Вид общение ребенка в 3 года

Вид общение ребенка в 3 года thumbnail

Ребенок дошкольного возраста общается по-разному с такими же детьми, как он сам, и со взрослыми. Происходит это на интуитивном уровне и объясняется ожиданиями дошкольника, что он хочет получить от коммуникации. В психологии выделяют формы общения дошкольников, сложившиеся на основе потребностей, подталкивающих ребенка к взаимодействию.

Общение как условие удовлетворения потребностей дошкольника

Прежде чем у ребенка сформируется потребность в том, чтобы общаться с окружающими, он тянется к другим ради комфортных ощущений, ради обретения безопасности, ради получения впечатлений. Эти потребности проявляются с первых дней жизни.

Формы общения дошкольников

К 3-летнему возрасту на первый план выходит познавательная потребность. Где же ее и удовлетворять, как не в обращении к взрослому?

Малышам нужно сделать столько открытий и понять, как устроен этот мир, что они постоянно нуждаются в разъяснениях и помощи родителей, воспитателей, старших братьев и сестер.

Младшие дошкольники не только задают вопросы. Они стремятся проявить свое Я. Нужно же кому-то адресовать: «Я сам!». Или обратить внимание на себя таких же детей, заявив «Это мои игрушки», «Смотри, какую куклу мне подарили». Для подобного самоутверждения нужны зрители, слушатели, партнеры. Их обеспечивает общение.

К пяти годам формируется потребность в уважении. Дети демонстрируют то, чему они уже научились, и что знают или умеют делать. В общении со сверстниками часто звучат назидательные фразы: «Посмотри, как нужно делать», «Делай так, как я!». К тому же, в среднем дошкольном возрасте мальчики и девочки нуждаются в равных партнерах по игре. Детские игры – не что иное, как организованный вид общения.

У старших дошкольников актуализируется потребность в том, чтобы рассказать о своих впечатлениях, передать интересную информацию и утвердить свою авторитетность среди сверстников. Поэтому их коммуникации охватывают все больший круг сверстников. Дошкольники уже хорошо выделяют нравственные качества, поэтому они тянутся к тем сверстникам, которые им ближе.

Мы привели малый перечень потребностей, которые дошкольники удовлетворяют в общении с окружающими.

Коммуникации, возникающие на основе определенных потребностей, мотивов, а также используемых речевых и невербальных средств, образуют устойчивые формы общения.

У малышей практически все взаимодействия привязаны к конкретным ситуациям. С взрослением происходит развитие форм общения у дошкольников, и они приобретают внеситуативный характер.

Как выстраивается общение дошкольников с окружающими

Если рассматривать кратко, как прогрессируют формы общения в дошкольном возрасте, то лучше всего обратиться к наработкам известного психолога Лисиной М.И., которая выделила от младенчества до 7 лет четыре уровня общения, обозначив их как форму:

  • Ситуативно-личностная
  • Ситуативно-деловая
  • Внеситуативно- познавательная
  • Внеситуативно-личностная

Первые в этом перечне формируются раньше с опорой на конкретные действия, предметы, переживания. К старшему дошкольному возрасту они не исчезают, а частично уступают место более развитым формам, не привязанным к ситуации. Этим переменам способствует развитие у детей речи и словесно-логического мышления.

Высшей формой общения для дошкольного возраста является та, которая способствует осознанию смысла человеческих взаимоотношений, а также усвоению норм и ценностей социума. Следовательно, таковой выступает внеситуативно-личностная форма общения.

Формы общения дошкольников со сверстниками

В период от 3-х до 7-ми лет наблюдаются формы общения со сверстниками, которые последовательно актуализируются от младшего к старшему дошкольному возрасту:

  • Эмоционально-практическая
  • Ситуативно-деловая
  • Внеситуативно-деловая

Общение младших дошкольников побуждается эмоциями или практическим действием. Малыши могут просто подбежать друг к другу с радостной улыбкой, и это уже знак к тому, что им интересно общаться. Не так важно, как надолго увлечет их общение. Ценна эмоциональность контакта.

Совместные действия малышей еще кратковременны. Они могут слепить рядом куличики или покатать машинки. Могут продемонстрировать, как далеко они бросают мячик или съезжают с горки. Однако эмоционально-практическая форма общения являет собой почву для формирования инициативности в общении.

Общение со сверстниками

В среднем дошкольном возрасте активно развивается деловое общение детей. Это связано с прогрессом сюжетно-ролевой игры. Дошкольники уже играют не просто рядом, а вместе, выбирая более сложные сюжеты, распределяя роли, договариваясь о правилах.

Проявляются некоторые деловые качества, но они привязаны к ситуациям. Например, ребенок может выступать строгим контролером в игре в соответствии с выбранной ролью, но несмело вести себя в обычных контактах.

Внеситуативные отношения позволяют сместить внимание с действий партнера по общению на саму личность. Неожиданно для себя дошкольник начинает видеть в партнере по игре собеседника, личность со своими интересами и предпочтениями. Другое дело, что открывшиеся качества личности могут как понравиться, так и оттолкнуть. Как мальчик, так и девочка, могут заявить о своем вчерашнем приятеле, что больше с ним не играют, потому что он берет без разрешения чужие игрушки, обижает других и пр.

Среди детей дошкольник усваивает поведенческие навыки, учится взаимопониманию, открывает для себя социальные ценности.

Поведение сверстников служит своеобразным зеркалом, позволяющим ребенку увидеть самого себя со стороны. А заметить нюансы мимики и высказываний, которые раньше ускользали от внимания, помогает дошкольнику развивающийся социальный интеллект.

Формы общения детей со взрослыми

Общение со взрослыми – это, по сути, взаимодействия в «зоне ближайшего развития», поскольку дошкольник задействует свой потенциал, заполняет белые пятна в своих знаниях.

Познавательное общение

Начиная с 3-летнего возраста, малыш становится активным исследователем всего вокруг.

Потребность в познавательной деятельности и стремление получить ответы на озадачивающие вопросы направляет его к родителям или другим значимым взрослым. Взаимодействие принимает внеситуативный характер и реализуется в двух формах общения, которые идут друг за дружкой.

Внеситуативно-познавательная коммуникативная форма

Общение может иметь ситуативный характер, и ребенок может просить нарисовать такого зайчика, который у него в руках. Но все чаще интерес выходит за пределы ситуаций. Дошкольник спрашивает, где живет зайчик, есть ли у него домик, и тут же продолжает задавать вопросы обо всех известных ему животных.

Взрослый является для ребенка экспертом, который все знает и все умеет. Малыш принимает любой ответ. Зачастую эти ответы подаются в фантазийном или сказочном контексте. Да и как иначе ответить малышу на вопрос в стиле, поет ли Медведица песенки своему Медвежонку?.. Тем не менее, дошкольник удовлетворяет свой актуальный познавательный интерес.

Познавательное общение со взрослым дает ребенку реальные представления о мире и расширяет его понимание причинно-следственных связей между окружающими предметами и явлениями.

Внеситуативно-личностная форма общения

Чем старше становится дошкольник, тем больше он понимает, что социальное окружение гораздо шире и разнообразнее, чем привычная для него среда. Ребенок осознает, что ему нужно научиться, как правильно себя вести и поступать в разных ситуациях. Тем более что он видит различное поведение своих сверстников, которое подталкивает к выводу, что не все ведут себя так, как следовало бы.

У дошкольника появляются вопросы к старшим, чтобы уяснить смысл взаимоотношений между людьми. В какой-то степени старший дошкольник сверяет свою точку зрения, совпадает ли она с позицией взрослого. Так присваиваются общепринятые социальные нормы.

Разговаривая со взрослыми, ребенок учится стандартам высказываний и поведенческим культурным нормам. У дошкольника появляются свои авторитеты. Для понимания определенной ситуации он все чаще обращается к тому взрослому, которого считает наиболее компетентным в данном вопросе.

Некоторые особенности личностного общения

Стремление коммуницировать со взрослым в большой степени зависит от личностных ожиданий дошкольника. Если у ребенка преобладает положительный опыт предыдущих контактов с конкретными взрослыми, он тянется к ним. И наоборот, негативные впечатления перечеркивают желание общаться. Некоторые бабушки удивляются, почему внуки с такой неохотой идут к ним в гости. Они даже не замечают, как ревностно оберегают неприкосновенность своих полок, как строго одергивают ребенка, когда он нарушает привычный порядок в их квартире.

В личностном отношении дошкольник нуждается в теплых эмоциональных связях и в том, чтобы взрослые интересовались им самим, его занятиями и умениями. Ребенок ждет поддержки и сопереживания, он чувствителен к похвале. Это не значит, что следует захваливать детей. Но всегда найдутся достижения, которые стоит отметить.

Любопытно, но наблюдается следующее явление: любящие родители и бабушки-дедушки всегда находят повод поддержать и похвалить ребенка. Если же теплые чувства отсутствуют, ребенка чаще ругают и указывают на его промахи, чем поддерживают.

Детей привлекает положительная эмоциональная окрашенность отношений со значимыми взрослыми. Это тот благоприятный фон, на котором успешно реализуется познавательное и личностное общение.

Источник

Почему психологическое общение с ребенком играет важную роль, и что будет если его не будет?

Написать эту статью подтолкнула меня одна из моих пациенток. Так шуточный разговор превратился в целый монолог, который нашёл свою жизнь на этом сайте. Если я скажу, что через коммуникативное общение детей мы передаём огромный поток информации, вы конечно же не удивитесь. И что общение – необходимая часть нашей социальной жизни, вы тоже, конечно, знаете. Но мало кто задумывается, что, разговаривая с сыном или дочерью, мы способствуем развитию его психики. Это означает, что общение – это один из основных факторов развития человека!

Говоря простым языком “болтаете” Вы со своим чадом о разном, а ребёнок в этот момент получает на самом деле от вас огромнейший опыт! И под этим словом я имею ввиду нечто больше, чем “сухая” информация. В этот момент для своего отрока вы выступаете носителем человеческой культуры. Полагаю, большинство родителей об этом просто не думают. И вот интересно, что этот культурный слой можно передать непосредственно при взаимодействии взрослого и ребёнка. Т.е. коммуникативное общение между детьми близкого возраста не повлечет такого культурного развития, как общение со взрослым. Итак, что же такое психологическое общение? Это обмен информацией в виде слов, жестов, чувств. Слишком легкое определение, скажете вы, но на самом деле – это понятие достаточно емкое и сложное.

Виды общения детей

Немного о детях. И про виды общения детей.

Потребность в диалоге и взаимодействии формируется у детей уже на 1 месяце жизни, и эту потребность стимулирует или провоцирует, взрослый. Поэтому теперь можете не удивляться, когда видите в парке мам, прогуливающихся с 2-х месячными детьми, и активно с ними болтающими. В варианте неудовлетворения потребности в общении, у ребёнка может развиться явление госпитализма (Франция, Спитц, 1940 г.): Сильнейшая его форма проявляется как отставание в развитии, вялость, апатия, безразличие, так же такие дети часто бывают замечены в сосание пальцев, своих конечно, и уже далеко в том возрасте, когда этого уже не следовало бы делать. Более подробно об этом феномене я расскажу в другой статье. Далее мы разберем виды общения детей разных возрастов.

Раннее общение ребенка

Конечно же, ребёнок растёт, его возраст меняется, и формат взаимодействия становятся другим, он меняется. Отсюда следует, что существует несколько видов общения. Выделяют несколько видов, в зависимости от возраста. Ранее общение ребенка или ситуативно-личностная коммуникация происходят от 0-1 года. Она, как правило, лимитирована рамкой ситуации. Здесь главную содержательную роль играет отношение между маленьким человеком и родителем. Личность взрослого на этом этапе является главным, что может привлечь внимание. Таким образом, раннее общение ребенка формирует необходимость в общении с родителем (взрослым).

Общение детей младшего возраста

Ребёнок растёт, развивается и, чуть позже, в общение детей младшего возраста в возрасте от 1 года до 3-х лет начинает встраиваться ситуативно-деловая коммуникация. Ребёнок, обязательно при помощи взрослого, начинает познавать мир через вещи, предметы. Конечно же логично, что на данном этапе очень важны ваши действия с предметами (то, что изучает любознательное дитя). Это, в свою очередь, формирует у детей потребность в сотрудничестве. Общение детей младшего возраста – чрезвычайно важный этап, при котором важно не пропустить момент взросления детей младшего возраста.

Общение с ребенком 4 года

Когда ребёнку исполняется 4 года, общение с ним начинает становится внеситуативно-личностным. И продлиться этот этап примерно до 6 лет. В этот период ребенок активно осваивает “мир человеческих отношений”. Т.е. его постепенно начинают интересовать человеческие чувства, он изучает правила поведения. Помните тот рассказ: “крошка сын к отцу пришёл и спросила кроха: – что такое хорошо, а что такое плохо?” Так вот на этом возрастном этапе взрослый выступает высшим авторитетом, носителем правильных принципов и норм. Основным принципом выступает обсуждение поведения окружающих людей, а также стоит активно демонстрировать своё правильное поведение, разбирать (проговаривать) ребёнком этот момент. Общение с ребенком 4 года формирует у него такое умение, как эмпатия, сопереживание.

Общение с ребенком 5 лет

В возраст от 3-х до 5 лет у ребёнка активно формируется такой способ общения, как внеситуативно-познавательный. Что значит внеситуативный, спросите вы? Тут все просто – он обсуждает с вами темы, не связанные с конкретной ситуацией.

Познавательный – это не что иное, как потребность узнать, что-то новое и интересное. На этом этапе у него появляются вопросы «Почему? Что? Кто? Зачем? А как?» и т.д. каждый родитель сталкивается с этим. Когда мы то и дело слышим вопросы «почему трава зелёная»? «Почему солнце светит»? И т.д.

Общение с ребенком 5 лет характеризуется огромным перечнем детских вопросов, на которые вы должны отвечать! Не лениться, не отмахиваться от очень простых вопросов, которые задает маленький человек. Другими словами, в этом возрасте человек начинает осваивать мир природных и физических явлений, и взрослый выступает здесь источником знаний. А у ребёнка формируется на этом этапе познавательная потребность.

Общение с ребенком 7 лет

Общение с ребенком 7 лет и старше характеризуется появлением интимно-личностного общения. Формируется образ Я. Его самосознание начинает расти. Происходит постепенное открытие своего внутреннего мира, и своих переживаний. Начинается этап познавания себя. С удержанием общения постепенно начинают выступать правила в отношениях с людьми.

Прививаем правильное общение детям

Важно понимать, что во время каждого этапа, общение с ребёнком играет очень важную роль. Очень важно здесь правильное общение с ребенком, потому что оно помогает развиваться психике. Закладывает в него через общение нормы и правила, без которых маленький человек не сможет быть социален во взрослом мире. Не путайте, пожалуйста, это с ограничениями. Речь идёт об адаптации ребёнка к миру и получения им через коммуникацию со взрослым необходимых умений, чтобы в дальнейшем быть успешным человеком. Взрослым всего лишь необходимо принимать своего сына или дочку таким, какой он есть, на каждом его этапе развития. Стараться предъявлять ему больше положительных эмоций. Дарить ребёнку свою любовь. Дарите правильное общение детям! И они ответят вам стократно!

Развиваем общение ребенка

Помните легенду о Пигмалионе – даже статуя ожила, потому что любовь способна на многое. Обязательно проявляйте эмпатию (сопереживайте), постарайтесь отказаться от оценочных, особенно, негативных суждений по отношению к ребёнку, не осуждайте. И самое главное – адекватно выражайте своё отношение и эмоции к миру и к своему отроку.

Не молчите со своими детьми. Мы все развиваем общение ребенка – и дома и в детском саду, и в школе. Везде важно очень правильно подходить к вопросу коммуникативного общения детей, потому что это крайне важно для формирования будущей личности человека. Достойного человека! Вашего сына или дочери!

Контакты

и запись

на прием Прочитать

о консультировании

и квалификации

Психолог, гипнолог Наталья Коршунова ©

Источник

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ДВУХ-ТРЕХ ЛЕТ

У детей 2-3 лет начинается период активного развития социальных навыков. Они общаются со взрослыми, заводят друзей на площадке и в детском саду. Теперь важно, чтобы коммуникативное развитие шло правильным путем. Для этого взрослые и воспитатели должны немного помочь. Развивающие игры станут отличным примером, как общаться друг с другом.

Сейчас главное – создать детям безопасное и комфортное окружение для развития и тренировки своих навыков. Это просто: почаще приглашайте гостей с детьми, выучите пару веселых игр для общения и совместного решения простых задачек. Дети развиваются быстрее в процессе игры. Если в этом возрасте социально-коммуникативное поведение нарушено, то психолог поможет советом, что делать родителям.

МЫ УЖЕ МОЖЕМ МНОГОЕ

В 2-3 годика дети уже многое умеют:

  • вполне уверенно ходят и бегают;
  • удерживают в руках различные предметы;
  • играют с мячом (бросают, поднимают);
  • используют обе руки для игр.

Значит, с ними можно начинать новый вид активности – на развитие социально-коммуникативных навыков. Часто такие занятия проводятся в детсадовских группах, чтобы помочь малышам адаптироваться, познакомиться и подружиться.

Общение со взрослыми

Общение с родителями в этот период носит ситуативно-деловую форму. Малыш открыт для коммуникации, особенно с родными. Незнакомых людей принимает в игру или общение после некоторого периода времени. Нужно присмотреться к новичку. Конечно, родные люди сейчас – самое главное, центр жизни маленького человечка.

Коммуникация усложняется, ведь дети 3 лет идут в детский сад. Все чаще малыш обращается к старшему за советом или разъяснением ситуации «здесь и сейчас». Появляется масса вопросов про окружающий мир: ребенок просит объяснить прочитанную сказку, интересуется составом своего обеда, увидев новый предмет или технику дома, стремится полностью исследовать его.

Родители должны быть готовы все разъяснять, в том числе и то, что делать можно, а что нельзя. Малышу очень важно получить одобрение от взрослых – эта часть общения для него представляет самый большой интерес.

Игры со сверстниками

Для многих детей привычно находиться только со взрослыми. Между собой они еще не очень-то умеют налаживать контакты. Небольшие игры помогут им выработать правила общения и наладить правильную коммуникацию. Детишек учат совместно решать небольшие жизненные ситуации, давать советы.

Здесь важно, насколько эмоционально они реагируют на чужие проблемы, могут ли предлагать варианты решений. Это значит, что хорошо работает ситуационная логика, воображение, они используют некоторый личный опыт. Чтобы все было «как у взрослых», нужно ввести некоторые правила для дискуссии.

Этого делать нельзя во время разговора или обсуждения:

  • перебивать;
  • кричать;
  • обзываться и ругаться на собеседника;
  • уходить до окончания дискуссии.

Правила просты, теперь научимся их соблюдать.

Игры на развитие коммуникации и решение проблемы

Обсуждение «Как помирить тех, кто поссорился»

Если у вас в гостях или же в группе детского сада пара ребят поссорилась, нужно разобраться с этим.

Поссорившихся просят рассказать, что же произошло, почему они поругались. Тут важно выслушать оба мнения. Только после того, как ребята рассказали свое объяснение – начинаем обсуждать всей группой детей.

Пусть каждый выскажется и предложит решение для проблемы. Суть игры в том, чтобы разобрать эту простую ситуацию, позволить детям выражать свое отношение к происходящему. Развитие коммуникации идет быстрее, если все участвуют, разговаривают. Выслушать нужно каждого из детей – можно, например, передавать игрушку от одного к другому. Это знак: сейчас пришла чья-то очередь говорить, перебивать нельзя. Взрослый комментирует происходящее, предлагает выбрать самый лучший вариант.

Поиск решения «Помогите котенку»

Воспитатель приносить игрушку-котенка (или любую другую). Дело в том, что его бросила хозяйка. Котенок переживает, плачет и очень плохо себя чувствует.

Детям предлагается помочь ему, пожалеть, придумать, что же делать котенку дальше. Это отличная игра для развития эмоциональной реакции и эмпатии. Дети могут коллективно обсуждать, что нужно сделать, предлагать свою помощь. По окончании игры часто принимается решение оставить котенка жить у них в садике, чтобы всем вместе о нём заботиться. Такая реакция детей считается самой желаемой. Здесь главное, чтобы дети смогли согласиться друг с другом.

Источник