Венгер диагностика интеллектуального развития ребенка

Венгер диагностика интеллектуального развития ребенка thumbnail

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ              ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

Методика “Узнавание фигур”

Используется для определения уровня развития, объёма и особенностей зрительной образной памяти.

В качестве стимульного материала используются 2 листа с изображением различных незамкнутых фигур, размер которых составлял 2 см. На первом листе изображены 9 фигур, на втором – 15, 9 из которых были представлены на первой карточке. Предъявляемые изображения сгруппированы по следующим признакам:

1) изображения, похожие на игрушки или знакомые предметы;

2) изображения, похожие на геометрические фигуры;

3) абстрактные изображения.

Ребенку предъявлялся первый лист в течение 30 секунд с установкой запомнить предъявляемые фигуры. Затем рисунок убирается, а испытуемому сразу же предъявлялся второй лист. Во втором рисунке ребёнок должен найти фигуры, изображенные на первой карточке.

Обработка результатов осуществляется на основании следующих критериев:

1) количество правильно запомненных фигур;

2) время, затраченное на поиск фигур на втором листе;

3) принятие и усвоение мнемической задачи;

4) использование ребенком мнемических приемов.

С учетом данных показателей присваивался определенный уровень развития зрительной образной памяти:

высокий уровень – ребёнок узнает 9 – 7 изображений за 45 – 55 секунд, принимает, усваивает и удерживает мнемическую задачу в течение всей деятельности, пользуется такими мнемическими приёмами как смысловая группировка, вербализация (открытая/ внутренняя), ассоциации (по сходству, по противоположности).

средний уровень – узнаёт 6 – 4 изображения за 65 – 75 секунд, принимает, усваивает мнемическую задачу, но не удерживает её до конца выполнения задания, пользуется таким мнемическим приёмом запоминания как вербализация (открытая / внутренняя).

низкий уровень– ребёнок узнает 3 – 0 изображений за 90 секунд и более, в редких случаях принимает мнемическую задачу или не принимает её вообще, не использует мнемические приёмы. 

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РЕБЕНКА 5-6 ЛЕТ

Для проведения обследования предлагаются следующие задания

РАССКАЖИ

(серия  сюжетных  картинок  «Утро  мальчика»).  Задание  направлено  на  выявление  умений  определять    временную  последовательность    событий,      обобщать  свой  практический  опыт (сформированность наглядно-образного мышления).

Оборудование:

четыре картинки с изображением ситуаций, знакомых детям из каждодневного опыта.

На первой картинке -мальчик, проснувшись, сидит  на  постели,  недалеко  от  него  лежит  его  одежда;  на  второй -он умывается; на третьей -сидит на стуле и одевается; на четвертой -одетый мальчик сидит за столом и завтракает.

Проведение   обследования:

перед   ребенком   в   случайной последовательности выкладывают четыре картинки и просят его рассмотреть и разложить  их:  «Разложи все  картинки  по  порядку: что  мальчик делал сначала, что потом, чем завершились его действия».

Обучение:

если  ребенок  не  раскладывает  картинки  или  начинает выполнять задание неверно, то взрослый показывает их и говорит:  «Вот первая картинка. Утро. Мальчик проснулся. А теперь разложи картинки так, чтобы  было  понятно,  что  мальчик  делал  потом».  В  случае  затруднений взрослый кладет верно и вторую картинку: «А теперь мальчик одевается. А что потом он будет делать?»

Оценка  действий  ребенка:

принятие  и  понимание  задания;  умения понять  временную последовательность  событий;  объяснить  сущность изображенного события.

Результаты

1—ребенок  не  принимает  задание;  не  воспринимает  изображенный  на картинках сюжет.

2—ребенок принимает задание, однако не воспринимает серию картинок как

единое событие; называет каждое действие в отдельности, не объединяя их в

единый сюжет во временной  последовательности.

3 —ребенок принимает задание; раскладывает картинки не всегда точно;

ориентируется на временную последовательность; после обучения начинает

понимать единый сюжет; может рассказать о событии.

4 — ребенок принимает задание; самостоятельно раскладывает картинки,

четко ориентируясь на временную последовательность; рассказывает о них

ПОСТРОЙ  ИЗ ПАЛОЧЕК (лесенка).  

Задание направлено на выявление уровня  развития конструктивных способностей, умения работать по памяти, по образцу.

Оборудование:

двадцать плоских палочек одного цвета, экран.

Проведение обследования:

ребенку показывают, как построить лесенку из десяти палочек, и просят запомнить. Затем взрослый закрывает лесенку экраном и предлагает ребенку сделать такую же по памяти. Еслиу него отмечаются затруднения, то задание предлагают выполнить по образцу. В тех случаях, когда ребенок не справляется с заданием, проводится обучение.

Обучение:

взрослый строит лесенку, обращая внимание ребенка на то, как  он  это  делает,  затем  ребенок должен  построить  такую  же  лесенку самостоятельно.

Оценка  действий  ребенка:

принятие  и  понимание  условий  задания, способы выполнения

-по памяти, по образцу, после обучения

-по показу.

Результаты

1   —ребенок не понимает цель; в условиях обучения действует неадекватно.

2   —ребенок принимает задание, но не понимает его условий; раскладывает

палочки без учета образца; не может построить не только по памяти, но и по образцу;  выполняет  задание  на  основе  показа  или  воспроизводит  только

элементы лесенки.

3   —ребенок принимает и понимает задание, но самостоятельно выполнить

не может; после повторного показа самостоятельно выполняет задание по

образцу.

4 —ребенок  принимает  и  понимает  задание;  умеет  воспроизвести

конструкцию по памяти.

СЛОЖИ    РАЗРЕЗНУЮ  КАРТИНКУ (из  четырех  частей).  

Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия сюжетного изображения на картинке.

Оборудование:

две одинаковые сюжетные картинки (мишка на лошадке), одна из которых разрезана на четыре части по диагонали.

Проведение  обследования:

взрослый  дает  ребенку  четыре  части разрезной картинки и просит: «Сделай целую картинку».

Обучение:

в тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части  картинки,  взрослый  сначала  показывает  целую  картинку,  а  затем просит сложить разрезную. Если задание снова вызывает затруднения, то взрослый сам накладывает часть разрезной картинки на целую и предлагает ребенку наложить другие части. После чего ребенку предлагают выполнить

задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка:

принятие и понимание условий задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат.

Результаты

1  —ребенок не понимает цель; в условиях обучения действует неадекватно.

2   —ребенок принимает задание, но не понимает его условий; раскладывает

картинки  без  учета  целостного  восприятия  предметного  изображения;  в

процессе обучения пытается складывать картинку, но после обучения не переходит на самостоятельное выполнение задания.

3   —ребенок принимает и понимает задание, но самостоятельно выполнить

его не может; после обучения самостоятельно складывает картинку.

4   —ребенок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с

заданием.

НАЙДИ ВРЕМЯ ГОДА.

Задание направлено на выяснение уровня сформированности  и представлений  о  временах  года  (развитие  наглядно-образного мышления).

Оборудование:

сюжетные  картинки  со  специфическими  признаками четырех времен года.

Проведение  обследования:

перед  ребенком  раскладывают  четыре картинки, на которых изображены четыре времени  года.   Ребенка  просят:   «Покажи,   где  зима  (лето, осень, весна)». Затем спрашивают: «Как ты догадался, что это зима?» И т. д. В случаях затруднений проводится обучение.

Обучение:

перед ребенком оставляют картинки с изображением только двух

времен года —лета и зимы и задают ему уточняющие вопросы: «Что

бывает зимой? Найди, где изображена зима. А что бывает летом? Найди, где

изображено лето».

Оценка  действий  ребенка: принятие  и  понимание  задания;  уровень

сформированности временных представлений; умение объяснить свой выбор.

Результаты

1   —ребенок не понимает цели задания; перекладывает картинки.

2—ребенок принимает задание, но не соотносит изображения времен года с

их названиями; после обучения может выделить картинки с изображением

только двух времен года —зимы и лета.

3   —ребенок принимает задание; уверенно и самостоятельно соотносит изображения только двух времен года с их названиями —зимы и лета.

4   —ребенок принимает задание; уверенно соотносит изображения всех

времен  года  сих  названиями;  может  объяснить  выбор  определенного

времени года.

Источник

Тест для детей 5 -7 лет

Этот тест дает возможность рассмотреть не только результат мыслительной дея­тельности ребенка, но и процесс решения задачи.

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Нарисованные круги и квадраты, а также отдельные части этих фигур, из которых надо составить либо круг, либо квадрат. На первые три фигуры нанесены линии, делящие изображения предметов, далеких друг от друга, например одежда и транспорт. Могут быть использованы и картинки из лото, и вырезки из журналов, и рисунки — важно только, чтобы они были одина­ковыми по цвету (не должно быть сочетания цветных и черно-белых изобра­жений) и размеру. Количество картинок в каждой группе должно быть оди­наково, то есть 10 диких и 10 домашних животных, 10 фруктов и 10 овощей и т.д.

Инструкция

«Посмотри внимательно, что я буду делать» — после этих слов взрос­лый начинает раскладывать картинки в две группы, не объясняя принципа систематизации. После того как взрослый разложит три картинки, он пере­дает их ребенку, говоря: «А теперь раскладывай карточки дальше, делая так же, как я».

Проведение теста

Данная классификация называется невербальной, так как взрослый по­казывает, а не говорит, как нужно классифицировать. Выкладывая карточки, первые две возьмите из разных групп (например, волк и корова), а третья кладется под первой карточкой правильной группы, например карточка овцы — под коровой. Передав картинки ребенку, вы молча наблюдаете за его деятельностью. Если ребенок ошибся, вы без комментариев перекладываете карточку в нужное место, под правильную картинку.

Крайне важно при этом не вызвать у ребенка чувства отгороженности и неуверенности, поэтому ваше поведение не должно быть отстраненным. Вы можете улыбнуться детям, погладить их, сказать «Не вертись» или «Будь внимательнее». После того как ребенок закончит работу, его надо спросить, почему он разложил картинки на эти две группы и какое название он им может дать.

АНАЛИЗРЕЗУЛЬТАТОВ

Данный тест выявляет уровень развития словесно-логического мышле­ния детей. Именно поэтому так важно, чтобы дети самостоятельно сформу­лировали заданный принцип классификации. Время работы практически не ограничивается, хотя, как правило, классификация 20 картинок занимает в норме не больше 5-7 минут (для детей рефлексивных, с медленным темпом деятельности, время может быть увеличено до 8-10 минут). Главное внима­ние обращают на характер работы и количество ошибок.

Мы можем говорить о норме, то есть о среднем уровне интеллектуаль­ного развития в том случае, если ребенок допускает 2-3. ошибки, преимуще­ственно в самом начале работы, пока понятия им еще не выделены оконча­тельно. Бывают и случайные ошибки в процессе классификации, особенно у импульсивных детей, которые торопятся разложить картинки побыстрее.

Однако в случае, если ребенок допускает больше пяти ошибок, можно говорить о том, что он не смог понять принципа, по которому ему надо разложить картинки. Об этом же говорит и хаотичный расклад, когда дети, не задумываясь, кладут карточки то в одну, то в другую группу. В этом случае работа может быть прервана, и взрослый вводит вербальное обозначение классифицируемых понятий. Как правило, детям говорят: «А зачем же ты кладешь рисунок лошадки в эту группу? Ведь тут волк, тигр, лев, то есть только те животные, которые живут на воле, в лесу или в джунглях. Это дикие животные, а лошадь — животное домашнее, она живет с человеком, и эту картинку надо положить в ту группу, где корова, осел». После этого классификацию доводят до конца, но не оценивают. Для диагностики (уже не только интеллекта, но и обучаемости) ребенку дают другой набор карто­чек, и в этом случае работу не прерывают даже тогда, когда он допускает ошибки.

Об интеллектуальных дефектах (задержке, снижении интеллектуального уровня) можно говорить в том случае, если ребенок и после объяснения взрос­лого не может справиться с заданием либо не может назвать разложенные группы картинок (в этом случае можно говорить о нарушении именно сло­весного мышления). Для подтверждения этого диагноза через какое-то время (день-два) ребенку можно предложить провести более легкую классифика­цию (например, овощи и мебель, люди и транспорт), с которой справляются даже дети 1,5-5 лет.

Источник

МЕТОДИКА «ЛАБИРИНТ» (Л.А. ВЕНГЕР)

Цель: диагностика обучаемости, наглядно-схематического мышления (умения пользоваться схемами и условными изображениями при ориентировке в ситуации).

Материал: комплект листов, на которых изображены полянки с разветв­ленными дорожками и домиками на их концах, а также «письма», условно ука­зывающие путь к одному из домиков (приложение 3). Первые два лабиринта соответствуют вводным задачам.

Ход работы: ребенку даются две вводные задачи, затем по порядку задачи 3-12. После того как ребенок увидел первую задачу, читается первая инструк­ция ребенку.

Инструкция ребенку (1): «Перед тобой полянка, на ней нарисованы до­рожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти домик и за­черкнуть его. Чтобы найти этот домик, надо смотреть на письмо. (Психолог указывает на нижнюю часть страницы, где оно помещено). ТЗписьме нарисова­но, где надо идти от травки мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдешь правильный домик».

Взрослый смотрит, как ребенок решает задачу и, если нужно, объясняет и исправляет ошибки. Переходя ко второй вводной задаче, психолог читает инст­рукцию 2

Инструкция ребенку (2): «Здесь тоже два домика, и опять надо найти нужный домик. Но письмо тут другое: в нем нарисовано, как идти и куда пово­рачивать. Нужно опять идти от травки прямо, а потом повернуть в сторону». (Взрослый проводит рукой по чертежу в письме).

Взрослый опять смотрит, как ребенок решает задачу и, если нужно, объ­ясняет и исправляет ошибки. Затем идет решение основных задач. К каждой из них дается краткая дополнительная инструкция.

Инструкция ребенку (к задачам 3.4): «В письме нарисовано, как надо ид­ти, в какую сторону поворачивать. Найди нужный домик и зачеркни. Начинай двигаться от травки».

Инструкция ребенку (к задаче 5): «Смотри на письмо. Надо идти от трав­ки мимо цветочка, потом мимо грибка, потом мимо березки, потом елочки. Найди нужный домик и зачеркни его».

Инструкция ребенку (к задаче 6): «Смотри на письмо. Надо идти от трав­ки мимо березки, потом мимо грибка, елочки, потом стульчика. Зачеркни нуж­ный домик».

Инструкция ребенку (к задачам 7. 8): «Будь очень внимателен. Смотри на письмо. Найди нужный домик и зачеркни его».

Инструкция ребенку (к задачам 9-12): «Смотри на письмо. В письме на­рисовано, как надо идти, около какого предмета поворачивать и в какую сторо­ну. Будь очень внимателен. Найди нужный домик и зачеркни его».

Обработка результатов: по каждой из задач 3 – 8 за каждый правильный поворот начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов за каждую из этих задач – 4, поскольку нужно сделать 4 поворота. В задачах 9-12 за каж­дый правильный поворот начисляется по 2 балла. В задачах 9 и 10 (два поворо­та) максимальное количество баллов – 4. В задачах 11 и 12 (три поворота) – 6 баллов. Все оценки суммируются. Максимальное количество баллов – 44. На основании этого делается вывод об уровне развития наглядно-схематического мышления, умении пользоваться схемами и условными изображениями при ориентировке в ситуации у детей 6 -7 лет. Низкий уровень: от 0 до 13 баллов; средний уровень: от 14 до 28 баллов; высокий уровень: от 29 до 44 баллов.

МЕТОДИКА «ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ» (А.Н. БЕРНШТЕЙН)

Цель: диагностика логического мышления и речи.

Материал: 4 картинки «Пожар» (приложение 4). Номера картинок про­ставлены на оборотной стороне.

Ход работы: перед испытуемым кладут рисунки в следующем порядке (слева направо): 2-3-4-1.

Инструкция испытуемому: «Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе на­до догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал ху­дожник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом со­ставь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено».

Обработка результатов: Правильно найденная последовательность карти­нок (1-2-3-4) свидетельствует о том, что ребенок понимает смысл сюжета, а устный рассказ показывает, может ли он выразить свое понимание в словесной форме.

Бывают случаи, когда при неправильно выложенной последовательности рисунков испытуемый, тем не менее, сочиняет логическую версию рассказа. Такое выполнение задания рассматривается как хорошее.

Если испытуемый правильно выложил последовательность, но не смог составить хорошего рассказа, то желательно задать ему несколько вопросов, чтобы уточнить, каковы его познания об изображенном явлении. Составление рассказа с помощью наводящих вопросов расценивается как выполнение зада­ния на среднем уровне для семилетних детей и как вполне хорошее для шести­летних.

Испытуемый не справился с заданием, если:

1) не смог восстановить последовательность картинок и отказался от
рассказа;

2) по выложенной им самим последовательности картинок составил
нелогичный рассказ;

3) выложенная испытуемым последовательность не соответствует
рассказу (за исключением тех случаев, когда ребенок после наводящего вопро­
са взрослого меняет последовательность не соответствующую рассказу);

4) каждая картинка раскрывается отдельно, сама по себе, не связанно
с остальными – в результате рассказ не получается;

5) на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.

О развитии речи ребенка судят по тому, как он строит фразы, свободно ли владеет языком, каков его словарный запас и т.д.

Особо следует рассматривать случаи, когда молчание ребенка обусловли­вается личностными причинами: страх общения с незнакомыми людьми, боязнь допустить ошибку, ярко выраженная неуверенность в себе и т.д.

МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ (АДАПТАЦИЯ А.Г. ЛИДЕРСА)

Цель: диагностика интеллектуального развития ребенка.

Материал: тестовая тетрадь, состоящая из 4 листов (приложение 5).

Инструкция по проведению. Тест включает 4 субтеста, позволяющих оценить уровень развития интеллектуальной деятельности ребенка в целом и отдельных способностей. Во всех субтестах ряды А и Б – тренировочные зада­ния, при их выполнении ребенку оказывается помощь, задания 1, 2, 3, 4, 5 – тес-товые{ Инструкции к заданиям читаются медленно. Ключевые слова выделяют­ся, -при необходимости повторяются. При выполнении тестовых заданий время не ограничивается.

СУБТЕСТ 1.Цель: диагностика общей осведомленности и словарного за­паса.

Ребенку предлагается открыть 1 лист тестовой тетради.

Инструкция: «Посмотри на картинки в самом верхнем ряду. На картинках в этом ряду изображены нога, ботинок, палец, варежка и человек. Слушай меня внимательно. Возьми карандаш и зачеркни крестиком овал под картинкой с изображением ботинка. (Пауза. Повторить). Вот так. Сделай это точно так, как я показываю. (Показывается образец действия).

Посмотри на картинки в следующем ряду. (Пауза). Слушай меня внима­тельно. Зачеркни крестиком овал под картинкой с изображением яблока». По­вторить. Проследить, что ребенок правильно понял инструкцию. Если требует­ся помощь даются дополнительные разъяснения. Далее следуют тестовые зада­ния.

Инструкция к заданию 1: «Посмотри на задание 1. Зачеркни крестиком овал под картинкой с изображением мальчика (повторить)».

Инструкция к заданию 2: «Посмотри на задание 2. Зачеркни овал под картинкой с изображением общественного транспорта (повторить)».

Инструкция к заданию 3: «В задании 3 зачеркни крестиком овал под кар­тинкой с изображением машины на гусеницах (повторить)».

Инструкция к заданию 4: «В задании 4 зачеркни крестиком овал под кар­тинкой с изображением того, кто активен (повторить)».

Инструкция к заданию 5: «Посмотри на задание 5. Зачеркни крестиком овал под картинкой, где нарисована статуя (повторить)».

СУБТЕСТ2 Цель: диагностика понимания количественных и качествен­ных соотношений.

Ребенку предлагается открыть 2 лист тестовой тетради.

Инструкция: «Теперь попробуем сделать другое задание. Посмотри на самый верхних ряд. (Пауза). В этом ряду ты видишь картинки с изображением деревьев. Слушай меня внимательно. Зачеркни крестиком овал под картинкой с изображением самого маленького дерева. (Пауза. Повторить. Проследить, что ребенок зачеркнул соответствующий овал. Если требуется помощь даются до­полнительные разъяснения).

Посмотри на картинки в следующем ряду. (Пауза). Слушай меня внима­тельно. Зачеркни крестиком овал под картинкой с изображением самой боль­шой кучи песка. (Пауза. Повторить. Проследить, что ребенок зачеркнул нуж­ный овал».

Инструкция к заданию 1: «А теперь посмотри на задание 1, где изображе­ны девочка, мальчик и дерево. Зачеркни крестиком овал под картинкой, где де­вочка больше, чем мальчик, но меньше, чем дерево (пауза, повторить)».

Инструкция к заданию 2: «Посмотри на задание 2. Зачеркни крестиком овал под картинкой с изображением самой спелой кукурузы (повторить)».

Инструкция к заданию 3: «Посмотри на задание 3. (Пауза). На картинках изображены мальчики. Потом посмотри на картинку, где изображены забор и ящики. (Пауза). Все мальчики хотят встать на ящики так, чтобы иметь возмож­ность заглянуть за забор одновременно. Найди ящик, на который должен встать самый высокий мальчик. (Повторить). Зачеркни крестиком овал под картинкой с изображением этого ящика (повторить)».

Инструкция к заданию 4: «В задании 4 зачеркни овал под картинкой с изображением мяча средней величины (повторить)».

Инструкция к заданию 5: «В задании 5 зачеркни овал под картинкой с изображением электропровода, который провисает меньше, чем самый про­висший, но больше, чем все остальные (повторить)».

СУБТЕСТ 3.Цель: диагностика логического мышления.

Ребенку предлагается открыть 3 лист тестовой тетради.

Инструкция: «Посмотри на самый верхний ряд рисунков. (Пауза). В этом ряду изображены коньки, мотыги, машинки для стрижки газонов, пилы лопаты. Одна из этих картинок не подходит всем остальным. Какая картинка не подхо­дит к этому ряду? (Пауза). Картинка с изображением коньков не подходит к ос­тальным. На всех остальных картинках изображены орудия труда, а коньки -это другое. Чтобы показать, что коньки сюда не подходят, зачеркни крестиком овал под картинкой с изображением коньков. (Пауза. Повторить. Проследить, что ребенок зачеркнул соответствующий овал).

Посмотрите на следующий ряд. Какая картинка не подходит ко всем ос­тальным? (Пауза). Четырехугольник не подходит к этому ряду, так как осталь­ные картинки в этом ряду – круги. Зачеркни крестиком овал под четырехуголь-

ником, чтобы показать, что он не подходит к остальным картинкам (Просле­дить, что ребенок зачеркнул соответствующий овал)».

Инструкция к заданию 1: «А теперь посмотри на задание 1. Какая кар­тинка не подходит к остальным? Зачеркни крестиком овал под картинкой, не подходящей ко всем остальным».

Инструкция к заданиям 2. 3. 4. 5: «Посмотри на задания 2, 3, 4, 5 В каж­дом задании зачеркни крестиком овал под картинкой, которая не подходит ко всем остальным».

СУБТЕСТ 4.Цель: диагностика математических способностей.

Ребенку предлагается открыть 4 лист тестовой тетради.

Инструкция: «Посмотри на самый верхний ряд рисунков. Там изображе­ны различные четырехугольники. В каждом четырехугольнике разное количе­ство палочек. (Пауза). Найдите в каком четырехугольнике только одна палоч­ка?. (Пауза). Покажи этот четырехугольник. А теперь зачеркни крестиком овал под тем четырехугольником, в котором только одна палочка. (Проследить, что ребенок зачеркнул соответствующий овал).

А теперь посмотри на картинки в следующем ряду. (Пауза). Вы видите картинки с изображением разных пластинок домино. В каждой пластинке две части: нижняя и верхняя. (Пауза). На первой пластинке домино точек нет, а на других есть, и их разное количество. Видишь? А теперь слушай меня внима­тельно. Найди пластину домино, на которой только две точки. (Пауза). Зачерк­ни крестиком овал под той пластинкой домино, на которой только две точки. (Пауза. Повторить. Проследить, что ребенок правильно понял инструкцию».

Инструкция к заданию 1: «Посмотри на задание 1. Два четырехугольника изображены отдельно от других. Найди четырехугольник, который показывает, на сколько палочек в первом четырехугольнике больше, чем во втором. (Повто­рить). Зачеркни крестиком овал под этим четырехугольником.

Инструкция к заданию 2: «Посмотри на задание 2. Посмотрите на кусок торта, изображенный отдельно от других. Найди другой кусок торта, который при соединении с первым дает целый торт. (Повторить). Зачеркни крестиком овал под картинкой, которую ты выбрал».

Инструкция к заданию 3: «Посмотри на задание 3. Первые три пластины домино изображены отдельно от других. (Пауза). Они стоят в определенной по­следовательности друг за другом. (Пауза). Найди пластину домино, которая должна продолжить этот ряд. (Повторить). Зачеркни крестиком овал под этой пластинкой домино».

Инструкция к заданию 4: «Посмотри на задание 4. Одна конфета стоит две палочки. Найди четырехугольник, который показывает сколько нужно па­лочек, чтобы купить три конфеты. (Повторить). Зачеркни крестиком овал под этим четырехугольником».

Инструкция к заданию 5: «Посмотри на задание 5. У меня было 9 пало­чек. Я отдала 4 палочки. (Пауза). Найди четырехугольник в этом ряду, который показывает сколько палочек у меня осталось. (Повторить). Зачеркни крестиком овал под этим четырехугольником».

При групповом обследовании детям раздаются тестовые тетради, на ко­торых подписаны их фамилии и имена и читается инструкция: «Каждый из вас получил тетрадь. В этой тетради вы найдете множество картинок. Слушайте меня внимательно и делайте в ваших тетрадях то, что я вам буду говорить. От­кройте первую страницу». Далее следует показ способа зачеркивания, и вни­мание детей обращается на то, что в каждом ряду крестик можно ставить толь­ко один раз. Если кто-то ошибся, то нужно этот крестик четко перечеркнуть и затем поставить крестик в нужном месте. В ходе диагностики необходимо сле­дить, чтобы все дети правильно выполняли тренировочные задания и перехо­дить к следующим заданиям лишь тогда, когда все дети закончили предыдущее.

Анализ результатов.

В целом 11-13 правильно решенных задач соответствуют нормальному уровню развития интеллектуальных способностей для 6-7 лет. Если ребенок правильно выполняет более 13 можно говорить об уровне развития выше сред­него. Неумение выполнять инструкцию и / или затруднения в выполнении бо­лее половины заданий могут свидетельствовать о недостаточном уровне интел­лектуального развития ребенка и о недостаточной подготовке к школьному обучению. Уровни развития разных сторон интеллектуальной деятельности оцениваются по следующим показателям.

Методика может использоваться с целью выявления одаренных детей, которые могут обучаться по специальным программам.

МЕТОДИКА «ЗАУЧИВАНИЕ 10 СЛОВ» (А.Р. ЛУРИЯ)

Цель: диагностика непосредственной кратковременной и долговременной вербальной памяти, утомляемости.

Материал: 10 слов – лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.

Ход работы: ребенку 5 раз медленно читаются одни и те же слова. После каждого прочтения ребенок воспроизводит слова, которые запомнил. Экспери­ментатор фиксирует названные ребенком слова в протоколе.

Инструкция ребенку: «Я буду говорить тебе слова. Слушай внимательно, постарайся запомнить. Когда я закончу читать, повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке».

Перед вторым прочтением: «Сейчас я снова прочитаю слова. Когда я за­кончу, повтори и те, которые уже называл, и те, которые в первый раз пропус­тил». Перед следующими прочтениями экспериментатор говорит «Еще раз». Час спустя ребенка просят вспомнить слова, которые он учил (без прочтения).

Обработка результатов: подсчитывается количество слов воспроизведен­ных ребенком в каждой серии. На основании этого строится «Кривая запоми­нания»

В норме с каждым воспроизведением растет количество правильно на­званных слов. О снижении можно говорить, если при 5-м прочтении, ребенок воспроизводит менее 8 слов. Включение лишних слов может свидетельствовать о дефекте памяти или фонематического слуха. Спад после 3 прочтения – о по­вышенной утомляемости. Отсутствие какой бы то ни было динамики – об от­сутствии мотивации. Возникшее предположение необходимо проверить специ­альными методиками.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

Венгер диагностика интеллектуального развития ребенка
Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда…

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных



Поиск по сайту:

Венгер диагностика интеллектуального развития ребенка
Мы поможем в написании ваших работ!

Венгер диагностика интеллектуального развития ребенка
Мы поможем в написании ваших работ!

Венгер диагностика интеллектуального развития ребенка
Мы поможем в написании ваших работ!

Источник