В чем заключается роль образования в развитии личности ребенка

В чем заключается роль образования в развитии личности ребенка thumbnail

Сложно переоценить роль обучения в развитии личности – образовательный процесс, в широком смысле, является единственно возможным для человека способом развития. Учимся ли мы мастерству рисования, игры на фортепиано, самоконтролю или управлению компанией – в мозгу происходит один и тот же процесс. Он заключается в формировании новых нейронных связей. Если спросить любого взрослого человека, какая часть тела наиболее важна для образования, то каждый даст логичный ответ: голова. Но можно задать и другой вопрос: много ли времени в образовательном учреждении было посвящено тому, как устроен человеческий мозг и как он работает, роль образования в развитии личности?

Вряд ли кто-то, кроме медиков или психологов, сможет ответить утвердительно. Человек каждый год покупает по нескольку замысловатых электрических приборов, принцип действия которых может быть ему так и не ясен. Но, по крайней мере, все мы учимся пользоваться инструкцией по применению. В этой статье мы детально рассмотрим процесс обучения, роль образования в развитии личности, а также те способы, которые позволят его ускорить и оптимизировать.

<<Оглавление>>

роль обучения в развитии личности

Образование и становление личности

Почему роль образования в развитии личности настолько высока? Для ответа нужно рассмотреть понятие личности. Отечественный психолог Д. А. Леонтьев строго разграничивает понятие индивида и личности. Он подчеркивает, что индивид является связью естественных органов, а также функций, которые они выполняют. Личность же, по словам ученого – это иерархия различных видов деятельности. Процесс же обучения – это не что иное, как освоение выбранной человеком профессии, вида деятельности. Леонтьев считал, что личность «появляется на свет» дважды.

Впервые это происходит в возрасте трех лет. Тогда ребенок начинает отделять себя от внешнего мира. Он уже может сдерживать свои потребности, подождать, если это требуется. Младенец «подождать» не может. Второй раз личность рождается при достижении подросткового возраста. «Взрослый ребенок» учиться осознавать свои мотивы, управлять ими. Он сам следит за собой – готовиться к контрольным и экзаменам, выбирает друзей. Затем он делает самостоятельный выбор – создавать ли семью, какую профессию получать.

Значения образования в развитии личности также состоит в том, что любое обучение задействует высшие психические функции человека. К ним относят память, мышление, восприятие, речь. Понятие о высших психических функциях (ВПФ) было введено отечественным ученым Л. С. Выготским. Они не являются генетически определенными, а формируются только при взаимодействии с социумом, когда ребенок становится частью культурной среды (семьи или школы). Человек имеет возможность сознательно управлять ВПФ. Выготского интересовало то, какую роль в образовании и развитии личности несет культурная среда. Он стремился не только подчеркнуть важность социума в развитии ВПФ. Исследователь хотел также выявить, как работает этот механизм.

роль обучения в развитии личности

Готовность к обучению

Каждый ребенок открыт к обретению новых навыков. Он учится ходить, разговаривать, осваивать окружающий мир – всего органы чувств настроены на восприятие информации из внешнего мира. Но по мере взросления жизненные условия все меньше способствуют обучению. Взрослый уже не обладает такой уверенностью – он не готов учиться.

Почему уже через неделю после курсов повышения квалификации сложно вспомнить пройденный материал? Отчего подростки, выходя из класса, могут не помнить, о чем шла речь минуту назад? Такая неготовность проявляется на двух уровнях – физическом и эмоциональном. Если человеку жарко или холодно, если он устал, чем-то обеспокоен, его мысли постоянно заняты проблемами – все это будет очень затруднять обучение. Быть готовыми к обучению так же важно, как и учиться. Если дерево предварительно не обработать шкуркой, то на него не сможет лечь краска. То же самое относится и к освоению новых знаний.

Американский исследователь Пол Маклин писал: «Удивительно, каким образом нашей цивилизации удается отбить желание учиться у самого любопытного существа на планете – человека». Стремление учиться есть у каждого, и оно лежит в основе любопытства и любого неформального обучения. Нам интересно, как ухаживать за определенным растением, или же откуда берет происхождение иностранное слово.

Эмоциональную готовность к освоению новой информации можно оценить, задав самому себе несколько вопросов:

  • Часто ли я испытываю беспокойство?
  • Часто ли я не нравлюсь себе?
  • Бывает ли так, что мысли о работе не дают сосредоточиться?
  • Я слишком устаю, чтобы чем-то заниматься?

Если вы ответили утвердительно хотя бы на один из них, вероятно, вам необходима определенная работа над собой, прежде чем приступить к обучению. Иногда может оказаться, что нужна помощь психолога, чтобы разрешить жизненные проблемы.

роль обучения в развитии личности

Закономерности работы мозга, влияющие на обучение

Каковы особенности, которые непосредственно влияют на процесс обучения? Рассмотрим некоторые из них.

  1. Мозг устроен таким образом, что между его клетками постоянно устанавливаются новые связи. Чтобы пользоваться возможностями мозга максимально, нужно предоставлять ему как можно большее количество информации, а также времени для ее осмысления. Отростки нервных клеток (нейронов), которые устанавливают между собой связи, называются аксонами и дендритами. Аксон – это длинный отросток нейрона, а дендрит – разветвленный, похожий на дерево. Аксоны и дендриты все время взаимодействуют, передавая друг другу новую информацию. Места их контакта зовутся синапсами. Даже если человек испытывает недостаток информации, мозг обязательно восполнит недостающие данные. Например, вы видите кошку, которая стоит за углом. Часть ее тела скрыта, но ваш мозг может «дорисовать» недостающие элементы.

    Поэтому роль обучения в развитии личности столь тесно связана с работой мозга.

  2. Второе свойство мозга – его тяга к закономерностям. При многократном установлении тех же связей между аксонами и дендритами происходит формирование закономерности. Например, вы никогда в жизни не видели льва. Когда он вам попадется на глаза впервые, его можно по ошибке принять за разновидность лошади. Но, если вы останетесь живы после первого свидания, то мозг запомнит – рычащее животное с рыжей гривой представляет собой угрозу для жизни. Все львы, которых вы встретите в дальнейшем, будут помещены мозгом в ящичек с надписью «Опасные звери».
  3. Подражание. Мозг человека любит процесс подражания. Информация в мозге, кроме врожденной, отсутствует до того времени, когда в нем образовывается множество синапсов. Самый быстрый способ образовать новые связи между нервными клетками -наблюдать за действиями других и копировать их.
  4. Мозг плохо выполняет свои функции в стрессовых условиях. Так как он эволюционно формировался по направлению «снизу вверх», то его наиболее примитивные функции и расположены в нижних отделах. Они отвечают за реакцию «беги или сражайся». А эти решения принимаются очень быстро, уж если бразды правления перешли к этой части мозга.

роль обучения в развитии личности

Образование – основа жизненного успеха

Человеку из провинции это покажется парадоксом, но сегодня роль обучения в развитии личности стоит на первом месте. Знания стали главным капиталом, которыми обладают люди. По сравнению с предыдущим веком, рабочая сила нужна все меньше. Например, в 1967 году штат компании «Дженерал Моторс» состоял из 870 тысяч рабочих. Сейчас в самой высокооцениваемой корпорации – «Майкрософт» – работает порядка 120 тысяч сотрудников. Но ее рыночная оценка показывает, что удельная стоимость компании на одного работника составляет порядка 15 млн. долларов.

За последние десятилетия значительные перемены претерпели и требования к образованию. То, что еще недавно являлось высшим образованием, фактически становится средним уровнем. Теперь значение образования в развитии личности – вопрос, касающийся не только выпускников школы. Обучение, по европейским меркам, длится на протяжении всей жизни. В зависимости от нужд, человек овладевает новыми знаниями и навыками на разных этапах жизни.

Считается, что современный рост экономики больше не может обеспечивать работников с низкой квалификацией высокой заработной платой, как это было возможно в эпоху индустриализма. Роль образования в развитии личности теперь также проявляется посредством возможного повышения благосостояния. Имея финансовые средства, человек расширяет свои возможности в развитии и познании окружающего мира – он может путешествовать, позволить себе лучшее медицинское обслуживание, обеспечить качественный уровень жизни.

Высшее образование является некоей гарантией, что человек не окажется нищим. Социальное исследование, проведенное американскими учеными, показало: среди чернокожего населения, которое находится за гранью нищеты, доля лиц с незаконченным средним образованием составляет 51%. Этот же показатель среди белокожих американцев – 31%.

роль обучения в развитии личности

Экзистенциальные вопросы образования

Вся современная философия считает роль обучения в развитии личности непреложной. Чем больше людей имеют образование – узкопрофильное или широкое – тем больше у общества и его членов на здоровую и преуспевающую жизнь. Однако до сих пор ученые ищут методы и способы, которые позволили бы улучшить качество образования, повысить уровень образованности. Общество a priori предполагает, что обучение – значимо и необходимо.

Но не каждый индивид склонен так считать. Это может объяснить теория адаптации. С ее позиций, только те знания, умения и навыки важны, которые позволяют приспособиться к окружающей среде и выжить. Знания, которые не имеют прямого отношения к выживанию, не вызовут должной мотивации, чтобы их получить. Роль обучения в развитии личности интересует тех, кто способен сотворить над собой усилие – не каждый индивид способен найти в себе нужное количество свободной энергии для того, чтобы выполнять не нужные с точки зрения Природы действия.

Практика показывает, что многие люди сопротивляются получению новых знаний. В школах подростков приходится буквально заставлять усваивать информационный минимум, который обещает им в будущем обеспеченную жизнь. Еще один феномен состоит в том, что есть достаточно большой процент людей, получающих образование ради формального аттестата, «корочки». Реальное содержание знаний их интересует мало, так как не несет практической пользы. Обычно это люди, имеющие низкий уровень осознанности, мало интересующиеся самопознанием. Профессия для них не представляет серьезного интереса, скорее она является средством обеспечить себя и свою семью.

В любом живом организме заложено стремление получить лучший результат посредством минимума усилий. Фактически, не для всех образование является абсолютным благом – однако каждый делает выбор сам, переступать ли ему через свою биологическую природу, или нет.

роль обучения в развитии личности

Второе высшее образование

Говорят, какое образование тебе действительно нужно понимаешь только после получения первого. Многие не задумываются о том, какова роль обучения в развитии личности, в чем заключаются их желания, выбирают вуз наобум. Не учитываются природные склонности и предпочтения. А факторы, которые, наоборот должны играть второстепенную роль, выдвигаются на первый план. Это престижность, желание родителей, выбор друзей, территориальная удаленность вуза. Получается так, что одаренные художники получают образование маркетологов, а физики превращаются в менеджеров.

Переменам в жизни препятствуют страхи – получение второго диплома здесь не исключение. Долгий процесс самопознания приводит к тому, что человек достаточно четко начинает представлять профессию своей мечты. Это приводит к терзаниям относительно того, что в юности был сделан неправильный выбор. Могут возникать страхи ошибиться еще раз. Но к большому счастью мы живем в России, а не в Китае, где с сотрудниками могут заключаться договора на пожизненный срок. Хороший антитезис для подобных сомнений – понимание, что от этого выбора зависит не так уж много. ВУЗ всегда можно поменять. Также мало обоснован страх не справиться с рабочими обязанностями и с учебной нагрузкой одновременно. ВУЗы, которые предоставляют второе высшее образование, достаточно лояльны и рассчитывают программы второго высшего образования для работающих студентов.

роль обучения в развитии личности

Роль обучения в развитии личности: вредные советы

Напоследок – несколько вредных советов. Как стать настоящим двоечником и пустить свое обучение (а вместе с ним и жизнь) в тартарары?

  • Влияние образования на развитие личности – не более, чем выдумки неудачников. Вместо того, чтобы заниматься, сплетничайте с друзьями о личной жизни. Более актуальная тема всегда быстро отвлечет вас от скучного урока по французскому;
  • Оставляйте домашние задания или выполнение других задач на последний день. Все это время мучиться по поводу своей пагубной привычки прокрастинировать;
  • Если вы учитесь, по минимуму общайтесь с преподавателями и учителями. Старайтесь обсуждать их с другими студентами, и уважать как можно меньше. Те, кто хотят получить хорошие отметки, должны и уметь качественно выполнять домашние задания, и ладить с преподавателями, быстро ориентируясь в ситуации. Но роль обучения в развитии личности велика только для отличников. Двоечники всего достигают сами, без постороннего участия;
  • Выделяйте маркером главное в конспекте. Нет, вы действительно полагаете, что этот самообман поможет вспомнить определение во время экзамена? Последние исследования показывают: информация откладывается в памяти только при ее многократном воспроизведении. Выделение маркером – это просто несколько лишних движений;
  • Считайте себя уже достаточно образованным и развитым человеком. Оставьте вопросы о влиянии образования на развитие личности для тех, кто еще должен попотеть над учебниками;
  • Никогда не делайте больше, чем от вас требуется. Чем вкладывать средства во второе высшее, повышение квалификации, репетиторов, лучше обзавестись хорошими запасами пива;
  • Если на вас накатывает волна депрессии или страха – отдавайтесь этим чувствам по максимуму. Лейте слезы, без конца думайте об одном и том же, и, ни в коем случае, даже не думайте о решении проблем. Пусть образование и его влияние на развитие личности будут для вас вопросами второго или третьего плана. Если же депрессии нет, смотрите пункт 4.

роль обучения в развитии личности

Вывод

Образование – один из самых важных процессов. Он затрагивает как материальную сферу жизни человека, так и его личностный рост. Роль обучения в развитии личности выражается в приобретении человеком особого понимания мира, которое несет каждый тип образования. Биолог, менеджер по продажам или программист будет видеть мир по-своему. Это видение закладывается при получении образования.

Источник

Роль воспитания: Во всех подходах к воспитанию педагог выступает как актив­ное начало наряду с активным ребенком. В связи с этим возникает вопрос о тех задачах, которые призвана решать целенаправленная социализация, организатором которой является педагог. А. В. Мудрик условно выделил три группы задач, решаемых на каждом этапе социализации: естественно-культурные, социаль­но-культурные и социально-психологические. Естественно-культурные задачи связаны с достижением на каж­дом возрастном этапе определенного уровня физического и сек­суального развития, которое характеризуется некоторыми норма­тивными различиями в тех или иных регионально-культурных ус­ловиях (различные темпы полового созревания, эталоны муже­ственности и женственности в различных этносах и регионах и т.д.). Социально-культурные задачи – это познавательные, мораль­но-нравственные, ценностно-смысловые задачи, которые специ­фичны для каждого возрастного этапа в конкретном историче­ском социуме. Они определяются обществом в целом, региональ­ным и ближайшим окружением человека. Социально-психологические задачи связаны со становлением са­мосознания личности, ее самоопределением, самоактуализацией и самоутверждением, которые на каждом возрастном этапе име­ют специфическое содержание и способы их достижения. Решение названных задач в процессе воспитания вызвано не­обходимостью развития личности. Формирование личности – это процесс и результаты социализа­ции, воспитания и саморазвития. Формирование означает станов­ление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств. Формировать – значит придавать форму чему-либо, устойчивость, законченность, определенный тип. При формировании человека как личности, когда первостепенное значение имеют социальные факторы, постоянно и мощно работают и биологические меха­низмы человека как природного существа, проявляя себя в виде задатков, на основе которых развиваются его потребности, инте­ресы, склонности, способности и складывается его характер. Вместе с тем от последних зависят и природные параметры человека, его физическое здоровье, работоспособность, долголетие.

Роль образования: под обучением следует понимать не процесс «передачи» готовых знаний от учителя к ученику, а широкое вза­имодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществле­ния педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов дея­тельности. Это процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происхо­дит освоение человеческого опыта. Обучение и развитие тесно связаны друг с другом: разви­тие и обучение не два параллельно протекающих процесса, они находятся в единстве. Вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой разви­тие, в то же время опирается на него, но не надстраивается чисто механически. Развитие, в частности умственное, в процессе обучения опре­деляется характером получаемых знаний и самой организацией процесса обучения. Знания должны быть систематическими, а также в до­статочной степени обобщенными. Обучение должно строиться преимущественно проблемно на диалогической основе, где учени­ку обеспечивается субъектная позиция. В конечном итоге развитие личности в процессе обучения обеспечивается тремя факторами: обобщение учащимися своего опыта; осознание (рефлексия) про­цесса общения, так как рефлексия – важнейший механизм раз­вития; соблюдение этапов самого процесса развития личности.

Источник

Мы поможем в написании ваших работ!

Мы поможем в написании ваших работ!

Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема соотношения обучения и развития является не толь­ко методологически, но и практически значимой. От ее решения зависит определение содержания образования, выбор форм и ме­тодов обучения.

Напомним, что под обучениемследует понимать не процесс «пе­редачи» готовых знаний от учителя к ученику, а широкое взаимодей­ствие между обучающим и обучающимся, способ осуществления пе­дагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов дея­тельности. Это процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происхо­дит освоение человеческого опыта.

Под развитиемприменительно к обучению понимают два разных, хотя и тесно взаимосвязанных друг с другом, явления:

собственно биологическое, органическое созревание мозга, его ана-томо-биологических структур;

психическое (в частности, умственное) развитие как определен­ная динамика его уровней, как своего рода умственное созревание.

В психолого-педагогической науке сложились, по меньшей мере, три точки зрения на соотношение обучения и развития. Первая и наиболее распространенная заключается в том, что обучение и раз­витие рассматриваются как два независимых друг от друга процесса. Но обучение как бы надстраивается над созреванием мозга. Таким образом, обучение понимается как чисто внешнее использование возможностей, которые возникают в процессе развития. В. Штерн писал, что обучение следует за развитием и приспосабливается к нему. А поскольку это так, то не надо вмешиваться в процесс ум­ственного созревания, не надо мешать ему, а терпеливо и пас­сивно ждать, пока созреют возможности для обучения.

Ученые, придерживающиеся второй точки зрения, сливают обучение и развитие, отождествляют тот и другой процессы (Джеймс, Торндайк).

Третья группа теорий объединяет первые две точки зрения и Дополняет их новым положением: обучение может идти не только вЗДед за развитием, не только нога в ногу с ним, но и впереди Развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразование.

Эту существенно новую идею выдвинул Л.С.Выготский. Он °босновал тезис о ведущей роли обучения в развитии личности.

В связи с этим Л. С. Выготский выделил два уровня умственного развития ребенка. Первый – уровень актуального развития как наличный уровень подготовленности ученика, который характе­ризуется тем, какие задания он может выполнить вполне само­стоятельно. Второй, более высокий уровень, который он назвал зоной ближайшего развития, обозначает то, что ребенок не мо­жет выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с не­большой помощью. То, что сегодня ребенок делает с помощью взрослого, отмечал Л. С. Выготский, завтра он будет делать само­стоятельно; то, что входило в зону ближайшего развития, в про­цессе обучения переходит на уровень актуального развития.

Современная отечественная педагогика стоит на точке зрения диалектической взаимосвязи обучения и развития личности: вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обуче­ние стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирает­ся на него, но не надстраивается чисто механически.

§5. Факторы социализации и формирования личности

Социализация, как уже отмечалось, осуществляется в различ­ных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия мно­жества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоя­тельств на человека требует от него определенного поведения и активности. Факторами социализации и называют такие обстоя­тельства, при которых создаются условия для протекания процес­сов социализации. Как много обстоятельств, вариантов их сочета­ния, так много и факторов (условий) социализации. А. В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы:

макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, го­сударство), которые влияют на социализацию всех жителей пла­неты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;

мезофакторы (мезо – «средний, промежуточный») – условия социализации больших групп людей, выделяемых по националь­ному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок), по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);

микрофакторы – к ним относятся те, которые оказывают не­посредственное влияние на конкретных людей – семью, группу сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществля­ется социальное воспитание, – учебные, профессиональные! общественные и др.

Микрофакторы, как отмечают социологи, оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов социализз-

ции, т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав аген­тов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам тако­выми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверст­ники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе, учебе и службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом – и члены их семей.

Социализация осуществляется с помощью широкого набора средств, специфичных для определенного общества, социального слоя, возраста человека. К ним можно отнести, например, спосо­бы вскармливания младенца и ухода за ним; методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в учебных и професси­ональных группах; разнообразные виды и типы отношений в ос­новных сферах жизнедеятельности человека (общение, игра, спорт) и др.

Чем лучше организованы социальные группы, тем больше воз­можностей оказать социализирующее влияние на личность. Одна­ко социальные группы неравнозначны по своей возможности ока­зать воздействие на личность в различные этапы ее онтогенети­ческого развития. Так, в раннем и дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает семья. В подростковом и юношеском возрасте увеличивается и оказывается наиболее действенным влияние групп сверстников, в зрелом же возрасте на первое место по значимос­ти выходят сословие, трудовой или профессиональный коллек­тив, отдельные личности. Есть факторы социализации, ценность которых сохраняется на протяжении всей жизни человека. Это нация, ментальность, этнос.

В последние годы все большее значение ученые придают мак­рофакторам социализации, в том числе и природно-географиче-ским условиям, поскольку установлено, что они как прямым, так и опосредованным способом оказывают влияние на становление личности. Знание макрофакторов социализации позволяет понять специфику проявления общих законов развития индивида как представителя Homo sapiens.

Факторы социализации – это развивающая среда, которая дол­жна быть спроектирована, хорошо организована и даже построена. Основным требованием к развивающей среде является создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, Доверие, безопасность, возможность личностного роста.

Факторы социализации являются одновременно и средовыми Факторами формирования личности. Однако в отличие от социа­лизации факторы формирования личности дополняются еще био­логическим фактором. Отдельные исследователи (бихевиористы) отводят ему первостепенную роль, считая, что среда, обучение и воспитание являются лишь условиями для саморазвития, прояв-

ления природно-обусловленных психических особенностей. В под­тверждение своих выводов они ссылаются на данные сравнитель­ного изучения развития близнецов.

Действительно, влияние биологического фактора на формиро­вание личности игнорировать нельзя уже потому, что человек – это живой организм, жизнь которого подчинена как общим зако­нам биологии, так и специальным законам анатомии и физиоло­гии. Но по наследству передаются не качества личности, а опреде­ленные задатки. Задатки – природная расположенность к той или иной деятельности. Различают задатки двух видов, общечелове­ческие (строение мозга, центральной нервной системы, рецепто­ры) и индивидуальные различия природных данных (особенно­сти типа нервной системы, анализаторов и т.п.).

Большинство отечественных педагогов не отрицают влияния биологического фактора на формирование личности, но и не от­водят ему решающей роли, как это делают бихевиористы. Разовь­ются ли задатки, станут ли они способностями – это зависит от социальных условий, обучения и воспитания, т.е. влияние наслед­ственности всегда опосредуется обучением, воспитанием и соци­альными условиями. Природными особенностями обусловливаются пути и способы формирования психических свойств. Они могут влиять на уровень, высоту достижений человека в какой-либо области. При этом их воздействие на личность не прямое, а кос­венное.

В то же время нельзя переоценивать и роль социальных факто­ров формирования личности. Еще Аристотель писал, что душа есть «неисписанная книга природы, опыт наносит на ее страницы свои письмена». Д.Локк считал, что человек рождается с душой чис­той, как доска, покрытая воском. Воспитание пишет на этой дос­ке (tabula raza), что ему заблагорассудится. Социальная среда по­нимается в этом случае метафизически, как что-то неизменное, фатально предопределяющее судьбу человека, а человек рассмат­ривается как пассивный объект влияния среды.

Переоценка роли среды (Гельвеции, Дидро, Оуэн) привела к заключению: чтобы изменить человека, надо изменить среду. Но среда – это прежде всего люди, поэтому получается замкнутый круг. Чтобы изменить среду, надо изменить людей. Однако человек не пассивный продукт среды, он тоже влияет на нее. Изменяя среду, он тем самым изменяет самого себя.

Признание деятельности личности ведущим фактором ее фор­мирования ставит вопрос о целенаправленной активности, са­моразвитии личности, т.е. непрерывной работе над собой, над собственным духовным ростом. Саморазвитие обеспечивает воз­можность последовательного усложнения задач и содержания об­разования, реализации возрастного и индивидуального подхо­да, формирования творческой индивидуальности школьника и б

то же время осуществления коллективного воспитания и стиму-лИрования самоуправления личностью своим дальнейшим раз­витием.

Характер развития каждой личности, широта, глубина этого развития при одинаковых условиях обучения и воспитания зави­сят главным образом от ее собственных усилий, от той энергии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах деятельности, разумеется, с соответствующей поправкой на при­родные задатки. Именно этим во многих случаях объясняются те различия в развитии отдельных людей, в том числе и школьни­ков, которые живут и воспитываются в одних и тех же средовых условиях и испытывают примерно одни и те же воспитательные воздействия.

Отечественная педагогика исходит из признания того, что сво­бодное и гармоничное развитие личности возможно в условиях коллективной деятельности. Нельзя не согласиться с тем, что при определенных условиях коллектив нивелирует личность. Однако индивидуальность может быть развита и может найти свое прояв­ление только в коллективе. Организация различных форм коллек­тивной деятельности (учебно-познавательной, трудовой, художе­ственно-эстетической и др.) способствует проявлению творческого потенциала личности. Незаменима роль коллектива в формирова­нии идейно-нравственной ориентации личности, ее социальной гражданской позиции. В коллективе в условиях сопереживания, осознания личностной сопричастности совместной деятельно­сти осуществляется эмоциональное развитие. Коллектив с его об­щественным мнением, традициями, обычаями незаменим как фактор формирования обобщенного положительного опыта, так же социально значимых умений и навыков общественного, по­ведения.

§ 6. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности

С развитием теории управления в педагогическую теорию во­шли ее основные понятия: субъект и объект управления. В автори­тарных педагогических системах свойством субъектности однознач­но наделялся педагог, а воспитаннику отводилась роль (позиция) объекта, т.е. испытывающего педагогические влияния и пассивно перестраивающего свою деятельность в соответствии с требова­ниями извне. В традициях гуманистической педагогики, как уже отмечалось, в педагогическом процессе функционируют равноза-

нтересованные субъекты – педагоги и воспитанники. Субъект – это личность, для деятельности которой характер-

bI четыре качественные характеристики: самостоятельная, пред-

метная, совместная и творческая. А. Н. Леонтьев отмечал, что фор. мирование личности представляет собой процесс, состоящий щ непрерывно сменяющихся стадий, качественные особенности которых зависят от конкретных условий и обстоятельств. Если на первых порах формирование личности обусловлено ее связями с окружающей действительностью, широтой ее практической дея­тельности, ее знаниями и усвоенными нормами поведения, то дальнейшее развитие личности определяется тем, что она стано­вится не только объектом, но и субъектом воспитания.

Решая ту или иную педагогическую задачу, воспитатель по­буждает воспитанников к определенной деятельности или предот­вращает нежелательные действия. Для того чтобы воспитанники начали проявлять соответствующую активность, это влияние (вне­шний стимул) должно быть ими осознано, превратиться во внут­ренний побудитель, в мотив деятельности (убеждение, желание, осознание необходимости, интерес и др.). В процессе воспита­ния большое место занимает внутренняя переработка личностью внешних воздействий. Опосредование внешних воздействий че­рез внутренние условия (С. Л. Рубинштейн) происходит в ‘про­цессе непосредственных или опосредованных взаимоотношений с различными людьми в системе общественных отношений.

Человек с момента рождения становится социальным суще­ством. Формирование его характера, поведения, личности в це­лом определяется всей совокупностью социальных факторов (от­ношением окружающих людей, их примером, их идеологией, опы­том собственной деятельности) и закономерностями физического развития. Именно поэтому важно знать совокупное действие всех факторов, определяющих развитие личности на разных возраст­ных этапах. Не менее важно проникнуть в глубинные механизмы этого процесса и понять, каким образом производственный, мо­ральный и научный опыт, накопленный в обществе, становится достоянием отдельного человека и определяет его развитие как личности. Здесь речь должна идти о специально организованной встречной активности личности, получившей название самовос­питания.

При воспитании младенца и дошкольника едва ли возникает вопрос о самовоспитании, хотя дошкольник сам задумывает свою игру и сам играет, отражая в ней свое понимание воспринятой им действительности.

В младшем школьном возрасте происходят значительные сдви­ги в деятельности ребенка в сторону внутренней мотивации. Она является основой для перестройки деятельности на основе поста­новки им задач преодоления своих слабостей и формирования У себя лучших человеческих качеств.

Работа над собой – самовоспитание начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного

мотива своей деятельности. Субъективная постановка ребенком определенной цели поведения или своей деятельности порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности на завтрашний день. Осуществление этой цели неизбежно сопро­вождается возникающими препятствиями как объективного, так и субъективного характера.

Таким образом, на определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и общественного самосозна­ния человек начинает понимать не только внешние для него цели, но также цели своего собственного воспитания. Он начинает от­носиться к самому себе как к субъекту воспитания. С возникнове­нием этого нового, весьма своеобразного в формировании лич­ности фактора человек сам становится воспитателем.

Итак, самовоспитание – систематическая и сознательная дея­тельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива, фор­мировать моральные чувства, необходимые привычки поведения, волевые качества. Самовоспитание – соста

Читайте также:  Ранняя комплексная диагностика уровня развития ребенка от рождения до 3 лет