В чем причина неравномерности процесса развития ребенка

В чем причина неравномерности процесса развития ребенка thumbnail

Понятие закономерности и неравномерности развития

Исследования, проводимые в области развития человека, выявили ряд важных закономерностей развития. Данные закономерности должны присутствовать в период становления и развития каждого человека. В том случае если нарушается их ход или «выпадает» какой-то период, то может наблюдаться отставании в развитии.

В практической педагогике принято выделять следующие закономерности развития человека:

  1. В раннем возрасте физическое развитие происходит интенсивно, по мере того как человек становится старше, тем его развитие становится медленнее.
  2. Физическое развитие ребенка не равномерно, в определенные периоды оно протекает интенсивнее, в другие – медленнее.
  3. Развитие каждого человеческого органа происходит в индивидуальном темпе, в общем же все части тела развиваются не только неравномерно, но и не пропорционально.

Замечание 1

Физическое развитие ребенка находится во взаимосвязи с духовным. Динамика духовного развития имеет значительные колебания, которые обусловлены неравномерностью развития и созревания нервной системы и психических функций.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Духовное развитие так же имеет ряд закономерностей:

  1. Темпы духовного развития находятся в зависимости от возраста человека. Чем человек моложе, тем выше темп его духовного развития, с возрастом темп замедляется.
  2. Духовное развитие протекает неравномерно. Это связано с тем, что в разных жизненных ситуациях, благоприятных и не очень, психические свойства и функции личности, находятся на разных уровнях развития. Так ряд условий могут оказывать положительное кратковременное влияние на развитие качеств личности.
  3. Для становления и развития различных видов психической деятельности, существуют оптимальные периоды жизни человека. Именно в эти периоды важно развивать данные деятельности, так как с их становлением связано развития духовных качеств личности. Указанные периоды развития, являющиеся оптимальными для становления различных качеств личности, принято называть сенситивными.

Основные причина сенситивности развития:

  • Неравномерное созревание головного мозга
  • Неравномерное созревание нервной системы
  • Неразвитость предшествующих качеств и свойств

Замечание 2

Так же необходимо отметить, что большое значение в развитии и становлении является процесс социализации ребенка и его жизненный опыт.

Характеристика неравномерностей развития

Определение 1

Развитие – это направленный процесс изменения духовных и материальных объектов личности, с целью их совершенствования.

Процесс развития по своей природе является неравномерным, то есть развитие различных психических свойств, функций и образований осуществляется неравномерно.

Неравномерность развития – это природная закономерность психического и физического развития и становления.

Все психические функции имеют свой особенный темп и ритм становления. Какие-то развиваются быстрее и «подтягивают» за собой другие. После может быть так, что функции, которые отставали, с возрастом приобретают приоритет в развитии и выходят на первый план. Некоторые развиваются и образуют основу для дальнейшего становления и усложнения психической деятельности ребенка. Например, в младенчестве у детей интенсивно развиваются органы чувств, на основании которых в последующем формируются предметные действия. В дальнейшем, уже предметные действия переходят в особую деятельность, оказывающую влияние на становление и развитие речи, мышления, памяти и т.д.

Все психические и физические процессы протекают не равномерно, что обуславливает неравномерное развитие личности. То есть нельзя ставить детей в определенные рамки и шаблоны. Кто-то раньше начинает ходить, кто-то говорить и т.д. Все это обусловлено закономерностями возрастного развития и наличием в каждом периоде ведущих видов деятельности.

Большое значение в развитии имеют задатки, которые были переданы ребенку по наследству от родителей.

Определение 2

Задатки – это переданные по наследству от родителей природные предпосылки развития личности, определяют успешность в выполнении определенной деятельности.

Задатки определяют успехи в осуществлении какой-либо деятельности. Ребенок, имеющий задатки в конкретной деятельности, соответственно и развивается в этом виде деятельность быстрее своих сверстников. Например, в том случае, если имеются художественные задатки, то ребенку интересно рисование, соответственно хорошо развивается мелкая моторика, которая влечет за собой успешное становление и развитие речи.

В процесс становления ребенка, необходимо обращать пристальное внимание на его развитие. Это связано с тем, что если отмечаются какие-либо проблемы, то их необходимо устранять и предотвращать незамедлительно. Иначе можно упустить сенситивный период.

Для того, чтобы понять протекает ли развитие полноценно или же имеются какие-либо отклонения, необходимо знать, как протекала беременность и роды, условия проживания матери, а также ребенка в первые месяцы жизни.

Игнорирование неравномерности развития ребенка приводит к тому, что дети со слабым развитием могут начать отставать все больше и больше в развитии. Способные дети, чье развитие игнорируется родителями и педагогами могут утратить интерес к обучению.

Акселерация

Одной из актуальных проблем развития является акселерация.

Определение 3

Акселерация – это ускоренное умственное и физическое развитие живого организма.

В настоящее время проблема акселерации детей, занимает умы врачей, биологов, социологов и преподавателей всего мира.
Выделяют следующие виды акселерации:

  1. Биологическая акселерация – это изменения, которые касаются биологии развития человека.
  2. Социальная акселерация – это увеличение объема знаний и скорости восприятия информации. У детей нынешних времен, скорость восприятия информации значительно выше, по сравнению с их сверстниками 50-100 лет назад.
  3. Половая акселерация – это ускоренное половое созревание. Половое созревание у современных детей наступает на 2-3 года раньше, чем в начале прошлого века.
Читайте также:  Дидактический материал для развития ребенка дошкольного младшего возраста

Таким образом, переходный возраст девочек и мальчиков передвинулся в среднем на 2,5-4 года вперед по сравнению с предыдущими поколениями.

Источник

Исследования в области детского развития выявили ряд закономерностей, без учета которых невозможно спроектировать и организовать эффективную учебно-воспитательную деятельность. Учителю начальной школы необходимо опираться на закономерности физического развития:

– В более молодом возрасте физическое развитие ребенка идет быстрее и интенсивнее; по мере того как он становится старше, темп развития замедляется.

– Физически ребенок развивается неравномерно: в одни периоды быстрее, в другие – медленнее.

– Каждый орган человеческого тела развивается в своем темпе, а потому в целом процесс идет неравномерно и непропорционально.

С физическим неразрывно связано духовное развитие, в динамике которого также есть значительные колебания, обусловленные неравномерностью созревания нервной системы и развития психических функций. Исследования показывают, что существенные отличия между детьми выражаются прежде всего в уровнях интеллектуальной деятельности, структуре сознания, потребностях, интересах, мотивации, нравственном поведении, уровне социального развития. Духовное развитие подчиняется ряду общих закономерностей.

1. Между возрастом ребенка и темпами духовного развития проявляется обратно пропорциональная зависимость: чем ниже возраст, тем оно выше, и наоборот.

Размышляя о таинствах человеческого развития, Л.H. Толстой писал: «От пятилетнего ребенка до меня – только один шаг. От новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние. От зародыша до новорожденного – пучина. А от несуществования до зародыша отделяет уже не пучина, а непостижимость». Великий знаток человека чувствовал то, что ученые впоследствии доказали строго научными методами.

2. Духовное развитие детей протекает неравномерно. При любых, даже самых благоприятных, условиях психические функции и свойства личности, лежащие в основе духовных качеств, не находятся на одном и том же уровне развития. В отдельные периоды одни качества формируются быстрее, другие – медленнее.

3. Существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической деятельности. Такие возрастные периоды, когда условия для развития тех или иных качеств наиболее благоприятны (оптимальны), называются сензитивными (Л.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.А. Крутецкий). Причины сензитивности – неравномерность созревания мозга и нервной системы и то обстоятельство, что некоторые свойства личности могут формироваться лишь на основе уже устоявшихся свойств. Большое значение имеет и приобретаемый в процессе социализации жизненный опыт.

Почему не овладели нормальной человеческой речью дети-Маугли? Ответ ясен – был упущен сензитивный период, отведенный природой для формирования этого качества. Если ребенок к определенному времени (обычно к 1,5–2,5 годам) не овладел речью, то с каждым днем наверстывать упущенное будет все труднее. То же самое можно сказать о всех других качествах – физических, психических, социальных, нравственных. Более сложные из них не могут развиваться до тех пор, пока не сформированы те, что служат основой. Скажем, задержка с прямохождением влечет за собой цепную реакцию в развитии двигательного и вестибулярного аппарата. Сензитивные периоды развития хорошо изучены. Педагоги должны держать периоды формирования интеллектуальных, нравственных, социальных качеств (младший и средний школьный возраст) под пристальным контролем. Недавно американские психологи установили, что возраст от 6 до 12 лет – это сензитивный период для развития навыков решения проблем. Упущен этот период – и человеку трудно овладеть приемами творческого мышления на более высоком уровне.

4. По мере развития психика человека и его духовные качества приобретают устойчивость, постоянство, сохраняя при этом пластичность, т.е. возможность изменения. На пластичности нервной системы основано действие воспитания: слабые психические функции можно компенсировать более сильными, но не менее важными качествами, например, слабую память – более высокой организацией познавательной деятельности.

Неравномерность развития – во многом загадочное явление. Вот некоторые факты ускоренного, т.е. не свойственного возрасту, развития отдельных качеств. Моцарт с 4 лет играл на клавесине, в 5 – сочинял музыку, в 8 – создал первую сонату и симфонию, в 11 – написал оперу. Михаил Глинка в 7-8-летнем возрасте, размещая по комнате тазы, устраивал «малиновый» перезвон. У Римского-Корсакова в 2 года проявились музыкальный слух и память. 3-летний Репин вырезал из бумаги красивых лошадей в самых различных позах, в 6 – уже рисовал красками. Серов в 3 года лепил, в 6 – рисовал с натуры и, по его же словам, в лица вглядывался с детства: как глаза расставлены, как черты лица образуются. Пушкин начал сочинять стихи, будучи 7-8-летним мальчиком.

Читайте также:  Социальная карта развития ребенка как заполнять образец

Очень одаренных в какой-то области детей называют вундеркиндами (от немецкого «вундер» – чудо и «кинд» – ребенок). Что говорит о вундеркиндах современная наука? Лишь то, что они ничем другим, кроме раннего проявления способностей в определенной области, от других детей не отличаются. Одаренный ребенок на решение задач, которые он перед собой ставит, тратит много меньше времени и сил, причем положительные эмоции от успеха легко компенсируют энергетические затраты. На специальных испытаниях одаренные дети демонстрируют, как правило, высокие способности лишь в какой-нибудь одной области.

Но, конечно, с обычной меркой подходить к вундеркинду нельзя. Попробуйте «приставить» ее хотя бы к 4-летнему первокласснику Саше Улановскому. Незаурядные способности мальчика проявились очень рано, в порядке исключения ему разрешили учиться в школе. В полтора года он знал азбуку, в 3 – прекрасно читал и считал. Прочитав любой текст из букваря, мог тут же дословно пересказать его. Если класс затруднялся с ответом на какой-то вопрос, выручал Саша.

Итак, духовное и физическое развитие детей происходит неравномерно: в одни периоды – быстрее, в другие – медленнее. Здесь действуют многие закономерности, на которые следует опираться учителю начальной школы. Особенно надо помнить, что существуют наиболее благоприятные периоды для развития отдельных физических и духовных качеств, которые называются сензитивными.

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие— процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования..Развитие личности происходит неравномерно, то есть различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно. Неравномерность – одна из закономерностей психического развития. Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как бы идут впереди, подготавливая другим почву. Затем те функции, которые отставали, приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего усложнения психической деятельности. Например, в младенчестве интенсивно развиваются органы чувств. На их основе в дальнейшем формируются предметные действия. В раннем возрасте действия с предметами превращаются в особую деятельность, в ходе которой развиваются речь, наглядно-действенное мышление и гордость зав собственные достижения. Неравномерно протекает развитие каждой личности. Проявляется это в различных темпах овладения отдельными видами деятельности и в неодинаковом развитии психических процессов и качеств. Одни дети быстро реагируют на жизненные ситуации, быстро соображают, действуют, любознательны; другие пассивны, инертны, их мало что интересует; третьи проявляют избирательный интерес, способности к какой-то области познания, деятельности; четвертые в развитии опережают своих сверстников, пятые отстают от них. Это объясняется закономерностями возрастного развития, наличием ведущих видов деятельности в каждом возрастном периоде, ведущих звеньев в развитии психики, например сенсорного воспитания в дошкольном возрасте. Немалое значение имеют природные задатки, как протекали беременность и роды матери, условия жизни, первоначальное воспитание и обучение. Знание этих особенностей очень важно для организации целенаправленной и систематической работы по развитию всех детей, в том числе и слаборазвитых. Путь к достижению цели лежит через развитие интересов, склонностей, потребностей каждого ребенка.

Игнорирование неравномерности развития детей приводит к тому, что слаборазвитые дети не продвигаются вперед, а способные ребята утрачивают интерес к учению.

Особенность развития детей 6-7 лет состоит в огромных оптимальных возможностях формирования у них тех психических качеств, которые нужно выработать у ребенка, опираясь на его естественные (природные) предпосылки и наиболее соответствующие возрасту виды деятельности.

Акселерация – это ускоренное умственное и физическое развитие живого организма. Длина тела новорожденных за это время увеличилась на 2—2,5 см, а их масса на 0,5 кг. В настоящее время проблема акселерации детей, занимает умы врачей, биологов, социологов и преподавателей всего мира.

Биологическая акселерация – это изменения, которые касаются биологии развития человека. Эти изменения социально обусловлены.

Социальная акселерация – это увеличение объема знаний и скорости восприятия информации у детей нынешних времен, по сравнению с их сверстниками 50-100 лет назад.

Половое созревание у детей теперь наступает на 2-3 года раньше, чем в начале прошлого века. Таким образом, переходный возраст девочек и мальчиков передвинулся в среднем на 2,5-4 года вперед по сравнению с предыдущими поколениями. Сильная закомплексованность, в частности девочек, ведет к тому, что пластическая хирургия в наше время становится актуальна, начиная с совершеннолетия. Операции по увеличению губ, груди, изменению формы носа, лишних жировых отложений становятся все более частыми. И причиной этому является невнимательность родителей к развитию детей, ведь часто родители считают детей не готовыми к созреванию, когда на самом деле…

Половое созревание и развитие у нынешних поколений наступает гораздо раньше, чем социальная зрелость и экономическая независимость от родителей. Разрыв между половым созреванием и началом половой жизни также усложняет проблему полового воспитания, а ранние половые стремления приводят к различным отклонениям, ранней беременности, а иногда даже к преступлениям. Нынешняя молодежь способна продолжить род, но не имеет экономической самостоятельности, которая достигается после многолетней учебы и приобретения трудового опыта. Таким образом, появляются несостоятельные семьи, у которых не только нехватка денег, но и отсутствие должной ответственности.

Читайте также:  Ребенок два месяца развитие рук

Поэтому сейчас так важно воспитать в своих детях умение руководить своими чувствами и даже в некоторых случаях подавлять их. Воспитательные работы такого рода необходимо проводить с детьми задолго до наступления полового созревания и связывать с воспитанием у ребенка долга, контроля своих эмоций и, конечно, воли!

Необходимо также пересмотреть и соответствующие гигиенические нормативы в отношении детской и школьной мебели, параметров классных помещений, производственного оборудования мастерских и т. д.

Отмечая, что нынешнее поколение юношей и девушек действительно ростом превосходит своих ровесников, даже сравнительно недавних 40-50-х годов, они все же не могут найти окончательного объяснения этому явлению.

Исследования в области детского развития выявили ряд закономерностей, без учета которых невозможно спроектировать и организовать эффективную учебно-воспитательную деятельность. Учителю начальной школы необходимо опираться на закономерности физического развития:

– В более молодом возрасте физическое развитие ребенка идет быстрее и интенсивнее; по мере того как он становится старше, темп развития замедляется.

– Физически ребенок развивается неравномерно: в одни периоды быстрее, в другие – медленнее.

– Каждый орган человеческого тела развивается в своем темпе, а потому в целом процесс идет неравномерно и непропорционально.

С физическим неразрывно связано духовное развитие, в динамике которого также есть значительные колебания, обусловленные неравномерностью созревания нервной системы и развития психических функций. Исследования показывают, что существенные отличия между детьми выражаются прежде всего в уровнях интеллектуальной деятельности, структуре сознания, потребностях, интересах, мотивации, нравственном поведении, уровне социального развития. Духовное развитие подчиняется ряду общих закономерностей.

1. Между возрастом ребенка и темпами духовного развития проявляется обратно пропорциональная зависимость: чем ниже возраст, тем оно выше, и наоборот.

Размышляя о таинствах человеческого развития, Л.H. Толстой писал: «От пятилетнего ребенка до меня – только один шаг. От новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние. От зародыша до новорожденного – пучина. А от несуществования до зародыша отделяет уже не пучина, а непостижимость». Великий знаток человека чувствовал то, что ученые впоследствии доказали строго научными методами.

2. Духовное развитие детей протекает неравномерно. При любых, даже самых благоприятных, условиях психические функции и свойства личности, лежащие в основе духовных качеств, не находятся на одном и том же уровне развития. В отдельные периоды одни качества формируются быстрее, другие – медленнее.

3. Существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической деятельности. Такие возрастные периоды, когда условия для развития тех или иных качеств наиболее благоприятны (оптимальны), называются сензитивными (Л.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.А. Крутецкий). Причины сензитивности – неравномерность созревания мозга и нервной системы и то обстоятельство, что некоторые свойства личности могут формироваться лишь на основе уже устоявшихся свойств. Большое значение имеет и приобретаемый в процессе социализации жизненный опыт.

Почему не овладели нормальной человеческой речью дети-Маугли? Ответ ясен – был упущен сензитивный период, отведенный природой для формирования этого качества. Если ребенок к определенному времени (обычно к 1,5–2,5 годам) не овладел речью, то с каждым днем наверстывать упущенное будет все труднее. То же самое можно сказать о всех других качествах – физических, психических, социальных, нравственных. Более сложные из них не могут развиваться до тех пор, пока не сформированы те, что служат основой. Скажем, задержка с прямохождением влечет за собой цепную реакцию в развитии двигательного и вестибулярного аппарата. Сензитивные периоды развития хорошо изучены. Педагоги должны держать периоды формирования интеллектуальных, нравственных, социальных качеств (младший и средний школьный возраст) под пристальным контролем. Недавно американские психологи установили, что возраст от 6 до 12 лет – это сензитивный период для развития навыков решения проблем. Упущен этот период – и человеку трудно овладеть приемами творческого мышления на более высоком уровне.

4. По мере развития психика человека и его духовные качества приобретают устойчивость, постоянство, сохраняя при этом пластичность, т.е. возможность изменения. На пластичности нервной системы основано действие воспитания: слабые психические функции можно компенсировать более сильными, но не менее важными качествами, например, слабую память – более высокой организацией познавательной деятельности.

Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1753; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник