Васина е н новый прием и средство развития самосознания ребенка

Васина е н новый прием и средство развития самосознания ребенка thumbnail

1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире / В. В. Абраменкова // Вопросы психологии. – 2002. – №1. – С. 3-6.

2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов / Абрамова Г.С. – М.: Педагогика, 1992. – 259 с.

3. Авдеева, Н. Коррекция нарушения образа себя в дошкольном возрасте: Коррекционно-педагогические проблемы дошкольного образования / Авдеева Н. // Дошкольное воспитание. – 2003. – №3. – С. 47.

4. Авдеева, Н. Роль матери и отца в развитии ребенка: Советы психолога / Авдеева Н. // Дошкольное воспитание. – 2005. – №3. – С. 101-106.

5. Авдеева, Н.Н. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет / Авдеева Н.Н., Силвестру А.И., Смирнова Е.О. // Воспитание, обучение и психологическое развитие. – М.: АСТ-пресс, 1997. – 214 с.

6. Авдеева, Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве / Авдеева Н.Н. // Вопросы психологии. – 1997. – № 4. – С. 3.

7. Авдулова, Т.П. Особенности самооценки и склонность к конформизму у дошкольников [Электронный ресурс] / Авдулова Т.П., Кузнецова О.В. // Психологические исследования: электрон. науч. журн. – 2008. №1. URL: https://psystudy.ru

8. Азаров, Ю.П. Педагогика семейных отношений / Ю.П. Азаров – М.: Педагогика, 1997. – 312 с.

9. Алексеева, Е.А. Психологическая помощь детям дошкольного возраста при дисгармонии в семейных отношениях / Е.А. Алексеева // Дошкольная педагогика. – 2005. -№3. – С. 57-60.

10. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина.- М.: Прогресс, 1994. – 168 с.

11. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 2. / Ананьев Б.Г. – М.: Педагогика, 1990.

12. Андреенков, В.Г. Математические методы анализа и интерпритация социологических данных / В.Г. Андреенков, К.Д. Аргунова. – М., 1989. – 228 с.

13. Анненкова, Н.В. Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка. / Государство и дети: реальности России (Материалы международной научно-практической конференции). – / Н.В Анненкова. – М.: Академия, 1995. – С. 60-62.

14. Белановская, О.В. Диагностика и коррекция самосознания дошкольников / Белановская О.В. – Минск, 2004. – 148 с.

15. Белобрыкина, О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников возраста / О.А. Белобрыкина // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. – С. 31- 38.

16. Бернс, Р. Развитие «Я – концепции» и воспитание / Бернс Р. – М.: Просвещение, 1986. – 212 с.

17. Бестужев – Лада, И.В. Родитель – это профессия / Бестужев – Лада И.В. // Начальная школа, 1997. – №9. – С. 45.

18. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Божович Л.И. // Вопросы психологии. 1998. № 4. – С. 47.

19. Болотова, А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект / Болотова А.К. // Вопросы психологии. – 2006. – №2. – С. 116 – 126.

20. Быкова, М.В. Новый подход к проблеме детско-родительских отношений / М.В.Быкова.- М.: Владос, 2001. – 173 с.

21. Варга, А.Я. Диагностика родительского отношения / Варга А.Я., Столин В.В. // Вестник МГУ: Психология. – 1997. – № 2. – С. 12 – 19.

22. Варга, А.Я. Тест-опросник родительского отношения // Практикум по психодиагностике. /А.Я. Варга, В.В Столин – М.: Изд-во МГУ, 1998. — с.107-113.

23. Васильева, А.К. Структура семьи. / А.К. Васильева. – М.: Наука, 1998. – 158 с.

24. Васина, Е.Н. Новый прием и средство развития самосознания ребенка / Е.Н. Васина // Школьные технологии. – 2006. – № 5. – С. 146 – 149.

25. Винникотт, Д.В. Маленькие дети и их матери. / Д.В. Винникотт. – М.: Прогресс, 1998. – 98 с.

26. Герасимова, Т.Ф. Оптимизация способов взаимодействия ребенка и родителя. / Т.Ф Герасимова. // Семейная психология и семейная терапия. – 1999. – №1. – С.54-56.

27. Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии / Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. – СПб.: Речь, 2001. -688с.

28. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Гуткина Н.И. – М.: Владос, 1999. – 256 с.

29. Детская практическая психология / Под ред. Марцинковской М.Д. – М.: Владос, 2000. – 345 с.

30. Дружинин, B.Н. Психология семьи / B.Н Дружинин. – М.: Просвещение, 1996. – 236 с.

31. Дубровина, И.В. Семья и социализация ребенка / И.В. Дубровина // Возрастная и педагогическая психология. – №1. – 1998. – С. 50-53.

32. Думитрашку, Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности / Думитрашку Т.А. // Вопросы психологии. – 1991. – №1. – С. 135-142.

33. Елизаров, А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования / А.Н. Елизаров. – М.: Ось – 89, 2003. – 160 с.

34. Зайцев, Д.В. Социологический анализ современной семьи / Д.В. Зайцев // Дефектология. – 2001. -№6. – С. 3-10.

35. Заслуженюк, В.С. Родители и дети: Взаимопонимание или отчуждение? / Заслуженюк В.С., Семиченко В.А. – М.: Просвещение, 1996. – 467 с.

36. Зеньковский, В.В. Психология детства / Зеньковский В.В. – М.: Прогресс, 1993. – 244 с.

37. Иващенко, А.В. Проблемы Я – концепции личности в отечественной психологии / Иващенко А.В. // Мир психологии. – 2002. – №2. – С. 17-29.

38. Ковалев, А.Г. Психология семейного воспитания / А.Г Ковалев. – М.: Высшая школа, 1980. – 215 с.

39. Кожухарь, Г. Как влиять на детей: Семейное воспитание / Кожухарь Г. // Семья и школа. – 2001. – №6. – С. 5-7.

Читайте также:  Изучение умственного развития ребенка

40. Колесник, Н.Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей / Н.Т. Колесник. – М. МГПУ, 1999. – 115 с.

41. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / Кон И.С. – М.: Просвещение, 1994. – 218 с.

42. Костицына, Е.А. Влияние типов семейного воспитания на «образ Я» дошкольника и его отношение к родителям. / Е.А Костицына // Психологическая наука и образование. – 2001. – № 2. – С. 59-65.

43. Крайг, Г. Психология развития / Крайг Г. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.

44. Лаврентьева, М.В. Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Лаврентьева М.В. – https://www.portalslovo.ru/pre_school_education/

45. Лебеденко, Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Какой Я? Методическое руководство / Е.Н. Лебеденко. – М.: Книголюб, 2003. – 64 с.

46. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П.Ф. Лесгафт. – М.: Педагогика, 1991. – 176 с.

47. Лисина, М.И. Психология самопознания у дошкольников. / Лисина М.И., Сильвестру А.И. – Кишинев: Штиинца, 1983. – 257 с.

48. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребёнка / М.И. Лисина /Под ред. А.Г. Рузской. – М.: Воронеж, 1997. – 384 с.

49. Логинова, И.А. О специфике детско-родительских отношений / Логинова И.А. // Семейная психология и семейная терапия. – 1998. – № 4.

50. Мазурова, Н.В. Влияние внутрисемейных отношений на становление патологических черт личности ребенка / Н.В. Мазурова // Дефектология. – 2005. -№1. – С. 42-47.

51. Мамаева, В. Экспертная оценка в детском саду / В. Мамаева // Обруч. – 2004. – №5 – С. 12-15.

52. Мамайчук, И. Семейные отношения: психологический анализ и пути коррекции / Мамайчук И. // Дошкольное воспитание. – 2003. – №5. – С.80.

53. Маркова, А.К. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте / Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. – Петрозаводск, 1992. – 420 с.

54. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. – СПб.: Речь, 2005. – 150 с.

55. Маслова, Е.А. Общие закономерности динамики самооценки в онтогенезе [Электронный ресурс] / Маслова Е.А. – https://ucheba.com/met_rus/k_psihologiya

56. Методы изучения и диагностики психологического развития ребенка / Под редакцией Н.И. Непомнящей. – М.: Просвещение, 1995. – 169 с.

57. Мухина, В.С. Детская психология. / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1995.

58. Обухова, Л.Ф. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития / Л.Ф. Обухова, О.А. Шаграева. – М., 1999. – 213 с.

59. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Овчарова Р.В. – М.: Владос, 1999. – 320 с.

60. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2003. – 319 с.

61. Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. — М.: Владос, 1998.

62. Петровский, А.В. Возрастная и педагогическая психология / Петровский А.В. – М.: Просвещение, 1999. – 256 с.

63. Пороцкая, Е.Л. Выявление представлений родителей о развитии дошкольника: Анализ влияния детско-родительских отношений на психическое развитие ребенка дошкольного возраста / Пороцкая Е.Л. // Вопросы психологии. – 2004. – №4. – С.31-39.

64. Практикум по психологии / Под редакцией А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппергрейтера. – М.: МГУ, 1999. – 412 с.

65. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 160 с.

66. Прима, Е.В. Развитие социальной уверенности у дошкольников / Прима Е.В., Филиппова Л.В., Кольцова И.Н. – М.: АСТ-пресс, 2003. – 241 с.

67. Психологический словарь / Под редакцией В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова. – М.: Просвещение, 1993. – 325 с.

68. Психологический словарь / автор-составитель В. А. Митериков. – Ростов-н/Д: Феникс, 1996. – 356 с.

69. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования./ Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 192 с.

70. Райгородский, Д.Я. Психология семьи / Д.Я. Райгородский. – Самара, 2002. – 346 с.

71. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Рогов Е.И. – М.: Прогресс, 1995. – 310 с.

72. Рождественская, Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятия родителями своих детей / Н.А. Рождественская, А.В. Разумова// Вестник Московского университета, Серия 14, Психология. – 2004. – №2. – С. 41.

73. Самсонова, Е.В. Влияние семейных отношений на общение детей старшего дошкольного возраста со сверстниками / Е.В. Самсонова // Психолог в детском саду. – 2003. – №3. – с. 89-109.

74. Сарджвеладзе, Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Сарджвеладзе Н.И. – Тбилиси, 1999. – 162 с.

75. Сатир, В. Как строить себя и свою семью / В. Сатир – М., Педагогика-Пресс, 1992.- 217 с.

76. Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Педагогика, 1989. – 180 с.

77. Сидоров, К.Р. Самооценка в психологии / К.Р. Сидоров // Мир психологии. – 2006. – №2. – С. 224 – 234.

78. Смирнова, Е.О. Особенности отношения к сверстнику у популярных и непопулярных дошкольников / Смирнова Е.О., Калягина Е.А. // Вопросы психологии. – 1998. – №3. – С. 45.

79. Смирнова, Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / Е.О. Смирнова, М.В. Быкова // Вопросы психологии. – 2000. – №3. – С.3-15.

Читайте также:  Специфика развития ребенка в раннем детстве

80. Соколова, Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Соколова Е.Т. – М.: Изд-во МГУ, 1999. – 125 с.

81. Степанов, С. Семейное воспитание детей / Степанов С. // Здоровье детей. – 2004. – №9. – С.28-30.

82. Степанова, Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада / Степанова Г. // Дошкольное воспитание. – 1999. – №10. – С. 29-33.

83. Столин, В.В. Самосознание личности / Столин В.В. – М.: Просвещение, 1983. – 265 с.

84. Суверова, Э.И. Самооценка в дошкольном возрасте / Суверова Э.И. [Электронный ресурс] – https://www.psi.lib.ru/detsad/sbor/saodshv.htm

85. Уманец, Л.И. Влияние оценки группы на самооценку ребенка-дошкольника в игровой деятельности / Уманец Л.И. – В сб.: Психология. – К.: Радянська школа, I990, I3I с.

86. Уманец, Л.И. Динамика притязаний ребенка под влиянием оценки группы. -В кн.: Психолого-педагогические аспекты формирования личности в учебно-воспитательном процессе / Под ред. С.Д. Максименко. – К.: НИИ психологии УССР, 1980, с. 69-71.

87. Уманец, Л.И. Роль самооценки в игровых отношениях дошкольников / Л.И. Уманец // Вопросы психологии. – 1996. – № 11. – С. 61 – 67.

88. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии / Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 291 с.

89. Чередникова, Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы / Чередникова Т.В. – СПб.: Питер, 1997. – 230 с.

90. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / Чеснокова И.И. – М.: Просвещение, 1997. – 241 с.

91. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи. / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий – СПб.: Питер, 1990 – 656 с.

92. Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов / Под ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 383 c.

93. Эльконин, Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей / Эльконин Д.Б. // Избранные психические труды. – М.: Просвещение, 1990. – 422 с.

94. Эриксон, Э. Детство и общество / Эриксон Э. – Обнинск, 1993. – 126 с.

95. Якобсон, С.Г. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников. / С.Г. Якобсон, Г.И. Морева // Вопросы психологии. – 1993. – № 8. – С. 55 – 61.

Источник

Актуальность проблемы. Одной из самых значительных и актуальных тем в педагогике можно считать, на мой взгляд, проблему становления самосознания и самооценки личности. Самооценка дошкольника имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам, поэтому в этот период важно заложить основы для формирования адекватной самооценки. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требования социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой задачи и цели. Важность формирования самооценки детей обусловлена тем, что на этапе развития современного общества возрастает роль общественно значимой активности личности, предполагающей ее высокую сознательность и требовательность как в отношении к другим людям, так и к самому себе. Особую важность приобрела проблема формирования самооценки ребенка. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, а как определенное отношение к себе и предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта. Самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой. Для психологов и педагогов все более очевидно влияние самооценки дошкольника на поведение, межличностные контакты.
Известно, что у дошкольника потребность во внешней оценке чрезвычайно велика, но она не всегда в полной мере удовлетворяется. Ребенок, по мнению Л.И. Божович, стремится стать именно таким, каким его видит взрослый. Следовательно, одним из аспектов понимания тенденции развития и возможного прогнозирования динамических изменений в самосознании, в том числе в развитии общей и частной самооценки ребенка, может служить изучение отношения к нему со стороны социальной среды, и в первую очередь со стороны родителей.
Период старшего дошкольного возраста охарактеризован как зарождающий корни самооценки дошкольника, и в то же время ребенок находится в преддверии новой социальной роли – роли школьника, важными качествами которого являются способность к анализу, самоконтролю, оцениванию себя и других, способность к восприятию чужих оценок. В этой связи особенно важно определить, какие методические подходы наиболее оптимальны и действенны, и как они будут влиять на процесс формирования самооценки у старших дошкольников. Под самооценкой принято понимать оценку личностью себя, своих качеств и места среди других людей. Психологические исследования убедительно доказывают, что особенности самооценки влияют и на эмоциональное состояние, и на степень удовлетворенности своей работой, учебой, жизнью, и на отношения с окружающими.
Изучению самооценки у детей дошкольного возраста посвящены исследования Т.А. Репиной, Г.А. Урунтаевой, Л.И. Божович, Р. Бернса, М.И. Лисиной, А.И. Сильвестру, Е.Е. Кравцовой, О.А. Белоборыкиной и других. Данные работы описывают динамику развития самооценки, механизмы ее формирования на каждом возрастном этапе, роль взрослых и сверстников в формировании самооценки. Применительно данным исследованиям, под самооценкой понимают оценку личностью себя, своих качеств и места среди других людей. Психологические исследования А.К. Болотовой доказывают, что особенности самооценки влияют и на эмоциональное состояние, и на степень удовлетворенности своей работой, учебой, жизнью, и на отношения с окружающими. Однако мнения психологов разделились, часть из них Э. Эриксон, А. И. Липкина, И. С. Кон и другие считают, что сензитивным периодом формирования адекватной самооценки является младший школьный возраст, Якобсон С. Г., Мухина В. С., Лисина М. И., Репина Т. А., и напротив, в своих исследованиях доказывают, что формировать самооценку необходимо начинать у детей старшего дошкольного возраста.
Следовательно, дошкольный возраст, это период, который является во многом решающим для развития самооценки ребенка.
Объект: процесс становления самооценки у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Предмет: психолого-педагогические условия становления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Цель курсовой работы: изучить особенности формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по формированию самооценки детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить особенности самооценки старших дошкольников с помощью методики В.Г. Щур.
4. Дать рекомендации по формированию адекватной сомооценкиу ребенка.
Методологическую основу исследования составили положения современной психолого-педагогической науки о формировании самооценки старших дошкольников (Н. Авдеева, О.А. Белобрыкина, Л.И. Божович, Е.А. Костицина, М.И. Лисина, Л.И. Уманец).
Практическая значимость: предложенная методика поможет специалистам и педагогам детских садов определить самооценку у детей старшего дошкольного возраста. А рекомендации предложенные нами, помогут сформировать адекватную самооценку у ребенка.
Структура работы: работа состоит из введения, теоретической и эмпирической глав, заключения, списка литературы и приложения.

Читайте также:  Центр развития ребенка солнышко турунтаево

Источник

Файлы для покупки

Каждая работа проверяется на плагиат, уникальность минимум 40%.

Диплом Самооценка и тревожность у старших дошкольников

694.9 Кбайт

1 500 ₽

Описание

Между уровнем тревожности и самооценки в старшем дошкольном возрасте существует тесная двусторонняя связь. Наиболее часто заниженной самооценке соответствуют повышенные показатели тревожности, что подтверждают выявленные нами значимые отрицательные связи между показателями самооценки и тревожности у детей в начале старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Анализ понятий самооценки и тревожности в психологической литературе 7
1.1. Понятие самооценки и особенности ее проявления в старшем дошкольном возрасте 7
1.2. Понятие тревожности и ее проявления у детей старшего дошкольного возраста 22
1.3. Соотношение тревожности и самооценки в детском возрасте 35
Глава 2. Исследование соотношений показателей самооценки и тревожности у детей старшего дошкольного возраста 40
2.1. Организация и методы исследования 40
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 51
2.3. Выводы по результатам исследования 61
Заключение 63
ЛИТЕРАТУРА 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 69

Список литературы

1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: 2-е изд. [Текст] / В.А. Аверин. – СПб.: Питер, 2008. – 380 с.
2. Ананьев, Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. [Текст] / Б.Г. Ананьев // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: ЛитРес, 2009. – 464 с.
3. Астапов, В.М. Тревожность у детей: 2-е изд. доп. и испр. [Текст] / В.М. Астапов. – СПб.: Питер, 2004. – 224 с.
4. Белановская, О.В. Диагностика и коррекция самосознания дошкольников [Текст] / О.В. Белановская. – Минск: Вышэйшая школа, 2004. – 102 с.
5. Белобрыкина, О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников возраста [Текст] / О.А. Белобрыкина // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. – С. 31-38.
6. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. – М.: Речь, 2007. – 334 с.
7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: ЛитРес, 2009. – 464 с.
8. Бреслав, Г.М. Психология эмоций [Текст] / Г.М. Бреслав. – М.: Смысл, 2004. – 544 с.
9. Варга, А.Я. Структура и типы родительского отношения [Текст] / А.Я. Варга. – М.: Изд-во МПСИ, 2001. – 206 с.
10. Васина, Е.Н. Новый прием и средство развития самосознания ребен-ка [Текст] / Е.Н. Васина // Школьные технологии. – 2006. – № 5. – С. 146-149.
11. Волков, Б.С. Возрастная психология. Кн.1: От рождения до поступления в школу: Учебное пособие для вузов [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Владос, 2008. – 366 с.
12. Волков, Б.С. Практические вопросы детской психологии [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – СПб.: Питер, 2009. – 208 с.
13. Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе [Текст] / Н.И. Вьюнова, К.М Гайдар, Л.В. Темнова. – М.: Академический проект, 2003. – 253 с.
14. Выготский, Л.С. Основы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003. – 654 с.
15. Диагностика эмоционально-нравственного развития: Практикум по психодиагностике [Текст] / Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб.: Речь, 2002. – С. 176 с.
16. Дубровина, И.В. Практическая психология образования: 4-е изд., перераб. и доп. [Текст] / И.В. Дубровина. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.
17. Залученова, Е.А. Соотношение самооценки и уровня притязаний и его влияние на личностные особенности: Автореф. дис. … канд. психол. н. [Текст] / Е.А. Залученова. – М., 1995. – 24 с.
18. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды [Текст] / А.В. Запорожец – М.: Директ-Медиа, 2008. – 1287 c.
19. Захаров, А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов [Текст] / А.И. Захаров. – М.: Каро, 2006. – 672 с.
20. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки [Текст] / А.В. Заха-рова. – Минск: Изд-во Университетское, 1993. – 320 с.
21. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2007. – 784 с.
22. Клиническая психология [Текст] / Под редакцией М. Перре, У. Бау-манна. – СПб.: Питер, 1998. – 985 с.
23. Кляйн, М. Некоторые теоретические

Источник