В каком возрасте начинают заниматься развитие с ребенком
Для каждого родителя их малыш уникальный и неповторимый. Заботливые мамы и папы готовы едва ли не с рождения учить ребенка читать, считать, различать цвета и формы. А некоторые даже включают композиции великих музыкантов, чтобы «формировать музыкальный вкус». Но идет ли это малышу на благо или, наоборот, может отбить тягу к знаниям, разбирались с экспертами.
Когда начинаем?
«Как, ваш ребёнок ещё не ходит на “развивашки?”», – страшная фраза опытных мам для новобранцев в армии родителей. А вот специалисты считают, что каждому малышу – свое время, и торопить его не стоит.
– Заниматься «развивашками» можно с рождения, но дома. В год отдавать ребенка на занятия не стоит, – уверена музыкальный руководитель МБДОУ № 6 Елена Козлова.
Солидарна с мнением педагога и психолог детской областной клинической больницы имени Ю.Ф. Горячева Ирина Логинова:
– Лучше всего эмоционально-психологическое развитие малыша начинать еще внутриутробно. Будущая мама должна петь ему колыбельные песни, читать сказки. Хорошо, если мама в этот период учит иностранный язык, занимается своим собственным развитием. Это положительно отразится на развитии ребенка после рождения. После рождения нужно продолжать разговаривать с малышом, использовать потешки, песни, сказки. Не надо думать, что малыш ничего не понимает. Именно до года малыш впитывает в себя всю окружающую его информацию. До трехлетнего возраста малыш еще не может функционировать в обществе сверстников. Он больше всего нуждается в маме, поэтому в этот период мама, ориентируясь на особенности своего ребенка, сама подбирает для развития необходимые методики. А вот с трехлетнего возраста малыш стремится к общению со сверстниками. На помощь маме придут школы раннего развития, детские сады, индивидуально подобранные занятия.
А дома не хуже!
На самом деле все дети с самого рождения только и делают, что развиваются. Знакомятся с окружающим миром, новыми ощущениями и эмоциями. Перед каждым малышом ежедневно открывается что-то новое. И далеко не всегда дети, которые с раннего возраста посещали образовательные центры, станут более развиты и усидчивее в школе.
– Ни один из моих мальчишек не посещал развивающие занятия в раннем возрасте. Во-первых, наш папа очень любит сам заниматься с детьми после работы. Буквы, чтение, счет, физические упражнения и зарядка – это по его части, дети с удовольствием занимаются вместе с ним, да и ему в радость. Во-вторых, мы как многодетная семья получали место в детском саду очень быстро, и уже примерно с двух лет наши мальчики его посещали, получая знания и там тоже, – поделилась опытом мама шестерых сыновей, обладательница главного приза акции «Роди патриота в День России» Вероника Потапова.
Не заставлять, а заниматься в удовольствие!
Именно под таким девизом растит свою младшую дочь Алису замгубернатора Ульяновской области Наталья Мартынова, которая открыла для нас свои секреты воспитания:
– На развивающие занятия в раннем возрасте мы Алиску не водили. Как только чуть подросла – отдали на танцы, очень она это дело любит. А потом подключили английский, ей понравилось, а я и не против. Ролики, лыжи и плавание сама люблю и дочь привлекаю, чтобы мы могли проводить время вместе, а не потому, что ращу чемпионку. Еще с рождения мы много читаем – первые книжки были прочитаны, пока Алисе не было и месяца.
Заполняем график по максимуму или выбираем что-то одно?
Несмотря на то, что профессионалы советуют не спешить бежать в развивающие центры, некоторые родители выбирают иной путь, и день их малышей в возрасте 3-5 лет расписан по часам. Танцы, гимнастика, бассейн, рисование, английский – все для широкого кругозора. В таком ритме и взрослому человеку жить непросто. Может, стоит сосредоточиться на чем-то одном? Но как понять, что именно ребенку по душе?
– Лучший способ узнать, на какие занятия записать ребёнка – поговорить с ним на эту тему и узнать, какие занятия ему нравятся и на какой кружок он хотел бы записаться.
Наблюдайте за ребёнком. Присмотритесь, какой талант у него есть. Одни дети отлично концентрируются на занятиях и быстро запоминают информацию, другие могут часами сидеть и рисовать, а кому-то требуется постоянное движение. Не ограничивайте ребёнка. Предлагайте ему разные занятия. Пусть он пробует и спорт, и игру на инструменте, и рисование, и театральное творчество. Сходите с ним на семейный мастер-класс или поинтересуйтесь, как прошло первое занятие по футболу. Так вы легко поймёте, увлечён ли ребёнок и стоит ли его записывать в кружок или секцию. На этапе поиска и определения интересов ребёнка нет ничего страшного в том, что он покинет кружок после двух занятий, – делится своим мнением воспитатель младшей группы МБДОУ № 6 Оксана Ефимова.
Кто виноват и что делать?
Моя знакомая отвела своего девятимесячного сына в один из ульяновских развивающих центров, но хватило их на неделю.
– Мой там по потолку ходит, а педагог не пытается его усадить, – жаловалась мама.
Такие ситуации – не редкость. Некоторые дети усидчивые и вдумчивые с рождения, а кто-то с моторчиком в известном месте, и усадить такого непоседу даже на пару минут невозможно. Так что делать в этом случае?
– Детский организм очень хрупок и раним. Малыш 2-3-х лет зачастую может “выдержать” занятие продолжительностью не более 10 минут. Затем наступает период утомления. Ни в коем случае не заставляйте ребёнка заниматься тем, что не приносит ему радость. Такое занятие “через силу” не только не принесёт пользы и развитие для ребёнка, но и может стать причиной фобий. Занятие без удовольствия не приведёт к прогрессу. Также не стоит вести ребёнка на дополнительные занятия, если в данный момент малыш утомлен или, наоборот, чрезмерно возбужден, если накануне было повышение температуры или ребёнок плохо спал, – считает воспитатель МБДОУ ЦРР – детский сад № 242 «Садко» Елена Разинова.
Что ж, исходя из мнений наших экспертов, выходит, что развивающие занятия с детьми в специализированных центрах – это хорошо, но только в том случае, если так комфортно и малышу, и родителям. И только если пользоваться ими дозированно, без фанатизма. Не следует и торопить события сверх меры. Иногда лучшее, что вы можете сделать, чтобы раскрыть все таланты своего ребенка – просто не мешать ему, наблюдать за ним и помогать дома в обстановке любящей его семьи.
Фото Павла Шалагина
Источник
Психологи доказали, что в возрасте от 8 месяцев до полутора лет у ребенка усиленными темпами в коре головного мозга развиваются клетки – нейроны поэтому чем больше малыш познает окружающий мир, тем быстрее происходит их формирование. И наоборот, один день болезни замедляет их развитие на целых 5 дней, поэтому в этот период необходимо всячески оградить ребенка от каких-либо вирусов.
Однажды, придя к психологу, женщина задала ему вопрос: «Доктор, с какого времени нужно начинать заниматься с малышом?»
– «А какой возраст у вашего крохи?» – спросил её доктор
– «9 месяцев» – ответила мать
– Так вот, в воспитании ребенка Вы уже опоздали на целых 9 месяцев!
Многие родители подумают: «А каким образом можно начать заниматься с малышом, если он еще совсем ничего не понимает и не говорит?».
До трех лет у ребенка идет накопительный уровень информации. Малыш с удовольствием обследует разнообразные предметы и проделывает с ними всевозможные манипуляции: как они стучат, обследует их на ощупь и какие действия с этими предметами можно произвести. Внимание ребенка привлекает не только интересная и разноцветная игрушка, а еще и пальчиковые краски, ведь при помощи отпечатка детской ладони на ватмане можно изобразить красивое дерево, а из пластилина вылепить интересного ежа или на небольшом картоне изобразить дорожку из осенних листьев.
С помощью родителей малыш познает мир предметов, знакомится с их предназначением, усваивает правила действия и приобретает социальный опыт.
В совместных занятиях взрослый выступает в роли:
1. Объекта для подражания
2. Помощника и компаньона в совместной деятельности
3. Основным ценителем достигнутого результата
Постепенно малыш начинает осознавать, что любые действия должны приносить определенные плоды в его деятельности. Таким образом, в психике и поведении малыша происходит постепенное развитие мышления и речи.
Как это ни парадоксально – вся наша речь находится на кончиках пальчиков. Чем сильнее развита мелкая моторика пальцев, тем лучше развита и речь ребенка и как следствие – мышление малыша.
Для развития моторики существует большое разнообразие игр и упражнений. Например, пока мама на кухне занимается приготовлением пищи, можно предложить малышу игру – задание «Накормим мышку» – в тарелочке смешиваются два вида крупы – фасоль и горох и малыш должен перебрать ее и разложить по разным емкостям, после чего угостить мышонка. Большое удовольствие ребенок получит, играя в прятки: в баночку с широким горлышком насыпается любая крупа – перловка, греча, рожки в которой прячутся мелкие игрушки, к примеру, от киндер-сюрпризов. Ребенок должен их всех отыскать.
Развитию речи и мелкой моторики рук способствуют разнообразные пальчиковые игры, сопровождающие небольшими стишками. Малыш не только получает массаж ладоней, но и в непринужденной форме запоминает короткие четверостишья.
Современная промышленность предлагает большое разнообразие игрушек, активно развивающих мелкую моторику. В розничной сети можно приобрести всевозможные пирамидки, лабиринты, шнуровки, игры-вкладыши, конструкторы Свинка Пеппа и многое другое. Со строительным материалом и конструктором кроха не только с увлечение будет играть, но и позволит маме немного отдохнуть.
Занимаясь с ребенком, не нужно стоять на одном месте. Как только малыш научился справляться с определенным заданием, следующее необходимо давать с усложнением. Только при таком условии малыш будет развиваться, и получать удовольствие от игры!
Не ограничивайте ребенка, все, что он делает руками, развивает его интеллект!
Светлана, www.vitamarg.com
Изображения взяты на shutterstock.com
Источник
Детское развитие – это важная часть воспитания ребенка. Если интеллектом малыша заниматься с раннего возраста, взрослея, он будет легче воспринимать информацию, добиваться значительных успехов в умственной, творческой, эмоциональной сферах. При этом не существует универсальной методики развития мозга ребенка. Родители должны подобрать ее индивидуально, опираясь на особенности собственного малыша. Для этого нужно прислушиваться к его потребностям и интересам, избегать чрезмерной критики, помогать и поддерживать на пути к взрослению. Как вырастить ребенка способным? Каких ошибок следует избегать родителям и какими правилами руководствоваться?
Периодизация детского развития
Жизнь малыша начинается с периода младенчества. Этот этап входит в закономерности детского развития, когда новорожденный только начинает осваиваться в мире. Постепенно совершенствуются способности видеть и слышать, различать цвета и формы.
Годовалый ребенок переходит в период раннего детства. Теперь он начинает активно интересоваться предметами. Закономерности детского развития утверждают, что на этом этапе малыш особенно любознателен, поэтому родителям стоит уделять больше времени играм и обучению.
Далее следует дошкольный возраст, который делится на младший и старший. Это время для развития речи, совершенствования мыслительных процессов. Ребенок увлекается ролевыми играми, ставит себя на место взрослых. Он интересуется общением со сверстниками, стремится совершенствовать слуховое восприятие речи окружающих.
Следуя закономерностям детского развития, далее, наступают младший школьный возраст, а после него – подростковый возраста. В это время заканчивается основная часть формирования интеллектуальных способностей и личности человека.
Какие бывают теории детского развития
Существует множество теорий, объясняющих процесс развития ребенка. Распространена гуманистическая концепция А. Маслоу, согласно которой, человек подвергается влиянию своих потребностей и мотивация. Благодаря этому происходит детское развитие. Человек постепенно удовлетворяет свои потребности в безопасности, любви, самореализации и других сферах общества, стремясь к независимости, духовному росту.
Психоаналитическая теория Э. Эриксона сосредоточена на эмоциях и взаимоотношениях. Согласно ей, ребенок постепенно переходит от чувств доверия и недоверия к миру к ощущению полноты жизни, преодолевая различные возрастные и поведенческие этапы.
Развитие детского интеллекта попытался объяснить З. Фрейд. По его теории, ребенок проходит несколько стадий (от оральной до генитальной). Во время прохождения каждой из них он концентрирует внимание на определенном участке тела, приносящем ему удовольствие.
Родителям полезно знать основные теории детского развития, чтобы помочь ребенку вырасти всесторонне развитой и здоровой личностью.
Что такое раннее детское развитие?
Развитие детского интеллекта необходимо начинать с появлением младенца в доме. Чем раньше родители возьмутся за обучение малыша, тем проще ему будет учиться в дальнейшем.
Раннее детское развитие может начинаться с младенческого возраста – ребенок развивается, когда с ним общаются взрослые, знакомится с простыми игрушками и предметами, эмоционально откликается на поведение родителей. именно эти реакции малыш закладывают в нем хорошую основу для высокого уровня интеллекта в будущем.
Ранее детское развитие, также, предполагает занятия с ребенком дошкольного возраста, то есть, от трех до шести лет. В это время дети начинают по-настоящему интересоваться окружающим миром. Им хочется бегать, прыгать, исследовать и изучать окружающий мир. Они овладевают речью, их привычки формируются, поведение становится более осознанным. Детское творчество и развитие родители часто стараются стимулировать дополнительными занятиями, которые проводят дома или водят малыша на специальные кружки. Это возможность заниматься развитием ребенка всесторонне.
Психологи, однако, напоминают, что не нужно резко отрывать ребенка от игрушек и приучать к умным книгам. Развивать умственные способности малыша нужно в игровой форме, не требуя от него напряженной работы.
Методики детского развития: что нужно знать родителям?
Многообразие методик позволяет родителям подобрать что-то подходящее конкретно их ребенку. Прежде чем приступить к обучению малыша, необходимо ознакомиться со всеми вариантами.
Метод Глена Домана предполагает развитие детского мышления практически с рождения. Родителям необходимо позаботиться о том, чтобы все игрушки, упражнения, карточки, которыми занимается малыш, совершенствовали его интеллектуальные навыки.
Методика М. Лазарева предполагает обучение ребенка с малых лет при помощи музыки, ярких цветов и движения. Техника гарантировано стимулирует развитие детского интеллекта, а для ее применения на практике существуют специальные «бимбаскеты» – специальные наборы.
Популярный метод М. Монтессори гласит, что детям необходимо лишь создать атмосферу для развития умственных способностей. По теории специалиста, ребенок до трех лет обучается быстрее и эффективнее.
Что включает в себя развитие детской моторики
Развитие детской моторики тесно связано с формированием речи и интеллекта ребенка, что обеспечивает близость двух отделов головного мозга. Именно по способности управлять руками часто судят подготовленность малыша к занятиям в школе, усвоению информации.
Заниматься ребенком нужно с младенчества. Развитие детской моторики предполагает игры с бусами, ладушки, манипуляции с бумагой. Можно предоставить ребенку возможность играть с маленькими крупинками или порисовать на песке, обязательно под присмотром взрослых. Моторику развивает классический массаж ладоней.
Развитие детской моторики стимулирует лепка, раскрашивание, вырезание и собирание паззлов. Способности рук улучшает перелистывание страниц книги, завинчивание крышек.
Какие бывают детские игры для развития речи?
Детские игры для развития речи – это действенный способ научить ребенка говорить четко и правильно. Малыши охотно учатся, когда они делают это в игровой форме. Родителями важно максимально разнообразить процесс обучения детей, сделать его проще и приятнее.
Необходимо заинтересовать ребенка, прежде чем начать работать над его устными навыками. Родители могут начать детские игры для развития речи с изучения животных. Мама или папа должны научить малыша имитировать звуки различных зверей и время от времени просить повторять их. Таким образом, ребенок сумеет отточить произношение отдельных слогов.
В специальной развивающей литературе и на просторах интернета можно найти множество стихов, полезных для совершенствования устных навыков малыша. Они легко запоминаются и содействуют отработке произношения различных звуков.
Детские игры для развития речи предполагают дыхательную гимнастику. Она помогает овладеть звуками «ш», «с», «э» и некоторыми другими.
Детские скороговорки для развития речи
Использовать детские скороговорки для развития речи можно с одного года, едва малыш научиться произносить первые отчетливые слоги и полноценные слова. Однако лучше всего заниматься с ребенком позже, когда он начнет понятно излагать собственные мысли.
Главное условие, которое нужно соблюдать, выбирая детские скороговорки для развития речи – веселье. Важно стараться превратить обучение в игру, а фразы подбирать запоминающиеся и забавные. Тогда ребенку будет интереснее повторять их за мамой или папой, учебный процесс не оставит плохих впечатлений.
Чтобы выучить вместе с малышом детские скороговорки для развития речи, следует повторить фразу несколько раз, четко проговаривая слова и звуки. Нельзя сразу требовать от ребенка быстрого произношения. Лучше всего использовать короткие стишки, чтобы их было проще запоминать. Для того чтобы был хороший результат – детские скороговорки для развития речи помогли сформировать речевой аппарат – заниматься необходимо регулярно, каждый раз внося в занятия разнообразие, чтобы ребенок не потерял интерес.
С чего начать детское творчество и развитие?
Развитию младенца содействует постоянное общение. Когда мама и папа читают малышу книги, поют песни, рассказывают стихи, они активизируют его умственную деятельность. Таким образом, детское творчество и развитие начинается с первых дней жизни.
Чтобы дополнительно стимулировать ребенка, можно начать интенсивные занятия. Проводить их можно как самостоятельно, так и с помощью педагога. В любом случае необходимо подобрать индивидуально методику обучения в соответствии с особенностями малыша. Некоторые из них можно применять с рождения, другие – при достижении определенного возраста.
В детском творчестве и развитии главное – постепенность и отсутствие напряжения. Нельзя многого требовать от малыша и заставлять его учиться, иначе можно «отбить» у него тягу к знаниям.
Развитие детской инициативы
Самостоятельность – качество, которое необходимо воспитывать в ребенке с малых лет. Главное в этом деле – запастись терпением и приучать малыша постепенно.
Детское воспитание и развитие не должно начинаться со сложных поручений. Родители должны обучать ребенка самостоятельности с задач, которые он точно сможет выполнить. Для начала можно попросить собрать лишь часть игрушек в ящик или надеть штаны без помощи мамы или папы. Постепенно нужно усложнять задачи.
Важная часть детского воспитания и развития – родительская поддержка. Если ребенок проявляет инициативу и пытается справиться с вопросом самостоятельно, не нужно подавлять это желание и оказывать помощь, пока ее не попросят.
Что такое развитие детского самоуправления?
Детское самоуправление – это способность ребенка справляться без посторонней помощи. Формировать самостоятельность необходимо, ведь она важна для развития детского мышления. Ребенок, способный учиться и ухаживать за собой с минимальной помощью взрослых людей, упрощает и свою жизнь, и родительскую и вся семья получает больше времени для приятных и веселых совместных занятий.
Приучать малыша к самостоятельному выполнению заданий необходимо постепенно, однако, с раннего возраста. Пусть сначала дети собирают игрушки в комнате и одеваются с помощью родителей, но, с каждым разом помощь должна уменьшаться. Важно объяснять ребенку, почему необходимо поддерживать порядок и делать что-либо самостоятельно, хвалить его за проявление инициативы.
Детское воспитание и развитие невозможно без доверия и свободы. Если родители запрещают малышу делать элементарные вещи без посторонней помощи, он не сможет стать самостоятельным. Важно постепенно увеличивать масштабы свободы и больше доверять ребенку, чтобы помочь ему добиться успеха.
С чего начинается развитие детской одаренности
Одаренный ребенок требует повышенного внимания родителей и педагогов. Для развития детского интеллекта в таком случае необходимы особые условия. Важно окружить его предметами, нужными для удовлетворения любознательности и проявления изобретательности. Главным фактором развития является поддержка, исходящая от родителей и педагогов. Нельзя подавлять инициативу и творчество малыша, строго наставлять его и диктовать, что делать.
Кроме этого необходимо подобрать грамотного педагога, способного составить индивидуальную программу для ребенка. Полноценное развитие детского мышления со школьным учителем, который устанавливает для всех единые требования, может не привести к развитию детской одаренности.
Развитие детского интеллекта: правила
Тренировать умственные способности ребенка можно как дома, так и с педагогом. Однако в любом случае важно обеспечить ощущение поддержки и атмосферу дружелюбности во время занятий.
Развитие ребенка должно проходить в игровой форме. Не нужно заставлять малыша заниматься целыми днями – достаточно часа ежедневно. Для совершенствования умственной деятельности рекомендуют решать с ребенком логические задачи, отгадывать загадки на смекалку. Вероятно, детей постарше заинтересуют головоломки и интеллектуальные игры.
Детские отклонения в развитии
Для родителей ребенка, у которого наблюдаются детские отклонения в развитии, воспитание может стать трудным процессом. Стоит всерьез заняться малышом при проявлении следующих признаков:
- страсть к однообразию;
- нежелание общаться;
- беспричинная агрессия;
- отсутствие зрительного контакта;
- нарушения сна.
При подборе правильной методики обучения и профессиональных педагогов можно значительно уменьшить детские отклонения в развитии или ликвидировать их вовсе, в том случае, если они вызваны педагогической запущенностью.
Если причиной детского отклонения в развитии является задержка умственных способностей, ребенку нужно дополнительное сопровождение педагогов и родителей, возможно, занятия в коррекционной школе.
Какие есть нарушения психического развития в детском возрасте
Родители могут столкнуться с сенсорными нарушениями у ребенка. В таком случае у него будут наблюдаться серьезные проблемы со слухом и зрением. При поражениях нервной системы заметны умственная отсталость, нарушения речи и двигательных функций.
Если родители своевременно заметили тревожные симптомы и обратились за помощью к специалисту, есть высокий шанс ликвидировать детские отклонения в развитии. Поэтому при необычном поведении ребенка, прогрессировании нарушений стоит немедленно начать терапию.
Детское развитие – область, требующая определенных знаний и умений. Когда родители и педагоги активно вкладываются в этот процесс, у них есть все шансы вырастить психически здорового и способного ребенка.
Использованы фотоматериалы Shutterstock
- Исследование способности к выбору в детских возрастах / Носкова Н. В. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология.. = 2010. – ВАК
- Формирование языковой картины мира ребенка раннего возраста / Ефимова М. В. // Ярославский педагогический вестник. = 2016. – ВАК
- Игра – форма организации жизни и деятельности детей / Батурина О. В. // Достижения науки и образования. = 2018
- Лепка в дошкольном возрасте как универсальное средство развития и познания окружающей действительности / Алексеева С. О., Башкатов И. А. // Историческая и социально-образовательная мысль. = 2017. – ВАК
- Творческая деятельность ребенка как основа развития психики и личности / Юнхуэй Се // Эксперимент и инновации в школе. = 2013
- Интеллектуальное развитие ребенка / Фенев Е. А. // Вопросы науки и образования. = 2017
Источник