В 4 года ребенок не выговаривает звук с

В 4 года ребенок не выговаривает звук с thumbnail

22.01.2019

Очень важно знать правила, как научить ребенка выговаривать букву «с», так как у многих детей страдает произношение именно этого звука. Отрабатывать навыки необходимо, начиная с раннего возраста. Для этого существует множество разнообразных методик, которые предполагают упражнения в игровой форме.

Нужно ли обращаться к специалисту?

Проводить занятия можно в домашних условиях, но если на протяжении длительного периода времени родителям не удается добиться положительного результата, тогда придется обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Чаще всего это логопед, невролог или психолог в зависимости от причины невозможности произнести букву «с». Иногда требуется помощь хирурга (если причина кроется в неправильном анатомическом строении артикуляционных органов).

Свистящий звук «с» дети начинают произносить примерно к 2-ум годам. В 5 лет ребенок должен хорошо уметь его проговаривать. Причем как в твердом, так и мягком произношении. Если к этому возрасту малыш не говорит «с», посещение логопеда является обязательным.

Ребенок с логопедом проговаривает букву "С"

Если человек правильно произносит свистящий звук, положение артикуляционных органов должно быть следующим:

  • слегка оттягиваются уголки рта;
  • зубы смыкаются или слегка раскрыты;
  • самый кончик языка должен упираться в нижние зубы;
  • спинка языка с передней части должна приближаться к альвеолам и образовывать с ними небольшую щель;
  • по средней части языка должен выходить воздух через образовавшийся желобок.

Постановка звука «С»

Чтобы поставить звук «с», необходимо понять, какие речевые органы участвуют в процессе разговора. В первую очередь, это язык, нёбо, губы, то есть артикуляционная система. Для разработки применяются разные методы.

Артикуляционная гимнастика

Данные занятия предполагают укрепление артикуляционных органов, так как при плохой их подвижности ребенку трудно выговаривать те или иные звуки. Перед зарядкой необходимо провести разминку – для этого достаточно построить гримасы и рожицы перед зеркалом, вытягивая язык и губы в трубочку, делая колечко и т. д.

Какие упражнения проводятся:

  1. Вытянуть губы в трубочку, после чего растянуть их в широкую улыбку. Проделать так минимум 7 раз.
  2. Упереть кончик языка в верхние зубы. Делать чистящие движения по всем внутренним сторонам зубов.
  3. Открыть рот, высунуть язык. Двигать им из одного уголка рта в другой.
  4. Слегка приоткрыть рот, вытянуть язык, уложить его на нижнюю губу и максимально расслабить. Не подворачивая нижнюю губу произносить звук «пя-пя-пя-пя-пя». При этом должна выходить струя воздуха.
  5. Сделать открытую улыбку, покусывать язык, произнося слог «та-та-та-та-та».
  6. Слегка прикусить кончик языка и начать движение вперед-назад, прилагая усилие.
  7. Снова уложить язык на область нижней губы в легкой расслабленной улыбке. Зафиксироваться на 10 секунд.

Больше рекомендаций и упражнений артикуляционной гимнастики – найдете здесь.

Упражнения и игры

Чтобы заинтересовать малыша, занятия проводятся в форме игры. Упражнений существует множество:

  1. Футбольный матч. Возьмите кубики небольшого размера, сделайте из них воображаемые ворота на поверхности стола. Из ваты, пенопласта или просто бумаги сформируйте мячик. Поставьте его вдалеке от ворот, попросите ребенка дуть на мяч так, чтобы загнать его в искусственно созданные ворота. Главное требование – выпускать воздух без раздува щек. Эта игра позволит быстро поставить свистящие звуки.
  2. Снова сформировать шарики из легкого материала. Их должно быть столько, сколько и участников игры. Уложить мячи на край стола и дуть на них, продвигая вперед. Условие – необходимо сделать широкую улыбку с открытым ртом. Кончик языка должен касаться нижней губы. Далее выдувается длинная струя, наряду с чем протяжно произносится «ф-ф-ф-ф-ф». Это помогает создать узкую воздушную струю, которая способствует выговариванию звука «с».
  3. Объясните малышу, что его язык – это кисточка маляра, а внутренняя часть зубов – заборчик, который нужно покрасить. Растянуть улыбку с приоткрытым ртом. Уложить язык на один из краёв нижнего ряда зубов и начать движения по типу окрашивания. Изначально надо двигаться слева направо, после – сверху вниз. Категорически запрещено отводить язык от нижних зубов.
  4. Теперь упражнение-игра на расслабление. Ребенок должен знать, что после усиленной тренировки необходимо отдохнуть. Открыть ротовую полость, положить расслабленный язык на губу. Держать в таком положении около минуты.
  5. Подготовьте специальные карточки, на которых есть звук «с» и все гласные буквы. Перед ребенком поднимите карточку с «с» и попросите протяжно её произнести. Далее усложняем задачу, подставив к свистящей букве гласную. Снова нужно произнести протяжно, но уже слог. Например, «с-с-с-со», «с-с-с-се», «с-с-с-са» и т. д.

В этом видео представлены некоторые эффективные логопедические упражнения для постановки звука «с»:

Другие методики

Используются и другие методы-упражнения для коррекции свистящего звука:

  1. Плотно закрыть рот, стиснув зубы. Поставить язык на внутреннюю сторону верхнего ряда и интенсивно двигать им из одной стороны в другую.
  2. Можно научить ребенка играть в «тишину». Для этого он должен проговаривать звук «т-с-с-с».
  3. Обязательно малыш должен повторять за мамой слова с буквой «с»: «сова», «санки», «слово», «семена», «стог», «коромысло», «колбаса» и пр.
  4. Попросите малыша придумывать фразы с буквой «с»: «слива скоро поспеет», «семена сажают весной».
  5. Используйте скороговорки, которые ребенок должен заучить. Изначально повторяйте их в медленном темпе, постепенно увеличивая его. В итоге Ваше чадо должно научиться быстро произносить эти словосочетания.
  6. Инсценируйте сказку, но еще лучше ‒ придумайте собственную, где в ролевой речи будет изобиловать свистящий звук. Главная роль достается ребенку.
  7. Существует множество интереснейших для детей прибауток и потешек, песенок и стишков, которые можно применять во время занятий.
  8. Дыхательная зарядка – важная часть, которая применяется на начальных этапах. Дайте ребенку надуть воздушный шарик, сделайте вместе с ним бумажный кораблик и пустите его в дальнее плавание в ванной (корыте). Можно попросить ребенка остудить горячий чай струей воздуха и согреть паром изо рта замерзшие руки.

Для каждой возрастной категории разработаны определенные игровые комплексы, поэтому обязательно проконсультируйтесь у логопеда, который дополнительно поможет выявить причину неправильного произношения «с».

Советы родителям

Секрет успеха обучения малыша свистящим буквам зависит от многих факторов, поэтому обязательно воспользуйтесь следующими полезными рекомендациями:

  1. Упражнения должны проводиться в определенной последовательности, поэтому предварительно составляйте план каждого занятия. Помните, что важной частью является разминка.
  2. Следите, чтобы ребенок развивал мелкую моторику рук, которая сильно влияет на качество развития речи. Подробней об этом – расскажет данная статья.
  3. Постоянство и регулярность – обязательные спутники уроков. Нельзя пропускать занятия, устраивая выходные. Ежедневно заниматься по 10-15 минут 3-4 раза.
  4. Если ребенок быстро устает, отложите урок и проведите его через час. Но лучше будет, если Вы его заинтересуете игрой.
  5. Не стремитесь с первых уроков использовать сразу все игры-упражнения. Это может быстро надоесть. Сначала осваивайте один комплекс и только после того, как малыш научится выполнять упражнения максимально правильно, переходите к другому.
  6. При артикуляционных тренировках используйте зеркало. Но помните, что малыш должен принять удобное положение и видеть отражение себя и обучающего человека.
  7. Особое внимание обращайте на симметричность лица во время упражнений – на нем не должно быть искажений.
  8. Буква «с» произносится преимущественно на выдохе, поэтому не брезгуйте дыхательной гимнастикой.
  9. Если Вы ранее не сталкивались с логопедическими упражнениями, специалисты советуют изначально освоить технику занятий. Для этого встаньте перед зеркалом и потренируйтесь. При необходимости проконсультируйтесь с логопедом, чтобы научиться правильно и точно придавать положение артикуляционным органам.
  10. Перед занятиями кроха должен находиться в приподнятом настроении, поэтому повеселитесь с ним заблаговременно.
  11. Категорически запрещено ругать малышей, если у них сразу не все получается. Будьте максимально терпеливыми, относитесь к ним с любовью, поощряйте и хвалите, подбадривайте и придавайте им уверенность.
  12. Каждый ребенок имеет любимую игрушку, поэтому используйте её в обучающих играх.
  13. Если до буквы «с» малыш успел освоить другие звуки, то обязательно проводите занятия для закрепления этих навыков.
  14. Когда произносятся свистящие звуки, воздух со рта должен выходить прохладный. При разговоре шипящими – теплый. Вы можете проверить правильность постановки «с», приложив руку ко рту ребенка при произношении буквы. Этот момент может заинтересовать кроху, после чего он будет самостоятельно экспериментировать, оттачивая мастерство.
  15. Когда Вы показываете ребенку действия артикуляционными органами, делайте это не спеша и четко, чтобы малыш понял смысл движения языка.
Читайте также:  Если ребенок говорит о себе в третьем лице в 4 года

Ребенок с логопедом проговаривает букву "С"

Почему ребенок не выговаривает букву «С»?

Причин невыговаривания буквы «с» множество:

  • нарушенный прикус;
  • психологическая нестабильность – ссоры в семье, испуг и подобное;
  • неврологические причины;
  • плохой слух;
  • наличие 2-язычных родителей;
  • неправильное анатомическое строение артикуляционных органов;
  • генетическая предрасположенность;
  • сюсюканье;
  • нехватка общения со взрослыми и сверстниками.

Определить истинную причину возможно только у квалифицированного специалиста после проведения комплексных диагностических мероприятий.

Если Вы точно освоили технику, как научить малыша правильно произносить «с», не рассчитывайте на то, что он научится делать это за 2-3 занятия. Иногда во время логопедической игры у ребенка получается произносить свистящий звук, но в словах и фразах применить его он не может. Не беспокойтесь, это нормальное явление. Просто проявляйте терпение и заботу.

Источник

Статья:

В норме к 3-4 годам дети правильно произносят твердый и мягкий звук «с». Некорректное произношение называется сигматизмом. Если же вы заметили, что у вашего чада имеются ошибки в звукопроизношении, не тяните – обращайтесь к логопеду. Ведь чем раньше провести коррекцию дефекта, тем проще избавиться от него.

В этой статье мы расскажем о разновидностях сигматизма, особенностях коррекционной программы и упражнениях для постановки звука, которые вы можете делать с сыном или дочкой дома.

Формы сигматизма

Сигматизм – это дефекты произношения шипящих и свистящих, в нашем случае «с». Различают 4 формы нарушения.

Первая – собственно сигматизм, когда «с» отсутствует в речи.

Вторая – парасигматизм, то есть когда «с» заменяют другим звуком.

Варианты парасигматизма:

  • на «ф» – губно-зубной;
  • на «т» – призубный;
  • на «ш» – шипящий.

Третья – искажение звука «с». Есть несколько вариантов: межзубный (ребенок шепелявит, вместо «с» слышится «ш»), боковой (вместо «с» слышится «льхь») и носовой (вместо «с» слышится хрюкающий или храпящий звук, гласные произносятся гнусавым голосом).

Четвертый – смягчение твердого звука «с». Получается так: вместо слога «са» – «ся», «со» – «сё», «су» – «сю», «с» – «сь».

Поэтапная постановка звука «с»

Коррекционная программа состоит из 3-х этапов. Рассмотрим их.

Этап 1: подготовка. Артикуляционная гимнастика

Расскажите малышу о занятиях, артикуляции, звуках и строении органов, с помощью которых он выговаривает их. После теории приступайте к артикуляционной гимнастике. Включает она несколько упражнений, которые нужно проводить в форме игры.

Читайте также:  Музеи которые можно посетить с ребенком в 4 года

«Строим забор». Маленький ученик широко улыбается так, чтобы все зубы были открыты и соприкасались друг с другом. Про себя говорит «и-и-и-и» в течение 5 –

10 секунд.

«Трубочка». Исходное положение – как в первом упражнении. Малыш округляет губы и вытягивает их вперед. Удерживает 10 секунд. После этого расслабляет.

Упражнения поочередно повторить несколько раз.

«Открой и закрой забор». Малыш принимает исходное положение и открывает рот, располагает язычок внизу, кончиком упирается в нижние зубы. Потом закрывает рот.

«Непослушный язычок». Ученик приоткрывает рот, кладет расслабленный язык на нижнюю губу. Пошлепывая, приговаривает: «Ля-ля-ля», потом прикусывает зубами и говорит: «Тя-тя-тя».

«Блинчики». Малыш улыбается так, чтобы открыть верхние зубы, язык неподвижно распластан и касается уголков рта. Удерживает в течение 15 секунд.

«Остуди блинчики». Ученик улыбается, как в предыдущем упражнении. Потом дует, длительно произнося звук «ф», но не надувая щек.

«Чистые зубки». Малыш приоткрывает рот и улыбается, потом двигает кончиком языка за нижними зубками в стороны, не двигая челюстью. Можно «чистить» наружную и внутреннюю поверхность зубов.

«Горка». Ученик приоткрывает рот, упирается кончиком языка в нижние зубки, приподнимает спинку языка, а боковые поверхности прижимает к верхним зубам. Фиксирует положение на 15 секунд, после чего покусывает верхнюю часть языка, скатывается зубами по языку вниз, как по горке.

«Волшебная палочка». Малыш открывает рот, улыбается и напрягает кончик языка. Затем упирается им в нижние зубки. Логопед или родитель кладет вдоль центра языка спичку или счетную палочку. Затем ученик сжимает зубы и с усилием выдыхает. Получится протяжное «с».

Упражнение нужно повторять сначала со спичкой, потом без нее.

Этап 2: подбираем коррекционные техники

Коррекция зависит от формы дефекта. Мы расскажем об универсальных техниках, которые можно использовать для постановки в любом случае. К ним относятся подражание, использование опорных звуков и механическое воздействие.

Техника подражания

Постановка по подражанию эффективна при незначительных дефектах звукопроизношения у детей. Покажите малышу, как правильно выговаривать твердый звук «с». Для этого сядьте оба перед зеркалом, чтобы он видел и себя и вас. Далее дайте ребенку инструкцию:

  1. Открой рот и улыбнись.
  2. Распластай язычок, напряги его кончик и упрись в нижние зубки (резцы).
  3. Пусть по языку пройдет «ветерок». В итоге должно получиться «с».

Маленькие дети лучше впитывают информацию и овладевают навыками посредством игры. Придумайте их для своего чада! Например, можно накачивать насосом колесо велосипеда, сдуть воздушный шарик, подуть в бутылку с узким горлышком или подуть, как морской бриз – все эти действия сопровождаются звуком «с-с-с-с».

Техника постановки от опорных звуков

Если ребенок хорошо выговаривает другие звуки, можно отталкиваться от них. В случае со сигматизмом опорными звуками являются мягкий «сь» и межзубный «с».

Используем мягкий звук «сь».

Сначала попросите сына или дочку произнести звук «с» и посмотрите, где в это время расположен язык – от этого зависит коррекция.

  1. Язык расположен вверху – упирается в резцы. Можно учить малыша правильному звукопроизношению. Для этого взрослый открывает рот и произносит «с», малыш смотрит и повторяет за ним.
  2. Язык расположен внизу – упирается в зубы. Ребенка учат выговаривать «с» из правильной артикуляционной позы – кончик языка сверху.

Когда малыш научился этому, навык нужно окончательно закрепить. Этому способствуют упражнения для постановки.

Тянем звук. Малыш улыбается и продолжительно говорит «с». В это время он сам или взрослый снизу подставляет ладонь ко рту. При звукопроизношении должен идти чуть прохладный воздух.

Округляем губы. Продолжая выполнять упражнение и держа ладонь у рта, малыш округляет губы и вытягивает их в трубочку, как для произношения «у». Взрослый может на своем примере показать, как это делается. Рот открывать нужно нешироко.

Следим за воздухом. Главное условие – при выполнении всех действий струя воздуха должна быть непрерывной. Причем она со временем теплеет.

Достигаем твердого «с». Если у малыша автоматически не получается произнести его, взрослый объясняет, что сейчас задача – «подогреть» воздух на ладошке. Тогда все получится.

Говорим «су». Это вспомогательное упражнение, которое поможет чаду достичь желаемого твердого «с». Следим за горячим воздухом.

Говорим твердое «с». Как только результат получен, покажите на своем примере: выдвиньте губы вперед, словно собираетесь сказать «ы-ы-ы-ы», сомкните зубы. Это еще больше «утвердит» «с». Если малыш плотно прижмет язык к верхним зубам, ему будет еще проще.

Закрепляем результат. Вводите выученный звук в слогах со всеми гласными.

Отталкиваемся от межзубного опорного звука «с»

Малыш просовывает между зубами язычок, произнося «с»? Посмотрите, где именно располагается язык:

  1. Вдоль языка идет «желобок», малыш располагает язык между зубками. Покажите чаду, как спрятать его за зубы и сами проговорите «с», чтобы малыш увидел;
  2. Отсутствует «желобок», язык плашмя распластан. В первую очередь нужно поставить корректное межзубное звукопроизношение. Взрослому нельзя говорить «с» вслух.

В этом случае используют такую поэтапную постановку звука «с».

Читайте также:  Учим английский язык с ребенком 4 года

Правильная артикуляционная поза. Ученику нужно распластать и высунуть между зубами. Кончик языка выдвинуть кпереди или расположить на уровне резцов. Потом широко улыбнуться сомкнутыми губами и в идеале прикусить язычок с боков.

Дуем в ладошку. Главное – струя воздуха должна быть как можно холоднее. Это создаст необходимый «желобок». Малыш должен непрерывно улыбаться, можно придерживать верхнюю губку пальцем – так будет легче. Если он все делает правильно, послышится свистящий звук.

Свистим, как комарик. Усадите малыша перед зеркальцем, покажите ему «желобок» и объясните, что благодаря ему у малыша получается свист. Но так свистит большой комар, а надо научиться говорить, как маленький – тонким голоском.

Окончательно ставим «с»:

  1. Ученик непрерывно «свистит». Лучше, если он контролирует этот процесс, глядя в зеркальце. Главное – «желобок» должен оставаться на месте.
  2. Медленно убирает язык за верхние резцы и прижимает его к ним изнутри. Взрослый показывает, как это сделать, но не произносит «с».
  3. Малыш почти достигает правильного звукопроизношения. Потом открывает рот – послышится правильное произношение.

Когда ученик правильно произносит изолированно «с», начинайте вводить его в речь: сначала постановка в слогах, потом в словах.

Механическое воздействие

Для постановки используют счетные палочки, затупленные зубочистки, спички – подойдет любой из перечисленных инструментов.

Один из способов такой. Малыш располагает широкий язык внизу, кончик его упирается в нижние резцы. Взрослый кладет спичку посередине языка. После этого ребенок подносит ладошку ко рту, прикусывает спичку и плавно, но с усилием выдувает воздух так, чтоб ощутить его кожей на ладошке.

Если при этом слышится «с», его отрабатывают со спичкой, а затем без нее.

Вот несколько моментов, которые нужно учитывать выполнении упражнения для постановки «с»:

Во-первых, вводите спичку малышу в рот на 2 см, а если язык уворачивается, чуть глубже.

Во-вторых, при нажатии спичкой, маленький ученик начинает «шепеляво» свистеть. Попросите его соединить губы так, чтобы они пропускали только спичку, но пусть он не прикусывает ее. Язык остается во рту за зубами. Малыш дует на кончик языка так, чтобы выдох проходил между зубами.

В-третьих, контролируйте нажим спичкой. Пробуйте нажимать сильнее или слабее, глубже или на самом кончике языка – так вы найдете то положение, при котором у чада получится идеальное звукопроизношение.

В-четвертых, когда вы поставите изолированный звук «с», начинайте вводить его в речь. Сначала – в слоги, а потом и в слова. Если при постановке в словах малыш опять ошибается, подключайте спичку.

Занимайтесь с чадом в форме игры: проводите аналогии с персонажами из мультиков, показывайте картинки, интересные истории.

Этап 3: автоматизация, или закрепление

Овладение правильным звукопроизношением изолированно от речи – это лишь первый этап обучения. Далее важно закрепить его и довести до такого автоматизма, чтобы ребенок правильно выговаривал новый звук в словах и фразах.

Сначала работайте над постановкой в слогах, потом в словах, причем «с» должно находиться в начале, середине и конце слов. После этого переходите к предложениям.

Рекомендации логопеда родителям

Если вы занимаетесь с сыном или дочкой дома, специалист может дать вам несколько рекомендаций.

Самое главное – прежде чем приступать к коррекционной работе дома, проконсультируйтесь со специалистом. Обратитесь к логопеду. Он проведет логопедические пробы, установит причину и форму сигматизма у вашего чада, даст рекомендации по коррекции на дому. Если причина дефекта – в неврологических нарушениях, он направит к неврологу. В этом случае, вероятно, потребуется комплексное лечение – логопедическое, физиотерапевтическое, медикаментозное.

Усложняйте уроки постепенно. Это значит, что вы поэтапно ставите звук: сначала изолированно, потом подключаете слоги, потом отрабатываете постановку в словах и, наконец, в предложениях.

Используйте принцип поэтапной коррекции. Не приступайте ко второму этапу, пока окончательно не пройдете первый и т.д. Только после твердого закрепления одного этапа можно переходить к следующему. Иначе ваш маленький ученик не только не приобретет новые навыки, но и утратит уже усвоенные – это как снежный ком.

Доведите до совершенства. Не бросайте коррекцию, если ребенок говорит почти правильно. Доведите произношение до идеала, поскольку вряд ли неидеальное произношение со временем станет идеальным. Далеко не со всеми детьми работает принцип «выговорится сам».

Играйте с малышом! Занятия должны вызывать у него чувство радости, позитива, проходить в хорошем настроении. Занимайтесь в форме игры. Прибегайте к игрушкам, историям, личному примеру, аналогиям из мультиков – так дети прекрасно усваивают материал и научаются новому. Если у вашего чада не получается что-то, ни в коей мере не ругайте его. Этим вы сделаете только хуже.

Не теряйте время. Если вашему чаду исполнилось 3 – 4 года, но он так и не выговаривает «с», обратитесь к логопеду. Намного легче и быстрее откорректировать речевые нарушения, когда они только дали о себе знать, чем у деток более старшего возраста.

Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.

Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник