Важность дошкольного возраста в развитии ребенка

Важность дошкольного возраста в развитии ребенка thumbnail

Библиографическое описание:

Дашкевич, Л. В. Значение дошкольного возраста в становлении личности ребенка / Л. В. Дашкевич. – Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). – Москва : Буки-Веди, 2016. – С. 121-124. – URL: https://moluch.ru/conf/ped//208/11222/ (дата обращения: 05.06.2021).



Cтатья посвящена проблеме социокультурного развития детей дошкольного возраста. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. В жизни ребёнка дошкольный возраст отличается от других этапов развития тем, что в эти годы закладываются основы общего развития личности, вырабатываются психические и личностные качества ребёнка, ценностное отношение ребёнка к окружающей. В настоящее время дошкольное образование направлено на формирование у детей дошкольного возраста взаимодействия с социумом, партнерства в разных социокультурных условия. Из этого видно, что это невозможно без знаний культурных ценностей своего и других народов.

Ключевые слова: социокультурное развитие, патриотизм, дети дошкольного возраста, любовь к родному городу, цель

Социокультурное развитие – это формирование у детей системы ценностей: представлений о добре и зле, правде и лжи, времени и пространстве, дружбе и т. д. В процессе социокультурного воспитания осваивается социальный опыт, приобретаются знания, умения, навыки, формируется общение и взаимодействие с другими людьми, закладываются определенные нормы и правила.

В настоящее время дошкольное образование направлено на формирование у детей дошкольного возраста взаимодействия с социумом, партнерства в разных социокультурных условия. И из этого видно, что это невозможно без знаний культурных ценностей своего и других народов.

В дошкольном возрасте формируется становление фундамента личности: самооценки, эмоционального интеллекта, нравственных ценностей и социализация. Все это делает актуальной проблему социокультурного воспитания детей в детском саду.

Приобщение детей к социокультурным нормам является одним из основных принципов ФГОС ДО. Социокультурное развитие ребенка по ФГОС ДО должно осуществляться путем приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, необходимо формировать у дошкольников первичные представления о культурных традициях своего народа.

Социокультурное развитие тесно связано с воспроизводством общепринятых норм и правил, с помощью которых обеспечивается сохранение традиций народов. Ведь традиция – это «ценностная социокультурная коммуникация между поколениями людей, определяющая все последующее развитие культуры»; множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

Целью социокультурного воспитания является сформированность основ патриотизма как нравственного качества личности, развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества; воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

В. А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтоб оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке), усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Сегодня как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою духовно-нравственную основу, свой духовно-нравственный стержень – Любовь к Отечеству, к своей Родине. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Поэтому именно с дошкольного возраста следует воспитывать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрыть им истинные ценности семьи, нации, Родины. [6]

Исторические элементы патриотизма, в виде привязанности к родной земле, языку, традициям, начали формироваться еще в древности. Зародыш патриотического воспитания появился примерно в период разложения родового строя и зарождения феодальной собственности. В качестве новых явлений педагогической мысли на Руси 10-12 веков можно отметить: выдвижение отдельной личности как цели воспитания, воспитание веры в победу, в непобедимость богатырей русских (главный герой русского эпоса Илья Муромец, которому смерть в бою не писана).

Изучение истории проблемы патриотического воспитания начато с произведений древнерусской литературы – первых работ, где обобщены некоторые идеи народного воспитания.

Обращение к проблемам патриотического воспитания можно считать продолжением традиции, заложенной плеядой выдающихся ученых – педагогов: К. Д. Ушинским, Н. Н. Ланге, П. Ф. Каптеревым, Е. И. Водовозовой, А. П. Нечаевым и др.. Каждое время рождает своих героев. Мы, педагоги, должны помочь появиться этим героям нашего времени и воспитать настоящих патриотов России.

Читайте также:  Физическое воспитание и развитие ребенка двигательная деятельность

Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольника отличает доверие взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются человеком на всю жизнь.

Многие отечественные педагоги трактовали патриотизм как любовь к Отечеству. Н. А. Добролюбов показал динамику развития патриотизма детей с момента его зарождения до проявления в деятельности. В развитии патриотизма можно выделить этапы, которые следует учитывать при воспитании детей.

1-й этап. Инстинктивный патриотизм, выраженный в словах: «люблю я родину, за что не знаю сам». Инстинктивный характер патриотизма отражен в идее народности К. Д. Ушинского: ” как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями», опора на инстинктивный характер патриотизма в воспитании детей очень важна, поскольку является базой для развития у детей патриотизма сознательного.

2-й этап. Потребность в любви к ближним. Данный этап можно характеризовать как привязанность к социальной среде – окружающим людям с их менталитетом, обычаями, взаимоотношениями, законами и т. д. Необходимо также отметить, что Родина – это не только страна с её языком, историей, обычаями, это ещё и люди, населяющие её. Поэтому отношение к родным и близким, всему народу в целом является важным компонентом содержания патриотизма, «особенно надо внушить детям родственную справедливости добродетель – готовность услужить другим и охоту к этому», – писал Я. А. Коменский [21, с.50].

3-й этап. Привязанность к физической среде с её реками, тёплым или холодным климатом, проявляющаяся в пристрастии к окружающей природе, играм с первых лет жизни, вызывающем приятные воспоминания о детстве у взрослого человека.

4-й этап. Привязанность к духовной среде: народному творчеству, литературе, искусству, науке и т. д. Важнейшей составляющей патриотизма является также знание и уважительное отношение к родному языку. Эту мысль высказывали многие белорусские писатели и педагоги. Так, Алаиза Пашкевич, писала, что родной язык «Так же как цемент, связывает людей, он даёт им наилучший способ понимать друг друга, одной мыслью жить, одной судьбы искать» [21, с.50].

5-й этап. Объективная оценка родного. Для данного этапа характерно воспитание гражданственности как высшего проявления патриотизма. Важна постановка вопроса о гармонизации прав детей и взрослых в семье. Равноправие членов семьи достигается в том случае, если они живут общей жизнью, знают и сообща делят радости и горести. Общие интересы будничной жизни обеспечивают нравственную связь членов семьи.

6-й этап. Изучение историко-культурного развития других народов в переход от идеи своего народа к идее народа и государства вообще. На данном этапе происходит органическая взаимосвязь патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения. Особенностью патриотизма становится исключение вражды к другим народам и готовность человека трудиться для всего человечества, если он может принести ему пользу [21, с.50].

7-й этап. Активный характер патриотизма, проявляющийся в практической деятельности на благо отечества.

Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.

Ознакомление с явлениями общественной жизни выступает в качестве одного из важнейших условий воспитания патриотизма уже на этапе дошкольного детства. Но таковым оно становится при целенаправленной педагогической работе, которая предполагает вовлечение детей в разнообразную деятельность и использование специальных методов и приёмов воздействия на эмоциональную сферу ребёнка. Эмоциональный компонент является ведущим в дошкольном возрасте [14, с.67].

Правильная организация работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников основана, прежде всего, на знании возрастных возможностей и психологических особенностей детей этого возраста. В старшем дошкольном возрасте, как отмечают психологи, появляются новообразования, свидетельствующие о возможности и необходимости осуществления специальной работы по патриотическому воспитанию детей. К ним относится, прежде всего, формирование у дошкольников нравственных чувств на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний. Ребёнок дошкольного возраста отличается большой эмоциональностью. Чувства господствуют над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение ребёнка к окружающему. Отличительной особенностью чувств детей старшего дошкольного возраста является расширение области явлений, которые вызывают эти чувства. Глубокое знакомство детей этого возраста с явлениями общественной жизни способствует росту социального начала в чувствах, формированию правильного отношения к фактам окружающей жизни.

Вся деятельность дошкольника является эмоционально насыщенной. Все, во что включается ребенок, должно иметь эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Эмоции, связанные с представлением, возникают на основе механизма эмоционального предвосхищения. Еще до того как дошкольник начнет действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых. Если он предвидит результат, не отвечающий принятым нормам воспитания, у него возникает тревожность – эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные для окружающих действия. Предвосхищение полезного результата действий и вызванной им высокой оценки со стороны близких взрослых связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующими поведение.

Читайте также:  Влияет ли на развитие ребенка что это

Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше врем, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков. В процессе получения дошкольного образования дошкольники соизмеряют, сравнивают свои поступки, действия, с действиями и поступками других детей, воспитателей, родителей и т. д., тем самым осваивая социокультурные нормы.

Литература:

  1. Виноградова Н. Ф., КозловаС. А. Наша родина. М.,1984
  2. Добролюбов Н. А. Учитель должен служить идеалом для учеников // Избр. пед. соч. -М., 198610. История педагогики. -М., 1998.
  3. Добролюбов Н. А. Умом и сердцем: Мысли о воспитании. – М.: Политиздат, 1986
  4. Доронова Т. Н., Соловьёва Е. В. Дошкольное учреждение и семья- единое пространство детского развития, М.: «Детство- пресс», 2004
  5. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2007.
  6. Кон И. С. В поисках себя.- М.: ТЦ Сфера, 2007.
  7. Поддьяков, А. Н. Ребенок-дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития / А. Н. Поддьяков // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 12

8. Ривина Е. К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет.М.,2014

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, дошкольное образование, любовь, патриотическое воспитание, ребенок, социокультурное развитие, общественная жизнь, родной язык, социокультурное воспитание, старший дошкольный возраст.

Источник

Автор: Ступина Елена Эдуардовна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МАДОУ №177

Населённый пункт: город Екатеринбург

Наименование материала: статья

Тема: “Значение дошкольного возраста в развитии человека”

Дата публикации: 03.03.2017

Раздел: дошкольное образование

« Значение дошкольного возраста в развитии человека»

Выполнила: Ступина Е.Э.

Воспитатель МАДОУ 177

Екатеринбург

Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей

жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как

прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум

и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш.

В.А.Сухомлинский

В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях:

повышается интерес к личности ребёнка дошкольника, его уникальности, развитию у него потенциальных

возможностей и способностей; предъявляются качественно новые требования к нему как развивающейся

личности, способной к дальнейшей жизнедеятельности для своего блага и процветания Отечества.

Дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный период целенаправленного развития базовых

качеств личности, в том числе и развития одарённости.

По мнению А.М. Матюшкина, творческие возможности человека проявляются очень рано. Самый интенсивный

период его развития – 2-5 лет, когда закладывается фундамент личности и она уже проявляет себя.

Первичное проявление способностей выражается в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным

сферам деятельности.

В начале нового столетия стал другим и сам ребёнок дошкольник: у него

замечается повышенная активность, самостоятельность в познании, различных видах деятельности,

коммуникации, и в то же время менее значимыми сегодня являются для него книги, заменяемые

электронными игрушками, компьютером, мобильным телефоном. Изменения, происходящие в нашей стране

за последние годы, расширяют и видоизменяют функции дошкольного образования как важного фактора

социальной стабильности ребёнка, преемственности в образовании и культуре. Подготовка дошкольника к

последующему образованию подразумевает формирование у него как социальных, так и личностных качеств,

которое предполагает выявление потенциальных способностей и развитие творческой одарённости, что

обеспечит в дальнейшем полноценную жизнедеятельность. Для дошкольного детства характерен психический

феномен. Исследования учёных показали, что именно дошкольный возраст характеризуется огромными

потенциальными возможностями для развития сложных форм восприятия, мышления, воображения, поэтому

многие знания, которые дети получают в дошкольном возрасте, остаются на всю жизнь. Возрастные

особенности проявляются и в специфике мышления, склонности к подражанию, повышенной

эмоциональности и впечатлительности. Отличительной возрастной особенностью дошкольника является

также развитие и большая пластичность нервной системы, что создаёт благоприятные условия для

воспитания и обучения, формирования различных способностей. Обобщая наиболее важные достижения

психического развития ребёнка 6-7 лет, можно заключить, что в этом возрасте дети демонстрируют

Читайте также:  Донецк центр развития ребенка

достаточно высокий уровень умственного развития, включающий расчленённое восприятие, обобщённые

нормы мышления, смысловое запоминание. В это время формируется определённый объем знаний и навыков,

интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно

побуждать ребёнка слушать, рассматривать, запоминать и анализировать, воспроизводить и создавать

различные продукты творчества.

К моменту достижения старшего дошкольного возраста происходит

интенсивное развитие познавательной мотивации: непосредственная впечатлительность ребёнка снижается,

в то же время он становится более

активным в поиске новой информации. Таким образом, дошкольный возраст является этапом интенсивного

психического развития, когда происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная с

совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных

новообразований.

Накопление к старшему дошкольному возрасту большого опыта практических действий, достаточный уровень

развития восприятия, памяти,

воображения и мышления повышают у ребёнка чувство уверенности в своих силах. Это выражается в

постановке всё более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует волевая регуляция

поведения. Ребёнок 6-7 лет может стремиться к далёкой цели, выдерживая при этом сильное волевое

напряжение в течение довольно длительного времени. Всё это говорит о том, что дошкольный возраст

представляет наиболее благоприятные возможности для развития творческой и интеллектуальной

одарённости ребёнка. Ценности саморазвития дошкольника при оценке отношения к деятельности

заключаются в том, что ребёнок может осуществить контроль своей работы. К концу старшего дошкольного

возраста вызревают предпосылки учебной деятельности как деятельности коллективной, выполняемой

коллективным субъектом. В предшкольной ситуации развития существуют две ведущие деятельности –

игровая (в форме индивидуальной деятельности) и учебная (в

форме коллективной деятельности).

При формировании отношения к взрослому устанавливается особый

тип общения со взрослыми – контекстное общение. Оно характеризуется высоким уровнем произвольности,

умением видеть условность позиции взрослого. В реализации отношений со сверстниками ребёнок может

организовать игру с товарищем, появляются симпатии, стремление подражать кому-либо из детей в группе,

увеличивается количество сверстников, принимающих участие в совместной

игре.

Ребёнок дошкольного возраста как субъект культурного саморазвития:

– во многом ещё потенциален, т.е. скрыт в истинных своих возможнос_

тях и от себя, и от окружающих, поэтому познание его носит скорее

прогностический и вероятностный характер, что накладывает особую

ответственность на познающего;

– не всегда может сообщить информацию о себе, не всегда готов к участию в сложных психодиагностических

процедурах, поэтому о нём и его возможностях свидетельствуют не его рассказы и результаты тестов, а его

поведение, результаты его деятельности, особенности взаимодействия с окружающей действительностью.

Это требует от исследователя мира ребёнка тонкого подхода, высокого мастерства, истинной

наблюдательности;

– принадлежит к особому «секретному» миру детства, тайна которого навсегда закрывается для того, кто

стал взрослым. Детство – это особые культура, отношения, мировосприятие, и оценивать их с «взрослых»

позиций

проблематично, что обусловливает необходимость обязательного владения

инструментами интерпретации. Именно компетентный анализ и объяснение

фактов определяют постановку «диагноза», который может определить всю

будущую жизнь ребёнка;

– находится на этапе, когда человек развивается чрезвычайно стремительно. Познание ребёнка часто не

успевает за его изменениями. Определить «зону ближайшего развития», оценить индивидуальный темп

достижений и на их основе спроектировать индивидуальный маршрут дошкольного образования – вот задачи

педагогической диагностики. Детство – определенный этап в развитии человека, оно и сложилось как период

подготовки к жизни, к взрослой деятельности, в течение которого ребенок должен приобрести необходимые

знания и умения.

Стремительно проносятся годы детства, но за этот короткий срок происходят самые удивительные

превращения, какие только может представить себе человеческая мысль. Из самого беспомощного на свете

существа, которое неспособно самостоятельно удовлетворить свои наиболее простые потребности, ребенок

превращается в мыслящего человека, который постигает законы движения планет и развития общества,

вырастает в силу, сознательно изменяющую природу и общество.

Если говорить о дошкольном детстве, то его роль состоит в овладении некоторыми общими человеческими

знаниями и умениями, в приобретении некоторых психических качеств, которые нужны для жизни в

обществе. К ним относятся овладение речью, развитие ориентировки в пространстве и времени,

человеческих форм восприятия, мышления, воображения, первоначальное приобщение к произведениям

искусства, формирование взаимоотношений с другими людьми. И эта огромная программа выполняется за

какие-то несколько лет!

Человеческая среда не просто условие развития ребенка, она – сам источник этого развития; в ней новое

человеческое существо должно найти – с помощью взрослых – все то, что и составит его развитие. Ребенку

нужна не просто среда, действующая на его мозг через органы чувств. Ему нужна среда очеловеченная; ему

нужно человеческое общество и человеческое воспитание.

Источник