Вальдорфская педагогика развитие ребенка

Вальдорфская педагогика развитие ребенка thumbnail

В нашей стране всё больше приверженцев находит обучение по системе вальдорфской педагогики, которая привлекает родителей и детей безоценочностью, построением индивидуального маршрута обучения и развитием творческого потенциала ребёнка.

История вальдорфской педагогики 

Вальдорфская педагогика берёт начало в первой половине ХХ века. В основе методики лежит принцип неопережения, позволяющий ребёнку развиваться в индивидуальном темпе.

Возникновение вальдорфской методики было связано с жалобами сотрудников табачной компании «Вальдорф Астория» на то, что их дети не получают качественного образования. По мнению сотрудников, в германских школах оно в то время строилось на заучивании материала, а вот педагогической работе, развитию творческих и познавательных способностей ребёнка внимание не уделялось. 

Владелец компании Эмиль Мольта прислушался к мнению своих сотрудников и загорелся идеей создать новую уникальную школу, которая будет соответствовать возрастным особенностям детей и развивать в них лучшие качества. Для воплощения своей идеи Эмиль Мольта обратился к педагогу Рудольфу Штайнеру.

Основатель вальдорфской методики Рудольф Штайнер

Рудольф Штайнер приступил к разработке первой программы и принципов вальдорфской педагогики, и в 1919 году она была одобрена министерством образования и культуры Германии. Первую школу для работы по новой методике построили за год. Изначально в ней учились в основном дети работников табачной фабрики, впоследствии вальдорфские школы получили широкое распространение в стране и далеко за её пределами.

Суть вальдорфского метода

Основная идея вальдорфской методики воспитания заключается в том, чтобы предоставить ученику возможность развить способности, данные ему природой, в комфортной обстановке, без страха и стресса, не ожидая какой-либо оценки своих действий (положительной или отрицательной). 

Сущность вальдорфской педагогики состоит в том, что обучение проходит без принуждения и с интересом к раскрытию уникальной личности ребёнка. Большое внимание в вальдорфских школах уделяется не только обучению по предметам школьной программы, но и воспитанию нравственности, гуманности и таких качеств, как сочувствие, доверие, уважение, взаимовыручка. 

В вальдорфских школах не приветствуется раннее развитие. Считается, что сначала ребёнок должен созреть эмоционально, а затем можно приступать к интеллектуальному развитию. По мнению педагогов, практикующих вальдорфскую методику обучения, ребёнок лучше познаёт мир в процессе трудовой и творческой деятельности, а не при сидении за партой от звонка до звонка. 

Вальдорфские школы отличаются доброжелательной и комфортной обстановкой, она располагает к тому, что ребёнок сам выбирает, что ему интересно, и у него перед глазами есть достойный пример для подражания в лице учителя. Цель вальдорфской педагогики — воспитать не только интеллектуально развитого, но и знающего свои возможности ребёнка, который отвечает за свои поступки и готов помогать другим.

Основные принципы методики вальдорфской педагогики 

  • Культ детства. Ребёнок должен подольше наслаждаться радостями юных лет.
  • Группы в школе разновозрастные, дети находятся в комфортной обстановке, похожей на семейную.
  • Активно используются природные материалы для украшения помещений, игр и занятий. Отсутствует телевизор и компьютеры.
  • Методика вальдорфской педагогики заключается в том, что в занятиях учитываются особенности созревания детского мозга. Примерно до пятого класса ребята занимаются в основном музыкой, рисованием, рассказыванием историй (развитие чувственной сферы). С пятого по восьмой класс акцент делается на творчество, дети ставят спектакли и перформансы, организуют фестивали — происходит развитие абстрактного мышления. Только в старших классах ученики приступают к изучению академических дисциплин.
  • Используется метод погружения. В течение 3-4 недель на главном уроке, который обычно бывает первым, ребята занимаются только одной дисциплиной.
  • Принцип душевной экономии. Ученик обучается тому, чем он может овладеть на текущем этапе, к чему нет отторжения.
  • Акцент на народной культуре, творчестве, духовном развитии. Большая роль отводится сюжетно-ролевым играм, которые учат детей общаться в социуме и договариваться. 
  • Связь с природой как основа вальдорфской педагогики. Дети ухаживают за животными, сажают и выращивают растения, много времени проводят на улице. Активно используются игрушки из натуральных материалов упрощённой формы, сделанные своими руками. Это позволяет ребёнку фантазировать и создавать новые образы и сюжеты игры. 
  • Важная особенность вальдорфской педагогики: ритм жизни в классе организован по принципу смены деятельности, подвижная сменяет спокойную и наоборот.
  • Большая вовлечённость семьи. Совместные праздники и мероприятия, оформление помещений и изготовление игрушек.

Общение преподавателя с учеником строится с учётом темперамента ребёнка (сангвиник, холерик, флегматик или меланхолик), а также различий в типах восприятия (визуальном, слуховом, кинетическом) и типах сигнальной системы (художественная, мыслительная, мыслительно-художественная).

Занятие в вальдорфской школе / Источник — mel.fm

Преподаватель в вальдорфской педагогике — прежде всего авторитет, на который равняются воспитанники. Учителя должны постоянно развиваться и быть образцом для подражания. С детьми работает в основном один педагог, который преподаёт несколько дисциплин. 

Плюсы системы

  • Отсутствие стресса от оценок и комфортная обстановка для развития ребёнка.
  • Развитие различных творческих способностей.
  • Итог обучения — высокий эмоциональный интеллект, позитивный взгляд на мир, умение сопереживать.

Однако, вальдорфская методика имеет не только плюсы, но и минусы.

Минусы системы

  • Не уделяется должного внимания точным наукам, ученику будет сложно поступить в технический вуз.
  • Жизнь в искусственной среде школы не адаптирует ребёнка к реальному миру.

Кому подойдёт вальдорфская педагогика 

Семьям, которым близки принципы философского учения Штайнера и основы вальдорфской педагогики: уважение к народным традициям, быт без современных излишеств, любовь к искусству, литературе, готовность активно участвовать в общественной жизни. Вальдорфская педагогика не подходит детям, склонным к точным наукам.

Выбор альтернативной методики обучения должен быть осмысленным. Если вас привлекает вальдорфская методика, познакомьтесь с ней лучше, изучите основы методики и опыт учащихся, подумайте, насколько это откликается у вас и вашего ребёнка. Если есть возможность, познакомьтесь с учителем, так как на долгое время он станет единственным проводником в мир знаний для ребёнка. После этого принимайте решение о том, отдать ли предпочтение этой образовательной методике.

Источник

Вальдорфская педагогика вызывает много споров. Тем не менее, её идеи продолжают существовать и применяться на практике спустя более 100 лет.

Основная идея Вальдорфской педагогики

Вальдорфская педагогика построена на учении Штайнера – антропософии. Основа это триединство человека: дух (познание и мысли), душа (творчество и эмоции), тело (практические способности).

Методика помогает с помощью специальных упражнений раскрыть способности ребёнка, заложенные ему от природы. Цель – воспитание свободной, творческой личности.

Немного истории

Автор и основоположник этой педагогической системы – австриец Рудольф Штайнер. В 1907 году была опубликована его брошюра «Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки», является основной работой по педагогике, несмотря на свою краткость. Первая школа и при ней детский сад Штайнер открыл в 1919 году. Открылась она для детей работников табачной компании «Вальдорф — Астория». Эта компания была спонсором строительства учебного заведения. Уже в 1928 году открылась школа в Германии, а затем и в других странах. Школы стали называть вальдорфскими. В России впервые появилась 1992 году.

Рудольф Штайнер 27 февраля 1861 г.- 30 марта 1925 г. Педагог, доктор философии, эзотерик, и автор многих сочинений (350 томов).

Сейчас вальдорфские учебные заведения, а именно школы и детские сады распространены по всему миру.

Основные принципы

✔Индивидуальный подход к каждому ребёнку. Оценки отсутствуют, результат сравнивает ребёнок по сравнению со своими предыдущими достижениями.

✔Ребёнку необходимо как можно дольше оставаться в детстве. Развитие происходит в ненавязчивой форме, согласно природным способностям малыша.

✔Развитие происходит в любви и заботе.

✔Необходимо организовать подходящую среду, которая должна располагать к творчеству и развитию фантазии.

✔Учить счёту и чтению и письму начинают только после 7 лет. Получать знания дети должны тогда, когда им это интересно и когда они к этому готовы.

✔ Ребёнка не заставляют учиться.

✔Родители активно принимают участие в праздниках, концертах.

✔ День в учебном заведении построен согласно определенному распорядку дня, но в ненавязчивой форме с правом выбора.

✔«Подражание и пример». В той семье, где ребёнку показывали хороший пример, не может вырасти плохой человек.

✔Игровая деятельность ребёнка ведущая, при этом носит свободный характер.

✔ Слова “нет” не говорят. Кроме исключительных случаев, а это если существует опасность жизни и здоровью малыша или окружающим детям, а также, если будет испорчены окружающие вещи.

Пространственная среда

Важное значение имеет правильная организация пространства и её художественное оформление. При её организации используют только натуральные материалы. Это касается и игрушек, многие делаются руками детей. Еще одна особенность игрушек это их безликость, что должно развивать фантазию. Использование гаджетов и даже радио запрещено.

Роль воспитателя

Педагог должен быть наставником и авторитетом для детей. Поэтому ему нужно тщательно следить за своим поведением, а также постоянно само развиваться.

Взрослый направляет ребёнка, поддерживает и развивает интерес, но при этом старается не вмешиваться и игровой процесс. Также задача взрослого создания и поддержания гармонии и дружелюбия в коллективе.

Обучение

Условно воспитание детей делится на 3 витка, по 7 лет. В каждом витке развития свой педагог.

0-7лет – основа подражание. Дети много поют, рисуют, делают поделки, конструируют, развивают речь, много присутствует театрализованная деятельность.

7-14лет– основа фантазия. В этом возрасте дети изучают иностранные языки, естественные науки, ремёсла, искусство, литературу, музыку, занимаются эвритмией (включает в себя танцы, поэзию, музыку и пантомиму).

старшие классы – основа мышление. Происходит обучение точным наукам.

В вальдорфской учебном заведении день построен согласно определенному распорядку дня. Умственная деятельность,затем творческие занятия, вторая половина дня физическая активность в бытовых делах. Учебники не применяются, разрешены только в качестве дополнения в старших классах.

Плюсы

✔индивидуальный подход;

✔обучение происходит в спокойной, доверительной обстановке;

✔может использоваться как коррекционная педагогика;

✔эмоциональное, эстетическое развитие, а также развитие творческих способностей;

✔знакомство с народной культурой, разными ремёслами, рукоделием;

✔пространственная среда построена из натуральных материалов;

✔с первого класса изучают 2 иностранных языка, методом погружения в языковую среду.

Минусы

✔не подходит детям с техническим складом ума;

✔огромную роль играет личность педагога;

✔отсутствие достаточного интеллектуального развития, особенно в дошкольный период;

✔сложности в приспосабливании к реальной жизни, так как программа обучения отличается от стандартной;

✔в основе лежит учение антропософия, которое не приветствует церковь.

Спорные моменты

✔запрещены компьютеры, планшеты, телевизор и т.д.

Использование различных гаджетов может стать для малыша источником негативной информации, а также ухудшить его здоровье. Но современный мир сплошь и рядом используют компьютеры, телевизор и т.д., и владение основными навыками работы с ними все же нужны.

✔оценки не ставятся.

Для многих детей оценки это своего рода мотивация. Конечно, в первую очередь мотивация должна заключаться в получении знаний. Но на практике этого сложно добиться.

Методика в чистом виде подходит далеко немногим. Но в качестве дополнения к другим методикам можно использовать для всех детей.

Вам может быть интересно:

Раннее развитие – плюсы и минусы

Какой будет новая система образования в России?

Вся правда о Марии Монтессори и ее методе. И как можно организовать правильную развивающую среду дома.

Источник

Чем больше в обществе ругают образование, сложившееся в российских детских садах и школах, тем активнее родители интересуются альтернативными педагогическими системами, в том числе вальдорфской педагогикой.

20
24980
29 Июня 2013 в 12:09

Автор публикации:
Ольга КНЯЗЕВА, педагог-психолог.

Чем больше в обществе ругают образование, сложившееся в российских детских садах и школах, тем активнее родители интересуются альтернативными педагогическими системами, в том числе вальдорфской педагогикой.

Привлекательны лозунги данной методики: не ребенок должен адаптироваться к школе, а школа к ребенку; приоритетное развитие способностей детей, а не предметных знаний, умений, навыков; безоценочное обучение, выстраивание образовательного индивидуального маршрута для каждого ученика, а не массовое образование; высокопрофессиональные и любящие школьников и свою работу учителя, а не равнодушные «трансляторы» учебников. Конечно, такие особенности вальдорфской системы звучат заманчиво для многих родителей.

Необходимость личного выбора, в какой детский сад или школу отдать ребенка, где ему будет лучше, рано или поздно заставляет родителей собирать, анализировать имеющуюся информацию о вальдорфской педагогике, чтобы не попасть впросак и не испортить судьбу собственного чада.

Разобраться в том, что несет в себе вальдорфская педагогика — пользу или вред, — поможет нам тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

Об истоках

В 1907 году Рудольф Штайнер, философ и педагог, написал книгу «Образование ребенка», послужившую фундаментом для основания первой школы. Школы, которая открылась в 1919 году в Германии по просьбе Э. Мольта, владельца сигаретной фабрики «Вальдорф Астория». Название фабрики, собственно, и послужило источником современной торговой марки, предназначенной для использования совместно с учебным методом — «вальдорфская педагогика».

Изначально школа была рассчитана на детей работников фабрики, преследовала цель их социализации, а также воспитания свободного человека. Но так как там отсутствовал отбор учащихся по материальному и социальному признаку, то дети из разных слоев общества обучались вместе. Новизна педагогики Рудольфа Штайнера базировалась на антропософии (человекознании). Ее принципы и легли в основу вальдорфской системы.

Успехи первой вальдорфской школы, ее педагогические принципы вдохновили на создание новых школ в Германии, в США, Норвегии, Австрии, Великобритании.

Приход в 1933 году к власти нацистов привел к закрытию большинства вальдорфских школ в Европе, и они были снова открыты только после завершения Второй мировой войны. Так начался новый виток распространения вальдорфской педагогики по всему миру. Сегодня вальдорфскую школу или садик можно встретить практически в каждом крупном городе.

Об основателе вальдорфской школы

Рудольфа Штайнера (1861–1925) вальдорфские педагоги считают примером того, каким должен быть идеальный учитель, причем как в обычном, так и в духовном смысле. В 20 своих книгах и около 6000 лекций он затронул и религию, и философию, и экономику, и сельское хозяйство, и медицину, и искусство.

Штайнер основал антропософию — разновидность учения о единстве человеческой души с божеством. Своей целью она ставит раскрытие способностей человека с помощью специальных упражнений. Главной задачей антропософской педагогики является сохранение детства у ребенка. Рассмотрим, как именно эти задачи решаются в вальдорфской методике и что это такое — вальдорфская педагогика.

Особенности вальдорфской педагогики

Учебные заведения, практикующие вальдорфскую педагогику, отличаются от стандартных государственных: там нет шума, толкотни, оборудование в основном из натуральных материалов, стены окрашены в определенные цвета, в зависимости от возраста детей, царит атмосфера творчества, доброжелательности, нет привычных учебников, звонков, тетрадей, отметок. Многие родители считают это серьезным преимуществом вальдорфских школ и детских садов.

Вальдорфская педагогика развитие ребенка

В центре педагогического процесса ребенок с его индивидуальными особенностями. Ему предоставляются все возможности для развития способностей в собственном темпе. Здесь нет понятий «норма», «опережение развития». В рамках вальдорфской педагогики считается, что это неверно — задавать общие критерии оценки, ведь каждый ребенок имеет свои уникальные таланты.

Вальдорфская педагогическая система «детский сад — школа» работает по следующим основополагающим принципам:

1. Приоритет духовного развития детей. Вальдорфская методика стремится апеллировать в первую очередь к высшим человеческим качествам и свойствам, которые наработаны цивилизацией и культурой.

2. Учебный материал изучается эпохами (блоками) с продолжительностью 3–4 недели, что позволяет ребенку «вжиться».

3. Каждый день разделен на три части: духовный, душевный, креативно-практической.

4. При подаче учебного материала учитывается уровень развития каждого ребенка и этап развития исторического общества (к примеру, в период полового созревания дети проходят эпоху средних веков, при этом делают акцент на мужественности рыцарей и женственности дам).

5. Основным педагогическим методом является метод «душевной экономии», состоящий в том, что педагоги в процессе обучения развивают ту деятельность у ребенка, которую он может освоить без внутреннего сопротивления организма. Так, до полового созревания работают с образным мышлением, чувствами детей и только после прохождения пубертата в учебный материал включаются понятия, направленные на развитие абстрактного мышления.

Вальдорфская педагогика развитие ребенка

6. Наглядное обучение применяется после достижения детьми 12-летнего возраста, так как считается, что до этого момента формирование понятий противоестественно для природы ребенка. При взаимодействии с малышами более раннего возраста вальдорфский педагог больше опирается на образное мышление ребенка, на творческий подход.

7. Во время уроков педагоги задействуют эмоциональную память, до 12 лет применяют «метод обучения в сопровождении чувств». Естественный, природный метод, основанный на личностном отношении ученика к изучаемому материалу: интересно — не интересно, радостно — грустно и т. п. Например, чувство ритма считается насущной потребностью ребенка до пубертата, поэтому таблицу умножения дети учат под ритмические хлопки и топанье ногами.

8. Интерес ребенка — сердцевина учебно-воспитательного процесса. Если в 9 лет детям нравится играть, активно двигаться, то и процесс обучения строится на играх, подражании, сказках.

9. Преподается такой предмет, как эвритмия — разработанный Штайнером вид искусства, направленный на развитие воображения, чувств ребенка.

10. Строго соблюдается ритмический распорядок дня.

11. Применяются принципы гармонизации душевной жизни (равновесие воли, чувств, мышления ребенка) и гармонизации социальной среды (создание здоровой социальной среды, где никто и ничто не подавляет индивидуальность учащегося).

12. Вальдорфский педагог обязательно должен заниматься самосовершенствованием, уметь контролировать свои эмоции, поведение.

Вальдорфская педагогика развитие ребенка

Итак, вальдорфская педагогика основана на индивидуальном подходе к ребенку, создает комфортные условия для развития его способностей, духовного роста, предъявляет высокие требования к личности учителя. Для этого используются особые педагогические методы, ритмический распорядок дня, цикличность учебной программы, безоценочная система обучения, отсутствие соревнования — ребенок сам оценивает себя и свои достижения.

«Козыри» вальдорфской педагогики

Если большинство методик раннего развития детей охватывают лишь дошкольный возраст (и потом родители, отдавшие малыша в такой детский сад, оказываются перед мучительным выбором, в какую школу его отдать), то вальдорфская методика представляет собой единую систему «детский сад — школа».

В вальдорфском детском саду воспитатели всячески стараются сохранить животворное дыхание детства у детей, поэтому о раннем обучении чтению, письму, счету, развитию памяти речи не идет. В приоритете — физическое и творческое развитие ребенка, воспитание, основанное на подражании и примере.

С 7 лет начинается обучение в вальдорфской школе и продолжается 10–11 лет — так же, как в традиционной российской школе. Однако учебный процесс существенно отличается: урок длится 1,5–2 часа, нет «зубрежки» учебников, оценок, домашних заданий, контрольных работ, экзаменов.

Вальдорфская педагогика развитие ребенка

Большое внимание уделяется изучению искусства, ручному труду, постановке спектаклей. С первого по седьмой класс все занятия ведет один педагог, соответственно, нет повода для лишнего стресса у учеников при переходе из начальной школы в среднее звено. Благодаря этому более крепкими становятся и эмоциональные связи вальдорфского педагога с детьми.

Учебные программы школы строятся на индивидуальном подходе, придерживаются неторопливого темпа обучения, ставят своей целью развить у учеников эмоциональную зрелость, креативность, ответственность, здравый смысл, то есть воспитать свободную личность, умеющую действовать, отвечать за свои поступки.

Вальдорфскую школу называют «школой в интересах ребенка», гуманной школой, где основа не передача знаний, а воспитание гармонично развитой личности.

Немного статистики

Вальдорфское образование сегодня составляет одну из крупнейших в мире независимых образовательных систем, так как практикуется примерно в 60 странах мира, более чем в 950 школах, 1400 детских садах.

В нашей стране вальдорфские школы появились в 1992 году, и если изначально вальдорфская школа была создана для детей рабочих, социальных низов, то в России основателями вальдорфских детских садов, школ стали обеспеченные родители с высшим образованием, ответственно относящиеся к воспитанию и обучению своих детей.

Вальдорфская педагогика развитие ребенка

Распространению вальдорфской педагогики способствует почти столетнее ее существование и широкое распространение в развитых странах мира. Это вселяет в основателей вальдорфских учебных заведений надежду на то, что задачи, стоящие перед педагогами, выполняются.

Критика вальдорфской педагогики

С момента основания Рудольфом Штайнером первой школы не утихают споры вокруг нее. Краеугольным камнем для критики является само учение антропософии.

Эзотерические представления о мире навязываются детям, с детского сада они слышат от воспитательницы рассказы об ангелах, домовых, ведьмах и прочем. В школе в течение учебного дня дети произносят молитвы матери-земле. Отмечаются специфические праздники, цитируются фразы Штайнера. Образовательное учреждение становится своеобразным закрытым миром, далеким от реальности, где нет места компьютерам, телевизору, предпочтение отдается всему природному, натуральному.

Игрушки в детском саду изготавливаются воспитателями, родителями, детьми собственноручно из дерева или глины, то есть естественных материалов, категорически запрещено детям играть в покемонов или трансформеров.

Воспитатели, педагоги вальдорфских школ сами являются антропософами и привлекают родителей к чтению трудов Штайнера, обязательному участию в школьных мероприятиях, часто приходят домой к своим ученикам, контролируют, чтобы атмосфера дома не отличалась от обстановки в школе. Учитель для ребенка является высшим авторитетом, образцом для подражания. Это все дает основание противникам вальдорфской школы называть ее «сектой».

Основными причинами, по которым родители отдают своих детей в вальдорфскую школу, являются: их желание воспитать неординарную личность, дать ребенку необычное образование, отсутствие в школе понятия «отставание в развитии» и др. Привлекают родителей и небольшие группы (классы), индивидуальный подход, «духовность», доброжелательная атмосфера вальдорфских учреждений.

Вальдорфская педагогика развитие ребенка

В отличие от большинства государственных традиционных образовательных заведений, здесь охотно идут на контакт с родителями, открыты для общения, предлагают посетить уроки, концерты, демонстрируют творческие работы учеников. Этим вальдорфский процесс обучения располагает к себе тех родителей, которые хотят быть активными участниками процесса.

Разочаровываются в вальдорфской педагогике многие родители из-за того, что нетрадиционное обучение не вписывается в рамки принятых стандартов: выпускнику вальдорфской школы сложно учиться потом в других школах, в вузе — из-за разного содержания образовательных программ, характеристик вместо оценок.

Авторитет учителя для некоторых детей превращается в диктат, оригинальные методы обучения: заучивание стихов, иностранных слов без понимания, эвритмия — плавные движения под музыку, — становятся сущим наказанием, как и вязание, игра на музыкальных инструментах.

На вопрос родителей о сложностях перехода для ребенка из вальдорфской школы в обычную дается ответ: «Умный ребенок везде будет учиться».

Попробуем системно оценить достоинства и недостатки вальдорфской методики.

Системное заключение

В вальдорфской педагогике не может не импонировать то, что ребенок поставлен во главу образовательного процесса. Рудольф Штайнер совершенно верно понимал опасность раннего развития интеллекта в ущерб развитию социальных навыков ребенка. Сначала социальная адаптация, а потом уже интеллектуальная нагрузка.

Другое дело, что развитием чувств у ребенка нужно заниматься не до 12 лет, а до 6–7-летнего возраста, когда наступает пора обучения письму, чтению, счету, развитию абстрактного мышления. В 12–15 лет современный ребенок уже проходит пубертат, а значит, времени на развитие его природных задатков у родителей мало, и начинать в 12 лет слишком поздно.

Кроме того, сегодня существенно изменились условия жизни людей, развитие науки шагнуло далеко вперед, и наличие одного учителя, который ведет все учебные дисциплины с первого по седьмой класс, вряд ли способствует высокому уровню знаний учащихся.

Если раньше людей только с нижними векторами было больше и их развитие в вальдорфской школе осуществлялось достаточно хорошо, то в современном городе концентрация детей со звуком, зрением и другими верхними векторами крайне высока, а их развитию очень мало уделяется внимания в вальдорфской школе. Вот тут-то как раз надо «вкладывать в голову».

Сложно не согласиться и с постулатом значимости развития способностей ученика для его успешности в жизни. Вот только создатель вальдорфской педагогической системы не дифференцировал детей по их свойствам. Найти индивидуальный подход к ребенку действительно задача такого педагога, но при этом он опирается на свой личный опыт, эзотерические знания Штайнера, интуицию — то есть у него нет в руках действенного и точного инструментария, позволяющего безошибочно выявить способности ученика, а значит, создать оптимальные условия для их раскрытия.

Детям предлагается творчество, танцы, музыка, которые не для всех дают возможность реализовать природный потенциал. К примеру, есть анально-мышечные дети, врожденные особенности которых вовсе не требуют развития гибкости и грациозности.

Создание в школе и дома тепличных условий жизни для ребенка мало способствует его успеху в реальной жизни. Ребенок должен ставиться во главу угла только до определенной степени — важно дать развиться его векторальным свойствам. А вот бегать вокруг него не нужно. Ребенок — это ребенок, и у него должен быть стимул становиться взрослым.

В 1919 году, когда Рудольф Штайнер создавал свою первую антропософскую школу, это было понятно и исторически оправданно — Германия была подавлена и унижена позорным Версальским миром, поэтому в немецком обществе господствовали настроения бегства от реальности.

Сегодня главным упреком к вальдорфской школе является то, что она далека от жизни, ведь дети учатся прежде всего для жизни, для взаимодействия в социуме, где не будет опекунов и нянек. Очевидно, что за замкнутостью вальдорфских школ, их религиозной спецификой, равно как и за тягой к натуральным материалам, дереву, стоят традиционные ценности анального вектора. Однако искусственная задержка в прошлом мешает детям стать полноценными членами современного общества. Так, ребенок, не имеющий доступа к компьютеру, очевидно, будет отставать от своих сверстников, имеющих возможность развиваться при помощи новейших достижений техники.

Идея Штайнера, что обучение должно воздействовать на душу, мысли, чувства, волю ребенка, без понимания этих самых мыслей и чувств превращается в голословную теорию, которую Штайнер за неимением лучшего снабдил изобретенными им самим эзотерическими выкладками. Педагоги вальдорфской школы, не зная врожденных свойств детей, действуют наощупь.

Вальдорфская педагогика развитие ребенка

Важнейший принцип воспитания и обучения детей — формирование у них нехваток, потребности в изучении чего-либо — не используется. Ребенок развивается по своему образовательному маршруту, изучает то, что ему дается легко, между тем он не научается прикладывать усилия для развития своих способностей. Задачей взрослых является воспитание ребенка, в том числе и через преодоление препятствий, сложностей, создание для него не тепличных условий, а тех, которые работают на его развитие. К сожалению, вальдорфский учебный процесс этого не предусматривает.

Отсутствие духа соревнования, состязания в вальдорфской школе, материальных стимулов (оценки, например) негативно сказываются на учебных результатах, личностных достижениях детей, обладающих кожным вектором, которые получают огромное удовольствие от победы, от лидерства. Вряд ли уживется в вальдорфской школе и уретральный ребенок — маленький вождь, он не сможет находиться в обстановке довлеющего над ним авторитета учителя.

Вальдорфская школа подходит детям с анальным и мышечным векторами — послушным, любящим делать все в определенном порядке, усидчивым. Кожным детям будет импонировать дисциплина, четкий распорядок дня, зарядки, танцы, занятия спортом. Звуковым детям здесь будет недоставать возможностей для развития их особого абстрактного интеллекта.

В вальдорфских детских садах воспитатели любят читать, рассказывать детям сказки братьев Гримм и разные истории о нечистой силе. Это пагубно сказывается на психике зрительных детей: с детства испытывающие страхи, впечатлительные, они после этого начинают видеть у своих кроваток, к примеру, то ангелочков, то Синюю Бороду… Не развиваются их врожденные свойства — из страха в сострадание и любовь.

Итак, родителям, прежде чем реализовать свое естественное желание обеспечить своему чаду раскрытие скрытых способностей, дать ему необычное образование, необходимо понять, каким векторным набором обладает их ребенок, а затем серьезно задуматься над тем, стоит ли связываться с вальдорфской педагогической системой.

Корректор: Евгения Лицкая

Автор публикации:
Ольга КНЯЗЕВА, педагог-психолог.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по
психологии. Уже идут 39369
человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

&nbsp

Даты лекций будут
скоро назначены

Комментарии 20

Источник