Вес мозга ребенка в 5 лет

Вес мозга ребенка в 5 лет thumbnail

Постнатальное (послеродовое) развитие мозга происходит не только за счет увеличения нейронов, но и за счет формирования связей между ними. При рождении мозг ребенка весит 350 г, что составляет 25% веса мозга взрослого человека. Он растет за счет увеличения сети дендритов и глиальных клеток со скоростью 1 млг/мин, достигая 50% веса мозга взрослого человека к 6 месяцам, 75% – к 2,5 годам и 90% – к 5 годам.

Морфогенез (созревание) центральной нервной системы протекает в соответствии с четкой программой, контролируемой генетически и продолжающейся после рождения. Кора головного мозга постоянно наращивает нервные сети, которые идут к стволу мозга и лимбической системе. Это сложный непрерывный процесс, который протекает индивидуально у каждого человека. Существует общая схема нейропсихологического развития человека (нейропсихологическая петля развития), которую предложил А.Р. Лурия. Схему развития центральной нервной системы в пренатальный (дородовой) период разработал H.H. Заваденко. Она представлена в табл. 1.

Таблица 1

Сроки онтогенезаРазвитие ЦНС в преднатальный период
Стадия эмбриона
2- 3 неделиФормирование невральной пластинки
3-4 неделиЗакрытие невральной трубки
4 неделиОбразование трех мозговых пузырей
5 неделиОбразование пяти мозговых пузырей
7 неделиРост полушарий мозга, начало полиферации нейробластов
2месяцаРост мозговой коры с гладкой поверхностью
Стадии плода
2,5 месяцаУтолщение мозговой коры
3 месяцаНачало формирования мозолистого тела и роста глии
4 месяцаРост долек и борозд в мозжечке
5 месяцевФормирование мозолистого тела, рост первичных борозд и гистологических слоев
6 месяцевДифференциация слоев коры, миелинизация. образование синаптических связей, формирование межполушарной асимметрии и межполовых различий
7 месяцевПоявление шести клеточных слоев, борозд, извилин, асимметрии полушарий
8-9 месяцевБыстрое развитие вторичных и третичных борозд и извилин, развитие асимметрии в строении мозга, особенно в области височных долей

Схема этапов развития коры больших полушарий в постнатальный период, разработанная К. Ханнафорд, представлена в табл. 2.

Таблица 2

ВозрастЭтапы развития области головного мозгаФункции
От зачатия до 15месСтволовые структурыОсновные потребности выживания – питание, укрытие, защита, безопасность. Сенсорное развитие вестибулярного аппарата, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкуса, зрения
15 мес – 4,5 гЛимбичсская системаРазвитие эмоциональной и речевой сферы, воображения, памяти, овладение грубыми моторными навыками
4,5-7 летПравое (образное) полушариеОбработка в мозге целостной картины на основе образов, движения, ритма, эмоций, интуиции, внешней речи, интегрированного мышления
7-9 летЛевое (логическое) полушариеДетальная и линейная обработка информации, совершенствование навыков речи, чтения и письма, счета, рисования, танцевальных, восприятия музыки, моторики рук
8 летЛобная доляСовершенствование навыков тонкой моторики, становление внутренней речи, контроль социального поведения. Развитие и координация движений глаз: слежение и фокусирование
9-12 летМозолистое тело и миелинизацияКомплексная обработка информации всем мозгом
12-16 летГормональный всплескФормирование знаний о себе, своем теле. Уяснение значимости жизни, появление общественных интересов
16-21 годЦелостная система интеллекта и телаПланирование будущего, анализ новых идей и возможностей
21 год и далееИнтенсивный скачок в развитии нервной сети лобных долейРазвитие системного мышления, уяснение причинных связей высшего уровня, совершенствование эмоций (альтруизм, любовь сочувствие) и тонких моторных навыков
Читайте также:  Ребенку от ушиба 5 лет

Созревание мозга – процесс длительный и неравномерный по его зонам и уровням в соответствии с возрастными этапами. Развитие мозга идет путем надстройки новых уровней над старыми. Старый уровень переходит в новый, существует в нем, создавая его базис. Формирование парной работы мозга в онтогенезе проходит ряд этапов.

Э. Кречмер сформулировал две основные закономерности: при развитии высших ступеней мозга низшие не отходят в сторону и не исчезают, а «работают в общем союзе, как подчиненные инстанции под управлением высших»; функции переходят снизу вверх, в результате чего устанавливается сложная зависимость между низшим уровнем организации мозга и высшим. Например, у ребенка не может сформироваться речь, если ей не предшествовал процесс восприятия. Исходя из чего стимуляция высших психических функций (память, мышление, речь) ноотропными препаратами у детей с функционально незрелыми стволовыми структурами не имеет под собой нейропсихологического обоснования и приводит к нарушению регуляции нервной системы.

Источник

3 7

Вес мозга ребенка в 5 лет

3 7 , .

, , . , , – .

, , . , , . .

3 7 ()

3

<88,0

88,0-90,0

90,0-92,3

92,3-99,8

99,8-102,0

102,0-104,5

>104,5

3,5

<90,3

90,3-92,6

92,6-95,0

95,0-102,5

102,5-105,0

105,0-107,5

>107,5

4

<93,2

93,2-95,5

95,5-98,3

98,3-105,5

105,5-108,0

108,0-110,6

>110,6

4,5

<96,0

96,0-98,3

98,3-101,2

101,2-108,6

108,6-111,0

111,0-113,6

>113,6

5

<98,9

98,9-101,5

101,5-104,4

104,4-112,0

112,0-114,5

114,5-117,0

>117,0

5,5

<101,8

101,8-104,7

104,7-107,8

107,8-115,1

115,1-118,0

118,0-120,6

>120,6

6

<105,0

105,0-107,7

107,7-110,9

110,9-118,7

118,7-121,1

121,1-123,8

>123,8

6,5

<108,0

108,0-110,8

110,8-113,8

113,8-121,8

121,8-124,6

124,6-127,2

>127,2

7

<111,0

111,0-113,6

113,6-116,8

116,8-125,0

125,0-128,0

128,0-130,6

>130,6

3 7 ()

3

<89,0

89,0-90,8

90,8-93,0

93,0-98,1

98,1-100,7

100,7-103,1

>103,1

3,5

<91,3

91,3-93,5

93,5-95,6

95,6-101,4

101,4-103,5

103,5-106,0

>106,0

4

<94,0

94,0-96,1

96,1-98,5

98,5-104,1

104,1-106,9

106,9-109,7

>109,7

4,5

<96,8

96,8-99,3

99,3-101,5

101,5-107,4

107,4-110,5

110,5-113,2

>113,2

5

<99,9

99,9-102,5

102,5-104,7

104,7-110,7

110,7-113,6

113,6-116,7

>116,7

5,5

<102,5

102,5-105,2

105,2-108,0

108,0-114,3

114,3-117,0

117,0-120,0

>120,0

6

<105,3

105,3-108,0

108,0-110,9

110,9-118,0

118,0-120,6

120,6-124,0

>124,0

6,5

<108,1

108,1-110,5

110,5-114,0

114,0-121,3

121,3-124,2

124,2-127,5

>127,5

7

<111,1

111,1-113,6

113,6-116,9

116,9-124,8

124,8-128,0

128,0-131,3

>131,3

3 7 ( )

3

<12,1

12,1-12,8

12,8-13,8

13,8-16,0

16,0-16,9

16,9-17,7

>17,7

3,5

<12,7

12,7-13,5

13,5-14,3

14,3-16,8

16,8-17,9

17,9-18,8

>18,8

4

<13,4

13,4-14,2

14,2-15,1

15,1-17,8

17,8-19,4

19,4-20,3

>20,3

4,5

<14,0

14,0-14,9

14,9-15,9

15,9-18,8

18,8-20,3

20,3-21,6

>21,6

5

<14,8

14,8-15,7

15,7-16,8

16,8-20,0

20,0-21,7

21,7-23,4

>23,4

5,5

<15,5

15,5-16,6

16,6-17,7

17,7-21,3

21,3-23,2

23,2-24,9

>24,9

6

<16,3

16,3-17,5

17,5-18,8

18,8-22,6

22,6-24,7

24,7-26,7

>26,7

6,5

<17,2

17,2-18,6

18,6-19,9

19,9-23,9

23,9-26,3

26,3-28,8

>28,8

7

<18,0

18,0-19,5

19,5-21,0

21,0-25,4

25,4-28,0

28,0-30,8

>30,8

Читайте также:  Заплести ребенка 5 лет

3 7 ()

3

<11,7

11,7-12,5

12,5-13,3

13,3-15,5

15,5-16,5

16,5-17,6

>17,6

3,5

<12,3

12,3-13,4

13,4-14,0

14,0-16,4

16,4-17,7

17,7-18,6

>18,6

4

<13,0

13,0-14,0

14,0-14,8

14,8-17,6

17,6-18,9

18,9-20,0

>20,0

4,5

<13,9

13,9-14,8

14,8-15,8

15,8-18,5

18,5-20,3

20,3-21,5

>21,5

5

<14,7

14,7-15,7

15,7-16,6

16,6-19,7

19,7-21,6

21,6-23,2

>23,2

5,5

<15,5

15,5-16,6

16,6-17,7

17,7-21,1

21,1-23,1

23,1-25,1

>25,1

6

<16,3

16,3-17,4

17,4-18,7

18,7-22,5

22,5-24,8

24,8-27,1

>27,1

6,5

<17,1

17,1-18,3

18,3-19,7

19,7-23,8

23,8-26,5

26,5-29,3

>29,3

7

<17,9

17,9-19,4

19,4-20,6

20,6-25,3

25,3-28,3

28,3-31,6

>31,6

()

3

<48,0

48,0-48,6

48,6-49,5

49,5-51,5

51,5-52,6

52,6-53,5

>53,5

3,5

<48,6

48,6-49,2

49,2-49,9

49,9-52,0

52,0-53,0

53,0-54,0

>54,0

4

<49,0

49,0-49,6

49,6-50,2

50,2-52,4

52,4-53,4

53,4-54,3

>54,3

4,5

<49,3

49,3-49,8

49,8-50,4

50,4-52,7

52,7-53,8

53,8-54,6

>54,6

5

<49,6

49,6-50,1

50,1-50,7

50,7-53,1

53,1-54,2

54,2-55,0

>55,0

5,5

<49,8

49,8-50,4

50,4-51,0

51,0-53,5

53,5-54,5

54,5-55,5

>55,5

6

<50,0

50,0-50,6

50,6-51,2

51,2-54,0

54,0-54,8

54,8-55,7

>55,7

6,5

<50,2

50,2-50,8

50,8-51,4

51,4-54,3

54,3-55,0

55,0-55,8

>55,8

7

<50,4

50,4-51,0

51,0-51,6

51,6-54,5

54,5-55,3

55,3-56,0

>56,0

()

3

<47,6

47,6-48,1

48,1-48,6

48,6-51,0

51,0-51,7

51,7-52,7

>52,7

3,5

<47,8

47,8-48,3

48,3-49,0

49,0-51,5

51,5-52,3

52,3-53,2

>53,2

4

<48,0

48,0-48,6

48,6-49,3

49,3-51,9

51,9-52,7

52,7-53,5

>53,5

4,5

<48,3

48,3-48,9

48,9-49,7

49,7-52,3

52,3-52,9

52,9-53,8

>53,8

5

<48,5

48,5-49,1

49,1-50,0

50,0-52,5

52,5-53,2

53,2-54,0

>54,0

5,5

<48,8

48,8-49,4

49,4-50,2

50,2-52,7

52,7-53,5

53,5-54,2

>54,2

6

<49,0

49,0-49,6

49,6-50,3

50,3-52,8

52,8-53,7

53,7-54,5

>54,5

6,5

<49,2

49,2-49,8

49,8-50,6

50,6-53,0

53,0-53,9

53,9-54,6

>54,6

7

<49,4

49,4-50,0

50,0-50,7

50,7-53,3

53,3-54,1

54,1-54,8

>54,8

Источник

На внутриутробный период приходится 70% развития мозга ребенка, 15% – на период младенчества и ещё 15% – на дошкольные годы. Пока малыш не родился, а также в первые месяцы после рождения, то есть в период грудного вскармливания, его развитие и здоровье практически полностью зависят от питания мамы. Поэтому крайне важно, чтобы вы внимательно следили за своим рационом и помнили про ряд питательных веществ, которые особенно важны для развития мозга ребенка.

В первый год жизни ваш малыш растет в буквальном смысле не по дням, а по часам. За год его рост удваивается, а вес утраивается! Но еще более невероятной скорости развития в это время достигает его мозг.

Мозговое вещество закладывается в черепной коробке плода уже в первые недели внутриутробного развития младенца. На десятой неделе беременности мозг малыша делится на три части. У ребенка, появившегося на свет, головной мозг уже почти ничем не отличается от мозга взрослого человека. К двенадцати месяцам заканчивается окончательное формирование структуры мозга. Количество нейронов остается примерно на одном уровне до конца жизни. И с самого рождения в мозг заложено множество рефлексов и навыков: дыхательный, сосательный, хватательный…

Читайте также:  Корилип для ребенка 5 лет

С рождения нейроны мозга существуют по большей части независимо друг от друга. Задача мозга в течение первых 3 лет – установить и укрепить связи между ними. В это время клетки детского мозга создают по 2 миллиона новых связей – синапсов – в секунду! С развитием ребенка синапсы становятся более сложными: они растут, подобно дереву с большим количеством ветвей и веточек.

Период с рождения до трех лет – время наивысшей активности мозга. К трем годам объем мозга ребенка составляет уже 80% от мозга взрослого человека. Увеличение объема мозга происходит за счет особых глиальных клеток: они необходимы для существования нейронов. Начиная с трех лет, начинается резкое торможение в темпах мозгового развития, а после шести лет оно практически полностью замедляется и заканчивается формирование. Способности мозга шестилетнего ребенка практически совпадают с возможностями взрослого человека!

Для гармоничного развития головного мозга малыша нужна среда, насыщенная положительными эмоциями и новыми впечатлениями. Такая среда заставит мозг работать активнее, стимулирует его развитие. Именно в первые три года у малыша закладываются будущие основы здоровья, мышления, разных навыков, приспособленности к жизни. Поэтому очень важно в эти первые три года помочь формированию мозга. Ребенка должны окружать изображения, звуки, прикосновения, запахи. Все это – стимулы, которые воспринимаются мозгом и помогают ему формироваться быстрее.

Адепты идей «раннего развития» – интенсивного развития способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 3 лет) – уделяют этому особое внимание. По их мнению, необходимо как можно раньше приобщать малыша к различным занятиям: развивать его речь, заниматься рисованием, лепить, играть на музыкальных инструментах и т.д.

Не менее важным является питание малыша. Особое значение в развитии и правильном функционировании нервной системы малыша имеют длинноцепочечные полиненасыщенные жирные кислоты. К ним относятся докозагексаеновая и арахидоновая кислоты (DHA и ARA).

В состав ежедневного рациона для «будущего гения» должны входить DHA и АРА грудного молока или детского молочка в случае докорма. Грудное молоко не имеет точного соотношения этих жиров, так их наличие сильно зависит от рациона кормящей мамы и от того, насколько она употребляет продукты, содержащие их. Так, например, в молоке японских мам очень высокое количество DHA за счет высокого потребления морепродуктов, в то время в молоке американских мам концентрация DHA очень низка. Также источниками DHA в рационе мамы могут служить, например, морепродукты, различные растительные масла, грецкие орехи.

Источник