., 1986.
Специальная психология / Под ред. В.И.Лубовского. -М., 2003.
Саенко Ю.В. Специальная психология. Учебное пособие. -М., 2006.
Сорокин В.М. Специальная психология. -СПб., 2003.
Сорокин В.М. Практикум по специальной психологии. -СПб., 2003
Сыромятников И.В. Психодиагностика: Учебное пособие. -М., 2005
Шаповал И.А. Специальная психология. Учебное пособие. -М., 2005.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое психическая норма?
2. Какие виды норм выделяют в специальной психологии?
3. Что принято понимать под первичным и вторичным дефектами.
4. Что такое сложный дефект?
5. Что такое регресс? Какие виды регресса существуют?
6. Что такое распад психических функций.
Источник
Физическое и речевое развитие ребенка связаны со многими причинами. Состояние здоровья, обстановка в семье, некоторые наследственные факторы оказывают влияние на способности малыша. Необходимо знать нормы развития ребенка по месяцам и годам, чтобы вовремя заметить отклонения и принять меры по их исправлению. Отставание от средних показателей может говорить о заболевании или индивидуальной особенности ребенка. Педиатры основываются на стандартах, наблюдая за развитием маленького пациента. При значительных отклонениях потребуется дополнительная консультация узких специалистов.
Нормы развития в 1-3 месяца
Новорожденный общается с материю с помощью крика. Если ребенок хочет есть, ему некомфортно или холодно, то он зовет маму. Но к концу первого месяца грудничок начинает реагировать на материнский голос, прислушивается к нему. Его ручки пока двигаются хаотично, а ножки имитируют в воздухе движения ходьбы. В этом же возрасте ребенок пытается держать голову.
В 2 месяца малыш улыбается. Эту реакцию вызывает голос мамы, легкие поглаживания. В крике и когда он гулит, четко слышатся гласные звуки а, е, и. Активное общение матери с ребенком способствует развитию его речи. Малыш с интересом разглядывает зеркало. Затихает при виде отражения или становится более активен.
Нормой развития детей в 2 месяца считается способность поднимать и удерживать головку в вертикальном состоянии. Вестибулярный аппарат развивается. Малыш пытается схватить предмет. Если игрушка попала в его руки, то забрать становится сложно.
В 3 месяца появляется “комплекс оживления”. Ребенок машет ручками и ножками при появлении мамы, издает разные звуки, по которым можно определить радуется он или сердится. Успешно держит головку в течение 2-3 минут, на животике поднимается на локти. Может перевернуться. Движения не имеют четкой координации, но оставлять одного на диване его уже опасно.
Развитие малыша 4-6 месяцев
В 4 месяца мышцы шеи становятся крепче. Ребенок уже хорошо держит голову и с интересом осматривает окружающих. Он может опираться на локти, переворачиваться с животика на спинку. Его движения становятся целенаправленными. Он хватает игрушки, перекладывает из одной руки в другую. Ребенок узнает близких людей, улыбается, когда с ним разговаривают. В речи появляются согласные звуки. Специалисты называют это агуканьем. При посторонних настораживается. Возрастные нормы развития ребенка четвертого месяца:
- Рассматривает отражение в зеркале.
- Следит за движущимися игрушками.
- Приподнимает ягодицы над столом, когда лежит на животике.
- Берет родителей за палец и делает попытки подтянуться из положения лежа.
- Уверенно придерживает мамину грудь, бутылочку.
- Вес мальчиков к этому возрасту достигает 6-7 кг, а рост – 60-63 см.
В 5 месяцев ребенок отличает маму на расстоянии нескольких метров. Некоторые малыши делают первые попытки ползать. Лежа на животе, ребенок опирается на ладони, вытягивается посмотреть что-то интересное. Расстраивается когда мама уходит. Чему научился ребенок к концу месяца:
- Произносит первые слоги.
- Стоит на ногах при поддержке взрослого.
- Играет с родителями.
- Может появиться первый зуб.
- Прибавка в весе 650-700 гр, в росте – 2 см.
В 6 месяцев мама понимает по интонации ребенка, что ему требуется. Он плачет, когда хочет есть, когда он мокрый или просто хочет общения. Малыш умеет сидеть на руках у родителей. Делает первые попытки ползти. Нормы развития детей в полгода:
- Знает свое имя.
- Может немного проползти на животе.
- Активно занимается с игрушками, разглядывает их, берет в руки, кладет на место.
- Радуется музыке и издающим звуки игрушкам.
- Малыш за месяц должен прибавить в весе 650 гр, а подрасти на 2 см.
Развитие ребенка 7-9 месяцев
В 7 месяцев у ребенка проявляется характер. Малыш может определить некоторые предметы, указать на них, когда родители об этом просят. На незнакомых людей реагирует плачем. Поднимается на ножки, держась за опору. Подолгу гулит, использует интонацию при общении с мамой. Уверено сидит, рассматривает картинки, с удовольствием слушает чтение книжки. Основные моменты развития ребенка в 7 месяцев:
- Садится с помощью взрослого или самостоятельно, придерживаясь рукой за опору.
- Уверенно сидит.
- Играет, делает “ладушки”.
- Гулит, растягивая звуки.
- Малыш к этому возрасту вырос еще на 2 см, а потяжелел на 600 гр.
в 8 месяцев ребенок начинает активно передвигаться по квартире, ползает, ходит вдоль опоры. Определяет знакомых людей среди других, узнает родителей на фотографии. Может сам держать ложку, по просьбе поднять игрушку. Повторяет одинаковые звуки. По окончании месяца ребенок умеет:
- Ходить вдоль опоры.
- Ориентируется в квартире, находит нужные предметы.
- Отказывается сидеть все время в кроватке, стремиться изучать новое.
- Активно гулит, повторяет звуки, некоторые дети произносят первый слова: “мама”, “дай”, “ту-ту”.
- Вес, в среднем, увеличился на 550 гр, а рост – на 2 см. Малыши должны весить 8,1 – 8,5 кг. Их рост достигает 68-71 см.
К 9 месяцам многие дети делают первые шаги с поддержкой, уверено ходят вдоль опоры, могут самостоятельно встать с пола. Они с интересом играют со взрослыми и самостоятельно. Нормы развития детей в 9 месяцев:
- Садятся самостоятельно.
- Активно ползают.
- Показывают знакомые предметы.
- Понимают слово “нельзя”.
- Разговаривать на своем языке, отчетливо произносят некоторые слова.
- Вес увеличивается на 500 гр, а рост – на 1,5 см.
Нормы развития в 10-12 месяцев
В 10 месяцев малыши начинают делать первые самостоятельные шаги, пытаются оторваться от опоры или идут, держась одной рукой за палец родителей. При необходимости ребенок может присесть, взять игрушку и с ней пойти дальше. Его привлекают пирамидки, музыкальные игрушки, юла. Он может увлечься перебиранием колечек, переворачивает листы картонной книги, интересуется другими детьми, вслушивается в разговор, отвечает звуками на речь мамы. Находит игрушки, которые просит мама. Нормы развития ребенка до года:
- Делает шаги без поддержки.
- Уверенно ползает на коленках.
- Выкидывает игрушки из кроватки.
- Находит на лице глазки, носик.
- Прибавляет в весе за месяц 450 гр, подрастает на 1,5 см.
В 11 месяцев ребенок с любопытством изучает окружающий мир, обследует найденные предметы, облизывает их. Находит спрятанную игрушку, а на картинке заданный предмет. Стоит без опоры, ходит без поддержки. Танцует под музыку, радуется веселью родителей. Произносит осознано первые простые слова. Показывает части тела. Он уже научился:
- Активно вставать, садиться, ходить.
- Различать похвалу и наказание.
- Показывать на предмет, который ему необходим.
- Махать рукой “привет” и “пока”.
- Брать пальчиками мелкие предметы.
- Малыш еще подрос на 1,5 см, прибавил в весе 400 гр.
в 1 год подводят итоги. Это уже маленькая личность. Маленький человечек выражает желания, понимает речь, пытается отвечать. Уверено ходит без опоры. Произносит первые слова, обозначающие действие. Нормой развития ребенка до года считаются:
- Способность пройти самому небольшое расстояние.
- Поднять с пола предметы.
- Перешагивать через порог.
- Находить нужные предметы.
- Звать маму.
- Произносить много простых слов: “мама”, “баба”, “папа”, “ляля” и так далее.
- К году малыши должны весить 9,8-10,6 кг. Их рост должен составлять 72-76 см. Небольшие отклонения от этих цифр также считаются нормой, если дети при этом активны, здоровы, правильно развиваются.
Развитие ребенка 1-1,5 лет
К году вес ребенка увеличивается, в среднем, в 3 раза, а рост – на 25 см. Теперь это подросший самостоятельный человечек. Ребенок может активно ходить.
Желание все делать самому приводит к активным действиям. Малыш держит ложку, ест сам, иногда руками. Во время одевания дает маме ручку. Знает назначение предметов. Расческу и мамин телефон использует по назначению.
Нормы психического развития детей и физической активности:
- Пользуется сам ложкой.
- Выполняет простые просьбы родителей.
- Поднимается по ступенькам, держась за руку мамы.
- Разговаривает на своем языке.
- Показывает желаемый предмет.
- Играет в “ладушки”.
- Произносит осознано некоторые слова.
- Громко смеется.
- Понимает реакцию родителей.
- Пьет из чашки.
- Кивает головой, говоря “да”.
- Рисует карандашом.
- Снимает носки.
- Играет без взрослых.
- Катает мячик.
- Складывает игрушки в коробку.
- Помогает маме мыть полы или протирать пыль.
- Ходит за руку или самостоятельно.
К 1,5 годам к предыдущим навыкам добавляются новые. Ребенок умеет:
- Уверенно ходить.
- Проявлять недовольство.
- Устраивать истерику, если не добился желаемого.
- Изучать новые предметы, забираться на стул, диван.
- Снимать штаны, кофту.
- “Кормить” кукол.
- Чистить зубы.
- Периоды дневного сна сокращаются до 1 раза.
- Малыш произносит первые простые предложения.
В 18 месяцам средний вес ребенка составляет 11,5 кг, рост – 81 см.
Нормы развития от 1,5 до 2 лет
После 1,5 лет темп роста ребенка замедляется. На первое место выходит интеллектуальное развитие. Какие нормы физического развития у детей в 18-20 месяцев? Он умеет:
- Открывать шкафы.
- Строить башню из кубиков.
- Собирать пирамидку.
- Подражать взрослым.
- Мыть руки, умываться.
- Раздеваться.
- Проситься на горшок.
- Знать все части тела, уметь показать их.
- Произносить до 50 слов.
- Говорить несколько предложений.
Небольшие отклонения бывают из-за индивидуальных особенностей ребенка. Если большую часть малыш выполняет, то повода для беспокойства нет.
В 2 года ребенок уже может ходить в детский сад, поэтому он должен обладать следующими навыками:
- Проситься в туалет, “аварии” еще случаются, но он должен понимать позывы.
- Собирать пазлы из 2-4 частей.
- Надевать шорты и футболку.
- Снимать одежду.
- Понимать “холодно – горячо”, “большой-маленький”.
- Прыгать, бегать, подниматься по лестнице.
- Различать людей по половой принадлежности.
Нормы речевого развития детей лет с 2 меняются, словарный запас ребенка увеличивается стремительно. Он может запоминать до 10 слов в день, понимать и произносить их.
Развитие ребенка в 2-3 года
В этом возрасте дети, как правило, адаптируются к детскому коллективу. Мамы выходят на работу, а ребенок становится более самостоятельным и независимым. Нормы развития ребенка в 3 года:
- Он может легко спускаться и подниматься по лестнице.
- Одеваться и раздеваться.
- Забираться на гимнастическую стенку.
- Пинать мяч.
- Ходить на горшок.
- Рисовать прямую линию.
- Вырезать ножницами.
- Строить пирамиды.
Психоэмоциональное развитие не стоит на месте. Нормы речевого развития ребенка в этом возрасте таковы, что он может:
- Называть и показывать части тела и лица.
- Определять предметы и животных, которые умеют плавать, летать, бегать.
- Составлять предложения из 4-5 слов.
- Понимать речь взрослых.
- Выполнять сложные двойные просьбы.
- Учить четверостишия.
- Рисовать.
- Строить.
- Взаимодействовать с другими детьми.
- Различать основные цвета.
- Использовать вежливые слова.
- Задавать вопросы.
- Работать с пластилином.
Нормы развития в 3 – 4 года
Ребенок вступает в дошкольный возраст. Он уже взаимодействует со взрослыми и сверстниками, умеет бегать, прыгать, выполнять различные действия. Возможно, он пытается манипулировать взрослыми. Многие дети в этом возрасте берутся выполнять задачи, с которыми не могут справиться. Малыши проходят очередную ступень эмоционального развития. За этот год нормой развития детей считается их умение:
- Находить несоответствие в картинках.
- Определять сходства и различия предметов.
- Считать до 3.
- Показывать геометрические фигуры.
- Сравнивать предметы по величине и форме.
- Определять “много-мало”, “высокий – низкий”.
- Запоминать 2 – 3 картинки.
- Повторять многие движения за взрослым.
- Описывать картинки.
- Называть имя и фамилию.
- Определять основные действия человека.
- Говорить громко и тихо.
- Называть животных.
- Сортировать предметы по признакам.
- Знать названия некоторых птиц и животных.
- Определять овощи, фрукты, ягоды.
- Различать периоды суток.
- Раскрашивать картинки.
- Рисовать различные линии, точки.
- Соблюдать правила гигиены.
- Называть основные явления природы.
В кризис трех лет родители должны соблюдать спокойствие. Это явление временное, скоро ребенок снова станет спокойным, научится правильно общаться со взрослыми и сверстниками.
Развитие в 5-7 лет
В этом возрасте ребенок учится контролировать поведение и эмоции. Дети должны уметь слушать педагога, выполнять задания. Нормы развития ребенка в 5 лет предполагают их умение выполнять такие действия:
- Решать простые задачи и головоломки.
- Считать до 10.
- Отвечать на вопросы “сколько”, “который”.
- Определять форму объемных предметов.
- Разделить квадрат или круг на количество заданных частей.
- Продолжить цепочку заданных предметов.
- Находить лишний предмет.
- Составлять рассказ по картинке.
- Придумывать продолжение истории.
- Сортировать предметы по признакам.
- Называть имя, фамилию, адрес, знать полные имена родителей.
- Пользоваться интонацией, выражать эмоции и настроение.
- Уметь делать выводы, отстаивать свою точку зрения.
- Вести диалог.
- Учить стихи.
- Различать бытовые предметы и определять их назначение.
- Знать явления природы.
- Запоминать имена героев сказок.
- Строить сложные фигуры из конструктора.
Ребенок может плохо реагировать на смену места жительства или режим дня. В этом возрасте происходит совершенствование его нервной системы. Дошкольник становится самостоятельным, на него возрастает эмоциональная нагрузка.
Советы педиатров
Наблюдая за развитием малыша, родители не должны нервничать из-за небольших отклонений, если таковые имеют место. Чаще всего в основе лежит генетическая предрасположенность. Отстающий по росту ребенок может обогнать сверстников в подростковом периоде. Если у малыша родители невысокие, то не стоит ждать, что дети будут выше средней нормы.
Ребенок должен жить в собственном ритме. Для успешного обучения не стоит торопить малыша. Сон ребенка должен соответствовать его возрасту. Не следует в выходные дошкольника лишать дневного отдыха.
Соблюдать режим дня, включить элементы закаливания, подвижные и спокойные игры, доступную работу по дому – это необходимые составляющие воспитания детей и ухода за ними.
Нормы и отклонения в развитии ребенка являются условным фактором. Врач должен заметить при осмотре, соответствует ли малыш возрасту. Только специалист определит, стоит ли принимать меры.
Источник