В европу на машине с ребенком 4 года
Ну вот мы и вернулись…
Коротко:
5400 км, 16 дней.
Москва – Брест – Острава – Инсбрук – Аугсбург – Вена – Москва.
Это было наше первое путешествие не машине, да еще и с ребенком. Но нам очень понравилось!
Хочу поделиться опытом с сообщниками:-)
Давно мы хотели попутешествовать на машине, Европу давно и нежно любим, 2 катальных сезона не выезжали в горы – понятное дело из-за Майи. В общем, все звезды были расположены так, чтобы в очередной отпуск мы поехали зимой кататься на досках в Альпы на машине. Вопрос, куда деть Майю не стоял, естесвенно с нами – нужно ребенка приобщать к хорошему и правильному отдыху.
Машине была куплена зимяя “резина-липучка”, взят напрокат багажник THule. Ох как он нас выручил, спасибо ему.
Маршрут наш лежал из РОсии, через Белоруссию, Польшу в Чехию и далее в Австрию.
Выехали мы 17.02 в 6 утра. За этот день мы проехали Россию и Белоруссию. В Белоруссии мы были первый раз, но ехать по ней одно удовольствие – автобан с хорошим покрытием, 120 км/ч. Немного заблудились в Бресте – надо было свернуть влево, а мы почесали прямо. На границе провели 2 часа – 1 час Белорусская таможня, 1 час – Польская. На заметку: на Белорусской границе с детьми до 3 лет можно без очереди проезжать – мелочь, а приятно.
В 20 км от границы нашли приятный отельчик “Pod Debami” и за 50 евро за все переночевали в удобной теплой комнате с душем и всеми делами, а также вкусно позавтракали.
18.02 – Польша – Чехия. По польше ехать тяжело – скорость 90-50. Трасса проходит по тысяче населенных пунктов и в каждом фоторадар. А штраф по почте получить не хочется, вот и соблюдали в основном. Плюс большая часть дороги по 1 полосе в каждуй сторону и много круговых, на которые если въезжает фура, то все стороны астревают, пока она там развернется. Поблудились немного в Katowice – у них там покруче нашего МКАДа дорога с кучей съездов, а навигатр не все знал, вот и петлял нас. И тем не менее около 8 по Чешскому времени мы приехали в деревню Хуквалды, где нас поджидал чешский коллега и столик в ресторане “У поморника”, где по показаниям Г. подают обалденные стейки. Да, стейки действительно достойные и “пивечко” очень вксное. В общем приятно ровели время компании Романа С. и его беременной жены чешки Даши, я только так и не поняла это у нее чешское имя или русский вариант. Майя носилась по ресторану, разве что в очаг, где жарились стейки, не залезала, как Буратино, а все остальные помещении иследовала. Это был ее первый настоящий ресторан!
19.02 – Чехия – Австрия, где нас уже ожидало дружественное нам семейство немцев в домике, который мы с ними заранее сняли. Не дорога – одно сплошное удовольствие, быстрая, ровная дорога, с кучей указателей, чем не очень грешат наши, да и польские дороги…
Дорогу Майка перенесла отлично – спала, ела, играла, читала книжки, смотрела мультики – все по ходу движения на заправах регулярно выходили прогуливаться и разминать косточки. Я поняла, что главное для нее это постоянная смена дейтельности, пусть даже в автомобильном кресле.
Жили мы в 6 км от Инсбрука, на склоне горы. Целую неделю отдыхали на курорте Patcher – Kofel, где в 1964 и 72-м годах проходили зимние олимпийские игры.
Сутра выезжали все вместе на гору и там по очереди катались и гуляли с Майкой, благо там ей очень нравилось и всегда было чем заняться. За это время она отказалась от детской еды и перешла на взрослую, так как обедали мы почти всегда в кафешке на горе.
После обеда она с удовольствием спала прямо там в коляске на свежем воздухе. Мы докатывали до 3-4 часов и ехали домой отдыхать…
Ски-пасс на день стоил 29 евро, на 2 часа 16. Трассы были разные – чем выше, тем круче и сложнее. Хотя и на 3 очереди из 4 было несколько отрезков приятного “синего” оттенка…
Инсбрук прекрасный город, лежащий в расщелине между гор. В один из дней мы решили днвное катание заменить прогулкой о городу и не пожалели…
В Инсбруке, кстати, посетили еще бассейный комплекс. Маюня бултыхалась в детских басейнах с горками и водопадами, а взрослые катались с горок, грелись в сауне и плавали под открытым небом:-) В общем, всем было клево!
А по четвергам и пятницам на Кофеле вечернее катание – с 17 до 21, освещают трассу и катайся себе на здоровье.
26 числа мы распрощались с таким приветливым Olympia House и Австрией и отправились в Аугсбург поностальгировать.
Там мы были 2 дня. В воскресенье так как ничего не работает отправились в зроопарк. Маюн, кстати, была в зоопарке впервые, но ей понравилось, хоть мне понравилось больше:-) сто лет не была в зоопарке… особенно жирафы – они огромные!
Жаль, что в феврале всего 28 дней.
1 марта мы выехали в Вену. Вена встретила нас хорошей погодой и ужасной звукопрницаемостью стен в отеле. Нам удалось побродить по дворцам и кафешкам, покушать венский шитцель и знаменитый торт Захер, которй на поверку оказался обыкновенной “Прагой”, покататься на колесе обозрения, несколько раз заблудиться, посетить Museum Quartier и все за 2 дня. Вена как-то странно построена, что мы часто не могли понять где находимся и как-то терялись на карте. Это ужасно бесило Г. поэтому ему там не понравилось, а мне понравилось – карсивые дворцы, парки. Еще первыйраз наткнулись на детский музей, где есть представления для детишек вообще от 0. Но мы опоздали на наше педставление про подводный мир… С удовольствием вернулась бы в Вену, только летом или весной.
3.03 не рано сутра мы выехали из Вены. Сутра неожиданно обнаружили квитанцию на уплату штрафа под дворничком. На 21 Евро. Но не нашли, где оплатить, и решили потом как-нибудь решить этот вопрос…
К вечеру были на Польско-Белорусской границе. Решили Пересечь границу сутра, а переночевать в Польше. И правильно сделали.
04.03 Сутра – мы приехали туда около 9.30 – мы провели на обеих таможнях всего 35 минут и с радостью въехали в дружественное пространство Белоруссии. А в 12 вечера уже были дома.
За всю 5-тысячную поездку мы не испачкали машину так, как за последние 15 км по МКАДу. Welcome Home!
Источник
Эта статья для тех, кто так же, как и мы, захочет совершить путешествие по Европе на машине. Наш путь лежал в Сербию, через Белоруссию, Польшу, Словакию и Венгрию.
Дальше речь пойдет о том, как подготовиться к такой поездке, какие собрать документы, а также подробно про сам маршрут.
Виза и документы
Загранпаспорт
Естественно, для такой поездки нужен действующий загранпаспорт. И срок его действия должен быть с запасом – паспорт должен быть действительным как минимум 3 месяца с даты окончания поездки.
Визы
Россиянам виза в Сербию не нужна на 30 дней. В Белоруссию тоже. А вот чтобы проехать по Польше, Словакии и Венгрии нужна Шенгенская виза.
Визой стоит озаботиться заранее, хотя бы за пару недель, поскольку даже транзитные визы у поляков делают не меньше недели.
Можно сделать обычную шенгенскую визу или оформить транзитную, если вам хватит трех дней на пересечение стран Шенгена (три дня и две ночи в каждую сторону). Мы получили транзитные визы в польском консульстве.
Требований к документам на транзитные визы чуть меньше. Но если трех дней мало, значит надо делать обычный туристический шенген.
Так получилось, что моя шенгенская виза стояла в одном паспорте, а ехала я по-другому, новому, который получила прямо перед поездкой. То есть виза стояла на момент поездки в аннулированном паспорте, но действующем на момент получения визы.
Меня этот момент немного напрягал, но в польском визовом центре сказали, что это нормально – можно ехать с двумя паспортами, главное, чтобы написание имени и фамилии в двух паспортах совпадало. Могу подтвердить, что так ездить можно – все работает, вопросов на границе не было.
Гринкарта на машину в Европу
Гринкарта (Зеленая карта) – эта страховка на машину на Беларуссию и Европу. Что-то вроде нашего ОСАГО.
Ее можно купить заранее в любой страховой, а можно прямо перед белорусской границей, тарифы у всех и везде абсолютно одинаковые, страховую можно выбрать – Ресо, Согласие, Альфастрахование и т.п., прямо рядом с границей есть небольшие фирменные офисы.
Вот один из таких пунктов, где-то в паре десятков километров от границы с Белоруссией, здесь мы и купили страховку, на оформление ушло минут 5.
Водительские права и документы на машину
Естественно, нужны документы на машину (ПТС), международное водительское удостоверение (МВУ) и национальные водительские права (хотя их у нас никто ни разу не спрашивал) – МВУ и национальные права за границей действуют в комплекте.
Если у вас новые новые права (розово-голубая карточка), то международные водительские права не обязательны, поскольку они соответствуют правилам ЕС и полицейские смогут понять, что в них написано. Правда говорят, что в Италии этих прав не достаточно и по факту полицейские могут оштрафовать на 300 евро.
На самом деле получить МВУ не проблема, экзамены сдавать не надо, сделать их можно за день. Пошлина стоит 1000 руб.
Документы для ребенка
Свидетельство о рождении ребенка – у нас оно всегда с собой, хотя за границей его нигде не спрашивают (проездным документом у ребенка будет собственный паспорт или запись в паспорте родителей).
Автокресло
Если у вас есть ребенок, значит в машине у вас есть автокресло. Штрафы в Европе за отсутствие или то, что ребенок сидит не в автокресле высокие – могут достигать 1000 евро (в зависимости от страны и шоссе – на скоростных шоссе штрафы выше, на дорогах с разрешенной низкой скоростью – ниже).
Итак, документы и вещи собрали, ребенка в автокресле пристегнули. Дальше самое интересное – маршрут.
Маршрут
На машине с ребенком мы проехали только от Москвы до Сербии (около 2 тыс. км.).
До Москвы
Машина изначально находилась у нас в Томске, до Москвы ее тоже нужно было перегнать.
Этот путь (около 3,6 тыс. км) Сергей проехал один, с ребенком там быстро (за 3,5 дня) это расстояние было бы не преодолеть, кроме того, мы не хотели столько дней держать Софию в машине. В итоге до Москвы мы с Софией долетели.
Что касается дороги по России, то самым трудным участком стал Урал. В снегопад и гололед (а было и то, и другое, был ведь конец октября) там можно застрять на неопределенное время. Узкие горные дороги, множество фур, крутые подъемы.
Если что-то случается с какой-нибудь фурой (а Сергей в дороге видел несколько таких ситуаций – фура упала на обочину, фура не может преодолеть подъем и пр.) в пробку встают все машины сзади. То есть планируя маршрут на этом участке, нужно оставлять запас по времени, не делать его слишком жестким.
Из Москвы
Путь из Москвы мы разбили на 5 отрезков, реальность подтвердила, что все спланировали правильно – никто сильно не переутомился, успели и доехать и кое-что по дороге посмотреть:
День 1: Москва – Борисов (Белоруссия) – 650 км.
День 2: Борисов – Брест (Белоруссия) – 450 км.
День 3: Переход белорусско-польской границы, Люблин (Польша) – 200 км.
День 4: Люблин – Кошица (Словакия) – 450 км.
День 5: Кошица (Словакия) – Субботица (Сербия) – 400 км.
Из Москвы в Борисов
По минскому шоссе в сторону Белоруссии мы не ездили уже несколько лет.
Сейчас почти вся русская часть минского шоссе идеальна. А вот на белорусской стороне дорога стала подразбита. Исчез даже намек на границу, также бесследно исчезли в Белоруссии и пункты оплаты дороги.
Дорога теперь платная только для машин свыше 3,5 тонн. Для легковых машин с российскими номерами проезд бесплатный.
Остановились, купили Гринкарту, пьем кофе. Отдыхаем.
Проехать Россию и Белоруссию можно довольно быстро – в Белоруссии разрешенная скорость на шоссе 120. Но все же относительно быстро – чуть ли не 8-9 часов у нас почему-то заняла дорога.
Солнце садится и видно, как четко лежит наш путь на Запад. Мы уже почти на границе с Белоруссией.
Остановились мы на ночевку в Борисове – городок в 80 км. от Минска. Поселились в центральную гостиницу, которая недалеко от жд… Это наш двухкомнатный люкс…
Большинство гостиниц Белоруссии не стоит того, чтобы в них останавливаться. Или запредельно дорого, или жуткий совок.
При этом в этой стране очень легко снять недорого (за 30-40 долларов) очень даже приличную квартиру на сутки. В Бресте мы так и сделали. И вот у нас есть нормальная жилая кухня:
Даже стиралка есть, микроволновка – намного удобнее гостиницы. И комната с нормальной кроватью:
Вообще, если вы едете по нашему маршруту, то останавливаться именно в Борисове никакой необходимости нет, лучше уж в Минске, мы сюда заехали, потому что у нас были дела.
Вот он, Борисов – чистенький и опрятный белорусский городок:
Белорусско-польская граница
Рядом с Брестом есть 2 погранперехода, в Бресте и Домачево (в 40 км. от Бреста).
Мы проходили границу в Бресте, понадеявшись на то, что это будний день. Очередь на границе была в 50 машин, границу мы проходили 4!!! часа.
Вот что мы увидели, приехав к границе.
Теперь мы однозначно только за Домачево, там всегда машин меньше и лучше проехать 40 км., чем 4 часа простоять. В Домачево проходят границу и за 20 минут, и за час. А вот в Бресте хорошим результатом считается два часа.
Количество машин на границе можно узнать заранее, через Интернет – на погранпереходах стоят видеокамеры.
Как происходит переход границы на белорусской стороне
Пограничник обходит 5-6 машин, собирает паспорта, заглядывает в багажник, проверяет наличие Зеленой карты. Потом уносит паспорта в свою будку и проштамповывает.
Мы из машины даже не выходили, вещи наши никто не досматривал, ехали через зеленый коридор, то есть ничего не декларируя.
Естественно, что на белорусской стороне все общение только на русском языке, ни английский, ни тем более белорусский языки не нужны.
Как происходит переход границы на польской стороне
Примерно так же, как и на белорусской. Пограничник проверяет наличие Шенгенской визы, Зеленой карты.
Из машины мы с Софией не выходили, досмотр вещей свелся только к тому, чтобы открыть багажник, хотя машина у нас была забита полностью.
В ЕС нельзя ввозить бензин, за исключением того, что в бензобаке. Мы заранее перелили в бензобак даже из запасной канистры.
Нельзя ни в каком количестве ввозить мясные и молочные продукты. Если едете с ребенком и везете детское питание – планируйте этот момент. Конечно, чаще всего личные вещи не досматривают, но я за соблюдение правил.
Пограничники очень хорошо говорят на русском, так что напрягаться на английском языке не нужно.
Туалеты, кафе и магазины
Вплотную к погранпереходу на белорусской стороне есть круглосуточный магазин, где можно купить чай/кофе и что-то еще из еды, рядом же есть платный туалет.
После того, как пройдете белорусских пограничников, ближайший туалет будет только на польской территории. И там засада в том, что для того, чтобы его посетить нужно иметь злотые (стоит он 2 злотых), в евро или другой валюте заплатить нельзя. Злотые можно поменять в большом здании по левую руку.
Польша
Польша из машины нам понравилась – симпатичные дома, все аккуратно и уютно.
Навигатор повел нас по узкой двухполосной дороге. Средняя скорость 80 км, асфальт плохой, много поворотов.
Это вот сразу после границы, практически такой дорога и будет до Люблина. София устала, не хочет сидеть в машине, мы гуляем.
Развязки крошечные, буквально игрушечные – просто небольшое кольцо, на котором не то что фура, даже Камаз, наверное, не развернется. Не исключено, что по близости где-то была автострада, но навигатор нас на нее так и не вывел.
Выехали из Бреста мы поздновато (в 10), на границе время потеряли, скорость была низкая, стемнело сразу после 5 – в общем, в Люблин мы приехали уже затемно, примерно в 6 вечера. Время детское, а спать хочется и из-за дороги, и из-за разницы во времени (с Томском на 6 часов).
Поставили машину на платную стоянку через дорогу от отеля Folk Delux (отличный вариант на центральной улице за 40 евро, выбирали между ним и этими апартаментами), поужинали и легли спать.
Впечатления от Польши
Люблин немного посмотрели уже утром. Что сказать – центр Люблина чудесен. Узкие улочки, брусчатка, красивые «пряничные» домики, запах из булочных, еще не опавшая листва на деревьях, легкий туман над красивым тихим парком – в общем, Европа.
Люблин оказался так хорош для нашего маршрута, что вот здесь я описала десять аргументов почему нужно заехать именно в Люблин. Там же можно посмотреть наши фото этого городка.
После прогулки и второго небольшого завтрака (как было не принести с собой этой вкусной сдобы?) поехали дальше – во второй день предстояло проехать еще км. 250 по Польше и примерно 200 по Словакии, до города Кошеце.
После Люблина постепенно начались горы, перепады высот, узкие петляющие дороги, а на границе со Словакией просто фантастические по красоте пейзажи – горы, уютные поселочки в долинах, вечерний туман, закатное солнце и розовое с сизым небо.
В Польше много больших удобных заправок, где, в том числе, можно найти нормальное кафе и хорошо пообедать. Большое меню, все очень прилично и легко найти даже что-то, что подойдет ребенку.
Можно заказать что-то особенное, а можно выбрать из нескольких вариантов обеда – тогда получится очень быстро и не потеряете много времени.
У нас же здесь получилась мегаостановка – полтора часа. В ресторане нашлись и какие-то детские игрушки и карандашики, София долго не хотела уходить, но зато здорово отдохнула, повеселилась и размялась.
Словакия
В Словакию мы въехали тоже затемно. Граница с Польшей условна, просто небольшой столбик и щит – это Польша, это Словакия.
Виньетки
Но границу важно не пропустить, потому что сразу перед ней нужно купить виньетку – это такая форма оплаты дороги. Здесь можно купить виньетку сразу две виньетки – и на Словакию, и на Венгрию.
Словацкая виньетка наклеивается на лобовое стекло автомобиля. Венгерские виньетки электронные, номер машины вносится в базу и специальное оборудование на дороге его считает, выяснив есть у вас виньетка или нет.
Впечатления от Словакии
Словакия после Польши показалась немного неуютной – более примитивные по сравнению с польскими бетонные домики, выстроенные вдоль заборов. Хотя здесь все субъективно.
От границы до Кошице дорога узкая, серпантин, очень много фур. Расстояние вроде и небольшое, а как-то непросто далось.
Скоростное шоссе мы увидели только под Кошице, километрах в 20 от города. Окраины Кошице унылые, застроены высокими панельными домами.
Мы поселились в центре (в апартаментах TBS Plus за 33 евро), но я легла спать с твердой уверенность, что мне все тут не нравится.
Слава богу, утром Кошице практически полностью смогло изменить мнение о себе. Очень даже уютный центр у этого городка. Мы с Сергеем даже спорили, должна ли после этого родиться статья «Увидеть Кошице и офигеть».
Гулять мы вышли рано, часов в 7. Так что утренний туман, свежесть и мало людей.
Красивые дома, самая восточная готическая церковь, звук колоколов, утренние кофейни, уютная городская суета – к счастью, город оставил приятных воспоминаний больше.
Естественно, для Кошице тоже нашлось 7 причин туда заехать. Но, по-честному, город оставляет смешанные чувства. Центр выражен здесь очень резко, сразу за пределами старой части города начинается унылая бетонная панельная застройка, много граффити.
Едем дальше. После Кошице очень скоро въезжаем в Венгрию. Граница обозначена парой неприметных столбиков. У кого нет венгерской виньетки – надо здесь остановиться и купить.
Виньетки в Венгрии электронные. При покупке номер машины вносят в базу и дальше оборудование на дороге будет его считывать. А пока дорога все еще вот такая:
То ли Венгрия, то ли Словакия.
Венгрия
Хорошие скоростные шоссе мы увидели только в Венгрии. По этой стране промчались за день, остановившись только на паре заправок, где отобедали перчеными венгерскими колбасками.
Тут же и увидели, как растет кукуруза и горошек Бондюэль, виноградники, яблочные сады и т.п. Венгрия – это поля, сады, бесконечное сельское хозяйство.
Впервые за поездку столкнулись с очень сложной развязкой – куча магазинов, огромный мега-Ашан и т.п., целый магазинный город, и очень сложная развязка, да еще со строительством новой. Чуть не выехали на встречку…
Как обычно отдыхаем на заправках. Уже довольно сильно заметны изменения климата. Теперь чтобы прогуляться, ребенку на улицу достаточно одеть кофточу, несмотря на конец октября.
Приехали накануне Хэлуина.
Ограничений скорости на больших автострадах нет, только в самых сложных местах видели знак ограничения в 110.
И к вечеру вот она, сербская граница. На границе мы провели не больше 20 минут.
Граница, мы еще на венгерской стороне.
Венгерский пограничник на английском говорить даже не попытался, все по-венгерски, но из контекста понятно.
Все, из зоны Шенгена выехали, аккуратно уложившись в три дня, что давала нам транзитная виза.
Сербия
Въезд в Сербию и вовсе проще простого – нужен только паспорт, куда сразу же ставят штамп, позволяющий пробыть в стране 30 дней.
Въезжаем уже в сумерках. Увидев это «Добродошли», дружно рассмеялись. Кстати, здесь много где кириллица.
Осталось преодолеть несколько километров до Суботицы и поселиться в прекрасном Mali Hotel (фото и описание здесь).
Ну вот мы и приехали на машине в Европу. Впереди много путешествий и интересного. В каком-то смысле наша поездка по Европе на машине только началась.
Читать дальше:
Суботица и Палич, первые впечатления о Сербии.
Источник