В сенсорообогащенной среде наблюдается развитие ребенка

В сенсорообогащенной среде наблюдается развитие ребенка thumbnail

В ходе первого успешного экспериментального применения в отношении людей такого терапевтического метода, как сенсорно-моторное обогащение или обогащение окружающей среды, исследователи задокументировали заметные улучшения у аутичных детей, по сравнению с теми детьми, которые получали традиционные виды поведенческой терапии . Данное исследование было опубликовано Американской Психологической Ассоциацией в мае 2013 года.

Логическим обоснованием данного нового метода лечения является тот факт, что аутичные дети, как правило, имеют сенсорные проблемы, наиболее распространенными из которых считается гиперчувствительность обоняния и осязания. Опираясь на десятилетний опыт работы с животными и задокументированное глубокое воздействие обогащенной среды на поведенческие и неврологические показатели, авторы исследования предположили, что подобное обогащение среды в случае детей, страдающих аутизмом, также может произвести положительный эффект.

«Благодаря тому, что родители могут обеспечить своему ребенку сенсорное обогащение среды, используя предметы, обычно имеющиеся у них дома, эта терапия представляет собой один вариантов улучшения прогресса у ребенка, не требующий больших затрат», говорит соавтор исследования Синтия С. Ву, кандидат наук, научный сотрудник в Университете штата Калифорния.

В исследовании, которое было опубликовано онлайн в журнале Behavioral Neuroscience, приняли участие 28 аутичных мальчиков в возрасте от 3 до 12 лет. Исследователи распределили мальчиков на две группы в зависимости от их возраста и степени тяжести аутизма. В течение шести месяцев обе группы участвовали в стандартной поведенческой терапии, однако в дополнение к этому одна из этих групп также получала ежедневные занятия в рамках метода обогащения окружающей среды.

Родители каждого из 13 детей, которые находились в группе, занимающейся дополнительно в обогащенной среде, получили комплект, содержащий ароматизированные масла, например, яблока, лаванды, лимона и ванили, для того чтобы стимулировать обоняние. Комплект для развития осязания содержал квадраты пластикового коврика для вытирания ног, пену, резиновый коврик для раковины, алюминий, тонкие абразивные листы, войлок и губки. В комплект также были включены части ковра, жесткого полового покрытия, подушки, картон и пузырчатая пленка, для того чтобы родители клали их на пол для создания мульти-текстурированной пешеходной дорожки. Предметы для манипулирования включали копилку с пластиковыми монетами, миниатюрные пластиковые фрукты и небольшую удочку с магнитным крючком. Многие предметы домашнего обихода также были использованы, например, чаши для хранения воды при различных температурах, чтобы ребенок мог окунать в них руку или ногу, а также металлические ложки, которые родители охлаждали или нагревали и прикасались ими к коже ребенка.

Исследователи поручили родителям детей из группы с обогащенной средой проводить по две сессии в день, состоящие из 4-7 упражнений с использованием различных сочетаний сенсорных стимулов для прикосновений, создания температурных изменений, движения и т.п. Каждая сессия занимала от 15 до 30 минут. Кроме того, дети слушали классическую музыку один раз в день.

Согласно результатам исследования, после шести месяцев лечения у 42 процентов детей в группе с обогащенной окружающей средой значительно улучшилось поведение, в частности, отношения с людьми и реакции на увиденное и услышанное, по сравнению с показателем в 7 процентов для группы стандартной терапии. У детей в группе обогащенной среды также улучшились баллы за когнитивные функции, которые касаются аспектов восприятия и рассуждения, в то время как средний балл у детей в группе стандартной терапии несколько уменьшился. Кроме того, 69 процентов родителей в группе обогащенной среды сообщили об улучшении общей картины симптомов аутизма у их детей, по сравнению с 31 процентом родителей группы стандартной терапии, пишут авторы.

«Сенсорное обогащение вполне может быть эффективным методом лечения аутизма», сказал соавтор исследования Майкл Леон, кандидат наук, профессор нейробиологии и поведения из Калифорнийского университета.

«Это исследование является увлекательным по нескольким причинам», считает Марк Блумберг, кандидат наук, редактор журнала Behavioral Neuroscience. «Оно хорошо разработано, основывается на установленных результатах многочисленных экспериментов с участием животных, и оно касается критической необходимости поиска эффективных методов лечения аутизма. Очевидно, что следующим шагом должна стать репликация этих результатов в рамках более масштабного исследования».

Перед проведением эксперимента, большинство детей из обеих групп проходили стандартную при аутизме терапию, основанную на прикладном анализе поведения, которая обычно включает в себя от 25 до 40 часов занятий в неделю с квалифицированным специалистом в течение нескольких лет. Некоторые дети из обеих групп также занимались с логопедом, проходили физическую терапии для мелкой моторики или трудотерапию с различными видами упражнений. Большинство современных методов лечения аутизма должны быть реализованы в очень раннем возрасте, для того чтобы быть эффективными, в то время как метод обогащения среды сработал даже в случае мальчиков, находящихся в возрасте 12 лет, говорится в исследовании.

Читайте также:  Темповое отставание в развитии ребенка

В настоящее время исследователи проводят крупные рандомизированные клинические испытания, в которых также принимают участие и девочки. Еще одним важным следующим шагом станет испытание терапии обогащения среды в условиях, когда ребенок не получает никакого другого стандартного лечения, отмечают авторы.

Статьи по теме: Что такое АВА, а что – не АВА.

Источник: https://www.sciencedaily.com/releases/2013/05/130518153303.htm

Источник

Как влияет сенсорное развитие на детей дошкольного возраста

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли),а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева,А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л. А.Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Вен-гер и др.)справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение -строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета(образца), его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух – точное дифференцирование речевых звуков – и зрительное восприятие начертания букв. Эти примеры легко можно было бы возвести в n-ную степень.

Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это адекватное использование их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет.

  • На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
  • На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
  • Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
  • Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
  • Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
Читайте также:  Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка

Источник

I: {{116}} ТЗ 2; К=А; Т=;

S: Продолжительность математического занятия для детей 67 лет в ДОУ

составляет… в минутах

1. 15

2. 25

3. 35

4. 45

I: {{117}} ТЗ 2; К=А; Т=;

S: Размер наглядных пособий коллективного пользования при проведении занятий в ДОУ не должен быть менее…в сантиметрах

1. 20 : 30

2. 10 : 20

3. 30 : 40

4. 15 : 25

I: {{118}} ТЗ 2; К=А; Т=;

S: Для детей младшего дошкольного возраста в ДОУ в соответствии с программой обучения и воспитания предусматривается проведение в неделю

1. 10 занятий

2. 15 занятий

3. 5 занятий

4. 19 занятий

I: {{119}} ТЗ 2; К=А; Т=;

S: Для детей старшего дошкольного возраста в ДОУ в соответствии с программой обучения и воспитания предусматривается проведение в неделю

1. 10 занятий

2. 14 занятий

3. 5 занятий

4. 19 занятий

I: {{120}} ТЗ 2; К=А; Т=;

S: В ДОУ для детей ясельных групп устанавливается…разовый

1. дневной сон

2. двух

3. трех

4. одно

I: {{121}} ТЗ 2; К=А; Т=;

S: Труд в природе как элемент воспитания детей дошкольного возраста предусматривает

1. уход за растениями

2. сервировку стола

3. чистку одежды после прогулки

4. копку картофеля

I: {{122}} ТЗ 2; К=А; Т=;

S: На какое время суток приходиться подъем уровня функционального состояния у детей

1. 811 часов

2. 1316 часов

3. 1920 часов

4. 1214 часов

I: {{123}} ТЗ 2; К=А; Т=;

S: К группе динамических занятий относят

1. лепку

2. музыкальное

3. математическое

4. языковое

I: {{124}} ТЗ 2; К=А; Т=;

S: Не принято выделять в рамках организации образовательной деятельности в ДОУ… группы занятий

1. интересные

2. динамические

3. легкие

4. трудные

I: {{125}} ТЗ 2; К=А; Т=;

S: В ДОУ общего типа должно быть организовано … разовый прием пищи

1. трех

2. четырех

3. пяти

4. шести

I: {{126}} ТЗ 2; К=А; Т=;

S: К нарушению дневного сна у детей может привести

1. подвижная игра перед сном

2. чтение книг сказок

3. прослушивание музыки

4. прогулка

I: {{127}} ТЗ 2; К=А; Т=;

S: К компонентам режима дня здоровых детей дошкольного возраста не относят

1. прием пищи

2. прогулки на свежем воздухе

3. массаж

4. личную гигиену

I: {{128}} ТЗ 2; К=А; Т=;

S: Для выработки условного рефлекса необходимо

1. однократное сочетание сигнала и подкрепления

2. наличие только сигнала без подкрепления

3. неоднократное сочетание сигнала и подкрепления

4. наличие посторонних раздражителей

I: {{129}} ТЗ 2; К=А; Т=;

S: Взаимодействие и общение детей друг с другом и детей со взрослыми способствует становлению …поведения

1. мотивационного

2. адаптивного

3. ассоциативного

4. социального

I: {{130}} ТЗ 2; К=А; Т=;

S: Если ребенок лучше запоминает наглядные образы, цвет предметов, звуки, лица, то у него преобладает … память

двигательная

эмоциональная

словеснологическая

нагляднообразная

I: {{131}} ТЗ 2; К=А; Т=;

S: У детей 67 лет преобладает

1. произвольная память

2. абстрактное внимание

3. произвольное внимание

4. непроизвольное внимание

I: {{132}} ТЗ 2; К=А; Т=;

S: Если ребенок при пересказе прочитанной книги воспроизводит даже незначительные детали, в процессе мышления предпочитает образные представления, то он относится к… типу

1. смешанному

2. слабому

3. художественному

4. мыслительному

I: {{133}} ТЗ 2; К=А; Т=;

S: О развивающемся переутомлении у школьника не указывает(ют)

1. посторонние отвлечения учащегося

2. правильность выполненного задания

3. изменение и ухудшение подчерка

4. частые беспорядочные выкрики с места

I: {{134}} ТЗ 2; К=А; Т=;

S: Режим дня, питания, условия быта, место проживания человека относят к …………факторам среды

1. биологическим

2. социальным

3. химическим

Читайте также:  Интернет не помогает развитию ребенка

4. физическим

I: {{135}} ТЗ 2; К=А; Т=;

S: У детей дошкольного возраста преобладает

1. конкретно – образное мышление

2. произвольное внимание

3. произвольная память

4. абстрактное мышление

I: {{136} ТЗ 2; К=А; Т=;

S: Сенсорный (слуховой) центр речи находится в … доле больших полушарий

1. затылочной

2. лобной

3. височной

4. теменной

I: {{137} ТЗ 2; К=А; Т=;

S: В сенсорообогащенной среде наблюдается… развитие ребенка

1. замедленное психическое

2. ускоренное психическое

3. остановка

4. ускоренное физическое

I: {{138} ТЗ 2; К=А; Т=;

S: Избирательность психических процессов, обеспечивающая сосредоточение на объекте, это

1. внимание

2. ощущения

3. память

4. восприятие

I: {{139}} ТЗ 2; К=А; Т=;

S: Причиной замедленного психического развития ребенка не может стать

1. сенсорообогащенная среда

2. генетические факторы

3. сенсорная депривация

4. отсутствие социальных контактов

I: {{140}} ТЗ 2; К=А; Т=;

S: Разновидность памяти, обеспечивающая сохранение информации о текущих событиях в течение короткого времени, называется

1. медленный

2. долговременной

3. кратковременной

4. быстрой

I: {{141}} ТЗ 2; К=А; Т=;

S: Функционально незрелый ребенок, поступая в первый класс начинает (возможно несколько ответов)

1. демонстрировать снижение интереса к учебе

2. реже болеть

3. часто болеть

4. плохо успевать

5. демонстрировать повышение интереса к учебе

I: {{142}} ТЗ 2; К=А; Т=;

S: Функция организма, наиболее чувствительная к измене­нию микроклиматических условий:

1. терморегуляция

2. сон

3. пищеварение

4. выделение

I: {{143}} ТЗ 2; К=А; Т=;

S: В первой фазе утомления у дошкольников отмечается:

1. ослабление процессов активного торможения и нарастание возбуждения

2. речевые реакции торможения

3. двигательные реакции торможения

4. усиление процессов активного торможения и ослабление возбуждения

I: {{144}} ТЗ 2; К=А; Т=;

S: Организация тренирующего режима дня предполагает

1. имитацию основных режимных моментов ДОУ в домашних условиях

2. резкое изменение суточного режима дня ребенка

3. отмену дневного сна

4. перевод ребенка на 3х разовое питание

I: {{145}} ТЗ 2; К=А; Т=;

S: К компонентам щадящего режима дня не относится

1. удлинение продолжительности дневного сна

2. ранняя спортивная ориентация

3. увеличение в рационе питания ребенка фруктов и овощей

4. дозированность физических нагрузок

I: {{146}} ТЗ 2; К=А; Т=;

S: Ведущие компоненты режима детей дошкольного возраста:

1. занятия физкультурой и пребывание на свежем воздухе до 4х часов

2. сон до 6 часов

3. 6 разовое питание

4. 8 часов учебной деятельности

I: {{147}} ТЗ 2; К=А; Т=;

S: Готовность ребенка к обучению в школе определяют

1. только по координационным способностям

2. по уровню психического и физического развития, координационным способностям

3. только по уровню физического развития

4. только по уровню психического развития

I: {{148}} ТЗ 2; К=А; Т=;

S: Для оценки школьной зрелости определяют

1. остроту зрения

2. силу скелетных мышц

3. жизненную емкость легких

4. уровень произвольного внимания

I: {{149}} ТЗ 2; К=А; Т=;

S: Рекомендуемая кратность приемов пищи для здоровых детей дошкольного возраста

1. три четыре

2. два три;

3. один два

4. четыре – пять

I: {{150}} ТЗ 2; К=А; Т=;

S: Повышение возбудимости коры головного мозга у детей дошкольного возраста не может быть достигнуто

1. умыванием холодной водой

2. использованием музыкального фона

3. использованием дыхательных упражнений

4. высказыванием замечания

I: {{151}} ТЗ 2; К=А; Т=;

S: Рациональное чередование деятельности в режиме дня предполагает

1. просмотр фильма после чтения книги

2. проведение музыкального занятия после математического

3. чистку верхней одежды перед прогулкой

4. проведение математического занятия после музыкального

I: {{152}} ТЗ 2; К=А; Т=;

S: К компонентам суточного режима не относят

1. личную гигиену

2. прием пищи

3. учебную деятельность

4. прием витаминов

I: {{153}} ТЗ 2; К=А; Т=;

S: К группе занятий изобразительным творчеством не относят

1. конструирование

2. лепка

3. аппликация

4. дидактическая игра по сенсорному восприятию

I: {{154}} ТЗ 2; К=А; Т=;

S: Продолжительность динамических занятий для детей 45 лет составляет… минут

1. 15

2. 20

3. 30

4. 45

I: {{155}} ТЗ 2; К=А; Т=;

S: К группе трудных занятий не относят

1. ознакомление с окружающим миром

2. основы грамоты

3. конструирование

4. развитие речи

Источник