Виды норм развития ребенка
Понятие «норма» (от латинского – правило, образец, руководящее начало) используется, как правило, для обозначения противоположности патологии (от греч. – страдание), нарушения, расстройства, болезненного, изменённого состояния.
Понятие нормы динамично и складывается в обществе в результате экспертной оценки предметов, явлений, событий, исходя из знаний и потребностей, которые в этом обществе доминируют. Норма устанавливается на основе критериев (единичных или множественных) или показателей, нормативов. Основным критерием нормы является эффективное функционирование организма.
Анализ и обобщение работ А.Ф. Ануфриева, Б.С. Братусь, В.П. Захарова, Б.Д. Карвосарского, И.В. Сыромятникова и др. позволяют выделить ряд аспектов в понимании психической нормы:
1. Норма как оптимальное состояние объекта (наиболее устойчивое, более всего соответствующее определённым условиям и задачам функционирование).
2. Норма как исходное начало для сравнения (оценки) данных диагностического обследования.
3. Норма как отсутствие отклонений (отрицательный логический критерий).
4. Норма как описательная характеристика (положительный логический критерий). Представляет собой набор положительных признаков, которым должен соответствовать человек (группа людей).
Принято различать следующие виды норм:
1. Статистическая норма развития – уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественным и количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д.
Ориентация на статистическую норму развитияособенно важна на этапе первичной диагностики ребёнка, в момент выявления недостатков в развитии и определения меры их патологичности. Статистическая норма определяет место индивида в популяции по отношению к статистическому среднему. Статистическая норма представляет собой определённый диапазон значений развития какого- либо качества или свойства расположенных около среднего арифметического, как правило, в пределах стандартного отклонения.
2. Функциональная или физиологическая норма – характеризует процессы и состояния здорового организма. Основным критерием для её определения служит выполнение или невыполнение функций какой-либо системой организма.
В основе концепции функциональной нормы лежат следующие представления:
а) о неповторимости пути развития каждого человека;
б) о том, что любое отклонение можно считать таковым только в сопоставлении с индивидуальной тенденцией развития человека.
3. Индивидуальная норма – мера отклонения индивидуального развития от статистической и функциональной нормы.
4. Идеальная или нормативная норма – оптимальное развитие личности в оптимальных для неё социальных условиях. Этовысший уровень функциональной нормы. Её следует рассматривать как систему требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов.
5. Психическое здоровье – комплексное многоуровневое качество жизнедеятельности, выражающее соответствие психофизического состояния и самочувствия, ориентирования и поведения уровню развития, психофизиологическим условиям и затратам организма, потребностям и целям личностного развития, а также наличным адаптивно-компенсаторным возможностям психики человека.
Общие критерии, характеризующие норму психического здоровья:
– соответствие субъективных образов отражённым объектам действительности;
– соответствие характера реакций внешним раздражителям, значению жизненных событий;
– соответствующий возрасту уровень зрелости познавательной и эмоционально-волевой сфер личности;
– возможность адаптации в микросоциальных отношениях;
– возможность контролировать собственное поведение и изменять его в зависимости от смены обстоятельств;
– разумное планирование жизненных целей и поддержание активности в их достижении;
– критичность при оценке жизненных обстоятельств; ответственность.
Исследования нейропсихологов Т.В. Ахутина, М.М. Семаго, А.В. Семенович и других, ввели понятие «отклоняющееся развитие». Авторы допускают, что любая психическая функция на каждом этапе онтогенеза может иметь определенный разброс по уровню развития относительно некоторой статистически (усредненной) нормы. Это легко объясняется присущей норме неравномерностью развития высших психических функций, которая обусловлена индивидуальной программой развития и факторами социальной среды.
При этом под неравномерностью развития психических функций следует понимать то обстоятельство, что у ребенка одни функции развиты лучше, чем в среднем у сверстников, а другие хуже. В таком случае становится понятным, почему дети, у которых отдельная функция или система психических функций отклоняются в допустимых пределах от «идеальной программы развития», тем не менее, являют собой вариант нормы в психическом развитии. Следует отметить также, что ведущей отличительной особенностью ребенка с «нормальным» ходом психического развития является его способность, несмотря на имеющиеся функциональные слабости, адаптироваться в социуме самостоятельно (Т.В. Ахутина).
Однако психическая функция, которая имеет те или иные отклонения, является слабой стороной в психическом статусе ребенка и при неблагоприятных условиях может выйти за пределы «нормативного коридора». Нарушенная функция, при отсутствии своевременной и эффективной коррекционно-развивающей помощи, может запустить цепную реакцию патологического развития и спровоцировать социально-психологическую дезадаптацию ребенка.
Таким образом, дети с минимальными и парциальными нарушениями психического развития составляют самостоятельную категорию, занимающую промежуточное, переходное положение между «нормальным» и «нарушенным» развитием. Поскольку имеющиеся у таких детей функциональные нарушения создают риск их социальной дезадаптации, целесообразно данную категорию детей обозначить как «группу риска».
О.Н. Усанова предлагает обратить особое внимание на следующие социальные обстоятельства, способные стать кризисными и способствовать проявлению психологических проблем ребенка:
– поступление ребёнка в детский сад или школу;
– смена воспитателей или учителей;
– переход ребёнка к многопредметному обучению;
– интенсификация программ обучения и воспитания и некоторые другие.
Перечисленные условия, с одной стороны, способны усугубить имеющиеся у ребенка функциональные нарушения, с другой — «проявить» скрытые проблемы. Например, определенные качества, свойства личности, особенности психических процессов могут не проявлять свои негативные стороны, потому что не востребованы на данном онтогенетическом этапе, в данных социальных условиях.
Но как только происходит смена ведущей деятельности ребенка и эти качества становятся востребованными, незамедлительно вскрываются их недостатки. Например, недостатки фонематического слуха у ребенка-дошкольника при правильном звукопроизношении проявляются в виде специфических дисграфических ошибок на письме только в период школьного обучения.
В контекстобсуждаемой нами проблемы следует включить понятие культурный релятивизм – различия в восприятии и санкционировании поведения в разных культурах. Поведение, которое может считаться нормальным в одной культуре или социальной группе, в другой может представляться анормальным. Вместе с тем, отдельные виды анормального поведения представляются транскультурными: они считаются таковыми независимо от культуры и эпохи.
Основными показателями отклонений от нормы являются:
1) социальная дезадаптация;
2) не восприимчивость к воспитывающим и обучающим воздействиям;
3) замедление темпов развития или регресс психики.
Отклонения от психической нормы могут иметь временный или постоянный характер, а также различную степень выраженности: от акцентуаций характера до деформации личности.
Дефект – физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития. Степень выраженности дефекта существенно зависит от тяжести вредного воздействия, времени его начала, его преимущественной локализации. Структуру дефекта составляют первичный и вторичный дефекты. Понятия детально разработаны в трудах Л.С. Выготского.
Первичный дефект – повреждение биологических систем (анализаторов, отделов ЦНС), которое вызывается биологическими факторами.
К первичным дефектам относятся частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония развития, явления ретардации, регресса, акселерации), нарушения межфункциональных связей.
Возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга) вследствие воздействия патогенных факторов.
Вторичный дефект возникает в ходе развития ребёнка с нарушениями психического развития в том случае, если социальное окружение не компенсирует этих нарушений, а напротив, детерминирует отклонения в личностном развитии.
– недоразвитие высших психических функций (речи и мышления у глухих, восприятия и пространственной ориентации у слепых, опосредованной памяти и логического мышления у дебилов и пр.). Он непосредственно не связан с первичным дефектом, но обусловлен им (возникает под его влиянием). Понятие введено Л.С. Выготским.
Сложный дефект – сочетание двух или более первичных дефектов, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности в обучении и воспитании ребёнка. Это не сумма дефектов. Сложный дефект отличается качественным своеобразием.
Нарушения психического развития могут иметь частный и общий характер. Частные нарушения связаны с недостаточностью процессов восприятия, праксиса, речи и т.д. Общие нарушения связаны с нарушением регуляторных систем.
Частные нарушения – это прежде всего нарушения в деятельности анализаторов: зрения, слуха, проприоцептивной чувствительности.
Общие нарушения – функций головного мозга связаны с деятельностью регуляторных систем.
Регресс (временный или стойкий) – возврат функций на более ранний возрастной уровень. Обусловлен недостаточной устойчивостью психических функций. Чаще регрессу подвергаются менее зрелые, недавно возникшие функции. Например, более вероятна утрата навыка чтения, чем навыка ходьбы.
Временный регресс – временная утрата сформированных ранее навыков под влиянием различного рода событий, вызывающих стресс и мобилизацию организма на борьбу за выживание.
Стойкий регресс – устойчивый возврат на более ранний возрастной уровень, связанный с существенным повреждением функций. Например, при ранней детской шизофрении.
Распад психических функций – грубая дезорганизация и выпадение психических функций.
Рекомендуемая литература по теме:
Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. -М., 1976.
Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. -М., 1979.
Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. Ташкент, 1976.
Валлон А. Психическое развитие ребёнка. -М., 1967.
Государев Н.А. Специальная психология. Учебное пособие. -М., 2008.
Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии (учебное пособие) Ростов-на-Дону, 2000.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития детей. -М., 1985.
Романова Р.С., Потёмкина О.Ф., Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии. М., 1989.
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. -М., 1986.
Специальная психология / Под ред. В.И.Лубовского. -М., 2003.
Саенко Ю.В. Специальная психология. Учебное пособие. -М., 2006.
Сорокин В.М. Специальная психология. -СПб., 2003.
Сорокин В.М. Практикум по специальной психологии. -СПб., 2003
Сыромятников И.В. Психодиагностика: Учебное пособие. –М., 2005
Шаповал И.А. Специальная психология. Учебное пособие. -М., 2005.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое психическая норма?
2. Какие виды норм выделяют в специальной психологии?
3. Что принято понимать под первичным и вторичным дефектами.
4. Что такое сложный дефект?
5. Что такое регресс? Какие виды регресса существуют?
6. Что такое распад психических функций.
Источник
Несколько раз довелось выслушивать возмущение родителей «Вот понапридумывали логопеды (психологи, врачи) всякие нормы, а дети должны им соответствовать! Все люди разные! Одинаковых людей не бывает!»
Давайте разберемся, что же такое нормы развития ребенка и «кто их придумал».
Логопедия, психология, медицина как науки не придумывают нормы. Мы не изобретатели. Мы лишь наблюдаем и констатируем имеющиеся явления – положительные или отрицательные. Столетиями люди наблюдали и делали выводы, что, например, для нормальной жизни человек должен нормально слышать и видеть, в ином случае – древний человек не мог выжить в принципе, в более цивилизованное время выжить мог, но только за счет помощи других людей. Или, что младенец который не держит головку в 3 месяца, скорее всего, будет иметь какие-то проблемы со здоровьем, развитием, мышлением в дальнейшем, а те младенцы которые начинали держать головку в 1 месяц, и их было большинство, — становились полноценными людьми. Таким образом еще в древнем мире появилось понятие нормы здоровья и психического развития: состояние организма, при котором не нарушается его функционирование, при котором человек может адекватно существовать в окружающей среде.
Так что не логопеды и психологи «сочиняют» нормы развития ребенка, а сама природа, специалисты их лишь фиксируют.
Для чего нужно знать эти нормы? Здесь все просто – чтобы вовремя заметить любые отклонения в развитии ребенка и успеть повлиять, скорректировать, исправить его развитие, помочь ребенку сформировать недостающие навыки, которые позволят ему в дальнейшем жить лучше.
Еще один вопрос который часто задают: а почему раньше не было никаких норм?» Они были всегда. Раньше бабушки могли заметить и подсказать, что что-то не так с малышом. (вопрос в том, можно ли было это тогда исправить?). в советское время функцию наблюдения и исправления ненадлежащего развития детей взяло на себя государство в лице специалистов (которые как раз прекрасно знали все эти нормы детского развития). Логопеды, врачи, психологи каждый год проводили в детских садах и поликлиниках профилактические осмотры и при необходимости направляли детей к врачу или в специальное учреждение. К сожалению, существовавшая тогда система ныне не работает, и потому вся ответственность за ребенка лежит лишь на плечах родителей. Поэтому теперь стало так актуально говорить о возрастных нормах, чтобы любой родитель, никогда в жизни не сталкивавшийся с медициной и педагогикой, мог найти и прочитать, что в каком возрасте может и должен делать ребенок, проверить своего ребенка, и при малейшем подозрении на отклонении в качестве или сроках – обратиться к специалисту за помощью.
Может быть стоит подождать до школы? Тогда все сразу перед школой и проверят и с=исправят. Увы. Не случайно пишут «возрастные нормативы развития» — ведь в каждом периоде жизни должны формироваться и развиваться свои навыки. Нейрофизиологи, детские психологи во многих странах и сейчас продолжают изучать человеческий мозг. Но и так уже многое известно – в какой период времени формируется та или иная функция мозга, когда у нее чувствительный (сенситивный) период, когда она заканчивает свое формирование и дальнейшее ее развитие идет медленно и с трудом. Поэтому не получается взять и «догнать» норму за один раз – если было упущено время сенситивного периода, придется потратить годы если не десятилетия, чтобы наладить то что ребенок мог освоить в более раннем возрасте за неделю.
Также нормы развития речи, психологические нормы детей можно использовать как план действий — чему учить и как развивать ребенка. Не все мамы все умеют и все знают. Многие ищут упражнения, игры для развития детей. А можно посмотреть на нормы развития детей как раз с этой стороны и начинать учить своего ребенка заранее тому, что он должен уметь за несколько месяцев до нормы. Таким образом, можно развить совершенно здорового, психологически готового к школе ребенка и в большинстве случаев совершенно бесплатно.
Источник
Когда речь заходит об отклонениях в развитии человека, необходимо определить сущность понятия «норма». Личностно ориентированный подход как стратегия отечественного образования требует от педагога обеспечить индивидуальный путь развития не только среднестатистическому ребенку, но и тому, кто отличается неповторимостью.
Норма предполагает такое сочетание личности и социума, когда она бесконфликтно и продуктивно выполняет ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности, отвечая при этом требованиям социума соответственно ее возрасту, полу, психосоциальному развитию.
Ориентация на норму важна на этапе выявления недостатков в развитии с целью определения специальной помощи. Актуальны несколько значений этого понятия.
Среднестатистическая норма – уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т. д.
Функциональная норма – индивидуальная норма развития. Любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальной тенденцией развития каждого человека.
Существенное различие между нормальными и ненормальными людьми состоит в том, что психические черты у первых являются случайным признаком, от которого они могут легко освободиться, если захотят приложить соответствующие усилия.
Исследователи считают ребенка нормальным при следующих условиях:
§ когда уровень его развития соответствует уровню большинства детей его возраста или старшего возраста, с учетом развития общества, членом которого он является;
§ когда ребенок развивается в соответствии с его собственным общим путем, определяющим развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей, ясно и однозначно стремясь к полному развитию отдельных составных частей и их полной интеграции, преодолевая возможные отрицательные влияния со стороны собственного организма и средового окружения;
§ когда ребенок развивается в соответствии с требованиями общества, определяющими как его актуальные формы поведения, так и дальнейшие перспективы его адекватного творческого социального функционирования в период зрелости (Пожар Л.).
Рассмотрим условия нормального развития ребенка. Г.М. Дульнев и А.Р. Лурия считают основными из них следующие показатели:
1) нормальная работа головного мозга и его коры. Патогенные воздействия нарушают нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, анализ и синтез поступающей информации, взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека;
2) нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов;
3) сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром;
4) систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.
Под дефектом (от лат. Defectus – недостаток) понимается физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.
Дефект одной из функций нарушает развитие ребенка только при определенных обстоятельствах. Влияние дефекта всегда двойственно: с одной стороны, он затрудняет нормальное протекание деятельности организма, с другой – служит усиленному развитию других функций, которые могли бы компенсировать недостаток. Л.С. Выготский: «Минус дефекта превращается в плюс компенсации». Следует различать две группы дефектов:
§ первичные дефекты, к которым относятся частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония развития, явления ретардации, регресса и акселерации), нарушения межфункциональных связей. Он является следствием таких нарушений, как недоразвитие или повреждение мозга. Проявляется первичный дефект в виде нарушений слуха, зрения, паралича, нарушений умственной работоспособности, мозговых дисфункций и т. д.;
§ вторичные дефекты, которые возникают в ходе развития ребенка с нарушениями психофизиологического развития в том случае, если социальное окружение не компенсирует этих нарушений, а, напротив, детерминирует отклонения в личностном развитии.
Механизм возникновения вторичных дефектов различен. Вторичному недоразвитию подвергаются функции, непосредственно связанные с поврежденной. Например, по этому типу возникает нарушение формирования речи у глухих. Вторичное недоразвитие характерно и для тех функций, которые во время повреждения находились в сенситивном периоде развития. В результате этого разные повреждения могут приводить к сходным результатам. Так, например, в дошкольном возрасте в сенситивном периоде развития находится произвольная моторика. Поэтому различные повреждения (перенесенный менингит, травма черепа и т. д.) могут привести к явлениям задержки в формировании этой функции, что проявляется как двигательная расторможенность.
Важнейшим фактором возникновения вторичного дефекта является социальная депривация. Дефект, препятствующий нормальному общению ребенка со сверстниками и взрослыми, тормозит усвоение им знаний и навыков, развитие в целом. В целом проблема социальной депривации характерна для всех видов отклонений физического и психического развития.
Особое место в группе вторичных дефектов занимают личностные реакции на первичный дефект. Возможны несколько типов личностного реагирования.
Игнорирование – часто встречается при олигофрении, связано с недоразвитием мышления и недостаточной критикой к успешности своей деятельности.
Вытеснение – относится к невротическому типу реагирования на дефект и проявляется в сознательном непризнании его существования при подсознательном конфликте, накоплении негативных эмоций.
Компенсация – такой тип реагирования, при котором происходит осознание дефекта и замещение утраченной функции за счет более сохранных.
Гиперкомпенсация – усиленное развитие сохранных функций, сочетающихся со стремлением доказать, что дефект не приводит к каким-либо проблемам.
Астенический тип реагирования приводит к возникновению заниженного уровня притязаний, низкой самооценке, фиксации на осознании своей неполноценности.
По времени воздействия патогенные факторы делятся на:
§ пренатальные (до начала родовой деятельности);
§ натальные (в период родовой деятельности);
§ постнатальные (после родов, особенно в период с раннего детства до трех лет).
Наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает вследствие повреждений головного мозга на ранних этапах эмбриогенеза, т. к. это период интенсивной клеточной дифференциации структур головного мозга.
Факторы риска недостаточности психофизического развития:
§ биологические (наследственные отклонения, инфекционные, вирусные и эндокринные заболевания матери во время беременности, токсикозы, гипоксия и др.);
§ генетические (недостаток или избыток хромосом, хромосомные аномалии);
§ соматические (невропатии);
§ социальные (алкоголизм, наркомания родителей, неблагоприятная среда);
§ индекс повреждения головного мозга (энцефалопатии);
§ ранние, до 3-х лет, средовые воздействия, текущие средовые воздействия (Л.В. Кузнецова).
Источник