Веселые игры для развития ребенка

Веселые игры для развития ребенка thumbnail

Мы все недавно убедились, что семья может надолго застрять дома, а ребенок – остаться без общения со сверстниками. Как сделать, чтобы лица домочадцев не становились грустнее день ото дня? Найти хотя бы полчасика для веселой игры.

Кидпассаж собрал семейные игры, для которых не нужен специальный инвентарь. В некоторые из них можно играть с ребенком, когда вы готовите ужин или когда утром хотите подольше поваляться в постели, а чадо уже прибежало общаться. Другие потребуют большей активности – но все прогонят скуку.

Игры для детей 2-4 лет

Чтобы развивать ребенка, не обязательно сидеть с набором геометрических форм и книжкой про цвета. Можно дурачиться вместе и приятно удивляться, замечая у малыша новые умения.

1. Зеркало

Один игрок показывает движения или гримасы, а второй старается синхронно и в точности их повторить. Еще смешнее получается, если оба игрока при этом смотрятся в настоящее зеркало.

2. Червяк и яблоко

Яблоко понадобится настоящее, а червячком станет ребенок. Ему нужно будет сесть на пол и, подтягиваясь ножками, добраться до яблока. Родители тоже могут участвовать, только для справедливости расстояние, которое им придется проползти, нужно увеличить.

3. Перышко

Игроки садятся вокруг стола, на котором лежит перышко (также подойдет пробка, кусочек салфетки или ваты). На перышко нужно дуть, подгоняя его в сторону соперника. Полигоном для игры можно сделать пол, а гонять перышко взмахами любого импровизированного веера.

4. Домашний оркестр

Что будет, если постучать ложкой по пластиковому контейнеру, перевернутому вверх дном? А если провести той же ложкой по прищепкам на веревочке? А бомкнуть по большой кастрюле? Извлекайте звуки из всех подручных предметов и подпевайте или танцуйте в такт получившейся музыке. Если детей несколько, родитель может стать дирижером и управлять оркестром.

Игры для детей 5-8 лет

Дошколята и младшие школьники уже много умеют, у них формируется чувство юмора. Кем вы станете в их игре – ведущими или активными игроками?

5. Показуха

Известную игру легко упростить для маленькой детской компании. Пусть темой игры станут животные или школьные принадлежности – их названия нужно написать на бумажках и сложить в коробку. Каждый участник вытаскивает задание из коробки и старается жестами и движениями объяснить другим, что загадано.

6. Бочка смеха

Правила незамысловатые: каждый игрок задумывает слово и произносит его в ответ на вопрос ведущего. Вопросов никто не знает, ответы получаются случайными, а потому смешными. «Что ты ел на завтрак?» – «Бабушку». «Кто зимой приносит детям подарки?» – «Бегемот».

7. Бой подушками

На ринг, обозначенный полосками цветного скотча, выходят два игрока с подушками в руках. Цель каждого – вытолкать соперника с ринга, используя только удары подушкой. За соблюдением правил следит судья, он же дает сигнал, если бой идет на время. Чтобы игра была безопасной, лучше убрать подальше хрупкие предметы и вооружить игроков легкими подушками с синтетическим наполнителем.

8. Высокая мода

Для игры понадобится разная одежда и обувь – все это надо сложить в кучу. Один из игроков отворачивается от кучи, а другие игроки по очереди берут предмет одежды и спрашивают: «Куда это надеть?» Отвернувшийся игрок называет часть тела, остальные одеваются по его указаниям. Повернуться можно, когда вся одежда разобрана. Игре можно еще добавить веселья, если объявить конкурс на лучшее название получившегося костюма.

Игры для детей 9-12 лет

Чем старше дети, тем более сложные игры им можно предлагать. Для младших школьников можно упростить правила, а хитроумные варианты понравятся даже подросткам и взрослым.

9. Шляпа

Эту игру еще знают под названием Alias или «Скажи иначе». Если нет готовой настольной игры или приложения в смартфоне, можно написать на бумажках любые слова и сложить их в шляпу (или любую емкость). Цель каждого игрока – вытаскивать из шляпы случайные слова и объяснять их другим, чтобы они угадали, о каком слове речь. Побеждает тот, кто успевает объяснить как можно больше слов за минуту.

10. Твистер

Полотнище с кругами разного цвета – полигон, чтобы проявить скорость реакции и гибкость. Ведущий крутит стрелку на шкале с разметкой и оглашает, что показала стрелка, например: «Правую ногу на красный!» Игроки должны как можно скорее выполнить команду. С каждым ходом ситуация усложняется, и в конце концов кто-то падает, увлекая за собой остальных. Продается готовый набор для этой игры, но цветные поля можно разметить на полу или ткани самостоятельно, а определение того, на какой цвет ставить руку или ногу, – доверить бумажкам с надписями или приложению.

11. Данетки

Ведущий рассказывает окончание какой-то истории, а игроки должны задавать ему вопросы, чтобы понять, что произошло в начале. Окончание, как правило, звучит парадоксально, а вопросы должны быть такими, чтобы на них можно было ответить только «Да», «Нет» или «Неизвестно». Готовые истории можно найти в интернете, а потом, наловчившись, сочинять самостоятельно.

12. Я еду на море…

Ведущий задумывает какую-то закономерность – например, слова, которые заканчиваются на гласный. Затем он говорит игрокам: «Я еду на море и беру с собой кепку (выбирает слово, которое соответствует закономерности)». Остальные игроки по очереди говорят: «Я тоже еду на море и беру с собой…» – а дальше подбирают разные слова, пытаясь вычислить закономерность. Если слово подходит, ведущий говорит игроку: «Ты едешь на море», если нет – «Ты не едешь на море».

Читайте также:  Развитие грудного ребенка в три месяца

Игры с родителями

Есть детские развлечения, в которых родители становятся активными участниками. В таких играх открываются новые таланты, а еще укрепляется доверие между членами семьи.

  • Подборка курортов для отдыха с детьми

13. Семейное полотно

Лист бумаги побольше (подойдет даже кусок гладких обоев), карандаши и фломастеры – это все, что нужно для игры. Расположитесь за столом или на полу и начните рисовать общую картину. Например, нарисуйте дом мечты, в котором каждый изобразит свою комнату и дополнит чем-то важным те места, где собирается вся семья – кухню или гостиную.

14. Мыльные истории

Чтобы начать игру, понадобится растворить в небольшом количестве воды пищевой краситель или гуашь, а потом добавить жидкость для мытья посуды. Взбейте пену, подув в раствор через трубочку, а потом прикоснитесь к пузырям листом бумаги. Подумайте вместе с ребенком, на что похож отпечаток, и дорисуйте нужные детали. Можно просто брызнуть на лист краской, сложить бумагу пополам, затем развернуть и подумать, что напоминают получившиеся кляксы.

15. Фанты

Взрослый пишет на бумажках веселые задания и складывает их в коробку. Дети по очереди вытаскивают бумажки и выполняют то, что там написано: например, читают стихи писклявым голосом или рисуют картинку с закрытыми глазами. В играх с детворой постарше все участники могут писать задания – с риском, что их собственный фант им же и выпадет.

16. Качели

Игра для малышей, в которую иногда не прочь поиграть и подросшие дети. Ребенок ложится на покрывало, родители берут покрывало за углы и раскачивают.

  • Лучшие развлечения для детей

Игры из книг

Чтение – тоже хороший вариант семейного досуга. А уж сколько раз детвора воображала себя персонажами книг! Но в книгах еще можно и найти описание детских игр, забывшихся со временем.

17. Мою любовь зовут на А…

Игра, которую затевают персонажи «Алисы в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла, была популярна в викторианской Англии. Ее цель – составить рассказ по заданной схеме, заполняя пропуски словами на одну букву. Одна из схем такова: «Мою любовь зовут на… Я его люблю, потому что он… Я его боюсь, потому что он… Я его кормлю… Он живет в…». Ответы могут быть и невпопад: Алиса, чью любовь в игре звали на З, кормила ее запеканками и занозами.

18. Не ступать на пол

Этой игре Пеппи Длинныйчулок из книги Астрид Линдгрен научила своих друзей Томми и Аннику. Игрокам нужно обойти комнату, не спускаясь на пол. Можно передвигаться по мебели, строить переходы из подходящих предметов, перепрыгивать с места на место. Томми и Анника очень выпачкались во время игры – но они-то играли в неприбранной кухне с печью.

19. Гляделки

Забаву, популярную в доинтернетные времена, описал Лев Кассиль в книге «Кондуит и Швамбрания». Двое игроков садятся друг напротив друга и глядят в глаза, стараясь не моргнуть и не засмеяться. Тот, кто моргнул, отвел взгляд или засмеялся, считается проигравшим. Договоритесь, можно ли во время игры корчить гримасы и пытаться другим образом вывести соперника из строя.

  • Лучшие отели для семейного отдыха

Конкурсы

Некоторые дети очень любят соревноваться и побеждать. Посоревнуйтесь всей семьей – даже борьба за индивидуальную победу может объединить.

20. Язык без костей

Кто, не запнувшись ни разу, быстрее всех произнесет «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет»? Скороговорки хорошо развивают дикцию, но поначалу все участники хохочут над собственными попытками произнести сложные сочетания звуков.

21. Жизнь на других планетах

Понадобятся воздушные шары по количеству участников – это будут незаселенные планеты. Все участники заселяют свои шары, рисуя на них маркерами. Наград может быть сразу несколько: за самую густозаселенную планету, за самого красивого инопланетянина, за удобную инфраструктуру (кто-то же нарисует дороги, магазины и детские сады?).

22. Продай слона

Почему только родители убеждают детей, что брокколи полезна, а шарф необходим? Выдайте всем членам семьи по предмету, и пусть каждый постарается убедить других, как важен этот предмет и как можно использовать его не по прямому назначению. Это хороший способ иначе взглянуть на смартфон, диванную подушку или форму для печенья.

Возможно, скоро у вас появится привычка играть всей семьей по вечерам, или по субботам, или в дождливые дни. А какие семейные игры вы бы порекомендовали читателям Кидпассажа?

Источник

Дорогие читатели! Мой канал в целом посвящен вопросу, указанному в заголовке, поэтому для удобства я решила объединить несколько своих статей с перечнем полезных для здоровья игр и занятий.

Некоторые из них я выписала сама для себя на листочек, повесила на холодильник, чтобы не мучаться вопросом, что еще поделать с малышом.

Итак, поехали…

бой подушками здорово разряжает атмосферу во время самоизоляции всей семьи в одной квартире)

Подвижные игры,

которые в первую очередь нужны для здоровья, нормального самочувствия, хорошего аппетита и сна. Ведь, при нахождении дома, у детей уменьшается физическая активность.

???? Играть в мяч – подходят любые игры, где нужно бросать, ловить, отбивать мяч рукой или ногой.

????Переворачивать ребенка вверх тормашками и держать за ноги, размахивая им в воздухе. Есть даже такой вид «малышковой» гимнастики – динамическая гимнастика. Походит для детей до года.

????Крутить ребенка, держа за руки.

????С малышами – подбрасывать на коленях: «По кочкам, по кокам, в ямку – бух»

Читайте также:  Индивидуального маршрута развития ребенка

????Игры по принципу «Замри – отомри». Например, бежать и орать, пока не прозвучит команда «замри». После этого замереть и не двигаться до команды «отомри».

????Любые варианты игр, где есть команды «старт» и «стоп». Например, бежать наперегонки до угла дома: «На старт, внимание, марш»

????Размазывать ладонями пену для бритья по какой-нибудь поверхности.

????Хлопать ладонями мыльные пузыри.

????Прыгать через скакалку.

????Строить «шалаши» из стульев, одеял, подушек и сидеть в них.

????Проползать через тоннель, сделанный из стульев.

????Заворачивать ребенка в одеяло, как рулет.

????Игры на реакцию, когда нужно шлепнуть ладонью по ладони партнера до того, как он одернет руку. Наша любимая – «Киса, киса, брысь»

???? «Камень, ножницы, бумага»

????Стоять как аист на одной ноге (кто дольше простоит)

????Играть с воздушными шарами (подрабатывать, ловить, перебрасывать через забор)

????Считалки – ритмичное произнесение текста в сочетании с движением руки

????Качаться на качелях (гамаке)

????Лепить снеговиков, играть в снежки, валяться на снегу

????Тренировать основные локомоторные навыки: ходьбу, бег, перепрыгивание, боковые приставные шаги. Можно сделать разметку малярным скотчем на полу.

????Крутить ребенка в офисном кресле.

????Ходить как канатоходец по какой-нибудь узкой и длинной поверхности типа скамьи, бордюра.

????Кататься на велосипеде, если позволяет площадь. Велосипед может быть любой: здесь важно, чтобы были педали, на которые нужно нажимать ногами по очереди. Важно, что ноги при этом отрываются от земли.

Игры на развитие сенсорных ощущений – отлично развивают мозг:

рисование на манке

  • Чудесный мешочек – определять на ощупь, с закрытыми глазами – что лежит в мешочке. Это могут быть мелкие игрушки, орехи, фрукты и т.п.
  • Различать ощущения от прикосновения к коже разных текстур (щеток, перышек и проч.)
  • Игры на различение запахов. Можно взять небольшие емкости (например, стеклянные баночки из-под детского пюре) и насыпать в них кофе, корицу, гвоздику, какие-либо пряности или разбавленные натуральные эфирные масла (апельсин, грейпфрут) – и изучать с малышом запахи.
  • Знакомить с разными текстурами: месить тесто, пересыпать крупу, переливать воду.
  • Насыпать фасоль или горох в большую миску и спрятать туда несколько мелких игрушек. Попросить ребенка найти их. Можно использовать для этого кинетический песок.
  • Рисовать пальчиковыми красками
  • Рисовать пальцем по манке или песку, высыпанному на противень или широкое блюдо.
  • Вибромассаж: электрические зубные щетки, электрические ножные массажеры.
  • Угадывать вкус. Например, с закрытыми глазами съесть кусочек фрукта или овоща и угадать, что это было.
  • Делать легкий массаж – просто гладить по спинке или со словами типа «рельсы-рельсы, шпалы-шпалы».
  • «Рисовать» у ребенка на спинке буквы или цифры пальцем и просить укладывать их, потом поменяться ролями.
  • Искать и считать повторяющиеся фрагменты рисунка на обоях, коврах.
  • Стихи с движениями
  • Хлопать в ладоши в ритм музыке
  • Ритмично танцевать под музыку, петь
  • Открывать и закрывать банки, шкатулки, кошельки с разными типами крышек и замков.

Рисуем с малышами

учим ребенка рисовать прямые линии

  • «Рука в руке». Мама учит правильно держать фломастер/мелок. Рисуем вместе с ребёнком все основные фигуры, прямые линии, кривые. В возрасте 1,5 лет ребёнок уже может сам рисовать прямые линии и круги. Кстати, к 2,5 годам малыш уже может изображать лицо человека.
  • Для того, чтобы малыш научился рисовать линии и формы отлично подходят упражнения «дорисуй забор/рельсы, шпалы/ниточку от шарика/дождик»
  • Играем в маляра. Для того, чтобы рука слушалась карандаш, сначала она должна потренироваться с большой и широкой кистью. Поэтому для маленьких детей лучше приобрести кисть из малярного магазина. И просто раскрашивать большие листы бумаги.
  • Рисуем пальчиковыми красками. Ставим отпечатки и изучаем цвета.
  • Рисуем на манке/песке. Отличное сенсорное занятие. С 2-х лет можно создавать узоры с помощью клея и цветной манки.
  • Отпечатки всем, что придет в голову. Я предлагаю поролон, овощи, растения.
  • Использование трафаретов
  • Рисование ватными палочками
  • Рисование трубочками для напитков. Сделать кляксу, потом на неё дуть.
  • Рисование пластилином/тестом для лепки.

Больше примеров тут

Игры с ортоковриками (сенсорные и подвижные)

сортировка по цвету с помощью ортоковриков

1️⃣ Изучаем коврики руками. Считаем шишки на ковриках. Польза: развитие речи, массаж рук, запоминание счёта. Ребёнок как бы щипает шишки на ортоковрике, а вы проговариваете стишок:

Белки прыгали по веткам –

Собирали шишки деткам:

Две сосновых, три еловых,

Да ещё пяток кедровых.

Десять очень вкусных шишек

Понабрали для детишек. (Н.Радченко)

Можно просто проговорить, какие жесткие шишки, давай их потрогаем и посчитаем, или – какие шипы, или какая травка (на коврике с травкой), она мягче, чем твёрдые шишки.

2️⃣Закрепляем знание цветов. Я уже показывала пример игры на сортировку, когда образцом цвета служит ортоковрик. После того, как ребёнок выучил основные цвета, просим его вставать на коврики того или иного цвета по команде мамы. Можно представить, что малыш-это зайчик, и ему надо быстро запрыгнуть на жёлтый/красный/зелёный коврик, чтобы спрятаться от волка.

3️⃣Полоса препятствий. Идеально, если есть ортокочки. Тогда можно играть в «болото», когда коврики -болото и нужно ходить только по кочкам. Или выложить дорожку из ортоковриков, ортокочек, перевёрнутых тазов и стульев и в конце на возвышении, например, детском столе, поставить игрушку, которую нужно «добыть».

4️⃣Если ортокочек нет, то «полоса препятствий» превращается в «дорожку к полянке». Делаем извилистую дорожку из ортоковриков, в конце кладём покрывало (полянка), на покрывале – цветочки/игрушки/наклейки. Задача: проползти до полянки на четвереньках, взять цветок/игрушку и обратно добежать ногами по дорожке.

Читайте также:  Отставание развития ребенка при беременности

5️⃣Для детей постарше подходит супер-упражнение для профилактики плоскостопия-на ковриках лежат мелкие камушки и игрушки, и ребёнок по просьбе мамы берет пальцами ног ту или иную игрушку. Игра называется «Найди клад».

6️⃣Зарядка на ортоковриках. Желательно, чтобы зарядка входила в утренний ритуал, тогда ребёнок будет заниматься легко и с удовольствием. Встаём на носочки, тянемся к солнышку, кружимся. Затем садимся и шагаем как гуси, проходим всю дорожку вприсядку.

Затем встаём и прыгаем как зайчики по дорожке. После этого нужно быстро пробежать по ортодорожке как лошадка несколько раз. В конце можно устроить дискотеку на орто-полянке вместе с мамой.

И, конечно, не забываем класть ортоковрики там, где ребёнок в любом случае несколько раз за день побывает-например, у стеллажа с игрушками и книгами, или у входа в комнату.

Учим цвета и формы:

Цвет

  • Сортировка игрушек по цветам. Вместо поддонов и одновременно цветовых образцов использую ортоковрики. Игрушки нужно выдавать по одной, а то ребёнок может растеряться и вообще забыть про задание.
  • Сортировка мелких предметов по цветам (крышки, пуговицы, детали от мозаики, окрашенные макароны и пр). В качестве поддона (корзинки) можно использовать цветные тарелочки, цветную бумагу или картон, пластилин плей-до. Мама также выдаёт по 2-3 предмета, либо ребёнок сам достаёт предметы по одному из мешочка.
  • Сортер с цветными изображениями животных. Мы «кормим» животных крышками от фруктового пюре.
  • Используем коробку от яиц вместо поддона для сортировки. Рисуем нужный узор (для начала можно просто разукрасить в 2-3 цвета) и раскладываем цветные помпоны в коробку. Также для игр с помпонами отлично подходит радуга в качестве шаблона.
  • Цветное лото в виде цветочков. Рисуем цветы разных цветов без сердцевины. Вырезаем либо круги из цветного картона, либо используем цветные крышки для сердцевины цветка.

И потом лучше всего закрепить занятие рисованием пальчиковыми красками в нужных цветах)

Примеры с картинками были в этой статье

самодельный сортер для изучения форм и понятия “большой”/”маленький”

Форма

  • Игра по Монтессори. «Кормим игрушки». Ставим три игрушки и тарелочки рядом с ними. Одну игрушку «кормим» треугольными пряниками, другую-круглыми, третью -квадратными. Формы можно вырезать из цветного картона или бумаги, заодно повторить цвета.
  • Сортеры из старых коробок. Вырезаем формы на одной стороне коробки. Для сортировки можно использовать те же заготовки, часто и для первой игры. Либо отобранные по формам игрушки.
  • Рамки-вкладыши из цветного картона. Вырезаем формы, ребёнок вставляет круг/квадрат/треугольник в соответствующую рамку.
  • Рисуем формы пальчиковыми красками.
  • Трафареты. Делаем сами из плотного картона. Можно предлагать ребёнку обводить с 1,5 лет.
  • Лото. Можно использовать 4-6 форм. На картонке рисуем квадраты, в каждом квадрате- форму. Аналогичный экземпляр разрезаем на части и используем в качестве «фишек».
  • Аппликации. Малыш учится приклеивать, заодно запоминает формы. Для начала можно просто приклеивать круги и квадраты, затем составлять из них картины.
  • Подвижная игра «встань на круг/квадрат/треугольник». Можно использовать цветной картон, можно рисовать формы мелом на улице, малярным скотчем -дома. Ребёнок по команде взрослого встаёт на ту или иную форму.
  • Печём печенье разных форм вместе с ребёнком.

Игры с прищепками и счетными палочками:

Прищепки

Чем же хороши игры с прищепками:

????Самое очевидное – прекрасно развивается мелкая моторика рук

????Нажим на прищепку напоминает нажим на ручку, и это хорошая тренировка перед письмом или просто рисованием ( для совсем маленьких детей).

????Все игры с прищепками обогащают сенсорный опыт, развивают усидчивость, внимание и речь.

Игры без заготовок:

  • Прикрепить на одежду мамы несколько прищепок, попросить ребёнка их снять
  • Попросить ребёнка прикрепить прищепки на салфетку, бумагу, картон или ткань. Можно сказать, что это мухи/рыбки/акулы ищут домик.
  • Просто сжимать и разжимать, представлять, как будто «крокодильчик» разговаривает
  • Игра по совету от логопеда на соматогнозис: ребенок закрывает глаза, а мама прищепочкой “защимляет» слегка ему кожу на руке, на ноге, на спине, на пальчике, и он не открывая глаз должен сказать, где его укусила собачка или уточка (на выбор). Ребёнок учится ориентироваться в собственном теле, учит части тела, развивает чувствительность и тактильные ощущения!

Игры с заготовками лучше объяснений иллюстрируют картинки. Ссылка на статью с картинками тут

счетные палочки

Игры с счетными палочками

  • Сортировать палочки по цвету. Раскладывать на цветные листы бумаги, просто собирать в кучки или класть рядом с игрушками-цветовыми аналогами.
  • Собирать рассыпанные палочки и складывать в коробку-такая игра подходит малышам до года. Можно сделать отверстие в любой коробке и просовывать палочки в коробку как в сортер.
  • Складывать вместе с малышом геометрические фигуры из палочек.
  • Играть в игру «Сложи палочки как на картинке». Чем младше ребёнок, тем проще узор. Для совсем маленьких предлагаю рисовать шаблоны 1:1 на бумаге. Пусть ребёнок сначала разложит палочки по нарисованным линиям.
  • Изучать понятия «длинный/короткий/широкий/узкий/много/мало». Выкладываем длинные, короткие, широкие, узкие дорожки. Показываем, в какой кучке мало палочек, а в какой много.
  • Палочки и пластилин. Используем палочки как иголки ёжика, стебель цветка или ствол дерева, ножки-ручки пластилинового человека. Пластилиновые шарики можно использовать как соединительную часть конструктора и создавать трёхмерные шедевры.
  • С помощью палочек можно создавать рисунки: использовать в играх как границы домиков для кукол, дорожки для машин.

Также даю ссылку на статью с картинками

Чем занять ребенка дома? Большой список простых и полезных игр

Источник