Важнейшее достижение ребенка в возрасте до 1 года

Содержание

  1. Календарь развития ребенка с рождения и до 12 месяцев 
  2. Развитие ребенка: первый месяц жизни 
  3. Развитие ребенка: второй месяц жизни 
  4. Развитие ребенка: третий месяц жизни 
  5. Развитие ребенка: четвертый месяц жизни 
  6. Развитие ребенка: пятый месяц жизни 
  7. Развитие ребенка: шестой месяц жизни
  8. Развитие ребенка: седьмой месяц жизни 
  9. Развитие ребенка: восьмой месяц жизни
  10. Развитие ребенка: девятый месяц жизни
  11. Развитие ребенка: десятый месяц жизни
  12. Развитие ребенка: одиннадцатый месяц жизни 
  13. Развитие ребенка: двенадцатый месяц жизни 
  14. Какие отличия в развитии мальчиков и девочек
  15. Таблица с нормами роста и веса детей от 1- 12 месяцев

Для того, чтобы понимать, как лучше развивать вашего ребенка с рождения и до 1 года, нужно знать, как развивается вам малыш и какими навыками уже обладает малыш. Предлагаем вам календарь развития ребенка по месяцам после рождения и до года.

Уважаемые мамы и папы предлагаем вашему вниманию подробный календарь развития ребенка с самого рождения и до достижения 1 годика. Период с рождения и до 12 месяцев – это очень ответственный период, когда малыш познает все вокруг, изучает себя и окружающий мир, интенсивно развивается. Поэтому прочитайте статью внимательно, поскольку этот период развития малыша является самым важным этапом в жизни вашего крохи.

Календарь развития ребенка с рождения и до 12 месяцев 

Первый месяц жизни, самый сложный в плане подстройки друг под друга молодой мамы и малыша, рассмотрим более подробно — по месяцам.

Развитие ребенка: первый месяц жизни 

В связи с адаптацией к новой жизни, первый месяц новорожденного является самым трудным, как для ребенка, так и для мамы. Новорожденный проводит в состоянии сна около 70%. Во сне он растет ( за месяц может подрасти на 2-3 см), и легче переносит период привыкания к новым условиям жизни. Во время бодрствования ребенок совершает неосознанные махи ручками и ножками, которые пока находятся в тонусе. Поэтому ручки зажаты в кулачок, а ножки поджаты в коленях.
Жизненно важным аспектом является питание. Предпочтительнее грудное вскармливание, во время которого формируется эмоциональная связь между мамой и ребенком. В течение первого месяца жизни малыш прибавляет в весе примерно на 600-700 гр.
К концу первого месяца жизни новорожденный:

  • Прислушивается к посторонним шумам и разговорам.
  • Смотрит на яркие игрушки и лица окружающих.
  • Узнает голос и запах мамы.
  • Выражает эмоции плачем.

Малыш рождается с определенным набором рефлексов, которые спустя нескольких месяцев угасают:

  1. Сосательный. При прикосновении к губам или щеке, ребенок откроет рот и будет двигать языком как при сосании.
  2. Плавательный. Если поддерживая ребенка окунуть в воду, он будет пытаться плыть.
  3. Хватательный. Если прикоснуться к ладошке малыша, он будет сжимать ручку в кулачок.
  4. Поисковый. При поглаживании уголка рта, ребенок повернет голову в сторону прикосновения.
  5. Шагательный. При поддержки в вертикальном положении, слегка наклоните ребенка вперед. Малыш будет пытаться совершать шагающие движения.

Развитие ребенка: второй месяц жизни 

На втором месяце жизни выходит из стадии новорожденного, теперь он грудничок. В этот период начинает активно развиваться как физически, так и психологически. В весе прибавилось примерно 800гр, а в росте 3 см.

  • Чадо различает настроение и эмоциональное состояние мамы ( радость, злость, грусть).
  • Ребенок уже может самостоятельно приподнимать и держать недолго голову.
  • Начинает активно гулить и агукать.
  • Малыш «приветствует» маму, начиная быстрее двигать ручками и ножками, когда ее увидит.
  • Идет активное развитие органов зрения и слуха.
  • Несколько секунд может удерживать игрушку, сжав крепко в руке.

Развитие ребенка: третий месяц жизни 

На третьем месяце продолжают развиваться и совершенствоваться навыки движения. Теперь он умеет переворачиваться со спины на бок, может приподняться на предплечья, уверенней держит голову. Старайтесь чаще выкладывать ребенка на живот, это полезно для укрепления мышц спины и шеи, также помогает при коликах. Малыш с интересом рассматривает ручки и ножки, играет с ними. Изучая, трогает личико.

  • Грудничок подрастает еще на 3 см, а прибавка в весе составляет около 750 гр.
  • Ночной сон становится длиннее, а дневной сокращается. Время бодрствования увеличивается.
  • Ребенок высовывает самостоятельно соску и пытается ее взять обратно в рот.
  • Может узнавать окружающих и радуется им.
  • Громко смеется и подражает мимике взрослых.

Развитие ребенка: четвертый месяц жизни 

К четвертому месяцу жизни малыш заметно изменяется во внешности. Теперь он уже не тот новорожденный, который только кушал и спал. Ребенку необходимо общение и внимание родителей. Он будет капризничать, если мама ненадолго отойдет.

  • К концу четвертого месяца грудничок будет весить еще на 700 гр больше, и вырастит на 2,5 см.
  • Малыш переворачивается со спины на живот и обратно. И даже пытается ползать, отталкиваясь от чего-либо.
  • Ребенок различает цвета и форму.
  • Все что грудничок схватит рукой, потянет в рот. Поэтому необходимо следить, чтобы рядом с ребенком не было мелких деталей.
  • Произносятся первые слоги и можно услышать «ма», «па», «ба».
  • Отличается родителей от других людей.
  • Замирает, когда слышит музыку или громкий разговор.
  • При произношении ребенка по имени, начинает обращать внимание на того, кто сказал.

Развитие ребенка: пятый месяц жизни 

На пятом месяце грудничок уже более умело управляет своим телом, уверенно переворачивается, предпринимает попытки к самостоятельному сидению, ползанию, пытается вставать, держась за бортики кроватки. Время бодрствования увеличивая, позволяя маленькому человечку познать окружающий мир.

  • Приблизительная прибавка в весе к этому времени составит 700гр, а в росте еще 2 см.
  • Ребенок уверенно отличается знакомых от чужих ему людей.
  • Проявляет желание общения с мамой улыбкой, протягивает к ней ручек.
  • Осознанно берет игрушки, кидает их, тянет в рот.
  • У малыша начинают прорезываться первые зубки.
  • Различает интонацию голоса взрослых и подражает ей.

Развитие ребенка: шестой месяц жизни

На шестом месяце развития ребенок уже может принимать не только молоко матери или молочную смесь, но и начинать кушать пюреобразную пищу. Лучше начинать прикорм с гипоаллергенных продуктов, по выборы которых необходимо проконсультироваться с педиатром.

  • Вес малыша прибавляется на 700гр, а рост на 2,5 см.
  • На шестом месяце грудничок понимает обращение по имени и отличает его от других.
  • Играет с предметами, перекладывая их из одной руки в другую.
  • Покачиваясь, встает на четвереньки — это первые предпосылки к ползанию.
  • Начинает понимать, что если уронить игрушку, то она упадет, если потрясти погремушку, она издаст звуки.
  • Настроение ребенка не постоянно и радость быстро сменяется раздражительностью, грустью и наоборот.
  • Долго лепечет и гулит, что доставляет малышу удовольствие от произносимых им звуков.

Развитие ребенка: седьмой месяц жизни 

Седьмой месяц развития малыша характеризуется активным прорезыванием зубов. Зудящие десна и боль при прорезывании доставляют малышу дискомфорт, а родителям волнения за своего чада. Грудничок все тянет в рот с целью уменьшить неприятные ощущения. Для данной задачи существуют различные прорезыватели: резиновые, с охлаждающим эффектом. Главное чаще мыть и прорезыватели и все предметы, которые ребенок непременно затянет в рот.

  • На седьмом месяце жизни ребенок набирает еще 600гр в весе и прибавляет 2 см в росте.
  • Малыш может садиться самостоятельно и уверенно сидеть.
  • Начинает ползать «по-«пластунски». Поэтому не оставляйте ребенка без присмотра на пеленальном столике или на диване, он может с легкостью упасть с высоты.
  • Может встать на ноги, держась за что-нибудь и немного постоять.
  • С удовольствием играет в развивающие игры с пальчиками: » Чи-чи-чи-сорока», в » Ладушки».
  • При регулярном занятии может показать где у него глазки, ушки, носик, ручки.
  • С интересом изучает предметы: крутит, вертит, пробует на зубок, пытается разобрать.
  • Может повторить несложные слоги: «му», «ам», «ав».
Читайте также:  Кефир из домашнего молока для ребенка 1 года

Развитие ребенка: восьмой месяц жизни

На восьмом месяце жизни грудничок становится активней с каждым днем. Он самостоятельно садится, перемещается из одного места в другое. Ему интересно рассматривать картинки и фотографии, малыш даже узнает на них родителей.

  • За этот месяц ребенок вырастит на 2 см, и поправится на 600 гр.
  • Совершенствуются двигательные навыки, приобретенные за предыдущие месяцы.
  • По просьбе старших может что-то принести или показать.
  • Ребенок может пытаться играть в развивающие игры, например, в пирамидку.
  • Реагирует на музыку, и может по-своему танцевать.

Развитие ребенка: девятый месяц жизни

На девятом месяце жизни ребенок может уже сделать несколько шажков, держась за что-либо, за бортики кроватки, или вдоль дивана. Они упорно осваивают данный навык, падают, но потом опять поднимаются. У малыша расширяется запас слов, повторяя слоги за взрослыми.

  • На девятом месяце ребенок прибавит в росте 2 см, в весе 600 гр.
  • Пытается вскарабкаться на стул, диван.
  • Открывает доступные ему ящики, дверцы шкафов, тумбочек.
  • Малыш привязан к маме, потеряв ее из виду, начинает плакать и капризничать.
  • Может самостоятельно пытаться одеваться и кушать ложкой.
  • На данном этапе жизни оттачивается мелкая моторика, поэтому важно ее развивать игрушками: шнуровками, пластилином. Но обязательно под присмотром старших.
  • Понимает поручения как «стой», «ложись», «иди».
  • Ребенок разговаривает на своем языке, но близкие могут уже понять, что хочет донести до них чадо.

Развитие ребенка: десятый месяц жизни

На десятом месяце жизни малыш копирует поведение и звуки за взрослыми. Играя, можно предложить ребенку сложить игрушки, попросить маленького помощника положить упавший столовый прибор на стол. В это время уже можно знакомить ребенка с книжками, но лучше с теми, которые трудно порвать.

  • Прибавка в росте и весе уменьшается по сравнению с первыми месяцами жизни, и составит еще плюс 1 см к росту и примерно 350гр к весу.
  • Малыш может сам сесть и находится в сидячем положении долгое время.
  • Вставать и пытаться делать первые шаги.
  • Может брать предметы двумя руками, но больше предпочитает обходится одной.
  • Берет предметы по принципу пинцета (большим и указательным пальцем), но интерес вызывают все же большие детали.
  • Способен показать где ушки, носик и т. д. на себе или на игрушке.

Развитие ребенка: одиннадцатый месяц жизни 

К одиннадцатому месяцу ребенок уже многому научился. Уверенно садится, встает, ползает, но еще не отточено мастерство ходьбы. Малыш с интересом общается со старшими и с другими детьми. Понимает название некоторых предметов и может на них указать.

  • К 11 месяцам грудничок вырастит на 1 см и поправится еще на 350 гр.
  • Малыш понимает когда ему что-то запрещают со словом «нельзя».
  • Может вскарабкаться на диван, кресло, и спустится обратно.
  • Пытается пить из кружки и есть с ложки.
  • По просьбе взрослых может поднять, положить, взять предмет.
  • Грудничку нравится когда его хвалят и стремится к ней.
  • Прощается, махая ручкой.

УРА! Ребенку 1 годик!

Развитие ребенка: двенадцатый месяц жизни 

Приближаясь к двенадцати месяцам — своему первому дню рождения, ребенок уже не тот беспомощный младенец, а личность со своим нравом, предпочтениями и характером. В это время пора переходить на один дневной сон. У ребенка проявляется интерес к игре «Дочки-Матери», он качает игрушки, кормит их, купает. Также и сам любит игры в воде во время купания.

  • За месяц грудничок вырастит на 1 см, и прибавит в весе 350 гр.
  • Самостоятельно встает и может чуть пройти.
  • Может сказать несколько слов: «мама», «папа», «баба», «ав».
  • Появляются любимые блюда, которые ребенок с удовольствием может кушать ложкой. И отказывается от еды, которая не нравится.
  • Понимает предназначение некоторых предметов.
  • Капризничает при отсутствии родителей или любимой игрушки.

Какие отличия в развитии мальчиков и девочек

Врачами-педиатрами давно замечено, что в развитии новорожденных малышей разного пола есть свои отличия. И хотя каждый ребенок индивидуален, некоторые закономерности существуют.

Чаще отличия в развитие мальчиков и девочек бывают такими:

  • мальчики чаще рождаются крупнее девочек по росту и весу. Так, у доношенных новорожденных мужского пола средний рост при рождении – 53-56 см, в то время как у девочек всего 49-52 см;
  • говоря о детских нормах общего физического и психического роста, отмечено, что развитие мальчиков немного отстает от сверстниц уже на момент рождения. Но эта разница не всегда незаметна, и составляет не более 2-3 недель;
  • девочки миниатюрнее при рождении, но позже физическое развитие девочек ускоряется. Костный скелет у них в среднем формируется раньше, чем у мальчиков.

Таблица с нормами роста и веса детей от 1- 12 месяцев

Источник

Решила поделиться в вами информацией из книги «Первый год жизни ребенка». В данной книге приведен перечень ежемесячных достижений, в который попадают почти все дети.

В каждый месяц 90% всех детей овладевают навыками из первой категории : «Что ваш ребенок должен уметь».

Около 75% умеют то, что перечислено во второй категории: «Что ваш ребенок, возможно, будет уметь».

Около 50% достигает навыков из третьей категории: «Что ваш ребенок, может быть, также будет уметь».

И около 25% достигают показателей из последней категории: «Что ваш ребенок, может быть, даже будет уметь».

Большинство родителей могут обнаружить, что их ребенок каждый раз попадает в разные категории, и лишь немногие будут постоянно находить своего ребенка в одной и той же категории. Некоторые дети будут развиваться неравномерно: медленно – в один месяц, быстрым скачком –в другой. Но родители могут быть спокойны, зная, что их дети совершенно нормальны.

Однако если ребенок постоянно не достигает показателей из категории «Должен уметь», родителям нужно проконсультироваться с доктором.

ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ

К концу этого месяца ваш ребенок

…должен уметь:

-лежа на животе на плоской поверхности, на короткое время приподнимать голову;

-фокусировать взгляд на лице матери (отца);

…возможно, будет уметь:

-каким-то образом реагировать на звон колокольчика, погремушку, например, вздрагивать, плакать, прислушиваться;

Читайте также:  Сколько алименты на 1 ребенка в 2016 году если отец

-провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15-20 см от средней линии (прямо перед ним);

…может быть, также будет уметь:

-лежа на животе, поднимать голову на 45°;

-издавать другие звуки, кроме плача (например, агукать);

-улыбаться в ответ на вашу улыбку;

…может быть, даже будет уметь:

-лежа на животе, поднимать голову на 90°;

-твердо держать голову в вертикальном положении;

-соединять руки;

-неосознанно улыбаться;

-смеяться;

-визжать от восторга;

-провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом в диапазоне 180°.

ВТОРОЙ МЕСЯЦ

К концу этого месяца ваш ребенок

…должен уметь:

-улыбаться в ответ на вашу улыбку;

-провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15-20 см от средней линии (прямо перед ним);

-каким-то образом реагировать на звон колокольчика, погремушку, например, вздрагивать, плакать, прислушиваться;

-издавать другие звуки, кроме плача (например, агукать);

…возможно, будет уметь:

-лежа на животе, поднимать голову на 45°;

-провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15-20 см мимо средней линии (прямо перед ним);

…может быть, также будет уметь:

-твердо держать голову в вертикальном положении;

-лежа на животе, приподнимать грудь, опираясь на руки;;

-переворачиваться (в одну сторону);

-держать погремушку основаниями или кончиками пальцев;

-обращать внимание на очень маленький предмет;

-тянуться к предметам;

-произносить некоторые гласные и согласные звуки и их сочетания;

…может быть, даже будет уметь:

-неосознанно улыбаться;

-соединять руки;

-лежа на животе, поднимать голову на 90°;

-смеяться в слух;

-визжать от восторга;

-провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см в диапазоне 180° (с одной стороны на другую).

ТРЕТИЙ МЕСЯЦ

К концу этого месяца ваш ребенок

…должен уметь:

-лежа на животе, поднимать голову на 45°;

-провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см по обе стороны от средней линии (прямо пред ним).

…возможно, будет уметь:

-смеяться в слух;

-лежа на животе, поднимать голову на 90°;

-визжать от восторга;

-соединять руки;

-рассеянно улыбаться;

– провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см в диапазоне 180° – с одной стороны на другую (13 недель);

…может быть, также будет уметь:

-твердо держать голову в вертикальном положении;

-лежа на животе, приподнимать грудь, опираясь на руки;;

-переворачиваться (в одну сторону);

-держать погремушку основаниями или кончиками пальцев;

-обращать внимание на очень маленький предмет;

…может быть, даже будет уметь:

-при поддержке опираться на ноги в вертикальном положении;

-тянуться к предмету;

-поддерживать голову на одном уровне с телом, когда его стараются посадить;

-поворачиваться на голоса, особенно на голос матери;

-произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания;

-издавать фыркающий звук.

ЧЕТВЕРТЫЙ МЕСЯЦ

К концу этого месяца ваш ребенок

…должен уметь:

-лежа на животе, поднимать голову на 90°;

-громко смеяться;

-провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см в диапазоне 180° – с одной стороны на другую;

…возможно, будет уметь:

-уверенно держать голову в вертикальном положении;

-лежа на животе, приподнимать грудь, опираясь на руки;

-переворачиваться (в одну сторону);

-держать погремушку основаниями или кончиками пальцев;

-обращать внимание на очень маленький предмет;

-тянуться к предмету;

-визжать от восторга;

…может быть, также будет уметь:

-поддерживать голову на одном уровне с телом, когда его пытаются посадить;

-поворачиваться в сторону говорящего;

-произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания;

-издавать фыркающий звук.

…может быть, даже будет уметь:

-переносить часть веса на ноги в вертикальном положении (при поддержке);

-сидеть без опоры;

-возражать, если вы попытаетесь отнять у него игрушку.

ПЯТЫЙ МЕСЯЦ

К концу этого месяца ваш ребенок

…должен уметь:

-уверенно держать голову в вертикальном положении;

-лежа на животе, приподнимать грудь, опираясь на руки;

-переворачиваться (в одну сторону);

-обращать внимание на очень маленький предмет;

-визжать от восторга;

-тянуться к предмету;

-непроизвольно улыбаться;

-держать погремушку основаниями или кончиками пальцев;

…возможно, будет уметь:

-переносить часть веса на ноги;

-поддерживать голову на одном уровне с телом, когда его пытаются посадить;

-произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания;

-произносить фыркающие звуки;

…может быть, также будет уметь:

-сидеть без опоры;

-поворачиваться в сторону говорящего;

…может быть, даже будет уметь:

-подтягиваться в стоячие положении из сидячего;

-стоять, держась за кого-либо или что-либо;

-жевать печенье;

-возражать, если вы попытаетесь отнять у него игрушку;

-прилагать усилия, чтобы добраться до игрушки, находящейся за пределами досягаемости;

-перекладывать какой-либо предмет из одной руки в другую;

-искать упавший предмет;

-подгребать к себе маленькие вещицы и зажимать их в кулачке;

-лепетать, произнося различные сочетания гласных и согласных.

ШЕСТОЙ МЕСЯЦ

К концу этого месяца ваш ребенок

…должен уметь:

-поддерживать голову на одном уровне с телом, когда его пытаются посадить;

-произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания;

…возможно, будет уметь:

-переносить часть веса на ноги, если его держат в вертикальном положении;

-сидеть без опоры (в шесть с половиной месяцев);

…может быть, также будет уметь:

-стоять, держась за кого-либо или что-либо;

-держать в реке печенье или что-либо;

-возражать, если вы попытаетесь отнять у него игрушку;

-тянуться за игрушкой, находящейся за пределами досягаемости;

-перекладывать предметы из одной руки в другую;

-искать упавший предмет;

-погребать к себе маленькую вещь и зажимать ее в кулачке;

-поворачиваться в сторону говорящего;

-произносить различные сочетания гласных и согласных;

…может быть, даже будет уметь:

-подтягиваться в стоячее положение из сидячего;

-самостоятельно садиться из положения на животе;

-отчетливо произносить «мама» или «папа».

СЕДЬМОЙ МЕСЯЦ

К концу этого месяца ваш ребенок

…должен уметь:

-сидеть без опоры;

-сам есть печенье (в 6 ¼ месяца);

-издавать разные звуки;

…возможно, будет уметь:

-переносить часть веса на ноги, если его держат в вертикальном положении;

-искать упавший предмет;

-сопротивляться, если вы пытаетесь отнять у него игрушку;

-прилагать усилия, чтобы добраться до игрушки, находящейся за пределами досягаемости;

-перекладывать предметы из одной руки в другую;

-погребать к себе маленькую вещь и зажимать ее в кулачке;

-переворачиваться в сторону говорящего (7 ⅓ месяца);

-произносить различные сочетания гласных и согласных;

-играть в «ку-ку» (к 7 ¼ месяца)

…может быть, также будет уметь:

-стоять держась за что-либо;

…может быть, даже будет уметь:

-подтягиваться в стоячее положение из сидячего;

-самостоятельно садиться из положения на животе;

-играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать на прощанье;

-брать маленький предмет большим и указательным пальцами;

-отчетливо произносить «мама» или «папа».

ВОСЬМОЙ МЕСЯЦ

Читайте также:  Ребенку 1 5 года начали чернеть зубы

К концу этого месяца ваш ребенок

…должен уметь:

-переносить часть веса на ноги, если его держат в вертикальном положении;

-сам есть печенье;

-перекладывать предметы из одной руки в другую (обычно к 8 ½ месяца);

-погребать к себе маленькую вещь и зажимать ее в кулачке;

-переворачиваться в сторону говорящего (8 ⅓ месяца);

-искать упавший предмет;

…возможно, будет уметь:

-стоять, держась за кого-то или за что-то (8 ½ месяца);

-возражать, если вы пытаетесь отнять у него игрушку;

-прилагать усилия, чтобы добраться до игрушки, находящейся за пределами досягаемости;

-играть в «ку-ку»;

-самостоятельно садиться из положения на животе;

…может быть, также будет уметь:

-подтягиваться в стоячее положение из сидячего;

-подбирать с поверхности маленький предмет большим и указательным пальцами;

-неотчетливо произносить «мама» или «папа».

…может быть, даже будет уметь:

-играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать на прощанье;

-ходит держась за мебель;

-короткое время стоять без посторонней помощи;

-понимать слово «нельзя» (но не всегда повиноваться).

ДЕВЯТЫЙ МЕСЯЦ

К концу этого месяца ваш ребенок

…должен уметь:

-прилагать усилия, чтобы добраться до игрушки, находящейся за пределами досягаемости;

-искать упавший предмет;

…возможно, будет уметь:

-подтягиваться в стоячее положение из сидячего (9 ½ месяца);

-самостоятельно садиться из положения на животе (9 ⅓ месяца);

-возражать, если вы пытаетесь отнять у него игрушку;

-стоять, держась за что-либо;

-подбирать с поверхности маленький предмет большим и указательным пальцами (к 9 ¼ месяца);

-неотчетливо произносить «мама» или «папа».

-играть в «ку-ку»;

…может быть, также будет уметь:

-играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать на прощанье;

-ходить держась за мебель;

-понимать слово «нет» (но не всегда повиноваться);

…может быть, даже будет уметь:

-«играть в мячик» (катить вам мяч обратно);

-пить из чашки без посторонней помощи;

-аккуратно поднимать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцами;

-недолго стоять без посторонней помощи;

-хорошо стоять без посторонней помощи;

-отчетливо произносить «мама» или «папа».

-произносить еще одно слово кроме «мама» или «папа»;

-отвечать жестом на короткую команду («дай это мне» – протягивать руку).

ДЕСЯТЫЙ МЕСЯЦ

К концу этого месяца ваш ребенок

…должен уметь:

-стоять, держась за что-либо;

-пытаться встать из сидячего положения;

-возражать, если вы пытаетесь забрать у него игрушку;

-неотчетливо произносить «мама» или «папа»;

-играть в «ку-ку»;

…возможно, будет уметь:

-самостоятельно садиться из положения на животе;

-играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать на прощанье;

-ходить держась за мебель;

-подбирать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев;

-понимать слово «нельзя» (но не всегда повиноваться).

…может быть, также будет уметь:

-короткое время стоять без посторонней помощи;

-отчетливо произносить «папа» (к 10 месяцам) или «мама»(к 11 месяцам);

…может быть, даже будет уметь:

-короткое время стоять без посторонней помощи;

-«играть в мячик» (катить вам мяч обратно);

-пить из чашки без посторонней помощи;

-аккуратно поднимать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев;

-хорошо стоять без посторонней помощи;

-пользоваться младенческим жаргоном (лепет, который звучит так, словно ребенок разговаривает на придуманном или иностранном языке;

-произносить еще одно слово кроме «мама» или «папа», «дай»;

-отвечать жестом на короткую команду («дай это мне» – протягивать руку);

-хорошо ходить.

ОДИННАДЦАТЫЙ МЕСЯЦ

К концу этого месяца ваш ребенок

…должен уметь:

-самостоятельно садиться из положения на животе;

-поднимать с поверхности маленький любой частью большого и указательного пальцев (10 ¼ месяца);

-понимать слово «нельзя» (но не всегда повиноваться).

…возможно, будет уметь:

-играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать на прощанье;

-ходить держась за мебель;

…может быть, также будет уметь:

-аккуратно поднимать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев;

-короткое время стоять без посторонней помощи;

-отчетливо произносить «мама» или «папа», «дай»;

-произносить еще одно или несколько слов;

…может быть, даже будет уметь:

-хорошо стоять без посторонней помощи;

-выражать свои желания другим способом, кроме плача;

-играть в мячик» (катить вам мяч обратно);

-пить из чашки без посторонней помощи;

-пользоваться младенческим жаргоном (лепет, который звучит так, словно ребенок разговаривает на придуманном или иностранном языке);

-произносить три (или больше) слова, кроме «мама» или «папа»;

-отвечать жестом на короткую команду («дай это мне» – протягивать руку);

-хорошо ходить.

ДВЕНАДЦАТЫЙ МЕСЯЦ

К концу этого месяца ваш ребенок

…должен уметь:

-ходить держась за мебель (к 12 ⅔ месяца);

…возможно, будет уметь:

-играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать на прощанье (большинство детей овладевают этими способностями к 13-му месяцу);

-без посторонней помощи пить из чашки (многие умеют этого делать до 16½месяца);

-аккуратно поднимать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев (к 12 ¼ месяца; многие дети не умет этого делать до 15 месяцев);

-короткое время стоять без посторонней помощи (многие не умеют этого делать до 13 месяцев);

-отчетливо произносить «папа» или «мама» (большинство детей произносят по крайней мере одно из этих слов к 14 месяцам);

-произносить еще одно слово, кроме «мама» или «папа» (многие не могут сказать свое первое слово до 14 месяцев и позднее);

…может быть, также будет уметь:

-выражать свои желания другим способом, кроме плача (многие не могут достичь этой стадии еще долгое время после 14 месяцев);

-играть в мячик» (катить вам мяч обратно; многие не овладевают такой способностью до 16 месяцев);

-хорошо стоять без посторонней помощи 9многие не умеют этого до 14 месяцев);

-пользоваться младенческим жаргоном (лепет, который звучит так, словно ребенок разговаривает на придуманном или иностранном языке; половина всех детей начинают использовать свой жаргон только после первого дня рождения, а многие не делают этого и до 15 месяцев);

-хорошо ходить (трое из четверых детей не могут хорошо ходить до 13 ½ месяца, многие начинают это делать лишь значительно позже; дети которые хорошо ползают на четвереньках, могут поздно начать ходить; если другие показатели развития находятся в пределах нормы, задержка с самостоятельной ходьбой не должна вызывать беспокойство);

…может быть, даже будет уметь:

-произносить три (ли даже больше) слова., кроме «мама» и «папа» (добрая половина всех детей не достигают этой стадии развития до 13 месяцев и многие – до 16);

Отвечать жестом на короткую команду(«дай это мне» -протягивать руку; большинство детей достигают этой стадии только после первого дня рождения, многие – не ранее 16 месяцев).

P.S. Необходимо отметить, что недоношенные дети обычно достигают основных показателей позже своих сверстников, ближе к своему биологическому возрасту (тот, возраст, который они бы имели, если бы родились в срок), а порой с еще большей задержкой.

Источник