Виды деятельности в онтогенезе развития ребенка

Виды деятельности в онтогенезе развития ребенка thumbnail

Кроме приведенного выше, есть еще другой путь характеристики видов деятельности – обобщение и выделения основных видов деятельности, присущих всем людям. Они соответствуют видам социальной человеческой активности, в которые вовлекается каждый человек в процессе индивидуального развития. Это – игра, учение и труд.

Игра – вид деятельности, который заключается в эмоциональном освоении социального опыта человека и эмоциональном удовлетворении. Игры чаще всего характер развлечений, дают возможность отдохнуть. Детская игра – вид деятельности, который заключается в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности.

Есть несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Индивидуальные игры – это вид деятельности, когда игрой занимается один человек, групповые – когда охвачены игрой несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность каких-то предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры предусматривают поведение человека, ограниченное определенной ролью. Наконец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников.

Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные отношения людей, особенно взрослых. Однако играм принадлежит важное место в жизни людей. Для детей игры имеют розвививальне значения.

Игра (по А.В. Петровским) – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, зафиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре как в особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. У детей дошкольного возраста игра является ведущим типом деятельности.

Теорию игры, которая исходит из признания ее социальной природы, разрабатывали Е.А. Аркин, Л. Выготский, А.Н. Леонтьев. Связывая игру с ориентированной деятельностью, Д.Б. Эльконин определяет ее как деятельность, в которой образуется и совершенствуется управление поведением. Отличительными признаками развертывания игры является быстрая смена ситуаций, в которых находится объект после действий с ним, и такое же быстрое приспособление действий к новой ситуации.

В структуру игры детей входят: роли, которые взяли на себя игроки; игровые действия как средства реализации этих ролей; игровое использование предметов, то есть замещение реальных предметов игровыми, условными; реальные взаимоотношения между игроками. Единицей игры, и в то же время центральным моментом, который объединяет все ее аспекты, роль. Сюжетом игры является сфера действительности, которая в игровом сюжете и воспроизводится; содержанием ее является то, что воспроизводится детьми как главный момент деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка, его социализация.

Игрок выполняет реальную деятельность, связанную с решением достаточно конкретных, часто нестандартных задач. Кроме того, ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлекаться от реальной ситуации с ее ответственностью и многими привнесенными обстоятельствами.

Взрослые играют в деловые игры. Для них такая игра содержит социальный смысл профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для определенного вида практики. Сегодня деловые игры получили распространение в связи с задачами совершенствования управления, принятия плановых и производственных решений, подготовки и повышения квалификации кадров. Учебные деловые игры позволяют внести в обучение предметной и социальной контексты будущей профессиональной деятельности.

Обучение – вид практической или теоретической деятельности, по своей сути является познавательным процессом усвоения человеком социального опыта. Обучение осуществляется в процессе научения животные и человека. Научение – процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Понятие “научение” возникло в зоопсихолоиги в трудах американского психолога Е.Л. Торндайка и др. Научение отличается от учения тем, что является приобретением опыта в деятельности, направленной познавательными мотивами и целями (или только мотивами). Путем научения можно приобрести любого опыта (знания, умения и навыки) у человека и новых форм поведения животных.

У человека роль и значение научения меняется в течение онтогенеза. В дошкольном возрасте научение является основным способом приобретения опыта, затем оно отходит на второй план, уступая место учебе, учебной деятельности, хотя и не теряет своего значения насовсем. Важным фактором научения место усваиваемого материала в соответствующей деятельности. Человек лучше учится тому материалу, который является целью деятельности.

Научение человека, как и учения, рассматривается как познавательный процесс усвоения социального опыта практической и теоретической деятельности. Научение животных трактуют как интенсивный процесс изменения врожденного видового опыта и приспособления его к конкретным условиям.

Обучение, отделываясь в процессе научения, может быть организованным и осуществляться в специальных учебных заведениях. Оно может быть неорганизованным, составлять дополнительный результат других видов деятельности. У взрослых людей обучения может иметь характер самообразования. Особенностью учебной деятельности является то, что она служит средством психологического развития индивида.

Особое место в системе человеческой деятельности относится труда. Благодаря труду человек построил общество, создала предметы материальной и духовной культуры, изменила условия своей жизни, открыла для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом связанные создание и совершенствование орудий труда. Они, прежде всего, способствуют повышению производительности труда, развитию науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.

Труд – социально обусловленный вид деятельности, который проявляется в связи со значениями, зафиксированными в закрепленных орудиями схемах действий, речевых понятий, социальных ролей, ценностей и социальных норм.

Для примера рассмотрим сложный труд оператора, которая заключается в управлении техническими устройствами, которые оказывают непосредственное влияние на объект деятельности вместо человека. Деятельность оператора имеет алгоритмический характер. При ее проектировании учитывают все наиболее вероятные ситуации управления техническим устройством. В задачи оператора входит обучение построению образно-концептуальных моделей этих ситуаций, овладение информационными моделями и умением управлять каждой из них. В информационной модели объект деятельности отражается в знаковой форме. Одна из особенностей деятельности оператора состоит в том, что ему приходится распознавать знаки, соотносить их с собственными представлениями о реальном объекте деятельности, оперировать знаками, изучать алфавит знаков, правила образования сочетаний из них и тому подобное. Главное – не забывать о функции замещения этих знаков. Оператор является лицом, ответственным за успешный исход действия с объектами и нормальную работу технических устройств. Это обстоятельство учитывается при разработке современных технических механизмов, особенно с элементами искусственного интеллекта, робототехнических комплексов. Такие механизмы выполняют важные функции, однако решающая роль в этой сложной системе отводится человеку-оператору.

Читайте также:  Карта развития ребенка с нарушением зрения

Итак, различают три основных вида деятельности человека: игру, учение, труд. Конечным результатом игры является эмоциональное освоение социального опыта человека и эмоциональное удовлетворение. Конечный результат обучения – овладение знаниями, умениями и навыками. А благодаря работе человек создает предметы материальной и духовной культуры и меняет условия своей жизни.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое активность?

2. Что такое деятельность?

3. Охарактеризуйте известные Вам теории деятельности.

4. Назовите основные виды деятельности.

5. Что Вы понимаете под интериоризацией и Экстериоризация?

6. Чем отличаются навыки от умений?

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М .: Наука, 1990.

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М .; Мысль, 1991.

3. Асмолов А.Г. Психология личности. – М .: Изд-во Моск. ун-та, 1990.

4. Выготский Л.С. Психология. Генезис высших психических функций. – М .: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

5. Гельвеций Клод Адриан. О человеке, его умственные способности и его воспитания / Перевод с франц. В. Пидмогильный. – Ч. 10. – М .: Основы, 1994.

6. Зинченко В.П. Проблемы психологии развития. (Читая О. Мандельштама) // Вопросы психологии. – 1992. – № 3-4; 5-6.

7. Золотнякова AC Общение и деятельность. Целеполагание и его место в структуре педагогического общения. // Психология педагогического общения. – Ростов-н-Д .: Изд-во Гос. пед. ин-та, 1978. -С. 53-65.

8. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. – М .: НИИ проблем воспитания школьников, 1977.

9. Леонтьев А.И. Деятельность. Сознание. Личность. – М .: Политиздат, 1975.

10. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. – М .: Наука, 1981. П. Никуленко А.А., Вех 1.Д. AC Макаренко и деятельностный подход к воспитанию личности. // Психология, – Вып. 30. – М .: Сов. шк., 1988.

22. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. -4.1, Разд. 3,20. – М .: Сов. шк., 1976.

Источник

Вопросом о том, как органическое становится психическим, а действие превращается в мысль, задавались многие известные психологи прошлого — Ж. Пиаже, А. Валлон, X. Вернер и др. Ими отмечалось, что общие направления развития состоят в движении от синкретичности (эмоциональной слитности с ситуацией) к дискретности (отделенности), от ригидности (склонности придерживаться стереотипа) к гибкости, от лабильности (обусловленной случайными воздействиями) к стабильности (подкрепленной устойчивостью развивающегося субъекта). Большинство психологов в своем понимании психического развития намечало траекторию, ведущую от организменных способов адаптации в мире, к осознаваемым, произвольным, включающим в круг своего влияния и окружающую среду. Эта тенденция прослеживается на протяжении всего жизненного пути человека: если ребенок в своей беспомощности ни за что не отвечает, то старый человек, зачастую объективно располагая теми же, что и младенец, физическими возможностями, принимает их уже как итог своего собственного жизнетворчества [10].

Проблема развития человеческой активности рассматривалась и в отечественной психологии, особенно ввиду того обстоятельства, что деятельность является основной категорией. По сути, развитие всех психических процессов может рассматриваться как развитие деятельности.

Ребенок активен, избирателен и индивидуален уже в пренатальном периоде своего развития. Он не только реактивен (отвечает на раздражители), но воздействует на среду и себя самого как ее часть. На ранних этапах развития активность проявляется в движениях, которые в основном носят безусловно-рефлекторный, непроизвольный характер; после рождения ребенка его активность становится преимущественно условно-рефлекторной. Появляются навыки, возможность подражания: дошкольник усваивает многие показанные ему действия, активность 6 -7-летнего ребенка приобретает организованный характер, включает в себя мыслительную активность.

А. А. Люблинская следующим образом представляла основные линии развития активности ребенка [8]:

  • 1. Реактивные действия младенца становятся произвольными, отражая собственные потребности ребенка, и придают его деятельности творческий характер. Простые одноактные действия (отдергивание ноги, крик) превращаются в сложную систему целенаправленных действий, а затем в сложную деятельность (игру, учение), подчиненную мотивам и имеющую цели.
  • 2. Деятельность становится все более управляемой и организованной. По мере овладения речью активность начинает включать в себя интеллектуальные элементы и превращается в мыслительную, осуществляемую во внутреннем плане.
  • 3. Активность ребенка, включающая а) подражательные, б) исполнительные и в) самостоятельные действия, основанные на ориентировочном рефлексе, по мере взросления человека включает все больше самостоятельных действий, благодаря чему возрастает инициативность.
  • 4. Активность ребенка направляется не только на предметы, но и на людей, имея свою динамику: сначала взрослый используется для удовлетворения витальных потребностей, затем — социогенных (как источник знаний).
  • 5. С раннего возраста ребенок направляет свою активность на самого себя (самовоспитание и самосовершенствование) [7]. Хотя человек на протяжении всего жизненного пути вовлечен в различные виды деятельности, обычно преобладает у него только одна (которую, как мы знаем, называют ведущей). Ведущая деятельность сменяется, обозначая смену возрастных стадий. Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин предлагали следующую последовательность смены ведущей деятельности [1, 6, 19][1] (табл. 3).
Читайте также:  Правильное развитие ребенка по годам таблица

Таблица 3

Характеристика возрастных стадий с точки зрения ведущей деятельности, социальной ситуации развития и основных психологических новообразований (по Д.Б. Эльконину) [19]

Возрас

Социальная

ситуация

развития

Ведущая

деятельность

Психологические

новообразования

0—1 месяц Новорожденность

Не определена

Не определена

Комплекс оживления — свидетельство появления первой социальной потребности — потребности в общении, активность — рождение собственной психической жизни, сосредоточение, улыбка, вокализации

0—1 год Младенчество

«Г1ра-МЫ»: основной путь деятельности через взрослого, зависимость от него, в условиях невербального общения

Непосредственно-эмоциональное общение

Хождение, говорение, аффективно-заряженные представления (хочу-не хочу, нравится-не нравится), представление о перманентном существовании объекта, базовое доверие к миру

Продолжение табл. 3

Возраст

Социальная

ситуация

развития

Ведущая

деятельность

Психологические

новообразования

1—3 года Преддошкольное (раннее) детство

«Ребенок- ПРЕДМЕТ- взрослый»: совместная деятельность со взрослым, направленная на усвоение общественно выработанных способов употребления орудий

Предметно-орудийная деятельность

Способность к общению, грамматическая речь, нагляднодейственное мышление, появление самосознания (выделение инстанции «Я», гордость за достижения)

3—6 лет

Дошкольное детство

Взаимоотношения со сверстниками по поводу отношений взрослых людей

Сюжетно-ролевая игра

Преодоление эгоцентризма, знаково-символическая функция, произвольность. Наглядно-образное мышление, переход на стадию конкретных операций: обратимость, пространственные представления. Дифференциация и обобщение переживаний, открытие внутреннего мира. Устойчивая самооценка. Социальная позиция школьника

6—10 лет Младший школьный возраст

«Ребенок— взрослый (родители-!-учитель)», «ребенок—сверстники»

Учебная деятельность

Формирование ВПФ. Теорети ческое сознание и мышление способность к рефлексии, анали зу, мысленному планированию учебная мотивация. Сформиро ванная учебная деятельность

11—15 лет

Взаимоотношения в группе сверстников (собственные отношения)

Интимно-личностное общение

Логическое мышление (на уровне формальных операций), метапознавательные процессы, рефлексия. Формирование самосознания (эго-иден-

Окончание табл. 3

Возраст

Социальная

ситуация

развития

Ведущая

деятельность

Психологические

новообразования

Подростковый

возраст

тичность) в общении со сверстниками. Формирование временной перспективы. Творчество

19—20 лет

Юношеский возраст

Отождествление со взрослыми и равенство

Учебно-профессиональная (общественно значимая) деятельность

Формирование чувства взрослости (объективная взрослость – физическая взрослость (пубертатный скачок)+ интеллектуальная взрослость (формально-логический интеллект) + социальная взрослость (освоение социальных ролей и деятельностей)

Применительно ко взрослому возрасту попытки выделять ведущую деятельность оказались неуспешными в силу более высокой индивидуализации взрослых по сравнению с детьми (следующая за юностью стадия зрелости характеризуется высокой степенью вариативности и содержит в себе кризис середины жизни, после которого основная жизненная установка человека, согласно К. Г. Юнгу, сменяется противоположной — интроверт становится экстравертом, и наоборот), однако в старости, с ограничением личной свободы, также наблюдаются некоторое схождение психологических особенностей людей [20][2].

Источник

Кроме приведенного выше, есть еще другой путь характеристики видов деятельности – обобщение и выделения основных видов деятельности, присущих всем людям. Они отвечают видам социальной человеческой a активности, в которые вовлекается каждый человек в процессе индивидуального развития. Это – игра, учение и трудця.

. Игра – вид деятельности, который заключается в эмоциональном освоении социального опыта человека и эмоциональном удовлетворении. Игры чаще всего имеют характер развлечений, дают возможность отдохнуть. Детская игра – вид деятельности, который заключается в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности

Есть несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Индивидуальные игры – это вид деятельности, когда игрой занимается один человек, групповые – когда охвачены игрой несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность каких-то предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры предусматривают поведение, ограниченную определенной ролью. Наконец игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников

Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные отношения людей, особенно взрослых. Однако играм принадлежит важное место в жизни людей. Для детей игры имеют розвививальне значение

Игра (за. АВ. Петровским) – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, зафиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в п предметах науки и культуры. В игре как в особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности у детей дошкольного возраста игра является ведущим типом деятельностиості.

Теорию игры, исходит из признания ее социальной природы, разрабатывали. ЕА. Аркин,. ЛС. Выготский,. ОМ. Леонтьев. Связывая игру с ориентированной деятельностью,. ДБ. Эльконин определяет ее как деятельность, в которой образует ся и совершенствуется управление поведением. Отличительными признаками развертывания игры является быстрая смена ситуаций, в которых находится объект после действий с ним, и такое же быстрое приспособление действий к новой ситуац иї ситуації.

В структуру игры детей входят: роли, которые взяли на себя игроки; игровые действия как средства реализации этих ролей; игровое использование предметов, т.е. замещение реальных предметов игровыми, условными; реальные и взаимоотношения между игроками. Единицей игры, и одновременно центральным моментом, который объединяет все ее аспекты, роль. Сюжетом игры является сфера действительности, в игровом сюжете и воспроизводимой содержанием ее является то, что в идтворюеться детьми как главный момент деятельности и отношений между взрослыми в их трудовом и общественной жизни. В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка, его социализациція.

Игрок выполняет реальную деятельность, связанную с решением достаточно конкретных, часто нестандартных задач. Кроме того, ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлекаться е ид реальной ситуации с ее ответственностью и многими привнесенными обстоятельствами.

Читайте также:  Критические состояния развития ребенка

Взрослые играют в деловые игры. Для них такая игра содержит социальный смысл профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для определенного вида практики. Сегодня деловые игры получили распространение в связи с задачами совершенствования управления, принятия плановых и производственных решений, подготовки и повышения квалификации кадров. Учебные деловые игры позволяют внести в обучение предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельностисті.

. Обучение – вид практической или теоретической деятельности, по своей сути является познавательным процессом усвоения человеком социального опыта. Обучение осуществляется в процессе научения животных и человека. Научение – процесс и результат приобретения индивидуального опыта в. Понятие”научение”возникло в зоопсихолоиги в трудах американского психолога. ЭЛ. Торндайка и др.. Научение отличается от учения тем, что есть приобретением опыта в деятельности, направленной познавательными м отивамы и целями (или только мотивами). Путем научения можно приобрести какого-либо опыта (знания, умения и навыки) у человека и новых форм поведения живот поведінки тварин.

У человека роль и значение научения изменяется в течение онтогенеза. В дошкольном возрасте научение является основным способом приобретения опыта, затем оно отходит на второй план, уступая место учебе, окружающей учебных деятельности, хотя и не теряет своего значения насовсем. Важным фактором научения есть место усваиваемого материала в соответствующей деятельности. Человек лучше учится тому материалу, который является методом ю деятельностисті.

Научение человека, как и учения, рассматривается как познавательный процесс усвоения социального опыта практической и теоретической деятельности. Научение животных трактуют как интенсивный процесс изменения вродженог го видового опыта и приспособления его к конкретным услов.

Обучение, отделываясь в процессе научения, может быть организованным и осуществляться в специальных учебных заведениях. Оно может быть неорганизованным, составлять дополнительный результат других видов дея сти. У взрослых людей учение может иметь характер самообразования. Особенностью учебной деятельности является то, что она служит средством психологического развития индивидіда.

Особое место в системе человеческой деятельности относится труда. Благодаря труду человек построил общество, создала предметы материальной и духовной культуры, изменила условия своей жизни, открыла для себ бе перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом связаны создание и совершенствование орудий труда. Они, прежде всего, способствуют повышению производительности труда, развитию науки, пром ислового производства, технического и художественного творчествасті.

. Труд – социально обусловленный вид деятельности, который проявляется в связи со значениями, зафиксированными в закрепленных орудиями схемах действий, речевых понятий, социальных ролей, ценностей и социальных нор.

Для примера рассмотрим сложный труд оператора, заключается в управлении техническими устройствами, которые осуществляют непосредственное влияние на объект деятельности вместо человека. Деятельность оператора имеет алгоритма тмичний характер. При ее проектировании учитывают все наиболее вероятные ситуации управления техническим устройством. В задачи оператора входит обучение построению образно-концептуальных моделей этих ситуаций, овладение информационными моделями и умением управлять каждой из них. В информационной модели объекта деятельности отражается в знаковой форме. Одна из особенностей деятельности оператора заключается в том, что ему приходится распознавать знаки, соотносить их с собственными представлениями о реальном объекте деятельности, оперировать знаками, изучать алфавит знаков, правила образования сочетаний из них т.п.. Главное – не забывать о функции замещения этих знаков. Оператор является лицом, ответственным за успешный результат действия с объектами и нормальную работу технических устройств. Это обстоятельство учитывается при разработке совр асних технических механизмов, особенно с элементами искусственного интеллекта, робототехнических комплексов. Такие механизмы выполняют важные функции, однако решающая роль в этой сложной системе отводится люди нет-оператороператору.

Итак, различают три основных вида деятельности человека: игру, учение, труд. Конечным результатом игры является эмоциональное освоение социального опыта человека и эмоциональное удовольствие. Конечный результат обучения – – овладение знаниями, умениями и навыками. А благодаря труду человек создает предметы материальной и духовной культуры и изменяет условия своего жизненноття.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое активность?

2. Что такое деятельность?

3. Охарактеризуйте известные. Вам теории деятельности

4. Назовите основные виды деятельности

5. Что. Вы понимаете под интериоризацией и экстериоризации?

6. Чем отличаются навыки от умений?

Литература

1. Абульханова-Славская. КА. Деятельность и психология личности -. М:. Наука, 1990

2. Абульханова-Славская. КА. Стратегия жизни -. М;. Мысль, 1991

3. Асмолов. АГ. Психология личности -. М:. Изд-во. Моск ун-та, 1990

4. Выготский. ЛС. Психология. Генезис высшей психических функций -. М:. Изд-во. ЭКСМО-Пресс, 2000

5. Гельвеций. Клод. Адриан. О человеке, его умственные способности и его воспитание /. Перевод с франц. В. Пидмогильного -. М 10 -. К:. Основы, 1994

6. Зинченко. ОП. Проблемы психологии развития (Читая. О. Мандельштама) / /. Вопросы психологии – 1992 – № 3-4; 5-6

7. Золотнякова AC. Общение и деятельность. Целеполагание и его место в структуре педагогического общения / /. Психология педагогического общения -. Ростов-н-Д:. Изд-во. Гос пед ин-та, 1978-С 53-65

8. Кан-Калик. ВА. Педагогическая деятельность как творческий процесс -. М:. НИИ проблем воспитания школьников, 1977

9. Леонтьев. АИ. Деятельность. Сознание. Личность -. М:. Политиздат, 1975

10. Ломов. БФ. Проблема общения в психологии -. М:. Наука, 1981. П. Никуленко. ОО, вех 1Д AC. Макаренко и деятельностный подход к воспитанию личности / /. Психология, -. Вып 30 -. К:. Рад шк, 1988

22. Сухомлинский. ВО. Сто советов учителю -41,. Разд 3,20 -. К:. Рад шк, 1976

Источник