Вербальное и невербальное общение в развитии ребенка

Вербальное и невербальное общение в развитии ребенка thumbnail

ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Вербальное и невербальное общение

Вербальный и невербальный способ общения – это то, из чего складывается ежедневное существование человека, причем не важно, находится ли он в обществе людей или читает книгу либо работает перед экраном монитора. Это способность выражать свои мысли и понимать мысли и чувства других, возможность учиться и передавать знания будущим поколениям.

Что такое вербальное общение?

Под вербальной коммуникацией (общением) подразумевается использование слов для устной или письменной речи. Из слов формируется язык, суть которого – дать возможность каждому человеку высказаться, раскрыть свои мысли и чувства.

Под вербальными способами ведения коммуникации понимается cпособность человека говорить, что является результатом мозговой деятельности. Это одно из отличий, в части коммуникаций, человека в обществе от животного в природе.

Что такое невербальное общение?

Невербальное общение (язык тела) – это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику).

По мнению психологов, человек при общении до 70% информации передает собеседнику или получает от него за счет невербальных сигналов.

Человек устроен таким образом, что он не может полностью контролировать собственный «язык тела». Сдерживать невербальные импульсы возможно только непродолжительное время. Например, оратор, выступающий перед аудиторией, может казаться ярким и уверенным в себе человеком, однако в жизни быть тихим и стеснительным.

Вербальное и невербальное общение – это 2 половины одного целого, роль которых в жизни каждого человека дополнять друг друга, поскольку не всегда слова могут точно передать мысль. Смысл сказанного может кардинально поменяться, в зависимости от тона или выражения лица собеседника.

Невербальные знаки человек может считывать интуитивно. Поэтому так часто возникает ситуация, когда после или во время общения появляется недоверие к собеседнику без видимых на то причин. Это происходит потому, что мозг улавливает не только слова, но и весь спектр невербальных сигналов. Проблема только в том, что происходит это на неосознанном, инстинктивном уровне.

Элементами невербальной коммуникации являются:

– жесты, телодвижения;

– осанка;

– выражение лица;

– контакт глазами;

– пространство, разделяющее говорящих;

– частота дыхания;

– одежда.

Различия между видами общения.

Вербальные и невербальные коммуникации, несмотря на прочную взаимосвязь, имеют существенные отличия. Вербальное общение в отличие от невербального человеку проще контролировать и оно более осознанно. В тоже время невербальные проявления часто совершаются автоматически. Человеку не просто специально планировать, какие жесты он будет производить во время разговора. Одни и те же невербальные проявления в разных ситуациях могут означать разное. Это может зависеть от национальных особенностей людей, личных привычек человека и ситуации.

Вербальное и невербальное общение в психическом развитии ребенка

Вербальное и невербальное общение в деле развития детей имеет первостепенное значение, позволяющее раскрыть способности и характер ребенка, избавить от робости и придать уверенности в себе.

В условиях ФГОС ДО формирование неречевых средств общения, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве приоритетных задач воспитания, так как только согласованное сочетание этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Формирование у детей умения пользоваться вербальными и невербальными средствами общения является ключевым моментом в его развитии. Их эмоциональные проявления приобретут более выразительный и яркий характер. Дети научатся быть доброжелательными и внимательными друг другу. Проявлять согласованность поведенческих реакций, преодолевать робость, неуверенность, стать более инициативными и вступать в межличностное взаимодействие.

От манеры разговаривать с малышом будет зависеть, как быстро ребенок станет говорить, как хорошо будет понимать родителя или воспитателя и запоминать информацию. Основные правила, на которые следует обращать внимание взрослому при разговоре с ребенком, следующие.

Говорить нужно спокойным негромким голосом. Слишком тихий или громкий голос будет вызывать у ребенка напряжение и, соответственно, информация будет усваиваться сложнее.

Хорошая дикция – залог того, что ребенок будет правильно понимать речь взрослого. Если имеют место особенности в речи родителя, которые могут помешать правильному восприятию его слов, то нужно следить, чтобы слова произносились разборчиво. Например, этого можно достичь, говоря медленнее. Чем меньше ребенок, тем ниже должна быть скорость речи у взрослого, чтобы он мог понимать, что ему говорят.

Разговаривая с ребенком нужно уделять внимание интонации. Логические ударения покажут ребенку, на что, из того, что он слышит от взрослого, нужно обратить особое внимание. Психологические паузы и интонационное выделение речи позволяют сделать речь или рассказ ярким и запоминающимся.

С детьми важно играть в игры, в которых тренируется вербальные и невербальные способы общения между собой и взрослыми. Движения под музыку позволяют развивать гибкость, пантомимику, способствуют самовыражению. Ребенок учится слушать и слышать музыку.

Специалисты рекомендуют в течение дня делать перерывы в занятиях ребенка для недолгой зарядки. Даже 5 минут физических упражнений снимут излишнее эмоциональное напряжение. С дошкольниками следует играть в игры, в которых нужно описать событие, действие или предмет без использования речи.

Формы работы с детьми по развитию вербальных и невербальных средств общения:

1. Мини-этюды под музыку

Способствуют развитию пластики, чувства ритма, пантомимики, учат вслушиваться в музыкальное произведение, развивают невербальные формы общения, закрепляют знания об окружающем, дают возможность ребенку проявить себя через самовыражение.

2.Динамические паузы и физ. минутки

Снимают эмоциональное и телесное напряжение, способствуют раскрепощению и пластической открытости детей.

3. Игры-пантомимы

Направлены на формирование чувствительности к невербальным средствам общения, выработку прочтения состояния другого по невербальным проявлениям, формирование умения выразить свое состояние невербальными средствами.

4. Драматизация сказок

Способствует развитию коммуникативных возможностей ребенка, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для личностного развития.

Невербальные игры нужны для развития воображения, для совершенствования мелкой и крупной моторики. Пытаясь что-то объяснить языком тела, выражением лица, пантомимой, ребенок «примеряет» на себя разные человеческие эмоции, чувства, тем самым учится сопереживанию, сочувствию или, как говорят психологи, эмпатии. Развивается эмоциональный интеллект. Невербальные игры даже используются для лечения неврологических заболеваний и психологической коррекции.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

Вербальное и невербальное общение в развитии ребенка

Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда…

©2015-2021 poisk-ru.ru

Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных



Поиск по сайту:

Вербальное и невербальное общение в развитии ребенка Мы поможем в написании ваших работ! Вербальное и невербальное общение в развитии ребенка Мы поможем в написании ваших работ! Вербальное и невербальное общение в развитии ребенка Мы поможем в написании ваших работ!

Источник

Муниципальное дошкольное образовательное

автономное учреждение «Деский сад №156»

Развитие вербальных и невербальных средств общения у детей дошкольного возраста

D:Рабочий столСветлячоккартинки к работеinteligencia-emocional-2-1024x614.jpg

Материал подготовила:

воспитатель Федорова И.Е.

г. Оренбург, 2020 г.

Что в первую очередь отличает нас от других биологических видов? Двигает общественный и личностный прогресс? Позволяет шире познать мир, делая нас теми, кто мы есть – созданиями с развитым интеллектом и мышлением? Конечно же, это общение – обмен информацией и взаимодействиями между двумя или несколькими индивидуумами.

Коммуникация – сложный процесс взаимодействия людей, в котором участвуют речь, мимика и пантомимика, жесты, интонация.

Дети дошкольного возраста очень чутки к речевым особенностям педагога ДОУ.

Правила речевой культуры педагога:

1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у дошкольников значительного напряжения.

2. Педагог должен говорить внятно.

3. От скорости зависят такие качества речи как артикуляция и дикция. Педагогу ДОУ необходимо учитывать возрастные особенности детей: старший дошкольник усвоит материал, если в минуту будет звучать 40 -60 слов.

4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами – логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических – бесцветна.

5. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.

6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие обучающихся: устрашать, воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.

D:Рабочий столСветлячоккартинки к работеdaycare.jpg

Элементами невербальной коммуникации являются:

– жесты, телодвижения;

– осанка;

– выражение лица;

– контакт глазами;

– пространство, разделяющее говорящих;

– частота дыхания;

– одежда.

В условиях ФГОС ДО формирование неречевых средств общения, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве приоритетных задач воспитания, так как только согласованное сочетание этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Формирование у детей умения пользоваться вербальными и невербальными средствами общения является ключевым моментом в его развитии. Их эмоциональные проявления приобретут более выразительный и яркий характер. Дети научатся быть доброжелательными и внимательными друг другу. Проявлять согласованность поведенческих реакций, преодолевать робость, неуверенность, стать более инициативными и вступать в межличностное взаимодействие.

Формы работы с детьми по развитию вербальных и невербальных средств общения:

1. Мини-этюды под музыку

Способствуют развитию пластики, чувства ритма, пантомимики, учат вслушиваться в музыкальное произведение, развивают невербальные формы общения, закрепляют знания об окружающем, дают возможность ребенку проявить себя через самовыражение.

2.Динамические паузы и физ. минутки

Снимают эмоциональное и телесное напряжение, способствуют раскрепощению и пластической открытости детей.

3. Игры – пантомимы

Направлены на формирование чувствительности к невербальным средствам общения, выработку прочтения состояния другого по невербальным проявлениям, формирование умения выразить свое состояние невербальными средствами.

4. Драматизация сказок

Способствует развитию коммуникативных возможностей ребенка, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для личностного развития.

Невербальные игры нужны для развития воображения, для совершенствования мелкой и крупной моторики. Пытаясь что-то объяснить языком тела, выражением лица, пантомимой, ребенок «примеряет» на себя разные человеческие эмоции, чувства, тем самым учится сопереживанию, сочувствию или, как говорят психологи, эмпатии. Развивается эмоциональный интеллект. Невербальные игры даже используются для лечения неврологических заболеваний и психологической коррекции.

Мы вам предлагаем включить эти игры в общение с вашими детьми.

  1. Игра «Кому трон, кому пень»

Предложите ребенку изобразить пантомимой характер сидящего и его чувства:

а) царь на троне (властность, грозность, достоинство);

б) золушка на скамеечке (скромность, смирение);

в) разбойник в лесу на пне (злость, свирепость, глаза сверкают, точит нож);

г) бабушка в кресле (усталость, доброта, спокойствие);

д) красавица на стуле (элегантность, уверенность в своей красоте и неотразимости, с улыбкой ловит восхищенные взгляды).

D:Рабочий столСветлячоккартинки к работекартинки122756157.jpeg

2. Игра «Люблю – не люблю»

Воспитатель, а затем и дети называют разнообразную пищу; остальные мимически реагируют, показывая свое отношение к данному продукту или блюду.

  1. Игра «Сказочная пантомима»

Водящий произносит фразу из сказки, а дети изображают предполагаемое эмоциональное состояние. Фразы могут быть такими:

– О горе мне, горе.

– Ах, какой счастливый день!

– Как выпрыгну, как выскочу, полетят клочки по закоулочкам!

– Какой чудесный пень, какой чудесный день!

– Тянут-потянут и вытянули репку!

4. Игра «Прочитай письмо»

«Почтальон» приносит письма, но необычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать. Ребенку вручается письмо, и он рассказывает, что «прочитал» в своем письме.

D:Рабочий столСветлячоккартинки к работеdepositphotos_9960438-stock-illustration-three-monkeys.jpg

  1. Игра «Веселые мартышки»

А теперь давайте сделаем веселую зарядку. Повторяйте все за мной:

Мы веселые мартышки,

Мы играем громко слишком

Все в ладоши хлопаем

И ногами топаем.

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

И друг другу даже

Языки покажем.

Оттопырим ушки,

Хвостик на макушке,

Пальчик поднесем к виску,

И подпрыгнем к потолку.

Шире рот откроем «А»,

Рожицы состроим.

Как скажу я слово «три»,

Все с гримасою замри.

Дети изображают необычную позу и выражение лица. Затем по выбору ведущего отдельные участники “отмирают” и придуманным способом оправдывают позу.

Источник

Развитие вербальных и невербальных средств общения у детей старшего дошкольного возраста

Вербальное и невербальное общение в развитии ребенка

Что в первую очередь отличает нас от других биологических видов? Двигает общественный и личностный прогресс? Позволяет шире познать мир, делая нас теми, кто мы есть – созданиями с развитым интеллектом и мышлением? Конечно же, это общение – обмен информацией и взаимодействиями между двумя или несколькими индивидуумами.

Коммуникация – сложный процесс взаимодействия людей, в котором участвуют речь, мимика и пантомимика, жесты, интонация.

Дети дошкольного возраста очень чутки к речевым особенностям педагога ДОУ.

Правила речевой культуры педагога:

1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у дошкольников значительного напряжения.

2. Педагог должен говорить внятно.

3. От скорости зависят такие качества речи как артикуляция и дикция. Педагогу ДОУ необходимо учитывать возрастные особенности детей: старший дошкольник усвоит материал, если в минуту будет звучать 40 -60 слов.

4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами – логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических – бесцветна.

5. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.

6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие обучающихся: устрашать, воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.

Вербальное и невербальное общение в развитии ребенка

Элементами невербальной коммуникации являются:

– жесты, телодвижения;

– осанка;

– выражение лица;

– контакт глазами;

– пространство, разделяющее говорящих;

– частота дыхания;

– одежда.

В условиях ФГОС ДО формирование неречевых средств общения, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве приоритетных задач воспитания, так как только согласованное сочетание этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Формирование у детей умения пользоваться вербальными и невербальными средствами общения является ключевым моментом в его развитии. Их эмоциональные проявления приобретут более выразительный и яркий характер. Дети научатся быть доброжелательными и внимательными друг другу. Проявлять согласованность поведенческих реакций, преодолевать робость, неуверенность, стать более инициативными и вступать в межличностное взаимодействие.

Формы работы с детьми по развитию вербальных и невербальных средств общения:

1. Мини-этюды под музыку

Способствуют развитию пластики, чувства ритма, пантомимики, учат вслушиваться в музыкальное произведение, развивают невербальные формы общения, закрепляют знания об окружающем, дают возможность ребенку проявить себя через самовыражение.

2.Динамические паузы и физ. минутки

Снимают эмоциональное и телесное напряжение, способствуют раскрепощению и пластической открытости детей.

3. Игры – пантомимы

Направлены на формирование чувствительности к невербальным средствам общения, выработку прочтения состояния другого по невербальным проявлениям, формирование умения выразить свое состояние невербальными средствами.

4. Драматизация сказок

Способствует развитию коммуникативных возможностей ребенка, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для личностного развития.

Невербальные игры нужны для развития воображения, для совершенствования мелкой и крупной моторики. Пытаясь что-то объяснить языком тела, выражением лица, пантомимой, ребенок «примеряет» на себя разные человеческие эмоции, чувства, тем самым учится сопереживанию, сочувствию или, как говорят психологи, эмпатии. Развивается эмоциональный интеллект. Невербальные игры даже используются для лечения неврологических заболеваний и психологической коррекции.

Мы вам предлагаем включить эти игры в общение с вашими детьми.

Игра «Кому трон, кому пень»

Предложите ребенку изобразить пантомимой характер сидящего и его чувства:

а) царь на троне (властность, грозность, достоинство);

б) золушка на скамеечке (скромность, смирение);

в) разбойник в лесу на пне (злость, свирепость, глаза сверкают, точит нож);

г) бабушка в кресле (усталость, доброта, спокойствие);

д) красавица на стуле (элегантность, уверенность в своей красоте и неотразимости, с улыбкой ловит восхищенные взгляды).

Вербальное и невербальное общение в развитии ребенка

2. Игра «Люблю – не люблю»

Воспитатель, а затем и дети называют разнообразную пищу; остальные мимически реагируют, показывая свое отношение к данному продукту или блюду.

Игра «Сказочная пантомима»

    Водящий произносит фразу из сказки, а дети изображают предполагаемое эмоциональное состояние. Фразы могут быть такими:

    – О горе мне, горе.

    – Ах, какой счастливый день!

    – Как выпрыгну, как выскочу, полетят клочки по закоулочкам!

    – Какой чудесный пень, какой чудесный день!

    – Тянут-потянут и вытянули репку!

    4. Игра «Прочитай письмо»

    «Почтальон» приносит письма, но необычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать. Ребенку вручается письмо, и он рассказывает, что «прочитал» в своем письме.

    Вербальное и невербальное общение в развитии ребенка

    Игра «Веселые мартышки»

      А теперь давайте сделаем веселую зарядку. Повторяйте все за мной:

      Мы веселые мартышки,

      Мы играем громко слишком

      Все в ладоши хлопаем

      И ногами топаем.

      Надуваем щечки,

      Скачем на носочках.

      И друг другу даже

      Языки покажем.

      Оттопырим ушки,

      Хвостик на макушке,

      Пальчик поднесем к виску,

      И подпрыгнем к потолку.

      Шире рот откроем «А»,

      Рожицы состроим.

      Как скажу я слово «три»,

      Все с гримасою замри.

      Дети изображают необычную позу и выражение лица. Затем по выбору ведущего отдельные участники “отмирают” и придуманным способом оправдывают позу.

      Источник