В сенсорообогащенной среде наблюдается развитие ребенка

В ходе первого успешного экспериментального применения в отношении людей такого терапевтического метода, как сенсорно-моторное обогащение или обогащение окружающей среды, исследователи задокументировали заметные улучшения у аутичных детей, по сравнению с теми детьми, которые получали традиционные виды поведенческой терапии . Данное исследование было опубликовано Американской Психологической Ассоциацией в мае 2013 года.
Логическим обоснованием данного нового метода лечения является тот факт, что аутичные дети, как правило, имеют сенсорные проблемы, наиболее распространенными из которых считается гиперчувствительность обоняния и осязания. Опираясь на десятилетний опыт работы с животными и задокументированное глубокое воздействие обогащенной среды на поведенческие и неврологические показатели, авторы исследования предположили, что подобное обогащение среды в случае детей, страдающих аутизмом, также может произвести положительный эффект.
«Благодаря тому, что родители могут обеспечить своему ребенку сенсорное обогащение среды, используя предметы, обычно имеющиеся у них дома, эта терапия представляет собой один вариантов улучшения прогресса у ребенка, не требующий больших затрат», говорит соавтор исследования Синтия С. Ву, кандидат наук, научный сотрудник в Университете штата Калифорния.
В исследовании, которое было опубликовано онлайн в журнале Behavioral Neuroscience, приняли участие 28 аутичных мальчиков в возрасте от 3 до 12 лет. Исследователи распределили мальчиков на две группы в зависимости от их возраста и степени тяжести аутизма. В течение шести месяцев обе группы участвовали в стандартной поведенческой терапии, однако в дополнение к этому одна из этих групп также получала ежедневные занятия в рамках метода обогащения окружающей среды.
Родители каждого из 13 детей, которые находились в группе, занимающейся дополнительно в обогащенной среде, получили комплект, содержащий ароматизированные масла, например, яблока, лаванды, лимона и ванили, для того чтобы стимулировать обоняние. Комплект для развития осязания содержал квадраты пластикового коврика для вытирания ног, пену, резиновый коврик для раковины, алюминий, тонкие абразивные листы, войлок и губки. В комплект также были включены части ковра, жесткого полового покрытия, подушки, картон и пузырчатая пленка, для того чтобы родители клали их на пол для создания мульти-текстурированной пешеходной дорожки. Предметы для манипулирования включали копилку с пластиковыми монетами, миниатюрные пластиковые фрукты и небольшую удочку с магнитным крючком. Многие предметы домашнего обихода также были использованы, например, чаши для хранения воды при различных температурах, чтобы ребенок мог окунать в них руку или ногу, а также металлические ложки, которые родители охлаждали или нагревали и прикасались ими к коже ребенка.
Исследователи поручили родителям детей из группы с обогащенной средой проводить по две сессии в день, состоящие из 4-7 упражнений с использованием различных сочетаний сенсорных стимулов для прикосновений, создания температурных изменений, движения и т.п. Каждая сессия занимала от 15 до 30 минут. Кроме того, дети слушали классическую музыку один раз в день.
Согласно результатам исследования, после шести месяцев лечения у 42 процентов детей в группе с обогащенной окружающей средой значительно улучшилось поведение, в частности, отношения с людьми и реакции на увиденное и услышанное, по сравнению с показателем в 7 процентов для группы стандартной терапии. У детей в группе обогащенной среды также улучшились баллы за когнитивные функции, которые касаются аспектов восприятия и рассуждения, в то время как средний балл у детей в группе стандартной терапии несколько уменьшился. Кроме того, 69 процентов родителей в группе обогащенной среды сообщили об улучшении общей картины симптомов аутизма у их детей, по сравнению с 31 процентом родителей группы стандартной терапии, пишут авторы.
«Сенсорное обогащение вполне может быть эффективным методом лечения аутизма», сказал соавтор исследования Майкл Леон, кандидат наук, профессор нейробиологии и поведения из Калифорнийского университета.
«Это исследование является увлекательным по нескольким причинам», считает Марк Блумберг, кандидат наук, редактор журнала Behavioral Neuroscience. «Оно хорошо разработано, основывается на установленных результатах многочисленных экспериментов с участием животных, и оно касается критической необходимости поиска эффективных методов лечения аутизма. Очевидно, что следующим шагом должна стать репликация этих результатов в рамках более масштабного исследования».
Перед проведением эксперимента, большинство детей из обеих групп проходили стандартную при аутизме терапию, основанную на прикладном анализе поведения, которая обычно включает в себя от 25 до 40 часов занятий в неделю с квалифицированным специалистом в течение нескольких лет. Некоторые дети из обеих групп также занимались с логопедом, проходили физическую терапии для мелкой моторики или трудотерапию с различными видами упражнений. Большинство современных методов лечения аутизма должны быть реализованы в очень раннем возрасте, для того чтобы быть эффективными, в то время как метод обогащения среды сработал даже в случае мальчиков, находящихся в возрасте 12 лет, говорится в исследовании.
В настоящее время исследователи проводят крупные рандомизированные клинические испытания, в которых также принимают участие и девочки. Еще одним важным следующим шагом станет испытание терапии обогащения среды в условиях, когда ребенок не получает никакого другого стандартного лечения, отмечают авторы.
Статьи по теме: Что такое АВА, а что – не АВА.
Источник: https://www.sciencedaily.com/releases/2013/05/130518153303.htm
Источник
Как влияет сенсорное развитие на детей дошкольного возраста
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли),а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева,А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л. А.Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Вен-гер и др.)справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение -строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета(образца), его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух – точное дифференцирование речевых звуков – и зрительное восприятие начертания букв. Эти примеры легко можно было бы возвести в n-ную степень.
Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это адекватное использование их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет.
- На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
- На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
- Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
- Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
- Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
Источник
I: {{116}} ТЗ 2; К=А; Т=;
S: Продолжительность математического занятия для детей 67 лет в ДОУ
составляет… в минутах
1. 15
2. 25
3. 35
4. 45
I: {{117}} ТЗ 2; К=А; Т=;
S: Размер наглядных пособий коллективного пользования при проведении занятий в ДОУ не должен быть менее…в сантиметрах
1. 20 : 30
2. 10 : 20
3. 30 : 40
4. 15 : 25
I: {{118}} ТЗ 2; К=А; Т=;
S: Для детей младшего дошкольного возраста в ДОУ в соответствии с программой обучения и воспитания предусматривается проведение в неделю
1. 10 занятий
2. 15 занятий
3. 5 занятий
4. 19 занятий
I: {{119}} ТЗ 2; К=А; Т=;
S: Для детей старшего дошкольного возраста в ДОУ в соответствии с программой обучения и воспитания предусматривается проведение в неделю
1. 10 занятий
2. 14 занятий
3. 5 занятий
4. 19 занятий
I: {{120}} ТЗ 2; К=А; Т=;
S: В ДОУ для детей ясельных групп устанавливается…разовый
1. дневной сон
2. двух
3. трех
4. одно
I: {{121}} ТЗ 2; К=А; Т=;
S: Труд в природе как элемент воспитания детей дошкольного возраста предусматривает
1. уход за растениями
2. сервировку стола
3. чистку одежды после прогулки
4. копку картофеля
I: {{122}} ТЗ 2; К=А; Т=;
S: На какое время суток приходиться подъем уровня функционального состояния у детей
1. 811 часов
2. 1316 часов
3. 1920 часов
4. 1214 часов
I: {{123}} ТЗ 2; К=А; Т=;
S: К группе динамических занятий относят
1. лепку
2. музыкальное
3. математическое
4. языковое
I: {{124}} ТЗ 2; К=А; Т=;
S: Не принято выделять в рамках организации образовательной деятельности в ДОУ… группы занятий
1. интересные
2. динамические
3. легкие
4. трудные
I: {{125}} ТЗ 2; К=А; Т=;
S: В ДОУ общего типа должно быть организовано … разовый прием пищи
1. трех
2. четырех
3. пяти
4. шести
I: {{126}} ТЗ 2; К=А; Т=;
S: К нарушению дневного сна у детей может привести
1. подвижная игра перед сном
2. чтение книг сказок
3. прослушивание музыки
4. прогулка
I: {{127}} ТЗ 2; К=А; Т=;
S: К компонентам режима дня здоровых детей дошкольного возраста не относят
1. прием пищи
2. прогулки на свежем воздухе
3. массаж
4. личную гигиену
I: {{128}} ТЗ 2; К=А; Т=;
S: Для выработки условного рефлекса необходимо
1. однократное сочетание сигнала и подкрепления
2. наличие только сигнала без подкрепления
3. неоднократное сочетание сигнала и подкрепления
4. наличие посторонних раздражителей
I: {{129}} ТЗ 2; К=А; Т=;
S: Взаимодействие и общение детей друг с другом и детей со взрослыми способствует становлению …поведения
1. мотивационного
2. адаптивного
3. ассоциативного
4. социального
I: {{130}} ТЗ 2; К=А; Т=;
S: Если ребенок лучше запоминает наглядные образы, цвет предметов, звуки, лица, то у него преобладает … память
двигательная
эмоциональная
словеснологическая
нагляднообразная
I: {{131}} ТЗ 2; К=А; Т=;
S: У детей 67 лет преобладает
1. произвольная память
2. абстрактное внимание
3. произвольное внимание
4. непроизвольное внимание
I: {{132}} ТЗ 2; К=А; Т=;
S: Если ребенок при пересказе прочитанной книги воспроизводит даже незначительные детали, в процессе мышления предпочитает образные представления, то он относится к… типу
1. смешанному
2. слабому
3. художественному
4. мыслительному
I: {{133}} ТЗ 2; К=А; Т=;
S: О развивающемся переутомлении у школьника не указывает(ют)
1. посторонние отвлечения учащегося
2. правильность выполненного задания
3. изменение и ухудшение подчерка
4. частые беспорядочные выкрики с места
I: {{134}} ТЗ 2; К=А; Т=;
S: Режим дня, питания, условия быта, место проживания человека относят к …………факторам среды
1. биологическим
2. социальным
3. химическим
4. физическим
I: {{135}} ТЗ 2; К=А; Т=;
S: У детей дошкольного возраста преобладает
1. конкретно – образное мышление
2. произвольное внимание
3. произвольная память
4. абстрактное мышление
I: {{136} ТЗ 2; К=А; Т=;
S: Сенсорный (слуховой) центр речи находится в … доле больших полушарий
1. затылочной
2. лобной
3. височной
4. теменной
I: {{137} ТЗ 2; К=А; Т=;
S: В сенсорообогащенной среде наблюдается… развитие ребенка
1. замедленное психическое
2. ускоренное психическое
3. остановка
4. ускоренное физическое
I: {{138} ТЗ 2; К=А; Т=;
S: Избирательность психических процессов, обеспечивающая сосредоточение на объекте, это
1. внимание
2. ощущения
3. память
4. восприятие
I: {{139}} ТЗ 2; К=А; Т=;
S: Причиной замедленного психического развития ребенка не может стать
1. сенсорообогащенная среда
2. генетические факторы
3. сенсорная депривация
4. отсутствие социальных контактов
I: {{140}} ТЗ 2; К=А; Т=;
S: Разновидность памяти, обеспечивающая сохранение информации о текущих событиях в течение короткого времени, называется
1. медленный
2. долговременной
3. кратковременной
4. быстрой
I: {{141}} ТЗ 2; К=А; Т=;
S: Функционально незрелый ребенок, поступая в первый класс начинает (возможно несколько ответов)
1. демонстрировать снижение интереса к учебе
2. реже болеть
3. часто болеть
4. плохо успевать
5. демонстрировать повышение интереса к учебе
I: {{142}} ТЗ 2; К=А; Т=;
S: Функция организма, наиболее чувствительная к изменению микроклиматических условий:
1. терморегуляция
2. сон
3. пищеварение
4. выделение
I: {{143}} ТЗ 2; К=А; Т=;
S: В первой фазе утомления у дошкольников отмечается:
1. ослабление процессов активного торможения и нарастание возбуждения
2. речевые реакции торможения
3. двигательные реакции торможения
4. усиление процессов активного торможения и ослабление возбуждения
I: {{144}} ТЗ 2; К=А; Т=;
S: Организация тренирующего режима дня предполагает
1. имитацию основных режимных моментов ДОУ в домашних условиях
2. резкое изменение суточного режима дня ребенка
3. отмену дневного сна
4. перевод ребенка на 3х разовое питание
I: {{145}} ТЗ 2; К=А; Т=;
S: К компонентам щадящего режима дня не относится
1. удлинение продолжительности дневного сна
2. ранняя спортивная ориентация
3. увеличение в рационе питания ребенка фруктов и овощей
4. дозированность физических нагрузок
I: {{146}} ТЗ 2; К=А; Т=;
S: Ведущие компоненты режима детей дошкольного возраста:
1. занятия физкультурой и пребывание на свежем воздухе до 4х часов
2. сон до 6 часов
3. 6 разовое питание
4. 8 часов учебной деятельности
I: {{147}} ТЗ 2; К=А; Т=;
S: Готовность ребенка к обучению в школе определяют
1. только по координационным способностям
2. по уровню психического и физического развития, координационным способностям
3. только по уровню физического развития
4. только по уровню психического развития
I: {{148}} ТЗ 2; К=А; Т=;
S: Для оценки школьной зрелости определяют
1. остроту зрения
2. силу скелетных мышц
3. жизненную емкость легких
4. уровень произвольного внимания
I: {{149}} ТЗ 2; К=А; Т=;
S: Рекомендуемая кратность приемов пищи для здоровых детей дошкольного возраста
1. три четыре
2. два три;
3. один два
4. четыре – пять
I: {{150}} ТЗ 2; К=А; Т=;
S: Повышение возбудимости коры головного мозга у детей дошкольного возраста не может быть достигнуто
1. умыванием холодной водой
2. использованием музыкального фона
3. использованием дыхательных упражнений
4. высказыванием замечания
I: {{151}} ТЗ 2; К=А; Т=;
S: Рациональное чередование деятельности в режиме дня предполагает
1. просмотр фильма после чтения книги
2. проведение музыкального занятия после математического
3. чистку верхней одежды перед прогулкой
4. проведение математического занятия после музыкального
I: {{152}} ТЗ 2; К=А; Т=;
S: К компонентам суточного режима не относят
1. личную гигиену
2. прием пищи
3. учебную деятельность
4. прием витаминов
I: {{153}} ТЗ 2; К=А; Т=;
S: К группе занятий изобразительным творчеством не относят
1. конструирование
2. лепка
3. аппликация
4. дидактическая игра по сенсорному восприятию
I: {{154}} ТЗ 2; К=А; Т=;
S: Продолжительность динамических занятий для детей 45 лет составляет… минут
1. 15
2. 20
3. 30
4. 45
I: {{155}} ТЗ 2; К=А; Т=;
S: К группе трудных занятий не относят
1. ознакомление с окружающим миром
2. основы грамоты
3. конструирование
4. развитие речи
Источник