В период кризисного развития у ребенка наблюдается полное подчинение
Кризисные периоды в развитии детей
Уважаемые специалисты учреждений дополнительного образования детей (УДОД), ранее нами рассматривались вопросы возрастных особенностей психического развития детей в частности возрастные периоды развития детей, а точнее периоды относительно спокойные, или стабильные. Так же отмечалось, что дети развиваются неравномерно и наряду со стабильными существуют так называемые критические периоды (кризисы). О них и пойдет речь в данной статье. Данный материал может быть полезен специалистам УДОД, как при разработке дополнительных образовательных программ, так и в процессе их реализации.
Рассматривая кризисы как закономерность психического развития человека, зная их периодичность и причины возникновения, их можно, по меньшей мере, предсказать, а значит смягчить неизбежные, встроенные в природу человека и избежать тех, которые являются результатом неправильного выбора самого человека.
Термин «кризисы возрастные» был введен Л.С. Выготским, который определял их как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов и рассматривал это в качестве критериев возрастной периодизации, характерных для конкретного этапа развития. По Выготскому, возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику человека. При возникновении нового в развитии обязателен одновременно и распад старого. Л.С. Выготский полагал такое разрушение необходимым.
Основные возрастные кризисы происходят в период детства и подростковый период, это характеризуется тем, что именно на начальных годах жизни человек накапливает ведущие знания и восприятия самого себя, которые являются базисом для его дальнейшего позиционирования себя в системе социального и личностного общения. В первое десятилетие жизни психика ребенка проходит такое «расстояние», с которым не сравнится ни один последующий возраст. В кризисные периоды в относительно короткий срок происходят кардинальные изменения, сильно заметные окружающим.
«Все мы родом из детства» как говорил замечательный ученый, основоположник психоанализа З.Фрейд, имея в виду основные причины возникновения психических заболеваний, неврозов, отклонений у взрослого человека. Поэтому наибольшее внимание современности уделено именно детским кризисам.
К числу кризисов детского возраста принадлежит кризис новорожденности, кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис семи лет и подростковый кризис. В силу значительных индивидуальных, социокультурных и других различий хронологические границы возрастных кризисов достаточно условны и могут заметно колебаться (известно, что за последние полвека на 1-2 года “помолодели”, по крайней мере, два последних из вышеназванных кризисов).
Для критических периодов характерны следующие особенности:
Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. В это время кризис достигает апогея.
Трудновоспитуемость детей в критические периоды в свое время послужила отправной точкой их эмпирического изучения. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с мучительными переживаниями.
Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Однако возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития. Выготский назвал эти приобретения новообразованиями.
Форма, длительность и острота протекания кризисов может заметно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей ребенка, социальных и микросоциальных условий, особенностей воспитания и обстановки в семье, педагогической системы общества и типа культуры в целом.
Негативизм, упрямство, капризность, состояние повышенной конфликтности и другие, свойственные кризисному возрасту негативные поведенческие проявления обостряются в случае игнорирования взрослыми новых потребностей ребенка в сфере общения и деятельности и, напротив, смягчаются, не исчезая полностью, при правильном, т. е. достаточно гибком и чутком воспитании. Поэтому крайне важно, чтобы конфликтность и трудновоспитуемость ребенка в кризисные периоды воспринимались как сигнал назревшей необходимости изменений, а не как аномалии поведения, и не заслоняли от родителей и воспитателей непреходящего позитивного значения кризисов для процесса формирования личности ребенка.
Характеристика кризисных периодов в развитии детей
1. Кризис новорожденности (0-2 месяца) был не открыт, а высчитан и выделен как особый кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.
Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец – максимально социальное существо.
С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи.
Основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Проявляется новообразование в форме комплекса оживления, который включает в себя следующие реакции:
общее моторное возбуждение при приближении взрослого;
использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения;
обильные вокализации во время общения с матерью;
реакция улыбки.
Комплекс оживления служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления – основным критерием нормальности психического развития ребенка. Комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не только удовлетворяют витальные потребности ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т.п.), но и общаются и играют с ним.
2. Кризис одного года характеризуется освоением речевого действия. Организм младенца регулировала биологическая система, связанная с биоритмами. Теперь же она вошла в противоречие с вербальной ситуацией, основанной на самоприказе или приказе со стороны взрослых. Таким образом, ребенок в возрасте около года оказывается вообще без системы, позволяющей ему надежно ориентироваться в окружающем мире. Биологические ритмы сильно деформированы, а речевые не настолько сформированы, чтобы ребенок мог свободно управлять своим поведением.
Кризис характеризуется общим регрессом деятельности ребенка, как бы обратным развитием. Эмоционально проявляется в аффективности. Эмоции примитивные. При этом наблюдаются различные нарушения:
нарушение всех биоритмических процессов (сон – бодрствование);
нарушение удовлетворения всех витальных потребностей (например, чувства голода);
эмоциональные аномалии (угрюмость, плаксивость, обидчивость).
Кризис не относится к числу острых.
3. Кризис 3-х лет.
На подходе к кризису присутствует четкая когнитивная симптоматика:
острый интерес к своему изображению в зеркале;
ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других. У девочек интерес к нарядам; мальчики начинают проявлять озабоченность своей эффективностью, например, в конструировании. Остро реагируют на неудачу.
Кризис 3-х лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы называют семизвездием кризиса 3-х лет.
Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.
Упрямство – ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением.
Строптивость безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет.
Своеволие – ребенок стремится все делать сам.
Протест-бунт – ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими.
Симптом обесценивания проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.
Деспотизм – ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.
Кризис протекает как кризис социальных отношений и связан со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция “Я сам”. Ребенок познает различие между “должен” и “хочу”.
Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. У детей начинает формироваться воля. Они перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Чувство стыда и неуверенности вместо автономии возникают тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.
4. Кризис 7-ми лет.
Основным симптомом кризиса семи лет является потеря непосредственности.
Это кризис саморегуляции. Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе, поведение становится вычурным. С одной стороны у него в поведении появляется демонстративная наивность, которая раздражает, так как интуитивно воспринимается окружающими как неискренность. С другой, кажется излишне взрослым: предъявляет к окружающим нормы.
Для ребенка распадается единство аффекта и интеллекта, и этот период характеризуется утрированными формами поведения. Ребенок не владеет своими чувствами (не может сдерживать и управлять ими). Дело в том, что, утратив одни формы поведения, он не приобрел еще другие.
Базальная потребность – уважение. Любой младший школьник высказывает претензию на уважение, на отношение к нему как ко взрослому, на признание его суверенитета. Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания.
Дети учатся удовлетворять свои физические и духовные потребности способами, приемлемыми для них самих и тех, с кем они общаются. Затруднения в усвоении новых норм и правил поведения могут вызвать неоправданные самоограничения и сверхнеобходимый самоконтроль. Поощрение самостоятельности детей способствует развитию их интеллекта и инициативы. Если же проявлениям независимости часто сопутствуют неудачи или детей излишне строго наказывают за какие-то проступки, это может привести к тому, что чувство вины возобладает над стремлением к самостоятельности и ответственности.
5. Кризис подросткового возраста – это кризис социального развития, напоминающий кризис 3-х лет (“Я сам”), только теперь это “Я сам” в социальном смысле.
Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Кризис относится к числу острых.
Развитие на этом этапе действительно идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка – личностная нестабильность.
Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Дети способны выполнять так же, как и прежде, только механические задания.
Происходит переход от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств.
С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники.
Мышление в подростковом возрасте – это не одна из функций в ряду других, а ключ для всех остальных функций и процессов. Под влиянием мышления закладываются основы личности и мировоззрения подростка.
Второй симптом кризиса – негативизм. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.
У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже – в 14-16 лет.
Поведение подростка во время кризиса необязательно имеет негативный характер. Л.С.Выготский пишет о трех вариантах поведения.
Негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Причем это длится либо несколько недель, либо подросток надолго выпадает из семьи, недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот, туп. Это трудное и острое протекание наблюдается у 20% подростков.
Ребенок – потенциальный негативист. Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Таких детей большинство, примерно 60 %.
Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей.
6. Кризис юношеского возраста напоминает кризисы 1 года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция). В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, а следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам.
У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей).
Это период, в котором определяется дальнейшая профессиональная деятельность.
Рассмотрев основные характеристики кризисных периодов, нельзя обойти вниманием то, каким же образом смягчить, свести к минимуму негативные проявления возрастных кризисов и то, как вести себя взрослым (родителям, педагогам и т.д.), столкнувшимся с этими проявлениями. Именно эти вопросы мы будем рассматривать в следующий раз.
Источники:
Возрастные кризисы. https://www.syntone.ru/library/psychology_dict/vozrastnyje_krizisy.php
Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2005.
Малкина-Пых И. Г. – Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.- М.: Издательский центр «Академия», 1999.
Туревская Е.И. Возрастная психология.- Тула, 2002.
Объект и предмет возрастной психологии. Основные проблемы возрастной психологии. Возрастные кризисы. https://bank.orenipk.ru/Text/t11_5.htm#22
Психология развития. Словарь. https://slovari.yandex.ru/dict/psychlex3/article/PS3/ps3-0011.htm
Источник
На сегодняшний день специалисты не пришли к единому мнению о том, как именно происходит психическое развитие и отчего возникают периоды кризиса. Человеческая психика развивается неравномерно. Бывают периоды затишья, когда все идет постепенно. А бывают скачки, тогда все быстро и резко.
Причины скачков в развитии
Ученые пришли к выводу, что у детей в возрасте от года до шестнадцати лет, этапы психического развития совпадают с всплесками мозговой активности. До года, у ребенка таких мозговых волн, которые влияют на поведение малыша, аж целых 12 штук.
Кризисные и стабильные периоды развития
Психологи разделяют развитие человека на кризисные и стабильные периоды.
Стабильный период довольно длителен. На протяжении всего времени личность человека плавно меняется. Нет резких перемен и сдвигов. Накапливаются небольшие изменения, которые к концу этого периода дают хороший толчок в развитии. И ничего не предвещает наступление кризиса.
Кризисный период по временным рамкам гораздо короче стабильных периодов. В идеале пара месяцев. В сложных ситуациях бывает и до 2-х лет. Но это скорее исключение, чем правило. Это хоть и короткие периоды жизни, но всегда очень бурные. Кризис никогда не проходит бесследно.
Общие признаки кризиса:
- Отсутствие четких границ перехода из периода стабильности в кризис;
- Невероятно сложно заниматься воспитанием вашего чада в моменты кризиса;
- Все, что работало раньше, перестает действовать;
- Крайне негативный путь развития. Если брать к примеру стабильный период, то он скорее созидает. А кризис наоборот – разрушает.
Базовые моменты перехода от одного этапа к другому:
- Кризис новорожденности (0 – 2 месяца) – сам процесс рождения и вхождение в наш мир;
- Кризис одного года – переход от младенчества к раннему детству;
- Кризис трех лет – шаг к дошкольному развитию;
- Кризис 7 лет – трудный путь в школьники;
- Подростковый кризис – начинается в возрасте 11-12 лет, самый продолжительный из всех кризисных периодов;
- Кризис ранней юности – 15-17 лет, уже не ребенок и еще не взрослый.
Все кризисы без исключения проявляются излишним упрямством, непослушанием и капризами. И малыши все это очень бурно выражают.
Кризис новорожденных
Непосредственно сам момент рождения – это очень сложный период для ребенка. Отделение от мамы. Новые условия жизни – окружающая температура, необходимость дышать легкими, смена метода питания, освещение. Сосредоточения слуховые и зрительные – все это ступеньки в психическом развитии.
Крохе приходится осознавать, что ему надо выживать в этом огромном незнакомом мире. В этот сложный период чувство страха доминирует. Крик и плач малыша в моменты пробуждения от незащищенности и неуверенности.
Совет!
Идеальным средством успокоить ребенка в этот момент будет материнская грудь. Для того, чтобы успешно преодолеть вместе с ребенком кризис новорожденного, маме надо стараться максимально быстро реагировать на призывы малыша. Ощущение защищенности и покоя в этот весьма непростой период – хорошая база для закладки степени доверия к окружающим в будущей жизни.
Признаком того, что этот кризис закончился, послужит комплекс оживления. Когда кроха станет узнавать близких, улыбаться и радостно дрыгать ручками и ножками. Эти события скажут вам, что ваш кроха подбирается к кризису младенчества.
Кризис 1 года
Кризис возрастных рамок. Малыш уже многому научился, у него появилась масса возможностей. А вместе с возможностями, выросли и потребности.
Ребенок научился ходить, и территорий для исследований стало гораздо больше. Он считает себя вполне самостоятельным, чтобы решать куда именно ему идти. Но страх еще остался и мама совсем не помешает где-то рядом.
В среднем кризис 1 года происходит в возрасте от 9 месяцев до 18. Пугаться этого не стоит и делать преждевременные выводы о сложном характере ребенка не надо.
Тут главное умело вырулить, чтобы по окончанию кризиса малыш не растерял свои исследовательские навыки, а интерес изучать мир не пропал. В то же время, он должен четко уяснить, что родители умнее, они много знают и умеют. И слушаться их надо.
Признаки этого кризиса:
- Завышенные требования внимания к своей персоне;
- Излишнее упрямство;
- Попытки ребенка делать то, что он раньше делал без проблем, по своему;
- Повышенная обидчивость, агрессивность;
- Ребенок может стать противоречивым и непоследовательным;
Совет!
Важно набраться терпения, выработать стратегию. Мама всегда рядом, она поможет, но мама не курица-наседка. Дать ребенку максимально безопасно проявить свое «Я». Гиперопека явно не сыграет хорошую роль.
Хорошо помогает давать право выбора вашему маленькому бунтарю. Предлагать на выбор его одежду, игрушки, еду. Ну и обязательно разные развивающие игры, они помогут ребенку справиться с эмоциональным напряжением.
Кризис 3-х лет
Вот вроде подошли к концу бессонные ночи, колики, долгие укачивания перед сном. Ваш карапуз неплохо говорит, самостоятельно кушает. С ним можно ездить в гости. Малыш во многих вопросах довольно самостоятелен. Казалось бы можно перевести дух. Но не тут то было.
В трехлетнем возрасте ни с того ни с сего, ваше милое дитя, становится ноющим, все отвергающим человеком. Любимое теперь слово – нет. Истерики частят до невозможности. Катания по полу дома и в общественных местах, становятся нормой. Родители хватаются за голову. Что делать и куда бежать, нашего ребенка подменили!
Первое, что надо делать – успокоиться. Кризис трехлетки это проходящее явление.
Этот кризис очень похож на кризис дошкольника. Это вечное нет. Время его наступления совсем не обязательно ровно в три года. Временные рамки – 6 месяцев до или после дня рождения.
Признаки кризиса 3-х лет:
- Настойчивые, вплоть до активной истерики, требования купить ему что-то в магазине;
- Ежедневные проверки рамок дозволенного;
- Истерики по поводу и без него;
- Слово «нельзя» перестало работать вообще;
- Желание на прогулке убежать куда-то в совершенно противоположную от родителей сторону;
- Абсолютно любые предложения воспринимаются в штыки, не хочу, не буду любимые ответы;
- Переубедить ребенка в чем-то в этом период, бывает невероятно сложно;
- Попытки делать все самостоятельно, тогда как не выходит, снова скандал потому что не смог.
Основная причина такого поведения – попытка отделить «Я» от родителей. Желание отстоять свою независимость. Поступки сделанные якобы на зло родителям, таковыми не являются. Малыш в этом возрасте, еще не понимает, как по другому можно самоутверждаться.
Совет!
Важно, никогда не пытаться сломать ваше дитя, не стоит переделывать его на свой лад. Не надо сильно круто наказывать, но и поощрять такое поведение не стоит. Кризис трех лет надо просто переждать.
Кризис 7-ми лет
Ваш ребенок и вы вместе с ним уже пережили несколько психологических кризисов. И вероятно вас мало, что удивит. И все же. Вот ваш уже совсем не малыш, пошел в школу.
Сама суть этого кризиса не особо отличается от предыдущих. Разве что перечить родителям ваш ребенок стал более разнообразно.
Причины такого изменения в поведении довольно серьезны. В возрасте шести лет начинается активная фаза смены молочных зубов. Происходит резкое вытягивание всего тела. Активно развивается лобный отдел коры головного мозга. Нервные процессы стали особенно подвижны. В частности процесс возбуждения. Вот и причина того, что ваш семилетка бегает и прыгает по дому как заведенный. Настроение у него меняется со скоростью света. Разгон от слез до заливистого смеха, и все это за десять минут.
Признаки этого кризиса:
- Начал кривляться, манерничать;
- Активно вступает в спор с родителями;
- Выдерживает паузу перед выполнением просьбы родителей;
- Отказ от выполнения того, что он раньше делал не задумываясь;
- Подражание поведению и манерам взрослых;
- Желание во что бы то ни было, отстоять свое мнение;
- Крайне резкая реакция на критику в его адрес;
- Появление самостоятельных занятий.
Этот кризис очень важен для формирования у ребенка будущих черт характера и своего собственного стиля поведения.
Формируется самооценка, идет смена мотиваций от игр, до создания чего-то нового самостоятельно. Попытки примерить на себя роль взрослого.
Совет!
Постарайтесь преподнести просьбу о действии, которое вы хотите получить от ребенка, в какой-то необычной форме. Детей интригуют рассказы о каких-нибудь супергероях, которые делали также.
В этом возрасте дети вполне могут принять решение о том как одеться и сколько покушать, основываясь на своем опыте. Напомните ему о том, что было в прошлый раз, когда он плохо оделся. Или скушал не очень полезную еду и потом плакал от болей в животике.
Разрешайте спорить с вами.
Проблема распорядка дня остро стоит у детей в этом возрасте. Не давите. Уточните сколько именно времени ему надо, чтобы закончить то или иное действие.
Подростковый кризис
Средний возраст наступления этого кризиса отличается у девочек и мальчиков, так же как и форма протекания. У мальчиков процесс идет не так мягко как у девочек. Девчачий возраст от 11 и до 16 лет. Мальчишки же позже начинают бунтовать, с 12 лет и до 18.
Этот кризис – вершина перехода во взрослую жизнь. Основная задача этого периода – обретение автономии как личности. Научиться отвечать за свои поступки, нести полную ответственность за свое поведение.
Как пройдет переходный возраст и сколько это займет времени, зависит от внутренних и внешних факторов.
Гиперконтроль и опека со стороны родителей (внешний фактор), может усугубить протекание кризиса. Ранее получить навыки быть самостоятельным, ребенку не давали. Теперь нутро подростка требует быть самостоятельным, а на деле не получается. Родители не принимают всерьез эти попытки, что приводит к дополнительным ссорам и скандалам.
Индивидуальные психологические особенности (внутренний фактор). С раннего детства у подростка уже есть определенный набор привычек, сложившиеся черты характера, специфика внешности, разные навыки общения. Скромность, стеснительность и застенчивость. Все это может создавать препятствия для вновь появившихся потребностей и стремлений.
Признаки этого кризиса:
- Желание общаться с ребятами старше себя или со сверстниками, выходит на первый план;
- Решение подростка единственно верное, без вариантов;
- Появления новых страхов. Страх провала, поражения, физических изменений во внешности. Боязнь остаться нереализованным и одиноким. Страх стать кем-то другим, не быть самим собой.
В этот сложный для всей семьи период, не стоит забывать, что организм подростка переживает глобальные физические изменения. Идет процесс полового созревания, что само по себе уже большой стресс для любого человека. Из-за этого затруднена работа сердца, легких и мозг кровоснабжается нестабильно.
Все это влечет за собой изменения во внешности ребенка. Будет повышаться интерес к своей внешности, образ нового «Я» будоражит и отвлекает подростка.
Совет!
Важно научиться находить компромиссные решения со своим ребенком. Семья должна «работать» одним фронтом. Требования и правила отныне распространяются на всех одинаково. Таким образом ребенок ощутит себя с вами одной командой.
Принимайте ваше повзрослевшее чадо как полноценную личность. Все важные семейные решения, должны приниматься сообща. Ваш личный пример управлениями эмоциями может показать ему, как поступают взрослые люди.
Постарайтесь найти какие-то общие увлечения. Старайтесь быть в курсе того, что интересно вашему ребенку. Любые начинания надо максимально поддерживать. И похвала за достижения обязательна. Ни при каких обстоятельствах не стоит делать сравнения с другими подростками.
Юношеский кризис (кризис 17 лет)
Семнадцать лет замечательный возраст. Все еще впереди. Столько желаний и возможностей.
Период характеризуется переходом от жизни подростка к взрослой жизни. К этому времени все физические изменения уже завершены. В плане психологии, осознание себя еще продолжает формироваться. Принимается решение о дальнейших планах на жизнь. Личность человека уже более ли менее сформирована и он способен принимать самостоятельные решения.
В подростковом возрасте, ребенок видит жизнь через призму настоящего времени. По окончанию же школы, юноша или девушка, уже смотрят на мир глазами будущего. Вступая во взрослую жизнь надо принимать решение где продолжить обучение, какая профессия будет по душе.
Все эти вопросы и тревоги приводят к очередному сложному моменту. Это переломный момент в жизни каждого человека. Он зовется кризисом юности.
В этот период невероятна важна поддержка близких и любимых людей. Окончив школу, человек вступает в жизнь, которая ему до этого была неведома. До этого все было как-то спланировано и ожидаемо. Родной дом, школа, друзья. Но пришло время кардинальных изменений и это пугает.
У юношей дополнительный стресс может вызвать необходимость проходить службу в армии. Все мы знаем что армия это не курорт. Чрезмерная физическая активность и психологические нагрузки – не так просто переносятся молодым организмом.
Признаки этого кризиса:
- Излишний эгоизм;
- Повышенное желание к сопротивлениям, к преодолению трудностей;
- Романтические порывы, героизм. Непреодолимая тяга ко всему неизвестному и рискованному;
- Взгляд в далекое будущее, и это важнее, чем то, что есть сейчас и здесь.
Важный момент этого периода – заканчивается половое созревание. Появляется желание жить половой жизнью. На пороге полная независимость и свобода, по наступлению совершеннолетия. В преддверие этого, мысль о бытие мирской жизни, будоражит мозг наших детей.
Все, вышеперечисленное, это не последние кризисы в нашей жизни. Своими словами понятие кризис, можно охарактеризовать так: «мы не хотим жить по-старому, а как по-новому еще не придумали».
Источник