Веселые упражнения с ребенком 4 года

Веселые упражнения с ребенком 4 года thumbnail

Движение – это жизнь, а для маленького ребенка – еще и развитие. Гимнастика для детей 3-4 лет нужна для укрепления мышечного корсета и правильного формирования опорно-двигательного аппарата, осанки. Двигательная активность стимулирует иммунитет и мозговую деятельность малышей. Ее польза огромна, а противопоказаний практически нет. Но как заниматься с малышом дома, какие упражнения подходят для возраста 3-4 лет?

Занятия гимнастикой дома

Дети, которые посещают детский сад, делают гимнастику перед завтраком каждый день. Комплекс упражнений в дошкольном учреждении называют зарядкой. Выполняемого объема вполне достаточно для общего укрепления организма. Домашние занятия рекомендуются для детей, которые сидят дома, в том числе их можно делать в период каникул, в выходные дни.

Польза гимнастики для детей от 3-4 лет:

  • укрепляет мышцы, повышает силу и выносливость;
  • обеспечивает правильное формирование опорно-двигательного аппарата (профилактика сколиоза, вальгуса и других деформаций скелета);
  • улучшает координацию движений, ориентацию в пространстве;
  • ускоряет обменные процессы и повышает аппетит;
  • стимулирует работу всех органов и систем, укрепляет здоровье.

Противопоказания

Однозначно нельзя принуждать ребенка заниматься гимнастикой силой. Нужно приобщать его к спорту только через интерес. Что касается запретов по состоянию здоровья, то физические нагрузки противопоказаны при следующих болезнях и состояниях:

  • острых заболеваниях, обострении хронических;
  • кровотечении или угрозе такового;
  • боли;
  • онкологических заболеваниях.

Дети с серьезными проблемами опорно-двигательного аппарата, различными неврологическими диагнозами нуждаются в гимнастике как никто другой. Однако в таких случаях комплекс упражнений должен подбирать специалист по лечебной физкультуре. Это же правило касается всех детей, которые состоят на диспансерном учете, имеют сердечную, печеночную, почечную недостаточность, страдают астмой.

Когда и как проводить?

Детская гимнастика проводится в форме игры. Для занятия нужно подготовить динамичную музыку. Делать упражнения под звуковое сопровождение не только весело, но и полезно. Музыка помогает поддерживать ритм и развивает слух. Также можно подобрать к движениям интересные названия (например, «а теперь сделай, как рыбка», «побудь немножко обезьянкой и сорви банан»). Другой вариант – проводить занятия гимнастикой под стишки (пример стихотворного комплекса упражнений ждет вас ниже).

Какие правила нужно соблюдать при проведении зарядки?

  1. Воздух в помещении должен быть свежим. Летом лучше перенести занятие на улицу.
  2. Выполнять упражнения нужно утром, в промежутке между гигиеническими процедурами и завтраком. В крайнем случае можно сделать гимнастику через 40-60 минут после еды.
  3. Взрослый должен следить, чтобы при выполнении упражнений ребенок делал вдох через нос, а выдыхал через рот.
  4. Если малышу года 3-4, длительность домашней гимнастики не должна превышать 15 минут. Оптимально делать зарядку около 10 минут, чтобы занятие принесло пользу и не наскучило.

Упражнения для детей 3-4 лет

Любая гимнастика начинается с разминки. Это могут быть движения руками вверх-вниз, потягивания, ходьба по кругу (на носочках, пяточках, внутренней и внешней стороне стоп), наклоны головы вперед-назад, к плечам. Разогревающая часть длится 4-5 минут. Затем приступают к основным упражнениям. Завершают гимнастику спокойной ходьбой. Для нормализации дыхания ребенку предлагают сделать глубокий вдох и одновременно поднять руки в стороны и вверх. На выдохе нужно вернуться в исходное положение. Длительность завершающего этапа – 1-2 минуты.

Упражнения для детей 3-4 лет, основная часть:

  1. Бег с поднятием колен. Ребенок бежит по кругу, стараясь поднять коленки как можно выше. Длительность выполнения – 1 минута.
  2. Пятки к ягодицам. Суть упражнения в том, чтобы при беге поджать колено так, чтобы стопа дотронулась до попы. Выполняется в течение 1 минуты.
  3. Ходьба на присядках. Ребенок садится на корточки, руки на поясе. Нужно пройти так 1-2 небольших круга (40-60 секунд).
  4. Ходьба по перекладине. Необходимый атрибут – невысокая устойчивая лавочка шириной от 30 см и длиной от 1 м. Можно заменить лавочку сложенным в несколько раз ковриком. Ребенок проходит туда и обратно, подняв руки по сторонам на уровне грудной клетки.
  5. Прыжки через невысокие препятствия. Для упражнения хорошо подходят гимнастические обручи, которые выкладывают впритык друг к другу. Ребенок перепрыгивает двумя ногами, делает шаг и снова совершает прыжок. Количество прыжков – 6-10. Также полосу препятствий можно сделать их скакалок, палочек, расположенных на расстоянии 50-70 см друг от друга.
  6. Наклоны вперед. Исходная позиция – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Ребенок потягивается вверх, поднимая руки, а затем наклоняется вниз. Ручки должны коснуться носочков, а колени – остаться ровными. Длительность упражнения – 40 секунд, или 6-8 повторов.
  7. Выпады в стороны. Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Нужно потянуться левой рукой и головой максимально в правую сторону, оставив нижнюю часть тела неподвижной. После 6-7 повторов выпады делаются правой рукой в левую сторону.
  8. «Велосипед». Всем известное упражнение. Ребенок ложится на спину, поднимает ноги и делает синхронные круговые движения, напоминающие езду на велосипеде. Длительность выполнения – 1 минута.
  9. Поднятие ног. Позиция – лежа на спине, руки лежат вдоль тела. Ребенок приподнимает обе ноги вверх с ровными коленями. Количество повторов – 6-9.
  10. «Ножницы». Исходная позиция та же. Ребенок поднимает ровные ноги вверх, а затем разводит в стороны и скрещивает. Упражнение повторяют 5-7 раз.
  11. «Лодочка». Малыш лежит на животе, ручки перед собой. Нужно поднять руки и ноги вверх, задействуя мышцы спины. «Лодочку» делают 5-7 раз.
  12. «Планка». Исходное положение – упор лежа на руки. Ребенок стоит так 15-20 секунд.
  13. «Кошечка». Необходимо стать на коленки, а ладошками упереться в пол. Сначала делают прогиб и округление спины 6-9 раз. Затем имитируют потягивание кошки, медленно присаживаясь назад и не отрывая ладоней от пола. Количество повторов – 6-9.

Раз в 2-3 недели комплекс упражнений нужно корректировать, усложнять, добавлять новые элементы. Так гимнастика не надоест малышу, и он будет выполнять ее с удовольствием. Можно добавить движения с картинок, представленных ниже. Все они прекрасно подходят для возраста 3-4 года.

Гимнастика в игровой форме

С 3-летним ребенком лучше заниматься зарядкой со стишками. Например, малышам придется по нраву следующий комплекс упражнений:

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили.

(наклоны головы к плечам)

Вот так, вот так

Головой своей крутили.

(круговые движения головой)

Медвежата мед искали

И в лесу, и в бору,

(наклоны в стороны, рука делает козырек у лба)

На лугах и в цветах,

На малиновых кустах.

(наклоны вниз к полу)

Дружно дерево качали

Вот так, вот так,

(покачивания вытянутыми вверху руками на носочках)

Дружно дерево качали

Вот так, вот так.

(круговые движения тазом, руки на поясе)

Много меда набирали,

Ложками его черпали,

(наклоны вперед сидя на полу, ноги по сторонам)

Мягким хлебом заедали,

Мятным чаем запивали.

(ребенок показывает, как он ест)

А потом они плясали

Вот так, вот так,

(пружинящие приседания с поворотом туловища)

Лапы выше поднимали

Вот так, вот так.

(подскоки с поднятием колен)

Также можно проводить и другие игры с элементами гимнастики. Например, такие:

Занятия гимнастикой благотворно влияют на растущий организм. Ребенок развивается гармонично, у него формируется правильная осанка, повышается иммунитет. Домашние упражнения для девочек и мальчиков могут послужить стартом спортивной карьеры. В возрасте 3-4 лет тренеры принимают детей в секции художественной и спортивной гимнастики. В любом случае, выбирая те или иные движения, нужно учитывать предпочтения малыша, его физические возможности, состояние здоровья в данный момент. Занятия должны приносить удовольствие и дарить заряд бодрости на весь день.

Источник

Веселая зарядка в домашних условиях для детей 4 – 5 лет

Упражнения на развитие координации и равновесия желательно включить в комплекс утренней зарядки, который ребенок вполне способен выполнять под присмотром взрослого и при его активном участии уже с трех лет. Трехлетнему ребенку легче будет заниматься такой зарядкой, которая скорее напоминает игру, чем занятие.

Для этого можно использовать упражнения, подражающие каким-либо животным, имитирующим их повадки и движения, а также какие-либо определенные действия.

Аист ходит по болоту

Ходим по комнате, высоко поднимая то левую, то правую ногу, согнутую в колене, и приговариваем: «Аист ходит по болоту»,

Лягушки-попрыгушки

Превращаемся в лягушек: приседаем, разводя колени в стороны, и прыгаем вперед.

Самолет

Превращаемся в самолетики: разведя руки в стороны, выполняем наклоны туловища вправо и влево.

Мишка-топтыжка

Превращаемся в медведя: встаем на колени, ходим на четвереньках, останавливаемся, поднимаем вверх левую руку и поворачиваем влево голову и туловище. То же самое выполняем в правую сторону.

Бабочки

Превращаемся в бабочек: выполняем плавные движения руками, как будто они превратились в крылья бабочки.

Рыбки

Превращаемся в рыбок: лежа на животе на полу, вытягиваем руки-плавники в стороны и назад и слегка приподнимаем верхнюю часть туловища.

Деревья на ветру

Качаемся на ветру, как высокие деревья: поднимаем руки вверх, приподнимаемся на носочках и тянемся, наклоняемся влево и вправо.

Полоса препятствий

Преодолеваем препятствия на дороге: прыгаем через «бревно» или «камень», переходим через «ручей».

На веслах

Переплываем озеро в лодке, активно загребая веслами: садимся на стулья и вытягиваем руки вперед, а затем сгибаем их и прижимаем к туловищу, как обычно бывает при гребле веслами в обычной лодке.

На волнах

Качаемся в лодке на волнах: сидя на стуле, разводим руки в стороны и выполняем наклоны туловища вправо и влево.

Достань из воды

Вылавливаем из воды упавший туда предмет: ребенок сидит на стуле и из этого положения поднимает с пола (или пытается это сделать) несколько разбросанных рядом предметов.

Дрова

Рубим дрова: сцепляем руки в замок и опускаем их вниз, проводя между ног.

Координацию движений замечательно тренируют также прыжки на одной ножке, быстрая ходьба по лабиринту, нарисованному мелом на асфальте, катание шарика по лабиринту из кубиков спицей или длинной линейкой.

Хорошо также забрасывать шарики и мячи в кастрюли и миски, половником доставать из таза с водой мелкие предметы и игрушки (мячи, пластмассовые кубики, крышки от банок).

Очень полезны для развития координации движений игра «Зеркало», в которой нужно точно повторять все движения партнера, а также повторение друг за другом танцевальных движений.

Ритмическая гимнастика для детей 4-5 лет

Музыкально-ритмические упражнения чрезвычайно полезны для развития координации движений, ловкости, гибкости, выносливости, пластичности, слуха и музыкальности.

Комплекс ритмической гимнастики состоит из набора общеразвивающих упражнений на самые разные группы мышц. А поскольку возраст 3-6 лет по функциональным возможностям детей, характеру развития двигательных

функций является благоприятным для становления многих двигательных проявлений, именно в этот период работу по формированию координационных движений нужно проводить наиболее интенсивно. И конечно же, нужно помнить, что занятия должны быть веселыми и интересными, иначе труднее будет достичь желаемого результата.

Комплекс ритмической гимнастики

Для разминки ребенок ходит по кругу под музыку, согласуя движения с музыкальным ритмом, Затем начинаются упражнения:

— И. п. (исходное положение): ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 — наклонить голову вправо, 2 — вернуться в И. п., 3 — наклонить голову влево, 4 — вернуться в И. п.

— И. п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 — наклонить голову вперед, 2 — вернуться в И. п., 3 — наклонить голову назад, 4 — вернуться в И. п.

— И. п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 — поднять правое плечо, 2 — опустить, 3-4 — повторить. Затем то же самое сделать левым плечом. После этого поднимать и опускать плечи по очереди: поднять правое плечо, опустить его; поднять левое плечо, опустить его. Потом можно немного усложнить упражнение: поднять правое плечо, поднять левое плечо, опустить правое плечо, затем опустить левое.

— И. п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2 — поднять оба плеча, перевести их вперед, 3-4 — вернуться в И. п., 5-6 — поднять плечи, перевести их назад, 7-8 — вернуться в И. п.

— И. п.: ноги вместе, руки на поясе. 1 — поднять правую ногу на носок, согнув ее в колене, при этом делая произвольные плавные движения руками перед собой, 2 — то же самое проделать левой ногой, 3-4 — повторить. То же проделать обеими ногами вместе.

— И. п.: ноги вместе, руки вдоль туловища. 1 — развести руки в стороны, 2 — подняться на носочки, хлопнуть над головой прямыми руками, 3 — вернуться в И. п., 4 — согнуть ноги в коленях, хлопнуть внизу перед собой.

— И, п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1 — повернуться вправо, присесть, сделать хлопок, 2 — И. п., 3 — то же в левую сторону, 4 — вернуться в И. п.

— И. п.: ноги на ширине плеч, руки прямые, «в замочке» над головой. 1 — наклониться вправо, сказать «Тик», 2 — вернуться в И, п., 3 — наклониться влево, сказать «Так», 4 — вернуться в И, п.

— И. п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 — присесть на корточки, 2 — развести руки в стороны, 3 — повернуть корпус направо, 4 — повернуть корпус налево, 5 — вернуться в И. п.

— И. п.: ноги вместе, руки на поясе. 1 — поднять правую ногу, согнутую в колене, сделать хлопок, 2 — И. п., 3 — то же с левой ногой, 4 — вернуться в И. п.

— И. п.: ноги вместе, руки на поясе. Выполнить прыжки на месте, скрещивая ноги.

— И. п.: ноги вместе, руки на поясе. Бег на месте с захлестом голеней назад.

— И. п.: ноги вместе, руки вдоль туловища. 1-2 — маршируя на месте, поднять обе руки вверх, сделать вдох, 3-4 — маршируя на месте, опустить руки, сделать выдох.

— И. п.: сидя на полу, ноги вместе, прямые руки в упоре сзади. 1 — согнуть в колене правую ногу, 2 — вернуться в И. п. То же самое проделать левой ногой, а потом . двумя ногами вместе.

— И. п.: сидя на полу, ноги врозь, руки на поясе. 1-4— наклониться вперед, делая шагающие движения руками, 5-8 — вернуться в И. п. Затем сделать наклоны к правой и левой ноге.

— И. п.: сидя на коленях (на пятках), руки опущены вниз. 1 — подняться на колени, сделать хлопок над головой, 2 — опуститься влево, коснуться обеими руками носочков ног справа, 3 — подняться на колени, сделать хлопок над головой, 4 — опуститься вправо, коснуться обеими руками носочков ног слева.

— И. п.: лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки за головой. 1 — обе ноги опустить на пол вправо, 2 — вернуться в И. п., 2 — то же проделать влево, 4 — вернуться в И. п.

— И. п.: лежа на спине, ноги прямые, вместе, руки прямые над головой. 1-2 — перевернуться на живот, стараясь не сгибать рук и ног, 3-4 — вернуться в И. п.

— И. п.: лежа на животе, ноги вместе, руки вдоль туловища. 1-4 — ноги согнуть в коленях, взяться руками за щиколотки, прогнуться, удерживая это положение в течение нескольких секунд, 5-8 — вернуться в И. п.

Заканчиваем гимнастику, лежа на спине в любом удобном положении. Для расслабления и отдыха достаточно минуты.

Источник

Татьяна Попова
Подвижные игры и упражнения для детей 4–5 лет

“Птички и кошка”.

Цель: упражнять в мягком спрыгивании, приземлении на полусогнутые ноги; в умении вступать в игру по сигналу; в соблюдении правил игры.

Ход: 3-4 ребенка изображают птичек, остальные птенчики, один ребенок – кошка. Перед началом игры птицы и птенчики находятся на деревьях – скамейках, пеньках, бревнах. Кошка на расстоянии 20-30 шагов от птичек в круге, нарисованном на полу.

Птицы слетают с деревьев (спрыгивают, летят на площадку и спустя некоторое время зовут птенцов. Они также спрыгивают, присаживаются на корточки (клюют корм, летают. По сигналу «кошка» птицы улетают на деревья – залезают или впрыгивают на возвышение, кошка пытается поймать птиц. Пойманный становится кошкой.

Правила: птенцы вылетают только по зову птиц; дети бегают только в пределах площадки; кошка не может ловить того, кто стоит на возвышении

“Великаны – карлики”.

Цель: упражнять в умении чередовать ходьбу широким и коротким шагом по сигналу воспитателя; развивать внимание и выдержку.

Ход: дети идет по кругу, то широкими шагами на сигнал воспитателя «великаны», то мелкими на сигнал воспитателя «карлики».

“Один – двое. ”

Цель: упражнять в перестроении во время бега; развивать умение действовать синхронно.

Ход: дети бегут в колонне по одному. По сигналу «двое» перестраиваются парами и продолжают бег, по сигналу «один» бегут друг за другом, не останавливаясь.

“Зайцы. “

Цель: упражнять в прыжках в длину с места; энергичном отталкивании и мягком приземлении; развивать глазомер; легкость, полетность движений; умение быстро переходить с прыжков на бег.

Ход: дети – зайцы располагаются в норках – кружках, нарисованных на полу. На противоположной стороне будка собаки, перед ней огород с грядками (черточки или палочки на расстоянии 20-30см друг от друга). Зайцы бегут в огород, прыгают через грядки. На сигнал «собака бежит» убегают в норки, собака ловит зайцев. Игра повторяется. Когда собака поймает 2-3 зайцев, начинается новая.

Правила: пойманные зайцы идут в будку собаки; в норках зайцев ловить нельзя.

“Вороны”.

Цель: упражнять в прыжках на двух нога с продвижением вперед; развивать выносливость, умение выполнять движения в соответствии с текстом; память.

Ход: Все дети – вороны.

Воспитатель:

Вот под елкой запушенной

Скачут по снегу вороны.

(Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны)

Дети прыгают на двух ногах по площадке, вокруг елки, пенька

Дети:

Кар-кар! Кар-кар!

Вос-ль:

Из-за корочки подрались,

Во все гордо раскричались.

(Целый день они летали,

Спать ребятам не давали)

Бегают в разных направлениях, помахивая руками.

Дети:

Кар-кар! Кар-кар!

Вос-ль:

Только ночка наступает,

Все вороны засыпают.

(Только к ночи умолкают,

Вместе с нами засыпают)

Влезают на бревно пеньки, скамейки.

Дети:

Кар-кар! Кар-кар!

(Ш-ш-ш…- приседают с выдохом)

“Прыгни – повернись!”

Цель: упражнять в прыжках с поворотом на 45° (90°, в выполнении заданий на счет; развивать выносливость; формировать потребность в двигательной активности.

Ход: дети, свободно располагаясь на площадке, прыгают на месте под счет «один, два, три», на счет «четыре» поворачиваются направо на 45°. Игра продолжается, пока дети не встанут в исходное положение. Затем те же задания выполняются в левую сторону. Перед повторением надо сделать небольшой перерыв – походить по площадке.

Усложнение: пытаться повернуться на 90°.

“Ворота. ”

Цель: упражнять в умении выполнять движения по звуковому сигналу; соблюдать правила; действовать согласованно.

Ход: дети идут по площадке парами, держась за руки. На сигнал воспитателя «ворота» останавливаются и поднимают руки вверх. Последняя пара проходит под воротами и становится впереди. Ходьба продолжается.

Правила: ходить парами, держась за руки; действовать согласованно.

Усложнение: дети идут парами не держась за руки. На сигнал «ворота» берутся за руки и поднимают их вверх.

“Стань первым”

Цель: развивать лидерские качества, умение выполнять роль ведущего; умение находить кратчайший путь до начала колонны.

Ход: дети идут в колонне за ведущим. Воспитатель называет имя одного из детей. Все останавливаются, а названный ребенок обгоняет колонну, становится первым, ходьба возобновляется.

Правила: идти в начало колонны кратчайшим путем.

“Цветные автомобили”.

Цель: развивать зрительное внимание; ориентацию в пространстве; формировать потребность в двигательной активности

Ход: по краю площадки располагаются дети с цветными кругами в руках – это рули. Воспитатель в центре с цветными флажками. Он поднимает флажок какого-нибудь цвета. Дети, имеющие круг такого цвета, бегают по площадке в рассыпную, изображая автомобили. Когда флажок опускается, все возвращаются на место. Можно поднять два или три флажка одновременно.

“Найди себе пару. ”

Цель: упражнять в ходьбе и беге парами, по одному врассыпную; развивать реакцию на сигнал; память; пространственную ориентацию; умение избегать столкновений.

Ход: играющие ходят по площадке парами, по сигналу разбегаются и бегают врассыпную. На сигнал «найди пару» встают парами, воспитатель также встает в пару с ребенком. Оставшемуся без пары говорят:

Ты, Сережа, не зевай

Быстро пару выбирай!

Усложнение: Каждый раз менять пару. Раздать детям платочки 2-х цветов. В пару должны встать дети, у которых платочки одного цвета.

“Лошадки”

Цель: упражнять в ходьбе с высоко поднятыми коленями; умении выполнять ролевые движения в парах, двигаться синхронно; развивать пространственную ориентацию; умение поддерживать дружеские отношения в коллективе.

Ход: дети делятся на две равные группы: одна – лошадки, другая – конюхи. У конюхов скакалка – вожжи. По сигналу «конюхи» запрягают «лошадок». По следующему сигналу дети передвигаются сначала шагом, поднимая высоко колени, затем переходят на бег (в разном направлении) так, чтобы не мешать друг другу. Через некоторое время «лошадки» останавливаются, их распрягают и выпускают на луг, «конюхи» тоже отдыхают. По сигналу вос-ля дети меняются ролями и снова выполняют упражнения в ходьбе и беге. Игра повторяется несколько раз с разными игровыми сюжетами (лошадки едут за сеном, за дровами и т. д.)

“Мы веселые ребята. “

Цель: развивать умение выполнять роль ловишки; умение бегать с уворачиванием; скоростные качества; формировать потребность в двигательной активности.

Ход: дети стоят на одной стороне площадки, за чертой, на противоположной стороне также обозначается линия. Сбоку от детей, примерно на середине между линиями, находится ловишка. Дети говорят:

Мы веселые ребята,

Любим бегать и играть,

Ну, попробуй нас догнать.

Раз, два, три, лови!

После этого дети перебегают на другую сторону, ловишка салит. После двух-трех перебежек подсчитываю пойманных, выбирают нового ловишку.

Вариант: пойманный пропускает лишь одну перебежку. После двух перебежек выбирается новый водящий.

“Самолеты. ”

Цель: развивать пространственную ориентацию; умение действовать по сигналу, бегать, не наталкиваясь друг на друга; выполнять имитационные движения.

Ход: дети становятся в несколько колонн по разным сторонам зала. Место для каждой колонны обозначается предметом (кубик, кегля, мяч). Играющие изображают летчиков. По сигналу «к полету» – дети выполняют круговые движения согнутыми руками перед грудью – «заводят моторы». На сигнал «полетели» – поднимают руки в стороны и «летают» врассыпную. По сигналу «на посадку» дети находят свое место и строятся в колонны (опускаются на одно колено).

Усложнение: дети по команде «полетели» двигаются «звеньями»

Правила: ведущим «звена» каждый раз назначается новый играющий

“Не пропусти мяч” – игровое упражнение.

Цель: упражнять в прокатывании мяча в выбранном направлении; развивать глазомер; крупную и мелкую моторику рук; силу, синхронность и точность движений; умение придавать мячу нужное направление.

Ход: дети образуют три четыре круга (круги рисуются или выкладываются из шнуров). Центре каждого водящий с большим мячом в руках (расстояние до играющих 2м). И. п. для всех – стойка ноги врозь. По сигналу воспитателя водящие прокатывают мяч одному из игроков, тот наклоняется и двумя руками, сложенными «совочком», откатывает мяч обратно. Водящий прокатывает мяч другому играющему. Через некоторое время назначается новый водящий.

Правила: не заступать за обозначенную черту; точно направлять мяч партнеру.

“Успей поймать”.

Цель: развивать общую координацию движений; умение выдерживать направление при броске; выполнять роль ведущего.

Ход: построение в 3-4 круга, в центре каждого водящий. По сигналу дети перебрасывают мяч друг другу так, чтобы водящий не мог коснуться его. Если водящему удается поймать мяч или коснуться его, то он меняется местами с тем, от кого мяч был послан.

“Пингвины” – игровое упражнение.

Цель: упражнять в сохранении устойчивого равновесия при выполнении усложненных прыжков; развивать умение энергично отталкиваться от пола одновременно двумя ногами и мягко приземляться на полусогнутые ноги.

Ход: в руках у детей мешочки (мячи). Вос-ль предлагает детям зажать мешочки между колен и прыжками продвигаться до кубика (3м). Задание выполняется в шеренге или по кругу

“Зайцы и волк. ”

Цель: развивать умение энергично отталкиваться одновременно двумя ногами от пола во время прыжка; активно выполнять игровые действия.

Ход: на одной стороне зала зайцы устраивают себе домик – круги из шнуров или обручи, волк на другом конце зала «в овраге». Вос-ль:

Зайки скачут, скок, скок, скок,

На зеленый на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают –

Не идет ли волк.

(Зайцы выпрыгивают на двух ногах из домиков, присаживаются, щиплют травку и оглядываются, не идет ли волк).

Когда воспитатель произносит последнее слово, волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их коснуться. Зайцы убегают каждый в свой домик. Пойманных волк отводит в «овраг». Игра возобновляется. После того как будут пойманы 2-3 зайца, выбирают другого волка.

“Лиса и куры” (Лиса в курятнике).

Цель: формировать умение соблюдать правила игры; развивать пространственную ориентацию; умение приземляться на полусогнутые ноги и сохранять устойчивое равновесие; общую координацию движений;

Ход: на одной стороне зала курятник – гимнастическая скамейка, на ней сидят дети, как на насесте. На противоположной стороне зала нора лисы, в ней водящий. Все свободное место – это двор.

По сигналу куры спрыгивают с насеста, бегают по двору, хлопают крыльями, клюют зерна. По сигналу «лиса» – куры убегают, взбираются на насест. Лиса старается поймать кур. Пойманного она отводит в свою нору. Игра возобновляется. Когда поймают 2-3 детей, выбирается новая лиса.

Правила: ловить только тех, кто не успел сесть на насест; для игры использовать все пространство «двора»; не поддаваться.

“Кот и мыши”

Цель: упражнять в умении группироваться; проползать, не задевая шнур; в беге на носочках (бесшумно); формировать потребность в двигательной активности

Ход: на одной стороне зала дом мышей – рейки или шнур, натянутый на высоте 50см. На некотором расстоянии от него на стуле – кот.

Вос-ль:

Кот мышей сторожит,

Притворился, будто спит.

Дети проползают под шнуром, встают и бегают врассыпную.

Вос-ль:

Тише, мыши, не шумите

И кота не разбудите.

Дети легко, стараясь не шуметь, бегают по всему залу. По команде «кот проснулся!» (через 35-40сек). Кот кричит «мяу», и бежит за мышами, а те прячутся в норки. Дети не подлезают под рейки, а вбегают в норку через незагороженную часть. Ира повторяется несколько раз со сменой водящего.

“Воробышки и автомобиль”.

Цель: развивать умение рассредоточиваться по всей площади зала; быстроту реакции; пространственную ориентацию; формировать потребность в двигательной активности

Ход: на одной стороне зала размещают скамейки, на них сидят воробышки. На другой обозначают место для гаража. «Воробышки вылетают из гнезда» – говорит вос-ль, и дети прыгают со скамейки (20см, бегают врассыпную, подняв руки в стороны. Раздается гудок, и появляется «автомобиль» – ребенок, в руках которого руль. Воробышки быстро улетают в свои гнезда. Автомобиль возвращается в гараж. Игра повторяется.

“Птички и кошка. ”

Цель: упражнять в мягком спрыгивании, приземлении на полусогнутые ноги; в умении вступать в игру по сигналу; в соблюдении правил игры.

Ход: воспитатель выкладывает круг из веревки или шнура. Дети становятся по кругу с внешней стороны. Одного ребенка назначают водящим – кошкой (вороной, которая находится в центре круга; Кошка засыпает, а птички прыгают в круг, летают. По сигналу вос-ля кошка просыпается, произносит: «Мяу!», и начинает ловить птичек, а они улетают за пределы круга. Пойманных птичек кошка оставляет около себя. Игра повторяется с другим водящим, после того, как предыдущий поймает 4-5 птичек.

Правила: ловить можно только тех птичек, которые находятся в кругу.

Усложнение: дети не прыгают по кругу, а только впрыгивают и выпрыгивают;

“Перелет птиц. “

Цель: упражнять в ходьбе и беге врассыпную с одновременным выполнением упражнений для рук; развивать скоростные качества; умение играть, не мешая друг другу.

Ход: дети – птицы собираются на одной стороне площадки. На другой – гимнастические скамейки, стенки, кубы – деревья. По сигналу «полетели» – птицы разлетаются по всему залу, расправляя крылья и помахивая ими. По сигналу «буря» – птицы занимают места на гимнастических скамейках как можно быстрее. По сигналу «буря прошла» дети спускаются и продолжают летать. Игра повторяется 3-4 раза.

“Снежная карусель. ”

Цель: упражнять в синхронной смене направления движения во время бега (без остановки); в постепенном увеличении и замедлении темпа движения.

Ход: взявшись за руки, дети образуют круг. По сигналу «снежинки полетели» дети ускоряют шаг и переходят на бег. Пробежав один-два круга, восп-ль говорит: «Ветер изменился». Все поворачиваются в другую сторону и вновь повторяют движение по кругу. «Ветер затих» – снежинки постепенно замедляют движение и останавливаются.

“Автомобили. ”

Цель: упражнять в беге врассыпную; развивать зрительное внимание; умение соблюдать правила; пространственную ориентацию; общую координацию движений; продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения.

Ход: каждый играющий получает картонный руль. По сигналу – поднят зеленый флажок, дети разбегаются врассыпную, на красный флажок дети останавливаются. Игра повторяется.

Усложнение: берется три флажка – на желтый флажок дети переходят на ходьбу (или ходьбу на месте). Вос-ль каждый цвет может сопровождать словами:красный – вот зажегся красный свет, стой, дороги дальше нет; желтый – ты на желтый не ходи, а на месте раз, два, три; зеленый – свет зеленый впереди, путь свободный – выходи.

“Бездомный заяц”.

Цель: упражнять в умении быстро реагировать на изменение игровой ситуации; расширять игровые навыки; развивать общую координацию движений, выносливость.

Ход: из числа играющих выбирается охотник, остальные дети – зайцы, они находятся в норках (кружках). Количество «норок» на одну меньше числа зайцев. Охотник старается поймать зайца оставшегося без норки. Тот убегает и может спастись в любой норке – забежать в кружок. Теперь уже другой заяц остается без норки, и его ловит охотник. Если охотник коснется зайца, то они меняются ролями. Если охотник долго никого не может поймать, то выбирается другой водящий.

Указания: для усиления двигательной активности можно выбрать двух охотников и двух зайцев.

.

“Котята и щенята. ”

Цель: упражнять в ползании разными способами; в умении выдерживать направление движения и изменять его по сигналу;

Ход: детей делят на 2 группы. Одна – котята, другая – щенята. Котята возле гимнастической стенки, щенята – на противоположной стороне. Котятам предлагается побегать легко, мягко. На слово «щенята» вторая группа перелезает через скамейки, и на четвереньках бегут за котятами и лают. Котята, мяукая, быстро влезают на гимнастическую стенку. Щенята возвращаются на место. После 2-3 повторений дети меняются ролями.

Усложнение: при повторе игры можно изменить способ ползания.

“Зайка беленький сидит”.

Цель: развивать внимание, выразительность движений; умение выполнять движения в соответствии с текстом.

Ход: дети изображают зайцев, они располагаются по всей площадке.

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так,

Он ушами шевелит.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

“По ровненькой дорожке. ”

Цель: упражнять в умении реагировать на сигнал; выполнять движения в соответствии с текстом; развивать внимание; выносливость.

Ход: Дети свободно группируются или строятся в колонну и идут гулять. Воспитатель ритмично, в определенном темпе произносит следующий текст:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки.

Раз-два, раз-два,

По камешкам, по камешкам,

По камешкам, по камешкам.

В яму — бух!

При словах «По ровненькой дорожке» дети идут шагом. Когда воспитатель говорит: «По камешкам, по камешкам» — они прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед. На слова «В яму — бух!» присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы», — говорит воспитатель, и дети поднимаются. Воспитатель снова повторяет стихотворение. После нескольких повторений произносит другой текст:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке.

Устали наши ножки,

Устали наши ножки.

Вот наш дом –

Здесь мы живем.

По окончании текста малыши бегут в дом (заранее договариваются, где будет дом — на скамейке, за проведенной чертой и т. д.).

Усложнение: Движения можно разнообразить, но они должны соответствовать тексту стихотворения (например, перепрыгивать по камешкам с одной ноги на другую или на одной ноге и т. п.). Воспитатель произвольно удлиняет или укорачивает двигательное задание, повторяя каждую строчку стихотворения большее или меньшее число раз.

“Дедушка Мазай и зайцы. “

Цель: упражнять в выполнении движения в парах. ; развивать навыки доброжелательного отношения со сверстниками.

Ход: 2-3 ребенка выбираются водящими, остальные зайцы, находятся на одной стороне зала за ручейком. У каждого водящего – деда Мазая – своя лодка – обруч, они лежат на другой стороне зала. По сигналу Мазаи должны перетащить зайцев, каждый по одному в свою лодку. Спасенные зайцы отряхиваются: постукивают ногами, похлопывают руками, стряхивают капельки со спинки, очищают уши, голову. Кто больше и быстрее спасет, тот и выиграет.

“Попрыгай, как…. “

Цель: упражнять в умении передавать образ животного в движении; развивать положительное отношение к самостоятельному выполнению движений; воображение в передаче образных движений.

Ход: дети изображают прыжки животных, птиц, насекомых, которых знают. Воспитатель проходит мимо и старается угадать, если она ошиблась, дети говорят: «Нет, не угадали», и сами называют животное. Если угадала:»Правильно, угадали».

Источник