Виды нарушений развития ребенка
Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число детей с отклонениями в развитии велико и неуклонно возрастает. Этому есть ряд причин: дестабилизация общества и отдельных семей, отсутствие в ряде случаев нормальных гигиенических, экономических, экологических условий для будущих матерей и детей разных возрастных групп. У многих детей возникают психическая, познавательная депривация, недостаточность удовлетворения сенсорных и эмоциональных контактов и потребностей. Эти и многие другие патологические факторы приводят к различным заболеваниям и отклонениям в развитии.
Понятие «аномалия развития» входит в круг понятий, объединяемых термином «дизонтогенез», которым обозначают различные формы нарушений онтогенеза, т. е. развития индивида в отличие от развития вида (филогенез). Многочисленными психолого-педагогическими исследованиями доказано, что ранняя диагностика и коррекция отклонений психомоторного развития детей являются главными условиями их эффективного обучения и воспитания, предупреждения у них более тяжелых нарушений (вплоть до инвалидности) и социальной депривации.
На начальных этапах развития проблемного ребенка главным препятствием к его обучению и воспитанию является первичный дефект. При отсутствии коррекционного воздействия в дальнейшем ведущее значение начинают приобретать вторичные наслоения (отклонения), и именно они мешают социальной адаптации ребенка. Возникают педагогическая шпущенность, расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения, что обусловлено эмоционально-личностными особенностями на фоне дефицита общения, комфортности и ощущениями неуспеха.
В настоящее время единых принципов классификации нарушений в развитии не существует. Некоторые исследова-
тели выделяют следующие группы детей с отклонениями в развитии:
1) дети с сенсорной неполноценностью (с нарушениями
слуха, зрения, речи, функций опорно-двигательного аппарата
и сенсомоторики);
2) дети с задержкой психического развития;
3) дети с астеническим или реактивным состоянием и кон
фликтными переживаниями;
4) дети с психопатоподобными (психопатическими) фор
мами поведения (эмоциональные нарушения поведения);
5) умственно отсталые дети (олигофрены в степени де-
бильности, имбецильности, идиотии);
6) дети с начальными проявлениями психических заболе
ваний (шизофрения, эпилепсия, истерия и др.).
Эта классификация детей с отклонениями в развитии представлена в работе М.А.Власовой и М.С.Певзнер «Учителю о детях с отклонениями в развитии» (М., 1967).
Возможно и другое подразделение на группы:
1) дети с отклонениями развития в связи с органическими
нарушениями;
2) в связи с функциональной незрелостью;
3) дети с отклонениями в развитии на почве психических
деприваций (См.: Усанова О.Н. Дети с проблемами психи
ческого развития. – М., 1995).
В монографии В.А.Лапшина и Б.П.Пузанова «Основы дефектологии» (М., 1990) приводится следующая классификация детей с нарушениями развития:
1) дети с сенсорными нарушениями (нарушения слуха и
зрения);
2) дети с интеллектуальными нарушениями (умственно от
сталые и дети с задержкой психического развития);
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
5) дети с комплексными (комбинированными) дефектами
развития;
6) дети с искаженным (или дисгармоничным) развитием.
Психомоторное развитие ребенка – сложный диалектический процесс, в нем отмечаются последовательность и неравномерность формирования отдельных психических процессов и функций. На каждой из усложняющихся стадий развития выявляется ее связь с предшествующей и последующими стадиями, каждый возрастной этап характеризуется качественным своеобразием, отличающим его от других этапов.
Нарушения развития детей могут быть вызваны разными факторами. Неблагоприятное воздействие в период внутриутробного развития называется пренаталъным, в период родовой деятельности мотальным, а после рождения – постнаталь-ным воздействием. Соответственно называются и нарушения. Сочетание внутриутробной и природовой патологии называется перинатальным повреждением (например, перинатальная энцефалопатия).
Вызвать отклонения в развитии могут различные патологические факторы, действующие во внутриутробный период: генетические отклонения, отягощенная наследственность, хронические заболевания родителей; злоупотребление родителей алкоголем, наркотиками, курением; физические и психические травмы женщины в период беременности; инфекционные, вирусные заболевания, токсоплазмоз; конфликт по резус-фактору; нефропатия – недостаточность деятельности почек, токсикозы и интоксикация (отравления); внешнесредо-вые факторы – неблагоприятная экологическая ситуация, профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка и многие другие неблагоприятные факторы.
Другая группа причин – патология родовой деятельности: быстрые, стремительные роды, длительные роды со стимуляцией, использование щипцов, обвитие ребенка пуповиной, что приводит к рождению в асфиксии (удушье), неквалифицированное оказание акушерской помощи и другие природовые травмы.
Нарушения развития ребенка могут быть вызваны и различными прижизненными факторами: опухоли мозга (менин-гиома), нейроинфекции (менингиты и энцефалиты), инфекционные болезни с осложнением на мозг, открытые и закрытые травмы черепа, сотрясения мозга, контузии и т.д.
В ряде случаев отмечается действие не одного какого-либо патологического фактора, а их сочетание – полиэтиология. Проявляется наследственная отягощенность: через специальные структуры половых клеток родителей – хромосомы -передается информация о признаках отклонений (аномалий) развития. Хромосомные нарушения (аберрации) приводят к умственной отсталости ребенка, нарушениям слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата и т.д. По данным современной науки, на 1000 новорожденных приходится 5-7 детей с хромосомными аномалиями.
Нарушения психомоторного развития ребенка могут иметь место при нарушениях питания и сна детей, при длительных соматических заболеваниях, вызывающих истоще-
ние ребенка и поражение центральной нервной системы. Вероятность возникновения отклонений в развитии повышается у недоношенных детей, родившихся раньше срока или с малым весом тела.
Нарушения развития, связанные с органическим поражением центральной нервной системы, называются органическими нарушениями.
Дефекты развития могут быть вызваны функциональными, а не органическими причинами, тогда говорят о дефииитар-ном развитии. В их числе: социально-педагогическая запущенность, эмоциональная депривация (недостаточность эмоционально положительного контакта ребенка со взрослым), двуязычие (или многоязычие) в семье, нарушения речи окружающих, ограниченность речевых контактов ребенка и др.
Установлено, что благополучное развитие ребенка бывает только в случаях равновесия между внутренними и внешними условиями формирования организма. По словам И.П.Павлова, болезнь возникает там и тогда, когда нарушается равновесие внутренних и внешних условий жизни организма, когда на неблагоприятное воздействие окружающей среды ребенок не может дать соответствующую ответную реакцию, не может приспособиться к этому воздействию. Функциональные нарушения обычно являются более легкими по сравнению с органическими, и при устранении неблагоприятных факторов развитие интенсифицируется, а при проведении специальной коррекционной работы ребенок может догнать в развитии сверстников. Функциональные нарушения обратимы и при своевременно проведенных коррекционных мероприятиях обычно проходят бесследно.
Л.С.Выготский выдвинул тезис об общности закономерностей развития нормального и аномального ребенка, что было подтверждено рядом более поздних исследований. И в норме, и при патологии психическое развитие имеет поступательный, поэтапный характер. Каждый этап завершается формированием новых, более совершенных по сравнению с предыдущими качеств, что является основой для будущего скачка в развитии. Свойства психики формируются на основе чередования эволюции признаков с революционным, скачкообразным формированием новых качеств. Динамика развития нормального и аномального ребенка подчинена единым общим закономерностям, при этом каждый вид аномального развития характеризуется своими специфическими особенностями. Дети с отклонениями по всем параметрам отличаются * от детей с нормальным развитием.
Каждый вид аномального развития характеризуется сис-и’мным проявлением, в котором выделяются первичные и н i оричные отклонения.
При разных видах отклонений в развитии доминирующим ниляется нарушение речевого общения, когда у ребенка нарушена способность к приему и переработке информации. Это общая закономерность для всех аномальных детей. При ана-пизе конкретного вида нарушенного развития важно учиты-нать общие для нормального и аномального развития закономерности и тенденции, общие для всей группы проявления нарушений, а также индивидуальные характерологические особенности каждого ребенка. Одна категория аномальных проявлений отличается от другой по ряду диагностических и прогностически значимых показателей.
Важной закономерностью психического развития аномальных детей являются трудность их социальной адаптации, (атруднения во взаимоотношениях и взаимодействиях с социальной средой.
Воспитание детей с отклонениями в развитии отличается своеобразием, которое проявляется в коррекционной направленности, в неразрывной связи коррекционного воздействия с формированием практических навыков и умений. Особенности воспитания конкретного ребенка зависят от характера имеющегося у него дефекта, от степени выраженности нарушений отдельных психических процессов и функций, от возрастных и компенсаторных возможностей ребенка, от характера медико-педагогического воздействия, от условий жизни и воспитания ребенка и ряда других факторов. Одни дети нуждаются только в психолого-педагогическом воздействии, другим требуется и серьезная лечебно-оздоровительная помощь. Все это подчеркивает необходимость ранней диагностической и коррекционной работы, ибо раннее выявление нарушений – залог эффективности их преодоления.
Нарушения развития у детей многоплановы и многоаспектны. Они выражаются в интеллектуальной, двигательной, речевой или сенсорной неполноценности. Отклонения в развитии бывают разных форм и разной степени выраженности. Часто они становятся заметными, и если своевременно не приняты необходимые лечебно-оздоровительные и педагогические меры, могут возникнуть вторичные отклонения в структуре дефекта. Поэтому очень важно своевременно обнаружить отклонение в развитии и оказать ребенку необходимую помощь. Родители и воспитатели не всегда могут адекватно оценить состояние ребенка, обнаружить имеющиеся у
него проблемы и отклонения в развитии, поэтому педагогам общеобразовательных учреждений необходимо иметь определенный запас сведений по специальной психологии и коррек-ционной педагогике и владеть навыками коррекционно-воспитательного воздействия.
Организм ребенка, его здоровье, личностные особенности рассматриваются современной наукой системно, целостно, многоаспектно.
Педагог должен иметь четкое представление о закономерностях формирования индивида, личности, при этом важно абстрагироваться от частностей и деталей. У педагога должно быть сформировано системное представление, системное мышление и в целом системная парадигма в изучении, обучении и воспитании ребенка, в том числе и ребенка с отклонениями в развитии.
Современный подход к коррекции и компенсации отклонений в развитии может быть охарактеризован как комплексный и личностно-ориентированный, т.е. при оценке состояния ребенка должны учитываться данные разных специалистов, характеризующие разные стороны психического и физического состояния ребенка, и оказываемая ребенку помощь должна быть многоплановой. При этом учитываются индивидуально-личностные особенности каждого ребенка, т.е. коррекционно-воспитательное воздействие не может и не должно быть стандартизированным.
Источник
Вид нарушения | Характер нарушения (категории лиц с ОВЗ) | Причины возникновения нарушения | Структура дефекта | Основные признаки | |
Период воздействия на организм ребенка | происхождение | ||||
Общее психическое недоразвитие | Умственная отсталость | генетический, внутриутробный, родовой, раннее постнатальный | тотальность недоразвития мозга (лобно-теменных отделов головного мозга) – поражения мозга инфекциями (перенесенными матерью во время беременности, особенно на ее ранних этапах (краснуха, свинка, корь и т. д.) хронические заболевания, как токсоплазмоз, сифилис), интоксикациями (алкоголизмом, лекарственные препараты); радиоактивное и рентгеновское облучения на половые клетки родителей и сам плод; эндокринные заболевания матери, недостаточность ее сердечно-сосудистой системы, легких, печени, почек, несовместимость крови матери и плода; хронический недостаток кислорода (внутриутробная гипоксия) родовая травма и асфиксия – заболевания (менингит, менингоэнцефалит, возникшим как в результате нейроинфекции, так и тяжелых форм общесоматических инфекций: дизентерии, кори, скарлатины и т. д). (инфекции первых 2- 3 лет жизни) – черепно-мозговые травмы, редко – опухоли. | Первичным дефектом при умственной отсталости является органическое поражение головного мозга. Вторичное нарушение – недоразвитие познавательной деятельности. | Недостаточность внимания (слабость его фиксации, сужение объема) недостаточность памяти как в отношении запоминания, так и хранения и воспроизведения информации, моторика, элементарные эмоции неустойчивость и регрессивные тенденции мышления социальная депривация (изоляции в среде сверстников, выпадение из сферы полноценного общения, вызывают невротические наслоения, еще более тормозящие контакты с окружающими) |
Задержанное психическое развитие | генетический, внутриутробный, натальный и раннее постнатальный | органическая недостаточность нервной системы, чаще резидуального, реже – генетического характера поражения с недостаточностью отдельных корково-подкорковых функций, патология беременности и родов, хронические заболевания, инфекции, интоксикации, травмы мозга; травмы нервной системы в первые годы жизни (неблагоприятные условия воспитания), а также церебрально-органической недостаточностью, чаще резидуального характера |
| задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нерезкие нарушения в интеллектуальной сфере; замедление развития интеллектуальной сферы. недоразвитие зрительных, слуховых и моторных функций неполноценность пространственной ориентировки дефицитарность памяти, ее различных видов отставание мышления Повышенная истощаемость внимания | |
Поврежденное психическое развитие | генетический, внутриутробные, родовые, послеродовые | перенесенные инфекции, интоксикации, травмы нервной системы, наследственные дегенеративные, заболевания мозга | органическая деменция; нарушения опорно-двигательного аппарата (парезы, параличи, судорожные припадки) | нарушения механической памяти, локальные корковые и подкорковые нарушения (гностические расстройства, нарушения пространственного синтеза, движений, речи и т. д., | |
Дефицитарное психическое развитие | нарушения зрения (слепые и слабовидящие), слуха (глухие, позднооглохшие слабослышащие), речи, опорно-двигательным аппаратом (ДЦП, парезы, параличи) | родовые, генетические | слух: инфекционные заболевания во время беременности, особенно в первые месяцы: краснуха, корь, грипп; а также врожденные сифилис, токсоплазмоз и др. Среди постнатальных инфекций, способствующих поражению слуха, определенная роль отводится кори, скарлатине, эпидемическому паротиту; менингиты и менингоэнцефалиты, отиты. зрение: инфекции, как туберкулез, токсоплазмоз, сифилис, вирусные заболевания, болезни обмена веществ, интоксикации беременной матери алкоголем, лекарственными препаратами – гормональными, снотворными и т. д.). Среди постнатальных заболеваний основное место занимают острые и хронические инфекции, реже – менингиты и опухоли мозга. | нарушения зрения слуха речи, опорно-двигательным аппаратом (ДЦП, парезы, параличи) | слух: смазанность артикуляции, слабая модулированность голоса, смешение глухих звуков со звонкими, шипящих со свистящими, твердых с мягкими; бедность речевого запаса, ошибочное употребление слов, близких по ситуации или звучанию, аграмматизмы зрение: На уровне слабовидения зрительное восприятие ограничивается замедленностью, узостью обзора, недостаточностью четкости и яркости, нередко искаженностью предметов. Поэтому при слабовидении будут сохраняться значительно большие потенциальные возможности нервно-психического развития, чем при слепоте |
Искаженное психическое развитие | ранний детский аутизм (РДА), шизофрения | генетическое, | органическое поражение мозга | первое – аутизм с аутистическими переживаниями, второе – однообразное поведение с элементами одержимости и особенностями двигательных расстройств и третье – своеобразные нарушения речи. | Наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций. болезненная гиперстезия к обычным сенсорным раздражителям: тактильным, температурным, свету, звукам. |
Дисгармоничное психическое развитие | психопатии | генетическое и экзогенно-органическое | нарушенное формирование корково-подкорковых связей | Д1 – диффузное органическое поражение коры больших полушарий головного мозга на ранних этапах онтогенеза. Д2 – недоразвитие ВПФ (высших форм мышления, памяти, внимания, специфическое нарушение речи, моторики, эмоционально-волевой сферы, социального опыта и социальной адаптации). Д3 – недоразвитие познавательной деятельности (дефицит любознательности, замедленное, затрудненное усвоение нового, плохая обучаемость). | грубые расстройства в эмоционально-волевой сфере, речи, мышлении и деятельности, аномалия развития. |
Дети со смешанным (сложным) дефектом | например: умственно отсталые неслышащие или слабослышащие; умственно отсталые слабовидящие или незрячие; слепоглухонемые и т.п. |
Источник
метки: Развитие, Психический, Группа, Отклонение, Ребенок, Общий, Включать, Эмоциональный
Виды нарушения развития, их причины и механизмы
Отклоняющееся развитие – это любое отклонение отдельной функции или системы психической функции от программы развития в независимости от знака этого изменения + или – (опережение или запаздывание) выходящее за пределы социально-психологического норматива определяемого для данной образовательной, социокультурной или этнической ситуации и данного возраста ребенка.
Закономерности, общие для всех типов аномального развития – модально не специфические:
1. нарушение работы с информацией- для всех детей независимо от специфики первичного нарушения является снижение способности к приему и переработке, хранению и использованию информации. Эта особенность может наблюдаться на протяжении длительного времени или быть характерной только для определенного периода онтогенеза, например: замедляется скорость переработки информации при зрительном восприятии у детей с нарушением слуха отмечается в дошкольном и младшем школьном возрасте.
2. трудность словесного опосредования – разрыв между словом и действием, словом и образом.
3. замедление процесса формирования понятий- что напрямую связано с недоразвитием второй сигнальной системы и замедленным установлением условных связей
4. специфической закономерностью характерной для всех нарушения физического или сенсорного развития является ретардация – незавершенность формирования психических функций данного периода отсутствие эволюции ранних форм психических функций, например: при общем недоразвитии речи это выражается в длительном сохранении автономной речи (уровня характерного для 2-3-его года жизни и затем сменяющегося нормативной речью).
При этом развитие речи ребенка происходит не в результате смены автономной речи на обычную, а внутри самой автономной речи за счет накопления словаря автономных слов, т.е. фиксируется один из низших этапов развития речи.
5. соц – психологическая дезадаптированность – низкий уровень основных психических процессов (внимание, предметного и соц восприятия и представлений, памяти, мышления), недостаточная сформированность мотивацио-потребностной сферы и эмоц-волевой сферы, недостаточность моторного развития, произвольности психических процессов, деятельности и поведения
17 стр., 8197 слов
Развитие речи детей дошкольного возраста
… развития. Объектом нашего исследования являются: высшие психические функции детей дошкольного возраста. Предмет исследования: речь детей дошкольного возраста. Цель исследования: определить комплекс педагогических условий развития речи … В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые …
Наиболее уязвимыми периодами детства является период «первичной незрелости» организма в период до трех лет, а также период перестройки организма в период пубертата, когда уже гармонически сформировавшиеся системы детского организма вновь утрачивают состояние равновесия, перестраиваясь на «взрослое» функционирование.
Согласно клинико-психологическим материалам, наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает вследствие воздействия повреждающих вредностей в период интенсивной клеточной дифференциации структур головного мозга, т. е. на ранних этапах эмбриогенеза, в первой трети беременности.
В период дошкольного и младшего школьного возраста (3 – 11 лет) детский организм представляет собой систему, более устойчивую к стойким необратимым отклонениям.
Каждый возраст накладывает свой отпечаток на характер реагирования в случае патогенного воздействия. Это так называемые уровни нервно-психического реагирования детей и подростков на различные патогенные воздействия:
– сомато-вегетативный (от 0 до 3 лет) – на фоне незрелости всех систем организм в этом возрасте на любое патогенное воздействие реагирует комплексом сомато-вегетативных реакций, таких, как общая и вегетативная возбудимость, повышение температуры тела, нарушение сна, аппетита, желудочно-кишечные расстройства;
– психомоторный (4 – 7 лет) – интенсивное формирование корковых отделов двигательного анализатора, и в частности лобных отделов головного мозга, делает данную систему предрасположенной к гипердинамическим расстройствам различного генеза (психомоторная возбудимость, тики, заикание, страхи).
Возрастает роль психогенных факторов – неблагоприятных травмирующих отношений в семье, реакций на привыкание к детским образовательным учреждениям, неблагоприятных межличностных отношений;
– аффективный (7-12 лет) – на любую вредность ребенок реагирует с заметным аффективным компонентом – от выраженной аутизации до аффективной возбудимости с явлениями негативизма, агрессии, невротическими реакциями;
– эмоционально-идеаторный (12-16 лет) – ведущий в препубертатном и пубертатном возрасте. Характеризуется патологическим фантазированием, сверхценными увлечениями, сверхценными ипохондрическими идеями, такими, как идеи мнимого уродства (дисморфофобия, нервная анорексия), психогенными реакциями протеста, оппозиции, эмансипации.
В основе наиболее широко использующейся в настоящее время классификации видов психического дизонтогенеза, предложеной В.В.Лебединским, лежат представления отечественных и за рубежных ученых (Л.С.Выготский, Г.Е.Сухарева, В.В.Ковалева Л.Каннер) об основных направлениях качественно несводимым друг к другу нарушений психического развития человека:
- ретардация (задержанное развитие) – запаздывание или при остановка всех сторон психического развития или преимуществен но отдельных компонентов;
- дисфункция созревания связана с морфофункциональной возрастной незрелостью центральной нервной системы и взаимодействием незрелых структур и функций головного мозга с неблагоприятными факторами внешней среды;
- поврежденное развитие – изолированное повреждение какой-либо анализаторной системы или структур головного мозга;
- асинхрония (искаженное развитие) – диспропорциональное психическое развитие при выраженном опережении темпа и сроков развития одних функций и запаздывании или выраженном отставании других.
- общее стойкое недоразвитие (умственная отсталость различной степени тяжести), задержанное развитие (задержка психического развития).
Классификация видов психического дизонтогенеза В.В.Лебединского.
4 стр., 1956 слов
Психолого-педагогические аспекты развития ребенка в период внутриутробного …
… Нейропсихофизиологи также не поддерживали идеи о существовании “психики” во внутриутробном периоде развития человека. Серьезными препятствиями в формировании концепции были следующие представления: младенцы пассивны … колоссальные возможности для созидания своего дитя. Она может запечатлевать на ребенке различные мысли и эмоции. Поэтому беременной женщине советовалось избегать раздражительности, …
- Первая группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу ретардации (задержанное развитие) и дисфункцию созревания:
- Вторая группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу повреждения:
– поврежденное развитие (органическая деменция),
– дефицитарное развитие (тяжелые нарушения анализаторных систем: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, развитие в условиях хронических соматических заболеваний).
- Третья группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу асинхронии с преобладанием эмоционально-волевых нарушений:
– искаженное развитие (ранний детский аутизм),
– дисгармоническое развитие (психопатии).
Дефекты развития могут быть вызваны функциональными, а не органическими причинами, тогда говорят о дефицитарном развитии. В их числе: социально-педагогическая запущенность, эмоциональная депривация (недостаточность эмоционально положительного контакта ребенка со взрослым), двуязычие (или многоязычие) в семье, нарушения речи окружающих, ограниченность речевых контактов ребенка и др.
Каждый вид аномального развития характеризуется систематичным проявлением, в котором выделяются первичные и вторичные отклонения.
При разных видах отклонений в развитии доминирующим является нарушение речевого общения, когда у ребенка нарушена способность к приему и переработке информации. Это общая закономерность для всех аномальных детей. При анализе конкретного вида нарушенного развития важно учитывать общие для нормального и аномального развития закономерности и тенденции, общие для всей группы проявления нарушений, а также индивидуальные характерологические особенности каждого ребенка. Одна категория аномальных проявлений отличается от другой по ряду диагностических и прогностически значимых показателей.
Важной закономерностью психического развития аномальных детей являются трудность их социальной адаптации, (затруднения во взаимоотношениях и взаимодействиях с социальной средой.
2 стр., 695 слов
Диагностика музыкальных способностей детей
Среди них протестировано было семеро. Детям были любопытны задания, и они выполняли их с большим интересом. Светлова Виктория …
Основные закономерности развития нормального и аномального ребенка одинаковы. Диагностика отклонений в развитии всегда должна носить комплексный, многоплановый, системный характер. Делать заключение о психическом развитии ребенка на основании какого-то единичного проявления (показателя, симптома) было бы ошибочным. Структура имеющегося у ребенка дефекта может быть выявлена и правильно диагностирована только при участии в обследовании ребенка специалистов разного профиля: врача, психолога, дефектолога, логопеда. Такой подход к изучению ребенка позволяет правильно ценить весь симптомокомплекс имеющихся у него отклонений в развитии, дать адекватную оценку клинических, психологических, педагогических и других особенностей его развития.
Следующий принцип отбора – дифференцированное обучение по степени тяжести имеющегося отклонения в развитии(например, глухие и слабослышащие, слепые и слабовидящие).
Третий принцип – возрастной, например, в детский сад для детей с тяжелыми нарушениями речи принимаются дети в возрасте от 2 до 7 лет. В каждую группу зачисляются дети определенного возраста. В старшую группу – от 5 до 6 лет, в подготовительную к школе группу – от 6 до 7 лет.
В каждом специальном образовательном учреждении работает врач, который помогает точнее определить диагноз ребенка, назначает и проводит соответствующее лечение, обеспечивает реализацию специального режима детского учреждения. Ребенок получает необходимую медицинскую терапию в течение всего срока его обучения в специальном образовательном учреждении.
Методы, которые необходимо использовать для профилактики и коррекции отклонений в личностном развитии и социальном поведении дошкольников, можно разделить на две группы:
- методы непосредственного воздействия на детей;
- методы опосредованного воздействия, ориентированные на работу с семьей и самими воспитателями.
Источник