Ведущая деятельность и социальна ситуация развития ребенка от 1 года до 3 лет

Ведущая деятельность и социальна ситуация развития ребенка от 1 года до 3 лет thumbnail

Социальная ситуация развития и ведущий вид деятельности

Раннее детство – это период от 1 года до 3 лет. В этом возрасте происходят изменения в личностном развитии, познавательной сфере, социальной ситуации развития.

Новообразования младенческого возраста приводят к тому, что меняются отношения между ребенком и взрослым, что в свою очередь ведет к формированию новой социальной ситуации развития, которая заключается в возникновении совместной деятельности ребенка и взрослого, а также в том, что данная деятельность становится предметной. Суть совместной деятельности состоит в усвоении общественно выработанных способов употребления предметов, т.е. взрослый учит ребенка правильно пользоваться окружающими предметами, а также объясняет, для чего они нужны и где их надо использовать. Социальная ситуация развития ребенка в этом возрасте выглядит так: “ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый”. Как видно из этой триады, важным для ребенка является предмет. Убедиться в этом можно, наблюдая за тем, как ребенок возится с предметом: он постоянно смотрит на тот предмет, которым увлечен, будь то машинка, стул, кукла, ложка и т.д. Хотя длительность сосредоточения еще очень мала, но концентрация его достигает такой силы, что может возникнуть ощущение, что в этот момент ему ничего больше не требуется и никто не нужен, его внимание сосредоточено только на объекте увлечения. Но это не так, поскольку без взрослого ребенок не может овладеть человеческими способами употребления предметов. Взрослый является для ребенка соучастником предметной деятельности, образцом для подражания и источником эмоционального подкрепления успехов и достижений. Контакт со взрослым опосредован предметом и действиями с ним. Разворачивается совершенно новая форма общения – ситуативно-деловое общение, заключающееся в практическом сотрудничестве по поводу действий с предметами.

Совместная деятельность становится предметной, потому что мотив этой деятельности заключается в самом предмете и способе его употребления. Общение в этом возрасте приобретает форму организации предметной деятельности. Иными словами, оно происходит в момент объяснения правильности употребления того или иного предмета. Общение развивается интенсивно и становится речевым, потому что овладение предметами с использованием только эмоциональной окраски не может быть эффективным. Основным способом обучения ребенка обращению с предметом в этом возрасте становится “обращенный показ”, при котором взрослый “разыгрывает” перед ребенком представление с предметом, вовлекая малыша в совместное действие.

На втором году жизни ребенок усваивает представления о большинстве предметов домашнего обихода, он приходит к пониманию того, что каждый предмет нужен для чего-то, и у него появляется потребность вначале выяснить функциональное назначение нового предмета, прежде чем переходить к практическим действиям с ним.

Усвоение назначения предмета не гарантирует, что ребенок станет употреблять его только по назначению, но важно то, что он будет знать, как, когда и где это следует делать. Например, узнав, что карандаши нужны для письма и рисования, ребенок, тем не менее, может катать их по столу или что-нибудь из них строить. Подобное употребление предметов не по назначению при том, что ребенок уже знает о назначении и правильном использовании данного предмета, называется предметно-манипулятивной игрой.

Сначала действие и предмет в понимании ребенка тесно связаны между собой, но со временем происходит отделение предмета от действия.

Выделяют три фазы развития связи действия с предметом:

  • 1) с предметом могут выполняться любые действия;
  • 2) предмет употребляется только по назначению;
  • 3) свободное употребление предмета возможно, но только втом случае, когда известно его истинное назначение.

Д. Б. Эльконин выделил два направления развития предметной деятельности.

1. Развитие действия от совместного со взрослым до самостоятельного исполнения.

Путь развития действия от совместного к самостоятельному был исследован И. А. Соколянским и А. И. Мещеряковым. Они показали, что сначала ориентация, исполнение и оценка действия находятся в ведении взрослого. Проявляется это, например, втом, что взрослый берет ручки ребенка и производит ими действия. Потом выполняется частичное или совместное действие, т.е. взрослый начинает его, а ребенок продолжает. Затем действие исполняется на основе показа и, наконец, на основе речевого указания.

  • 2. Развитие средств и способов ориентации ребенка в условиях осуществления действия. Она проходит несколько этапов. Первый этап состоит:
    • а) в неспецифическом использовании орудий (манипуляция предметами);
    • б) использовании предмета, когда еще не сформированы способы его применения, например ребенок понимает, для чего нужна ложка, но при еде берет ее очень низко;
    • в) овладении специфическим способом употребления.

Второй этап наступает, когда ребенок начинает производить действия в неадекватной ситуации. Иными словами, происходит перенос действия с одного предмета на другой, например ребенок, научившись пить из кружки, пьет из стакана. Отмечается также перенос действия по ситуации, например научившись обувать ботинки, ребенок старается натянуть их на мячик.

Третий этап сопровождается возникновением игрового действия. Здесь взрослый не говорит ребенку, что ему делать, как надо играть или употреблять предмет.

Постепенно ребенок начинает соотносить свойства предметов с операциями, т.е. учится определять, что предметом можно делать лучше всего, какие операции больше всего подходят к конкретному предмету. В этом плане наиболее значимыми для психического развития оказываются соотносящие и орудийные действия.

Соотносящие действия состоят в приведении нескольких предметов в определенные пространственные взаимодействия (например, складывание пирамидок из колец, использование сборно-разборных игрушек, кубиков с частями большой картинки, паззлов и т.д.).

Орудийные действия – это действия, в которых один предмет употребляется при воздействии на другие предметы. Орудийными действиями ребенок овладевает в процессе обучения под руководством взрослого. Вначале ребенок воспринимает орудие просто как продолжение руки и лишь постепенно приходит к пониманию необходимости приспосабливать движения рук к устройству используемого орудия.

Подражая взрослым, дети примерно с полутора лет начинают выполнять с игрушками те же действия, которые наблюдают у взрослых с реальными предметами. Предметами-заменителями также могут быть любые объекты, доступные ребенку. Способность к замене одного предмета другим является показателем зарождения знаковой функции сознания – ребенок приходит

к пониманию того, что один объект может обозначать другой. Это становится важнейшей предпосылкой дальнейшего становления игровой, продуктивной, а впоследствии и учебной деятельности.

Читайте также:  Стороны развития личности ребенка

Источник

Возрастной период от 1 года до 3 лет называется ранним детством. Для этого этапа характерны личностные изменения, изменения в сфере познания, в социальной ситуации развития. Отношения между ребенком и взрослым меняются, это ведет к оформлению новой социальной ситуации развития.

Социальная ситуация развития

Характеризуется появлением совместной предметной деятельности ребенка и взрослого. В процессе такого вида деятельности происходит присвоение ребенком общественно выработанных способов применения предметов. Взрослый показывает малышу, как нужно пользоваться окружающими предметами, при этом объясняя, для чего необходим предмет.

Предметная деятельность

Схему социальной ситуации можно составить следующим образом: «ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый». Самым важным в этой триаде является предмет. В этом можно убедиться, наблюдая за ребенком, занятым каким-то предметом. Он постоянно смотрит на него. Степень сосредоточенности еще маленькая, но она достигает максимальной концентрации, и внимание ребенка сосредоточено только на объекте увлечения. Но без взрослого ребенок не в состоянии применить предмет по назначению. Взрослый является обязательным партнером предметной деятельности, образцом для подражания и источником эмоционального стимулирования. Ребенка необходимо хвалить за его успехи и достижения. Совместное действие ребенка и взрослого опосредовано предметом, отсюда появляется новая форма общения, ситуативно-деловая. Взрослый на практике сотрудничает с ребенком по поводу действий с предметами. Эта деятельность имеет мотив, им является сам предмет и его изучение. Общение заключается в том, что предметная деятельность организуется. Взрослый объясняет, показывает: как нужно правильно, для чего нужно, когда это нужно делать. В этот период общение очень активное и интенсивное, а главное, речевое.

Замечание 1

В качестве способа обучения малыша выступает «обращенный показ» – представление с предметом с вовлечением ребенка в действие.

Ко второму году жизни ребенком получена почти вся информация о предметах домашнего окружения, и он понимает, что каждый предмет для чего-то нужен. Появляется потребность выяснить функции нового предмета. Вовсе нет гарантии того, что ребенок будет употреблять предмет по назначению, но он будет знать, когда и где это нужно делать правильно. Например, малыш может что-то конструировать из карандашей, зная при этом, что они нужны для рисования и письма. Это называется предметно-манипулятивной игрой. Сначала действие и предмет являются тесно связанными, но затем происходит разделение предмета и действия. Различают три основных фазы связи предмета и действия:

  • с предметом производятся любые действия;
  • употребление предмета только по назначению;
  • свободное употребление предмета при знании истинного назначения.

Развитие предметной деятельности

Д.Б.Эльконин выделил два направления развития предметной деятельности:

  1. От совместного со взрослым действия до самостоятельного выполнения. Этот путь был исследован И.А.Соколянским и А.И. Мещеряковым, которые показали, что сначала ориентация, исполнение и оценка принадлежат взрослому. Затем выполняется частичное совместное действие. И только потом, ребенок производит действие самостоятельно на основе показа, речевого указания.
  2. При осуществлении действия развиваются средства и способы ориентации ребенка. Данное развитие проходит несколько этапов. На первом этапе орудия используются не специфично (манипуляция предметами). Также может использоваться предмет при несформированных способах его применения. Например, ребенок знает для чего нужна кружка, но подставляет ее донцем вверх. На первом же этапе происходит овладение способами употребления. Второй этап характеризуется тем, что ребенок переносит действия с одного предмета на другой. Например, понимая как и когда нужно обувать ботинки, ребенок старается «обуть» мячик, когда собирается гулять с ним. На третьем этапе возникает игровое действие. Здесь уже взрослый не подсказывает, как нужно играть и что делать. Ребенок начинает сопоставлять свойства предметов с операциями. Здесь ведущими видами деятельности в раннем возрасте становятся орудийные и соотносящие действия.

Соотносящие действия заключаются в том, что несколько предметов приводятся во взаимодействие (собирание пирамидок, кубиков).

Определение 1

Орудийные действия – это употребление предмета при воздействии на другие предметы.

Такого рода действиями ребенок овладевает под руководством взрослого. Глядя на взрослых, дети начинают выполнять те же действия с игрушками. Заменителями могут служить и другие предметы или объекты, доступные ребенку. Это очень важный показатель развития – зарождается знаковая функция сознания. Ребенок начинает понимать, что один объект может обозначать другой, а это предпосылка становления игровой, продуктивной, учебной деятельности.

Источник

6.1. Социальная ситуация развития

Раннее детство – это период от 1 года до 3 лет. В этом возрасте происходят изменения в личностном развитии, познавательной сфере, социальной ситуации развития.

Новообразования младенческого возраста приводят к тому, что меняются отношения между ребенком и взрослым, что в свою очередь ведет к формированию новой социальной ситуации развития, которая заключается в возникновении совместной деятельности ребенка и взрослого, а также в том, что данная деятельность становится предметной. Суть совместной деятельности состоит в усвоении общественно выработанных способов употребления предметов, т. е. взрослый учит ребенка правильно пользоваться окружающими предметами, а также объясняет, для чего они нужны и где их надо использовать. Социальная ситуация развития ребенка в этом возрасте выглядит так: «Ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый». Как видно из этой триады, важным для ребенка является предмет. Убедиться в этом можно, наблюдая за тем, как ребенок играет: он постоянно смотрит на тот предмет, которым увлечен, будь то машинка, стул, кукла, ложка и т. д. Может возникнуть ощущение, что ему ничего больше не требуется и никто не нужен, его внимание сосредоточено только на объекте увлечения. Но это не так, поскольку без взрослого ребенок не может овладеть человеческими способами употребления предметов.

Читайте также:  Центры развития ребенка владивосток

Совместная деятельность становится предметной, потому что мотив этой деятельности заключается в самом предмете и способе его употребления. Общение в этом возрасте приобретает форму организации предметной деятельности. Иными словами, оно происходит в момент объяснения правильности употребления того или иного предмета. Общение развивается интенсивно и становится речевым, потому что овладение предметами с использованием только эмоциональной окраски не может быть эффективным.

6.2. Развитие познавательной сферы ребенка

В этом возрасте развиваются восприятие, мышление, память, речь. Этот процесс характеризуется вербализацией познавательных процессов и возникновением их произвольности.

Развитие восприятия определяется тремя параметрами: перцептивными действиями (целостностью воспринимаемого предмета), сенсорными эталонами (возникновением эталонов ощущений: звуковых, световых, вкусовых, тактильных, обонятельных) и действиями соотнесения. Иначе говоря, процесс восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств, признаков, свойств; составлении на их основе определенного образа; соотнесении данных образов-эталонов с предметами окружающего мира. Так ребенок учиться делить предметы на классы: куклы, машины, мячи, ложки и т. д.

С года начинает активно развиваться процесс познания окружающего мира. Ребенок в возрасте от одного года до двух лет для выполнения одного и того же действия использует различные варианты, а с полутора до двух лет у него появляется способность решать проблему путем догадки (инсайта), т. е. ребенок внезапно находит решение данной проблемы, избегая метода проб и ошибок.

Со второго года жизни восприятие ребенка меняется. Научившись воздействовать одним предметом на другой, он оказывается способным предвидеть исход ситуации, например, возможность протаскивания шарика через отверстие, перемещения одного предмета при помощи другого и т. д. Ребенок может различать такие формы, как круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник; цвета – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.

Благодаря развитию восприятия к концу раннего возраста у ребенка начинает складываться мыслительная деятельность. Это выражается в появлении способности к обобщению, переносу полученного опыта из первоначальных условий в новые, в установлении связи между предметами путем экспериментирования, запоминании их и использовании при решении проблем. Полуторагодовалый ребенок может прогнозировать и указывать направление движения объекта, место расположения знакомого предмета, преодолевать препятствия на пути достижения желаемой цели. А после полутора лет появляется реакция выбора объекта по наиболее ярким и простым признакам: форме и цвету.

В раннем детстве продолжается развитие мышления, которое от наглядно-действенного постепенно переходит в наглядно-образное, т. е. действия с материальными предметами заменяются действиями с образами. Внутреннее развитие мышления идет таким образом: развиваются интеллектуальные операции и формируются понятия.

Наглядно-действенное мышление возникает к концу первого года жизни и остается ведущим до 3,5-4 лет. Сначала ребенок может абстрагироваться и выделять форму и цвет, поэтому при группировке предметов в первую очередь обращает внимание на размер и цвет предмета. В возрасте около двух лет он выделяет предметы, основываясь на существенных и несущественных признаках. В 2,5 года ребенок выделяет предметы по существенным признакам: цвет, форма, величина.

Особенностью мышления в раннем детстве является синкретизм. Синкретизм означает нерасчлененность: ребенок, решая задачу, не выделяет в ней отдельных параметров, воспринимая ситуацию как целостную картину. Роль взрослого в данном случае заключается в выделении из ситуации и анализе отдельных деталей, из которых ребенок потом выделит главные и второстепенные.

Наглядно-образное мышление возникает в 2,5-3 года и остается ведущим до 6-6,5 лет. Формирование этого мышления связано со становлением элементарного самосознания и началом развития способности к произвольной саморегуляции, сопровождаемой развитым воображением.

Развитие памяти. К двум годам у ребенка развивается оперативная память. Ему доступны легкие логические и тематические игры, он может составлять план действий на короткий промежуток времени, не забывает цель, поставленную несколько минут назад.

Развитие речи. До года ребенок уже может называть вещи своими именами. Он имеет богатый опыт познания окружающего мира, у него сложилось представление о родителях, пище, об окружающей обстановке, игрушках. И все же из множества качеств, заключенных в слове как в понятии, ребенок сначала усваивает только отдельные свойства, характерные для того предмета, с которым первоначально это слово оказалось связанным в его восприятии.

Годовалый ребенок реагирует на слова как на ситуацию в целом. Слово оказывается связанным с обстановкой, а не с представляющим ее предметом. Ребенок внимательно наблюдает за мимикой, жестами говорящего взрослого, улавливая по ним смысл того, что говорится.

С 11 месяцев начинается переход от дофонемной речи к фонемной и становление фонематического слуха, который заканчивается к двум годам, когда ребенок может различать слова, отличающиеся друг от друга одной фонемой. Переход от дофонемной к фонемной речи продолжается 3 года и заканчивается на четвертом году жизни. В 3 года ребенок научается правильно применять падежи, начинает пользоваться сначала однословными предложениями, затем, в возрасте от 1,5 до 2,5 лет, может комбинировать слова, объединяя их в двух-трехсловные фразы или предложения из двух слов, где есть и подлежащее и сказуемое. Потом благодаря развитию грамматической структуры речи он овладевает всеми падежами и способен с помощью служебных слов строить сложные предложения. В это же время возникает сознательный контроль за правильностью произношения речевых высказываний.

Читайте также:  Как воспитание влияет на развитие ребенка

После 1,5 лет отмечается активность самостоятельной речи и речевого общения. Ребенок начинает сам спрашивать названия интересующих его предметов или явлений. Вначале он пользуется языком жестов, мимики и пантомимики или указующим жестом, а потом к жесту добавляется вопрос, выраженный в словесной форме. Ребенок научается при помощи речи управлять поведением других людей. Но ребенок в возрасте от 2,5 до 3 лет не может следовать инструкциям взрослых, особенно тогда, когда надо выбирать одно действие из нескольких; он сумеет сделать данный выбор только ближе к 4 годам.

В течение второго года жизни ребенок начинает усваивать словесное обозначение окружающих предметов, а затем имен взрослых, названия игрушек и только потом – частей тела, т. е. существительных, а к двум годам при нормальном развитии понимает значение практически всех слов, относящимся к окружающей действительности. Этому способствует развитие семантической функции детской речи, т. е. определение смысла слова, его дифференциация, уточнение и присвоение словам обобщенных значений, которые с ними связываются в языке.

К 2 годам дети имеют четкое представление о назначении окружающих их предметов домашнего обихода и личной гигиены. Они понимают общие вопросы, требующие ответа типа «да» или «нет».

Около 3 лет ребенок начинает внимательно слушать, о чем говорят взрослые, любит, когда ему читают рассказы, сказки, стихи.

До 1,5 лет ребенок усваивает от 30 до 100 слов, но употребляет их редко. К 2 годам он знает 300 слов, а к 3 – 1200-1500 слов.

В развитии речи были выделены следующие этапы:

1) слоги (вместо слов);

2) слова-предложения;

3) двухсловные предложения (например, «мама сюда»);

4) предложения из трех или более слов;

5) правильная речь (грамматически согласованные предложения).

Основные тенденции в развитии речи ребенка раннего возраста таковы.

• Пассивная речь в развитии опережает активную.

• Ребенок открывает, что каждый предмет имеет свое название.

• На границе 2-го и 3-го года жизни ребенок как бы интуитивно «открывает», что слова в предложении связаны между собой.

• Происходит переход от многозначности детских слов к первым функциональным обобщениям, построенным на основе практических действий.

• Фонематический слух опережает развитие артикуляции. Ребенок сначала научается правильно слушать речь, а затем правильно говорить.

• Осуществляется овладение синтаксическим строем языка.

• Развиваются функции речи, происходит переход от индикативной (указательной) к номинативной (обозначающей) функции речи.

6.3. Личностные образования

В раннем детстве наряду с развитием познавательной сферы идет и личностное развитие. В первую очередь происходит личностная социализация ребенка, так как, наблюдая за взрослыми, он старается подражать им: делать так, как делают они, вести себя так, как они ведут себя в тех или иных ситуациях. Процесс подражания идет через общение и взаимодействие взрослого и ребенка. Таким образом, наблюдение за поведением людей и подражание им становится одним из основных источников личностной социализации ребенка. В развитии личности немаловажную роль играет и чувство привязанности, которое формируется у ребенка к концу первого года жизни и продолжает развиваться в раннем детстве. Причина привязанности, возможно, кроется в том, что взрослые удовлетворяют основные потребности ребенка, снижают их тревожность, обеспечивают безопасные условия существования и активного изучения окружающей действительности, формируют основу для нормальных взаимоотношений с людьми в более зрелом возрасте.

Когда мать находится рядом с ребенком, он более активен и склонен к изучению окружающей среды. Положительная оценка поступков и личных качеств ребенка родителем формирует у него чувство уверенности в себе, веру в свои способности и возможности. Если ребенок привязан к своим родителям и они платят ему тем же, то он более послушен и дисциплинирован. Если родители доброжелательны, внимательны и стремятся удовлетворять потребности ребенка, то у него вырабатывается личная, персональная привязанность.

Если ребенок лишен постоянного положительного эмоционального контакта с матерью или близкими людьми, то у него в дальнейшем возникнут проблемы в установлении нормальных, доверительных отношений с другими.

В раннем детстве происходит становление самосознания. Развитие самосознания введет к формированию самооценки (подробно об этом см. 3.6). Отмечается развитие самостоятельности. Фраза «Я сам» как нельзя лучше говорит о ее проявлении. Ребенок уже не всегда хочет, чтобы ему помогали. Овладев ходьбой, он находит себе преграды, препятствия и старается их преодолеть. Все это доставляет ребенку удовольствие и свидетельствует о том, что у него начинают складываться такие качества, как сила воли, настойчивость, целеустремленность.

В этом возрасте у многих детей проявляется непослушание. Когда им говорят, что так делать нельзя, те продолжают делать по-своему. Зачастую это происходит из-за стремления детей как можно быстрее познать окружающий мир.

С 1,5 лет ребенок начинает осознавать свои возможности и собственные качества личности. Двухлетний ребенок понимает, что может оказывать влияние на людей и добиваться желаемой цели.

У детей начинает развиваться эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека. Можно наблюдать, как полуторагодовалый ребенок стремиться утешить расстроенного человека: он обнимает его, целует, дает ему игрушку и т. д.

У ребенка появляется потребность в достижении успеха. Эта потребность формируется поэтапно. Сначала ребенок начинает осознавать свои успехи и неудачи, затем может объяснить успехи и неудачи других людей, потом он приобретает способность различать задания по степени трудности и оценивать меру развития собственных умений, необходимых для выполнения данного задания, и, наконец, может оценивать свои способности и прилагаемые усилия.

Таблица 5

Источник