В третьяковку с ребенком 2 года

В третьяковку с ребенком 2 года thumbnail

Идем в Третьяковку и рассказываем короткую предысторию. Всю коллекцию музея собрал Павел Михайлович Третьяков. И хотя большая часть его времени уходила на собственный бизнес, он посвящал любимому делу, галерее, сколько возможно: посещал выставки, искал талантливых людей и помогал им. Сам вел строительные работы в галерее, развешивал картины и составлял каталог. Многие художники, работы которых попали в музей, были его друзьями.

Перед тем как зайти в основное здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, расскажите ребенку, что таким сказочным теремком оно было не всегда. Нарядный фасад был построен по эскизу художника Виктора Васнецова.

Безусловно, осмотреть все или многое, как бы вам ни хотелось, не получится. Дошколенок, даже при всем желании, может внимать вам и великим полотнам не более часа.

Психологи знают, а вы не раз убеждались на собственном опыте, что процессы концентрации внимания и волевого самоконтроля еще недостаточно развиты, и дети быстро утомляются от монотонной деятельности.

Не ждите, когда нытье и капризы начнут портить впечатление от просмотра не только вам. Иначе в следующий раз его никакими калачами не заманишь. Для начала выберите хотя бы 3 картины с понятными и знакомыми сюжетами. Для первой встречи с картинами лучше всего подходят полотна русских художников второй половины XIX столетия. Их плюс – предельно понятный сюжет, большой формат, очевидные “плохие” и “хорошие” герои.

Разберем несколько картин

“Богатыри”, Виктор Васнецов, 1898 г., зал № 26

Картина “Богатыри” В. Васнецова

Там же можно посмотреть “Ковер-самолет” (1870 г.), “Аленушка” (1881 г.), “Иван-царевич на сером волке” (1889 г.).

Работы Васнецова висят в отдельном зале. В центре, конечно, знаменитые “Богатыри”. Васнецов работал над картиной около двадцати лет. Распространенное название картины – “Три богатыря” является неправильным.

Сам автор описывал картину так: “Богатыри Добрыня, Илья и Алешка Попович на богатырском выезде – примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?”

Вглядитесь внимательно в их лица – некоторые считают, что Добрыня Никитич подозрительно очень похож на самого Васнецова.

Правда, искусствоведы утверждают, что обычно мастер предпочитал писать простых крестьян. Например, для Ильи Муромца позировал владимирский крестьянин. “Иду по набережной около Крымского моста, – рассказывал потом В. Васнецов, – и вижу: стоит около полка здоровенный детина, точь-в-точь вылитый мой Илья”.

Воскресив грандиозные в своей духовной мощи образы былинных защитников Древней Руси, Васнецов стремился на пороге ХХ века обозначить преемственность героического прошлого русского народа с его великим будущим. При всей конкретности образов, богатыри воспринимаются как мифическое олицетворение силы русской земли.

Могучие фигуры на конях вздымаются подобно горам или исполинским деревьям. Под копытами богатырских коней хрупкая молодая поросль елочки и сосенки – метафора преемственности поколений.

Васнецов наделяет своих героев исконными качествами русского характера. Илья Муромец олицетворяет основательность, мудрую неторопливость и опору на опыт и традиции народа. Гордый боевой дух и стремление защищать свою землю воплощены в Добрыне Никитиче. А в образе Алеши Поповича нашло отражение поэтическое, созерцательное начало русской души, чуткость ко всем проявлениям красоты.

Любимая “конфетная” картина “Утро в сосновом лесу”, Иван Шишкин, 1889 г., зал № 25

Набросок картины “Утро в сосновом лесу” Картина “Утро в сосновом лесу” И. Шишкина

Пожалуй, самый занятный факт заключается в том, что сюжет картины придумал другой художник, Константин Савицкий, да и забавных косолапых малышей нарисовал тоже он.

Однако, если верить легенде, Третьяков стер на картине подпись Савицкого, так что все лавры достались Ивану Ивановичу.

Сам Савицкий сообщил родным: “Картина продана за 4 тысячи, и я участник в 4-ю долю”, а Третьяков говорил: “Начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину”.

Картина детально передает состояние природы. Показан не глухой дремучий лес, а солнечный свет, пробивающийся сквозь колонны высоких деревьев. Часто встречается в картинах художника композиционный прием, когда верхушки деревьев срезаются краем холста и огромные мощные деревья будто бы не вмещаются даже в достаточно большое полотно. Возникает своеобразный пейзажный интерьер.

У зрителя возникает впечатление, что он оказался внутри непроходимой чащи, где уютно чувствуют себя медведи, расположившиеся на сломанной сосне. Чувствуется глубина оврагов, мощь вековых деревьев, солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата.

Во времена СССР кондитерская фабрика “Красный Октябрь” выпускала конфеты “Мишка косолапый”, при этом картинка на фантике в общих чертах была взята с картины “Утро в сосновом лесу”. Шоколад назывался “Три медведя”, хотя на этикетке медведей было четыре. Конфеты и шоколад пользовались популярностью, поэтому так стали называть и саму картину.

“Московский дворик” Василий Поленов, 1878 г., зал № 35

Московский дворик во времена В. Поленова Московский дворик в наши дни

Дом находился в районе Арбата. В июне 1877 г. Василий Поленов переехал из Санкт-Петербурга в Москву и стал снимать квартиру по адресу: г. Москва, Дурновский переулок близ Спаса на Песках. Из окна своей квартиры он и написал этюд к пейзажу “Московский дворик”.

Поленов так описывал историю создания картины:

Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его.

Этюд был переписан на холсте заново (ракурс немного изменен и расширен вид), и во двор были добавлены люди. Эту картину Василий Поленов отправил в Санкт-Петербург на выставку художников-передвижников 1878 г.

Он писал Ивану Крамскому:

К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным. Надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета .

Картина Василия Поленова имела на выставке большой успех и принесла художнику известность. Впервые в истории русской живописи художник объединил два жанра – бытовой и пейзаж.

Публика, уставшая от мрачных и депрессивных полотен передвижников, приняла жизнерадостную солнечную картину с восторгом. Никого не смутила даже помойка, изображенная в левом нижнем углу, которую большинство зрителей принимают за колодец. Вскоре, после выставки, картину для своей галереи приобрел Третьяков.

Рассматривая с ребенком картины, опишите и объясните, что вы на ней видите, задавая наводящие вопросы. А после обязательно спросите его, что он сам думает о художественном произведении и что чувствует. Попробуйте пофантазировать вместе и придумать, а что будет происходить дальше. Сравните героев и пейзажи с нашим временем – что изменилось, а что мы можем наблюдать и по сей день.

картина “Московский дворик” В. Поленова

По окончании просмотра можно купить на память открытки с репродукциями картин, которые особенно понравились юному ценителю прекрасного.

Источник

Первый раз с дочками Третьяковскую Галерею мы посетили, кода старшей было 3 года, а младшей 1,5.

Поделюсь своим опытом, как сделать экскурсию в Третьяковскую галерею для маленьких деток интересной и менее утомительной.

С картинами известных художников мы начали знакомиться задолго до нашего посещения Перед поездкой я подготовила список всех картин, с которыми дочки знакомы, и проверила какие из них представлены в Третьяковской галерее. В ыписала номера залов. Поэтому мы заранее знали, что будем смотреть и в какие залы нам нужно попасть, что значительно сократило наше время посещения музея. Для малышей это важно, так как они быстро устают и теряют интерес. Третьяковская галерея детям понравилась. Они увидели знакомые картины в их реальную величину, какие-то узнали, какие-то просто посмотрели, были и такие, какие прошли мимо.

В это лето планирую очередную поездку в Третьяковскую галерею с дочками. Нам уже 5 и 3 года. Как всегда, готовлюсь к заранее. Возможно вам тоже пригодится эта информация.

Картины Третьяковской галереи детям

Картина Александра Иванова «Явление Христа народу», находится в зале № 10. Обычно картина поражает детей своей величиной, ее размер приблизительно 5 на 7 метров.

третьяковская галерея детям

«Грачи прилетели», так назвал свою картину Алесей Саврасов. Зал № 18. С помощью это картины мы учили времена года. Спросите ребенка, какое время года изображено? Как он догадался, что на картине весна? Грачи прилетают в начале весны. И главный герой картины – это не птицы, а сама весна, которая приходит, сменяя зиму. Грачи как бы первыми рассказали людям о весне, принесли известие. Зима еще не совсем ушла. Но некоторые приметы весны уже можно увидеть. Появились темные лужи на снегу – проталины. Чьи-то следы в нем тоже черные – видна земля, значит, снежок уже не глубокий, как был зимой. Небо пасмурное, но не такое низкое. Это еще ранняя весна. Нет пока зеленой травки, день несолнечный, снег и лёд не растаяли полностью. Зато птички уже спешат, строят новые гнезда, обновляют старые. Глядя на картину, мы как будто слышим птичьи голоса, их веселый шум. Позади деревня: церковь, крыши домов. И люди понимают, благодаря птицам: весна совсем близко.

картины третьяковской галереи детям

Самая наша любимая картина «Утро в сосновом лесу», находится в зале № 25.

Утро в сосновом лесу

Это картина художника Ивана Шишкина. Для деток самое интересное на ней – это медвежата и мама медведица. Оказывается, сначала художник нарисовал только лес, без медвежат. На картине утро, деревья позади в тумане. Лес нарисован точно, как на фотографии. Иван Шишкин замечательно изображал растения, деревья. Но вот животных рисовал не так часто. Поэтому попросил своего друга Константина Савицкого « пририсовать» мишек. Получается, что на самом деле это картина двух художников.

В зале № 26 мы остановились возле трех картин Виктора Михайловича Васнецова. Расскажите ребенку, что этот художник любил «рисовать сказки» и сам себя называл «сказочником». Перед посещением галереи лучше прочитать соответствующие сказки и рассказать малышу кратко о былинах, посвященных русским богатырям. В доступной форме объясните, чем отличается былина от сказки. Сказки рассказывали, а былины – это песни, их пели под музыку (играя на гуслях). Сказка – придуманная история. В былинах есть события и герои выдуманные, сказочные, а есть и настоящие. Некоторые князья, богатыри, о которых поется в былинах, жили на самом деле.

«Алёнушка»

Девушка грустит, сидя на камне в лесу пруда, одна. Никого из людей нет больше на картине. Но если посмотреть внимательно на природу, деревья, то кажется, что они тоже живые, грустят вместе с Алёнушкой, жалеют её. Вода стала темной, небо серое, нахмурилось, солнышко спряталось. Осинки роняют листочки в пруд рядом с девушкой, как будто слезы. Все вокруг невесело, нет ярких, радостных красок – только серые, коричневые, темно-зеленые. Вспомните сказку – что произошло дальше? (Ведьма столкнула Алёнушку в воду). На картине еще нет злой колдуньи, но все так печально, тревожно, что мы догадываемся: скоро что-то случится.

«Иван-Царевич и Серый волк»

Храбрый царевич увез Елену Прекрасную от царя Далмата. Едут они не на лошади, а на волшебном волке. За ними гонятся – мы догадываемся об этом, потому что Иван смотрит с тревогой. Елена как будто неподвижна, задумчива. Лес вокруг темный, мрачный. Но справа на картине видим: расцвела яблоня. Это чудо, потому что яблони цветут весной – а на деревьях вокруг нет листьев. Но как будто природа сочувствует Елене и Царевичу, радуется их любви, хочет им помочь. Художник показал, что любовь может совершить даже такое чудо.

Вопрос ребенку: можно догадаться, что волк скачет очень быстро – почему? (Возможные ответы: волосы царевны развеваются по ветру, волк высунул язык, прижал уши, лапы поднял в прыжке).

«Богатыри»

На картине три богатыря – так раньше называли сильных людей. О них, об их смелости, подвигах пели в песнях-былинах. Часто приходилось им воевать, защищать русскую землю от врага. Мы видим, что они в любое время готовы к бою. В середине самый старший и сильный – Илья Муромец, внимательно смотрит вдаль. Слева – Добрыня Никитич, умный, все замечает. Уже достает меч из ножен – может, видит угрозу вдали. Третий, Алёша Попович – самый молодой. Храбрец, но бывает иногда и хвастливым. У каждого из богатырей – свое оружие: у Муромца – палица, у Добрыни – меч. У Алёши – лук, но у него с собой еще и музыкальный инструмент – гусли (за левым плечом). Богатыри сильные, мощные – большую часть картины занимают они на конях. А вокруг – их родная земля. Позади густые леса, ближе – поля. Страна большая, богатая, но и ей нужна защита.

Богатыри

Исаак Левитан “Золотая осень” – зал 37

Осень была любимым временем года Исаака Левитана, он часто ее рисовал. Эта картина похожа на праздник. Много ярких, веселых красок: желтые, золотые и красные деревья, светлая травка, голубое небо. Вопрос ребенку: какого цвета больше в картине? Он нравится тебе? Что напоминает (тепло, солнце).

Осень бывает разная: поздняя – уже серая, тоскливая, дождливая, листья опали. На картине – пока ранняя осень. Солнечный денёк кажется теплым, так и хочется погулять в этой рощице, побегать по тропинкам. Но мы догадываемся, что скоро придет и настоящая осень, почему? (Справа бурые деревья, с пожухлой листвой. Трава уже не яркая, не летняя, под березами опавшие листья и т.д.). Золотая осень – красивое время, но очень короткое. Листья опадут быстро, и этой красоты мы уже не увидим. Но на картине она останется, художник сумел ее «удержать». И в любое время года сможем теперь посмотреть, полюбоваться.

Золотая осень

«Девочка с персиками» (зал № 40)

Валентин Серов нарисовал на портрете девочку Веру Мамонтову, дочку своего друга. Ей было 12 лет. Мы можем определить по картине время года – это осень. В окне видим золотые листья, на столе фрукты. Комната ярко освещена солнцем. Картина кажется нам теплой, уютной из-за светлых красок, розовых и желтых. Девочка как будто о чем-то задумалась, смотрит внимательно. Но одновременно кажется, что она присела всего на минуту, только прибежала из сада. И сейчас снова может вскочить и помчится играть с друзьями – непоседливая, как все дети. Художник рисовал картину целый месяц, и было очень трудно уговорить Веру подолгу сидеть неподвижно.

Девочка с персиками

Вопросы для детей:

Посмотрите на девочку – как вам кажется, о чем она думает? Пусть ребенок попробует описать настроение девочки. Посчитайте вместе сколько персиков на столе? Персик, это фрукт или овощ? Спросите у ребенка какой его любимый фрукт?

Если вы живете в Москве, Третьяковская галерея детям необходима. Сходите, не пожалеете.

Источник

В третьяковку с ребенком 2 года

Здравствуйте, уважаемые читатели моего блога!

Сегодняшний пост – продолжение темы поездок с детьми, начатой недавно в статье “Путешествия с детьми. Отдых выходного дня”.

Третьяковская галерея – первый музей в жизни моей малышки. Сходили туда в ноябре 2012 г. Опыт получился удачным. С тех пор так и повелось – всю зиму по выходным посещаем один-два музея. Теперь, можно сказать, мы уже опытные в этом вопросе товарищи.

О Третьяковской галерее я уже писала. Но сегодня тема особенная – мы поговорим о посещении Третьяковки с детьми. С какого возраста приводить их в галерею? Какие залы посмотреть? На что обращать внимание? Есть ли какие-то экскурсии специально для детей? Вот такие вопросы обычно волнуют родителей, которые думают о походе с детьми в Третьяковку. Об этом мы и поговорим.

Первый вопрос – когда пора? Скажу коротко – уже пора! Есть вещи, которые человек впитывает с молоком матери – это умение видеть прекрасное с любого возраста. И пусть вас это не смущает. Рано быть не может, может быть только поздно.

В третьяковку с ребенком 2 года

По своему опыту знаю, что в каждом возрасте ребенок воспринимает увиденные картины, но усваивает их по разному. Будучи 2, 3, 4-х летним малышом, он воспринимает картины чувствами, интуитивно, являясь по сути чистым листом бумаги, не имея никаких знаний о художниках и живописи. Но поверьте, каждый ребенок находит что-то близкое себе. Обожаю слушать рассказы родителей о том, на что обратил внимание их ребенок. У кого-то это пейзажи – лес, море, у кого-то “военные” картины – в основном это мальчишки и т.д. А какое наслаждение наблюдать за своим ребенком, видеть, как загораются его глаза, как он радостно верещит и тычет пальчиком.

В третьяковку с ребенком 2 года

Есть картины, которые вызывают восторженную реакцию всех малышей – это картины И.И. Шишкина и В.М. Васнецова. Например, картину “Утро в сосновом бору” не узнать невозможно. Конфеты “Мишка косолапый” сделали свое сладкое дело. Но чем так цепляет 2-х летнюю кроху картина “Три богатыря”, я даже представить не могу. Но реакция (по отзывам и по моему личному опыту) на эту картину есть всегда.

Также наша Софи активно обращала внимание на портреты, особенно детские. Разглядывала их спокойно, но очень внимательно.

Не могу сказать, что за два часа похода по музею она совсем не устала, но удовольствие от нашей самостоятельной экскурсии она получила точно.

Небольшие рекомендации для родителей при посещении Третьяковской галереи:

  • Выбирайте для похода время, когда в музее меньше людей – например, будние дни или утреннее время выходных дней.
  • В зимнее время года обязательно снимайте теплую одежду, брюки от комбинезонов в том числе, чтобы ребенок не парился. Желательно даже брать сменную обувь и переобувать.
  • Если ребенок устал или в принципе плохо видит картину, которая висит высоко, возьмите его на руки, посадите на шею (если вы папа). Так малышу легче воспринимать картины.
  • Не забудьте взять с собой фотоаппарат и оплатить фотосъемку в кассе. Восторженные глаза вашего ребенка стоят того, чтобы запечатлеть их на память!
  • Обязательно купите в музейном киоске какие-нибудь репродукции, альбомы, книги, пазлы, лото, чтобы можно было дома поиграть, почитать, порассматривать картинки, вспомнить поход в галерею, обсудить то, что больше всего понравилось.

Для тех, кто не готов самостоятельно осуществить свой поход в музей, в Москве существуют самые разные центры семейного отдыха, специалисты которых организуют вам посещение самых разных музеев, в том числе и Третьяковской галереи.

В третьяковку с ребенком 2 года

Недавно я узнала об одном очень интересном проекте, который называется “Вместе с Мамой”. Сотрудники этого проекта организовывают экскурсии в Третьяковскую галерею для взрослых с детьми от 1 месяца!

Вот как описывают эту экскурсию авторы: “Путешествие в живописный мир мы готовим таким образом, чтоб всем было интересно и удобно (экскурсию можно будет слушать сидя на полу. Осматривать экспозицию вы сможете в своём ритме). Эта экскурсия расчитана на взрослых, но осматривать мы будем картины с такими сюжетами, которые вы сможете обсудить со своими малышами (в зависимости от возраста: на экскурсии, дома или когда подрастут:)” Экскурсия “Мы идём в Третьяковку!” проходит утром с 10.00 до 11.00, когда у музее еще мало посетителей.

Для школьников и сама Третьяковка проводит экскурсии. Также в экскурсионном отделе можно приобрести индивидуальные абонементы на циклы из 4-х экскурсий.

Например, для детей 7 – 9 лет есть цикл экскурсий на тему “Прогулки по Третьяковской галерее”:

1. Волшебный мир музея

2. Путешествие в Древнюю Русь

3. В Тридевятом царстве

4. О чем художники пишут картины

а также цикл экскурсий на тему “Беседы об искусстве”:

1. Времена года

2. Дом и его обитатели

3. Секреты портрета

4. Приглашение к столу

Для детей 10 – 12 лет абонемент “Знакомство с видами изобразительного искусства”:

1. Живопись

2. Графика

3. Скульптура

4. Декоративно-прикладное искусство (“Сокровищница”)

а также “Знакомство с жанрами изобразительного искусства”

1. Бытовая картина

2. Портрет

3. Пейзаж

4. Историческая картина

Честно говоря, я сама с удовольствием посетила бы такие занятия. Можно себе представить, какая это радость для детей.

Продажа абонементов проходит 2 раза в год – в апреле и ноябре. Стоимость абонемента на октябрь-декабрь 2013 года – 1000 рублей (экскурсионное обслуживание 600 рублей + входные билеты). Родители приобретают себе входные билеты отдельно.

Подробно о записи на абонементы можете прочитать на сайте Третьяковской галереи здесь по ссылке.

В заключение хочу сказать: занимайтесь развитием своих детей с раннего детства. Не жалейте на это времени и сил. Но делайте это с удовольствием. Как пишет в своей книге “Родителям: как быть ребенком” Юлия Борисовна Гиппенрейтер (доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова): “Ребенок по-настоящему растет и развивается рядом со взрослым в те минуты, когда взрослый сам увлечен и живет полной жизнью!”

Источник